Мне, не кажется. В каждом народе есть и гении всех мастей и дураки. Другое дело в приоритетах, которые выбирает сама нация – вольно или невольно. Кто, тащится от своих бандитов и воров, любовно-возмущенно попёр дывая в их сторону. Другие гордятся своими инженерами.
Ассам, в условиях тогдашней пролетарской морали, выделятся – себе дороже. Сбил 20 - и будя. Не то станешь примером, выполняя самые «ответственные» и опасные задания.
Я как то на форуме танкистов просматривал списки ассов. Так немецкие многие дожили до конца войны, советские – практически все погибли.
Вот выдержка из любимого мной цитатника А.С.Яковлева:
http://readr.ru/aleksandr-yako ...
«Асы буржуазных армий по существу своему индивидуалы, работающие ради своей личной славы, и в этом отношении в какой-то мере сходны с кинозвездами. Они заносчивы, высокомерны и считают себя кастой избранных. Иное — советские асы. Несмотря на свои высокие индивидуальные качества, они не выделяют себя из массы летчиков. Атмосфера коллективности, в которой воспитывается советский человек с детства, сказывается и в поведении советского аса. Наш ас участвует не только в свободном поиске, выискивая и уничтожая сильнейших летчиков вражеской авиации, — он сражается и в групповых боях, являясь вожаком и задавая тон всем остальным летчикам.»
Ла-5 в этом смысле был политически грамотным самолётом - наибольшее количество советских мини ассов.
Конечно же это главный фактор победы.
Только И-185 появись он в 1942 г. мог спасти некоторое колличество русских жизней, только и всего.