Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

МИ-4..

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..789..2223

Pax_Miks
Старожил форума
14.01.2013 16:10
mi4_35:

2Viktor49A:
Доброе утро
мясо краба напоминает крабовые консервы но вкусные и полезные

Виктор, вообще мясо краба (свежее, просто сваренное в подсоленой воде) больше всего напоминает, как это ни банально, хорошие крабовые палочки - и вкус похож, и волокнистое такое же... Наверное в котлетах перекрученное будет чуть по другому. А интересная идея, надо будет попробовать как нибудь...
Viktor49A
Старожил форума
14.01.2013 16:33
2Pax_Miks:
Агаа. Понятно.
Спасибо !
mi4_35
Старожил форума
14.01.2013 20:54
Посадка на авторотации.
1975 год, зима, шли на 2200 высоты из ХБР в Чегдомын. Отказал рс-24 - двигатель ушёл на малые обороты. Сбросил полностью Шаг, подстроил на 2600 оборотов, около 7 метров в секунду при 90 км в час, подбираю площадку, внизу речка Сынчуга.
При таком отказе – 2200 высоты – это сказка. Доложили, б\м пробует выйти на обороты, шурует эрэсом но мало эффективно, потом, что нужно выключили, перекрыли.
Присмотрел косу, она была выше уреза льда и хорошо просматривалась, хорошие подходы и лес недалеко.
Вспомнил своего первого инструктора на вертолете в Сасово – Фомина. В 1958 году он давал каждому по две посадки с полным выключением двигателя, правда, с пробегом…
Я и сам себя часто тренировал при выборе площадки на авторотации без выключения двигателя. Есть один фокус при посадке, его надо знать, но инструктора или сами не знают или просто не могут передать свой опыт.
Посадка на авторотации сложна, но возможна без пробега и вертикально без поломки ХВ.

Рассчитываю поточнее, с небольшим перелётом. На высоте метров 30-40 задираю машину, гашу и горизонтальную и вертикальную скорость. При высоте примерно 25 начинаю доводить скорость снижения до нуля и высоту до 10 метров. Только почти остановилось снижение - ручку полностью от себя, машина выпрямляется и пошла вниз. При высоте 4-5 метров шаг-газ рывком полностью на себя и ждем касания. Удар не сильный и хвост целый. Сели красиво, аж самому понравилось.

Мороз больше 50 градусов. На улице натаскали хвороста, облили бензином и подожгли. Стоишь у костра - впереди очень жарко, а спина коченеет - надо поворачиваться. А дело к ночи. Всем сказал, если будем ночевать - то костёр разожжем в фюзеляже, иначе не выживем. И тут, почти ночь и слышим самый лучший звук в мире - звук вертолета. Это прилетел за нами Валентин Стругов.
Через месяц машину отремонтировали, и кто-то ее перегнал домой.
Volodei
Старожил форума
14.01.2013 22:30
http://photo.qip.ru/users/volo ...

А не этот ли борт последним у нас в воздух поднялся?
Кирилл05
Старожил форума
15.01.2013 03:12
Химик - Гуторов Вадим:
Спасибо, но на нее не выйти (((
FAZa
Старожил форума
15.01.2013 08:31
2Volodei: Ну да! Вот реально выглядит, а не тот. у которого ыхлопные в зелёный цвет...
Viktor49A
Старожил форума
15.01.2013 09:48
2mi4_35:

Добрый день, Вадим Фёдорович !
Спасибо Вам за подробный рассказ, об этом редком, слава Богу, вынужденном режиме посадки вертолета !
На Ми-4 я только видел, как комэска давал слушателям в Кременчуге (Глобино)
посадки с выключением движка с 400м. Красота конечно. Для нас, со стороны.
Да думаю и для слушателей, т.е. уже бывалых пилотов переучившихся на Ми-4
это был наглядный урок. Садились они с пробегом, что в общем то несложно, если ещё и ветерок помогает.

А вот посадку без пробега, мало кто из нас на себе прочувствовал.
Вам вот довелось :)

Кстати, когда я на Ми-1 переучивался, то на вводе в строй, дал комзвена
имитацию нескольких посадок без пробега. И хоть она была без выключения двигателя,
но проделывалась столь молниеносна, что приемистый движок "Шила" успевал взреветь, когда мы уже сидели на земле.
На Ми-4 в отряде, на тренировках, мы никогда не делали даже имитацию а\р, насколько я помню. Зато реакция моментально сбрасывать шаг переводя вертолет на аварийное снижение и отключая тем самым влияние двигателя - вошла в привычку, при непонятных ситуациях в поведении вертолета, и многим пригодились и на других типах вертушек, в том числе и мне.
Посадок с пробегом в учебных целях с коротким пробегом и с пробегом было за летную жизнь сделано немало, а аварийно выполнил, всего две.

На Ми-2, наш пилот посадил Двоечку с обрезавшим... промежуточным редуктором и всем остальным, крепящемся на нём дальше. Именно мгновенный сброс шага до пола с соответствующим движением ручкой управления и спас его на взлёте, метров с пяти-семи. И хоть и подломалась немного, нежная стойка бокового шасси, но вертолет на бок не лег.
PROEN
Старожил форума
15.01.2013 10:41
У нас пробовали садиться на авторотации, все бы ничего, да мой друг загнал машину в земной резонанс и она завалилась на борт. Потом на расследование приехал дурачок с АРЗ, ну и чтобы выручить друга пришлось "смухлевать" с зарядкой а/стоек, дескать причина резонанса в разности зарядки амортизаторов. Сошло, тем и выручил приятеля...
Был такой же случай и с ЭКР-3 - дружки забыли выключить, ну и погнало масло с бензином через все дырки. Пришлось доказывать, что ЭКР-3 отказал, а это практически нереально! Повез ЭКР-3 на исследование в АРЗ - ужин в ресторане со слесарями и все доказано. Ихний начальник ОТК чуть не повесился - а что сделаешь, после "исследования" агрегат разобрали и выкинули, ха-ха-ха... Вот так, иногда и мы вставали грудью за друзей летчиков!
Viktor49A
Старожил форума
15.01.2013 11:04
2PROEN:
Снимаю благодарно шляпу перед ВАМИ - Инженерно-техническим составом, вставшими грудью за лётчиков. Не могу ничего плохого сказать и про наших "слонов".

Правда, за редчайшим исключением - были лентяи на Двойках после поршневой техники,
и ещё реже - лентяи-южане от рождения(после училища);)
На Ми-1 был один, но мы ему прощали.... за возраст и национальность =:)

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
15.01.2013 13:21
1970й год, ХБР.
Как-то командир отряда Арестов Петя на Ан-2 полетел на разведку погоды. Облачность волнами.
Все слушают – сообщает по рс: - вхожу в волну. Потом: - выхожу из волны, и так несколько раз. А кто-то: - а что там за М удак по волнам катается?
Ком отряда: - кто сказал? Молчок.
Он: - кто слышит такой борт? И опять молчок.
mi4_35
Старожил форума
15.01.2013 15:13
Работал кв Ковальчук и я в 1958 году на Токо для геологов первого управления. Для столовой нужно мясо, а неподалеку находилось стадо оленей. Позвали, договорились купить по 10 руб. за кило. Чукча пишет бумагу: «олань переходил реку Мулам сломалл ногу подпись старший каюр и младший каюр» здесь же зарезали и продали.
Кстати, у нас на Токо был геолог, который мог вырезать из корней фигурки, мне одну подарил, до сих пор храню.
slava_z
Старожил форума
15.01.2013 15:20
офф
тогда на Токко был аэродром Алсиба, мощеный чурками?
mi4_35
Старожил форума
15.01.2013 15:41
2slava_z:

Да, мостили чурками, потом сверху много гравия возили с реки Мулам тракторами.
Помню там стоял американский трактор с надписью Катерпиллер.
По другому на болоте аэродром не сделаешь.
Туда же садились и Ли-2
Американцы сделали там два домика - мы в них и жили.
А еще была метеостанция и диспетчер, парень из геологии, жил в палатке рядом.
Viktor49A
Старожил форума
15.01.2013 15:41
Даа, уж !
Подколки в эфире, особенно в Гурьевской и Шевченковской областях, частенько летали в воздухе.
Зовут-зовут "Лопотка - Шевченко МДП" на КВ не дозовутся:
- Лопоток, Лопоток, Лопоток, борт такой то ! На КВ дежурит в основном женсостав.
Выдадут что-нибудь с матершинной присказкой, тут же слышим:
- Борты, кто звал Лопотка, я Лопоток, отвечаю !

Или тот же "Поединок - Гурьев МДП". Букву поменяют и, та же картина ;)

Особенно любили "Концы" передавать. Конец связи значит. Борт вышел из зоны, просит конец связи и если балагуров в эфире много, то всяких интерпретаций наслушаешься. А если попадется в экипаже женский голос, то желающих помочь - прибавляется :)

А передача радиограмм через высотников, вылетая из какого-нибудь аула который выговорить то сложно, а ему принять и передать надо - это вообще "угадайка":)
Бедный транслирующий РД борт, чувствуем попал и взмок там, на 10 км, а мы, внизу, еле сдерживаемся, чтобы не ржать когда слышим "интерпретации".
Я вылетал из Маката (рядом с Гурьевом) и иду в Кассык-камыс(под Алгаем) и слышу, как мою радиограмму пытаются передать:
- Скандинав, тут борт передает. Вылетел из...ммм...кхм
- Откуда ты вылетел борт ?
Повторяю.
- Скандинав, борт вылетел из какой то Макаки идет в ... ммм Борт куда ты идешь ?
Повторяю.
Борт вылетел из какой то Макаки и следует в какой то Кысыкмысык на сто метров.
Расчитывает свою ммм кхм .... рассчитывает.... и слышно, как в "кабине под небесами" ему подсказывают и ржут как кони, "парни в белых рубашках"
slava_z
Старожил форума
15.01.2013 15:59
спасибо
а параметры полосы не помните?

Строили конечно наши
практически все полосы послевоенной ГА на ДВ- алсибовские
mi4_35
Старожил форума
15.01.2013 16:20
2slava_z:

нет, параметры не помню, вертолету много не нужно, думаю 1200 метров то было.

Помню, что американцы сделали домики с туалетом внутри, но при нас было уже так все засрано и не убрано, что туда ходить можно было только с лестницей, но она не всегда была под руками
mi4_35
Старожил форума
15.01.2013 23:41
Примерно 70й год, работал как то в Тырме на съемке, садились ночевать на площадку 10 на 10 около пилотской, площадка на высохшем болотце, за болотцем школа, через нашу площадку дети ходили в школу. За болотцем, километрах в 2х корейские казармы, примерно 15 тыщ человек, так называемая - трудоармия. Корейцы валили лиственницу, грузили ее и отправляли на станцию для отправки в Корею и нам, как помню: 51% нам и 49 себе.
Девочка из 9 класса вечером шла домой через болотце, два корейца поймали ее и хотели изнасиловать, но не смогли и просто лобок ей исыкали отвёрткой. Девочка подняла шум и корейцы убежали в тайгу. Она все рассказала, взрослое население, а это тысяч 100 мгновенно вооружились, и решили начать войну с корейцами.
Наши кегебисты еле отговорили от начало военных действий.
Ну и корейский представитель дал приказ поймать насильников. По-корейски, взяли тысячу человек, разбили на тройки и в погоню, в засаду. Поймали их, они успели отойти на 100 км и не дошли до Транссибирской Магистрали около 100 км. Если б успели на поезд и добрались до Казахстана – уже б не нашли никогда. Представитель с Чегдомына связался с начальником порта, попросил вертолет в помощь, тот связался с ХБР, меня не стали трогать, вызвали вертолет Ивана Стебакова.

И повез их Иван Стебаков на вертолёте в Чегдомын. В полёте, на высоте 400 метров эти корейцы открыли десантную дверь, обнялись и прыгнули. Говорят, очень они боялись корейских пыток. Среди них был даже один работник корейского КГБ.
А корейцы, до этого случая, свободно ходило по Тырме, как у себя дома, приторговывали, возили в тайгу воду. Около водокачки продавали японские часы, я даже у них как-то купил одни, до сих пор идут, если носить.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2013 09:19
Доброе утро, Вадим Фёдорович !
Очень интересные у Вас истории из самой жизни. Спасибо ещё раз !

Я вчера лег спать, а из головы не выходит авторотация на Ми-4. Ну не может быть, чтобы не делали мы авторотацию на "Четверочке" !
Вспоминал-вспоминал, и как озарило: Как таковых тренировочных полетов к ОЗН-ВЛН на Ми-4 практически помню. Подходила проверка техники пилотирования и летал с тобой кэзэ и комэска. Тренировки совмещали с производственными полетами на точках.
Иногда выпадали проверочные полеты на базе, и тогда они проводились в тренировочной зоне, заканчиваясь как правило по приходу на аэродром, набором высоты над полосой 400 или
450 м. Мы подходили поближе к торцу ВПП и сбросив шаг выводили коррекцию, разводили стрелки, устанавливали обороты авторотации, устанавливали "поступательную", по моему сто км и шли до высоты 150.
На 150-ти метрах вводили коррекцию, сводили стрелки и садились на полосу уже по вертолетному.
Видно поэтому, у меня и не отложилась ни одна посадка на авторотации на Четверке :)

На Ми-1 командир звена дал несколько посадок на вводе в строй и был заход на авторотации с посадкой и коротким пробегом, правда с введенной коррекцией после 100 м когда отлетывал проверочный полёт с КЛО, перед самостоятельным допуском.

Viktor49A
Старожил форума
16.01.2013 09:29
Это рассказ Сергея тоже летавшего на Ми-4, с Двоечной веточки

«Санзадание»

...«Белая горячка, белочка, дурка, вскочить на белую лошадь». Как только не называют эту болезнь, не редко встречающуюся в России. Любой другой недуг появляется у людей помимо их воли, а белую горячку, человек взращивает в себе сам.
Житель одной из деревень поразил себя сам, этой самой болезнью. Лечиться надо было в специализированной лечебнице, и чтобы доставить больного к месту лечения, был вызван специальный вертолёт, который и дежурил для подобных целей.
Старенький Ми-4, приземлился на вертолётной площадке вечером. Незаходящее солнце северного лета нахально повисло над горизонтом. В ожидании пассажиров, экипаж выключил двигатель и находился возле своей воздушной машины дымя сигаретами и прихлопывая особо надоедливых комаров.

Вскоре, к ожидавшим подъехала зеленая «буханка» скорой помощи, и из неё, неторопливо «вышла как выплыла» местная фельдшерица. За ней выпорхнули две девушки, а двое мужчин-санитаров вывели и посадили в вертолет, больного. Переглянувшись, они отошли от борта и уступили путь девушкам.

Как выяснилось, те были местными медсестрами, собравшимися ехать в отпуск. Они были одеты в красивые летние платья, поверх которых накинули лишь лёгкие кофточки, слабо защищающие хозяек от местных и наглых комаров. На хорошеньких головках соорудили модные по тем временам прически, ресницы подвели тушью, а губки яркой помадой.
Тут же, у вертолёта, скинув с ног резиновые сапожки, быстро переобулись в изящные туфли на тонких каблучках-шпильках.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2013 09:46
Девушки были очень недурно сложены и эти туфельки замечательно украшали их стройные ножки. Приподнятое настроение дополняло их облик и делало обстановку почти праздничной. Им ведь так повезло «с вертолётом-то».

Если бы не этот «санрейс», то завтра предстояло подниматься по реке на теплоходе «Заря»: до ближайшего райцентра - около сотни километров. Потом - полдня ехать на местном паровозике до станции, где можно было пересесть на поезд дальнего следования. Этот путь мог затянуться и на сутки. А сейчас - полтора часа лёту и они - в райцентре, где и ходят эти самые поезда.

Объявление фельдшерицы, что она не будет сопровождать больного, а вместо неё полетят эти два прелестных создания, экипаж вертолёта воспринял даже с радостью. В душе у каждого из них, возникло желание сделать что-нибудь приятное для необычных пассажирок «обычного санзадания».

Сам больной – мужичок небольшого роста, давно не бритый, с опухшим от пьянства лицом, уже сидел в вертолёте.
На вид ему было лет сорок. Под воздействием введённых успокаивающих препаратов, состояние его было безропотным, потухший взгляд не отражал никаких мыслей и эмоций.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2013 09:49
Девушки, получив от фельдшерицы коробку со шприцами и ампулами с успокаивающими препаратами со словами вдогонку - «это так, на всякий случай» - подхватили по небольшому чемоданчику, и вспорхнули на борт вертолета.
Командир запустил двигатель, раскрутил трансмиссию и вскоре трудяга Ми-4 уже вез их, «навстречу радостям жизни».

Летать летом, да в ясную безветренную погоду - истинное удовольствие !
Низкое солнце, находясь сзади, словно золотом окрасило всё вокруг. Экипажи малой авиации уже закончили работу и в эфире была полная тишина. Километров за семьдесят стал отчетливо виден город. Просматривались дома в обеих его частях; труба ГРЭС совсем чуть-чуть курилась прозрачным дымком, фермы железнодорожного моста горбатились через реку, в которой отражалось голубое небо. Пилотировал вертолёт молодой второй пилот, а командир расслабленно сидел в своём кресле и любовался идиллической картиной вокруг.

Вдруг, неожиданно стал задираться вверх нос вертолёта. Кабрирование было столь энергичным, что командир взялся за управление, с укором глянув на «второго», а тот в свою очередь недоуменно смотрел на «шефа».
Не успели они выровнять машину, как та не менее энергично перешла в пикирование. Это продолжалось несколько минут и пилоты не успевали выравнивать бесившийся вертолёт. Ручка управления чуть ли не от упора до упора, двигалась в их руках.
Viktor49A
Старожил форума
16.01.2013 09:52
Прекратилось всё так же внезапно, как и началось. Горизонтальный полёт был восстановлен, и полет контролируем. Второй пилот догадавшись в чем дело, свесил было голову в лаз грузовой кабины, но оттуда уже поднималась взъерошенная голова бортмеханика.
- «Вот же гад ! » - всё еще тяжело дыша, доложил он. «На вид хиляк, а силы у него… Еле скрутили».
Сразу стала ясна причина столь необычного поведения вертолёта. Действие успокаивающих препаратов у больного прекратилось, и одурманенный алкоголем и «глюками» мозг, заставил его действовать, как нынче модно говорить - неадекватно. Мужичок проявил недюжинную силу, удивительную ловкость и невероятное упорство. Он «очень сильно хотел выйти» из вертолёта. Пытался открыть дверь грузовой кабины, отталкивая и уворачиваясь от всех, кто попадался на его пути и пытался схватить.
Если бы ему удалось повернуть ручку замка, и хоть чуть-чуть приоткрыть дверь открывающуюся навстречу полёту, то она «выстрелила бы им», как детская рогатка - камнем.

К счастью, этого не случилось. Бортмеханик и две хрупкие девушки сумели-таки его скрутить, хоть и с большим трудом но вкатили очередную дозу быстродействующего успокаивающего.

Когда сели на аэродроме и девушки пересаживались из вертолёта в машину "скорой помощи", от бывшего лоска в их внешности, уже не оставалось и следа. Ещё совсем недавно чудные туфельки превратились в ободранные чувяки со сломанными каблуками. Грязные коленки были в ссадинах и кровоподтеках. Платья и кофточки - измялись и запачкались. Модные прически повисли нечёсаными космами. Видимо от обиды и причинённой боли во время борьбы, одна из девушек плакала, так как тушь с ресниц растеклась и размазавшись, изменила лицо до неузнаваемости. Вслед за девушками вышли и встречавшие вертушку санитары, ведя под руки больного.

Он безропотно проследовал в машину скорой помощи и в его потухшем взгляде не было даже тени, мыслей или эмоций. Словно это не он, только что бушевал в воздухе, и был сам на один шаг от гибели и мог унести с собой жизни и девчонок и бортмеханика.
mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 12:56
1958 год, работа на Токо, зима, КВ Гриша Ковальчук, я вторым.
Утром мне - иди прогазуй. Я - а висеть можно? – Хочешь - виси. Ушёл, отгазовал, контрольное висение сделал и так каждый день – газовка-висение.
Потом с Гришей даже стали летать через рейс: то он, то я с б\м.
Прилетел второй вертолет, привёз рд: - мне садиться к КВ Паргачёву, а Грише привёз штурмана.
Утром, как обычно, погонял и отвисел на Гришином вертолете, потом также со своим. Это увидел Паргачёв, прибежал, машет руками, я сел и он начал ругать – нельзя тебе. Ну и хорошо, начал проверять с утра на висении только Гришину машину.
А в 59 году КО Красовский, только я слева отлетал часов 30, мне: - сколько можно тебя возить? А ну лети сам. Посадил ко мне вторым только пришедшего из переучивания на вертолет Володю Столярова, а сам сел в фюзеляж. Лети и всё, больше я вторым не летал.
mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 14:30
А с Паргачёвым был фокус, когда у меня тряслись колени. В 1958 году летал с ним после Токо немного. Как-то он взлетал с площадки, по диагонали маленький, но глубокий ручей. Он стал взлетать и боится ручья, стал уходить влево. Я терпел и не брал у него управление, но когда полетели рубленые ветки то схватил управление и с трудами машину вытащил и кое как уже взлетел. Он её не разгонял, а вывесил с набором и получилось на высоте нет скорости и мощи и машина стала валится а там уже кусты. И вот, взлетел, отдал ручку Паргачёву и говорю б\м Толе Бахаеву – смотри, у меня колени сами начали вибрировать.
cumulus
Старожил форума
16.01.2013 15:21
У индусов Ми-4 активно повоевал в 60-х годах.
http://www.bharat-rakshak.com/ ...
http://www.bharat-rakshak.com/ ...

И до сих пор еще лежат в горах
http://www.panoramio.com/photo ...
mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 16:17
Проверяющие:

Мою технику пилотирования на съёмке никогда не проверяли. Примерно в 1973м году
прилетел пилот-инструктор из УТО Валентин Стругов, решил заполнить мой или свой пробел. Раньше работал у нас в 249м ОАО, и позже перешел в УТО. Полетели, он мягко держится за ручку, ноги на педалях. Выбрал горушку с лесом и поехали, стал набирать высоту, и жду момента отворота и вот надо отворачивать, даю левую ногу, ибо при правой машина не разворачивается, а ползёт. А Валентин в этот же момент даёт правую. Началась борьба, а вертолет уже снижается, и я всё же пересилил и отвернул, но уже были в деревьях. Как не сломали ХВ удивительно. Валентин: - хватит проверок. Набрали высоту и полетели в Софийск.
mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 16:39
Прилетел проверяющий в Таланжу, я его не спросил, есть ли у него допуск.
Но он не летал со мной, только записался. А в отряде узнали и ему была дыня.

Вообще меня проверяли мало, в основном писали проверки и всё.
Командир Отряда на вертолётах не летал, командир объединенного отряда - пару раз в году и всё. А обычно, приехали, расписались и уехали.

mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 16:44
Елизово, ещё раз проверял, но уже ночью, герой и инструктор УТО Никитенко. Полетели.
Говорю ему: - что держишь ручку? Он отпустил. Говорю: - убери ноги с педалей, а то я устал их таскать. Он убрал и говорит: - всё поехали на аэродром, со слабосильным не могу летать. Он мне поставил тогда все проверки, даже не нужные.
mi4_35
Старожил форума
16.01.2013 22:51
Проверяющий из УТО - Николай Михайлович Никитенко заслужил во время войны звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды за то что разбомбил важный мост, а летал он тогда на Ил-10.

В Красную Армию призван в 1940 году. В 1942 году окончил Бирскую военно-авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1944 года. Воевал на Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах.
В одном из разведвылетов на Ил-2 был атакован шестью истребителями врага. В неравном бою сбил одного из них. Сам получил тяжелое ранение, но сумел отбиться от врага, довести поврежденный самолет до своего аэродрома и посадить его. Командованию были доставлены ценные фотопленки, на которых была обнаружена ранее неизвестная информация о рубежах обороны врага.

В другом вылете при разведке рубежей врага самолет был поврежден мощным зенитным огнём. Уклоняясь от зенитного огня, Никитенко сбросил высоту до десятков метров и провел его над самыми укреплениями врага, продолжая фотосъемку.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года младшему лейтенанту Никитенко Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5339).

К концу войны Н.М. Никитенко совершил 187 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск врага, значительно увеличив свой боевой счёт.

С 1946 года лейтенант Никитенко — в запасе. Жил в Хабаровске. Работал пилотом-инструктором Дальневосточного управления ГВФ. За добросовестный труд награждён несколькими нагрудными знаками Аэрофлота и Министерства гражданской авиации СССР.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Награждён знаками «Отличник аэрофлота», «За безаварийный налет 15 тысяч часов».
В память о Никитенко портрет Героя помещен на Аллее памяти в Черепаново.
В Новосибирске имя Героя Советского Союза Н. М. Никитенко увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

Умер 27 февраля 1978 года. Похоронен в Хабаровске.
PROEN
Старожил форума
17.01.2013 04:16
Да, 187 боевых вылетов на "смертнике" Ил-2 - герой, как он остался жив?! В Хабаровске ни в УТЦ, ни в управлении нет ни слова упоминания о нем...
mi4_35
Старожил форума
17.01.2013 15:34
Примерно в 70х годах в 249й отряд пришло 9 человек из ДОСААФ на Ми-1 и командир их звена – Фатаков.
За первый год и немного второго 8 чел. за хулиганство куда-то делось. Остался ком звена без звена. Полетел с почтой по Амуру, на пути увидел лису. Бежит, надо её погонять.
Стал гонять, увлёкся, высота совсем маленькая. Глянул вперёд - деревья метров по 30, рванул ручку и отрубил себе хвост, а без хвоста полёты запрещены конструктором.
Сел на семь лет и заплатил за полностью разбитую машину. А лиса убежала.
Вот как и не было целого звена из ДОСААФа. Ребята там молодые и сильно горячие. Охотниками их назвать трудно, а вот хулиганами в самый раз.
Для того чтобы хулиганить нужно иметь не просто хорошую технику пилотирования, а сверх отличную. Кто этого не придерживался - тот и ломает машины, а порой и головы об землю, кусты деревья, воду. И яркий пример - звено Ми-1 Фатакова.
mi4_35
Старожил форума
17.01.2013 16:05
Командир аэ Ми-1 был очень серьёзный мужик – Палеха, нравился чем-то мне, шуток не допускал.
Сначало КЭ на Ми-1 был Леонид Алексеевич Индеев. Но у него мама работала в крайкоме и он быстро перевёлся в Москву и стал там испытателем. Испытывал машины в бюро Миля, устанавливал рекорды. Больше я его не видел. Палеха был у него замом. Когда Леонид перевёлся в Москву, Палеха стал ком аэ Ми-1. Потом говорили, что Леонид погиб.
Viktor49A
Старожил форума
17.01.2013 16:42
У нас пилот Ми-1 положил на бок машину в степи (был один на борту). Решил инсценировать пожар и уничтожение вертолета огнем. Набрал ведро бензина да и плеснул "в холодный отсек". Кинул спичку и пошел сообщать о происшествии по телефону. Вышел к дороге, доехал до райцентра, позвонил на базу. Прилетела комиссия на Ми-4.
А вертолет...... целый, на боку лежит слегка закопчёный, и ждет хозяина =:)
PROEN
Старожил форума
18.01.2013 06:27
Я бы на месте ЛПС выучил бы ПРАПИ-2000 наизусть, а то что-нибудь содеют, а потом ну такой лепет несут, причем второй обычно врет совсем не то, что КВС. Комедь!
Хотя, конечно, система дурацкая. Он ведь машину на бок не специально завалил? Тут его вины нет, значит недоучили парня. Но у нас так - прав-не прав, к стенке!
За бугром все иначе - капитан всегда прав. Вернулся на аэродром вылета - значит так было нужно и никому ничего не надо объяснять. Разбил машину - если нет злого умысла, все свободны! Потому там летчик не станет жечь машину, чтобы скрыть свою ошибку пилотирования и никто не полетит на Донецк, а просто вернется в аэропорт вылета...
И с техниками тоже - я долго местных пытал, что будет, если по вине техника произойдет предпосылка. Они мне :"Мы ему дадим письмо с предупреждением". Спрашиваю :"А как с премиальными?" Выпучивают глаза и удивленно отвечают :"А причем тут деньги, он ведь от этого лучше работать не станет?!". Дурачки одним словом...
FAZa
Старожил форума
18.01.2013 07:24
Замечательное фото, где машина "раздетая". Хоть конструкцию двигателя изучай. Хорошо видны "стаканы" навыхлопном коллекторе, которые заклинивало и отламывались упорные буртики. В обязательном порядке их проверяли после "кашля" - резкого выстрела в выхлоп.
semen
Старожил форума
18.01.2013 09:01
То , что вертолет Ми-4 активно использовался в охоте на диких животных с воздуха знают все, ну если не все , то многие.А поскольку это дело уголовно наказуемое, писать про это я не буду, хотя есть очень интересные истории, но даже давность лет, не позволяет мне этого сделать.Расскажу про совершенно мирную, но тоже не совсем безгрешную историю.Это было в Анадыре в апреле 1976 года, на Ми-4 мы делали ледовую съемку в Канчаланском заливе.Суть её сводилась к тому, что на картах рисовались параллельные линии через каждые 200 метров и по этим линия тоже через каждые 200 метров нужно было произвести посадку, и геофизики со своими приборами делали замеры, а поскольку на льду тряска от вертолета сильно мешает показаниям этих приборов, нам каждый раз приходилось улетать на несколько минут, давая мужикам время для спокойной работы.В тот год апрель выдался на редкость хороший, ведь и в этот весенний месяц температура воздуха там бывает под -40, а ту нам повезло и было всего то около -15-20, Работенка была совершенно спокойной, кругом все белым бело, короче не очень интересно.И тут мы на льду увидели группу из дюжины нерп, которые выползли из лунок на лёд погреться на теплом солнышке, это нам -20 колотун, а им полный кайф.Как только мы к ним начали подлетать, они конечно все, как по команде нырнули вводу, Так продолжалось несколько дней, ну не хотели они с нами знакомиться, а мы напротив решили что бы это не стоило узнать их поближе и у нас созрел план поимки живой нерпы.Всё это от того, что работа была скучной, а мы на Ми-4 привыкли не скучать.А поскольку, как никак , но все мы были заняты своими служебными обязанностями, решили к этому делу привлечь еще пару человек, и привлекли ребят из парашютной группы спасения(сейчас бы её назвали МЧС).Но сама поимка нерпы просто так нас не устраивала, и решили всю эту операцию заснять на киноплёнку.И так началась подготовка.(Продолжение следует)
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2013 09:13
2PROEN:
Если на работе завалил на бок, то в принципе я с Вами согласен - недоучили.
Хотя, КРС закрывая ж_пу "обтекателем", все-равно стрелки переведёт на пилота - "из этой песни слова, хрен выбросишь".
Хотя, судя по Вашему посту, Северяне и Камчадалы по другому к этому делу подходят, и это - радует.

Мда. Так вОт, если летал "по своим делам", и не справился в условиях к которым ещё не допускали, то будь добр - отвечай =:)
Человека выпустили выполнять транспортно-связные полеты по провезенным площадкам, которые специально подобрали, проверили и оформили документально, инструкцией, как временную площадку.
А он, допустим, полетел покупаться или поставить петли на барсука, сурка, лису, сел на неизвестную площадку ещё не имея "подбора", и там - лёг ?
Бортача и второго нет, некому убедиться в прочности грунта, так сам думай куда садишься: возле или среди нор, или же на ровное плотное травяное покрытие, а если в песках - так на то место где больше невысоких кустов, подмяв их под себя.

И вот там, хрен оправдание найдешь.... Да его и слушать никто не станет, раз уж у нас экипажу "Четверочки", разложившей её из-за выпавшего болта в тягах управления, в пяти метрах от размеченной флажками площадки - влупили по полной, то что говорить о других случаях ?

Была оказия и у меня, да Ангел-хранитель отвел беду (спасибо ему), а Матушка-Судьба не стала возражать, видно - и ей земной поклон и не раз, т.к. за 20 лет их (оказий) было столько, что надо до сих пор бить поклоны.
Я сел тогда, на вытоптанное старое футбольное поле на Ми-1, выключился и пошел к заказчику на печку(нефте). Не знаю, что подтолкнуло оглянуться. Смотрю, а мой вертолетик потихоньку кренится. Думал показалось, а он - бух, и провалился одним колесом в старую нору, и от одной лопасти до земли - с метр будет. "Закон бутерброда", блин. Пришлось подкапывать с другой стороны и под передним колесом. Помогли и мужики посёлочка, нашли доски, подложили их под нижние подкосы и я слава Всевышнему вылез из ям, да перелетел в сторонку, за пределы поля =:) Правда пришлось закапывать всё, и утаптывать как было:)
А вот если бы после выключения трансмиссии, при ещё хорошо вращающемся винте это произошло - не уверен, что все бы кончилось благополучно...
semen
Старожил форума
18.01.2013 09:20
План был такой, у одной из лунок, расстояние от которой до ближайшей "запасной" для нерпы было максимальным устанавливался щит на направляющих.Щит был взведен резиновыми парашютными амортизаторами и фиксировался чекой.К чеке протянута проволока, которую должна была потянуть нерпа, вылезая из лунки, чека срабатывает, лунка закрывается.Но это еще не всё!Поскольку мы должны были летать довольно далеко от нерп, что бы их не спугнуть, а знать о том, что нерпа попалась к чеке была подключена дымовая шашка оранжевого цвета, которая бы передала нам сигнал о том , что нерпа вылезла на лёд.Но и это еще не все!К той же чек была подкключена кинокамера, которая всё это должна была зафиксировать для истории.Днями и ночами конструкция с изменениями и доработками собиралась, проверялась, красилась в белый маскировочный цвет и в итоге Госкомиссией была одобрена и принята к эксплуатации.В тестовом режиме всё работало идеально.Напомню это был 1976 год, сейчас не знаю сделали бы такое за пару дней, а тогда сделали из подручных средств с помощью такой то матери, но всё было здорово.(Продолжение следует)
semen
Старожил форума
18.01.2013 09:51
И так настал день, когда все было готово для операции "Нерпа", и взяв с собой наших помошников, полетели на съемку.Установив систему пленения на льду, ребят высадили на берег лимана в полной зимней экипировке, что бы не замерзли и с биноклями, что б наблюдали за происходящим, сами приступили к выполнению съемки.Но каждый взлет тянули шеи в сторону нерпичьего лежбища.На горизонте все было чисто, никаких сигналов.Заправки с дополнительным баком хватало на 4 с половиной часа и как ни странно время пролетело очень быстро, пришлось нам забирать своих ребят и лететь в Анадырь на дозаправку.Не стоит говорить, как мы спешили все сделать на базе быстрее и заправившись, подняв хвост трубой опять понеслись в сторону Канчалана.И, о Боже, километров за 30 мы увидели оранжевый столб дыма!Давай еще быстрее!Неужели получилось, мы радовались, как дети, Хотя мне тогда на самом деле не было еще и 20!
Прилетев на место , проведения операции, нерпу мы не нашли, Чека сработала, шашка зажглась, лунка закрылась, а нерпы не было.Слушай, обидно, да!Столько потрачено усилий и нервного напряжения, а операция провалилась.Осталась одна надежда на кинокамеру, только она могла рассказать нам правду.Но и на плёнке ничего не осталось, не то она замерзла, не то не включилась, но камера промолчала.Потом мы долго анализировали и пришли к выводу, что чека могла сработать самопроизвольно от подтаивания снега на солнце, но как бы то ни было, с нерпой мы не познакомились.Ну и ладно, зато я уже 37 лет эту историю никогда не забываю, и всегда , если вспоминаю, улыбаюсь.Как только додумались до такого, нерпу живьем поймать!
А на следующий день мы закончили ледовую съемку в Канчаланском заливе, улетая сделали круг почета над нашими зверюгами, и они , как обычно вразвалку поныряли в безопасную среду обитания, показав нам хвост, точнее фигу.Потом задул восточный ветер метров 50 в секунду, а потом ударил мороз -40, а потом пришла весна и лето, Ми-4 был создан для лета, это мое личное мнение, как на нем было здорово летом!
PROEN
Старожил форума
18.01.2013 09:57
Viktor49A: - Да, согласен, одно дело гонялся за лисой и подломил машину и другое, когда на посадке второй не заметил и цапанули хвостовым винтом за кусты.
У меня хлопцы на Ан-2 (!!!) привозили ёлку в правой нижней плоскости - прикинь, как надо было за россомахой гонятся, чтобы так увлечься?! Бывало...

PROEN
Старожил форума
18.01.2013 10:23
semen: - да уж, на "четверке" зимой, когда за минус 40, сказка и для техников и для летчиков!

Viktor49A
Старожил форума
18.01.2013 11:52
2PROEN:
Представляю: вышли мужики, разминаются, глядь, а под крылом ёлочка пушистая =:)))
Да ещё и все это видели пока рулил на стоянку если на базе. Если на точке, то оно конечно проще :)
Может помнишь случай, по-моему наш, казахский, когда командир на АН-2 наладился бить лис лыжей. И подвел азарт - не заметил впереди, на белом поле, махонький бугорок, который их и "остановил". Командир тогда здорово получил, как-бы срок не впаяли - не помню уже.

2semen:
Слушай, Игорь, я восхищен вашей командной изобретательностью =:)
Молодцы ! Ничего, что нерпа вам хвост показала. Главное - замысел, создание, установка и... азарт ожидания !:))
Viktor49A
Старожил форума
18.01.2013 19:04
Рассказ semen-а навеял воспоминания про мои "алчные поползновения" на стаю гусей и уток, собиравшихся на небольшом озерке по утрам, рядом с аэродромом в п.Индер Гурьевской.

Кстати, насчет отстрела: В нашем отряде было и на Ми-4 и на Ми-1 несколько экипажей, имеших официальный допуск к острелу диких животных.

Ружьишко у нас "был конечна" - одноствольный шестнадцатого калибра "мултык". Брали его на борт Ми-1 только тогда, когда надо было подстрелить себе сайгака-самца, обычно в начале смены экипажей. Мяса этого хватало до конца командировки.

Уж как я только не подкрадывался к озеру, меня все-равно засекали, горластые..... вороны, тоже там обитающие почему то, и поднимали страшный гвалт. Тут же вся живность взмывала в воздух и разлеталась кто куда.
Тогда я решил их обмануть, обратив внимание что на взлёт вертолета стая не реагирует.
Приготовил ружье, открыл дверь (правую) и взлетел. Взлетел по траектории чуть ближе к озеру. Но видно им "успела позвонить главная ворона", потому что едва только нос вертушки довернулся в сторону озера, а до него метров двести, как стая снялась конечно, и мой выстрел в кучу-малу результата не принес =:)

Тогда я прикинулся "Бобиком", взяв его у начальника компрессорной и подъехав к озеру пока там никого не было из живности, встав в ожидании.
Утки и гуси делали контрольный пролет над озером, а я - только покряхтывал, видя что они садиться и не собираются. Просидев часа три, решил уехать, раздасадованный.

Но, не тут-то было ! Вроде относительно прочная поверхность побережья озера, оказалась на самом деле законсперированным сором, накрепко присосавшим все четыре колеса "Бобика".
Как я не пытался выехать, применяя все ухищрения и примочки "внедорожника", "Бобик" только крепче садился.
Но, нас так просто не возьмешь ! - машу кулаком уткам с гусями, проходящими над озером на эшелоне и посмеивающимися над моими мучениями.

Пошёл в порт. Валерки - начальника порта не было, и я попросил водителя бензовоза Газ-53, помочь. Тот - отказался сославшись на хворь. И там ремень вентиллятора ещё полетел - добавил он.
Я сказал что найду ремень и спросил: можно тогда будет взять "Газон" ?
- Бери - кивнул водила и я мухой обернувшись, уже ехал к озеру на Газ-53 вдвоем с авиатехником, как назло мало соображающим в этих делах, но вызвавшимся помочь.

....Посадил я и Газ-53 рядом с "Бобиком", хоть и остановился на безопасном расстоянии...

Делать нечего ! Надо идти на компрессорную за подмогой.
Пошел.
Мужики выслушали меня, улыбнулись, узнав где сел, и сказали, что только "Ураган" поможет "в энтой беде".
Приехали мы на "Урагане", встали на сухом месте. Водитель выпустил длинный трос лебедки и зацепив нас всех, выволок на свет Божий....

Начальник порта долго припоминал "самоволку" - как он выражался, приехав из поездки и грозился написать в отряд.
Оказывается, ремень вентилятора порвался из-за оборванной подушки движка - а я ещё думал, чего это так колотит машину, когда нарастает усилие. А движок то там - неслабый.Вот и второй ремень порвался. Хорошо хоть не заклинил движок, т.к. лопнул он совсем, когда уже ставил машину на место.

Мужику с Урагана пришлось ставить магарыч, за помощь.
"Бобика", начальник компрессорной мне больше не доверял, в это лето.
Валерка в отряд сабчать не стал, т.к. свозил я его по пути, "по его делам" - в Гурьев и назад.
Так и закончился мой охотничий сезон, "на гуся":)
mi4_35
Старожил форума
18.01.2013 21:39
1978 год, зима, летели из Бичевой по реке Катэн. Вижу, человек около костра машет руками. Говорю, - что-то случилось, нужно сесть. Сели, а человек убежал. Мы вышли и он вышел и кричит - мясо купи. Я ему так и так, нельзя так делать, думали несчастье, какое, а ты устраиваешь базар. Подошли к нему, а он набил кабанов, сложил на настиле на дереве.
Купили три куска здоровых килограмм по 30-40, а четвёртый дал так, чтоб я не ругался наверное.
Говорит, за каждый кусок бутылка. Но у нас нет. Говорит, как у вас будет водка, привезёте в поселок за 70 км от него, отдадите тому, кто подойдёт и скажете что б мне передали. Так и сделали, привезли и отдали ребятам, которые пришли разгружать. Они посмеялись, - да знаем его, передадим.
Я привёз один кусок домой.
FAZa
Старожил форума
19.01.2013 11:05
В 1973, по осени, прилетает Нефтеюганский борт - там организовали отдельную эскадрилию, отпочковав от Сургута. Но все мужики наши, знакомые.С "хитрым" глазом говорят - мол надо пневматик основной - сели на пенёк, он и лопнул.... Поскольку у них ТЭЧи ОМТС небыло, посчитали мы, что дело житейское, однако на месте оказалось, что там не только "колесо испортилось", но и вся панель раскоса, на которой ступенька. Причём испорчена с конкретными следами картечи.... Тут сразу возник "волшебный" портфель с жидкой документацией - стоял у них наготове (так, "на всякий случай")....
Вылечили... Впрочем, и хвосты меняли по поломке, втихую, как-то не заморачиваясь на паспорта.... Потом летишь сдавать машину в ремонт, с кипой дубликатов.
Да, а что, касаемо измения тангажа - точно! Летали принимать из АРЗ, из Омска, экипаж 4 человека - давали штурмана. Второй пилот Виктор Шевченко, центнера полтора, вылез, пошёл перекусить и на створках отметиться. Меня посадили на его место, командир начал рассказывать, как карту читать, привязку к местности делать, дал за ручку подержаться и педали почуствовать. Смотрю, он на триммера берёт - задний тангаж... Говорит - там не Тарас у створок? Сунул я голову в кабину - точно, Тарас отстой сливает... Потом, снова говорит - а сейчас Жорка? Смотрю - точно штурман! Он говорит - вот, всё по приборам видно!
semen
Старожил форума
19.01.2013 13:17
В 76-м году из Анадыря полетели по береговой черте с конкретной целью найти выброшенных на берег туши моржей, что бы добыть самое ценное, что у них есть-клыки.Заказчик был уж не помню, кто, но по заявкам, конечно , мы должны были выполнять совершенно другую работу, но с ним все было заранее оговорено и если все сложится удачно, свой клык и он бы получил.Стоя отличный теплый летний чукотский день, температура была градусов 10, светило солнышко, короче лепота.Примерно через час полёта впереди на берегу увиделито, за чем и полетели, выброшенную прибоем тушу дохлого моржа, но когда мы подлетели ближе, радости нашей поубавилосьбНа морже сидел здоровенный белый медведь под тонну весомю.Обычно при любом вылете пару стволов на борту было, а тут даже пистолетов, которые нам в полет выдавали, не было.Мы зависли над мишкой, но он от Ми-4, как от назойливой мухи начал отмахиваться лапой, и даже через грохот движка и редуктора было слышно, как ревет эта зверюга.Я думаю хватило бы одного удара, что бы опрокинуть вертолет.Кое как мы вынудили его слезть с моржа и погнали в воду-Как красиво он зараза плавает, не по собочьи, а по царски , всем телом.нырнет-вынырнет, шкура у него не белая, а скорее кремовая из за жира наверноеюКороче отогнали его метров на 100 и призадумались, движок на взлетном, поднами бездонное море с температурой воды всего то пару градусов и полетели к берегу, и мишка за нами, опять гад на моржа залез.Дали отдохнуть вертолету и опять мишку прогонять, в этот раз на берег , и нам таки удалось отогнать его километров на 10.Вернулись к моржу выключили двигатель, а берег крутой , метров 30 обрыв, к моржу рядом не сесть, поэтому оставили вертолет на верху, а заказчика посадили на втулку, как смотрящего, что бы наблюдал, вдруг мишка вернется, тогда нам всем не сдобровать.
Подходим к моржу, клыки -высший класс, но морда в влдеи легкий прибой, башка туда сюда котается от волн по гальке, Надо сказать выбивать клвки из челюсти моржа целая наука, нужно обухом попадать в место откуда клык растет, а сидит он ох как основательно в этой челюсти, а тут еще и башка не устойчивом положении, а туда сюда ходит, нужно в воду по пояс залазить.Кто полезет?Командиру по рангу не положено, у старого бортмеханика радикулит, все молча смотрят на меня, делать нечего полез в море, яйца сразу к горлу подкатили и давай я топором работать.Замерз , как падла, несколько часов провозились мы с ним, но клыки вышибли, один у меня до сих пор хранится, ели получится покажу фотку7Мишка не пришел к нам тогда, да и вообще не понятно, как он в районе Уэлькаля оказался-это совсем не его район обитания, уж очень далеко от южного берега Северного Ледовитого Океана, но тем неожиданнееи приятнее была эта встреча
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 13:34
Про тангаж.
Работаем на съёмке.Всё как обычно.Только один нюанс.Из двух операторов -геофизиков один(одна) девушка.Лет 30 на защите кандидатской, ну и решила попрактиковаться.На одном из перелётов начинает "гулять" тангаж.Кэп говорит, пойди, скажи, что б не шастали по палубе, заколебался триммер гонять.Спускаюсь, кричу на ухо что-то вроде вертолет лёгкий а вы тяжёлые, влияете на центровку.Сидите и не шастайте.Типа пошутил.
После посадки она устроила мне скандал.
"Ты на что намекал, гад? какая я тяжёлая?Ты меня тяжко оскорбил!"
Я тогда ничего не понял, мне 22 было.И только потом, с годами, дошло что она это поняла так:
либо толстая, либо беременная(незамужняя).
А про центровку ей откуда знать было?
semen
Старожил форума
19.01.2013 13:48
http://s019.radikal.ru/i643/13 ...
ВОТ ЭТОТ КЛЫК Я ВЫБИЛ ИЗ ТУШИ МОРЖА
FAZa
Старожил форума
19.01.2013 14:14
То ж не клык - целый бивень!!!
SERDG
Старожил форума
19.01.2013 14:26
А у меня дома моржовый х...хм..., ну вы поняли.
Тоже не маленький :)).На Врангеля подарили.Я сначала думал шутят, думал клык, правда без зубной эмали.
1..789..2223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru