Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Самолет сваливается с прямолинейного полета

 ↓ ВНИЗ

123

горын
Старожил форума
19.08.2011 22:05
полёт в зоне болтанки не является сваливанием

Спасибо . удовлетворён.
а насколько (метров) возможны "проваливания" ?
выражаясь колхозно "какой глубины возможна воздушная яма" ? (это во мне аэрофоб проснулся...)
Лётчик Лёха
Старожил форума
19.08.2011 22:25
Опять же, "воздушная яма" это вовсе не сваливание, и не имет к этому никакого отношения. Самолёт может бросить как вверх, так и вниз, всё зависит от условий в которых летит самолёт. В мощьно кучевой облачности (в грозах) восходящие/нисходящие потоки достигают огромных скоростей и попадание самолёта в такую облачность чреваото. Особенно опасно на очень больших, или малых высотах. У земли попадание в мощьную грозовую деятельность опасно проваливанием вплоть до земли, или попаданием в очень сильный сдвиг ветра (катастрофы по этим причинам были) На больших же высотах, опасность представляется тем, что восходящий поток может выбросить самолёт на высоты, где скорость его приблизится к скорости сваливания и ошибочные действия в пилотирования могут привести к плачевным последствиям. (катастрофа Ту-154 под Донецком) Однако, нужно понимать и такие вещи. Сваливание самолёта, это ещё не штопор. Поэтому в грозы не лазят, а если уж и попал в переделку, то необходимо как можно быстрее вылазить оттуда. Сменить эшелон полёта ( если был низко - набрать 2-3 тысячи, если высоко -снизиться)
При попадании в зоны сильной турбулентности, желательно не зажимать управление и "дать самолёту волю" в том смысле что не упираться, а лишь парировать большие отклонения.
Сама по себе турбулентность вряд ли нанесёт самолёту какой-то вред, если он на безопасных высотах ( в пределах от 3 до 6 тысяч метров), а вот пассажирам внутри может мало не показаться.
Лётчик Лёха
Старожил форума
19.08.2011 22:35
И вообще, самое страшное для самолёта это потеря скорости. Скорость -ЖИЗНЬ !
Всё остальное решаемо.
wwIIp
Старожил форума
19.08.2011 22:40
То Лётчик Лёха

А можно сформулировать так: Турбулентность не приводит к критическому нарушению ламинарного обтекания поверхностей ЛА(как при превышении УА), а состоит только из периодических изменений интенсивности ламинарного обтекания ?

Наукообразно получилось, извините, если что :)
neustaf
Старожил форума
19.08.2011 22:52
Турбулентность не приводит к критическому нарушению ламинарного обтекания поверхностей ЛА(как при превышении УА), а состоит только из периодических изменений интенсивности ламинарного обтекания ?





турбулетное обтекание это не турбулентность атмосферы,

Турбулентное обтекание присутствует на профиле всегда, Срыв потока -- это не турбулетное обтекание.

Грубо говоря в ламинарном потоке сопотивление менее, чем в турбулентном, но иногда на больших углах атаки турбулентный поток выгоднее ламинарного, его труднее "оторвать" от профиля.
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
19.08.2011 23:00
Еще о турбулентности.

При полете в условиях сильной турбулентности (болтанке), на малых скоростях, самолет может выйти на закритические углы атаки крыла и свалиться в штопор. На больших скоростях полета вертикальные порывы воздуха могут создать разрушающие конструкцию самолета перегрузки.
По этой причине, в РЛЭ многих самолетов предписаны дополнительные ограничения минимальных и максимальных скоростей полета в условиях сильной турбулентности.
Лётчик Лёха
Старожил форума
19.08.2011 23:02
wwIIp

Вам правильно ответил neustaf
Не мешайте всё водну кучу, не путайте сапоги-скороходы с мотоциклом. И то и то средство передвижения, но они из разных сказок и несовместимы по физической сущности.
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
19.08.2011 23:13
турбулентный поток выгоднее ламинарного, его труднее "оторвать" от профиля.

Говорить об отрыве турбулентного газового потока от профиля, ИМХО, все равно что - о "сферическом вакууме". )))
Лётчик
Старожил форума
19.08.2011 23:34
ЛЛ:"Сваливание самолёта, это ещё не штопор"-что-то тут не вяжется
КарКарыч
Старожил форума
19.08.2011 23:36
Я бы попытался объяснить так:
гололёд и ДТП- суть вещи разные и несмешиваемые. Но одна из них(гололёд) может сопутствовать возникновению другой. А вот наоборот-никак. И не обязательно любая поездка в гололёд приведёт к ДТП.
Так и полёт в условиях турбулентности:можно всю жизнь летать и ничего не случиться. Но можно лететь на Альфа Макс Доп и восходящий турбулентный поток добавит чуть уголка и всё... Альфа критический или более того. Вот и сваливание. А затем может быть и переход в штопор.
Наоборот невозможно- штопор не вызывает турбулентность :-)
Поэтому при полётах в таких условиях рекомендуют увеличивать скорость полёта.
Во всяком случае во фронтовой авиации.
Лётчик
Старожил форума
19.08.2011 23:40
Теоретически минимальная скорость соответствует полету с Сymax, (т.е. альфа критическому), но Vmin на практике достичь на самолетах со стреловидным крылом невозможно, т.к. они теряют устойчивость и сваливаются ещё до выхода на альфа крит
Рубеж
Старожил форума
19.08.2011 23:47
КарКарыч:

"... Поэтому при полётах в таких условиях рекомендуют увеличивать скорость полёта."


Весьма спорное утверждение. Правильнее было бы сказать, что скорость должна соответствовать максимальному запасу по углу атаки.
В частности, на больших высотах выдерживать определённое число М.
Лётчик
Старожил форума
19.08.2011 23:49
ведет ли сваливание к штопору-видимо это зависит от типа самолета(его аэродинамической компоновки) и поведения в данном случае пилота
Лётчик Лёха
Старожил форума
19.08.2011 23:50
Лётчик:

"ЛЛ:"Сваливание самолёта, это ещё не штопор"-что-то тут не вяжется"

Для начала хотя бы вот. Более глубокое познание принесут специализированные издания.


http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...
КарКарыч
Старожил форума
19.08.2011 23:53
"Сваливание самолёта, это ещё не штопор"

Всё правильно. Более глубокий и правильный ответ дан в книге "Полёт на предельных режимах".

на самолетах со стреловидным крылом невозможно, т.к. они теряют устойчивость и сваливаются ещё до выхода на альфа крит

А вот и неправда Ваша.
Я-38, Хариер на 0 км/ч летают :-)
А если серьёзно то при симметричном обтекании и отсутствии внешних воздействий(например турбулентность) можно летать и за Альфа доп. На любимом Граче при ограничении 20, выходил на 25 без сваливания. Не от большого ума...
Знаю людей которые на 32 пилотировали. Но это уже с применением особых приёмов пилотирования.
wwIIp
Старожил форума
19.08.2011 23:58
Рубеж:

..скорость должна соответствовать максимальному запасу по углу атаки.


Логично.

А значит, все-таки влияние возмущения среды на условия обтекания могут иметь место.

В т.ч. разговоры о спутных следах не пустые байки.

Лётчик
Старожил форума
19.08.2011 23:59
Да это понятно, просто все самолеты МОГУТ свалиться, но не каждый самолет уйдет в штопор. Даже в училище у нас был борт, который влево в штопор уходил на раз, а вправо вообще невозможно его было закрутить. Ну вот кривой такой был(Л-29)! И другой пример-вон недавно Ту-2 побывал в такой же ситуации как и Донецкий борт, даже Vminдоп сработала, но он спарашютировал-и на максимальных оборотах выбрался, ту5-не выбрался
Лётчик
Старожил форума
20.08.2011 00:07
Кар Карыч, ну это для "дурака" в ИЛЭ написали, но этот угол значит не альфа доп. При полете в сильную болтанку( на тяжелых самолетах) всегда рекомендовалось выдерживать скорость, при которой имеется запас как по условиям прочности, так и по условиям срыва. А то ведь можно увеличить скорость и вроде уменьшил альфа, но при вертикальном порыве создастся Ny, больше эксплуатационной... можно и развалиться. А на высотах вблизи потолка уже однозначно запас по альфа мал, поэтому в турбулентность на таких эшелонах не фик лазить
Лётчик
Старожил форума
20.08.2011 00:10
А значит, все-таки влияние возмущения среды на условия обтекания могут иметь место.

Да при чем здесь обтекание?
ИЛ76тд
Старожил форума
20.08.2011 00:14
КП-2 и КП-3 это жизнь и один раз врюхаться:)))
wwIIp
Старожил форума
20.08.2011 00:22
Лётчик:

А значит, все-таки влияние возмущения среды на условия обтекания могут иметь место.

Да при чем здесь обтекание?

----------

Потому что при превышении альфа происходит срыв обтекающего крыло (профиль) потока.

И происходит превышение запаса УА не из-за управляющих воздействий, а из-за возмущений внутри воздушной среды.
Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 01:12
Лётчик Лёха:

privat pilot:
1...При наличии скольжения и закритических углов атаки, самолёт можно легко "сорвать"
2. Если самолёт устойчив по скорости ( т. е. при потери скорости он стремиться опустить нос и разогнаться, а при увелечении перейти в набор и уменьшить скорость, то этот самолёт скорее всего будет устойчив по перегрузке.
3. Т. е, при увелечении перегрузки и в следствии уменьшение скорости, перегрузка будет уменьшаться.
4. При отсутствии скольжения, самолёт просто может начать парашютировать, не сваливаясь при этом и никаких рулей не хватит, что бы вывести его на закритические углы.


Хочу внести ясность: 1. Если присутствуют закритические углы атаки, "срывать" самолет больше некуда - он уже "сорван"
2. Не факт. Большинство истребителей на больших сверхзвуковых скоростях (М более 1, 8) неустойчивы по скорости, но сохраняют устойчвость по перегрузке
3. Устойчивость по углу атаки (перегрузке) - это способность самолета создавать статические моменты, направленные на восстановление исходного угла атаки (перегрузки).
4. Парашютирование УЖЕ предполагает закритические углы атаки. А вот рулей (точнее запаса пикирующего момента) может не хватить для его ВЫВОДА оттуда. То есть все ровно наоборот.

С уважением....летчик, закончивший академию.)))
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 02:17
Северный олень:
Устойчивость по углу атаки (перегрузке) - это способность самолета создавать статические моменты, направленные на восстановление исходного угла атаки (перегрузки).
С уважением....летчик, закончивший академию.)))

Простите, Вам в академии объясняли разницу между
статическими и стабилизирующими моментами?
Бенг
Старожил форума
20.08.2011 02:52
видно профессиональную тему по одному из признаков: Петровича нет!
Такое ему не по зубам.
КВС Су-24
Старожил форума
20.08.2011 07:02
4. Парашютирование УЖЕ предполагает закритические углы атаки. А вот рулей (точнее запаса пикирующего момента) может не хватить для его ВЫВОДА оттуда. То есть все ровно наоборот.

ничего парашютирование не предполагает...летал и на парашютирование.и на сваливание...не надо лохматить бабушку
Правак
Старожил форума
20.08.2011 09:15
читаем, аэродинамику: на больших высотах свалиться - нечего делать, особенно при наличии турбулентности атмосферы.
КарКарыч
Старожил форума
20.08.2011 09:26
Парашютирование как раз и предполагает полёт на грани сваливания, но не доходя до этой грани.
Поясню на примере: Л-39 сваливается на 160 км/ч, а парашютируют на нём на 200 км/ч. Ещё его называют "полёт на минимальной скорости". Вывод из парашютирования простейший:брось ручку и самолёт моментально опускает нос, разгоняет скорость.

Про полёт в турбулентности, согласен, я мыслю однобоко, ибо потолок у нас 7000 м и на эшелоне в болтанку попадаем крайне редко, как на этом эшелоне и бываем:-) Да и на 7000 запас по углу ещё достаточный.
Правак
Старожил форума
20.08.2011 09:38
читаем первоисточники , и будет нам счастие.
Рубеж
Старожил форума
20.08.2011 09:52
КарКарыч:

"... ибо потолок у нас 7000 м и на эшелоне в болтанку попадаем крайне редко, ... . Да и на 7000 запас по углу ещё достаточный."


Как же "достаточный", если это ... потолок? :-)

КарКарыч
Старожил форума
20.08.2011 10:10
По герметичности кабины ограничение.
А потолок около 11 000.
Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 10:35
Уважаемые коллеги, изначально здесь шла речь не о СВАЛИВАНИИ, а о СРЫВЕ. Срыв потока на крыле приводит к резкому уменьшению подъемной силы и нарушению, в случае ПГП, равенства G=Y. Если срыв симметричен, то возникает ПАРАШЮТИРОВАНИЕ, причем если компоновка самолета не обеспечивает достаточного запаса пикирующего момента (ваше "брось ручку", то происходит "зависание на больших углах атаки". Из него можно и не вывести. Это свойственно некоторым современным самолетам с малым запасом статической устойчивости. А если срыв несимметричен, то возникает СВАЛИВАНИЕ, а при возникновении авторотации крыла - штопор. О них отдельная речь. Для иллюстрации приведу книжку с картинками, читать там где зелененькая ))) http://www.inral.ru/Pr128/DinE ...
Конечно, КВС и Кар Карыч, Вам показывали в училище и парашютирование и сваливание и, надеюсь, и штопор (как нам). Но видимо не очень хорошо объяснили физику явления. Нам повезло, в академии лекцию на эту тему нам читал КТН, летчик-испытатель Александр Александрович Щербаков, испытавший на штопор 25 типов современных ЛА.
Трактор, объясняли, а что Вас конкретно интересует?
neustaf
Старожил форума
20.08.2011 11:05
Учитывайте, что различные самолеты ведут себя по разному при сваливании, парашютировании и штопору,
Ан-2 к примеру в штопор очень сложно вогнать,
на Л-29 достаточно рулить бросить, он сам вывернется,
а Ту- 154 из плоского штопора очень трудно вывести,
а у таких аэродинамических чудес, как F104 "Witwenmacher" свои прибамбасы, кувыркались на раз, почти треть легло из построенных
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 11:42
Северный олень:
Трактор, объясняли, а что Вас конкретно интересует?

Хотелось бы узнать, что такое статический момент и чем он отличается от динамического...
Спасибо!

Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 13:01
Трактор, вы уж определитесь, что Вам интересно! Стабилизирующий или динамический? Моменты, рассматриваемые в разделе СТАТИЧЕСКОЙ устойчивости носят ОБЩЕЕ название статических (восстанавливающих, иногда действительно применятся термин стабилизирующих). Понятие "динамический момент" не используется. В аспекте ДИНАМИЧЕСКОЙ устойчивости используется понятие ДЕМПФИРУЮЩИХ моментов. Вообще вопрос терминологии для любой науки и динамики полета в частности очень непростой. У меня на глазах из-за терминов до ругани спорили два "светила" этой науки, профессоры А.М.Тарасенков и В.Г.Брага. Для "растопыривания кругозора почитайте какие-нибуь книжки, хотя бы эти: http://www.ru-52.ru/page2713.html. Или здесь: http://www.amyat.ru/theory/aro ... (смотреть раздел III, глава 11, параграф 6). А если найдете книгу вышеупомянутых ученых "Динамика полета и боевого маневрирования...", то вам все станет ясно.)))
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 13:24
Северный олень:
Трактор, вы уж определитесь, что Вам интересно! Стабилизирующий или динамический?

Да ладно умничать. Я просто решил упростить Вам задачу - сами же спросили, что меня "конкретно" интересует.
Приведите мне, пожалуйста, хотя бы одно академическое издание, где вопросы статической устойчивости по перегрузке объяснялись действием статических моментов.
Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 13:43
Если вы ставите, а потом "упрощаете мне задачу", то есть ведете себя как преподаватель, значит подразумеваете, что знаете значительно больше. Значит мои объяснени Вам ни к чему. А другим участникам темы они по всей видимости неинтересны.А вы на досуге сформулируйте, чем отличается статически устойчивый самолет от статически неустойчивого.
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 13:48
Северный олень:

Если вы ставите, а потом "упрощаете мне задачу", то есть ведете себя как преподаватель, значит подразумеваете, что знаете значительно больше. Значит мои объяснени Вам ни к чему.

Я так понял, что ссылки от "академика" мы не дождемся.)))
Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 13:57
А к чему она Вам, если Вы и так все знаете.
Северный олень
Старожил форума
20.08.2011 14:10
Трактор, это про Вас? :


"Зима, не возбуждайтесь!

Трактор прекрасно знает предмет беседы.
И просто разыгрывает публику.
Раньше этим на форуме славился Оленеводик."
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 14:31
Северный олень:

А к чему она Вам, если Вы и так все знаете.

Я даже знаю, что Вы её не найдете.)))
vodoleec
Старожил форума
20.08.2011 17:04
профессоры А.М.Тарасенков и В.Г.Брага. Для "растопыривания кругозора почитайте какие-нибуь книжки, хотя бы эти: http://www.ru-52.ru/page2713.html. Или здесь: http://www.amyat.ru/theory/aro ... (смотреть раздел III, глава 11, параграф 6). А если найдете книгу вышеупомянутых ученых "Динамика полета и боевого маневрирования...", то вам все станет ясно.)))

У меня когда-то http://library.cpilot.info/the ... почти настольная была. )
Лётчик Лёха
Старожил форума
20.08.2011 22:05
Во старпёров попёрло! :-)))))

А приятно без шантрапы наглой поболтать!
Эх, ещё бы где в лесочке так в живую посидеть... :-)

трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 22:28
Лётчик Лёха:

Во старпёров попёрло! :-)))))

ЗачОт! )))
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
20.08.2011 22:32
vodoleec:

профессоры А.М.Тарасенков и В.Г.Брага. Для "растопыривания кругозора почитайте какие-нибуь книжки...

Не только читал, но и лично знаком с обоими. И что, должен кричать на каждом углу, что дважды академик? )))
трактор - колхознику крылья
Старожил форума
21.08.2011 00:52
2 vodoleec:


"Статические моменты" рассматриваются в разделах равновесия и балансировки механических систем, к которым можно отнести и ЛА. Например, в установившемся горизонтальном полете пикирующий момент от подъемной силы крыла уравновешивается кабрирующим моментом аэродинамической силы ГО. Вот такие моменты мы можем назвать "статическими".

При рассмотрении вопросов устойчивости и управляемости, под действием неуравновешенных сил и моментов, термина "статические моменты" следует избегать.

"Статика (от греч. «неподвижный») — раздел механики, в котором изучаются условия равновесия механических систем под действием приложенных к ним сил и моментов."
http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...
vodoleec
Старожил форума
21.08.2011 13:12
трактор - колхознику крылья:
vodoleec:
профессоры А.М.Тарасенков и В.Г.Брага. Для "растопыривания кругозора почитайте какие-нибуь книжки...

Не только читал, но и лично знаком с обоими. И что, должен кричать на каждом углу, что дважды академик? )))

Это ж цитата из Северного оленя )))Не привык пока к форуму. ;)


Правак
Старожил форума
21.08.2011 15:08
цитатник, аэродинамику изучают до того как приступают к полетам.
adan
Старожил форума
21.08.2011 15:16
[Северный олень - зарегистрированный пользователь]
Северный олень:

Уважаемые коллеги, изначально здесь шла речь не о СВАЛИВАНИИ, а о СРЫВЕ. Срыв потока на крыле приводит к резкому уменьшению подъемной силы и нарушению, в случае ПГП, равенства G=Y. Если срыв симметричен, то возникает ПАРАШЮТИРОВАНИЕ, причем если компоновка самолета не обеспечивает достаточного запаса пикирующего момента (ваше "брось ручку", то происходит "зависание на больших углах атаки". Из него можно и не вывести. Это свойственно некоторым современным самолетам с малым запасом статической устойчивости. А если срыв несимметричен, то возникает СВАЛИВАНИЕ, а при возникновении авторотации крыла - штопор. О них отдельная речь. Для иллюстрации приведу книжку с картинками, читать там где зелененькая ))) http://www.inral.ru/Pr128/DinE ...
Конечно, КВС и Кар Карыч, Вам показывали в училище и парашютирование и сваливание и, надеюсь, и штопор (как нам). Но видимо не очень хорошо объяснили физику явления. Нам повезло, в академии лекцию на эту тему нам читал КТН, летчик-испытатель Александр Александрович Щербаков, испытавший на штопор 25 типов современных ЛА.
Трактор, объясняли, а что Вас конкретно интересует?

По РЛЭ СУ-27 , при выводе из штопора, РУС на себя выбирается. СДУ Блин!
privat pilot
Старожил форума
21.08.2011 16:48
""Элероны, отклоненные против штопора делают срыв более энергичным. При отклоненном ВНИЗ элероне подъемная сила падает, на нем усиливается срыв потока и этот элерон создает торможение опущенного полу-крыла, а на поднятом вверх элероне подъемная сила растет и поэтому срыв уменьшается. Элероны приобретают обратное действие.""

Нет ли противоречия в этом абзаце? Ведь, если я свалился вправо, то сунув ручку против штопора(чего делать нельзя)т.е. влево, задеру левый элерон ВВЕРХ.....

Просмотрел несколько книг по аэродинамике, но ПОДРОБНОГО развития событий так и не нашёл.
-:((
leha-lp
Старожил форума
21.08.2011 17:03
Лётчик Лёха:
А приятно без шантрапы наглой поболтать!
Эх, ещё бы где в лесочке так в живую посидеть... :-)

Вот это в точку.
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru