адзига:
Для Михаил_К и neustaf
Зачем домысливать?
Есть график mz крыла по углу его атаки. На угле атаки нулевой подъемной силы, значение
коэффициента mz не равно нулю.
Я конечно не гуру, но ещё со школьных лет мне вбивали в голову преподаватели физики, а потом более прикладных наук, что сила и момент несколько разные "вещи". Равнодействующая равна нулю, но момент есть, т. к. действие составляющих баланс сил приложено к разным точкам.
самое понятие фокуса имеется для незначительных изменений АЛФА, в этих пределах функцию и для крыла и для самолета можно рассматривать как линейную.
"незначительных изменений АЛФА"?! Не надо лукавить. В диапазоне летных углов атаки mz крыла по углу атаки имеет линейную зависимость.
У меня речь идет о том, что вопросы устойчивости можно рассматривать и без такой химеры как "фокус самолета".
Дело в том, что нейтральную центровку сначала обозвали фокусом самолета (по аналогии с фокусом крыла), а затем уже наделили её свойствами этого самого фокуса. Свойствами, которые не были присущи ей изначально.
Неужели Вы думаете, что если бы С.А.Чаплыгин видел смысл в фокусе самолета он не воспользовался возможностью его применения в теории устойчивости ЛА.
Су крыла по углу атаки – линейная функция, потому и mz по альфа линейна. А вот Су самолета линейной функцией назвать нельзя хотя бы потому, что Су г.о. таковой не является. Какая может быть линейность Су по альфа ГО, если при изменении угла атаки крыла угол скоса потока в районе ГО меняется. Более того профили ГО, с учетом балансировочных углов отклонения руля высоты, тоже меняются.