Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Слышимость двигатетелей и качество пилотирования.

 ↓ ВНИЗ

Orion
Старожил форума
21.05.2014 20:20
Вопрос летающим, представьте гипотетически, что вы перестали слышать двигатель(ли) своего самолета, насколько это отразится на качестве пилотирования в режимах взлет-посадка? Также сделаем вычет автопилота.

Изначально я тоже предполагал что ни на сколько, но при имитации этого в симе (полное отключение звука от двигателя) результаты стали весьма печальными.

Приходилось ли вам в силу каких либо причин пилотировать самолет "в глухую" или летать на тренаже с отсутствием звука? Каковы ваши результаты и субъективное мнение?
RR-navi
Старожил форума
21.05.2014 20:35
Дело в том что даже на Ту-154 двигателей в кабине не слышно. На М -вообще, а на Б - ниже номинала. на современных самолетах (у них двигатели тише. но ближе к кабине) тоже слышно только TO/GA. На Ту -134 двигатели слышно, но негромко, самое то...
на Ан-24/26/12 слышно в основном двигатели. На Ан-32 и Ту -95 их, и ТОЛЬКО их!!!! В кабинах реактивных самолетов превалируют совсем другие звуки, хотя это вовсе не означает что у всех реактивных. кабины тихие. РАЗНЫЕ!!!
С ув.RR
Aноним
Старожил форума
21.05.2014 20:40
Если ты не можешь в симе посадить без звука двигателей..., то я представляю какой ты горе-симмер...
MTU
Старожил форума
21.05.2014 20:59
А вот на планере если свист ветра вдруг пропал, то надо срочно насторожиться - вполне вероятно очень скорое начало падение кубарем)))
Orion
Старожил форума
21.05.2014 21:00
RR-navi:

Хороший, объективный ответ, спасибо! Однако в кабинах есть шум обтекания воздухом, что тоже весьма информативно!

Аноним:

Да так-то проблем не испытываю с симами, но вот при отсутствии звука действительно стало все не очень гладко.
Navigator-30RUS
Старожил форума
21.05.2014 21:13
На приборы смотри. При чём тут звук вообще.
4V4
Старожил форума
21.05.2014 21:22
При чём тут звук вообще.

А вот не надо. Хотя РР во многом прав, но без звука хреновато будет.
Иногда нюансы играют решающую роль.
Может и без нюха летать можно?

авиатырь
Старожил форума
21.05.2014 22:03

Вопрос летающим, представьте гипотетически, что вы перестали слышать двигатель(ли) своего самолета, насколько это отразится на качестве пилотирования в режимах взлет-посадка?

Из гражданских наверное мало кто ответит, "от тудава" никто ишо не отвечал)))
КарКарыч
Старожил форума
21.05.2014 22:10
Как-то на Л-39, на конвейре, сдох кондиционер. В кабине запахло мужеством:-)
Зато я теперь точно знаю, что в кабине двигатель почти не слышно, в основном кондер.
IGEL
Старожил форума
21.05.2014 22:15
где-то как-то отразится наверное. Я не особо думал об этом, пока наушники с активным шумоподавлением не стал использовать (на турбовинтовом), н. первом запуске чуть не запаниковал, но приборы помогли. До сих пор шумоподавление перед выруливанием включаю, но это уже просто традиция, уже привык.
Кадет
Старожил форума
21.05.2014 22:27
Хороший вопрос. Однажды на чужой машине чуть взлёт не прервал. Двигатели "не вышли" на взлётный режим :) "Турбопропные" наушники с активным шумоподавлением в довольно тихом джете тому виной. В следующем полёте уже проще было, хотя дискомфорт полностью не прошёл. С удивлением для себя открыл, что привычные шумы это весьма важный канал информации.
Интересный факт. На Фантоме пилот на заходе почти не смотрит на скорость. Вместо этого ориентируется на щелчки в наушниках, частота которых обратно пропорциональна скорости. Пилоты говорят очень удобно.
авиатырь
Старожил форума
21.05.2014 22:43
To IGEL:

Наушники с шумоподавлением судя по всему вибраций от двигателя, а как это работает? На советских радиостанциях был режим "ПШ", который в полете отключали для прослушивания слабого сигнала. А в Вашем случае это что?
IGEL
Старожил форума
21.05.2014 23:01
Не спрашивайте, не знаю. Наверное как-то замеряют шум и дают сигнал "супротив фазы" (?). Не углублялся в принцип действия, для меня главным было то, что это работает. А так - стандартные кларк-дэвидсон с дополнительной коробочкой в которую вставляется 9-вольтовая батарейка, н. коробочке переключатель, в положении "вкл." происходит чудо-тишина. Это даже был пассивный шумоподавитель, но эффект потрясающий. Сейчас готовлюсь тестировать активный.
zva
Старожил форума
22.05.2014 10:28
Как в том анекдоте:-"мадам пар куется на слух?"
Командир батареи тяжёлых пистолетов
Старожил форума
22.05.2014 12:21
Карыч, я один раз на 2-м курсе просто кондер не включил.Были старые серии где кондер не завязан на ручку герметизации, а ввиде отдельного переключателя, прыгнул из 36 серии в резервный борт 5 серии, табло "кондиц закрыт" и не заметил.Так и слетал, жарко было шопесец:-)А в стародавние времена на Су-24 после дальнего, экипаж воспринял отказ кондиционирования за отказ двигателей(именно по звуку)и сразу кости за борт
MiGar
Старожил форума
22.05.2014 12:59
Командир батареи тяжёлых пистолетов: "...я один раз на 2-м курсе просто кондер не включил.Были старые серии где кондер не завязан на ручку герметизации, а ввиде отдельного переключателя, прыгнул из 36 серии в резервный борт 5 серии, табло "кондиц закрыт" и не заметил.Так и слетал, жарко было шопесец..."

Эх, молодёжь...Товарищ в Оренбурге летал инструктором, рассказывал: Соль-илецкий лагерь, середина лета, пекло далеко за тридцатник, "воробушек" гонит горячий воздух. Инструктора выклянчивали у НачВеща технарские тапочки (типа балеток), ибо ноги в коже пропекаются да и духан неслабый.Одна из крайних заправок. Со слов Юрка: "...летим как в сауне, у курсанта расплавились мозги полностью, даже не соображает "право-лево", Дабы привести в чувство "клиента" снимаю тапочек, отстёгиваю привязную и просунув руку с тапком в отверстие в перегородке несильно шлёпаю по маске.Реакция незамедлительная: завертел головой, стал дёргать ручкой, заторопился на посадку, на разборе смотрел расширенными глазами. А на следующее утро на предполетном тренаже подхожу к экипажному самолету, а этот суслик сидит в задней кабине и пытается ногу просунуть в отверстие перегородки. Жара, однако...
Track
Старожил форума
22.05.2014 14:48
Про ногу с тапком прикольно, если кино снять не поверят, а в жизни ещё и чуднее бывает. А про звук и пилотирование - по мне чем тише, тем лучше. От винтов над ушами ни радости , ни подсказок в пилотировании не припомню. А про Фантом и заход по треску в наушниках, слишком оригинально чтобы быть правдой.
Антей
Старожил форума
22.05.2014 20:24
Мне, в моем "Крузаке", почти полное отсутствие звука двигла не мешает нисколько :))) В тахометр смотю...
Кадет
Старожил форума
22.05.2014 20:36
Так про Фантом не ОБС а от пилота в оригинале.
RYaroslavsky
Старожил форума
22.05.2014 21:25
Из одной старой книги "Искусство пилотожа" 1937год.

....Значительную роль здесь играет слух. Каждый самолет музыкален и, даже если у него нет растяжек, каждый «поет» по-своему. Вы должны привыкнуть к «мелодии» тех самолетов, которыми вы управляете. Если вы увеличиваете скорость на пикировании, свист обтекания делается более резким, если, напротив, вы замедляете скорость, — высота звука уменьшается. Тоже самое относится и к определению ветра, опытный пилот "услышит ветер".....
ip
Старожил форума
23.05.2014 10:19
двигатели лучше воспринимать опосредовано, через реакцию копчика на движение кресла под собой
Orion
Старожил форума
23.05.2014 11:24
да, я хотел об этом написать. У симмера "минус звук", "минус жопометр" - уже получается отсутствуют два информационных канала, поэтому приборно-визуально сложнее становится.
пирожок из батонного теста
Старожил форума
23.05.2014 11:42
Интересный вопрос, а как быть с пилотами сверхзвуковых самолетов?
Они то вообще ничего не слышат, т.к. звук обгоняют.
RYaroslavsky
Старожил форума
23.05.2014 23:25
2 пирожок из батонного теста:
Этож кто вам такой бред сказал? Распространение звука в твердом теле ни кто не отменял, фюзеляж как гитарная дека отдает его в воздушную, неподвижную, относительно пилота, среду кабины. Пилот прекрасно слышит слышит двигатель на любой скорости.
tomich
Старожил форума
24.05.2014 00:50
А в стародавние времена на Су-24 после дальнего, экипаж воспринял отказ кондиционирования за отказ двигателей(именно по звуку)и сразу кости за борт


Больше всего улыбнуло!
Вчера в ДМЕ у 757 ВСУ не работало, кое-как запустились от наземного. Почти час мы, 200 паксов, просидели в практически сауне, пот лился градом. Кости тоже хотелось выкинуть за борт, но стюардессы не выпускали и стояли на страже возле открытых дверей. Отсутствие звука кондера и двигателей в салоне на перроне, для часто летающего человека, тоже несколько необычным казалось)) Когда запустились оба двигателя, сразу внутренне спокойствие наступило) Звуки вызывают эмоции и переживания не меньше чем визуальные и жопомерские каналы информации)
Yakutia
Старожил форума
24.05.2014 01:24
даже как то не задумывался над этим, самому даже интересно стало. На 757 движки ещё как слышно :)
newsafar
Старожил форума
24.05.2014 02:18
1.касательно планера например л13 бланик, на 80 км час полеты по кругу, в зоне валили вштопора при 55. на выводе шум увеличиваеться от пограничного слоя и все тресет на скорости 180 км/час

2. например на 134 шум су еще как в кабине слышно, особенно когда выводим на взлетный режим. на эшелоне конечно не так слышно

3. 154, призапуске даже характерная вибрация по полу, в кабине все ощущаеться
Dysindich
Старожил форума
24.05.2014 04:36
To Yakutia:
newsafar:
Природа (Господь) не создает ничего "впрок".
В нашей профессии (впрочем, как и в любой другой) задействованы ВСЕ данные нам органы чувств . Топик-стартер может и неумело сформулировал суть вопроса (акцентируя вопрос на акустическом восприятии непосредственно звуковых колебаний, издаваемых "классическим способом" , передаваемых через воздушную среду и непосредственно воспринимаемых нами через "обиходный слух"...). Однако, через его пояснения (выполнение полетов на компьютерном симуляторе) становится ясно, что он имел ввиду.
Глупо отрицать, что, даже, если создать идеально защищенную от внешнего проникновения звуковых волн от работающего двигателя кабину, мы перестанем "слышать" двигатель. В силу конструктивных особенностей колебания от работающего двигателя передаются через конструкцию ЛА. И если эти колебания попадают в звуковой диапазон , то мы их слышим, с различной степенью затухания. Компьютерная симуляция не имеет этого свойства , и когда мы отключаем звук (в системах коммерческого уровня), мы разом теряем весь канал информации, включая его вибрационную составляющую. Другими словами, если в реальном полете, пилоту отрубить этот канал, по крайней мере, он должен ощутить беспокойство, ввиду разрыва нормальной модели полета с происходящей действительностью. Если этого не происходит, то, очевидно, мы имеем дело с "недоделанной", "неполноценной" летной личностью. делать упор на косвенную заменяемость наших чувств не стоит - они предназначены для чрезвычайных ситуаций (например, контузия летчика, приведшая к полной потере восприятия звука, да и тактильного восприятия звуковых колебаний ...).
Другими словами : звуковое восприятие, с нормальным порогом чувствительности должно играть довольно важную роль в профессиональной деятельности пилота. Если это не так, то пилот должен задуматься о том, что он не реализовывает один из возможных каналов информации, значит не достигает своей реально возможной эффективности.
(кто-то здесь уже высказал упрощенную мысль о "показаниях приборов"... почему-то вспомнился случай, когда "целый полковник" (опять же, могу ошибиться) на взлете, ошибочно воспринял отказ указателя оборотов за отказ двигателя....и ... катапультировался. А замечательная машина продолжила полет, пересекла две границы и убила ( :-( ) ни в чем неповинного бельгийского фермера.
Так, что, хоть и опосредованно и неказисто, но - устами младенца глаголит истина...



Dysindich
Старожил форума
24.05.2014 04:54
...да, просмотрел свой пост... кто-то может подумать , что, типа , я оппонирую.
Ни в коем случае! Напротив, поддерживаю и согласен с высказываниями двух, уважаемых предыдущих авторов, именно этому были посвящены мои завиральные высказывания, которые носят, исключительно мое собственное видение вопроса, хотя и на базе знаний, которые моя Страна дала мне в вечное пользование на абсолютно безвозмездной основе, за что, я, безмерно благодарен. (надеюсь, что пропаганда собственного государства не будет воспринята, как реклама, и мой пост не будет удален по этой причине... :-) ).
kovs214
Старожил форума
24.05.2014 09:12
Когда летали с "двигателем на коленях" - это АН-2 :), то там движок "видели, слышали и нюхали" (запах бЭнзина - это плохо). После 8-ми часов полета (на АФС), большое желание звук движка не слышать, выходишь из самолёта оглашенным, и разговаривая - орёшь, сам этого не замечая :)), потому и глохли... На ТУ-154, насколько помню, "слушал" при взлете с тормозов, когда движки выходили на равномерный рёв (кроме этого - доклад БИ), на посадке "слушаешь" включение реверса, ещё после выпуска шасси, происходит приличное увеличение режима...А так, приборы, обороты, у пилотов, если не забыл, обороты КВД. Всё равно прислушиваешься, чем меньше движков, тем тщательнее прислушиваешься :)). Если гарнитура с большими "ушами" и "одета" на оба уха, то можешь много что не услышать, а только увидеть...
Orion
Старожил форума
24.05.2014 21:33
Понимаю что летающим некогда заниматься ерундой, но если у кого-то будет возможность опробовать свои летные навыки на активно пилотируемых участках полета (особенно интересует приземление), абсолютно без звуковых эффектов (допустим на полетном тренажере попросив отключить озвучивание) или если также время от времени балуетесь симуляторами. То после проверки "тишиной" отпишите в тему как успехи.

По ходу чтения ваших ответов да, есть интересные места - 1 - допустим контузия возникшая в результате аварии или еще по какой то причине на борту.

второе - в корне измениться распределение внимания, пилот "сидевший" на микровибрации от СУ и имеющий определенный темп смены фокуса внимания (приборы, визуальный обзор, и т.д.) будет вынужден сменить "формат" работы с информацией (чаще смотреть на показатели скорости, данные двигателей) что может вызвать сенсорную перегрузку (как это не странно) и привести к дополнительным ошибкам.

Особенно "неприятно" летать без звука в режиме тумана или облачности, каналов связи с машиной и внешним миром почти не остается.
Кадет
Старожил форума
24.05.2014 23:30
Про Фантом выше малость переврал. На деле система активируется на малых скоростях. При выдерживании наивыгоднейшего угла атаки раздаётся непрерывный неназойливый тон при увеличении угла атаки тон превращается в бип. Начинается с частотой 2 бипа в сек и увеличивается по мере приближения к углу сваливания.
би76
Старожил форума
25.05.2014 16:08
У нас обычный режим полета на эшелоне летчики задают 0, 68-0, 7М. Одна машина при М более 0, 7 начинает петь (свистеть), сразу понятно, что надо прибрать режим.
начальник
Старожил форума
25.05.2014 21:39
Dysindich:

...да, просмотрел свой пост... кто-то может подумать , что, типа , я оппонирую.
Ни в коем случае! Напротив, поддерживаю и согласен с высказываниями двух, уважаемых предыдущих авторов, именно этому были посвящены мои завиральные высказывания, которые носят, исключительно мое собственное видение вопроса, хотя и на базе знаний, которые моя Страна дала мне в вечное пользование на абсолютно безвозмездной основе, за что, я, безмерно благодарен. (надеюсь, что пропаганда собственного государства не будет воспринята, как реклама, и мой пост не будет удален по этой причине... :-) ).

У вас не пост-краткая диссертация!)))
Track
Старожил форума
27.05.2014 15:05
To Кадет.

Если звуковой сигнал работает по принципу АУАСП, то получается довольно информативно и может вовремя подсказать глянуть на приборы.
А про "Искусство пилотожа" 1937год. так сейчас 2014й, в аэропланах немного добавилось оборудования и убавилось расчалок. Да и кабину закрыли. На Ту-134 на облётах и тренировках выключали двигатель, но хоть и делал это сам, о выключении узнавал по стрелкам, а не по звуку. А уж об изменении звука при изменении режима на заходе и говорить не приходится. Эти проценты может талантливый музыкант услышит, но уж точно не глухари.
newsafar
Старожил форума
28.05.2014 05:25

Track:



На Ту-134 на облётах и тренировках выключали двигатель, но хоть и делал это сам, о выключении узнавал по стрелкам, а не по звуку.

А уж об изменении звука при изменении режима на заходе и говорить не приходится. Эти проценты может талантливый музыкант услышит, но уж точно не глухари.

слышно почему, особенно на заходе
TG
Старожил форума
29.05.2014 11:15
Можно еще вентиляцию в морду лица направить ))
Тогда при добавлении режима ветер в харю усиливается , очень наглядно ))
sergey114
Старожил форума
29.05.2014 12:02
Orion, а зачем вам это? Пробовал в симе, если знаешь самолет и его поведение хорошо, то неудобства возникают только на посадке, перед касанием. На других этапах полета, без существенной разницы. И если модель ЛА в симе адекватная, аэродинамически, то и на малознакомом осуществимо без больших проблем, но требует большего внимания и напряжения. И о каком симуляторе речь?
Orion
Старожил форума
29.05.2014 16:08
Интерес основан на том, что люди у которых есть реальная полетная практика, могут реагировать на исчезновение "озвучки" также, либо иначе. И как выяснилось, действительно есть некие аспекты, где в реальности тоже надо быть внимательнее если "озвучка" заглушена, или меняется рабочий фон.

Симулятор MSFS9.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru