Узнал недавно, что оказывается в 1959 году было несколько авиакатастроф, которые засекретили сроком на 50 лет. и что удивительно, в 2009 году, когда эти самые 50 лет истекли, данные авиакатастрофы не рассекретили, а продлили срок ещё на 25 лет.
"Материалы об этих катастрофах в своё время были объединены в одно уголовное дело, хотя на первый взгляд все аварии были совершенно разными. Что же их объединяло?
16 ноября самолёт Ан-10, заходя на посадку в аэропорту Львова, сорвался в пике и разбился. Полёт проходил нормально, нештатных ситуаций на борту не было. Незадолго до посадки пилот передал в эфир: «Смотрите, оно летит на нас!» Прошло несколько секунд, и диспетчер услышал ещё одну фразу: «Это не военные, это какая-то х…» Ещё через несколько секунд самолёт рухнул на землю. На борту было 40 пассажиров.
13 декабря Ил-18, выполнявший пассажирский рейс Кабул – Ташкент, при заходе на посадку врезался в горы. Перед крушением диспетчеры также слышали в эфире странные возгласы: «Ты на землю-то сообщи… Чтобы меня в аэропорту в психбольницу отправили?.. Ничего, уйдём… Что это за х…?» Далее – удар.
Две эти катастрофы зафиксированы в реестрах утраченных самолётов, данные о них легко проверить в открытых источниках. Хуже обстоит дело с падением Ту-104, о котором я имею возможность рассказать подробнее. В 1959 году «тушка» едва-едва появилась на пассажирских авиаперевозках. Изначально самолёт планировался как дальний бомбардировщик, собственно Ту-16. Но конструкторы внесли некоторые изменения, и 104-я модель стала первым в мире серийным пассажирским реактивным самолётом. Первые несколько образцов передали в Иркутский авиаотряд, с несколькими пилотами которого автору посчастливилось познакомиться лично, в частности с командиром корабля Шароновым, летавшим на тех, первых «тушках». Вот что рассказывал Шаронов: «Самолёты были хорошими, но в них имелись небольшие конструктивные недоработки. Из-за этих недоработок в 58-м году произошли три катастрофы, повлёкшие гибель людей. Из пяти самолётов, переданных нашему авиаотряду, рухнули три – конечно, это было ЧП! И на весь следующий год данные о падениях 104-х строго-настрого засекретили».
Недостатки конструкции, казалось, удалось устранить, и к 1959 году 104-я модель вроде бы стала на крыло. Но очередная авария чуть было не поставила крест на самом популярном советском самолёте. Произошла она в июле над Байкалом. Вот что о ней рассказывал Шаронов: «Самолёт должен был сесть в аэропорту Иркутска, на его борту были то ли спортсмены, то ли какие-то военные. Кто-то известный, точно не помню. Поэтому диспетчерская служба была приведена в особый режим работы. И вот в эфире раздаётся: «На нас движется неопознанный объект, круглый, от него идёт свечение. Передайте…» А далее помехи, и самолёт исчезает с радаров. Упал? Спустя несколько секунд: «Боже, как страшно! Боже, как страшно! Вы это видите? Вы их видите?» И снова самолёт исчезает. И последний раз: «Вижу аэропорт! Захожу на посадку!» Аэропорта там не было и в помине, самолёт летел над Байкалом. Туда он и рухнул»."