Опять тянете меня в историю. Так я по делам и сужу. Будет много букв, поэтому активисты могут не читать. Для начала вами (и мной) уважаемый истмат:
Копия протокола допроса свидетеля Багирова Мир-Джафар Аббасовича от 29 октября 1953 г.
ВОПРОС: Что вам известно о взаимоотношениях Берия с Серго Орджоникидзе?
ОТВЕТ: Берия держался по отношению к Серго Орджоникидзе подло. Сначала Берия использовал хорошее отношение к нему Серго Орджоникидзе в своих карьеристических целях, а затем, когда Орджоникидзе помог Берия достигнуть определенного положения, то именно Берия стал интриговать против Орджоникидзе. Вспоминаю следующий случай: за несколько месяцев до своей смерти С. Орджоникидзе посетил в последний раз Кисловодск. В этот раз он позвонил мне по телефону и просил приехать к нему. Я выполнил эту просьбу Орджоникидзе и приехал в Кисловодск, где в это время гостил Г. Дмитров. Орджоникидзе подробно расспрашивал меня о Берия и отзывался при этом о нем резко отрицательно. В частности, Орджоникидзе говорил, что не может поверить в виновность своего брата Папулия, арестованного в то время Берия. Очевидно, что Орджоникидзе тогда понял уже всю неискренность и вероломство Берия, сначала использовавшего поддержку Орджоникидзе, для того чтобы пробиться к власти, о затем решившего любыми средствами очернить Орджоникидзе. Берия стало известно через своих людей о том, что Орджоникидзе вызывал меня в Кисловодск, и он говорил по этому поводу со мной по телефону, но я ответил, что Орджоникидзе интересовался вопросами, связанными с добычей нефти. Отношение Берия к Серго Орджоникидзе является одним из наиболее убедительных примеров подлости Берия, его карьеризма и вероломства.
http://istmat.info/node/22274
На июльском пленуме ЦК 1953 года, рассматривавшем дело Берии, несколько членов Политбюро рассказывали об интригах Берии по отношению к Орджоникидзе. "Я вспоминаю, - говорил Ворошилов, - как в своё время, это известно и товарищам Молотову и Кагановичу и в особенности тбилисцам-грузинам, в частности, и тем, которые здесь присутствуют, какую гнусную роль играл в жизни замечательного коммуниста Серго Орджоникидзе Берия. Он всё сделал, чтобы оклеветать, испачкать этого поистине кристально чистого человека перед Сталиным. Серго Орджоникидзе рассказывал не только мне, но и другим товарищам страшные вещи об этом человеке" [5]. Аналогичную версию излагал Андреев: "Берия рассорил товарища Сталина и Орджоникидзе, и благородное сердце т. Серго не выдержало этого: так Берия вывел из строя одного из лучших руководителей партии и друзей товарища Сталина" [6]. Микоян рассказал, что Орджоникидзе за несколько дней до смерти в доверительной беседе наедине говорил ему: "Не понимаю, почему мне Сталин не доверяет. Я ему абсолютно верен, не хочу с ним драться, хочу поддержать его, а он мне не доверяет. Здесь большую роль играют интриги Берии, который даёт Сталину неправильную информацию, а Сталин ему верит" [7].
http://trst.narod.ru/rogovin/t ...
Насчёт драться. Орджоникидзе однажды действительно дрался за Сталина. С грузинскими коммунистами, когда те назвали его самого "сталинским ишаком".
https://russian7.ru/post/kakim ...
И главная причина его самоубийства, помимо непосильных трудов Берии:
Со своей стороны Орджоникидзе готовил встречный и весьма серьёзный ход. В написанный им проект резолюции он включил следующий пункт: "Поручить НКТП в десятидневный срок доложить ЦК ВКП(б) о состоянии строительства Кемеровского химкомбината, Уралвагонстроя и Средуралмедстроя, наметив конкретные мероприятия по ликвидации на этих строительствах последствий вредительства и диверсий с тем, чтобы обеспечить пуск этих предприятий в установленные сроки"[20]. Речь шла о предприятиях, на которых, согласно материалам процесса "антисоветского троцкистского центра", вредительство получило особенно большой размах. Орджоникидзе хотел получить санкцию пленума на уже начатую им силами своего наркомата проверку положения дел на этих объектах. Направляя 5 февраля комиссию в Кемерово, он дал её председателю профессору Н. Гельперину, хотя и в достаточно осторожных формулировках, указание провести объективную экспертизу фактов "вредительства", обнародованных на процессе. "Учтите, что Вы едете в такое место, - говорил Орджоникидзе, - где был один из довольно активных вредительских центров... помните, что у малодушных или недостаточно добросовестных людей может появиться желание всё валить на вредительство, чтобы, так сказать, утопить во вредительском процессе свои собственные ошибки. Было бы в корне неправильно допустить это... Вы подойдите к этому делу как техник, постарайтесь отличить сознательное вредительство от непроизвольной ошибки - в этом главная ваша задача" [21]. Комиссия Гельперина, возвратившись в Москву, подготовила подробный доклад, в котором совершенно отсутствовало слово "вредительство". Аналогичный доклад Орджоникидзе успел получить и от комиссии под руководством его заместителя Осипова-Шмидта, обследовавшей состояние коксохимической промышленности Донбасса. Третья комиссия, выехавшая на строительство вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле, возглавлялась заместителем наркома Павлуновским и начальником Главстройпрома Гинзбургом. В середине февраля в Тагил позвонил Орджоникидзе и спросил Гинзбурга, в каком состоянии находится стройка, какие криминалы обнаружены комиссией. Гинзбург ответил, что качество работ на Уралвагонстрое намного выше, чем на других уральских стройках, "завод построен добротно, без недоделок, хотя имели место небольшие перерасходы отдельных статей сметы. В настоящее же время строительство замерло, работники растеряны" [22]. Тогда Орджоникидзе попросил Гинзбурга вместе с Павлуновским немедленно выехать в Москву и в дороге составить записку о положении дел на Уралвагонстрое.
http://trst.narod.ru/rogovin/t ...
Про Орджоникидзе нельзя сказать, что он был "предан" Сталину, они были по существу друзьями, общались на ты и потому он всегда Сталину доверял и всегда вставал за него горой - когда громили троцкистов, Промпартию, и во всех подобных сталинских начинаниях. Но из докладов комиссий он увидел, что Сталин при принятии решений в отношении руководителей, которых он тщательно отбирал и внимательно контролировал, использует откровенное враньё, это стало противоречить его дальнейшей жизни. Ну а Сталину, видимо, было всё равно, враньё это или нет - после гибели Кирова он, вероятно, решил, что такой же придурок, как убивший его друга, может точно так же убить и его, и потому он постарался найти повод и зачистить всё до основания, не считаясь ни с какими последствиями. Во многих случаях последствия были чрезвычайно тяжёлыми - это последствие стало первым. В день самоубийства Орджоникидзе дважды общался со Сталиным, сперва в Кремле, затем по телефону, используя русские и грузинские матерные выражения, а потом застрелился.
Ну и дело, в котором Берия якобы сыграл решающую роль. Это атомный проект. Советский атомный проект был начат почему-то без руководства Берии в 1942 году. Вот здесь можно узнать, как всё начиналось:
http://www.biblioatom.ru/evolu ...
Здесь подробно, с документами и фотографиями:
http://www.ras.ru/atom/3206ed9 ...
Это была подготовительная стадия, без которой дальше вообще ничего бы не было. И решающую роль в ней сыграли два человека. Имя Курчатова, думаю, всем известно, второе имя известно тем, кто знаком не только с пропагандой, но и с историей. Это Михаил Георгиевич Первухин, нарком химической промышленности, пропагандисты его, в отличие от Берии, дружно игнорируют:
http://www.biblioatom.ru/found ...
Первые килограммы чистого урана в СССР были получены в 1944 году. Первухин стал и Председателем Государственной комиссии на испытаниях первой советской атомной бомбы. НКВД под руководством Берии всё это время поставляло исключительно важную разведывательную информацию:
http://elib.biblioatom.ru/text ...
И, когда стало ясно, что наша промышленность в состоянии и готова сделать точную копию американской атомной бомбы, Первухин был отодвинут во второй ряд и Берия, по своему обыкновению, в 1945 году всё организовал и возглавил. Данные разведки под его руководством и несомненное ускорение работ на завершающем этапе, а затем дальнейшее их расширение - в этом заключается его вклад. Нашу промышленность, которая в итоге оказалась в состоянии сделать атомную бомбу, создал Орджоникидзе.
http://istmat.info/node/30750
http://istmat.info/node/48587
Нынешние намного ближе к Берии, чем к Орджонокидзе, ибо трудятся под себя. На том политинформацию заканчиваю и продолжать не буду.
Судят по делам обычно. А не по воспоминаниям того, чего не было. Как в случаях с сыном Антонова-Овсеенко