Плазмоид 518
Вообще-то ваши заявления во многом правильны, но сильно напоминают принцип "Чтоб я был такой мудрый сейчас, как моя жена будет потом".
То, что ЦК КПСС прежде всего интересовал идеологический аспект, не вызывает никаких сомнений. Да, это были "понты", но только здесь.
В техническом аспекте была сделана честная и колоссальная работа. Уж там-то понтов не было. Цель была поставлена, задача была выполнена. Да, как всегда, дольше, чем предполагали и с корректировкой характеристик, но сделали летающую машину. Еще бы лет пять и довели бы надежность, ничего принципиального там не было.
Я думаю, вы знаете мнение в отрасли, что работа над Ту-144 дала сильнейший толчок как авиационной науке, так и технологии. Этот проект имел примерно такое же значение, как освоение в производстве Ли-2 и Ту-4. Это переход от технологий 50-х годов к технологиям 70-х, от Ан-12 к Ил-86. Да, затраты были большие и не окупились на Ту-144. Но если рассматривать их как инвестиции в авиационную отрасль - эффект был положительный и существенный.
Насчет экономики СПС. В конце 60-х начале - 70-х господствовало мнение, что СПС будет прибыльным. В СССР полагали, что большого риска в запуске этого проэкта нет, тем более и европейцы, и американцы начали работать по теме. В одной из многочисленных веток о Ту-144 были приведены плакаты с техсовета по экономичности самолета. Все там было серьезно, понимали, что прибыли особой не будет, но к небольшой дотационности в Советском Союзе было не привыкать. Конечно, можно оспаривать точность тогдашних экономических методик, но утверждать, что это были "понты" - нельзя. Не знаю, помните ли вы обстановку в стране в начале 70-х годов, но цены на авиабилеты неуклонно снижались, идея была в будущем уравнять цены на самолете и в купейном вагоне ж.д., что почти и было достигнуто. Никто не ожидал цен на Ту-144 в 10 раз больше, чем на дозвуковых самолетах.
Аэрофлот поддерживал проект в момент запуска. Это потом, когда машина была уже в железе, Аэрофлот понял, что это ж не Ил-14, тут нужна культура обслуживания, которой не было, что это будет головная боль для них, и стал по мере воможности саботировать доводку самолета.
Вы явно мыслите ложными категориями. если вообще даёте себе труд думать...
Не надо всё прямолинейно списывать на политику, хотя престиж страны не последнее дело, тем более в условия противостояния двух систем.
Причин для создания СПС поболе было чем чисто политические амбиции. Я уже приводил именно вам http://www.airwar.ru/enc/bombe ... /видно вы её не удосужились просмотреть , коль стоите на своём/ конкретную ссылку только на одну из разработок очень вероятного тогда противника. Это сейчас в военно политической области модны ассиметричные ответы на вызовы. Тогда, до конца 60-х, при неоднозначьной ситуации с МБР Королва и Янгеля, вопросы с сверхзвуковыми самолётами носителями большой дальности рассматривались всерьёз. Рассматривались с оглядкой на подобные разработки на западе. И, если вы конечно знаете, в Союзе, как правило, работать над темами подобного уровня вменяли не одному КБ. Эта работа была выполнена в том объёме, какой был на тот момент необходим. Считайте на здоровие Ту 144 пассажирским самолётом, можете даже сравнивать его с Конкордом, / там точно акцент именно на престиж, "показуху"- по вашему определению, сыграл главную роль в создании и доводке до ума/, но Ту 144 по сути был экспериментальный самолёт, и эту свою задачу он выполнил с успехом.
P/S Если бы Туполеву на один час лётных испытаний его машин давали c казны по 6000000 $ USA /по курсу 1964 г./где бы был ваш Конкорд? И в Штатах, где есть "пассажиры способные платить реальную цену" что-то мы СПС не наблюдаем по сию пору. Экономике оборонка по определению не нужна, одна обуза- обшее место. Так что по логике ваших вселенских суждений, вам в пору заявлять лозунги, как Мише Горбачёву, но сперва послушайте что про него народ говорит.