На этом рисунке приведен гармонический анализатор Marder-Ott
http://s018.radikal.ru/i506/12 ...
Его в конце 30х начале 40х годов рекомендовалось использовать для определения тангенциальных сил от рабочих газов в цилиндрах двигателя, при его расчете. Затем определялись суммарные силы от газов и инерции движущихся масс в КШМ двигателя. Далее определялись:
опорные реакции коленвала;
крутильные колебания системы коленвала.
Производилось уравновешивание сил инерции, производился расчет демпфера колебаний, прочностные расчеты и тд и тп.
Все это приведено для того, чтобы хоть в небольшой степени дать понятие, что скрывается за термином «разработка двигателя». Разработка и доводка авиатехники — это огромные затраты человеческого труда. Большинство представляет сколько труда и времени требуется ну скажем выкопать яму для туалета типа сортир. Но сколько человеко-часов необходимо для того, чтобы без ошибок на логарифмической линейке определить момент инерции шатуна имеют представления немногие.
Также весьма немногие имеют понятие, что реально стоит за фразой «устранение высокой температуры в кабине Ла-5». Мое мнение - это очень непросто. И если, что-то не делалось, то просто потому, что не было возможности для реализации.
Разницу почувствовали... Правда, если посмотреть на масштабы сражений на Восточном фронте и в Англии, и представленные временные рамки, то картина предстает несколько в другом свете.
А к этому можно добавить ещё ВВС союзников Германии на Восточном фронте!
Там в сумме в 1941 г. накрылись примерно 5 тыс. машин стран "Оси".
Т.е. фактически была потеряна в полном составе группировка авиации, принявшая участие во вторжении.