Во, сколько копий трещат по переучиванию... добавлю 5 копеек.
Акцентирую - IMHO, никому его не навязываю!
Все достаточно просто.
Банальности, кто в теме, можно опустить:
1. При первоначальном освоении летной деятельности человек попадает в совершенно противоестественную его природе среду. И в этих условиях формируются, соответственно, специфические навыки, позволяющие в этой среде работать. Часть этих навыков - рефлексы, тоже весьма специфические.
2. Навыки в зависимости от летной специальности формируются в разном количестве, и бОльшая часть из них различны. В результате для разных летных специальностей имеем часть рефлексов, сформированных в одной, резко отличающейся от обычной жизни среде и по большей части в ОДИНАКОВЫХ условиях, но РАЗНЫХ.
3. В психологии есть понятие первоначального условного рефлекса, то есть сформированного в первый раз на впервые встретившиеся условия (все вышеозначенные рефлексы как раз ими и являются). Если на те же условия позже выработать другой рефлекс, то он будет уже вторичным. Т.е. цепочка будет такой: воздействие - активируется первичный - "душится" вторичным. Чем сильнее вторичный рефлекс, тем незаметней и быстрее происходит "удушение".
Первичные имеют одно "термоядерное", иногда очень неудобное свойство - чрезвычайно устойчивы, при воздействии стресса разрушаются в последнюю очередь, за ними идут уже безусловные рефлексы.
Эта же схема работает и для первоначальных навыков в целом (навыков восприятия, мышления, эмоциональных и т.п.), для краткости далее про рефлексы.
По существу.
Берем штурмана (бортинженера) с соответствующими ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ для условий его работы рефлексами, и обучаем специальности пилота.
В результате у него появляются новые первоначальные рефлексы для добавившихся новых для него условий. И (!) ВТОРИЧНЫЕ рефлексы для прежних или достаточно схожих условий. Намеренно не привожу примеров таких схожестей, их достаточно много.
Далее понятно.
ВСЕГДА останется вероятность разрушения вторичного рефлекса при стрессе (или просто при отвлечении внимания, при действиях "на автомате") и начале работы первичного, который уже не подойдет для этих условий.
При обучении (переучивании), обеспечивающем появление ДОСТАТОЧНО стабильных вторичных рефлексов (навыков), эта вероятность уменьшается до ничтожной. И разница "в минус" между пилотом и пилотом "через штурмана (БИ)" тоже уменьшается до ничтожной. При ХОРОШЕМ обучении.
Уф-ф.. клянусь, старался покороче.
"...Но приплетать выставку инерциалок..Человек 25 лет выводил Ту-134 к
3му, без ИНС и ГПС..."
Братан, - начинается с "выставки", - - заканчивается , заходом.
То, что ребята "потерялись", - это может случиться...с каждым...., но...для каждого существуют четкие рекомендации (вплоть, до ----"спать не могу!"...)
Четкое обучение - критерием того - является :
- Он (в смысле, 2обучаемый")- соответствует критериям, или
НЕТ...
В мою бытность, были попытки осуществить "вселенскую справедливость" (приказ 165 "у")
-сейчас мода на все современное...
тем не менее:
-причиной катастрофы явилось следующее стечение обстоятельств...
(каждый прочтет это позже...)
Но, не для протокола...- мы утратили способность летать и способность учить летанью...