Здравствуйте, друзья!
Рад встретить здесь сослуживцев, которые были ими в авиагарнизоне 18-го разъезда под Чойром в разные годы. Сам я служил там с августа 1971 по август 1972. Был двугодичником, первый год (с августа 1970 г.) служил в Ивано-Франковске, затем моя часть (ОБАТО) перебазировалась вместе с другими (полком, дивизионом и т.д.), стоящими у нас а обеспечении, в МНР на 18-й разъезд. Из Ивано-Франковска улетал транспортным самолетом, в отличие от большинства, которые перемещались ж/д эшелоном. Мне пришлось задержаться, т.к. ездил во Львов, снимать части с довольствия.
В августе жили в палатках. Интересно было, когда дежурил по части, утром наблюдать громадное количество полевых мышей (на кв.метр 8-10 штук), которые все вытягивались "во фрунт" и смотрели на восходящее солнце. Если начинаешь двигаться, они тут же прячутся, но вылезают в других местах. А по ночам в свете фар дежурной машины прыгали тушканчики. Позднее комвзвода спецмашин (В.Герасимов, питерец) ловил торпаганов, заливая норы водой из цистерны.
После палаток жили в бараках, их был, по-моему всего 8. В одной из них был магазин, в другой - клуб. Я жил одном из бараков, в комнате с начфином Радченко, начпродом В.Штогриным, двумя старшинами Кимом и Цицелюком и комвзвода автороты М.Керимовым (фамилии привел, вдруг откликнутся). Позднее, уже в первой половине 1972 года, появились две пятиэтажки, к моему дембелю, еще две. В самом конце службы успел пожить в одной из них в комнате вместе с другим комвзвода М.Керимовым. В другой комнате этой квартиры жил наш сверхсрочник с женой.
Наш штаб был тоже в бараке. Рядом строили котельную, которую мы с трудом пустили к Новому году. Техника автороты стояла на открытом месте, теплая стоянка была только у пожарников. Зимой большинство автомашин заводили с тягача. Трудно было водителям.
Осенью появилась скважина, вода. В результате ее постоянной работы появилось озеро, в котором летом можно было купаться. Зимой ее обледенелая башня красиво голубела между гарнизоном и разъездом.
А полеты были и в жару и в сильнейшие морозы. Гордость охватывала, когда взлетали наши МИГи в этой степи...
К сожалению, не могу вспомнить номер части ОБАТО в Ивано-Франковске. Военный билет мне заменили, много искал в Инете, перечитывал свои письма жене и не нашел. Может кто напомнит? А в Монголии - п/п 22787...
EvgenyAV
Старожил форума
08.01.2013 08:46
То vic-2: Хотя я и далек от летного состава, но почти все, о ком Вы написали, мне хорошо знакомы. Я знал и Егорова, и Черных, Закирова, Полупанова, Селиверстова, Стаценко, Бондаря, Кухаренко. Наверно, и других, которых я не назвал, просто фамилии в памяти стерлись, прошло уже 40 лет с тех памятных пор. Приходилось встречаться и с комдивом Дмитриевым (надеюсь, что не путаю)...
Думаю, что и с Вами встречался. Все прошли через мои руки :-) За 2 моих служивых года (1970-1972) все были у меня. Я - начвещ ОБАТО. Помню, как в Ивано-Франковске прибыли несколько молоденьких лейтенантов и ст.лейтенантов - летчиков. Хорошие, жизнерадостные, общительные парни, у которых все впереди (такие же как и я, т.к. я тоже после института) и начались их полеты. Помню даже ЧП с одним из них, который с честью вышел из сложного положения. По-моему, позднее, он еще раз повторил свой ПОДВИГ. Я вам завидовал, по душе я технарь, а служить пришлось, заведуя тряпками. Очень любил смотреть на взлет истребителей. Пробирает до корней волос, когда после рулежки МИГ-21 стоит на старте и дрожит от напряжения всем корпусом, еще миг и... пошел, плавно и стремительно... и вверх!
После армии я всю жизнь провел с компьютерами и программами.
Здоровья и счастья всем авиаторам! Долгих лет жизни!
Седой паромщик
Старожил форума
21.01.2013 13:06
EvgenyAV:
Привет, Евгений-сослуживец!
Сам прошел службу с августа 1970 года и июнь 1975 года в 126 иап. Прекрасно помню вашего комбана Помаза, Штогрина, да и других комбатовских офицеров и прапорщиков. Все - героические люди, обеспечивать полеты в тех условиях, которые сложились в сентябре 1971 года (а планово летать стали именно тогда), когда вокруг ВПП еще не было рулежки, самолет садился, после пробега разворачивался на ВПП, сруливал и на ВПП рулил следующий для взлета. А в октябре замерзли все три скважины и воду возили ваши автомобилисты на КПМках с Чойра, от мотострелков. А тогда уже первая 5-этажка была заселена, прибыли жены и дети.
А воспоминания про летчика, который опысываешь, это - наверно, про Петю Чернокнижного, который еще в Ивано-Франковске выкатился в поле, при посадке без закрылок, к Чойрэне - катапультировался. Да, брат, есть что вспомнить про нашу молодость. С уважением, Василий Голубев.
EvgenyAV
Старожил форума
26.01.2013 20:59
Седой паромщик, Василий, из всех Ваших сообщений сразу понял, что Вы служили в то же время и там же, что и я. Долго не мог активизироваться и написать, душа горела... Просто огромное спасибо за Ваш ответ. Читал и сердце билось. Это наша молодость, это теплые воспоминания. А о летчике, точно Чернокнижный. Невысокий, симпатичный молодой парнишка. Приходил к нам что-то выписывать, такой скромный... Где он сейчас, не знаете? Запомниля хорошо капитан Закиров, вечно с шутками к нам приходил, а вот Селиверстов - серьезный мужчина (если не путаю, он был штурманом полка). помню и полковника Егорова, как однажды он мне давал вздрючку. Мороз градусов 30, вызвал на взлетку и давай отчитывать, что у кого-то из летчиков старая нагольная куртка... А просто срок еще не вышел. А я стою в шинелишке на ветродуе, дрожу еще и от того, что комполка ругается... Сейчас это все равно вспоминается с ностальгией. Я помню и многих техников, с которыми в одной комнате жил в Ивано-Франковске, с которыми праздновал новый 1972-й год в красном уголке общежития, играл в волейбол в спорткомплексе. Коля Подгорный, Слава Маджуга, Петрик Болганский, Юра Дъяченко, Слава Игитов, Бровченко (вот забыл Вячеслав или Николай, прошу прощения)... Забыл и фамилию своего первого комбата, майора, которого заменил Помаз, когда мы перебазировались. Как давно это было, и как все недавно было... Когда я прибыл в часть, должность была еще не свободна и мне, технарю по жизни, поручили просушивать (во главе 5-6 наших солдат) зерно для свиней в одном из капониров аэродрома. Я садился и наблюдал за полетами. Завораживающее зрелище! Эти металлические стройные бочки оживали, красиво двигались и взлетали, как серебристые иглы, в небо... В их звуке был такая мощь! Незабываемо! Видел и как летали L29, садились и взлетали парами... Класс!
Успеха и здоровья всем, кто служит и служил!
Седой паромщик
Старожил форума
02.03.2013 17:59
EvgenyAV
Крайний раз встретил Петра Чернокнижного в Ситол-Чае (Азербайджан)в 1979 году. Полк их с Шауляя, следовал в Мары, садились на дозаправку. А где сейчас - не знаю.
Слава Игитов - думаю, ошибся, не Слава, а Анатолий. Он с Чойрэна ушел учиться в Киев, закончил там ВВАТУ, инженером по Самолету и Двигателю, ушел с Вазиани и был военпредом в Новосибирске, на авиазаводе НАПО им. Чкалова, потом преподом в Кирове, в ВВАТУ, готовили ИТС для армейской авиации. Сейчас живет в Кирове, естественно уже в запасе. Старший сын - служит в авиации, летает на вертолетах. Вот такие дела, брат ..
авиатор54
Старожил форума
06.03.2013 22:35
Привет Чойренцы!
Случайно натолкнулся на этот форум, точнее на ветку, увидел знакомые фамилии и уже не мог остановиться, зарегистрировался решив написать что мне известно об этом гарнизоне, о замечательном 126 ИАП, о некоторых людях, которые в нем служили. Возможно кто-то, увидев знакомые фамилии так же захочет поделиться своими воспоминаниями и, кто знает, может у кого нибудь возникнет идея написать книгу об этом гарнизоне и об истребительном авиационном полке, который в этом гарнизоне базировался в конце своего пути, начавшегося ещё в годы Великой Отечественной войны.Это был мой первый гарнизон, первый и единственный авиационный полк. За 32года сужбы в ВВС больше в аиационных полках я не служил, хотя очень тесно был связан с самолетами, с лётчиками.Долгие годы этот гарнизон снился мне, возможно потому что первый, потому что в нем прошла лейтенантская юность, потому что в этом гарнизоне первые шаги по земле сделал мой старший сын, который сейчас тоже офицер ВВС.
14 августа 1975 года в полк прибыла группа выпускников авиационно-технических училищ. Среди них было и 13 выпускников 11 роты Ачинского ВАТУ. Причем из 22 отличников, выпускавшихся в роте, в полк прибыли 6. 27% в один то полк. Но позже, когда мы познакомились с командным составом полка всё стало понятным. Инженером полка по самолету и двигателю был майор Захаров. И я лично, сдавал ему два государственных экзамена. Когда на экзамене по технической эксплуатации я заполнил карточку вновь установленного двигателя, он спросил меня: А где Вы взяли номер двигателя? Я ответил, что вообще-то от фонаря, а номер двигателя пишется в формуляре. И он сказал, что в его полк приходят новые самолеты, а двигатели имеют такие длинные номера. По прибытии в полк я в этом убедился. В капонирах нас ждали новенькие МиГ-23М, с налетом 12-14 часов - приемо-сдаточные испытания и перелет из подмосковья в Монголию, с очень длинными номерами двигателей.
Командиром полка был полковник Бацаценко, зам по ИАС м-р Нелюбин В.В.( к сожалению инициалов многих, как впрочем и фамилий уже не помню, а вести дневники по молодости - ?), замполитом п/п-к Панов, правда был он у нас недолго. После него в гарнизоне остался на память МиГ-21 с бортовым номером 48, который потом изменили на красивый 001 и установили самолет на пьедистал на плацу.Генерал Дмитриев был уже зам командующим 23 ВА (некоторым помнящим), а комдивом был генерал Тарасов, он у меня много летал, очень тихий и спокойный дядька, да и что было шуметь, в полку да и в дивизии, в основном, был порядок. А вот, зам комдива п-к Власов был мужик крутой. В первый мой наряд пом дежем по части чутьбло не отправил меня в Улан-Батор на гауптвахту, и в общем-то ни за что, хорошо, что комэска всё сдемпфировал. Но, как я понимаю, пришел он к нам откуда-то с Миг-23, поскольку был единсвенным, кто осенью 1975 года, когда ещё не весь полк был переучен, крутил высший пилотаж на Миг-23. Позже он от нас ушел в Степь комдивом.Начальником политотдела был полковник Пляхтур. Он тоже никогда не шумел, вроде бы был незаметным, но в нужное время всегда делал свое дело, наверное таким и должен быть настоящий замполит.
Служить я попал в третью эскадрилию. Командиром был м-р Мельниченко, инженером экадрилии к-н Циркунов Валерий, кажется, Павлович, а НШ, упоминавшийся уже в форуме, к-н Пётр Чернокнижный.
Что-то долго пишется у не профессионального автора. Если мое повествование покажется неутомительным позже продолжу.
EvgenyAV
Старожил форума
07.03.2013 11:48
Седой паромщик, спасибо за ответ и новости. Очень рад был узнать о тех, с кем служил рядом. С Игитовым, возможно, ошибся. Время, много людей встретилось на пути... Вот и Бровченко забыл, хотя помню, что его отец и мать тоже были авиаторами на Украине. Забыл вот и одного техника, старшего лейтенанта, койка которого была рядом в общежитии в Ивано-Франковске. А жаль, хороший, душевный человек. Недавно в Инете смотрел, искал контуры гарнизона в Ивано-Франковске и не нашел. А года 2 назад еще находил...
В форумах вижу, что следующее поколение продолжает дело. Вот и Авиатор54 пишет об очередных жизненных этапах Дмитриева и Чернокнижного. Может и еще о ком-то напишут.
Пусть всем сопутствует удача! Здоровья и активной жизни!
Седой паромщик
Старожил форума
22.03.2013 18:08
Начну по-старшенству.
Дмитрием Игорь Михайлович, гпа, командующий авиацией Московского округа, умер в 2007 году, похоронен на Троекуровском кладбище. Место захоронения обнаружил совершенно случайно, когда возвращался от могилы моего друга полковника Ковтуна В.Р.
Власов Николай Васильевич, был командиром 32 гв. иап (аэродром Шаталово), который первым, в 1970 году переучилися на МиГ-23, вот поэтому он "уже в 1975 году круитл высший пилотаж в Чойрэне".
Будучи уже зам, командующего по боевой подготовке, был командирован в Афганистан, военным советником ВВС ДРА, продолжал летать на Су-17 (освоил еще в Степи, ЗабВО), был сбит, трагически погиб уже на земле, после приземления с паращютом. Вечная память!
Бацаценко Владимир Андреевич, был одно время инспектором боевой подготовки в 73 ВА (Алма-Ата). Дальнейшая судьба - не известна.
Циркунов Валерий Павлович, тех.специалист поистенн с "золотыми" руками. Кто помнит учебный корпус и его оборудование, так вот это было сделано лично им и под его руководством! Поистине - "труд не меньше египетских пирамид"!
Майор Захаров, жил под нами, (у нас была квартира на 4 летчиков, холостяков), зять его был потом в Цулукидзе инженером в вертолетном полку.
Извините, немного сумбурно, что вспомнилось.
авиатор54
Старожил форума
25.03.2013 22:07
Добрый вечер Чойренцы!
За прошедшее время полазил по разным сайтам и кое-что узнал о нашем гарнизоне. На WWW.legendtour.ru можно посмотреть фотографии нашего гарнизона по состоянию на 01.07.2009г. Ещё на нескольких сайтах о заброшенных советских военных базах есть фото нашего гарнизона. Почему то там он называется авиабаза в Баянтоле. Первый раз встретил это название. На одном из сайтов выложена информация о том, что в Маниту и Чойре были размещены вновь сформированные 104 и 126 ИАП. Хотя я помню, что у нас в штабе на стене был прорисован путь полка. Формировался он во время Великой Отечественной войны где то в Поволжье и учавствовал в боях. Возможно во время известной "оттепели" он на некоторое время "растаял". Этого я не запомнил.
Итак август 1975 года. Большинство прибывших лейтенантов ( 11 из 13) были естественно холостяками и поселили нас всех в одном общежитии. Барак у забора рядом с хоккейной коробкой. Через барак (тоже холостяцкое общежитие) магазин и кафе, а за забором котельная - можно было недалеко сбегать в душ. По курсантской привычке в комнатах тоже селились в основном по отделениям. В самой большой комнате поселились все четверо представителей 114 к/о - Володя Казаков, Володя Третьяков, Юра Смирнов и я. Эта комната на несколько лет стала в общежитии типа "ленинской". В ней собирались наши однокашники - холостяки, не наши однокашники, ребята и постарше и помладьше. Частенько заглядывали на огонек и "женатики", когда хотелось найти отдушину. Вместе поселились Юра Герасимов и Володя Белозерский, Толя Попов и Саша Трифонов, и в рознобой Володя Яныков, Володя Лучкин и Володя Сердюков. Вася Косулин и Олег Клементьев были уже женаты и им дали комнаты с подселением в ДОСах. Может это несколько утомительно, но я специально написал фамилии всех своих однокашников. После Монголии ребята разьехались по разным полкам и может, кто-то из читающих увидит знакомые фамилии, встречал где-то, и не только в Монголии, и сам захочет поделиться воспоминаниями.
Как я уже отмечал служить я попал в третью эскадрилии. Впрочем в нее попало большинство из наших - 9 из 13. В это время 1 и 2 эскадрилии летали на МиГ-23, а летчики 3аэ на МиГ-21. В сентябре Миг-21 были переданы в Налайх. Вместе с ними, как я понимаю, разъехалась по полкам и часть летного состава. Во всяком случае в нашей экадрилии кроме звена руководства осталось только три командира звена м-р Лазарев, м-р Тулупов и, по-моему, м-р Панов. Не было уже в полку и капитана Закирова, остались толко легенды о том как он вылетал из дежурного звена в одном исподнем с комбезом и ботинками под мышкой, а прилетел одетым по всей форме и в зашнурованных ботинках, как воевали воздушный бой с Чернокнижным, после которого последний катапультировался. А в октябре или в ноябре к нам пришло пополнение 14 летчиков из полков летавших на МиГ-21. Фамилий всех уже не помню, помню Витя Шкабаря был у нас каким-то активистом в эскадрилии. Толя Рябчич потом был у меня командиром звена и комэском зам командиром полка погиб в Михо Цхакая во время доразведки погоды. Олег Паначев потом был замполитом второй эскадрилии, а в начале 90-х видел полковника Паначева в Ахтубинске - приезжал с комиссией инспекции по безопасности полетов, не удалось поговорить - обоим было некогда, а потом они улетели. Валера, кажется, Загребельный (позже фамилию уточню). С ним тоже встречался в Ахтубинске, он был уже зам комндира полка Липецкого ЦБП. Погиб при катапультировании с МиГ-23УБ.
Если не утомил позже продолжу.
Седой паромщик
Старожил форума
26.03.2013 10:38
Да, все верно! Полки формировались в 1969 году, в Черлянах (104 иап) и Ивано-Франковске (126 иап), когда предыдущие ушли в Чехословакию после событий 1968 года.
Я к тому времени уехал в Монино, поступать в ВВА им. Гагарина. (Может вспомнишь, на заборе из жилого городка, когда идти в сторону штаба, большими буквами было написано "Вспоминайте нас!" - "работа" летчиков-холостяков, перед отъездом по замене и дальше стоял на постаменте Ути МиГ-15, который позже был заменен МиГ-21).
Олег Паначев был у меня одно время зам. начальника управления в СБП авиации ВС РФ, а я был ст. инспектором-летчиком. Толю Рябчича в Чойрэне, естественно, не застал, но потом служили в одной дивизии, он в полку Михо-Цхакая, а я в Вазиани. Трагическую гибель его экипажа помню ...
В том же Цхакая, погиб наш чойрэнский летчик Анатолий Дедов, нелепо, придавило ТЗ в дежурном звене.
zak_lex
Старожил форума
27.03.2013 21:06
Спасибо авиатор54 за воспоминания о моём отце ( Не было уже в полку и капитана Закирова, остались толко легенды о том как он вылетал из дежурного звена в одном исподнем с комбезом и ботинками под мышкой, а прилетел одетым по всей форме и в зашнурованных ботинках) прочитал, и слёзы выступили то-ли от смеха, то-ли от чего, да было время , была Армия!!!!Осталась только память! Удачи и Мира всем!!!Вспоминайте и пишите на форуме свои воспоминания!!!!!
авиатор54
Старожил форума
30.03.2013 00:49
Дедова я помню и слышал про тот случай. В начале 80-х Юра Герасимов приезжал в Москву из Михо-Цхакая и рассказал про эти случаи. В экипаже Рябчича был тоже Чойренский летчик, приехал к нам по замене в 1976 году - Сидоренко и тоже Анатолий. Обещал уточнить фамилию зам командира полка Липецкого ЦБП - Залужский, Валера Залужский.
Надпись на заборе я не помню, хотя сейчас, когда прочитал о ней, то кажется какая-то была написанная здоровенными печатными буквами. А вот УТИ МиГ 15 помню. Впрочем сейчас пересматривал фотографии есть и на фоне этого самолета. Стоял он напротив 103 ДОСа (тот, что ближе всех к клубу) за забором. А МиГ-21 поставили не вместо него, а посреди плаца между штабами полка и ОБАТО. И с 1976 по 1979 год точно в гарнизоне на постаментах стояло два самолета. Сейчас на многих сайтах, посвященных заброшенным гарнизонам есть фотографии МиГ-21 с разных ракурсов и на нескольких виден постамент от МиГ-15. А когда и кто его снял? Судя по тому, что почти цел МиГ-21, вопрос сдачи цветного металла в тех краях неактуален.
Кстати про полк. Впервые 126 ИАП ПВО был сформирован в 1940 году. Базировался на приграничном аэродроме, воевал с первого дня войны и весьма успешно. Уже в агусте 41 двоим летчикам было присвоено звание Героев Советского Союза. Осенью 41 первым переучился на импортную технику - американские С-40 (Тамохауки). Принимал участие в обороне Москвы базировался на Чкаловской, в Сталинградской битве. Несколько раз передавался из ПВО в ВВС и обратно. Поэтому, наверное, в списке результативных истребительных полков он с результатом 131 сбитый самолет противника на 145 месте (из 338). Если учесть, что он выполнил 3610 боевых вылета и провел 226 воздушных боев, неплохая результативность, лидеры выпонил по 15000 боевых вылетов. В 43 году звание Героя Советского Союза присвоено штурману полка Петру Беляснику. После войны он был летчиком-испытателем. Заслуженный летчик-испытатель СССР. А вот данных о расформировании полка я не нашел (искал только на Яндексе). В одном месте было написано, что в 1947 году полк ещё не был расформирован. Так что не зря мне вспоминается стенд с боевым путём полка. Мы ведь наверняка служили под тем же Знаменем.
Недавно натолкнулся на ветку 23ВА в конце 80-х. Залпом прочитал все 10 страниц, больше не открылось, видно засохла ветка, а жаль. О чем то хотелось написать, но сейчас вспоминается толко про вертолеты в Чойре. В наше время там стоял отдельный вертолетный отряд на Ми-8 подчиненный пехоте. Это было весной, по моему, 1978 года, у них произошло ЧП. Рядом с вертолетной площадкой у них был какой-то пруд, ну и два или три рыбака выплыли не то на резиновой лодке, не то на камере на середину и она начала травить. На помощь поднялся борт и когда пытались их вытащить, зацепили хвостовым винтом воду. Вертолет ушел под воду, на поверхности только втулка осталась. Рыбаки на неё выбрались а экипаж остался в вертолете. Потом на нашем аэродроме в Ан-12 грузили 3 "груза 200".Бывает и так.
В следующий раз попробую продолжить повествование о годах своей службы. Всем удачи и здоровья
EvgenyAV
Старожил форума
30.03.2013 21:12
zak_lex, Ваш отец хорошо мне запомнился. Он веселый, неунывающий человек. Когда он заходил к нам, наши женщины улыбались, т.к. он всегда шутил. Его приход в штаб ОБАТО всегда был слышен... Счастья Вам и вашим близким!
авиатор54, хотя Вы пишете о событиях, произошедших уже далеко после моей службы, но мне это очень интересно. Кроме того, я встречаю и известия о людях, которые служили в те же годы, что и я. Большое спасибо за Ваши воспоминания, жду следующих...
Кстати, снова прочитал про Чернокнижного; вспомнил и, в те годы еще капитана, Лазарева.
P.S. Эх, если бы у кого-то сохранились фотографии нашего городка 1971-1972 годов... К сожалению, у меня нет ни одной фотографии. Была одна фотопленка, да ее увели еще тогда. На сайтах вижу более поздние фотографии, где городок стал более похож на военный городок, многого из моего времени уже и нет. Не вижу даже следов тех щитовых бараков, где жил, не вижу своего штаба...
Успеха и счастья всем!
EvgenyAV
Старожил форума
31.03.2013 10:28
Перечитал свои посты и увидел у себя ошибку: новый 1972 год мы встречали в МНР, а в Ивано-Франковске в общежитии встречали 1971 год...
Кстати, я перелетал в МНР на АН-12, вместе с группой МИГов. Приземлялись где-то типа Казахстана часа на четыре, от жары прятались под крылом самолета, кругом раскаленная дымка и миражи. А потом долго не принимал Иркутск, т.к перед нами там разбился гражданский самолет. Сверху видели его силуэт...
Здоровья всем, активной жизни и удачи!
авиатор54
Старожил форума
31.03.2013 12:18
Да что такое? Два поста съело. Я писал писал и никаких следов. Возможно слишком длинные были. Наверное нужно в Wordе набирать и сюда вставлять.
Седой паромщик
Старожил форума
31.03.2013 17:14
История Ути МиГ-15, который был установлен как монумент, произошла после того, как экипаж скозлил на посадке. Матчасть восстановлению не подлежала, ее "скомпановали" и поставили на постамент.
Командир звена Лазарев Вильям Павлович, был колоритной фигурой, как летчик и методист - не превзойденный.
Конечно, жаль что в то время не у каждого были фотоаппараты, так что и фотоматериала осталось не много и не у многих. Тем более это надо хранить ...
авиатор54
Старожил форума
31.03.2013 22:30
Добрый вечер!
О майоре Лазареве. Он был у меня первым командиром звена. Первое боевое применение МиГ-23. Подвесили бомбу П-50. Летит м-р Лазарев. Сел в кабину осмотрелся, а потом говорит мне Сынок, принеси мел. Я принес мел и он говорит нарисуй мне вон там черточку. Нарисовал и спрашиваю, а зачем? Так ведь я бомбить лечу. А я только что из училища, выпускался на этот самолет, не плохо знаю его, его оборудование, в том числе и прицельное. Пытаюсь рассказать ему как нужно по прицелу бомбить. А он мне по прицелу пусть лейтенанты бомбят, а мы так. Перед вторым вылетом он заставил меня черточку перерисовать. Когда повесили плакат с резултатами бомбометаний, то оказалось, что лучшие результаты у него. Одна бомба в центр круга, а другая чуть левее. А вообще наиболее густо были отмечены границы круга, а были экземпляры 400 до и 400 после и чуть меньше влево-вправо. До сих пор не знаю, то ли он разводил молодого лейтенанта со своими черточками, то ли это действительно опыт с которым, как говорится, ничего не сделаешь.
Всем удачи.
авиатор54
Старожил форума
04.04.2013 21:05
Привет Чойренцы!
Ветка молчит, наверное потому, что практически середина недели. Все заняты. Или находятся в других сетях. Вчера сам в одноклассниках весь вечер отвечал на вопросы, в том числе и бывших Чойренцев - Юры Герасимова и Володи Янусова. Попробую продолжить свой рассказ по порядку.
Первым моим самолетом был б/н 53 в первом звене. Стоял он в первом левом капонире, если идти от эскадрильского домика к полосе. В строй мы ввелись достаточно быстро, и уже в начале сентября самостоятельно обслуживали полеты. Опыта в обслуживании МиГ-23 у нас было не меньше, чем у более старшего поколения, поскольку они тоже только начали, а у нас за плечами был год эксплуатации этого самолета на учебном аэродроме Ачинского ВАТУ и два месяца стажировки в полках, которые 3...5 лет эксплуатировали этот самолет. Отношение к нам, как "зеленым" прошло уже в первую неделю нашего пребывания в полку. Спарка с б/н 06 перестала запускаться. Утащили ее в ТЭЧ, но она и там не хотела запускаться. Вечером мы сказали Паше Часову, который был тогда её техником, что надо заменить СДВС (сигнализатор давления воздуха стартера). На следующий день, в обед, спрашиваем Пашу - ну что запустили? - нет. Про СДВС говорил. Говорил, спросили кто сказал - молодые. Отмахнулись. Мы посоветовали ему постучать по беленькой круглой коробочке, которую видно из-за турбостартера и запустить двигатель. И он действительно запустился. Потом Пашу спросили, что он сделал и кто сказал. Так молодые сказали. Так мы привнесли в полк некоторый опыт эксплуатации самолета в других полках, и больше не чувствовали на себе отношения - да молодые, что они понимают. Справедливости ради надо отметить, что на наших сериях самолета данный отказ проявлялся достаточно редко. Как говорил позже один из моих начальников, МиГ-23 единственный самолет, который в процессе эксплуатации и выполнения на нем комплексов доработок улучшался.
авиатор54
Старожил форума
04.04.2013 22:14
Побоялся, что опять все исчезнет и отправил. Да и ветка приподнимется, если будет еще одно сообщение.
В конце сентября полк получил еще три спарки. До этого были б/нн 01, 02 и 06.в таком порядке они и по эскадрилиям были размещены. Новым спаркам дали номера 03, 04, и 05. Впрочем были они далеко не новыми. Спарка б/н 05 (07022) в нашей эскадрилии выпуска 71 года побывала до нас уже в пяти полках и имела налет (всего) 230...240 часов. Все эти спарки были первых серий, без централизованной заправки топливом. Вдобавок они никак не хотели летать. Особенно, по-моему отличалась наша спарка б/н 05. После каждого вылета в ТЭЧ. То трубку воздушную заменить, то устранить причину дымления в кабине, то еще что-то. За месяц еле еле долетала 10 часов и была поставлена в ТЭЧ на 50-ти часовые регламентные работы. Там в начале ноября я её и принял. Обычно 50-часовые рр это один два дня, но когда через две недели её выкатили из ангара на гидровку и я нашел очередной отказ - несинхронный выход закрылков, и заставил менять демпфер сухого трения, начальник ТЭЧ к-н Владимир Волошановский, как бы это сказать, ... Когда ты уже отсюда уйдешь, ты мне все графики попутал. В тот раз это был последний выявленный отказ, а перед этим приклепали все анкера, растерянные в предыдущих пяти полках, нашли причину постоянных поломок воздушных трубок и много много всяких мелочей. Зато после этого моя ласточка стала просто порхать. И уже во второй половине декабря я с ней снова пришел в ТЭЧ на замену двигателя и 100 часовые рр.
О Волошановском. Был он, как мы говорили, из батонов, но начальником был крутым, возможно это было по молодости, но свой личный состав он держал в черном теле. Не знаю как было потом, но в нашей ТЭЧ подчиненные его в основном боялись. Но организатор он был отменный и умел ценить людей, умеющих работать, я бывал с ним в командировках и мог воочию в этом убедиться. В 1977 году он заменился начальником ТЭЧ в Щучин. В марте 79 года В САЙШАНД перелетел полк из Березы на МиГ-21 БИС. Зам по ИАС полка был м-р Волошановский. И в этом полку оказались многие наши ребята холостяки, заменившиеся в 78 году в полки МиГ-23. Он их собрал к себе. И сейчас еще живут в Березе Юра Смирнов и Володя Белозерский. Тогда шел разговор о том, что этот полк оставят в Сайшанде и мы звонили однокашниками и спрашивали наслужились ли они в Союзе. Не знаю что повлияло, то ли произошедшая у них катастрофа, то ли слухи изначально были преувеличены, но полк улетел в Березу. Хотя в тот год много приехавших танков осталось в Монголии. А в 1983 году мы вместе с подполковником Волошановским заканчивали академию Жуковского. Я первичную подготовку инженеров, а он заочно ПРИС. Тогда он уже был Зам по ИАС дивизии в Лиде. Звал меня к себе, но я не решился. Возможно и правильно, дальнейшая моя служба была не простой, но очень интересной. А с Волошановским мы больше не встречались.
Прочнист
Старожил форума
06.04.2013 01:59
авиатор54,
А вы в каком году из 126 иап в академию убыли?
авиатор54
Старожил форума
06.04.2013 23:37
Добрый вечер.
В полку я прослужил 4 года, с августа 1975 по август 1979 года.
Я уже упоминал, что осенью к нам в третью эскадрилию пришло пополнение - 14 летчиков. И началось их переучивание. Особая нагрузка, конечно же, выпала на спарки. Летали мы, естественно, в первую смену и каждое утро для меня начиналось одинаково. Приходил командир эскадрилии и говорил: Витя, понимаешь надо, я сегодня запланировал восемь, успеем? И всегда успевали. Я никогда не оставался без механика, даже когда личный состав срочной службы часа на два увозили в гарнизон на прием пищи. Когда заруливал самолет, очередной летчик уже стоял с пистолетом наготове. Правда, спарочники не всегда успевали пообедать, компот я всегда допивал на бегу и оставлял стакан на окошке возле выхода из высотки. Особенно если ставили на старое ЦЗ. На новом мест не хватало поскольку летали очень много. Впрочем все четыре года полк летал четыре летных дня в неделю в две смены по 15...20 самолетов в первую смену и по 20...25 во вторую, или наоборот. Годовой налет полка все эти годы был 6500...7000 часов, а самых мало летающих летчиков, не меньше 100 часов. Когда на рубеже тысячелетий я рассказывал молодым летчикам, приезжавшим учиться на испытателей, сколько налетывал наш истребительный полк, многие сомневались. Они такого не видели.
В начале зимы к нам пришли два самолета, вместо сгоревших в Белой. За один год в наш полк с учетом сгоревших было поставлено 47 боевых самолетов и три новых спарки. Вспомнишь об этом слушая программу перевооружения до 2020 года. В декабре, правда, один самолет на два года был выведен из строя. Первый двигатель в полку менялся на моей спарке и все прошло как-то удачно. А когда меняли двигатель на самолете с б/н 45 (на предполетной газовке в воздухозаборник залетела карта в оранжевом чехле). При первой газовке с рамой из дренажа побежало топливо и добросовестный механик вставил в дренаж резиновую пробку с распоркой и как следует ее затянул. После повторного запуска вывалились нижние панели на обоих крыльях. Крылья в ЗИПе не поставлялись. Двигатель поставили на другой самолет, а б/н 45 сам использовался как ЗИП, и когда через два года пришли крылья, от него оставался один скелет. Тем не менее он был восстановлен и летал, но об этом позже.
Прочнист
Старожил форума
07.04.2013 03:58
авиатор54,
Добрый вечер, я служил в полку позже, в 1981 - 1983 г. Командиром полка тогда был п/п-к Каневский. В ТЭЧ в группе СД моим коллегой был Антон Рябов из Ачинского училища, может помните?
Многие техники самолетов были из Ачинска. Отличные ребята были, если только не вспоминать праздники.
А б/н 21 (из первой эскадрильи) при вас разбился?
авиатор54
Старожил форума
07.04.2013 13:31
Добрый день.
В группе СД в ТЭЧ при мне техниками были мой однокашник Володя Сердюков и Саша Глущенко, выпускник Васильковского ВАТУ 74 года. В 76 году Глущенко стал техником звена во второй эскадрилии, а в ТЭЧ пришел Володя Марецкий из первой, выпускник Калининградского ВАТУ 74г. Марецкий в 1978 году поступил в академию (в 1982 году закончил её с золотой медалью), а Сердюков заменился. А вот кто их заменил я не помню, к тому времени я был уже техником звена и в ТЭЧ бывал эпизодически, только на приемке самолетов после рр. А еще в ТЭЧ служил наш однокашник Толя Гурин, приехал по замене из Талды Кургана в 76 году начальником группы СМГ. Заменяться он должен был году в 81.
Самолет б/н 21 я помню, то ли номер запоминающийся, то ли потому что техником на нем был Витя Анкудинов, выпускник нашего училища 74 года. А разбился он уже без меня. При мне в полку упало два самолета. Летом 1976 года спарка 01 из первой эскадрилии. Летали в зону на пилотаж и выполняли, как мне сейчас помниться, предельный по тяге вираж. Слава богу, экипаж благополучно катапультировался. В тот раз три дня в степи искали птицу, которая могла быть виновницей данного происшествия. Сейчас, не плохо зная, что такое устойчивость и управляемость, сваливание и штопор, и особенности характеристик этого самолета, в том числе и при индикации летчику угла атаки, я могу сказать, что скорее всего самолет был в штопоре. Я не видел места падения, раскладывал в ТЭЧ агрегаты управления, но повреждения двигателя, когда вал вышел в бок, говорят о том, что самолет энергично вращался относительно вертикальной оси, что характерно для штопора этого самолета.
А летом 1978 года разбился б/н 55 из нашей эскадрилии. По боевому расчету он в то время был закреплен за мной. Но, по-моему, как потерю нам его не зачли. Во всяком случае в 1979 году премию за безаварийную работу полк получил. В 1978 году на МиГ-23 МЛ начал переучиваться 120 полк в Домне. Спарки они получили, а для ускорения процесса переучивания мы передавали им звено боевых самолетов. Они выбивали межрегламентный ресурс, возвращали нам самолеты, и забирали свеженькие после регламентов. И в тот раз они гнали нам самолеты на регламенты. После выхода на эшелон на б/н 55 начали просаживаться обороты двигателя и самолет начал терять скорость. Летчик повернул на Домну, но долететь не успел, тяги двигателя не было и самолет снижался. И когда высоты было уже совсем мало летчик катапультировался. Причина оказалась в разрушении опорной шайбы насоса регулятора.
Аналогичный отказ как то еще был в нашем полку, но тогда все сложилось очень удачно. У Вити Шкабари двигатель заглох после посадки на полосе.
А вот зимой 79-80 года в полку произошло две катастрофы. На пилотаже погиб ст.л-нт Антонов, и по непонятным причинам к-н Соколов. Но об этом мне уже рассказывали. Наверно тогда и б/н21.
Прочнист
Старожил форума
08.04.2013 01:15
авиатор54, спасибо.
Эх, никого из упомянутых вами товарищей не знаю.
Седой паромщик
Старожил форума
08.04.2013 12:09
Всем чойрэнцам, привет!
Володя Волошановский, мой друг, пришел в полк двухгодичником, в 1970 году еще в Ивано-Франковске после МАТИ, дослужился до генерала, был главным инженером 36 ВА, затем, уже после отделения Украины, начальником Харьковского училища (академии ВВС(?). Дальнейщая судьба не известна.
авиатор54
Старожил форума
08.04.2013 23:27
Добрый вечер!
Приятно читать новости об успехах бывших сослуживцев.
В 1976 году у нас поменялось дивизионное начальство. Командиром дивизии пришел полковник Михайлин. То ли за строение нижней губы, то ли за отношение к людям, летчики назвали его брезгливым. И в общем-то больше ничем он не запомнился.
На должность Зам по ИАС дивизии был назначен майор Барабаш Владимир Павлович, будущий начальник Ачинского ВАТУ, генерал. Вот этот человек запомнился, и очень жаль что в 2007 году он умер. Добрый день, здравствуйте, подполковник Барабаш - наверняка помнят многие, кто служил в то время в дивизии. Эта манера здороваться у него видимо была всегда. Как-то смотрел фильм про АВАТУ генерал-майор Барабаш приветствовал корреспондента-добрый день, доброго здоровья. Тот факт, что в звании майора он был назначен Зам по ИАС дивизии, говорит о том, что службу организовать он умел, да и не только службу. Именно он постарался, чтобы в дни чемпионатов мира телевизор не отключался в одиннадцать часов, как было обычно. Как то приехал из Чойра капитан, я понял что с ретранслятора и спрашивает, а кто у вас п/п-к Барабаш. Так отчитал, так отчитал - Когда весь Советский народ ..., а вы лишаете возможности. В общем после этого мы имели возможность смотреть матчи чемпионатов мира, олимпийские игры в прямом эфире. В апреле 1979 года, возвращаясь из Маров, полк на неделю завис в Семипалатинске. Первые два дня действительно не было погоды, а потом миллион на миллион, а нас не выпускают. Ту-128 летают между Семипалатинском и Белой, а для нас по трассе нет погоды. Через неделю прилетел Владимир Павлович. Чего сидим? Так погоды нет. Дайте метео. Добрый день, здравствуйте... Через полчаса получена команда на вылет. Убегая к самолетам услышал как переговаривались летчики Вот это начальник пять минут поговорил и всё пожалуйста, а этот сидел с нами неделю шарлыги гонял (имелся в виду Зам комдива п-к Бойко).
Начальником штаба пришел командир Нерчинского вертолетного полка - странно, что фамилия не запомнилась. Здоровенный под, два метра дядька, и настолько же вредный. Понятно что и летом по ночам мы ходили в демисезонных куртках, но ведь днем то жарко было. А его первое нововведение - носить под техничкой рубашку с галстуком. Пришлось одной рубашкой пожертвовать. Пришил к техничке воротник с галстуком и манжеты. И вообще у него можно было не поймешь за что под каток попасть. Хорошо что видно его было из далека, и тогда самая короткая дорога из жилой зоны в столовую шла мимо санчасти и караулки.
авиатор54
Старожил форума
10.04.2013 22:10
Добрый вечер!
Первые погода службы в полку запомнились тем, что воскресенье это не выходной. Если в субботу был парковый день, то в воскресенье - предварительная подготовка. Если в субботу предварительная подготовка, то в воскресенье парково-хозяйственный день. А в январе две недели мы летали по пять летных дней в неделю, потому, что летному составу в феврале нужно было, кому-то подтвердить класс на новом типе ЛА, а кому-то сдать на очередной. В первые полгода выходными были у нас 7 ноября (естественно с построением), Новый год, 23 февраля с построением и торжественным маршем утром и вечерней Зарей, ну и конечно же 8 марта. В начале марта полк впервые на МиГ-23 слетал на стрельбы в Домну. Успешно отстрелялись, привели в порядок технику и вот в середине марта, в субботу, командир объявляет - завтра выходной. Как всегда перед выходным в клубе были танцы, ну и другие мероприятия, которые, как правило, проводились по группам. А утром нас разбудил стук в дверь и посыльный объявил - сбор по тревоге. Оказывается ночью выпал метровый слой снега, хотя в ту зиму снега не было вообще. Боеготовность превыше всего, и мы дружно всем полком пошли расчищать стоянки. С таким стихийным бедствием наша аэродромная рота справиться одна не могла. Позже, когда в звании старшего офицера мне неоднократно приходилось махать лопатой, я вспоминал ту аэродромную роту, которая всегда успевала почистить полосу и магистральные рулежные дорожки, в том числе и в эскадрилиях, а нам, в худшем случае, оставалось прочистить рулежку от капонира. Но в тот день мы чистили аэродром до вечера. А в понедельник снег растаял, только кое-где остались сугробы, которые мы нагребли накануне.
В следующие субботу и воскресенье ситуация повторилась, за исключением того, что проснувшись и увидев яркий свет за окном, мы стали собираться на аэродром, не дожидаясь посыльного. На неделе я улетел в командировку, а когда вернулся ребята рассказали, что и в третье подряд воскресенье было тоже самое. Вот такие природные катаклизмы случались иногда в нашей солнечной Монголии.
И еще как то раз был очень мощный снегопад. Тогда за одну ночь выпало два метра снега. Было это 29 апреля 1979 года. Мы возвращались из Маров и наш Ан-12 с передовой команой сел в Маниту. Спрашиваем у командира, а чего не долетели то 90 км. А ваши не принимают. Выходим из самолета - поземка метет. На следующий день после обеда народ разбрелся кто куда, в Маниту наших однокашников тоже много было, по городку побежали посыльные - Чойренские на самолет, полк уже из Иркутска вылетает. Подлетаем к Чойрену, внизу все белым бело. Садимся - по бокам полосы горы снега, только чуть-чуть небо видно. Только разгрузились и начали садиться самолеты. Те кто оставались в гарнизоне за день, большую часть ночи и ещё пол дня успели расчистить полосу, часть рулежки и ЦЗ. Поэтому на встречу полка остались я, два техника самолета, три спеца да пара механиков, а все остальные и прилетающий летный состав по стоянкам расчищать снег. Пришлось нам всем в тот день попотеть. Самолеты приходили дружненько и нужно было снять подвесные баки, заправить, сложить крылышки и перекатить так, чтобы на 12 колонок ЦЗ поместились 40 боевых и 2 спарки. Уместились все.
Седой паромщик
Старожил форума
11.04.2013 10:29
Вот оно как, после нас-то, бывало! У нас затруднения были, в основном, по неустроенности быта по прибытию к новому месту службы. Из приятного, особенно запомнилось, - было столько шампиньонов вдоль ВПП, собирали в простыни ...
Однажды охотники поехали на охоту. В районе Керулена, сели на Урале в солончаке. Пришли пешком, уговорили кого-то, приехали к Уралу на КраЗе, посадили и его. Снова пришли в гарнизон, уговорили комбата "охраны" аэродрома, тот им дал БТР. Приехали все домой уже в понедельник. Были полеты, 2 или 3 летчика на полеты не попали, но командир полка Егоров А.А. особо не ругался.
А в субботу разведка погоды начиналась с того, что после взлета спарка Ути МиГ-15 докладывала видимость на взлете и посадке (видимость без ограничений, чего ее разведывать?), после снижалась на малую высоту и по заданию КВО (коллектива военных охотников), искала места, "заселенные козами", что бы знать, куда ехать ...
EvgenyAV
Старожил форума
11.04.2013 21:59
Увидев "БТР", вспомнил, как перед переводом в МНР думал, что там будет отличная техника, заграница все же... :-)
И вот прислали нам два БТРа для охраны территории аэродрома. Один из них сразу сломался. А второй исправно выезжал на дежурство и довольно смешно было наблюдать, как медленно (быстрее не мог) двигается он по периметру аэродрома, лязгая на всю Монголию своими железками, а впереди, как ведущий, идет солдат роты охраны. Но, свою задачу - отпугивать местный скот, БТР выполнял исправно.
Еще вспомнил, как появился первый детский сад. После ввода первых пятиэтажек одна из жен офицеров взялась на общественных началах заниматься детишками, т.к. их становилось все больше и деваться им было некуда. Старших детей возили в школу в Чойр на автобусе. Помню, зимой 1971-1972 однажды сломался в пути автобус, срочно выехали за детьми на дежурке.
Вообще, надо сказать, что женам офицеров было трудно. Наверно, как и всегда в подобных гарнизонах. Особенно в летных частях, где много офицеров, а работы для женщин мало. Клубом у нас заведовала жена начальника пожарной части старлея, потом капитана, Литвинова, вещевой и сапожной мастерской - жена моего шефа, майора Волкова (фамилии привожу, может увидят и откликнутся). Собственно, это одна из причин, из-за которых я не остался и ушел на гражданку...
Правда, основная была та, что я занимался тряпками, вместо техники. Ну, и подчиненность сверх меры. При мне не пустили в академию хорошего, умного и серьезного парня, Колю Подгорного, отправив одного "лизоблюда", более устраивающего отцов-командиров.
И хочу назваться, т.к. Евгений - для армии не совсем подходящий ник, может кто-то вспомнит лейтенанта Воробьева. Рад буду новым сообщениям...
Здоровья и удачи всем!
авиатор54
Старожил форума
12.04.2013 19:12
Добрый вечер! С днем авиации и космонавтики. а меня ещё с днем рождения моей жены.
Я парень сельский и никогда не плакался по поводу трудностей. Просто констатировал факт. Южнее нас авиации не было. А полк нужно было привести в боеспособное состояние, чтобы наши воздушные бойцы не допустили никого на территорию на которой обитали наши семьи. Прошу прощения, если я излишне резок.
Седой паромщик, а Володя Волошановский, который пришел в полк двухгодичником в 1970 году, он был крупный человек? Помню, в Ивано-Франковск, в то же время, что и я, в полк прибыло несколько двухгодичников. Одного из них, москвича, долго не могли одеть в форму, т.к. был крупным парнем. Не могли найти сапоги и фуражку. Так и служил в штатском какое-то время. Вместо сапог ему выдали крой для пошива сапог, а фуражку искали по всем армейским и окружным складам. И только уже в Монголии, из Читы, ему привезли генеральскую. Может это он и есть? Если так, то уже тогда суждено ему было стать генералом... :-)
авиатор54
Старожил форума
13.04.2013 14:24
Евгению: Волошановский не был маленьким человеком, рост где-то под 180, но телосложение обычное. И в генеральской фуражке я его не видел, хотя было бы интересно. Крупным человеком был у нас нештатый комендант гарнизона, звали его по-моему Геннадий, а фамилию не помню. Вот на него наверное трудно было форму подобрать. Возможно поэтому, несмотря на свою должность, ходил он не очень опрятно одетым. И не помню из двухгодичников он или нет, и до Ивано-Франковска похоже он служил в Коломые. Помню он как-то рассказывал как в Москве его задержал за нарушение формы одежды патруль. Когда он сказал начальнику патруля откуда он, тому послышалоь, что с Колымы. Начальник патруля изумился - Что и там авиация есть, ладно, сынок иди.
EvgenyAV
Старожил форума
14.04.2013 00:15
Авиатор54, в мое время был один такой, не очень опрятный человек, достаточно крупный, громкогласный. И звали его Геннадий. Старший лейтенант Геннадий Шпаковский. Возможно, что и прибыл из Коломыи, тогда многие прибыли оттуда. В Ивано-Франковске он был, по-моему, начальником тренажера или высотного домика. Оригинал он был большой, садясь в столовой за стол, делал себе бутерброд из всего, что есть на столе: соль, перец, горчица и т.д. и съедал не морщась... По-моему, и в МНР он оставался на той же должности. Но я демобилизовался в августе 1972 года. Позднее он вполне мог сменить должность.
А вот про Волшановского, все же, может это и он. Их тогда в полк прибыло 4-5 человек. Да, тот парень был немного выше меня, тоже москвич и после какого-то авиационного вуза. Мы познакомились с ним сразу, т.к. практически прибыли в одно время, я в батальон, он - в полк. Обратите внимание, что я говорю об августе 1970 года. Крупными у него были голова и ноги (удивительно, но даже размеры помню). Хороший, спокойный и добродушный. Помню, вроде, имелась у него небольшая, какая-то мягкая и приятная, шепелявость.
В любом случае, даже, если это не они, все равно приятно вспомнить тех, с кем служил, с кем жил, начиная свою трудовую жизнь...
Спасибо за воспоминания...
авиатор54
Старожил форума
14.04.2013 09:58
Евгению: Со Шпаковским абсолютно точно. Правда я не знаю какая основная должность у него была, возможно и начальник тренажера, во всяком случае на аэродроме я его ни разу не помню. Правда и тренажера МиГ-23 у нас сначала не было. А вот при заступлении в патруль он меня инструктировал. Штатных должностей коменданта у нас не было. И он скорее всего нештатно исполнял обязанности помощника коменданта, потому что комендантом, как мне сейчас вспоминается, был майор из нашей части, не могу вспомнить ни фамилию, ни должность, то ли химдым, то ли что то похожее. А остальное скорее всего не о Волошановском. Спокойным я бы его не назвал.
авиатор54
Старожил форума
14.04.2013 21:52
Добрый вечер!
Трудностей быта, судя по тому, что писали наши сослуживцы на предыдущих страницах ( служившие намного позже нас), и то что я видел сам, в гарнизоне хватало всегда. Да, мы не жили в палатках, но наши пятиэтажки отапливались так, что при круглосуточной работе "козла" температура в комнате не поднималась выше 7...8 градусов жары. Возможно мне не повезло, я жил в 5 подъезде 103 ДОСа, а это был стык дома. Тонкие стенки, а за ними улица, стыки были не заделаны. Хотя в зиму 78...79 годов дважды ставился вопрос о возможной эвакуации семей. Горячая вода была только в сентябре. А дальше чуть теплее холодной.
Конечно же в наших магазинах можно было купить много больше, чем в то время в Союзе. Но самое главное не было зелени, наверное поэтому в летнее время все, кто имел возможность, отправляли детей в Союз. Я помню, ещё был холостяком, и жил в общежитии, мы проснулись раньше будильника от гвалта возле магазина. Женщины занимали очередь. Сегодня должны привести клубнику из Польши и сметану из Иркутска. При этом, ни дежурный по аэродрому, ни штурмана ещё ничего не знали, никаких заявок не проходило, а они уже занимали очередь. И в самом деле, во второй половине дня приходил Ан-12 с клубникой и сметаной. Да что там клубника, яйца на высоте 1430 метров в крутую не варились (скороварки в то время были редкостью) и когда подходило время подкармливать грудных детей им давали икру "заморскую" баклажанную. Когда я уезжал из Монголии моему старшему сыну было 11, 5 месяцев. Наверное и поэтому, когда в октябре 2004 года, я увольнялся в запас первый тост мы пили за мою жену, бывшею на протяжении 27 лет моим надежным тылом.
EvgenyAV
Старожил форума
14.04.2013 22:56
Да, я уже писал, что женам авиаторов было очень трудно, прежде всего морально т.к. в авиации офицеров больше, чем в частях других родов войск. А городки часто также далеко от городов. Не было работы для них, хотя частично пристраивались как-нибудь, но большинство не находило места, да и что за специальности нужны были в частях. Тем более в самом начале, когда еще и городка-то не было... И они действительно в большинстве своем составляли надежный тыл и мужья могли полностью отдаться своем делу, которое требовало полной отдачи.
Когда я служил, котельная работала первый год, зданий было не так много, как позднее, что я увидел на фотографии более поздних лет, поэтому жить можно было. Я принимал участие в подготовке котельной к пуску, строители что-то напратачили и дым шел в помещение котельной, а холода уже наступали. Наш штаб был рядом и мне зам по тылу поручил каждое утро заглядывать на стройку и проверять, что сделано строителями. Вот тогда мы подергались, пришлось переделывать выход из топок в трубу. Когда пустили стало чуть лучше. В щитовом общежитии (аналогичном казармам) у нас было тепло, хотя в коридоре прохладно, а в тамбуре встречался и лед. Зиму пережили, а в начале лета я перешел жить в ДОС, в комнату на двоих с лейтенантом с автороты. Следующую зиму я уже провел дома, на гражданке. Кроме того, я же жил холостяком (жена еще училась), поэтому всей "прелести" не познал, видел только со стороны...
Была еще одна трудность. В самом начале, когда наши части еще не поставили на довольствие, нам пришлось 2 или 3 месяца питаться рыбными консервами и рыбой из НЗ. Вместо салата - банка сайры, суп с сайрой, каша с сайрой и так завтрак, обед и ужин с сайрой. На продуктовом складе можно было взять красную рыбу, в основном семейным. Наелись так, что стали выкидывать банки, не раскрывая, прямо в окно палатки-столовой, а после я много лет не мог есть и даже выносить запах этой сайры... Но, все можно пережить и те годы вспоминаются с ностальгией, а трудности - это мелочи.
SSV
Старожил форума
15.04.2013 01:16
2 EvgenyAV:
консервы с этой сайрой срочникам тоже часто выдавали, караул их не брал, даже молодые.
Седой паромщик
Старожил форума
15.04.2013 11:23
Когда мы с Серегой Горшковым прибыли в Ивано-Франковск в 1970 году, то жили в Чешской гостинице, что была на территории гарнизона (бывшей тюрьмой, где по преданию, в свое время, сидел даже Григорий Котовский по-молодости). В нашем номере, кроме нас жили - майор Лебедев В.Д., выпускник ВВА, майор Шудров Валентин - выпускник Киевского госуниверситета (заочно), летчик, капитан Дулькин (уволился в том же году), капитан Качанкин Вячеслав (в Черлянах ремонтировали ВПП и полк летал на нашем аэродроме) и два "крепыша-двухгодичника", Валера Ткачев - с Ужгородского университете и Саша, про которого тут уже упоминали, правда, он и присщепетывал, был таким "большим увальнем". Так вот, действительно, он очень долго ходил в гражданке, не могли подобрать "его размерчик". Фамилию его не вспомню, но, один раз, вот просто встретились в Москве "лицо в лицо" на улице. (Бывает же такое?!)
Вспоминаю Женю Маркова и Жору Новикова, техники самолетов, после МЭИ.
Геннадий Шпаковский, был комендантом. Когда в гарнизоне развелось ну очень много приблудных собак, получил указание - отловить их. Построили большой ящик, типа сундука, обитого сеткой-рабицей, наловили их много и повезли в степь, Гарнизонные дети долго бежали за машиной, кто-то проболтался, зачем ловили собак? Наутро все дома были исписаны мелом: "Шпаковский - убийца!"
Да, приятно вспомнить свою жизнь в авиации.
И вот еще веточка по 23 ВА, там много и про Монгольские гарнизоны, от начала перебазирования туда и до расформирования. Кому будет интересно ...
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
EvgenyAV
Старожил форума
15.04.2013 19:05
Седой паромщик, во-первых, спасибо за то, что поместили более правильную ссылку на место, где похоронен И.М.Дмитриев. Не ожидал я, что одноклассники сыграют такую штуку...
Во-вторых, я очень хорошо помню Жору Новикова, при знакомстве он представился как Георгий, так я его и называл. И Е.Маркова, пожалуй, тоже вспомнил. Они ведь сначала так и держались вместе. И этот Александр с ними. Но не могу вспомнить, как я познакомился с ними, возможно в поезде с Москвы ехали вместе. Потом и в ходе службы немного поддерживали отношения, хотя сказывалось, что части разные.
Вспомнил еще вот что: по-моему, уже весной 1972 года в городке ввели гауптвахту. Начальником назначили старшего прапорщика (тогда только ввели это звание) роты охраны Алексеева. Он рослый, 185-190 см, а может и выше, и статный человек. Однажды, в сумерках ему честь отдал майор, думая, что это генерал. Потом, конечно, смеялись...
Был и еще потешный случай за мою службу. В Ивано-Франковске меня часто, как двухгодичника, гоняли в патруль. "Через день на ремень"... И вот однажды, прихожу в комендатуру, а там ходит злой полковник милиции и без ремня. Оказывается, военный комендант, капитан Теличко (танкист) задержал его за то, что тот не отдал ему честь (в то время тоже только ввели взаимную отдачу чести военных и милиции. Потом, вроде, быстро отменили)...
Рад, что по-немногу вспоминаются сослуживцы. Спасибо всем за информацию.
Да, чуть не забыл. Седой паромщик, посмотрел обе части фильма по Вашим ссылкам. И возник вопрос: там называется среди других подполковник Голубев. Это Вы?
Спасибо.
Седой паромщик
Старожил форума
16.04.2013 12:30
Да, это так и есть ...
А еще в Ивано-Франковске, на улице Дадугина был спортзал, в котором устраивались дискотеки. А рядом была средняя школа милиции, основной контингент был с соседних областей. И очень часто наши ребята (вчерашние студенты и курсанты) дрались с ментами. Разборки были на уровне командира полка Егорова А.А. и замполита Владимирова Ю.В. то у нас в штабе, то наши ездили в школу милиции.
Так что - жизнь была интересной. Думаю, помнишь и тот случай, когда старший лейтенант с ТЭЧи приложил руку на главного педиатра Ивано-Франковской обл. ...
Седой паромщик
Старожил форума
16.04.2013 12:37
Наш первый командир 246 иад, Дмитриев И.М., похоронен на Третьяковском кладбище, г. Москвы
Прошу прощения, вместо Третьяковского кладбища, следует читать - Троекуровского ...
zak_lex
Старожил форума
17.04.2013 23:19
Дворец Спорта был напротив 12 школы, я в ней учился после Монголии 1975-1981 год, по улице Красной Армии, сейчас Национальной Гвардии, много лет стоял весь заколоченный, поломанный, с разбитыми стёклами, года 4 назад сгорел, крыша обвалилась, после пожара потихоньку металл с перекрытия растащили, и сейчас только вдоль дороги стоят колоны боковые из кирпича....Рядом была вроде Мотострелковая дивизия, ничего не осталось-огромный пустырь с развалинами, все казармы и здания разобрали по кирпичику, говорят будут строить новый микрорайон.Остался только Музей Боевой Славы и пушка перед входом, может кто помнит.Короче всё похерили, разобрали и уничтожили...Вот так!
EvgenyAV
Старожил форума
18.04.2013 19:25
zak_lex, спасибо, что напомнили название улицы, где стоял Дворец Спорта, и сообщили новое название. Он, ведь, недалеко от нашего городка был и мы часто ходили туда играть в волейбол. Теперь я смогу точнее отыскивать место нашего городка (бывшей тюрьмы). Раньше находил и даже есть скриншоты с панорамной карты, а потом потерял. Очевидно, как Вы пишете, развалили по кирпичику... Помню и гарнизон наземников (МСД).
А не подскажете ли на какой улице был авиагородок? Мне, почему-то помнится, ул.Шевченко, но очень смутно. Достаточно было перейти дорогу и пройти через какие-то насаждения, чтобы попасть в парк, на набережную озера.
О! Решил попробовать и в Яндексе нашел знакомый силуэт зданий городка на ул.Черновола, за домом 119а. Жив! Но в панораме за деревьями ничего не видно...
zak_lex
Старожил форума
18.04.2013 21:09
Авиагородок был на ул.Пушкина, теперь Вячеслава Чорновола, напротив парка Шевченка, проходишь через парк, выходишь на ул.Гетьмана Мазепы (бывшая Дзержинского)и сразу городское озеро.Может кто помнит в парке была пивная, в народе называлась Онуфрий, сейчас там частное кафе.Около части есть двухэтажные жилые здания до сих пор в народе называются Старый городок, а на ул.Чкалова (сейчас ул.Довженко)пятиэтажные здания-Новый городок.Сейчас всё изменилось, много новых построек, действительно в Яндексе в картах можно пройтись по улицам Ивано-Франковска....
EvgenyAV
Старожил форума
18.04.2013 21:50
zak_lex, большое спасибо за эту информацию. А левее озера, в отдалении была турбаза, 2-х или 3-х этажное здание типа профилактория с длинными балконами по фасаду, в котором я жил несколько дней с женой, когда она приезжала ко мне. В другой раз жили в гостинице по той же улице (Пушкина) в сторону центра, названия которой уже не помню...
Город мне нравился. Я исходил его весь пешком во время частого патрулирования и в свободное от службы время. Позднее я рассказывал о нем родным и друзьям, но постепенно стал забывать... Надо будет пересмотреть фильм, снятый в те годы. Очень жалею, что нельзя оцифровать пленочный 8-мм фильм.
Еще раз спасибо. И всем успеха...