О струе из сопла и вреде курения.
В 1982 году попали мы на стажировку после 5 курса и военной кафедры в прославленный "Нашей Рашей" город Таганрог. В ту пору базировался там учебный полк Ейского училища на Су-7Б и спарках. Кто там бывал тогда-помнит, что на ЦЗ трубы проходили над бетоном, между колонками, и заруливать как обычно, проезжая между отбойником и колонками, не получалось-самолёт проруливалдальше своего места, поворачивал на 45 градусов, выключал двигатель. Тут же техник с механиком цепляли водилёнок ручной, подбегали все, кто не был занят, и руками пихали аэроплан на место. А так как Су-7 держал хвост морковкой, струя от двигателя пролетала довольно высоко и ничего не цепляла. Все в полку за много лет привыкли к такому положению дел. А обычным местом для перекура были отбойники-народ там сидел-лежал, как и везде на аэродромах. И ещё одна деталь-между колонками стояли сваренные из стальных трубок примерно 15-мм диаметра подставки под инструментальные ящики. При этом на крышках заправочных колонок красовались крупные трафареты-"Инструмент на колонки не ЛОЖИТЬ!". Сразу понимаешь-ты на юге России. Там предметы "ложат", растения "садят", в домах водятся "тубаретки" и "ризетки".
А теперь амбула. Как-то раз в день, когда не было полётов, на аэродром, уж не помню почему, сели два Су-17М3 и одна спарка 17УМ3. Так как ЦЗ было свободно, а толкать на места между колонками их было некому, они просто прорулили и развернувшись под углом к осевой, встали. И всё было бы хорошо, но перед поворотом поддали газку, чтобы нормально развернуться, да и перед выключением на АЛ-21 это надо делать, чтобы масло выгнать из нижнего редуктора после длительной работы на малых оборотах. А сопло двигателя на Су-17М3 раза в два ниже, чем на Су-7, струя метёт по бетонке. И этой струёй подхватило красивую оранжевую подставку под инструментальный ящик (они ничем к бетону не крепились) и швырнуло её в сторону соседних отбойников. Возникает вопрос-а причём тут вред курения? Отвечаю-у тех отбойников, отлынивая от общественно полезного труда, курили несколько бойцов, и подставка попала в эту группу, причинив травмы разной степени тяжести. А не курили бы у отбойника-остались бы целы :)
KAW - всё это произошло быстро, буквально за секунды. Лётчик МИГа рулил по РД позади меня, струи газов от моего ТУ-22 не видел, со мною связи не имел и предупреждён никем не был. Рулил себе по РД и вдруг самолёт создал большой крен прямо на РД!? (ну сами понимаете - струи от двигателей, у которых 33 тонны тяги для МИГ-23 - это слишком много, он же наверное не больше 15 тонн весит). Лётчик ох..л, фальцетом с криком "обратился" к своему РП с жалобой, а его самолёт снова упал на поднявшееся было колесо... Но в форсаж он не попал (под огонь из форс.камеры), никаких камней или посторонних предметов в двигатель не залетело и поэтому обошлось "по-лёгкому", ничего с движками его не случилось, да и потом после проверки выяснилось, что и самолёту ничего не сделалось. Но момент был очень "острый", - не среагируй я своевременно и он бы мог просто перевернуться, или натурально взлететь с последующими непредсказуемыми, но обязательно хреновыми последствиями...
И добавлю кое-что более весёлое. Там же в Шауляе, когда мы собрались всё-таки улетать (через недели две), на "проводы" пришли технари и с МИГ и с ТУ, с их базы, посмотреть - как взлетает этот самолёт (ТУ-22), вобщем много народу. И когда мой стар.тех Иван Козырюк рассказывал мне об этом уже в Кёнигсберге, он был очень удивлён, что некоторые спрашивали его, а что это за самолёт? (никогда не видели) Иван им ответил, а после эти бойцы достали из-за пазухи по грелке и спросили его: "А не нальёшь ли и нам немного "шила"? Иван говорит: "Я был поражён, - люди не знают, что за самолёт, а то что у него есть "шило" они уже знают..."