2 Pilotiaga
Сваливание в штопор, вообще-то, когда уже почувствовал, что перья полезли из одного места))))))), явление было не редкостью.Знаю трёх человек, кто честно, по прошествии времени признался, что сваливался, один даже два раза за один полёт))).А получилось вот как.Сидим в курилке.Заруливает самолёт, вылазит Юрик, вид у него бледноватый.Доложился инструктору и к нам.Сел, закурил, а руки подрагивают и не слабо.Рассказывает, пришёл в зону, красота, видимость мильён на мильён.От охвативших его чуйств решил сотворить переворот.Вроде всё пошло хорошо, но решил пораньше вывод сделать и ручку перетянул.Вообщем, чувствует, пошёл первый виток.Ну, говорит, как учили, нога-ручка-нога.Вывел в горизонт.Непорядок, фигура-то не получилась, отдышался и по новой.)))Короче, второй переворот тоже закончился штопором.После вывода встал в вираж, дождался времени возврата и потихоньку пошлёпал домой.
В следущую смену всё-таки сделал что хотел, чисто и легко.Оказывается, простая недоученность плюс психологический фактор набегающей земли, он рефлекторно тянул ручку на себя резче, чем положено.С чем он и справился на следующий день.Сам.)
Как говорят - вдогонку. Помню, в свою первую самостоятельную зону, я вобщем-то "обученый выводу из штопора не заочно, а реально", решил немедленно сделать петлю (так мне вдруг захотелось), ведь кажется - это так легко (особенно, когда делает инструктор). Не долго думая, я разогнался и стал брать ручку на себя (всё же так просто)... Оказалось, что не так просто... Брал-то я ручку совсем не с той перегрузкой (по-моему нужна была 4 ед.), гораздо меньшей, а это значит, что скорость я потеряю ещё не дойдя до верхней мёртвой точки петли. Что, собственно, и случилось, не дойдя до этой верхней точки, скорость упала к нолю (т.е. менее 100, - первое деление), я испугался, начал давать ручку от себя, что немедленно привело к срыву в "нормальный советский штопор"... Я моментально "забыл" почти всё, чему учили в отношении вывода из штопора, помню дёргал ручку куда-то, сучил "ногами" (педалями) и, благодаря тому, что самолёт сделан специально для таких (идиотов), как я, он практически без моего вмешательства вышел из штопора. А я перепугался не на шутку, даже не тому, что я мог бы разбиться (я в этом случае катапультировался бы), а тому, что улетел вот на исправном самолёте и превратил бы его в груду металлолома по своей вине! На этом моей неначавшейся "карьере" пришёл бы моментальный п....ц (а я-то прямо грезил небом). Вот такие страшные мысли успели меня "посетить" пока сделал пару "самостоятельных витков" штопора... С тех пор сделал для себя "правильные выводы", вобщем стал гораздо тщательнее готовиться к каждому полёту. Так вот и учился чаще всего на своих ошибках (но видимо, тоже был везучий, иначе - не успел бы "доучиться")...