В армии моим непосредственным командиром был старый авиационный техник – ещё со времён войны. Из-за независимого характера (у нас же в стране обожают невежественных пополизов) выше звания капитана не поднялся. Он работал на наших истребителях, главным образом яковлевских, и на американских Р-40. Много мне рассказывал и о тех, и о других. Вспоминал, когда их переводили с американских машин на наши, то техники, не стесняясь, проклинали отечественную матчасть, с которой "теперь нормально не поспишь".
Наши самолёты требовали постоянного внимания и усилий для поддержания в исправном и боеготовом состоянии. Американские Р-40 отличались исключительной надёжностью, если соблюдать не очень сложный регламент по технической эксплуатации, а главное – заправлять установленными инструкцией и кондиционными ГСМ. Тогда сносу нет. Особенно хорошим было приборное оборудование. На наших приборы требовали частой тарировки, ибо быстро начинали "врать", а то и вовсе ломались. У "американцев" работали "как часы".
Что касается двигателей с воздушным охлаждением. Как я уже говорил ранее, американский небронированный "Тандерболт" по живучести вряд ли уступал нашему хвалёному Илу-2, а по остальным тактико-техническим показателям намного превосходил советское "бронированное чудо". Хотя наши шаромыжники от авиации всё время объявляют Ил-2 необыкновенно живучим. Интересно, как и по каким методикам сравнивают? Уверен, ни по каким… Так, болтают… Но у них (почему-то?!) не требуют никаких доказательств в подтверждение, как будто никаких доказательств этому и быть не должно.
Это хорошо прослеживается на примере самой известной авиаконструкторской книги в СССР – "Цель жизни" А.С.Яковлева. Как только Яковлев ни фиглярствует, как только ни подтасовывает технические данные и даже даты. А всё для того, чтобы создать у читателя впечатление о своих самолётах как о выдающемся достижении мировой авиационной мысли. Мол, я не хуже, например, Мессершмитта, а то и лучше его… Куда там иностранным авиаконструкторам, они же не вооружены самой передовой в мире общественно-политической наукой – марксизмом-ленинизмом – вкупе с заботой своих партий и правительств. Этот лейтмотив и намеренная "размытость" событий постоянно присутствуют в книге.