Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Эксплуатация Ил-76 в СССР

 ↓ ВНИЗ

12

aviafan
Старожил форума
19.10.2013 13:28
Уважаемые форумчане! Наконец-то, «дошли руки» до моего любимого Ил-76!

В настоящее время существует множество публикаций по истории Ил-76, но ни одна из них не даёт полной картины его эксплуатации, «вежливо обходя» его полёты в «малых» авиациях силовых ведомств и в системах МАП, МРП и МОМ.

Особенно интересно услышать тех, кто летал на Ил-76 в авиации ПВО, КВ, ПВ, ВВ МВД, в системах МАП, МРП и МОМ. Какие задачи на них решались? Были ли «фиксированные», т.е. повторявшиеся с завидной регулярностью? Что было интересного, что запомнилось? Как эти подразделения формировались? Где брали лётный состав и ИТС? Что отличало от полётов в ВВС и МГА соответственно?

Да и к тем, кто служил в ВТА во времена СССР, тоже ряд вопросов…
Зачем выполнялась «ротация» Ил-76 между различными полками на территории СССР. Это понятно, когда перевооружались с Ан-12, а затем? Правда ли, что каждый из втап закреплялся за определённой вдд, исходя из территориального принципа?
Очень интересно услышать тех, кто встретил в полках переучивание на Ил-76 с Ан-12. Насколько сложно это было: ведь машины уж слишком разнятся?..

Интересна эксплуатация Ил-76 и в Аэрофлоте. Про это тоже мало пишут. Интересно услышать, какие задачи там выполнялись, что наиболее запомнилось, как шло переучивание?

Каковы были планы в ВТА и МГА по переходу на Ил-76? Планировали ли их поставки в Фергану и Завитинск? Если да, то когда? До 2000 года планировался выпуск ещё около 300 новых военных Ил-76? Куда их собирались поставлять? Понятно, что часть – на замену ранних версий машины, а остальные: не формировать же под них новые части? Или такие планы были?

Куда собирались поставлять Ил-76 в гражданской авиации? Начали в 1991 году в Донецк, были ли планы ещё?

В общем, пока одни вопросы… Но будут и ответы!

Также буду признателен за дополнения и уточнения приводимых ниже данных по эксплуатантам Ил-76 в СССР по состоянию на конец 1991 года (в частности, по номерам эскадрилий).

С уважением
Сергей
aviafan
Старожил форума
19.10.2013 13:31
ВВС

25 гвтап Мелитополь 31 Ил-76 ВТА
37 втап Арциз 30 ВТА
110 втап Кречевицы (Новгород) 29 ВТА
128 гвтап Паневежес 31 ВТА
175 втап Мелитополь 30 ВТА
192 гвтап Укурей 46 ВТА
196 втап Тарту 28 ВТА
334 втап Псков (Кресты) 29 ВТА
338 втап Запорожье (Мокрая) 28 ВТА
339 втап Витебск (Северный) 30 ВТА
363 втап Кривой Рог (Долгинцево) 30 ВТА
369 втап Джанкой 31 ВТА
600 втап Кедайняй 30 ВТА
708 гвтап Гянджа 27 ВТА
353 апон Чкаловский 2 8 адон
354 апон Чкаловский 8 8 адон
409 апсз Узин 1 106 тбад
втаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
втаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
оиаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
168 ЛИК Кировское 1 3-е Управление 929 ГЛИЦ
КВАЛТУ Краснодар 1 подготовка иностранцев
??? осаэ Чкаловский 2 ГШ ВС СССР
Ил-76ВКП

ПВО
978 отап Клин 6
18 оаэ Витебск (Северный) 1 Техсопровождение А-50
??? оаэ Укурей 1 Техсопровождение А-50

КВ
70 оитапон Чкаловский 5 ЦПК Ил-76КТ, Ил-76МДК

ПВ
оао СН Москва (Шереметьево) 4

ВВ МВД
??? осаэ Н.Новгород (Стригино) 8
??? оаэ Ермолино 2

Всего у силовиков – 499 Ил-76.

Почему-то в Укурее аж 46 самолётов! Это и в самом деле так было, или это из-за большой ротации самолётов между частями где-то ошибся?

Была ли в Чкаловской осаэ, приписанная к Главному медицинскому управлению, в состав которой якобы входили 1 Ил-76МТ «Скальпель», 2 Ан-26М и 2 Ил-18?

Слышал, что на временной основе в состав ???отаэ 1338 ИЦ 8-е Управление 929 ГЛИЦ (Чкаловский) для проведения испытаний средств десантирования передавались Ил-76 из строевых частей. Как это выглядело на практике? Сколько Ил-76 могло там летать одновременно? На какой промежуток времени они передавались? На этап испытаний?
aviafan
Старожил форума
19.10.2013 13:34
МГА
134 ло Восточно-Сибирское Иркутск 7
130 ло Красноярское Абакан 4
214 ло Красноярское Красноярск (Емельяново) 8
181 ло Магаданское Магадан-56 (Сокол) 7
64 ло ЦУ МВС Шереметьево 23
212 ло МТУ Домодедово 7
368 ло Приволжское Самара (Курумоч) 3
435 ло Тюменское Тюмень (Рощино) 13
209 ло Узбекское Ташкент 9
89 ло Украинское Донецк 1
139 ло Якутское Якутск 4

Итого в МГА – 86 Ил-76.

Были ли собственные Ил-76 в 235 ло? Или их привлекали из ЦУ МВС и ВТА?

МАП
ОКБ Ильюшина Раменское 6 ЛИДБ
ОКБ Сухого Раменское 1 ЛИДБ
ОКБ Туполева Раменское 1 ЛИДБ
ОКБ Мясищева Раменское 1 ЛИДБ
ГосНИИ Шереметьево 1
СибНИИ Новосибирск 1
ВАКО Воронеж 1
УАПК Ульяновск 2
ТАПОиЧ Ташкент 2
КнАПО Комсомольск-на-Амуре 2
КАПО Казань 1
ЛИИ МАП Раменское 8 в т.ч 4 Ил-76ЛЛ
ПОТА Домодедово 2

МОМ
КБ Южное Днепропетровск 1
АПО Кировский завод Киров 1
ГосИАСС «Прогресс» Самара 2
НПО Полёт Омск 2
МСЗ Златоуст Челябинск? 1
Пермский МСЗ (НПО «Искра»?) Пермь 1

МРП
ЛИИП Раменское 12 В т.ч. 5 «976»
Московский НИИТП Раменское 1

Итого в министерствах СССР – 63 Ил-76.

Всего по состоянию на конец 1991 года в СССР в эксплуатации 649 Ил-76.

Кроме того, до распада СССР 14 Ил-76 потеряны в ВТА (5 – паневежских, 3 – тартуских, по два – новгородских и джанскойских, по одному – арцизскому и витебскому), 2 – в МГА (Ульяновской ШВЛП и Красноярского ЛО) и 1 – ОКБ им. Мясищева (был в аренде в авиакомпании).

Ещё, как минимум, 4 машины списали до конца 1991 года: 3 в МГА и один – из авиации МАП.

Всем хороших выходных!
ilovesky
Старожил форума
19.10.2013 13:52
Вспоминайте СэСэСэР.ИЛ-76 его пережил.
aviafan
Старожил форума
20.10.2013 16:57
Ещё забыл спросить.
Какой "подвиг" нужно было совершить той или иной структуре, чтобы получить собственный Ил-76? Кто принимал подобные решения?
По силовикам и МГА понятно: там было кому этим заниматься. Где брали лётные и технические экипажи для того же МОМ?
Eduard_AB
Старожил форума
20.10.2013 23:42
aviafan:
Какой "подвиг" нужно было совершить той или иной структуре, чтобы получить собственный Ил-76?...

Ну они получали 76-е не вдруг.
У этих предприятий уже были свои лётно-транспортные отряды со всей необходимой инфраструктурой и персоналом. А состав техники в ЛТО предприятия определялся объемом и номенклатурой перевозимых грузов, статусом предприятия и его директора. При получении новых типов ЛА лётные и технические экипажи, в основном, готовили из уже имеющихся + приглашали уже готовых из МГА или уволившихся из ВС.
aviafan
Старожил форума
22.10.2013 00:11
Большое спасибо, уважаемый "Eduard_AB"!

А на каком уровне принимались решения по отправке Ил-76 в МРП и МОМ? Совмина?

Насколько я понимаю, основные задачи Ил-76 в МАП, МОМ и МРП - перевозки грузов между предприятиями-смежниками, а также по направлению "центральное предприятие-филиалы".

Возможно, у кого-то найдутся фото по МАПовским, МОМским и МРПэшныи Ил-76. Буду очень признателен.

Вспомнил, что когда-то рассказывали, что в авиацию ВВ МВД на Ил-76, равно как и в эскадрилью (будущий полк) А-50 за лётным составом ездили "покупатели" по всем полкам ВТА и лётным училищам (Балашов, Оренбург). В первом случае заманивали званиями, во втором - перспективами роста. Насколько это правда?
И когда Ил-76 появились в авиации ВВ МВД? Год 1989-1990-й?
aviafan
Старожил форума
24.10.2013 19:20
Подскажите, пожалуйста, по Укурею: могло ли там в 1991 году быть 46 бортов, или всё же "стандартные" 29-32?

И когда-то читал, что незадолго до распада СССР втап перевели со штата 28-29 самолётов на штат 31-32 самолёта, добавив в них ещё по одному отряду. С чем это было связано? И всех ли втап это коснулось?
aviafan
Старожил форума
25.10.2013 08:34
Неожиданно возник ещё один вопрос.

Так и не смог нигде найти сводную информацию по результатам испытаний Ил-76: даты проведения этапов, общий налёт, количество полётов, привлекавшиеся "борта". Равно, как и воспоминаний лётчиков, в них участвовавших...
Есть данные только по участию в испытаниях Ил-76 пилотов ГК НИИ ВВС: 964 полёта, 1676 часов налёта, 4 самолёта, закончены 15 декабря 1974 года.
Как шли испытания вцелом, были ли, кроме "детских болезней", серьёзные проблемы? Или всё прошло более-менее гладко?
Буду признателен за информацию. Возможно, кому-то она попадалась...

Eduard_AB
Старожил форума
25.10.2013 15:58
aviafan:
Насколько я понимаю, основные задачи Ил-76 в МАП, МОМ и МРП - перевозки грузов между предприятиями-смежниками, а также по направлению "центральное предприятие-филиалы".

У 76-х были те же задачи, что и у других самолётов из ЛТО этих предприятий. Отличие только в массе-габаритах груза, который требовалось перевезти за раз.
Дело в том, что сложная, крупная техника (сопоставимая с самолетом) считается серийной весьма условно. Практически в каждом экземпляре есть какие-либо доработки. Сам процесс производства, скажем так, не очень ритмичен. Поэтому нередко требуется срочная перевозка комплектующих, материалов и т.д. и т.п. Как правило, попутно возили своих командировочных.
Кроме того предприятия сопровождают свою продукцию после продажи. Для этого тоже требуются как перевозки людей, так и техники, комплектующих... Например в структуре МАПовских предприятий были цеха/отделы/службы эксплуатационно-ремонтного обслуживания (ЭРО) (Называться на разных предприятиях могли по разному, но суть одна) Они проводили плановые доработки техники в эксплуатации, часть регламентного обслуживания, ремонты.
Ну и нередко требовалась оперативная доставка "железа" и людей для сопровождения своих изделий во время испытаний. Так, например, при проведении испытаний А-50х в Ахтубинске обеспечение "экспедиций" ТАПОиЧ и ПО "Октябрь" осуществлялось в основном Ил-76 ТАПОиЧ. И только "по мелочи" Ан-24/26/12.

aviafan:
Вспомнил, что когда-то рассказывали, что в авиацию ВВ МВД на Ил-76, равно как и в эскадрилью (будущий полк) А-50 за лётным составом ездили "покупатели" по всем полкам ВТА и лётным училищам (Балашов, Оренбург). В первом случае заманивали званиями, во втором - перспективами роста. Насколько это правда?

По А-50. Первые экипажи "шауляйцев" точно были своими (с Ту-126), первый "витебский" - переученный с Ан-12 на Ил-76 (но на момент получения А-50 опыт на Ил-76 был небольшой).
aviafan
Старожил форума
26.10.2013 09:56
Уважаемый "Eduard_AB"!
И снова огромное спасибо за исчерпывающую информацию!

Возможно, проясните ещё одно "белое пятно" в истории Ил-76 (со слов моих коллег).

В конце 80-х-начале 90-х на аэродроме Третьяково (Луховицы)на одной из РД на хранении стояло 10-12 совершенно новых Ил-76 (причём, весьма интересного вида - "серый низ-белый верх"). За ними "ухаживали", выполняя необходимые работы и даже, якобы, и периодические пробы двигателей. В первые годы после распада СССР "эскадрилья-призрак" исчезла...
Версия: кто-то на самом верху уже знал, что Союзу жить недолго и "припас" себе небольшую авиакомпанию. А после 1991 года приступил "к делу"... Иначе зачем "мариновать" без дела 10-12 новых Ил-76, в каждый из которых вложено столько труда и денег?
И, главное, почему у самолётов была такая странная, окраска по типу А-50?
Eduard_AB
Старожил форума
26.10.2013 22:10
aviafan:
И, главное, почему у самолётов была такая странная, окраска по типу А-50?

Сначала по окраске.
Когда мы стали "открытыми, гласными и экономными", вспомнили о претензиях ИКАО на окраску наших ВТАшных машин в цвета Аэрофлота(члена ИКАО). Кроме того в этот период начали появляться авиакомпании, самолёты которых не могли/не должны были иметь окраску Аэрофлота. Ну и ВТА получила возможность выполнять коммерческие перевозки. Поэтому появилась бело-серая окраска (как универсальная). Даже часть новых машин с завода уходили в ней. В неё же, вероятно, красили после капремонтов. Примерно в это же время началась практика облета и доводки неокрашенных машин. Красили уже перед передачей заказчику. В принципе это разумно. За время испытаний и доводки ЛКП неизбежно нарушается. Попытки просто подкрасить приводят к "разнотонной окраске". Просто нанести новый слой тоже нельзя - большая масса. Приходится сначала смывать старую окраску, потом наносить новую. Всё это трудоемко и дорого.
По машинам из Луховиц точно сказать не могу, а гадать нет смысла.
Вообще, думаю, точная информация по всем серийным 76-м, по крайней мере выпущенным до 1991г, могла быть только на ТАПОиЧ. Поскольку именно заводу приходилось отслеживать все машины от закладки до утилизации. Но вряд ли эту информацию сейчас можно найти.
Само ОКБ, похоже, утратило серьезный интерес к машине уже в первой половине 80-х. А "вспомнили" вынужденно в начале 90-х. Ну и, судя по истории с "476", там образовался явный "пробел".


V.G.
Старожил форума
26.10.2013 23:05
Видел в Чимкенте- рулит Ил-76- закрывай фонари СУ-17....руление по рулежкам качественное- где и проламывался бетон движками вытягивал ====муку возили в ящиках за речку рядом - хер его знает кому только....экипажи русские в фуражках ГВФ и в комбезах ВВС
rex
Старожил форума
27.10.2013 14:32
2aviafan:
...
И, главное, почему у самолётов была такая странная, окраска по типу А-50?


окраска совсем не странная, а самая обычная. стандарт для чисто военных А-50, части Ил-78, единиц Ил-76. путём нетрудоёмкого нанесения тонкой и толстой синих полос - АЭРОФЛОТ:
http://russianplanes.net/id122066

зелёной - ВВС Алжира:
http://russianplanes.net/id122821

аналогично для МЧС, ВВС Украины и пр.
http://russianplanes.net/id122925
http://russianplanes.net/id123310

есть достаточно подробный реестр Ил-76 с историей рег.номеров:
http://russianplanes.net/plane ...
Eduard_AB
Старожил форума
27.10.2013 23:38
rex:
есть достаточно подробный реестр Ил-76 с историей рег.номеров:

По серийным 76-м не скажу, а вот по А-50 в этом реестре очень оптимистичные даты п/п.
Так у 27-05, а это первый серийный А-50, п/п в сентябре 1983г.
У машин 32-05 и 35-05 в 1984г.
Эталон серии, 38-05, в 1986г. Соответственно следующие с/н были, по крайней мере, после него.
aviafan
Старожил форума
31.10.2013 11:05
Уважаемые Eduard_AB и rex!
Благодарю Вас!

Про реестр семейства Ил-76 знаю. Периодически там черпаю информацию тоже.

Меня исправили по "линейке" новеньких нелетающих Ил-76 в Третьяково. Это был 1993 год, т.е. уже после распада СССР. В 1992 году для российских гражданских эксплуатантов выпустили 25 Ил-76, а в 1993-м - 14. Возможно, кто-то что-то и "консервировал" до нужных времён.
Это, вероятно, могут прояснить те, кто работал в те времена в ОКБ Ильюшина или в Луховицах.

Всем хорошего дня!
Чкаловец
Старожил форума
07.11.2013 00:09
aviafan, на ТАПОиЧ выпускалось по 60 машин в год. 300 машин получилось бы не к 2000 году, а уже к 1996-97. При этом по идее должна была идти глубокая модернизация машины (Ил-76-МФ/ТФ), а затем и Ил-476 (не тот, что сейчас со скрипом делают в Ульяновске).
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 09:27
Уважаемый "Чкаловец"!

В 1990-91 гг. ежегодно выпускалось уже по 35-40 машин, а 50-60 было в 1981-89 гг.

Кроме того, где собирались серийно выпускать Ил-106? В Ташкенте? По первоначальным планам, начиная с 1998 года. Тогда бы объёмы производства Ил-76МД/МФ, наверняка, тоже бы упали...
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 09:32
Ещё ряд вопросов так и остался неотвеченными:

И когда-то читал, что незадолго до распада СССР втап перевели со штата 28-29 самолётов на штат 31-32 самолёта, добавив в них ещё по одному отряду. С чем это было связано? И всех ли втап это коснулось?

Как шли испытания Ил-76 вцелом, были ли, кроме "детских болезней", серьёзные проблемы? Или всё прошло более-менее гладко?

Осталось и "белое пятно" по Луховицам.

Каковы были планы в ВТА и МГА по переходу на Ил-76? Планировали ли их поставки в Фергану и Завитинск? Если да, то когда? До 2000 года планировался выпуск ещё около 300 новых военных Ил-76? Куда их собирались поставлять? Понятно, что часть – на замену ранних версий машины, а остальные: не формировать же под них новые части? Или такие планы были?

Куда собирались поставлять Ил-76 в гражданской авиации? Начали в 1991 году в Донецк, были ли планы ещё?
В 1991 году Ан-12 ещё летали в Аэрофлоте в Сыктывкаре, Норильске, Санкт-Петербурге, Магадане, Пензе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске и Нерюнгри. Возможно, кто-то слышал про планы поставок туда и Ил-76?

Почему-то в Укурее аж 46 самолётов! Это и в самом деле так было, или это из-за большой ротации самолётов между частями где-то ошибся?

Была ли на Чкаловской осаэ, приписанная к Главному медицинскому управлению, в состав которой якобы входили 1 Ил-76МТ «Скальпель», 2 Ан-26М и 2 Ил-18?

И сколько осталось недостроенных Ил-76/Ил-78/А-50 на ТАПОиЧ? Называются цифры в 7, 10, 20 и даже 30 машин. У кого-то есть точные данные?

Всем хорошего дня!
scorpions
Старожил форума
08.11.2013 09:46
aviafan:
А у вас есть инфа сколько их всего произведено было? Сколько сейчас в строю?. Сдается мне он побьет самый массовый ту-154 900 с лишним (ну ан-2 не всчет).
rex
Старожил форума
08.11.2013 09:57
2aviafan:
...
Осталось и "белое пятно" по Луховицам.


время и количество, скрытость процедуры, совпадают с началом поставок "нулёвых" машин Китаю.
можно предположить, что это проводилась предпродажная "кастрация".
машины обозначены, как МД, но последние разведданные говорят об установке ТД-комплектующих.
АнДвен
Старожил форума
08.11.2013 11:44
Планировали ли их поставки в Фергану и Завитинск?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Планы были для Ферганы (194-ый полк). Новые борты поступали.
Это уже после рапада СССР с новой ливреей.
Году в 1994 на стоянке были четыре борта.
Полёты были, это точно. Формирование экипажей из местных
кадров было после освоения Ан-12. Но потом все Ил-76 ушли
в Тузель...
Вид стоянки 2005 г.

http://shot.qip.ru/00ePrh-38ey ...
AWACS
Старожил форума
08.11.2013 12:59
Разрешите поправить про ПВО, в 978 отап было 9 ИЛ-76 (если не ошибся в счете)
В Витебске и Укурее были не аэ, а ао.
aviafan:
Вспомнил, что когда-то рассказывали, что в авиацию ВВ МВД на Ил-76, равно как и в эскадрилью (будущий полк) А-50 за лётным составом ездили "покупатели" по всем полкам ВТА и лётным училищам (Балашов, Оренбург). В первом случае заманивали званиями, во втором - перспективами роста. Насколько это правда?

На А-50 отправляли "политических" и желающих.И по всем полкам не ездили, например
в Витебск летный состав на 90% сослали из Тарту.
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 14:03
Уважаемые форумчане!
Большое спасибо за информацию!

Уважаемый scorpions!
По моим данным построено 940 машин в Ташкенте + 1 в Ульяновске = 941. Недостроено 30 в Ташкенте и 4 заложено в Ульяновске.
Сейчас летают, по разным оценкам, 400-480 Ил-76/78/А-50 или 370-450 "чисто" Ил-76.
У меня получается 240 Ил-76/78 - в ВВС мира, 115 - в авиакомпаниях. Итого 355 летающих Ил-76/78.

Уважаемый rex!
Такие мысли тоже витали...
В КНР в 1991 году поставили 3 Ил-76МД, в 1993-94 - ещё 9, затем в 1996-м - ещё 2.
Так что 1993-94 гг. очень похоже на Луховицы...
В 1993 году для РФ построено 15 самолётов, в 1995 - ещё 4.

Уважемый АнДвен!
4 Ил-76 в Фергане поставлены ещё согласно союзным планам, или это уже ВВС Узбекистана их заказывали? Когда пришла первая машины не вспомните?
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 14:10
Спасибо, уважаемый AWACS!
У меня по Клину на 1991 год уже получилось 11 самолётов: 5 новых, с завода, и 6 поставленных из ВТА.

По "недострою" на ТАПОиЧ...

Вот что получилось - 30 самолётов (существование подтверждено официальным списком ОКБ или ТАПОиЧ? в марте 1997 г.)
Особенно интересно про два Ил-76ТД баржами в Таганрог...

Год закл. Заводской Серийный Версия Примечание
89 093497940 74 - 05 А-50 недостроен?
91 1013407227 81 - 07 78М недостроен?
93 1033410351 84 - 08 76… изд. "1076"
92 1023412408 86 - 02 76… изд. "576" (второй "Скальпель" или "Айболит"?)
96 1063420681 93 - 01 78? ряд источников указывают на поставку в Индию; ряд - что самолёт непоставлен, т.к. отправлены 6 Ил-78МКИ с рег. RK3449-3454
96 1063420685 93 - 02 78
96 1063420689 93 - 03 76ТД
96 1063421709 93 - 08 76ТД
? 1063421737 94 - 05 76ТД Планер собран и отправлен трейлерами и баржами в Таганрог
? 1073422753 94 - 09 76ТД Планер собран и отправлен трейлерами и баржами в Таганрог. Сфотографирован в Ташкенте 23.06.12
97 1073422760 94 - 10 76ТД
97 1073422761 95 - 01 76ТД
97 1073422768 95 - 02 76ТД
97 1073422772 95 - 03 76ТД Недостроенный планер в ангаре ТАПОиЧ. Сфотографирован 23.06.12
97 1073422773 95 - 04 76ТД
97 1073423780 95 - 05 76ТД
97 1073423784 95 - 06 76ТД
97 1073423785 95 - 07 76ТД
97 1073423793 95 - 09 76ТД
97 1073423800 95 - 10 76ТД
96 1063423801 96 - 01 76МФ
96 1063424812 96 - 03 76МФ
97 1073424815 96 - 04 76МФ
97 1073424819 96 - 05 76МФ
97 1073424824 96 - 06 76МФ
97 1073424825 96 - 07 76МФ
97 1073424829 96 - 08 76МФ
97 1073424836 96 - 09 76МФ
97 1073424840 96 - 10 76МФ
? ? 97 - 01 ?
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 14:18
Уважаемый AWACS!

Список "клинских" Ил-76 на 1991 год у меня таков:
Рег. Заводской Год выпуска Первоначальная поставка Судьба
86601 033402026 1974 Витебск Списан Клин
86713 043403061 1975 Витебск Списан Клин
86805 053403075 1975 Витебск Списан Клин
86807 053404083 1975 Витебск Списан Клин
86628 063405144 1976 Новгород Списан Клин
86631 063407202 1976 Новгород Списан Тверь
76641 0053460813 1985 Клин
76741 0074378337 1987 Клин
76771 0083482466 1988 Клин
78807 0094393791 1989 Клин
76640 0053460811 1985 Клин

Или что-то списали до 1991 года?

Кроме того, по некоторым данным, в Клину летало ещё несколько машин:
- 86846 (1980 г.в.), числится в первоначальных поставках в Клин. Возможно, ошибка, и передан из Тарту или Кедайняя;
- 86808, передан из Витебска;
- 86864, передан из Витебска.
Возможно, что-то Вы проясните…

После распада СССР в Клин также передавались бывшие Кедайняйские 86880 и 86884.
rex
Старожил форума
08.11.2013 14:36
2aviafan:
...89 093497940 74 - 05 А-50 недостроен?


были предположения, что послужил донором для восстановления якобы погоревшего А-60.
Eduard_AB
Старожил форума
08.11.2013 15:19
rex:
были предположения, что послужил донором для восстановления якобы погоревшего А-60.

наверно более корректной будет формулировка:
"были предположения, что послужил якобы донором для якобы восстановления погоревшего А-60." :)

AWACS
Старожил форума
08.11.2013 16:11
Уважаемый aviafan!
Уточняю по Клину. С завода были получены 76640, 76641, 76771, 78807.
76641 получал витебский отряд, потом в период развала его успели
из Витебска забрать, взамен отдали 86628.Также в списке нет 86646,
86605 такого не помню, может позже появился, когда 978-й отдали в ВТА.
VIST
Старожил форума
08.11.2013 16:46
А 78757 в 978-м?
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 21:41
По истории Ил-76 есть ещё ряд "белых пятен":
- что за сер. номер 16-07А (иногда пишут 16-17) между 16-07 и 16-08. Его просто пропустили, или это "тактическая" задумка?
- ЛЛ 1А2 - это новый самолёт 1991 г.в., или восстановленный после пожара 1989 года 1А1? Регистрация-то у них одинакова...
- когда и где Ил-76 СССР-86711 столкнулся с наземными препятствиями и как оказался в Риге? Или всё произошло там же, на рижском аэродроме?
- когда и где Ил-76 СССР-86031 повредил на стоянке вертолёт (затем его передали в Васильковское ВАТУ, в "зверинец")?

Надеюсь, что кто-то "выведет" их...
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 21:48
Уважаемые AWACS и VIST!
Пока получается так:

Клин – 11 машин:

Рег. Заводской Год выпуска Первоначальная поставка Судьба
86601 033402026 1974 Витебск Списан Клин
86713 043403061 1975 Витебск Списан Клин
86805 053403075 1975 Витебск Списан Клин
86807 053404083 1975 Витебск Списан Клин
86628 063405144 1976 Новгород Списан Клин
86631 063407202 1976 Новгород Списан Тверь
86846 0003426765 1980 Тарту? Кедайняй? Летает в а/к
76640 0053460811 1985 Клин
76641 0053460813 1985 Клин
76771 0083482466 1988 Клин
78807 0094393791 1989 Клин

Мне подсказали, что в Витебске был 76741…
А 86628 летал в Клину, затем в Твери, и ВВС Беларуси не передавался…

По другим частям/подразделениям авиации ПВО:

76702 0063471142 1986 Укурей Передан в Клин, затем – в Берёзовку
78757 0083484547 1988 Шауляй Передан в Берёзовку
76741 0074378337 1987 Витебск Передан в Клин

Кроме того, по некоторым данным, в Клину летало ещё несколько машин:
- 86808, передан из Витебска;
- 86864, передан из Витебска.
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 21:59
Уважаемый rex!
Это интересная версия, если честно, никогда её не слышал.
Где-то читал, что 74-05 заложили в 1987 году. По плану это должен был быть А-50.
Далее, возможно, события развивались следующим образом: в 1989 году сгорает (сильно повреждается) Ил-76МД-БЛ, он же А-60. 74-05 передают в Таганрог, где и переоборудуют в 1А2 (как раз ушло 2 года - 1989-91 гг.) И - в бой!
Понятно, что ни чкаловцы, ни таганрожцы, ни ташкентцы особо про это не расскажут. Хотя, будем искать..

По поводу Ил-78М сер.81-07 тоже интересно.
Один из товарищей моего собеседника утверждал, что он лично перегонял в Ливию второй Ил-78, тогда как по всем источникам туда поставили только одну машину сер.70-10. Возможно, второму Ил-78 в Ливии быстро "приделали ножки", поэтому про него ничего подробно и не известно?
aviafan
Старожил форума
08.11.2013 22:22
Уважаемый scorpions!
Ещё раз пересчитал построенные Илы: получилось 939+1=940.
Ещё 60 - и будет юбилей! Вопрос, сколько ждать постройки такого количества...
Чкаловец
Старожил форума
09.11.2013 22:57
aviafan, в 90-91 кажется еще делали 60 машин. Точно сказать не берусь -я тогда еще в начальную школу ходил, а на славном Объединении имени Чкалова мои дед с бабушкой работали)
Попробую попытать старых работников)
Чкаловец
Старожил форума
09.11.2013 23:00
По 106 - по идее, с его запуском и развертыванием Ил-76 вообще бы остановили. Должна была быть новая линейка машин - на смену Ан-12 - Ан-70, на смену Ил-76 МД/МФ - Ил -106.
Eduard_AB
Старожил форума
10.11.2013 02:07
Чкаловец:
aviafan, в 90-91 кажется еще делали 60 машин.

Уже нет.
Самый пик пришёлся на 86-88гг. Особенно если учесть, что на это время выпал и выпуск большей части спец-машин, с их высокой трудоемкостью. Я уже где то приводил пример, что трудоемкость окончательной сборки, доводки и испытаний А-50 была в 6-7 раз больше серийных 76-х.

Чкаловец:
По 106 - по идее, с его запуском и развертыванием Ил-76 вообще бы остановили.

В ВТА, как основной заказчик, уже примерно так и считали в 91-92гг.
Но ёщё нужны были носители разных комплексов и 76-я рассматривалась как наиболее подходящая.
Рассматривались даже планы расширения филиала ПО "Октябрь"(МРП) и создания для него ЛИКа на территории, примыкающей к ЛИС ТАПОиЧ. И даже небольшое количество спецов из НПО "Взлёт" и "Вега" перебрались под это дело в Ташкент перед самым развалом Союза.
СССР-86868
Старожил форума
10.11.2013 14:10
2Eduard_AB

2Особенно если учесть, что на это время выпал и выпуск большей части спец-машин, с их высокой трудоемкостью. Я уже где то приводил пример, что трудоемкость окончательной сборки, доводки и испытаний А-50 была в 6-7 раз больше серийных 76-х.



Уже когда они на ЛИСе стояли, если память не изменяет возле каждого часовой был приставлен. Вроде все свои, от кого так охранять надо было ?
Eduard_AB
Старожил форума
10.11.2013 17:15
СССР-86868:
Уже когда они на ЛИСе стояли, если память не изменяет возле каждого часовой был приставлен.

Изменяет :)
Для "темных" машин была огороженная и оборудованная зона:
http://wikimapia.org/#lang=ru& ...
на фото - стоянка с Ил-114 и справа две.
Вот на входе в неё и стоял охранник.
Здесь обычно ставились машины для доводки и испытаний.
А вот машины, вернувшиеся из эксплуатации для доработок, могли ставиться и за её пределами. Обычно на стоянках напротив.

СССР-86868:
Вроде все свои, от кого так охранять надо было ?

Ну, на самом деле, на ЛИСе, кроме своих, всегда куча разного народа:
бригады с завода и заводов-поставщиков ГИЗ, представители КБ, НИИ, эксплуатирующих организаций, пассажиры ЛТО и т.д. и т.п.
Да и, в общем то, это не охрана от кого-либо, а просто ограничение доступа "не причастным".
Разделение территории режимных предприятий на зоны с различной степенью допуска - обычная практика во всём мире.
При необходимости провести кого-либо проблем особых не было, конечно при наличии соответствующей формы допуска.
Так после съемки "Чёрной акулы", Ка-50 стоял как раз на стоянке напротив и Никола́й Па́влович Безде́тнов
http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...
устроил нам по нему "экскурсию", мы его провели по А-50. :)

СССР-86868
Старожил форума
10.11.2013 17:32
2 Eduard_AB

Спасибо за то, что освежили память. Я в общей сложности где-то с пол года провёл на ТАПОиЧ. В начале 90-х эпопея была, баки перегерметизировали, какой-то бацилле дюже герметик вкусным показался ))) aviafan, извините за флуд по теме.
Чкаловец
Старожил форума
10.11.2013 17:46
Eduard_AB, да, у нас в справочниках телефонных до сих пор есть номера уже почившего в бозе представительства "Веги".

СССР-86868:
У нас и сейчас в ц.84 особый допуск нужен.
aviafan
Старожил форума
11.11.2013 23:18
Уважаемые форумчане!
Большое спасибо за воспоминания!

Насколько помню, первоначальные планы по Ил-106 были: первый полёт 1995 год, в строй - 1998. По Ан-70: 1991 и 1994 соответственно.
Для "антошек" ТАПОиЧ должно было делать крыло, равно, как и для Ан-124, которых должны были построить, по разным оценкам, ещё машин 30-50...

Также не стоит забывать и про семейство Ан-170 (ВТС, топливозаправщик, ДРЛОиУ, самолёт ПЛО, носитель КР и т.д.) Ведь решение, что строить: Ан-170 или Ил-106 так толком и не успели принять - см.здесь, в конце статьи:
http://mirknig.com/2013/04/03/ ...

Кстати, на снимках ТАПОиЧ из космоса видно 4 Ил-76 (МФ - не в счёт) возле 84-го цеха, 6 - на стоянке ЛИС. Итого - 10. Плюс 7 в 84-м цеху. Всего - 17 машин. Тридцати просто разместиться негде. Или в других цехах заделы по ещё 13 машинам могут быть?
На стоянке на аэродроме ещё 5 машин, но это, вероятно, летающие, из авиакомпаний...
Eduard_AB
Старожил форума
12.11.2013 00:19
aviafan:
Кстати, на снимках ТАПОиЧ из космоса видно 4 Ил-76 (МФ - не в счёт) возле 84-го цеха, 6 - на стоянке ЛИС.

Сергей, из этих шести - две заводского ЛТО, скорее всего те, что рядом с А-12.
http://maps.yandex.ru/?ll=69.3 ...

aviafan:
Тридцати просто разместиться негде.

В собранном виде да, я об этом и писал.
Какое количество в виде задела и в каком состоянии может сказать, из участвующих в обсуждении, только Чкаловец.

aviafan:
На стоянке на аэродроме ещё 5 машин

Заводские стоянки полностью на снимке по ссылке выше.
Да и то, как понял сейчас дальше(правее) рулежки на девиационный круг сейчас заводом не используются (ПРИНАДЛЕЖАТ ЛИ ВООБЩЕ?)
Стоянки на другом конце аэродрома - это уже Тузель.
Eduard_AB
Старожил форума
12.11.2013 00:22
Eduard_AB:
те, что рядом с А-12.

Ан-12
Smirnoff_05
Старожил форума
12.11.2013 18:42
в училище изучал усердно Ил-76 МыДы )
а в полку стал летать на Ан-12
aviafan
Старожил форума
15.11.2013 09:07
Уважаемый Eduard_AB!
Спасибо!

Уважаемый Чкаловец!
А когда самолёт на ТАПОиЧ формально становится самолётом, т.е. отдельной "единицей"? После того, как собран планер, начата сборка планера или после того, как "под него" выполнен полный комплект элементов конструкции? Или при наличии даже одного самого малого фрагмента крыла или планера можно говорить, что заложен новый самолёт со своим заводским и серийным номером?
rex
Старожил форума
15.11.2013 09:52
Уважаемый Чкаловец!

очень интересует ответ на животрепещущий вопрос.
допускалась ли сборка машины из частей фюзеляжа (НЧФ - Ф1, СЧФ - Ф2, ХЧФ - Ф3) с разными, но близкими в серии номерами? и где находится шильдик с номером СЧФ - Ф2?
aviafan
Старожил форума
18.11.2013 09:19
Уважаемый Чкаловец!

Будем благодарны за ответы на указанные выше вопросы!
Eduard_AB
Старожил форума
18.11.2013 11:12
aviafan:
А когда самолёт на ТАПОиЧ формально становится самолётом, т.е. отдельной "единицей"?

Как только принимается решение о его производстве, т.е. еще на бумаге.
Раньше было такое понятие "лицо машины", т.е. подробная спецификация каким д.б. самолет.
Уже нем определялось каким будет закладываться самолет, какие доработки и на каких стадиях производства должны быть на нем выполнены, в каком объеме должны проводиться испытания.
С этого момента появлялся сн и модификация машины.

rex:
допускалась ли сборка машины из частей фюзеляжа (НЧФ - Ф1, СЧФ - Ф2, ХЧФ - Ф3) с разными, но близкими в серии номерами?

Формально все агрегаты планера в одной серии, одной модификации должны быть одинаковыми.
На практике же существует план внедрения Перечня доработок, в котором определяется какие доработки, на какой стадии и начиная с какой машины должны быть внедрены. И после внесения доработок агрегаты могут стать не взаимозаменяемыми. Поэтому агрегаты планера изначально закрепляются за конкретными с/н. Изменения могут быть только в исключительных случаях.
Один из примеров описан в истории со "176"-й. Вынужденно такие решения могли применяться уже в 90-х годах, когда планы производства для МО резко сократились и стали искать новых заказчиков.

rex
Старожил форума
18.11.2013 14:42
2Eduard_AB:
...
Формально все агрегаты планера в одной серии, одной модификации должны быть одинаковыми.
На практике же существует план внедрения Перечня доработок, в котором определяется какие доработки, на какой стадии и начиная с какой машины должны быть внедрены. И после внесения доработок агрегаты могут стать не взаимозаменяемыми. Поэтому агрегаты планера изначально закрепляются за конкретными с/н. Изменения могут быть только в исключительных случаях.
Один из примеров описан в истории со "176"-й. Вынужденно такие решения могли применяться уже в 90-х годах, когда планы производства для МО...


Eduard_AB, большое спасибо за пояснения. но!...
ни под одно из предложенных Вами исключений наш случай не попадает.
стабильное ритмичное производство середины 80-х, в предыдущей и последующей сериях никаких "экзотов" - только 5-й в серии А-50, 7-й или 10-й - 78-й. все машины в одну часть-соединение. но на шильдике достаточно крупного и важного агрегата - НЧФ (Ф1) выбиты пять цифр номера "соседнего" в серии борта. на всех других достуных машинах номера агрегатов по изделию одинаковые. а здесь - такое. поэтому и интересно найти и глянуть шильдик СЧФ(Ф2).
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru