Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Экстримальные и невероятные случаи в летной практике

7 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..151617..8081

kovs214
Старожил форума
01.11.2014 17:39
Viktor49A.
Мне, позже, еще два раза на "после формы" "везло", но срок давности еще не прошел ;).
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 17:58
kovs214:
Ангел-Хранитель у тебя хороший, Олег:)

Ждем вертушку из АРЗ, в Актюбинске. Неделю нас кормят "завтраками". Наконец, в пятницу
позвонили, что, готово и можно уё. (Добро дано к обеду). Идем принимать машину с техником, верней он - пошел, а я быстренько подписал документы в АДП. Уже занес руку написать:
"после облета вылет на Орск-Кустанай". Но, передумал. Пятница, день спешки.

Поехал облетывать машину, после вроде облета вертушки, лётчиком ЛИС.
Бригадир торопит: командир, давай запускайся и вперед! У нас ещё две машины надо сдать.
Мы с этим бригадиром знакомы, по приемке предыдущего вертолета, когда нашел два дефекта, которые заставил устранять. И тоже в пятницу. Вылетев в результате, только в понедельник.

Иду осматривать вертушку. Бригадир зудит сзади: чё ты её смотришь, её уже десять раз все смотрели!
Молчу и топаю по маршруту обхода ВС. Поднял голову и потрогал лопасти хвоста, покачал вперед-назад на люфт, покрутил перья, посмотрел на пробку с щупом, концевого редуктора. Внутренний голос подсказывает: проверь контровку и уровень масла.Сроду не лазил туда, сколько работал на Ми-2. А тут, полез.

Прошу стремянку у бригадира и лезу на хвост. Пробка не законтрена. Странно.
Поворачиваю, вытягиваю щуп, и ничего понять не могу. Он чист и слегка испачкан технологической смазкой. Охренеть - не встать! Редуктор - сухой, а меня в полёт отправляют.
Показываю щуп бригадиру и говорю: Помнишь наш последний разговор с тобой, весной. И моё обещание позвонить кое-куда.
Молчит.

Продолжаю: Наверно самое время звонить (в "контору глубого бурения") мастер.Как думаешь?
Бригадир молчит, голову опустил. Молчу и я. Понимаю, что если позвоню как обещал, тут будет полный пипец, но накажут крайнего, а надо бы причесать как следует всех.

Думаю: схожу в следующий раз, но к директору, и скажу всё, что о них думаю.

Говорю бригадиру: давай мы с тобой последний раз исправим положение, но это в последний раз.
Кивает молча, опустив глаза. Потом выдавливает: клянусь, командир! Последний раз. Клянусь.
Исправили, расконсервировали, облетали и, ... в понедельник вылетели:)

А к директору я ходил, потом, и мы хорошо поговорили, как мне думается. Там же встретил и директора польского завода, которому передал пожелания от летчиков нашего авиаотряда.Мужик вроде попался контактный, поблагодарил за мои замечания и предложения. Сказал, что учтут.
Это был 92й год, и через некоторое время я написал заявление об уходе на пенсию, т.к. на переучивание на Ми-8, меня опять не было в списках, и КЛО с которым были обостренные отношения после моей аварии в 88-м, сказал, что я, неперспективный для МИ-8:-)
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 18:31
ПРИВЕТ интриганам. Вот Вы оба и собрались.
214-ый уже жалеет себя, что заикнулся про томные глаза, а нас жалеть не хочет. Ох не хочет.
Ну дак вот тебе от меня. Что ты там писал про шасси ? До Харькова с выпущенным шасси ? Эка удивил. Мы на Василисе всю дорогу с выпущенным шасси колбасились и ничего. Эт тебе в отместку.
А для Виктора я пока месть не придумал. Но придумаю. Эдакий экстримчик.
"Готовься к расплате !"(Вождь краснокожих).
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 18:36
2shurik25753:
Саня, ну неудобняк - меня тут и так дохрена.
Зайди на страничку на Прозе.ру. как брата прошу:)
Найди там те рассказы, которые озвучил выше.
А здесь, пишу то, чего там нет:) Прости.
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 18:41
shurik25753:
Ну дак вот тебе от меня. Что ты там писал про шасси ? До Харькова с выпущенным шасси ? Эка удивил. Мы на Василисе всю дорогу с выпущенным шасси колбасились и ничего. Эт тебе в отместку.

)) Прости бестолкового: "Что есть Василиса?" :)
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 18:43
Если за 10 минут успеешь добежать до канадской границы...... Прощу. А нет - значит нет.
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 18:44
Viktor49A.
Виктор-ака, shurik25753 собирает против нас заговор :))
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 18:46
У-у-у........ У-У-У.....
Василиса, это Василиса Прекрасная. Лучший вертолёт всех времён и народов. МИ-8.
Я аж покраснел за Вас.
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 18:47
shurik25753.
С Красноярска до канадской границы за 10 минут? Сэр, ваши требования завышены, вы хотите меня загнать, а потом пристрелить :))
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 18:51
kovs214:
Это он так, для проформы ворчит. Возрастное у него. А воще-то, он добрый.
(Когда спит зубами к стенке:-)
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 18:52
shurik25753.
Я на АН-2, всё время летал с выпущенными шасси, и пролазило. На МИ-8 не летал - не знаю, но отзывы слышал о нём самые великолепные!
vaschunin
Старожил форума
01.11.2014 18:54
Viktor49A:

Даа, блин. Кто-то одну крутку перекрутил, другой одну винтку не довинтил.
А экипажу, как всегда, пришлось решать регбус и выкручиваться:(

Говорят, будто, в авиации, всё держится на заклёпках и подъёМках, забывая упомянуть гайки, пусть, даже, накидные…
Дело было зимой. Середина 60_х, ИАП. Шли плановые полёты МиГ-19 П. Пилоты и техсостав, набились в тепляк, в ожидании Планового вылета, травили анекдоты, байки и прочие «правдивые истории» о рыбалке и охоте…. Время от времени, стены тепляка содрогались от дружного хохота. В -общем, всё, как всегда… Из динамика льётся ровный и обыденный радиообмен «земли» с «бортами» о курсе, высоте…
В тепляке, ВРОДЕ БЫ, никто не вслушивается в эту эфиную
разноголосицу. Вдруг, из динамика прозвучало: -УХОДИТЕ В ЗОНУ …
КАТАПУЛЬТИРУЙТЕСЬ!…
В тепляке, разом ВСЁ стихло. Если бы, было лето, то было бы слышно как жужжат мухи и стрекочат кузнечики… Народ стал молча переглядываться, каждый надеялся, что ему послышалось… По ставшим серьёзным и растерянным лицам, было понятно, что услышанное, вовсе, не показалось…
Первым вышел из оцепенения комэска. По радио, представившись, он спросил
у ИПУ что произошло. Оказалось, пилот доложил РП о том, что лопнула тяга одного
двигателя. Двигатель вышел на «Максимал». Другой двигатель нормально
управляется на всех режимах… С одним двигателем, работающем на «Максимале», можно взлетать, но, НЕВОЗМОЖНО сесть.
В Талмуде «Особые случаи в полёте», на такой случай,
однозначно рекомендовалось –Катапультироваться…
Один из пилотов быстренько пробился к переговорному устройству с ИПУ, и попросил несколько минут повременить с катапультированием, поскольку у него есть некоторые предложения, как избежать потери самолёта… Запрыгнув в тягач, пилот умчался к ИПУ… Там он, коротенько изложил суть своей идеи.
Согласовав с РП, и получив «Добро», пилоту аварийного самолёта посоветовали в
перевёрнутом полёте, (это меньше 30 секунд), дождаться выработки топлива из отсека
отрицательных перегрузок, по приборам проконтролировать выключение двигателей,
перевести самолёт в нормальное положение, и произвести процедуру «Запуск
двигателя в воздухе». Проверить работу двигателя по всем режимам. Если всё нормально, то, производить посадку, как учили… Всё получилось. Заход на посадку и сама посадка, прошли успешно. Самолёт зарулил на стоянку, отрыли люки для осмотра двигателей…
Оказалось, тяга не лопнула, а рассоединилась по стыковочному
узлу. Соединительная гайка тяги другого двигателя, была не законтренной, и,
тоже начала откручиваться…
Это был второй, или, третий полёт, после выполнения
регламентных работ в ТЭЧ.
На следующий день, на построении полка, пилоту подавшему идею, и пилоту,
эту идею реализовавшему, зам. командира корпуса вручил ценные подарки…
Как всегда, раздолбайство одних, компенсировалось мастерством и героизмом других…
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 18:55
Про канадскую границу - это для Виктора. А с Вами я рассчитался, по-моему. Мало ? Могу ещё.
Навскидку : вот если бы Вы о томном взгляде писали бы так же доходчиво, как о блеске шасси.....
Было бы само-то.
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 18:58
shurik25753:
Про канадскую границу - это для Виктора.
-------
Гора с плеч :))
kovs214
Старожил форума
01.11.2014 19:03
vaschunin.
Отличное знание матчасти.
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 19:06
vaschunin: "Как всегда, раздолбайство одних, компенсировалось мастерством и героизмом других…"
Лично я точно уверен, что подвигом и/или максимальным мастерством всегда прикрывают чьё-то преступление. И вопрос : а почему кто-то из рядовых лётчиков сообразил или вспомнил, как исправить положение, а рук.полётов нет ? Их местами не поменяли после этого случая ?
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 19:07
vaschunin:
Молодцы мужики!

У нас, Ми-4, ребята по счастливой случайности разложили уже практически сев на площадку,
на оперточке. Они не успели опомниться, как легли на бок. А если бы это случилось в полете, сами понимаете, что последствия были бы ужасные. Выяснилось, что болт в тяге поперечного управления от ручки, был вставлен .... головой вниз. И выпал, видимо будучи не законтренным (не помню уже).
И что Вы думаете? Ребят поснимали с летной работы:) За что? За то, что сели на пятнадцать метров в стороне от временно маркированной флажками площадки. Я уже говорил об отношении к АП в Гражданской авиации. В большинстве своем - если не смог задницу обставить флажками и доказать, что не верблюд - распнут, прилюдно.
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 19:11
Viktor49A:" (Когда спит зубами к стенке:-) " А ты откуда знаешь ? Ты когда успел с моей бывшей спеться ? Она тоже меня всегда зубами к стене укладывала. Потому, что когда я зубами не к стене, то и руками тоже( ну да, правильно, и не только руками).
Алексеевич
Старожил форума
01.11.2014 19:28
В 90-е годы, после распада нашего государства, южные республики оказались в трудном экономическом положении. Особые сложности испытывала Армения, так как наземные транспортные средства не могли обеспечить все потребности нового государства. Скоропортящиеся продовольственные грузы приходилось доставлять по воздуху. Этим и занималась наша авиакомпания на самолётах Ил-76. Полёты приходилось выполнять, практически в самых сложных условиях, ибо загруженные 40 тонн сливочного масла, при простое более суток, грозили превратить наш лайнер в сливочный торт. Порой, проходя по стоянкам самолётов на аэродроме в Ереване, я с удивлением отмечал, что не видно хвостов самолётов, стоящих на стоянке. На вопросы скопившихся пассажиров в аэропортах: «Почему пассажирские самолёты не летают, а тяжёлые грузовые самолёты производят посадку?» - администрация отвечала очень убедительно для всех: «Это летают русские вояки!». Такой довод не вызывал больше вопросов ни у кого. И хотя мы давно были «не вояки», к нам отношение было особое. Даже в самых сложных метеоусловиях нам разрешали вылеты без задержек. Эти полёты, конечно, были большой нагрузкой на самолёты и экипажи.
Не было возможности тщательно проверить техническое состояние воздушного судна да и технических специалистов не было. Но самолёты имеют своё отношение к своим пилотам. Накопившиеся усталостные разрушения стойки шасси на моём самолёте разломили стойку не на взлёте, не на посадке, а при страгивании самолёта с места. Стоило только увеличить обороты двигателям при выруливании со стоянки, как раздался хруст, и самолёт просел на левое крыло. Трещина долгое время накапливалась, и разломила стойку в самый «благоприятный» момент – на стоянке. Не хочется представлять это разрушение на посадке или взлёте. Я любил этот воздушный корабль, и он ни разу не подвёл меня. Это НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ!
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 19:30
shurik25753:
:-)
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 19:36
Алексеевич: Рад за Вас. Факт редкий, но вероятный. Знаю парня : 30 лет работы 16.000часов и НИ ЕДИНОГО отказа матчасти.
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 19:36
Алексеевич:
Самолет или вертолет, как живое существо - чувствует отношение к себе и отвечает взаимностью.

http://www.proza.ru/2011/09/22/1277
shurik25753
Старожил форума
01.11.2014 19:44
Viktor49A: " Самолет или вертолет, как живое существо.."
А почему :" КАК " ?
Viktor49A
Старожил форума
01.11.2014 19:57
Всем доброй ночи и хорошего настроения!:)
Алексеевич
Старожил форума
01.11.2014 20:00
Всегда относился к самолёту с уважением. Однажды, не смог по нагрузке набрать эшелон для преодоления грозовой облачности. Попал в грозу. Никогда не думал, что в небе есть такая стихия. Молил самолёт вынести меня из этой бушующей действительности. Ил - 76 выдержал и вынес нас. Правда лишился всех выступающих антенн и даже фонарей АНО.
Шароглазов А.А.
Старожил форума
01.11.2014 20:04
Примерно в 1977-1978 году полетел из Газ-Завода Читинской области АН-2 на облёт территории. Парашютистов не взяли, только летнаб с пилотами. Погода солнечная, пожаров не было. Болтаться в самолёте не хотелось. Командир предлагает летнабу сесть на берегу реки Газимур, искупаться, позагорать. Время пройдёт, взлетим, и прямиком в Газ-Завод, вроде как маршрут облетели. Летнаб молодой, на любые авантюры согласный. Сели на бывшую отмель, ровный галечник с песком. Вода тёплая, солнышко, благодать! Связь на Чита-контроль с земли нормальная, доложатся по времени: «Работаем в квадрате…», и на час свободные. Подошло время взлетать, запустились, стали разворачиваться. И одно заторможенное колесо зарылось в гальку. Да так глубоко, что крыло легло концом на землю. Позагорали, называется. Ни лопаты, ни топора. Приподнять самолёт за конец крыла сил не хватает.
Попытка связаться с авиаотделением не удалась. Связь только по УКВ на 129 мгц, с земли не берёт. В аэропорту стоит Ми-2, тоже патрульный, но как сказать командиру, чтобы выручал? Пришлось вызывать аэропорт Газ-Завод по КВ. Попросили связаться с ними командира Ми-2. Хоть и сменили частоту связи, но их разговор всё равно многие любопытные услышали.
Ми-2 прилетел, привёз доски, лопаты, второго летнаба и трёх парашютистов. Общими усилиями вызволили самолёт, поставили колёса на доски. АН-2 нормально взлетел. Остальные прибрались на месте происшествия и следом на Ми-2. Вроде всё благополучно закончилось.
Однако о случившемся узнали и в авиаотряде, и в авиабазе. Пилотов АН-2 не хило наказали. Летнабам в авиабазе не оплатили налёт в этот день, а летнаба АН-2 заставили оплатить полёт Ми-2 из своей зарплаты. Но на этом взыскания летнабам и закончились. В Читинской авиабазе с каждым происшествием разбирались по существу и с пониманием. Более того, молодой летнаб АН-2 через год стал главным летнабом Читинской авиабазы, и вполне достойно работал отцом командиром.
111
Старожил форума
01.11.2014 20:16
по поводу ХР на Ми-2.
попадалось несколько с такой "приблудой" - если заправить под верхнюю риску, то смазку высасывает через пробку так, что щуп показывает полное ее отсутствие и, при этом, следов потеков на редукторе невидно.
Заправляешь по середине или чуть выше нижней - будет работать без изменения уровня хоть месяц. Единственное отличие - сама пробка мокрая, но отличить практически сложно - она всегда в копоти и имеет темный цвет из-за этого ( то ли копоть, то ли смазка). Там кстати контровку в натяг нельзя делать, должен быть свободный ход в вертикальной плоскости.
vaschunin
Старожил форума
01.11.2014 20:28
kovs214:
Отличное знание матчасти.

shurik25753:
И вопрос : а почему кто-то из рядовых лётчиков сообразил или вспомнил, как исправить положение, а рук.полётов нет ? Их местами не поменяли после этого случая ?

Руководитель полётов, тоже, пилот, хотя, и бывший...
Пилоты, как и все люди, очень разные. Одни, дотошные, им, в рамках инструкций и наставлений, очень тесно и скучно, им всегда хочется знать, что там, за границами этих рамок?
Есть пофигисты, которых, вполне страивает, что за них всё решили и расписали другие люди...
В полку были пилоты, знавшие конструкцию самолёта, лучше некоторых техников. Вот, и тот, пилот который предложил как усмирить неуправляемый двигатель, нашел это решение, в результате долгих размышлений, лет за пять до этого случая. Пилоты, как правило, очень неохотно прибегают к услугам катапульты... Именно это обстоятельство, как рассказывал этот пилот, и сподвигло его к размышлениям на заданную тему...
РП, как правило, были из пилотов, списанных по состоянию здоровья. Для действующего пилота, уход с лётной работы, -это катастрофа всей жизни... (по крайней мере, так было в те времена)
vaschunin
Старожил форума
01.11.2014 20:40
shurik25753:

Viktor49A: " Самолет или вертолет, как живое существо.."
А почему :" КАК " ?

Именно, Живое Существо, с которым, следует обязательно подружиться...
Помню, с какой нежностью и уважением, пилоты поглаживали и похлопывали красивое тело самолёта во время предполётного осмотра...
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 08:26
Не моё.

НатальяА:
Один день из жизни

Кабул. Вертодром. Обычная операция. Однако в этот раз с самого начала не заладилось. Еще во время перелета у одного борта движки ушли на малый газ – вынужденная посадка. Сели благополучно, пришлось прикрыть лопатки РНА – подняли борт.
После первого же вылета "кабульская" двадцатьчетверка лопастями НВ ударила "нашу" восьмерку по рулевому винту. Только успели заменить винт, как на горной площадке Ми-8 цепляет РВ валун – вынужденная посадка. Вокруг крики, сопли. Главное, экипаж невредим. Прыгаем в ПСО, на рулении по железке подламывает переднюю ногу. Нервы, как струны. Меняем борт. Уже на месте узнаю, привезли не тот винт (от Ми-8Т). В бешенстве. Кричу по рации "первому" открытым текстом. Он материт всех и вся в прямом эфире. Ждем. Приходит борт. Привез нужный винт. А сам при взлете кувыркнулся вниз – сгорел. Слава богу, все, кто был на борту, выскочили.
Меняем винт и прыгаем с горы, словно с вышки, вниз головой. После возвращения с площадки, всю ночь ставим на уголки от солдатской кровати подломившуюся ногу. Никто не верил, но утром вертолет был в воздухе...
Вот и прошел еще один день из моей афганской жизни. Итог не утешительный: один вертолет сгорел, два рулевых винта, комплект лопастей НВ, передняя нога, да и уход на МГ. Помпаж "тихий", да громко "погуляли". Про "вилки" и "дырки" никто и не вспоминает. Все живы. Пора домой… в Джелалабад. Скорей скинуть этот чертов комбез и прыгнуть нагишом в родное "бучило", смыть грязь, слезы, кровь... чтобы снова вперед.
06/05/2010
shurik25753
Старожил форума
02.11.2014 11:25
НатальяА:
В армии - как в армии. На войне - как на войне. А простым парням отдуваться за верховное преступление. Снимаю шляпу перед вашим мужеством.
Не. Ну решил войска ввести - бери автомат и впереди колонны. Так нет же, гад, в кремле сидит, репу чешет и брови.
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 11:55
shurik25753:
Ты "про прошлых чешущих репу и брови", или и про нынешних тоже, Саня?
Ведь "нынче ничем не лучше чем тогда".
shurik25753
Старожил форума
02.11.2014 12:13
Viktor49A: Точно так, Виктор. Ты же знаешь мою точку зрения. С начала веков вожди племён решали : воевать - нет ? Воевали часто, но не всегда. И у них хватало совести самим вести воинов племени в поход и в атаку.
Потом появились фараоны и короли. Эти воевали постоянно. В походах участвовали(иногда) чаще по Луврам сидели. Потом фюреры и ген. секи принимали решения. Тут и комментировать нечего. Только простые мужики расплачивались своей кровью за их идиотизм.
Вот меня и бесит. Хочешь воевать ? Иди, воюй. Сам во главе колонны, сыновья в первой шеренге, далее свита с прихлебателями. Мужики-то при чём ?
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 12:21
shurik25753:
Согласен Саша.
Есть страна на свете, где офицер на самом деле заботится о солдате, где командиры едят ту же пищу что и солдаты, и носят ту же форму. Вряд ли они спят в казармах как солдаты, но за одного пленного дают много. Живут на клочке бесплодной выжженной пустыни, но ещё и выращивают урожай, излишки которого надо же!- продают в соседние страны где с продуктами туго, а земель плодородных - завались:) Вот у них бы и надо учиться. Всему. Только учение это нужно начинать ещё с младенческих лет.... А у нас - много время уже упущено.
shurik25753
Старожил форума
02.11.2014 12:28
Это где так ?
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 12:30
mprkur0
Старожил форума
02.11.2014 12:42
На МАКС 2005 прилетели МИ-8 и Ми-24 с установленными на них тепловизорами, с нашей части. В понедельник, когда завершился авиасалон я на Ми-8 повез экипажи и техников перегнать эти борта на базу. Проезжающий мимо МИ-24 топливозаправщик въехал ему в лопасть несущего винта. Командир части, говорит - давай вылетай, сейчас снимем с другого борта нормальную лопасть. Желание было не большое, но приказ надо выполнять, т.к. это дело было после праздника "дня авиации". Диспетчер отправил к организаторам салона, те сказали - пока не заплатишь, не выпустим. Говорю - у меня после праздника только 100 руб. на пиво. Те - ничего не знаем. Два часа согласовывали с Министерством обороны. Американцы, военные, решили лететь ночью, там было много самолетов и большие и истребители, их перевезли со стоянки где стояли на показ все самолеты, на другую рулежку, что бы не мешали, ну и наши два борта тоже с ними туда же поставили. Привез лопасть. Американцы стояли в сторонке наблюдали все это действие. Приспособлений поднять лопасть конечно ни каких нет, хорошо нашлась швартовка от лопасти, ей через втулку подняли, пристыковали, отбили конус, завис, нормально, и сразу взлетели группой. Когда взлетали, те хлопали в ладоши, типа удивили Русские.
shurik25753
Старожил форума
02.11.2014 13:13
А-а-а. Ты про Израиль. Я это знал, но как-то выпустил из памяти. Евреи, конечно же молодцы в своей стране. Но меня это не удивляет. Чем меньше страна, тем труднее творить что хочу.
Ну с начала веков так идёт. В маленьком племени и воины и простые люди берегли друг-друга. Ну, хотя бы для того, чтобы племя не вымерло. В маленьком племени начни пальцы загибать - быстро на место поставят.
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 13:37
Согласен Саша. Хотя и у них есть свои проблемы. Но, они ни что не жалуются, а целеустремленно и методично делают дело, не забывая и о постоянной агрессии со
всех сторон. Действительно, молоды!
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 14:44
Ну ладно. Что-то мы все о грустном.

Расскажу про один суматошный день, который неожиданным образом
мне организовали однажды.

Меня поднял с постели, едва забрезжил рассвет, звук милицейской сирены взвывшей под окном.

- С ума посходили, что-ли?! - ругаюсь и иду посмотреть.
Внизу, стоит задрав голову, Бахыт Б. - замкомандира дивизиона управления ГАИ КазССР, старший лейтенант. Не зная номера квартиры, но зная дом, решил таким вот макаром найти меня.

Скрипнуло окно, и он, обрадованно машет: спустись!
- Ну ё-моё! - ругаюсь про себя, и накинув трико с огромными пузырями на коленях, в полудрёме, иду вниз.

- Срочно, собирайся!- частит старлей. Я всех поднял по тревоге, нашёл твоих больших командиров, техников. Вертушку уже готовят. Вылетаем по готовности.
- Да что за спешка и я при чем? – поднимаю брови.

- Ночью было вооружённое нападение на пост в районе поворота на Отар – отвечает. Командир объединенного отряда велел тебя поднять. Сказал, что лучше всех знаешь район с воздуха.
- Ни хрена себе! – киваю изумленно.


Взлетели из порта в рекордно короткие сроки, написав в «Журнале принятия решения на вылет» «Пост ГАИ, 19й километр» и взяв прогноз, сектором 270-360 градусов, удалением до 300 км. Да можно было и не брать его, так как середина лета ничем особым не угрожала, разве что грозами. Сдвинув на одно ухо наушники, слушаю рассказ «мужика в гражданском», с коротким, невиданным мной раньше, автоматом через шею. Он, из МВД.

- Павел - суёт ладонь дощечкой. Следователь по особо важным. Идем, на - запад.
- Виктор – жму протянутую руку. Ну что ж! На запад так на запад.

Сзади нахохлились, ещё два незаметных и серых мужичка с оружием. По их коротким фразам, понимаю – эти, из «конторы посерьезней». Я взял всех троих с головного поста УГАИ МВД КазССР и дав им ручку и «Список пассажиров», попросил заполнить.
- Хрен их знает! – пассажиры больно серьезные, надо оформить.

Как рассказал Павел, ночью мимо поста в ста шестидесяти кэмэ от города, прошла на большой скорости машина 'дальнобойщиков'. На требование постового остановиться - из кабины грохнул выстрел. Ушли вроде в сторону ж/д станции Отар, т.е. на север. Теперь, мы прочесываем все дороги, по которым могли уйти стрелявшие. А дорог этих, объездных, я знаю дофига в этом районе, и сколько же ещё не знаю. Но, «следак» секет вниз, и делает знаки рукой, периодически.

Степь то, хоть и бескрайняя, а имеет свойство оставлять на своём теле раны, в виде колеи. Если прошла одна машина, то в зависимости от времени года, след может затянуть через неделю и раньше. А вот если прошла колонна Камазов, Зилов груженных овощами, очень тяжёлых фур, то следы будут и на следующий год видны.
Знания эти у меня остались ещё от работы в экспедициях в 60-х, когда мы отыскивали свой 'профиль' в степи и через год.
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 14:49
Вот нас с Двоечкой и придали 'органам', как знающих почти все 'дыры и дороги' в регионе, в том числе и на границе с Киргизией. Мы уже вырабатываем вторую заправку, которой быстро обеспечили во Фрунзе, и облазили столько кушерей, что даже если сейчас бросить всё и уйти домой, у меня налёт за день превысит разумные пределы.

А результатов пока - ноль. Прочесали все балки на севере от ст.Отар, а их там - видимо-невидимо. Залезли повыше и сверху как на ладони, видно за пятьдесят-шестьдесят кэмэ пыльные тянучки от идущих машин и, чернеющие и синеющие будки стоящих на отдыхе, на берегах многочисленных ручьёв и речушек, ещё не пересохших с весны.
Грузовиков видели много, но, всё не то. Времени убили мои пассажиры на их проверки - вагон. Посадок и взлётов подошло к сотне, барограмма - как кардиограмма, вся в зазубринах.

Недавно засекли похожую машину, стоящую в бАлке. От кого-то спрятались же. Почему?
В кабине - вроде двое.
Мои пассажиры убежали к ним, а через пять минут, идут назад.
Павел говорит: В кабине - водитель, пожилой аксакал лет под семьдесят, 'терроризирует' в хорошем смысле этого слова, молодую женщину другой национальности, лет тридцати. Увлеклись настолько, что даже вертолет не услышали. Мужики неулыбчиво говорят: Оба взмолились - не надо огласки! Иначе, свои же, нас и убьют.

Мда, брат. Жизнь - есть жизнь, ничем её не остановишь.
- Поехали?- спрашиваю.
- Вперёд – делают знак рукой

Как мне сказал Павел, они выявили несколько машин с документами не соответствующими грузу. Одну машину с перебитыми номерам агрегатов. Да нашли с воздуха пару сожжёных 'Камазов' – только ржавые остовы сиротливо напоминают, что когда-то были транспортом.
Это - как объяснили, капитально сломавшиеся грузовики. Не имея времени на их ремонт и не зная, какой дорогой будут возвращаться назад, хозяева перераспределяли груз по другим машинам колонны, а сломанную – сжигали. Вот так.
- Мда-а, этот жесткий бизнес не держит мягкотелых и интеллигентов - подумал себе.

Виновники же тревоги как сквозь землю провалились, а если учесть скорость монстров советского автопрома и их блестящее состояние обеспеченное регулярным денежным вливанием, большой выбор и прекрасное знание и выбор полевых дорог, то шансы найти их – очень невелики.
За многие годы работы, видел множество дорог по степям, появляющихся из ниоткуда и туда же исчезающих, так как желание обойти закон, когда под угрозой свой карман, преобладает над чувством опасности и здравым смыслом у многих людей.

Мы – уже на границе с Джезказганской областью, в двухстах семидесяти кэмэ от Алма-аты, на северо-западе, набрали три тысячи метров, чтобы видеть шлейфы пыли.
Показываю ребятам на 'топливные часы' и на солнышко: пора принять решение мол. Куда дальше пойдем?
Мой сосед справа прильнул к наушникам рации работающей на милицейской волне и машет - вперёд, вниз и в сторону Фрунзе.
Не дожидаясь объяснений, двигаю ручку от себя и свист воздуха в щелях меду кабиной и сдвижным блистером, говорит, что несёмся очень быстро.

Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 14:55
Идём на юг. Солнышко к закату, пора бы выбирать место для ночлега.

Кричит мне в ухо: Опять стрельба!
Немного погодя: Преследуют легковую машину, отстреливающуюся от инспектора!

- Ну дела! Взбесились все, что ли, сегодня?!
На предельной скорости идём к перевалу, за которым минут через двадцать откроется долина и город Фрунзе, севернее которого и разворачиваются события.
Чувствую толчок в бок. Делают жест руками:
- Конец, домой! - Остановили машину!- кричит Павел, сдвинув наушник.

- Фф-уу! Ну и денек сегодня.

Сели на посту ГАИ на окраине города, на 'лампочке', а мне ещё идти минут семь-десять, до своего аэродрома.
– Дотянем, однако – констатирую молча. Напрямки пойду.

Солнышко - за горизонтом, в башке - гудит сильней, чем двигатели. Спина и задница - как деревянные. Диспетчера ноют каждые пять минут: «Борт, когда домой?»

Говорю 'органам':
- 'Надо бы народ обслуживавший полеты, развезти по домам. Служебный автобус давно ушёл. Пока народ доберётся до коек, надо будет вставать на работу'.
Кивают, сами еле языками ворочая: Сделаем, мол.

Ухожу в порт. На сегодня - налетался до полного опупения. Больше семи с копейками, часов, чистого лётного времени, не считая работы «на газах», на земле. О рабочем времени вообще молчу - от восхода до заката отработали, полный световой день.

Вырулив из порта, заехал на автозаправку на своей 'Волге'. Со мной в машине попутчики - диспетчер старта Володя С., ныне покойный, царство ему небесное и женщина-оператор, из "Радиобюро". Пока лился бензин в бак мы благополучно уснули, я - за рулём, а Вовка рядом, на диванчике. Проснулись, лишь когда в лобовое окно постучали.

Через несколько дней узнал, что легковую машину, ту самую, задержал рискуя собственной жизнью, Саша К., инспектор отдельного взвода УГАИ, из села Георгиевка. Догнал и остановил. Будучи раненым, задержал и сдал оперативникам преступников, а сам - потерял сознание от потери крови.

Стрелявшие, на грузовике, так и растворились на просторах казахстанских степей. Найдут потом, может быть, кучу сгоревшего железа без номеров и, без каких-либо следов.

vaschunin
Старожил форума
02.11.2014 15:00
shurik25753:

…Вот меня и бесит. Хочешь воевать ? Иди, воюй. Сам во главе колонны, сыновья в первой шеренге, далее свита с прихлебателями. Мужики-то при чём ?

Так было при фараонах…
Даже, Чапаев Василий Иванович, думал иначе…

….- Вот, к примеру. Идет отряд походным порядком. Где должен быть командир? Впереди на лихом коне.

Показался противник и открыл орудийный огонь. Где должен быть командир? Опять может быть впереди, потому как по одному человеку из орудий палить не станут.

- Теперь, противник открыл пулеметный огонь. Где должен быть командир? Вот допустим, у них здесь десять пулеметов, а здесь два. Где?
- Тут, где десять.
- Тут... Соображать надо. Где им тебя ухлопать легче? Тут где десять. Стало быть, и должен быть ты там, где два. Иначе, без командира, и бойцам может быть крышка.

- Теперь, противник пошел в атаку. Где должен быть командир?
- Быть впереди.
- Должен перейти в тыл своего отряда. Из какого-нибудь возвышенного места наблюдать всю картину боя. Иначе отряд могут обойти с фланга…
shurik25753
Старожил форума
02.11.2014 15:26
vaschunin:
"Даже, Чапаев Василий Иванович, думал иначе "
- так это в КИНО сценарист с режиссёром беса гонят. А как думал сам Василий Иванович - большой вопрос.
HeliCap
Старожил форума
02.11.2014 15:44
Даа, Виктор -ака, доводилось, да и доводится мне с силовиками летать- но такого вестерна пока не случалось). Все больше по-мелочи: угнанные джипы- коровы- бараны да "черные лесорубы")). Но с последними тоже весело- при виде вертолёта откидываются борта и начинают брёвна со скоростью камнепада в горах Кавказа греметь о землю)). Затем выкидываются бензопилы - и камуфлированная "шишига" вскачь по корням сосен мчится к ближайшей деревне))....
Viktor49A
Старожил форума
02.11.2014 16:00
HeliCap:
И хорошо, Олег, что не случалось. Ну их! Были вылеты, о которых даже
рассказывать не хочется.
Вози больных по санзаданиям, да патрулируй, что нужно патрулировать.
Конечно, когда выпадет работка которую надо делать потому, что больше
никого нет поблизости, надо делать конечно - такая работа у вертолетчика.
vaschunin
Старожил форума
02.11.2014 16:04
shurik25753:

vaschunin:
"Даже, Чапаев Василий Иванович, думал иначе "
- так это в КИНО сценарист с режиссёром беса гонят. А как думал сам Василий Иванович - большой вопрос.
Viktor49A
Старожил форума
04.11.2014 08:53
Мы однажды облетывали вертушку после замены двигателя, с Сашей, авиатехником-бригадиром.
На пробе двигателей после запуска никаких отклонений не обнаружил. Запросил вырулить "на старт". Повисели немного, проверил адекватность управления на висения, запросил "взлет по вертолетному".
Разрешили.

Начали взлетать. Прошел трясучку, продавил её и разогнав скорость до 60-70 кмч перевел в
активный набор высоты, чуть уменьшив режим движкам.
И тут - началось. Полезли в раскрутку обороты несущего винта. Задрожал фюзеляж и завыл
несущий винт. Вижу, что обороты растут невзирая, что шаг около 5-6 градусов по УШВ и установлен номинал движкам. Растут очень активно. Высота была уже около 50-60 метров над ВПП. Гул стоит такой, что уши закладывает. Видя, что рост оборотов не прекращается тяну вверх шаг-газ и вывожу коррекцию, как ограничивали режим движку, на МИ-4 и Ми-1.

Подо мной, вторая половина асфальтобетонной ВПП. Это сейчас я говорю уже пару минут, а тогда, всё произошло секунд за тридцать. Выпаливаю в эфир: Посадка перед собой! - и сажусь, кинув шаг вниз на авторотации. Подсек машину и подорвав шагом, отдал ручку от себя, сев с коротким пробегом.

- Посадка! - говорю и от волнения забыл, что надо бы, наверно, выключиться на ВПП, раз посадка была вынужденная, на взлете. А диспетчер ничего не заподозрив, сказал:
- Посадка во столько-то, по РД на свою стоянку.

Зарулили на стоянку, выключился. Подумав, опечатал капоты СУ и пошел в эскадрилью.
С меня взяли "объяснительную".
Комиссия долго ничего найти в подтверждение моим словам не могла. Пока комэска не сделал провокационный подсброс шага на взлётном режиме движков, на стоянке. И, движки пошли вразнос, раскручивая несущий винт. Чуть вертушку на бок не положили.

Сказали: крути дырочку под "Отличника Аэрофлота", т.к. до этого у меня было несколько благополучных вынужденных.
А через месяц где-то, я лег на бок на тренировке, на раскисшем за две недели дождей, грунте, и вместо "Отличника Аэрофлота" был сослан в ВОХР:)
mprkur0
Старожил форума
04.11.2014 12:21
Вертолет после регламентных работ, прилетели с задачи, правый борт на Ми-8 весь в масле. По масломерному стеклу в двигателе ниже нижней риски. Выбило практически все. Когда закручивали после проверки масляный фильтр, закусило резиновую прокладку и через нее выбило.
Улетая с аэр. Моздок при сруливании с магистральной на рулежку поймал камень. Узнал об этом только после осмотра по прилету на базу. Комиссия долго пыталась на меня повесить порчу двигателя, а не на аэродромную службу, которая не следит за состоянием. Ворон ворону глаз не выклюет. Спрашивают - почему брал шаг при сруливании с магистральной, по инструкции разрешено только при страгивании при начале руления. Отвечаю, что остановился перед ней, т.к. между магистральной и рулежкой наверно см. 5 разница по высоте, поэтому применил положение инструкции, как при страгивании, а там на самом деле валялись камни, (причем после этого несколько раз по ней же выруливал, ни кто ничего не убрал), ну и как всегда борт груженый, амортстойка переднего шасси стучит на стыках плит, азота нет, заправить нечем. Председатель комиссии потом говорит - повезло, в рубашке родились, некоторые лопатки покрошились, некоторые повыгнуло, компрессор мог пойти вразнос, лопатки начать разлетаться из-за разбалансировки. А летел, что в первом случае, что в этом на 3-5 метрах, т.к. есть такая версия, что у головки наведения тепловой ракеты срывается захват, если залетел за дерево или даже столб. Были катастрофы, когда вертолет попадал в провода, командование на какое-то время приказывало летать не ниже 15 метров. Читал на форуме на одной из веток, вертолетчик писал - на этой высоте, после 3 метров кажется земля круглая, как будто попал в космос и завис, подвесили за яйца, подтверждаю, так и есть, страшно.
kovs214
Старожил форума
04.11.2014 13:34
Viktor49A.
...Сказали: крути дырочку под "Отличника Аэрофлота", т.к. до этого у меня было несколько благополучных вынужденных.
А через месяц где-то, я лег на бок на тренировке, на раскисшем за две недели дождей, грунте, и вместо "Отличника Аэрофлота" был сослан в ВОХР:)

Виктор-ака, уж что-что, а на расправы, в те времена, в ГА, были скоры. Ковтюха, наверное помнишь? На стенах писали: "Человек-человеку - ковтюх" ;). Как-то ночью сели в промежуточном аэропорту (как раз были те времена), в коридоре, на стене висит красочный, наверное можно плакатом назвать, с множеством фотографий награждённых знаком "Заслуженный пилот СССР". Человек, наверное, 20 было. Самая "низкая" должность, это комэска. Кто-то жирным фломастером, по диагонали, написал: "А где, рядовые?" :))
1..151617..8081




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru