Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Затяжелённая ручка управления у Су-27

 ↓ ВНИЗ

syomindm
Старожил форума
17.12.2011 15:25
Слышал, что по неофициальной версии, ручку управления намеренно ОКБ затяжелило, после катастрофы с Соловьёвым.
Так ли это? Ведь ручка реально тяжёлая, по сравнению с другими истребителями. С тем же МиГ-29.
(Ощущения от современных тренажёров - КТС-23, и другие)Что такое триммер - я знаю.
Да и летчики знакомые жалуются на тяжёлую ручку. Рассказывают, что одно время даже рекомендовали физические упражнения для кисти.

Спасибо!

Су важением, Дмитрий.
КВС Су-24
Старожил форума
17.12.2011 15:44
катастрофа была 33 года назад..попал в неисследованную область резонансных режимов и разрушился в воздухе... .чего еще вспомним???самолет практически полностью переработали, причины установили, косяки исправили, работу АРЗ представляете на бустерных??на самолетах с ЭСДУ то же самое, только совсем не так...причем тут катастрофа на испытаниях прототипа и строевые Су-27, это 2 большие разницы...
syomindm
Старожил форума
17.12.2011 16:27
КВС Су-24:

Но то, что ручка тяжелее гораздо, чем на других истребителях - факт.

Понятно, что серийный и опытный самолёт - две большие разницы, но тем не менее слышал именно такую версию.
Джукчингач.
Старожил форума
17.12.2011 16:33
При движении ручки управления газом вперед — большой газ, назад — малый. В отличие от других ручек, снабженных возвратными пружинами, ручка газа не должна самостоятельно возвращаться в нейтральное положение. Ручка газа является одновременно и ручкой руля поворота. При отклонении этой ручки влево руль поворота должен отклониться тоже влево, и наоборот. При отклонении правой ручки вперед руль высоты должен опуститься, при движении ручки на себя — отклониться вверх. При движении этой же ручки влево элерон на левом крыле должен отклониться вверх, а на правом — вниз; при движении вправо должен подняться элерон на правом крыле и опуститься на левом. При работе дополнительными ручками, например, уборки и выпуска шасси, выпуска и уборки щитков, надо исходить из того положения, что если ручка находится в положении “вперед”, то выпущены шасси или щитки, и наоборот. Для других систем механизации положения ручек могут быть иными.
Джукчингач.
Старожил форума
17.12.2011 16:44
но с другой стороны к педалям и ручкам в последние несколько лет приковано самое пристальное внимание, как со стороны летчиков , так и фирм, занимающихся продажей летчиского снаряжения. О балансирах педалях и ручках много пишут, говорят, снимают видеоматериалы и, конечно, не зря.
Последний раз подобный ажиотаж на летческом рынке наблюдался 8–10 лет назад и был связан с рекламой и, естественно, с продажей ручек. Потом, как вы помните, страсти улеглись, и ручки с балансирами спокойно заняли свою нишу в ассортименте летческих уловок, которая им отводилась изначально. А летчеги, досыта наевшись рекламных трюков, в очередной раз убедились, что успешно пилотировать можно и на другие, не столь экзотические, но не менее заковыристые приманки.
Бракамонте
Старожил форума
17.12.2011 16:45
Я не втему.))
Я не стал летчиком из за ручки.
Когда я в 9 лет пришел в читальный зал, и настоятельно попросил книгу о САМОЛЕТАХ...мне в натуре вынесли КНИГУ.
Как библия размером.С картинками.
И там было описано ВСЁ про истребитель.
И я с ужасом понял, что у него РУЧКА.
А не щтурвал.
Я два месяца в себя приходил.
Я не собирался крутить ручку.(((
Так я не стал летчиком....
NavMNS
Старожил форума
17.12.2011 17:28
Наверное про похожий прототип речь идет?

http://www.airliners.net/photo ...
vaschunin
Старожил форума
17.12.2011 17:28
Была, и, сейчас есть замечательная книжка "ВАМ ВЗЛЁТ"
Там много всяких секретов про самолёт...

http://lib.ru/PROZA/MARKUSHA/v ...
aviaspec
Старожил форума
17.12.2011 17:31
2 NavMNS:

Наверное про похожий прототип речь идет?

http://www.airliners.net/photo ...


Какой кошмар - звезду не закрасили, сверху наляпали свои рога. Ладно бы на боевой самолет, ну на этот то хлам зачем своего трезубца то клепать? Совсем с ума сбрендили со своей оранжевой революцией
vaschunin
Старожил форума
17.12.2011 19:11
aviaspec:

Какой кошмар - звезду не закрасили, сверху наляпали свои рога. Ладно бы на боевой самолет, ну на этот то хлам зачем своего трезубца то клепать? Совсем с ума сбрендили со своей оранжевой революцией

Ладно, придираться... (суббота сегодня)
Обычное дело, на поступивший в музей экспонат, выдали краску (ХОРОШУЮ) и наклейку. Краску утянули домой, в хозяйство. Наклейка дома без надобности.
Звезду закрасили побелкой, которая осталась от покраски потолка...
Кто ж знал, что может пойти дождь!
А, может быть, это происки враждебных соседей, и, они специально краску подменили, чтоб тем самым, осуществлять враждебно-подрывную деятельность...
Может быть краска китайского происхождения...
Может быть, звезду сохранили, для торжества исторической справедливости, что бы внимательные посетители могли догадаться об исторических корнях экспоната...
В любом случае, боеготовность не пострадала.
Система "свой-чужой" сработала.
Всем ясно, чьим он был, и чьим он стал...
NavMNS
Старожил форума
17.12.2011 19:28
Это не в музее нарисовали. Этот самолет был учебным пособием в Киеве. Вот здесь немного про это
http://russianplanes.net/ID60920
vaschunin
Старожил форума
17.12.2011 20:34
NavMNS:
==========
Вывод, что это музейный экспонат, сделал по наличию таблички спереди, слева от самолёта.
О том, как самолёт кочевал из рук в руки, прочитал, спасибо...
Завхозы везде, как близнецы-братья. Подход к делу, одинаковый, -хозяйский.
Заменить в предложенной мной версии, слово "экспонат", на научное слово -"учебное (наглядное) пособие", остальное, сохраняет силу...
Такие ляпы, режут глаз, оставляют горьковатый привкус...
Всегда с грустью отмечаю, когда самолёты стоят скособоченные из-за разряженных амортизаторов и спущенных пневматиков. Даже облупившаяся краска не действует столь удручающе...
Вспомнился стааарый анекдот, дозастойного времени...
Приходит, мужичок, по объявлению, устраиваться на работу, завскладом...
Ему показывают: -Хозяйство большое.-Тут у нас Мясная секция. Тут -рыбная. Это бакалея, ...
Правда, зарплата маленькая...
Мужичок, удивлённо восклицает: -Что, мне за эту работу, ещё и деньги платить будут!?!
ЗАВхозяйством и ЗАВскладом. Много общего, не правда ли. Оба заведующие. Оба на хозяйстве...
NavMNS
Старожил форума
17.12.2011 20:46
vaschunin:
Я думаю, что хорошо хоть так сохраняются интересные, уникальные машины. Ведь могло быть гораздо хуже в условиях современных реалий
vaschunin
Старожил форума
17.12.2011 20:57
NavMNS:

vaschunin:
Я думаю, что хорошо хоть так сохраняются интересные, уникальные машины. Ведь могло быть гораздо хуже...
Конечно!!! Особенно это важно для Молодёжи!
Что бы могли Сами посмотреть, потрогать сравнить... Что было, что есть...
Сделать вывод, и определиться: ЧТО и КАК надо делать, что бы стало лучше, чем было.
Надо учить на примерах реальных дел...
syomindm
Старожил форума
17.12.2011 22:33
4. «Хотя, как говорят, он требует от пилота значительных физических усилий для выполнения всех фигур пилотажного репертуара».
С величиной усилий тоже много экспериментировали, включая лёгкий боковой «джойстик» вместо привычной ручки управления.
Усилия и перемещения на ручке устанавливаются в соответствии с ОТТ ВВС (у американцев декларируются только усилия). А усилия эти выбираются по многим критериям. Кстати, как раз с ручкой МиГ-29 связана целая история: она не вполне соответствовала нормам (там была хитрая нелинейность), но микояновцам (во многом, слышал, благодаря Федотову) удалось убедить приемку, что так удобнее). Есть совершенно определенный оптимум, как с точки зрения удобства, так и безопасности. Причем оптимум этот, вообще говоря, различен для разных задач, не говоря уж о разных классах самолетов.

С первого взгляда кажется, что чем мягче ручка, тем удобнее. Но это не так. Во-1, летчик должен ощущать тактильную и «силовую» связь с самолетом. Это как бы само собой, но для это надо, чтобы усилия, прилагаемые рукой, были соизмеримы с силой ощущений, испытываемых летчиком в результате его же действий:) То есть, если для полного отклонения ручки нужен килограмм, а это полное отклонение создаст восьмикратную перегрузку, которая увеличит вес вашей руки далеко не на один килограмм, то… возможны неприятные последствия:) Это вам не за столом летать:)

Во-2, и это вытекает из 1-го, слишком легкое управление провоцирует раскачку самолета. Становится трудно дозировать небольшие отклонения, из-за чего летчик «перебирает» ручку, и как только видит, что перебрал, отдает обратно, и снова «перебирает». Все это происходит с запаздыванием, свойственным человеку (и системам управления не в последнюю очередь), что может привести к катастрофическим последствиям уже на 2-3-м цикле.

Склонность к раскачке — индивидуальная черта каждого самолета. В той или иной мере к ней склонен практически любой самолет. Определяется она как динамическими характеристиками самого самолета на разных режимах, так и его системой управления. И даже манерой пилотирования.

Допустим, что самолет у нас хороший, достаточно устойчивый и сам не раскачивается. (Для избежания недоразумений «самолетом» будем называть то, что чувствует летчик, т.е. для современных ЛА это совокупность «голого» самолета и СУУ (системы улучшения устойчивости/управляемости). Хотя в реале это не совсем так, и что F-16, что Су-27 с МиГ-29 имеют повышенную склонность к раскачке на некоторых режимах полета. Уже это может потребовать изменения ручки.
Проблема осложняется, если требуется сколь-нибудь точное пилотирование (посадка, прицеливание, дозаправка и т.п.) Чем точнее нужно управление, тем быстрее и точнее должна быть реакция пилота. А это значит, движения ручки становятся более резкими и частыми. И вот тут-то риск раскачать самолет возрастает в разы. Особенно если частота управления попадет в резонанс с самолетом. Чтобы не раскачать самолет, приходится загрублять систему управления, и затяжеление ручки — лишь один из способов; можно и просто чувствительность понизить, т.е. увеличить «расход» ручки по перемещению (который, правда, тоже ограничен нормами).

Вот тут-то, возможно, и кроется основная причина наших более тяжелых ручек. С точным, прецизионным пилотированием у наших самолетов есть проблемы из-за медленных бустеров (на F-15, 16 максимальная скорость отклонения рулей примерно вдвое выше, чем на наших. Я же говорил, что с гидравликой у нас проблемы…)
syomindm
Старожил форума
17.12.2011 22:36
Недостатки бустеров заставляют отфильтровывать высокочастотные движения ручки (в первую очередь для неустойчивых самолетов), да и сами они являются фильтрами. Короче, появляется запаздывание в реакции самолета — главный провокатор раскачки. Приходится бороться в том числе и загрублением системы управления. Прицеливаться будем хуже, зато хоть не раскачаем. Если дело совсем плохо, то загрублять (или по-иному мудрить) систему управления можно специально для режимов, требующих точного пилотирования, как, например, с заправкой для Су-27. Да и вообще из-за этого у Сушки заметно затяжеленная ручка.
Справедливости ради надо сказать, что американцы со своей «легкой» ручкой на F-16 тоже нехило накололись. Самолет вёрткий, и выйти на максимальную перегрузку — нефиг делать, что называется, пальцем нажать:). А при столь высоком темпе нарастания перегрузки человек теряет сознание без всякого предупреждения со стороны собственного организма:). Немало первых 16-х попАдало именно по этой причине, пока они на спарке не разобрались, что к чему…
http://suavia.info/page/19/

Версия про Соловьева имеет право на жизнь. Что просто КБ решило в дальнейшем подстраховаться, с этой СДУ, мало ли какие сюрпризы преподнесёт.


Это было самое начало работ по СДУ самолета Т-10 – на первом варианте машины Су-27. Испытания начал В.С.Ильюшин. Он обнаружил, что при исходном состоянии СДУ (видимо речь идет об алгоритмах ее работы) на больших высотах и малых скоростях самолет не выходил на перегрузку в заданные нормами 0, 5 секунд. Процесс вывода растягивался на десятки секунд. Ввели изменения в СДУ и на интересующих режимах все “устаканилось”. Но при уменьшении высоты опять пошли отклонения от нормы. В.С.Ильюшин рассказывал: “На высоте 1000 м на скорости 1000 км/ч я почувствовал, что самолет ведет себя непонятно. Сел и сказал инженерам, что не понял, что происходит с машиной – то ли это болтанка такая, то ли еще что, но управлять машиной надо “пальчиками” – так она чутко реагировала на отклонение ручки. Потом испытания прервались из-за тренировок для показа техники в Чкаловской, а потом я улетел на другое задание. На Су-27 полетел Е.С.Соловьев. Он знал о моих проблемах, все было записано даже в задании. Но в полете он двинул не “пальчиками”, а рукой. Он не испугался, я уверен, но ему показалось странным что 5, 5 единиц перегрузки возникли внезапно, как удар. Рефлекторно сунул ручку обратно. Машина выскочила на перегрузку -5, а на следующем движении уже развалилась. Сразу после гибели Соловьева некоторые говорили, что мол, был плохо привязан, причина в этом”.

http://www.testpilot.ru/base/2 ...
leha-lp
Старожил форума
17.12.2011 22:59
syomindm: Нет не правда, самолетов таких уже не осталось, тяжелая была до 16 серии. Сейчас у нас летчик с МиГ-29 переучился, сказал не отличить даже комфортней на Су-27 пилотирование, по его мнению. 16 серия действительно очень тяжелая, на более ранних не летал, с 25 все ласточки.
neustaf
Старожил форума
17.12.2011 23:11
NavMNS:

vaschunin:
Я думаю, что хорошо хоть так сохраняются интересные,


в Шпейрмусеуме много советской техники и на многих место вывоза Украина, можно поспорить правы бы те кто продавал и перегонял, перевозил их за копейки на Чужбину, но не поплавили как цвет мет, а сохранили на многие годы для потомков, пусть и в чужой стране.
syomindm
Старожил форума
17.12.2011 23:22
leha-lp:

Последний самолёт из 16 серии в каком году выпущен? А последний самолёт 25 серии?

Интересно всё же из-за чего затяжелённая ручка была?
leha-lp
Старожил форума
17.12.2011 23:26
syomindm: Последний самолёт из 16 серии в каком году выпущен? А последний самолёт 25 серии?

Интересно всё же из-за чего затяжелённая ручка была?

Больше 20 лет.
Не знаю, это вам на завод.
Пружинный механизм, для безопасности.
syomindm
Старожил форума
17.12.2011 23:32
leha-lp:

Да я понимаю, что пружинный механизм. )))
Я про причины. Всё же имеет мне кажется право на жизнь версия с Соловьёвым.
rook
Старожил форума
18.12.2011 00:10
Так я не стал летчиком....


ты бы им все равно не стал
Ладушкин
Старожил форума
18.12.2011 00:25
syomindm: Интересно всё же из-за чего затяжелённая ручка была?
---------
Вам то это зачем ?
syomindm
Старожил форума
18.12.2011 00:46
Ладушкин:

А Вы, с какой целью интересуетесь, зачем это мне?
Аликсий
Старожил форума
18.12.2011 04:51
На изд.9-12, 9-51 алгоритмы изменения передаточного числа и шарнирного момента (в руку) таковы, что на скоростях пилотажа и ВБ "расход РУС" измеряется милиметрами. Пилотировать очень легко - ты только подумал о бочке в право, а крен уже 90. А на земле, с откл. САУ, действительно кажеться какой то резиновой и тугой как "орган" недоё... . Так мой комэска шутил. )))
syomindm
Старожил форума
22.12.2011 22:47
Кстати. Кондауров тоже пишет про это в своих мемуарах.

"После МиГ-29 я не увидел здесь каких-либо принципиальных отличий ни по двигателю, ни по вооружению. Просто всё это соответствовало размерам самолёта, который значительно выигрывал и в запасе топлива (до 7 т), и в дальностях обнаружения целей (до 100 км), и в количестве боевой нагрузки (до 7 т). Более расширенный состав оборудования по боевому применению и солидный, для истребителя, навигационный комплекс также говорили о том, что проблема дефицита внутренних объёмов здесь не стоит так остро, как на МиГ-29. Су-27 и в аэродинамическом отношении превосходил последний, теряя за переворот на 200 м высоты меньше. Я помню свой первый полёт на этом самолёте, когда, включив форсажи, крутил передний вираж на скорости 300 км/ч. Создав угловое вращение даже больше, чем мне бы хотелось, я был приятно удивлён, когда обнаружил, что этот красавец "гусь" был ещё далёк от максимальных углов атаки. Сам полёт и маневрирование были спокойными и мягкими, "как в масле". Даже аэродинамическая тряска на больших углах атаки, и та носила какой-то сдемпфированный характер. Видимо, сказывался и результат работы электродистанционной системы управления (ЭДСУ), с которой мы встретились впервые. Хотя она и имела четырёхканальное резервирование, но поначалу психологически чувствуешь себя "не в своей тарелке", когда представляешь, что тебя связывают с органами управления самолётом не привычные ощутимые тяги и качалки, а "заряженные электроны", связанные дифференциальными уравнениями. Надо признать, что создание и испытание такой принципиально-новой системы управления на опытном самолёте фирме удалось провести довольно гладко, если не считать гибели лётчика-испытателя ОКБ Евгения Соловьёва во время её доводки. Самолёт имел неплохую поперечную управляемость, которая не уменьшалась раньше времени, как на МиГ-29, и не превращалась в обратную реакцию. Для истребителя манёвренного воздушного боя, я считаю, были излишне велики усилия на ручке при пилотировании вблизи максимальных перегрузок или углов атаки. Через пять минут такого маневрирования рука буквально "отваливалась". По крайней мере, эти усилия заметно больше, чем на F-15."

http://www.litmir.net/br/?b=82 ...


Ант
Старожил форума
22.12.2011 23:45
2 syomindm:

Вы, часом, не Ростиславович будете?
Ладушкин
Старожил форума
22.12.2011 23:52
syomindm:

Ладушкин:

А Вы, с какой целью интересуетесь, зачем это мне?

Дед имел отношению к программе АРУ ( и тп ) в ЛИИ . Вам то это зачем ? Может инфа какая нужна.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru