27 июня 1980 года 18.59Z (Zulu, НАТО официальное время в Европе), с DC9 (I-Tigi, рейс 870) Itavia резко пропадает радиосвязь и через несколько минут полета машина тонет в море с 81 людьми на борту.
27 июня 1980 года не обычный день, холодная война в самом разгаре и средиземноморский регион в центре внимания. Это эпоха "тайные операции". Что произошло той ночью?
На 27 июня 1980 в южной части Средиземноморья продолжаются несколько военных операций. Предыдущий день начался массовой передислокацией 12 из 347 F4 Phantom тактического крыла Муди, в направлении Египта,
Операция "Proud Phantom" в котором участвовали многочисленные самолеты поддержки (в основном, C141 и Starlifter C5 Galaxy) с авиабаз НАТО Кэннон, Нью-Мексико и Рамштайн.
Начало операции 26 июня, но это даты вылета самолетов из Georgia и резонно считается, что операция 27 июня была в полном разгаре.
Кроме того, для перелёта из Германии или из Северной Европы в Египет, вы должны пройти 13 воздушных коридоров.
Источники, близкие к американским военным, подтверждают развертывание 12-и F111, тактических истребителей-бомбардировщиков (вооруженных тактическим ядерным оружием), для использования с авиабазы Западного Каира.
В тот вечер F111 произвёл взлёт с итальянской базы. На самом деле, 18.38 УВД в Милане вызывает его коллегу в Риме: "Ho un Tretz 31, F111 da Lakenheath a Grazzanise. Fa il punto Corner a 270, ai 53". "Senti cancella il Tretz" è il contrordine di Milano. "Ah, lo cancello?" chiede Roma. "Si, ciao" conferma Milano.
Но план полета изменен в последний момент.
На 19.24, Рим-контроль в недоумении, офицер по прямому проводу Милану: "qui ci risulta una striscia di un F111 dall’Inghilterra per Grazzanise. Sai niente che fine ha fatto?". "Mi dice il militare che è andato ad Aviano" отвечает военный диспетчер в Милане. "Perciò qui una striscia è rimasta e un’altra no. Vabbé, grazie" - диспетчер в Риме размышляет вслух.
Три минуты спустя, диспетчера Рим -контроль запрашивает гражданский радар контроля Неаполя по защищенной линии, о пролётах на низкой высоте. Рим разъясняет, что маяки Понца не работают, а затем спрашивает Неаполь что тем известно об изменениях в плане полёта: "voi forse avete un piano di volo in arrivo, Tretz 31 da Lakenheath". "Tretz 31 no, non l’abbiamo", отрицательно отвечает Неаполь. "Allora benissimo: no! Siccome è stato dirottato ad " ( Так, прекрасно! - самолёта нет на радаре Aviano) отвечает Рим…
Почему Неаполь не был опвещён о проходе, и где был F111 ?
F111 является носителем тактического ядерного оружия, и каждый раз, должен получить специальное разрешение на полёт, в тот день его не было выдано.
Гражданский УВД не был оповещён о F111.
В то же время экипаж DC9 передаёт другому самолету той же компании, рейс Бергамо - Чампино, находившемуся в воздухе недалеко от DC9 Itavia нечто странное "ho il collega in vista..." ( можно перевести и так: у меня есть «коллега» – гляди с любой стороны)
допустим,
тогда вопрос - чем и с чего и кто могли "достать" его машину в 1980-м году?
тут сразу только два варианта
http://www.airwar.ru/image/i/w ...
верхняя ракета -дальность 18 км в переднюю полусферу (как то склизко!!!)
а вот нижняя посерьезнее, вполне подходящая - 184 км.
и у кого были носители такого девайса? Ответ очевиден- только у США.
А какие носители?
F -114
и F -111 Е-F
Поподробнее о последнем:
F-111E-F самолёты поступили на вооружение 20-го тактического истребительного авиакрыла, расквартированного в Аппер-Хейфорд, Великобритания. Переоснащение ими этой части завершилось летом 1971 года, и ей была поставлена задача в случае начала боевых действий в Европе перехватывать воздушные цели в глубине территории противника. Вторым подразделением, на вооружение которого поступили новые машины, стало 48-е тактическое истребительное авиакрыло, в боевую задачу которого входил перехват целей над Адриатикой...
и что там пишут - какие самлёты были в воздухе на момент гибели DC-9 Итавиа?
"
NATO's and Italian radar databases show a lot of traffic, that night.
There were some USAF(E) F-111 in transit from U.K. to Egypt with some C-141 Starlifters; there was a NATO E-3A AWACS, a CT-39G Sabreliner, an Executive Military Jet and various P-3 Orion from Sigonella.
2 Italian F-104s on patrol recorded some bizzarre traffic around the DC-9.
During the same day, the US conducted a training operation called "Patricia" and in the previous days, some Libian fighters flew over Italy from Yugoslavia (they used to maintain their birds there).
There was a USN Carrier, too.
то есть Томкетов не было, что вполне можно объяснить нежеланием США "засыпатся" в чистую сразу после "акции"... работа с авианосца была бы определённо раскрыта. Вот ракета в Муаммора с "НЛО", да ещё на дальноти в км 150- то вполне подходила... осталось только подгадать под лидера революции (отсюда и задержка вылета в 2 часа) да изобразить НЛО.
ЭТИМ "НЛО" и мог быть F-111 якобы (на кой чёрт?)вдруг "перегоняемый" по легенде в Египет.
тем более программа по применению его в качестве основного носителя AIM-54 Phoenix была уже свёрнута как неудачная, http://www.airwar.ru/image/i/w ...
учитывая всё это, а так же обязательно присовокупив природную практичность и жадность американцев расход одного отработанного F-111 на спецоперацию был для них более резонен чем штатного Томкета с Саратоги.
Осталось определиться - мог ли достать F-111 своей AIM-54 от района Устики скажем до Мальты куда "свернул" Муаммор?
От Устики не смог бы! Но с рубежа Палермо Катании, а это примерно 70-90 км южнее мог вполне достать!