Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Что за система ОСП?

 ↓ ВНИЗ

12

штурман Ту-16
16.01.2010 11:24
КарКарыч:

штурман Ту-16-спасибо.Толково и просто. Значит у Вас локатор хороший и штурмана неглупые.
Я читал, что граждане заходили по локатору, а ведь у них только метеолокаторы.
Есть кто соображучий ?

Локатор хороший был в 50-60е годы прошлого века. Сейчас его давно уже нет, ушёл вместе с Ту-16. Метеолокатор у граждан "Гроза", знаю стоял на Ан-24/26, Ту-154. Принцип тот же, что и у всех локаторов. Крупный масштаб есть, режим обзора земли есть. При определенных навыках в использовании вполне может пригодиться при заходе в ХМУ. Добавлю ещё что такого захода "по локатору" нет ни в одном курсе боевой подготовки у военных, у граждан наверно тоже. Это чисто инициатива толковых штурманов. Позволяет избежать грубых ошибок при заходе, довольно точно определить дальность до торца, но полностью заменить РМС конечно не в состоянии.
очень интересно
16.01.2010 12:00
\\\\ Боинг серьезно рассматривал вопрос об оснашении самолетов РСБНами, а мы их взяли, и - кирдыкнули.\\\\

Это шутка или правда????? Я так понимаю, - она же древняя! А РБСН - что за система? Ну, на пальцах возможно объяснить? :)
Dysindich
16.01.2010 12:10
"... вопрос технику КДП:

... а с каких это пор маркера "вывели" из системы ОСП? И какие функции маркера выполняют при заходе ЛА по системе ОСП??? (акромя "динь-динь" в кабине пилота!!!)..."

Маркеры никогда не выводили из системы ОСП, потому, что они НИКОГДА в нее не входили.
И пролет определяется ТОЛЬКО по устойчивому и однозначному изменению кура на 180 (проворачиванию стрелки АРК).
dyms
16.01.2010 12:11
а еще эта есть!опрс!во
Dysindich
16.01.2010 12:15
To очень интересно:
РСБН - древняя система говоришь?
VOR\DME не новее, а в точности уступает нашему РСБН (только один тип VORa может тягаться по точности с РСБН - это тип F (с буковкой могу и ошибаться, но это непринципиально)).
RR-navi
16.01.2010 12:16
Всем доброго дня.
Насчет локатора. Да на большинстве самолетов ГА стоят локаторы "Гроза". но есть ведь и ту-134, ан-12, ил-76, и прочие двойного назначения. на ту-134 и ан-12 стоит локатор РОЗ-1(радиолокатор обзора земли). Это собствено изначально навигационная РЛС, а уж потом метео.
и как навигационный он очень неплох, хоть и сложней в настройке чем "гроза". но навигацию по нему вести одно удовольствие. я начал летать уже в век GPS, и многие стали расслабляться, а порой откровенно борзеть(немало за последние 10 лет было навигационных ошибок а то и катастроф по этой причине). мне все-таки повезло с учителями, привили привычку Всегда вести двойную навигацию, и летая на ту-134, наблюдал.запоминал и записывал радиолокационные ориентиры и их расположение относительно трасс, когда-нибудь да и пригодится(и ведь пригождалось). в общем, по роз-1 вести навигацию при подготовке можно без проблем, к слову этот локатор мощней "грозы" в несколько раз. и достаточно освоив этот локатор стал пытаться строить по нему заход. разумеется заходил по другим средствам, по локатору смотрел, подбирал, запоминал.(благо по нему можно засечь н0е только курсовой угол но и быстро посчитать пеленг, и видно угол сноса). в общем пришел к выводу что по РОЗ-1 можно зайти на ту-134 при погоде где-то 120х1800, НО только на тех аэродромах вокруг которых мало построек, где полоса и перон являются самыми яркими ориентирамию. допустим в питере такое невозможно. в норильск же напротив очень даже. но в незнакомом порту я бы по локатору не полез, только там где уже проверял работу РЛС(сами понимаете, что проверял только в хорошую погоду, в плохую своих дел хватает, тут уж не до эксперемента с локатором). Но и локатор Гроза многим помог при заходе. Я думаю все "старики" кто летал на Диксон на як-40 и ан-24 вспомнят знаменитую кучу пустых бочек, так хорошо различимую в локатор, и многим ведь помогало...
про ОСП. Несмотря на древность эта система обеспечивает заход по очень неплохому минимуму. 100х1500 для ан-24, 26, 32, 12 як-40 ту-134. 120х1800 для ту-154. 200х2500 для ил-86. кстати зайти на ту-134 при 100х1500 намного проще чем на ту-154 при 120х1800(навигационное оборудование первой гораздо удобней для неточного захода, да и маневреннее она)при том что скорости у 134 километров на 10 больше.
про РСБН . в ГА применялась повсеместно, это даже я застал. возьмите в руки любую РНК конца 90-х. (представляю что было в 80-е). там полно РСБН. да и сейчас кое-где они остались.и порой очень неплохо помогают... На ВСЕХ советских ВС 2 и 3 поколених есть автомотический update НК по сигналам РСБН, как по VOR на иномарках. По всем точностным характеристикам РСБН намного точнее VOR/DME. но тяжелее, дороже и, на более примитивной элементной базе(что временами скорее плюс, чем минус). А при почти повсеместном покрытии получался своеобразный советский B-RNAV. причем весьма неплохой....
С Ув RR
RR-navi
16.01.2010 12:20
Всем доброго дня.
Насчет локатора. Да на большинстве самолетов ГА стоят локаторы "Гроза". но есть ведь и ту-134, ан-12, ил-76, и прочие двойного назначения. на ту-134 и ан-12 стоит локатор РОЗ-1(радиолокатор обзора земли). Это собствено изначально навигационная РЛС, а уж потом метео.
и как навигационный он очень неплох, хоть и сложней в настройке чем "гроза". но навигацию по нему вести одно удовольствие. я начал летать уже в век GPS, и многие стали расслабляться, а порой откровенно борзеть(немало за последние 10 лет было навигационных ошибок а то и катастроф по этой причине). мне все-таки повезло с учителями, привили привычку Всегда вести двойную навигацию, и летая на ту-134, наблюдал.запоминал и записывал радиолокационные ориентиры и их расположение относительно трасс, когда-нибудь да и пригодится(и ведь пригождалось). в общем, по роз-1 вести навигацию при подготовке можно без проблем, к слову этот локатор мощней "грозы" в несколько раз. и достаточно освоив этот локатор стал пытаться строить по нему заход. разумеется заходил по другим средствам, по локатору смотрел, подбирал, запоминал.(благо по нему можно засечь н0е только курсовой угол но и быстро посчитать пеленг, и видно угол сноса). в общем пришел к выводу что по РОЗ-1 можно зайти на ту-134 при погоде где-то 120х1800, НО только на тех аэродромах вокруг которых мало построек, где полоса и перон являются самыми яркими ориентирамию. допустим в питере такое невозможно. в норильск же напротив очень даже. но в незнакомом порту я бы по локатору не полез, только там где уже проверял работу РЛС(сами понимаете, что проверял только в хорошую погоду, в плохую своих дел хватает, тут уж не до эксперемента с локатором). Но и локатор Гроза многим помог при заходе. Я думаю все "старики" кто летал на Диксон на як-40 и ан-24 вспомнят знаменитую кучу пустых бочек, так хорошо различимую в локатор, и многим ведь помогало...
про ОСП. Несмотря на древность эта система обеспечивает заход по очень неплохому минимуму. 100х1500 для ан-24, 26, 32, 12 як-40 ту-134. 120х1800 для ту-154. 200х2500 для ил-86. кстати зайти на ту-134 при 100х1500 намного проще чем на ту-154 при 120х1800(навигационное оборудование первой гораздо удобней для неточного захода, да и маневреннее она)при том что скорости у 134 километров на 10 больше.
про РСБН . в ГА применялась повсеместно, это даже я застал. возьмите в руки любую РНК конца 90-х. (представляю что было в 80-е). там полно РСБН. да и сейчас кое-где они остались.и порой очень неплохо помогают... На ВСЕХ советских ВС 2 и 3 поколених есть автомотический update НК по сигналам РСБН, как по VOR на иномарках. По всем точностным характеристикам РСБН намного точнее VOR/DME. но тяжелее, дороже и, на более примитивной элементной базе(что временами скорее плюс, чем минус). А при почти повсеместном покрытии получался своеобразный советский B-RNAV. причем весьма неплохой....
С Ув RR
RR-navi
16.01.2010 12:32
сорри за повтор, глюк.
Михаил М
16.01.2010 13:06
заход по ОСП это азы заходов в СМУ
ASN
16.01.2010 13:06
Dysindich:
Маркеры никогда не выводили из системы ОСП, потому, что они НИКОГДА в нее не входили.
И пролет определяется ТОЛЬКО по устойчивому и однозначному изменению кура на 180 (проворачиванию стрелки АРК).

Ну, надо быть поскромнее :)
В свое время при разработке методических материалов для занятий по системам посадки и способам захода на посадку пришлось плотно позаниматься историей развития этого вопроса. Итак
Первым инструментальным заходом на посадку можно считать заход по ОПРС. Я его касаться не буду, хотя этот способ широко использовался в первые послевоенные годы, особенно в УПА.
Следующим, более современным, обеспечивающим более точный заход на посадку и явился метод ОСП. Кстати, существует несколько расшифровок этой аббревиатуры- основная, оборудование СП, Но , по всей видимости первым было - ОбЪЕДИНЕННАЯ система посадки ( имеется ввиду объединение наземной и воздушной компонент системы).Первый аналог ОСП появился примерно в 48-49 году и включал самолетное оборудование типа АРК-5, ДГМК-1 и МРП-48(Маркерный радиоприемник) и наземное оборудование - ПАР, АПР, и (внимание!)- МРМ-48(маркерный радиомаяк 48 года). Эта система позволяла точно выйти вствор полосы и определить пролет ДПРМ и БПРМ по вращению стрелки АРК, или более точно - по сигналам МРМ.
Развитием ОСП-48(условно назовем ее так) явилась ОСП-56 (56 года). на самолетах поставили новое поколение АРК, ГИК и МРП-56. На земле - ПАР-8, 9, , 10( или АПР), МРМ-56.
Вероятно В ОСП-56 (в ОСП-48 не встретил упоминания) пявилась еще одна наземная компонента - КНС (кодовый неоновый светомаяк), установленный на БПРС и выдющий позывной БПРС. Кстати, в темную безлунную ночь , да еще если знаешь куда смотреть, видно с 40-50 км. Сам проверил :)
Тогда-же появилась глиссада 2, 40 с площадкой.
Собственно , мы и пользуемся ОСП-56
устал
штурман Ту-16
16.01.2010 13:16
2RR-navi:
Всё правильно. С РОЗ-1 я летал на Ту-134УБ-Л. Простой и удобный прибор, с отличным обзором и разрешающей способностью. Полосу в него отлично видно. Разумеется только на знакомом аэродроме, где часто приходится летать.

очень интересно:

\\\\ Боинг серьезно рассматривал вопрос об оснашении самолетов РСБНами, а мы их взяли, и - кирдыкнули.\\\\

Это шутка или правда????? Я так понимаю, - она же древняя! А РБСН - что за система? Ну, на пальцах возможно объяснить? :)

РСБН (а не РБСН). Радиотехническая система ближней навигации. Состоит из наземного и самолетного оборудования. Работают они совместно. Определяется азимут от истинного меридиана точки стояния наземной станции и дальность, т.е. полярные координаты. Дальность действия зависит от высоты полета. Максимум, что видел 450-480 км. Довольно точная. Была уже ветка на эту тему, где-то год назад, может полтора. Поройся в архивах, там всё подробно расписано.
ннн
16.01.2010 13:22
для Очень интересно:

РСБН - радиосистема ближней навигации. Выдавала пилоту на приборе стрелкой (от того пункта, где этот РСБН установлен и на который, естественно, настроен приемник на самолете)азимут и в окошечке дальность. Обычная система полярных координат. Если летишь в сторону этого наземного пункта и азимут от него на твой самолет не меняется, значит, ты на линии пути, дальность при этом уменьшается. При пролете пункта дальность будет равна нулю, а азимут изменится на 180, если летишь и дальше с тем же курсом. А если повернул, то надо уже контролировать новую линию пути по новому азимуту. То есть: если от пункта проложены несколько трасс, то у каждой свой контрольный азимут, у пилота они выписаны, да их знают наизусть. Диспетчер дает борту место именно как азимут и дальность, сравнив с контрольными, можно определить уклонение.
РСБН позволяет прикинуть свое место на карте: к меридиану пункта, в котором установлен РСБН, приложить транспортир (на новых картах уже проложены азимутальные круги), отложив по нему азимут, снятый со стрелки прибора, прокладывают линию от пункта, а с помошью линейки, отложив в масштабе удаление, взятое из окошка прибора, получают на этой линии место самолета.
Обычно хороший РСБН (другое название "Михаил") брал километров за 350 с высоты 11 км.

Как мог, на пальцах.
2 Dysindich:
16.01.2010 14:26
Маркеры никогда не выводили из системы ОСП, потому, что они НИКОГДА в нее не входили.
И пролет определяется ТОЛЬКО по устойчивому и однозначному изменению кура на 180 (проворачиванию стрелки АРК).

...порадовали, а что по этому поводу сказано в ФАП РТОП ВС и АС 2007 года? Или его уже отменили??? Или Вы работаете по "другим" документам, так "в других" яснее ясного все прописано.
И еще, так никто и не ответил на вопрос:
"И какие функции маркера выполняют при заходе ЛА по системе ОСП??? (акромя "динь-динь" в кабине пилота!!!)..."

НовичОК_
16.01.2010 15:06
ASN: - снимаю шляпу!!! Немного уточню, в ОСП кроме приводов с МРМ, АРП (кстати, про него забыли), командной радиостанции входит (внимание!) светосигнальное оборудование. Вот как раз КНС в это светосигнальное оборудование и входит (входил). При минимуме и в СМУ РП частенько включал все ССО, иногда РП давал команду включить только КНС, иногда АПМ ставили "в зенит" - действенные методы, а бывало, что и все вместе.
КНС (не чета теперешним МИ) было видно - мама не горюй, даже днем, через облака - км 20-25.
Нынешний народ уже не помнит, в каком году АРП "передвинули" с ДПРМ поближе к центру аэродрома, ну это скорее связано с тем, что тут больше людей с ГА (никоим образом никого не хочу обидеть!!!).

Для "сомневающихся", что ДПРМ и БПРМ оборудованы МРМ, могу привести маленький Оргумент: Еще в инструкции летчику на МиГ-17, были фразы про - "Вход в зону действия маркерного радиомаяка дальней приводной радиостанции контролировать по миганию контрольной лампочки с надписью "Маркер" и звуковому сигналу (звонку)... ". Определите год принятия на вооружение МиГ-17, и все "сказки", про то, что ОСП НИКОГДА НЕ оборудовались МРМ - отпадут сами собой...

ASN
16.01.2010 15:27
НовичОК_:
Согласен с поправками, спасибо. Сам летал на Миг-17 и УтиМиг-15.
Насчет АРП - их два -один на ДПРС - 4 канал, позывной "Пеленг" с добавлением позыного аэродрома, второй - на РСП ( в КТА)- Прибой можно запросить у "Круга" на рабочем канале. Ну и добавлю в "жестком минимуме" ( ну сами понимаете :) ) АПМ по-дневному без рассеивателей
НовичОК_
16.01.2010 16:08
ASN: ... вот именно тот АРП, который был на ДПРМ и входит в систему ОСП.

Про АПМ - уточню... если "по дневному", то с КУПОЛЬНЫМ СТЕКЛОМ!!! Ибо, если просто снять "рассеиватель", ветром "задует" дугу, либо лампа рванет.

З.Ы. ///летал на Миг-17 и УтиМиг-15/// Низкий поклон, чуЙствуется "старая школа", часом на МиГ-17 не с училища выпускались!?!
ASN
16.01.2010 16:16
НовичОК_:
МиГ-17 - ЕВВАУЛ, 3 курс
НовичОК_
16.01.2010 16:23
ANS: наивно предполагать, НО... мы, случаем, не знакомы???
...почту подсветил...
ASN
16.01.2010 16:27
НовичОК_:
Проверьте почту
Matveich
16.01.2010 16:28
Очень важно при заходе по ОСП помнить про минусовую температуру наружного воздуха.
При низких температурах бар.высотомер занижает высоту полета.Так при -20С если Нпр ДПРМ
200м. Фактическая высота пролета ДПРМ будет 176м. На этом много было "покупок", не
дотягивали до ВПП. (Конечно миниумум нарушали)
очень интересно
16.01.2010 16:55
2ннн: Благодарю Вас!
Штурман Ан-12 БК
16.01.2010 17:44
очень интересно:

\\\Так и заходили с минимумом 100х1, 0 иногда и реально меньше...\\\\

А если серьёзно, то при какой погоде приходилось садиться? 100х1 - ну не может этого быть. :) Вы не подумайте, я не хочу Вас обидеть... просто нифига не верится. :))
15/01/2010 [18:51:01]

Для Ан-12 это был нормальный дневной минимум. А реально бывало, редко конечно, но бывало, что из облаков вываливались между торцом и ближним, или торец видели метров с 500 - 600. Ну это конечно же нарушения, и сейчас с "высоты" приобретенного опыта, крайне отрицательно к подобным "фокусам" отношусь...

Насчет БРЛС, летал и с "Грозой" на 26-х, и с "Иннициативой-4" и РБП-3 на Ан-12 - никогда ВПП в локатор не высвечивал.... (тупой наверно). Стоянки - да. Как то даже тренировались в директорном заходе на посадку по И-4. Брал 2 РЛ ориентира и выполнял прицеливание по двум вынесенным РЛО, а летчик в это время в режиме "Заход - И-4", по директорам выполнял заход на посадку. Получалось! :) Но в реальном минимуме не пробовали :))
КарКарыч
16.01.2010 19:19
штурман Ту-16 и RR-navi- спасибо. Вы профессионалы.
А насчёт РСБН полностью согласен- хорошая система, особенно когда всё работает :-). На перелётах удобно парой, отошёл от точки, говоришь ведомому: переходи на следующий, а сам на родном маяке. Ведомый перешёл, схватил потом сам и так до посадки. На 11000 хватали за 600 км устойчиво. Жаль порушили систему. Поэтому крайние годы приходиться подстраховываться GPSкой. Ибо иного оборудования на наши аэропланы не ставят :-(
Шайтан
16.01.2010 19:21
Все говорят об ОСП, забывая о главном! Важно правильное построение маневра над ПРС, чтоб по времени и учета ветра, выйти на боковое удаление для захода на посадку и определение РНС. Посадку с рубежа сходу, выполнить труднее из-за вертикальных скоростей снижения по высотам (ИА, ИБА, ША)в СМУ особенно, что бы выйти на горизонтальную площадку на Н= 200- 250м на удалении 6-8км. А вот отворотом на РУ, выходом на обр. ПК, кругом над радиостанцией, вполне нормально, дабы не снизится раньше положенного или не успеть снизиться. Для свистков, не оборудованных РСБН и САУ, вертикальные скорости составляли до 2000м- 30 м/с, до 1000м- 20м/с, до 600м- 10м/с, до 200м- 3-5м/с. Глиссада была ломанной, а не постоянной в 2гр.40сек.
ASN
16.01.2010 20:56
Шайтану:
Система ОСП изначально была рассчитана на выход на ДПРС, далее построение мапшрута захода на посадку( М. Коробочка, Б. коробочка, отворот на РУ и тд), поэтому я , собственно, не углублялся в эти вопросы. Способов захода посадку много, я брал конечный этап
штурман Ту-16
16.01.2010 21:12
Ещё про локаторы скажу. Практически любой позволял измерить угол сноса "остановом антенны", на "Грозе" даже специальный режим был - измерение угла сноса. Можно измерить превышение верхнего края грозовой облачности над высотой полёта, и принять решение, верхом обходить или стороной. Ещё одна немаловажная функция, определение места в боевом порядке. Это касается ведомых. Ведущий идёт ниже 250-300м, ведомый видит его на экране локатора в "высотном пятне", дальность до ведущего определяется с точностью до 100м. Ну и о том что с локатором производится прицеливание, пуск ракет, бомбометание, это и так ясно.
По моему мнению, это наиболее ценный инструмент в руках штурмана, если он конечно не балбес.
Господа, подскажите
16.01.2010 21:14
А визуальный заход сложнее ОСП?
Штурман Ан-12 БК
16.01.2010 21:28
2 штурман Ту-16
Еще про локаторы :) В режиме "Узкий луч" угол наклона 0 можно было определить перелетишь ты горушку при взлете-наборе или нет...
Угол сноса на локаторе - это вообще была единственная возможность его определить на Ан-26 (на предпосадочной прямой в СМУ. А самый ценный инструмент в руках штурмана, сугубо ИМХО, - НЛ-10 и ветрочет! :)))
Штурман Ан-12 БК
16.01.2010 21:34
2 Господа, подскажите:

Конечно проще! Понимание этого из разряда того: вам ночью к холодильнику пройти (водицы испить) проще включив свет, или на звук работающего компрессора? ;)
В простых метеоусловиях, если позволяла воздушная обстановка, всегда просили "визуальный заход". Правда "граждане" не всегда понимали, что это такое :)))
КарКарыч
16.01.2010 21:39
2 Шайтан
Слегка поменялось всё для *не оборудованных РСБН и САУ* (с) :до 1000-10м\с;до 600-5 м\с;с 600- 3-5 м\с и площадку отменили. Есть строгое ограничение:до ДПРМ нижн 200 не занимать.

2 Господа, подскажите:
для свистков нет ничего проще.Про корабли спрашивай у командиров кораблей.
ASN
16.01.2010 21:40
Штурман Ан-12 БК:
В простых метеоусловиях, если позволяла воздушная обстановка, всегда просили "визуальный заход". Правда "граждане" не всегда понимали, что это такое :)))

Я до сих пор не пойму, чем "визуальный заход" отличается от "захода по ПВП"?
штурман Ту-16
16.01.2010 22:01
Штурман Ан-12 БК:

2 штурман Ту-16
Еще про локаторы :) В режиме "Узкий луч" угол наклона 0 можно было определить перелетишь ты горушку при взлете-наборе или нет...
Угол сноса на локаторе - это вообще была единственная возможность его определить на Ан-26 (на предпосадочной прямой в СМУ. А самый ценный инструмент в руках штурмана, сугубо ИМХО, - НЛ-10 и ветрочет! :)))

Ну, я ж имел ввиду самое ценное, что установлено на самолете, а НЛ и ветрочет это само-собой. Плюс к ним ещё хотя бы один глаз (смотреть на приборы), по паре пальцев на каждой руке (крутить рукоятки на прицеле), одна нога (тангенту нажимать), ну и мозгов немного, чтобы управлять глазом, четырьмя пальцами и ногой. Больше штурману и не надо ничего!))))))
Шайтан
16.01.2010 22:09
КарКарыч:

2 Шайтан
Слегка поменялось всё для *не оборудованных РСБН и САУ* (с) :до 1000-10м\с;до 600-5 м\с))))))))
Для тогдашних Су-7, Су-9, идущих по глиссаде с V= 450к/ч, такой режим не подходил бы (не успеешь снизиться, приходилось бы увеличивать вертикальную для нормальной глиссады, когда цифра высоты, составляет половину цифры дальности. А от себя ручку совать, ой порой как бывает опасно...
leha-lp
17.01.2010 00:06
А если серьёзно, то при какой погоде приходилось садиться? 100х1 - ну не может этого быть. :) Вы не подумайте, я не хочу Вас обидеть... просто нифига не верится. :))

Зря не верите, в ВВС на многих аэродромах до сих пор так и есть.
ХАЛАС
17.01.2010 07:17
2 ASN
Я до сих пор не пойму, чем "визуальный заход" отличается от "захода по ПВП"?

Не переживай , многие долетав до 60 лет не понимают чем отличаются ПВП от ОПВП .
КарКарыч
17.01.2010 10:30
2 Шайтан:
Я же говорю-поменялось.
Шайтан
17.01.2010 12:00
КарКарыч:

2 Шайтан:
Я же говорю-поменялось.((((
Согласен! Слежу немного.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru