Бортинженер на Ту-154 является перегруженным специалистом, особенно в нештатной ситуации. Необходимо отрабатывать в единицу времени несколько параллельных процессов, развивающихся как независимые, так и влияющих друг на друга, и помочь ему, к сожалению, мало кто может, остаётся надеятся только на моральную и психологическую поддержку других членов экипажа, у которых и так хватает в этот момент своей работы и обязанностей. Один только стук в дверь кабины бортпроводницы, желающей узнать, в чём дело, может так отвлечь экипаж и бортинженера, что потом трудно собрать всё в кучу и трезво оценивать обстановку. Если в аварийной обстановке приступили к аварийному (не экстренному снижению), пилоты и штурман заняты сохранением допустимых режимов полёта и навигацией в незнакомой местности, на бортинженера дополнительно ложаться функции определения и локализации отказа, исключение его влияния на другие системы и работу двигателей и сохранение условий жизнедеятельности пассажиров и экипажа, т.е. по простому не дать погибнуть пассажирам и экипажу: разгерметизация, перенаддув, кислородное голодание, задымление, пожар. Обычно это прямые спутники тяжёлых отказов. Даже решение на экстренное или простое снижение принять нелегко. На нормальное снижение на аэродром по расписанию требуется порядка 25 минут. При отказе электроснабжения при невозможности использовать ВСУ, аккумуляторы продюжат максимум 25-30 минут, т.е. аэродром должен находиться в радиусе, равном удалению не более, чем при нормальном снижении, т.е.не более 200км. Если нет такого, то посадка перед собой, т.е.в поле. Если пожар, задымление, разгерметизация - экстренное снижение, не погасили - тоже перед собой, погасили, или разгерметизация была - на ближайший на 3000м, а до него может быть на этой высоте... ну очень долго, особенно за Уралом. Вот и должен в случае с отказом энергоснабжения, или обесточивания экипаж выбрать, и, если выживут, обосновать принятое решение. И что это за понтовые советы от некоторых про следование на ближайшие действующие аэродромы в данном случае? Экипаж работал в условиях жесточайшего дефицита времени по топливу и в сложных метеоусловиях. Даже многократно летая в этих районах, вывалившись на 3000м из облаков, в условиях осадков, а местами высота облачности была около 200м, на скоростях с чистым крылом около 400км/ч, суметь сориентироваться, найти площадку, хлоднокровно пройтись над ней и не потерять, зайти и сесть с массой, превышающую максимальную посадочную, по моим рассчётам тонн на 6 - это класс. Респект от старых, ещё первых на Ту-154. Молодцы. МУЖИКИ! А на тех, кто, как шакалы и гиены сейчас, в теплом кресле за компом показывают "свой класс мастерства и знаний" и поучают вас своими нравоучениями, не обращайте на них внимания. Хотя, ребята, вам предстоит ещё больше трудностей преодолеть и пережить, пока будут разбираться, и не раз обидят вас, но знайте, большинство с вами, и за вас!
kotorosl
Старожил форума
09.09.2010 14:18
"Черные ящики" самолета находятся в удовлетворительном состоянии, после расшифровки их данных можно будет сделать окончательные выводы, - пояснил один из членов комиссии. - Тем не менее, рассматриваются три версии: ошибки пилотирования, неблагоприятные погодные условия и отказ оборудования в полете. Третья версия наиболее вероятна".
Сегодня на место аварии прибудут представители авиакомпании "Алроса", которой принадлежит Ту-154М. Руководство компании несогласно с версией Росавиации и настаивает на том, что самолет был технически исправен.
semen :
Да, согласен, щёлкать надо соображая. Хотя считают некоторые, что прощёлкав все галетники, и "не уронив стрелку указателей на ноль, это - класс"! Но... "понты не видят денег". В принципе, если проверить сеть 27в после запуска двигателей и подключения генераторов на бортсеть согласно РЛЭ, то можно вылететь и без аккумуляторов на борту, т.к. не отключая генератор выключателем, мы проверяем напряжение на шине аккумулятора, а не на самом аккумуляторе. А на шине в этот момент напряжение от ВУ! И даже если аккумулятор вытащить, то прощёлкивая галетником, не отключая аккумулятор, мы не можем сказать, а есть аккумулятор на месте. И если вдруг, не дай бог, вы так и вылетели, или аккумуляторы разрядились в полёте по причине выбивания автоматов защиты на панелях РК 27в в полете, то данная (левая, правая или обе вместе) сети будут только под напряжением соответствующего ВУ. И если вдруг произойдёт кратковременное подключение резервного ВУ (и отключение "своего") из-за большой нагрузки, то может быть провал напряжения в соотвесттвующей левой или правой сети и отключения всех потребителей и соответствующего ВУ! И всё! Напряжения от аккумуляторов нет, ВУ не вырабатывает напряжение в этой сети, и подключить ВУ нечем! А если из-за резкого перераспределения нагрузки сработает опять резервное ВУ для другой, оставшейся сети, то и она обесточится, и никак вы не подключите ВУ, потому что аккумуляторы сели, или их нет. И "скорострельная" проверка бортинженером подключения ВУ резервного в полёте может привести к "скорострельному" отключению сетей 27в, при тех же условиях.
KCM
Старожил форума
09.09.2010 14:56
Рекомендую прочитать вот это: Ту-154М Электрооборудование самолета. Методуказания 2000
0, 47 Мб, последняя позиция в списке.
HANDA
Старожил форума
09.09.2010 15:02
Проведя личный анализ и независимое расследование, принял решение, что все точки над "i" и расставлены! Вот уж на лицо- человеческий фактор. Лично для меня остался только один вопрос: что виновато в этом происшествии бумага или жидкость (алкоголь исключен миллионмиллиардтыщщу %). Я склоняюсь к жидкости. Все живы и здоровы-тему можно закрывать!!
F-E
Старожил форума
09.09.2010 15:06
Связь и РТО:
с момента исчезновения переменки похоже у них прошло уже немало времени, и контролировать уровень топлива они уже немогли, только "обратный отсчёт" остатка в расходном баке, который кто-то должен был вести в этом стрессе, представляете? А с учётом ещё и выполненых проходов, ну как минимум 7 минут на каждый цикл прохода, поэтому окончательный заход на посадку проходил под отсчёт метронома смерти... Не дай бог...
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 15:10
2 KCM
Для меня стало неприятным открытием, что в ГА применяются НК(никель-кадмиевые) АКБ.
По своей наивности полагал, что вся авиация применяет серебрянно-цинковые. Они вроде понадёжнее, да и полегче будут.
Интервью с экипажем в неполном составе! Господа, Вас это не наводит на некоторые мысли?
А четвертый член экипажа в это время пишет длинную объяснительную про бумагу или про жидкость!
iiai
Старожил форума
09.09.2010 15:16
СЦ выгоднее только по массе. Надёжность - считай одноразовые, циклов мало, срок гарантированной службы так же невелик, заряд сложен.
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 15:18
2 F-E
с момента исчезновения переменки похоже у них прошло уже немало времени, и контролировать уровень топлива они уже немогли
Что-то в этой Вашей тезе мне непонятно...
Ага. Вот что.
Вы полагаете, что они могли при исчезновении переменки молча продолжать маршрут долгое время, и только когда внутренний метроном посказал - кирдык, доложить - отказ, мол.
Хм...
Хрен с горы
Старожил форума
09.09.2010 15:29
ТО F-E:
Ну вот в принципе почти все стало на свои места. Наиболее правдоподобная версия. Если добавить в эту схему батарейки с выбитым ресурсом (реальная емкость эдак процентов 40 от паспортной) то все сходится.
Главное чтоб были сделаны комплексные выводы (не махать шашкой) по недопущению подобной ситуации в дальнейшем.
KCM
Старожил форума
09.09.2010 15:29
F-E:
95%-я вероятность.
Старый техник ULLI
Старожил форума
09.09.2010 15:42
На Ил-86 были случаи когда при включённых ВУ, выключали аккумуляторы, чтобы их не посадить , если пропадёт наземное электропитание(например когда уборщицы убирают салон, а тех.состав работает на другом борту. Так вот , если при выключенных аккумуляторах, ВУ-включены и есть наземное на РАП, запустить ВСУ, то возможно выбивание перемычек(АЗР)в хвостовом отсеке(отсеке стабилизатора), рядом с аккумуляторами. То есть аккумуляторы оказываются отсоединены от основной шины. И если все эти действия проделал перед полётом тех. состав, а бортинженер пришёл на самолёт с запущенным ВСУ(например зимой , когда надо подогреть салоны перед рейсом)и не выполнил первоначальную проверку аккумуляторов, то возможен вылет с выбитыми перемычками, т.е. фактически аккумуляторы подключены к аварийным шинам и запитывают потребители подключенные к этим шинам.Но аккумуляторы не подзаряжаются от основных шин. Происходит их постепенный разряд. Такие случаи были на практике и многие бортинженеры просили перед вылетом залезть в "скворечник"и убедиться в том что перемычки не выбиты
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 15:46
2 F-E
И если вдруг произойдёт кратковременное подключение резервного ВУ (и отключение "своего") из-за большой нагрузки, то может быть провал напряжения в соотвесттвующей левой или правой сети и отключения всех потребителей и соответствующего ВУ! И всё! Напряжения от аккумуляторов нет, ВУ не вырабатывает напряжение в этой сети, и подключить ВУ нечем!
Жестко. И что, никакой защиты "от дурака" конструкцией не предусмотрено?
Я конечно не спец, но при таком раскладе, тушки сыпались бы с небес как град.
Учитывая срок эксплуатации машинки.
Просто чистая статистика, ничего личного.
Старый техник ULLI
Старожил форума
09.09.2010 15:59
2 Связь и РТО Надо стараться дураков к самолётам не подпускать, хотя в современной ситуации это очень сложно.
kovs214
Старожил форума
09.09.2010 16:09
Старый техник ULLI
+1000 :-).
boardcats
Старожил форума
09.09.2010 16:10
по ТВ на первом сказали, что Ижма - бывший военный аэродром.Разве он был когда-то военным?
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 16:10
То Старый техник ULLI
Дык стремиться-то конечно нужно, только... "А судьи кто?" :-)
Надо стремиться минимизировать возможный ущерб от дурака.
А это задача уже в другой плоскости - техническая, поэтому вполне решаемая.
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 16:11
То Старый техник ULLI
Дык стремиться-то конечно нужно, только... "А судьи кто?" :-)
Надо стремиться минимизировать возможный ущерб от дурака.
А это задача уже в другой плоскости - техническая, поэтому вполне решаемая.
kotorosl
Старожил форума
09.09.2010 16:13
to boardcats: потому он и заброшен, что военным был...
Старый техник ULLI
Старожил форума
09.09.2010 16:24
2 Связь и РТО Тогда надо , чтобы в кабине было три кнопки : "Take off", "Landing" и "Parking" и ни в коем случае не подпускать к самолёту тех.состав.
Сергей1976
Старожил форума
09.09.2010 16:33
boardcats:
Никогда военным не был.Бывший гражданский.Просто заброшенный.
kkk
Старожил форума
09.09.2010 16:33
Старый техник ULLI:
2 Связь и РТО Тогда надо , чтобы в кабине было три кнопки : "Take off", "Landing" и "Parking"
=======
в Арбузах почти так и есть:)))
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 16:40
2 Старый техник ULLI
Зрите в корень :-)
Количество отказов техники на порядки ниже количества ошибок персонала.
Это не только в авиации. Во всём.
Безотносительно к данному случаю конечно(там ещё разбираются).
Информация к размышлению: в штатах главным заказчиком научной программы ИИ (искусственный интеллект) стали именно ВВС США.
Hodzha
Старожил форума
09.09.2010 16:43
Скажите, пожалуйста, какой мощности генераторы на Ту-154? Где-то читал, но не могу найти.
И еще - а где можно подробнее узнать про "гидравлический привод постоянных оборотов", как он устроен? Раз гидро - это по сути гидротрансформатор из АКПП авто?
OlegArh
Старожил форума
09.09.2010 16:56
Hodzha: по 40квт каждый, привод пост оборотов не гидравлический, а воздушный, отбор воздуха от компрессора двигателя.
RA-85636
Старожил форума
09.09.2010 17:21
Как "помогают" попасть в такие ситуации?
Возможно на этой Эмке летают аккумуляторы 20НКБН, может и Варта. старше трех лет. В банках вода. Обслуживаются шариковой ручкой и перетасовкой банок. Уважаемые коммерсы экономят на АПА. Результат - постоянные запуски от аккумуляторов. Можно. Но если это постоянно, да еще и с ТА-6А не первой свежести с эффектным зависанием при переходе с генераторного на стартерный режим - результат огромный ток зарядки этих аккумуляторов после запуска и подключения на борт переменки. Чтобы не схлопотать пожар в отсеке - АКК периодически выключают. Рост тока зарядки может наблюдаться и в полете - и процедура отключения АКК выполняется и там. Так что остаться без питания при всех работающих генераторах я думаю не проблема. Я слон и тонкостей Эмки не знаю, но на Ил-76 запускные АКК 1и2, 3и4 в буфере. Был случай когда были выбиты 3и 4 в отсеке, а бортинженер этого не видел и окончательно убил 1 и 2. Хорошо что ВСУ не запустилась
agde
Старожил форума
09.09.2010 17:25
«Несколько дней назад все мы наблюдали за уникальной ситуацией, сложившейся вокруг самолета Ту-154, выполнявшего рейс Якутск – Москва», – напомнил Медведев. «Некоторое время назад мы видели, как по-геройски действовали американские летчики, которые посадили самолет на воду», – сказал Медведев, имея в виду успешную аварийную посадку самолета авиакомпании American Airlines на реку Гудзон в непосредственной близости от нью-йоркского района Манхеттен. «Но наши летчики совершили не менее геройский поступок», – подчеркнул Медведев. – «Пассажиры самолета обратились ко мне с просьбой летчиков наградить», – рассказал Медведев. «Я указ еще не подписал, но обязательно это сделаю», – пообещал он.
ИТАР-ТАСС
ASN
Старожил форума
09.09.2010 17:28
kotorosl:
Неужто опять на экипаж всё повесят, сцукки?
Уже не повесят:
09.09.2010 17:12 —
Медведев наградит экипаж самолета, аварийно севшего в Коми
Президент России Дмитрий Медведев намерен наградить летчиков самолета Ту-154, который совершил аварийную посадку в Коми. Об этом он сообщил на церемонии вручения госнаград в Кремле. «Я указ еще не подписал, но обязательно это сделаю», - пообещал он.
Расследование закончено , никто не виноват, ну, может быть, НЛО в том районе чуть позже обнаружат
медведев читает этот форум и ему тоже неймется делать заявления до выводов комиссии?
Александр К.
Старожил форума
09.09.2010 17:44
ivandalavia:
откроют панели, да посмотрят что там за предохранители
Был случай в моей практике во времена службы специалистом по АО на МиГ-23м.
Заводские представители производили какую то доработку по СД, при которой необходимо было высверлить несколько заклёпок в районе левого воздухозаборника. В нижней части которого размещалась панель предохранителей постоянного тока.Так вот через какое то время в полёте на 1-2 минуты полностью отключилось эл. питание и по постоянному, в том числе и от аккумуляторных батарей, и по переменному току. При осмотре панели предохранителей обнаружили остаток высверленной заклёпки в районе предохранителя питания контактора розетки аэродромного питания (РАП). И получилось что в полёте через эту заклёпку было подано эл.питание на контактор подключения РАП, который сработал, подключил в полёте аэродромное питание и одноременно отключил генераторы и аккумуляторные батареи. Затем, видимо от вибрации, заклёпка сместилась и эл.питание на самолете восстановилось.Полёт завершился благополучно.
st05148
Старожил форума
09.09.2010 17:48
Интересно сколько из пилотов окажись даже не в такой же ситуации, а просто без связи рискнут лететь дальше до какого-нибудь запасного, а не будут садиться на первый попавшийся пятачок? Мало того есть риск пересечся с другим бортом в одном месте и времени, так ещё молчащий борт с "выключенным" ответчиком куда-то летящий...
FAC
Старожил форума
09.09.2010 17:49
Медведев наградит экипаж самолета, аварийно севшего в Коми
Президент России Дмитрий Медведев намерен наградить летчиков самолета Ту-154, который совершил аварийную посадку в Коми. Об этом он сообщил на церемонии вручения госнаград в Кремле. «Я указ еще не подписал, но обязательно это сделаю», - пообещал он.
Ну раз биомасса пожелала.. Пох на выяснение причин приведших к посадке, а если вдруг, не дай бог... награды отберут?
CPT
Старожил форума
09.09.2010 17:50
Скоро власть выбирать, а покатушке на отечественном "автопроме" и и полетушки в кресле Капитана народу уже не катят, а тут такое...Мужики ГЕРОИ, а власть поимеет это в свою пользу...ну в общем все всё понимают
Старый техник ULLI
Старожил форума
09.09.2010 17:50
2Связь и РТО: За 26 работы авиатехником по А и РЭО я приобрёл некоторый опыт, и могу Вам сказать, что это не так.Электрооборудование самолёта работает в экстремальных режимах. Это влажность, конденсат, перепады температур, мороз и т.д. С достаточно надёжными генераторами ГТ40ПЧ6 работает пуско-регулирующая аппаратура, которая нередко отказывает(БЗУ, БРН, БОГ). Дефекты по отключению генераторов, редко устраняются заменой именно генератора. Отказов выпрямительных устройств, я вообще не припомню.Старые аккумуляторы 20НКБН25, слабовато держали большие токи и мы старались не запускать от них ВСУ, но с переходом на французские SAFT всё изменилось. Вообще то энергетика самолёта представляет собой достаточно продуманную схему с должным уровнем резервирования, во многом автоматического и при правильной эксплуатации должна обеспечивать достаточный уровень надёжности. Естественно отклонения от этих правил вносят свои коррективы в надёжность. Человеческий же фактор заключается в строгом исполнении РЛЭ и правил технического обслуживания. Были случаи когда при замене блоков не затягивали до нужных усилий "барашки"крепления блоков или гайки на клеммах генераторов, появлялся переменный контакт и соответственно отказ. На Ил-86 блоки БЗУ по бортам устанавливались в порядке 1, 2 - 4, 3. И был случай когда при отказе 3 генератора в полёте ИТС в воздухе пытаясь поменять БЗУ вытащил БЗУ 4ого генератора , обесточив весь борт - это человеческий фактор.Точно так же путали блоки БОГ. Но это уже либо не знание , либо не внимательность. Честно говоря самому очень интересно, что случилось на этом самолёте. Своих версий у меня нет, хотя мне кажется , что всё началось с аккумуляторов.Будем ждать информации, хотя , я думаю , правду мы не узнаем.
ASN
Старожил форума
09.09.2010 17:53
Александр К
Был случай в моей практике во времена службы специалистом по АО на МиГ-23м
Это было не на Десятке? Хотя там были МЛД
boardcats
Старожил форума
09.09.2010 17:54
Значит будут вешать на неблагоприятные погодные условия.Читай на метео.
RR-navi
Старожил форума
09.09.2010 17:57
для F-E
Все что вы написали про работу б/и на Туполе и анализ ситуации- Согласен на все 100%.
сам я летал на 154(только я штурман) и не мало. (сейчас снова на Маленькой)! Сразу видно грамотный взгляд из-за наших спин!
С Уважением RR
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 18:00
Старый техник ULLI, я согласен с Вами.
Только не совсем понял, что именно не так? С каким именно моим высказыванием Вы не согласны? Может я действительно погорячился?
Александр К.
Старожил форума
09.09.2010 18:20
ASN:
Это было в ЮГВ, Шармеллек.
neustaf
Старожил форума
09.09.2010 18:24
F-E:
Молодцы. МУЖИКИ! А на тех, кто, как шакалы и гиены сейчас, в теплом кресле за компом показывают "свой класс мастерства и знаний" и поучают вас своими нравоучениями, не обращайте на них внимания.
эт, точно
Связь и РТО
Старожил форума
09.09.2010 18:24
Вообще то энергетика самолёта представляет собой достаточно продуманную схему с должным уровнем резервирования, во многом автоматического и при правильной эксплуатации должна обеспечивать достаточный уровень надёжности.
Уровень надёжности НИКОГДА не может быть достаточным. Он может быть только необходимым (нижний порог приемлемости).
Я ведь тоже не посторонний.
Как человек, понимаю и уважаю профессию лётчика.
Как специалист, примерно представляю: от добросовестной работы какого количества и какого персонала зависит успешность моего рейса.
Как пассажира, меня интересует перемещение моей задницы из пункта А в пункт Б. И при этом мне глубоко пофиг все вышеозначенные обстоятельства.
semen
Старожил форума
09.09.2010 18:32
Сейчас по первому сказали, что в 21.00 в программе ВРЕМЯ обширное интервью с экипажем покажут.
Старый техник ULLI
Старожил форума
09.09.2010 18:36
2Связь и РТО "Не так" в том что человеческий фактор превалирует над отказами энергетики ВС