Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

23 ВА в конце 80-х

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1234567891011

sergejtisin
26.06.2009 23:25
ИНТЕРЕСНА ИНФОРМАЦИЯ ПО АВАРИЯМ
UUWW
29.06.2009 15:09
sergejtisin:

ИНТЕРЕСНА ИНФОРМАЦИЯ ПО АВАРИЯМ

26/06/2009 [23:25:00]

Вот все, что имею.
В период моей службы в 104 иап с 1972 по 1974 годы предпосылок (по современной терминологии - инцидентов) было немало. Причины тому объективные и субъективные. Но это отдельная тема для таких гарнизонов, как Маниту.
При мне в 246 иад произошла только одна катастрофа самолета Миг-21пфм в 126 иап в июле 1974 года.
104 и 126 иап готовились к стрельбам на наземном полигоне. В КБП-ФИА-Миг-21 была небольшая программка подготовки к таким стрельбам, включавшая отработку техники пилотирования на малых и предельно малых высотах.
При выполнении такого полета в зону летчик старший лейтенант (капитан - тут я малость запамятовал) Бояренок потерял контроль за высотой при входе в полупереворот.
Видимо поняв ошибку, летчик начал интенсивно гасить вертикальную скорость, убрав РУД до ПМГ и энергично взяв ручку, при этом не убирая крен, чем довел самолет до сваливания.
На самолете было установлено кресло КМ-1. Летчик катапультировался, кресло отделилось, парашют раскрылся, но для наполнения купола времени не хватило. Летчик головой ударился о землю и скончался на месте.
Комиссию по расследованию возглавлял заместитель командующего 23 ВА генерал-лейтенант Корочкин.
Так как данный самолет был доработан САРППом была проанализирована полетная информация не только данного полета, но и предшествующих.
Установлено, что при выполнении предыдущих самостоятельных полетов по данному упражнению после провозных и контрольных летчик весь комплекс не выполнял, а только "накручивал" правые и левые развороты, чем обеспечивал время нахождения в зоне, что и подтверждалось РСП, в зоне ответственности которого находилась пилотажная зона.
Расследование этого авиационного происшесвия, imho, примечательно не тем, что пилот допустил ошибку в технике пилотирования. Пожалуй, впервые в ВВС "хватанулись" за такую по тем временам экзотику, как объективный контроль.
По-моему, впервые поняли, что при внимательном и грамотном прочтении эти двенадцать линий на пленке САРПП могут рассказать очень многое о динамике полета и работе авиационной техники, в том числе и о действиях летчика.
Скажу прямо, что командиры тех времен эти пленки читать не умели и смотрели на них с одной стороны с суеверным трепетом, а с другой - с пренебрежением.
Тогда "большие" командиры с негодованием говорили, что такое важное дело, как объективный контроль, нельзя отдавать на откуп техникам по АО, которые в большинстве частей и были начальниками этих групп. Здесь нужны не только знания, как работает САРПП. Этим должны заниматься лица летного состава. А кто еще там мог быть, если звание по этой должности было - старший лейтенант. Хуже того, далеко не все начальники групп объективного контроля в то время понимали меру ответственности и сами перекладывали все на солдат, которые только проявляли эти пленки. "Большие" командиры не понимали, что нельзя "наскоком" заниматься объективным контролем. На этом надо было "набить глаз и руку".
После 1974 года я отошел от боевой авиации. Не знаю, изменилось ли что-нибудь сейчас на этом направлении.
Известна еще одна катастрофа самолета Миг-21бис в 104 иап, когда самолет майора Клюева, начальника разведки, при выполнении пилотажа над точкой столкнулся с орлом. Птица пробили лобовое стекло фонаря со всеми вытекающими последствиями. Но это произошло после моего отъезда и известно мне только понаслышке.
kochewnik28
29.06.2009 17:42
В том же 104 ИАП в 1988 году на с-те МиГ-21БИС, при похожих обстоятельствах , погиб ст. л-т Маликов.В 126 ИАП в том же году (могу ошибаться) на с-те МиГ-23М, при полете ночью на перехват потерял пространственную ориентировку и столкнулся с землей ст. л-т Сорокин. По обрывкам пленки ФКП удалось установить что пилот находился в крене близким к 90*, считая что находится в горизонте.
sergejtisin
29.06.2009 17:46
побольше бы историй, а то со временем все утеряеться, а интерестных случаев и курьезов думаю было не мало, если есть чем поделиться пишите....
sergejtisin
29.06.2009 22:55
??????
kochewnik28
08.07.2009 17:54
Эта трагедия произошла весной 84 или 85 года (я еще там не служил и по этому знаю о ней по рассказам участников , да по материалам расследования, которые читал в 87г., поэтому сразу извиняюсь за возможные неточности)
Шли плановые полёты на практические пуски УР по мишеням Ла-17 в 120 иап на полигоне "Телемба".После неудачного наведения одного из истребителей на цель, разгневанный представитель вышестоящего штаба , топая ногами и брыжжа слюной, выгнал ОБУ со своего рабочего места и посадил другого, хотя процесс наведения второго перехватчика уже шёл.В это время мишень сделала доворот и не сразу вникнувший в экранную обстановку новый ОБУ стал наводить перехватчик не на мишень, а на вышедший из неудачной атаки истребитель.Перехватчик получив команду:"Цель ваша, работу разрешаю"произвел захват и пуск ракеты Р-24Р Команда прозревшего ОБУ о запрете пуска запоздала (сработали в стык).Пилот атакованного самолета услышав радиообмен и увидев вспышку стартующей УР (атака получилась в ППС), попытался переворотом уйти из под удара, но наш принцип "Бей своих что-бы чужие боялись", распространяется не только на одушевленные предметы.Раненый пилот катапультировался , но приземлившись в глубокий снег в лесу истек кровью и погиб до появления поисковиков.Ситуацию можно было бы спасти отключи пилот перехватчика излучение РП-23 (УР стала -бы НУР), но время было скоротечно , а умная мысля...Фамилию одного из пилотов помню-РЕДЬКО , но ХУ ИЗ ХУ .....
kochewnik28
08.07.2009 20:01
Вторая история, очевидцем которой я был, из разряда скорее курьезов, по сравнению с первой.
Весна 1989г.Аэр. Маниту.На аэродроме не души, только дежурная смена.Взлетает почтовик Ан-12 Читинского полка.Вдруг самолет начинает резко тормозить с дымом из под колес, но останавливается в пределах полосы, хотя и в самом конце.Когда я подъехал к самолёту , то увидел разорванные пневматики, поврежденную лопасть винта и две или три пробоины в фюзеляже (куски дисков и резина попали под винт)КВС объяснил что при взлете что-то , лежащее на полосе , пробило колесо и он применил аварийное торможение.Прочесали полосу, ничего не нашли, но на всякий искрашили батон на весь ОБАТО и в частности на аэр.роту.Тему закрыли, Сам. отремонтировали и он через пару недель упархал в свою вечно солнечную Читу.Прошло пару лет и мне довелось сидеть за столом с одним из знакомых мне экипажей этого полка.Вспоминали то да сё и я напомнил про этот случай, уж много в нем мне ещё тогда показалось странным, а именно; не успел с-т остановиться как из него, без стремянки выпрыгнул какой то человек и проделал что то похожее на ритуальный танец попуаса вокруг самолёта.Рассмеявшись мужики мне раскрыли глаза, дело прошлое. Никакого постороннего предмета на полосе не было(зря батон перевели)Просто экипаж перед вылетом забыл снять заглушки с ПВД и в процессе разбега КВС увидел что стрелка указателя скорости стоит на нуле.А танец вокруг самолета это попытка(не без успешная) спрятать концы в воду, сняв эти злосчастные чехлы...
sergejtisin
09.07.2009 23:53
&
sergejtisin
10.07.2009 13:35
&
kochewnik28
11.07.2009 22:03
Ну и что сии кренделя изображают????
kochewnik28
14.07.2009 18:48
Мужики!забайкальцы!"полейте" веточку, жаль будет если засохнет.
Яковлевич
14.07.2009 21:56
Не засохнет! Тут sergejtisin обозначил тему, за которую не совсем хочется браться - аварии, ну и вслед за ними катастрофы, надо понимать... Думаю, что без этого никак не обойтись, если хотим быть объективными в истории 23 КВА. Но, видимо рановато еще, не решаюсь пока, не дозрел, тяжело это... Может пока еще о жизнеутверждающем?
Яковлевич
15.07.2009 13:20
Вот небольшая ссылка по летчику 2 гв.апиб (в то время отдельный) Юрии Козловском. Это современный Маресьев!!! http://www.redstar.ru/2009/03/ ...
kochewnik28
17.07.2009 23:06
Мужики!Кто достоверно может рассказать эту трагикомичную историю как в Степи м-р Мальбе с напарником бросили исправную спарку Миг-23УБ? Я её знаю только по рассказам, материалов расследования не читал, посему не решаюсь писать.
UUWW
23.07.2009 23:32
Яковлевич:

Вот небольшая ссылка по летчику 2 гв.апиб ...


Да, что и говорить: 2 гв.апиб - знаменитый полк! Помнится, на каждой постановке задачи, что ни доведение информации о происшествиях, то обязательно звучал 2 гв.апиб, Джида.
И одно происшествие чуднЕе другого, не в обиду им это будет сказано ...
Ключ
31.07.2009 14:29
Всем Здравствуйте !
Некоторое время вынужден был поотсутствовать. Яковлевич, спасибо за ответ про Черёмушки. Но !
Мы не должны сдаваться:
1. Цитата: " В 1986 году на базе 16-й дивизии ПВО был сформирован 50 отдельный корпус ПВО. Штаб корпуса находился в Атамановке (в/ч 07172). Корпус был большой! Особенно когда придали Ангарск, Братск и Усть-Илимск. Под комкором была отдельная эскадрилия транспортной авиации и вертолеты." Где-то, эта эскадрилья должна была базироваться. Только вот где ?
2. По неуточнённым данным, управление 16-й дивизии распологалось либо в г. Улан-Удэ, либо а Атамановке. Следовательно, и до 1986 года данную дивизию должно было обеспечивать какое-то транспортное аваиционное подразделение, т.к., большинство её частей размещалось в Монголии. В Улан-Удэ(кажется, в Мухино)стояла отбвэ, но, она, вроде бы, обеспечивала какой-то спецназ. Может, кто-нибудь знает, что-нибудь про эту эскадрилью ?
3. Непосредственно, на станции Чойрэн, размещались вертолётчики, очевидно, отряд.(Найдено на сайте "Братство ЗабВО"). Значит, были вертолётчики. Какие ?
4. На 1984 год, на БАМе была единственная овэ. На Ми – 8 катали Дин Рида. Она могла относиться к ВВ МВД. Но было упоминание, что замены шли по линии ВВС.
5. На аэродроме Тикси базировалась 24 отаэ - 37 ВА ВГК СН, штаб арктической Группы. Командующий ЗабВО, генерал Постников, в своей книге упоминает: "в районе Тикси стояли арктический авиационный отряд стратегического назначения, ряд частей специального назначения." Был ли там ещё какой-то авиационный отряд или 24 отаэ административно входила в состав ЗабВО ?
6. Судя по рассказам в интернете, в Налайхе должно было располагаться транспортное подразделение на Ан-14"Пчёлка". Есть ли, какие-нибудь данные по этому вопросу ?
Пока всё.
kochewnik28-у.
По поводу спарки тоже знаю из рассказов, но информация, кажется, верная. Мальбе был в задней кабине. После полёта в зону, не предупредив переднюю кабину, сделал выход из зоны переворотом. Или в этот момент они шли в облаках или манёвр осуществлялся в облако, но первой кабине показалось, что самолёт перешёл в режим неуправляемго падения и она покинула своё рабочее место. За это, Мальбе сняли с лётной и перевели руководить полётами. Жаль, конечно: спарок Миг-23уб до хрена было, потерю одной и не заметили бы, а опытный лётчик - на земле.
Товарищи, не пассивьте, вспоминайте НАШУ Историю. Скоро, её может и не быть !
Всем забайкалским людям - кремням гигантский привет.
KAW.
31.07.2009 16:43
Для Ключ
24-я ОТАЭ была частью центрального подчинения и в состав ЗаюВО не входила.
UUWW
31.07.2009 16:51
2Ключ:

...
6. Судя по рассказам в интернете, в Налайхе должно было располагаться транспортное подразделение на Ан-14"Пчёлка".
...



Про транспортное подразделение в Налайхе не слышал, но в 1972-74 годах одна "Пчёлка" в Чойрене в 246 иад точно была. Летал на ней замполит дивизии. Фамилию его уже не помню.
Прочнист
01.08.2009 05:45

UUWW:

Про транспортное подразделение в Налайхе не слышал, но в 1972-74 годах одна "Пчёлка" в Чойрене в 246 иад точно была.



В 1983 г. эта Пчелка еще летала.
Прочнист
01.08.2009 05:51

Ключ:
3. Непосредственно, на станции Чойрэн, размещались вертолётчики, очевидно, отряд.(Найдено на сайте "Братство ЗабВО"). Значит, были вертолётчики. Какие ?


Ох уж эта неуловимая вертолетная оаэ из Чойрена!
Мне уже начинает казаться, что это одна из легенд ЗабВО. Вся информация о ней - из вторых рук. Пойду искать сайт...
Яковлевич
06.08.2009 13:28
По Ан-14-ым, имею мнение, дело обстояло так. Они по одной единице имелись на середину 70-х - начало 80-х в обеих дивизиях на территории МНР, 36 осап (Черемушки), 21 апиб (Джида, видимо по причине отдаленности гарнизона). Во 2-ом гв.апиб(Джида) "Пчелки" не было, хватало одной у соседей. Использовались они, в основном, для доставки руксостава на военные советы в Читу, Домну. В звене управления 30-й адиб было два Ан-2 и 2 Ми-8. Прочнист, а она действительно как фата моргана, эта вертолетная оаэ!
KAW.
06.08.2009 13:46
Для Яковлевич:
В 21-й БАП был Ил-14. В 87-м был списан и заменён Ан-2
KAV
06.08.2009 18:33
Кое-что из истории одной из частей 23-ей ВА - Краснознаменного Севастопольского ордена Кутузова III степени авиационного полка истребителей-бомбардировщиков можно посмотреть тут:

http://forums.airbase.ru/2005/ ...
KAV
06.08.2009 18:40
Вот бли-ин, номер то пропустил - 43-ий апиб это, Чойбалсан, Монголия.
Сергей Р.
07.08.2009 00:39
Ан-14 в Чойре не было - зуб даю!
В дивизии было звено Ан-2 (3 машины). А Ан-14 прилетал неоднократно из Налайхи. Дело в том, что отец летал бортмехаником на Ан-2 в Чойре 76-82 гг., так что информация моя из первых рук!
UUWW
07.08.2009 23:49
2Сергей Р.:

Ан-14 в Чойре не было - зуб даю!
В дивизии было звено Ан-2 (3 машины). А Ан-14 прилетал неоднократно из Налайхи. Дело в том, что отец летал бортмехаником на Ан-2 в Чойре 76-82 гг., так что информация моя из первых рук!

А, пожалуй, Вы правы. Я вспомнил. Своей "Пчелки" в 246 иад действительно не было.
В сентябре 1972 года из штаба 23 ВА я прибыл в распоряжение командира 246 иад, приказом которого был направлен в 104 иап для прохождения службы. Так вот, из Чойра в Маниту я перелетал пассажиром на Ан-14. На левой "чашке" сидел замполит нашей 246 иад (он летал на этом типе), а на правой - его коллега из Налайхи. Видимо, они куда-то совместно летели и меня взяли с собой до Маниту.
Вот то, что помню, как наш замполит предложил мне лететь вместе с ним в Маниту несколько и сбило меня с толку.
Это был мой единственный перелет пассажиром на "Пчелке". Потом между Маниту и Чойром я перелетал только на Ан-2.
Сергей Р.
08.08.2009 00:41
UUWW! Добавлю к вашему сообщению (поправлять как-то "не по-чину"...): возможно на левой чашке и сидел замполит, но в "Пчеле" там обычно сидел бортмеханик, на Ан-14 штурвал один - справа. Так что пассажиров в тот раз было, естественно, двое: вы и штатный бортмеханик этой "Пчелы". Если мне не изменяет память, бортовые номера на налайхинской "Пчеле" были синего цвета.
UUWW
08.08.2009 08:36
2Сергей Р.:

UUWW! Добавлю к вашему сообщению (поправлять как-то "не по-чину"...): возможно на левой чашке и сидел замполит, но в "Пчеле" там обычно сидел бортмеханик, на Ан-14 штурвал один - справа. Так что пассажиров в тот раз было, естественно, двое: вы и штатный бортмеханик этой "Пчелы". Если мне не изменяет память, бортовые номера на налайхинской "Пчеле" были синего цвета.

Ну, уж такие подробности я и не помню, тем более, что летел я на "Пчелке" единственный раз в жизни, а потом эти аппараты видел только издалека.
Яковлевич
15.08.2009 12:31
Коллеги, а кто знает о судьбе бывшего командира 2-го гв.апиб п-ка Афанасьева, перегнавшего свой полк в Джиду и положившего начало его забайкальской жизни?
седой
15.08.2009 21:42
126 иап - последнюю пару перегнали в "степь" 24 апреля 90 г. ... расформирование полка на базе "борзи" 90 - 91 г... вертолётной эскадрилии непосредственно в Чойрене не было(была вертолётная площадка), эскадрилия базировалась километров тридцать южнее... в 89 - 90 г. они работали на "тридцатке" по обеспечению парашютных прыжков и несли дежурство по ПСС - за что им моя искренняя признательность... Юра Сорокин разбился 5 января 86 г. ночью, при выполнении перехвата на малой высоте - погнался за "помехой от земли"... никаких "кренов 90" не припомню - видел все материалы по ОК... удар на снижении - с "отпечатком" крыльев и т.д. ... Ан - 14 в звене управления 246 иад тоже не числилось(по крайней мере с 84 по 90)...
Здоровья и благополучия всем "забайкальцам"!!!
Прочнист
15.08.2009 21:51
седой,

Ответьте, пожалуйста, в каком году появилась вертолетная эскадрилья в Чойре? Что вы понимаете под словом "Чойрен" и "тридцатка"? Это гарнизон на станции 18-й разъезд и аэродром 126 иап?

А Ан-14 в Чойрене в 1981 - 1983 г. летал регулярно, но чей он был - не знаю... Никогда он не парковался на ЦЗ - только в районе ПАРМа, где и Ан-2.
седой
15.08.2009 23:07
для ПРОЧСТА - видимо не внятно объяснил? аэродром ЧОЙР(18 разъезд- место базирования 126 иап) условное название "тридцатка"...ЧОЙРЕН - населённый пункт монгольский(и конечно куча танкистов и пехоты)=)))...
вертолётчики - южнее.... название н/п могу соврать - что то типа СУМБЕР
(последний дежуривший у нас экипаж смеялся, что они передают свой гарнизон монголам под санаторий - НЕ ЗНАЛИ ЧТО В САНАТОРИИ ЖИВЁМ=)))",
они обеспечивали ПСС 126 полка в 89 - 90 г. - все приходившие на дежурство экипажы после афгана...
В 126 я служил с 84 по "шлагбаум" - на расформирование пошёл с нач.ПДС-ПСС полка...
в линейке упоминалось о показательных воздушных боях над аэродромом - было такое дело с приходом начдивом полковника Соколова, работало смешанное звено: пара с Маниту - пара с Чойра(нач.огня и дыма с нач пдс....с обоих полков).
При первоначальной отработке "показательных танцулек"- разок покрутились с Соколовым(мужик крепкий и энергичный - на себе проверял, как задуманное из кабины смотрится... да воздадутся ему долгие годы жизни при безнадёжно крепком здоровье!) В дальнейшем работали по этой "программе" над КП сухопутчиков на различных учениях...
поскольку "должность обязывала"- состав бортов в звене управления знал, не было в нём "пчёлки"- а то бы не применул применить малышку для проверки плотности воздуха под куплом парашюта =)))
Прочнист
15.08.2009 23:26
седой,

Спасибо большое, с местоположенией этой загадочной вертолетной эскадрильи определились - Сумбер!

Тут сходится. Теперь два главных вопроса:

1. эскадрилья там базировалась постоянно или периодически?

2. В каком году эта эскадрилья там появилась? По моим впечатлениям - это должно было быть не позднее 1980 г.


Ну, и несколько второстепенных вопросов:

3. Были ли вы в этом Сумбере и видели ли вы там вертолеты?
4. Если нет, откуда вы знали о их присутствии?
5. Какой был тип вертолетов?
6. В состав какого соединения входила эта эскадрилья?
Прочнист
15.08.2009 23:35
седой,

Вот же ж я идиот, не скумекал сразу, что вы в 1984 г. в полк прибыли. Про должность не спрашиваю, примерно понятно. Но в какой эскадрилье служили?

Я служил в полку в ИАС - в ТЭЧ, а уходил в 1993 г. с техника самолета в 1-й эскадрилье.
седой
15.08.2009 23:36
извините - не помощник, хоть и был в звене управления полка - но "штабным" не стал... непосредственно на площадке у вертушек не был, но судя по времени подлёта - место указал правильно... пришли ребята с афгана в 89(хотя за точьность инфы поручиться не могу - поскольку говорил только о дежуривших экипажах, а не о подразделении) вывели их в начале 90... наш полк долётывал при ПССовском обеспечении с Налайха.
Прочнист
15.08.2009 23:37
Что-то я разволновался.

Уходил я, конечно, в 1983 году.
седой
15.08.2009 23:39
волнение надеюсь приятное - с праздником Вас!!!
Сергей Р.
15.08.2009 23:59
Из Википедии:
"Гоби-Сумбэрский аймак (монг. Говь-Сумбэр аймаг) — аймак в Монголии.
Гоби-Сумбэрский аймак был образован в 1994 году из части территории Восточно-Гобийского аймака. Площадь аймака составляет 5 542 км². Численность населения — 13 315 человек (на 2008 год). Плотность населения — 2, 40 чел./км². Административный центр — город Чойр. Гоби-Сумбэрский аймак подразделяется на 3 сомона.
Через территорию Гоби-Сумбэрского аймака и его центр Чойр проходит линия Трансмонгольской железной дороги, связывающая в этом направлении столицу страны Улан-Батор с Китаем."

Так что всё верно, уважаемый Седой: было название "Сумбэр". Вот только в Гугле я его так и не нашёл. Но за то в районе Даланджагалана (возможно по другому звучит, не уверен), километрах в 100 южнее "тридцадки" по "чугунке", расположен аэродром очень похожий по очертаниям на Чойренский! Там что-то было, или так и оставили для верблюжьих скачек не освоив?
седой
16.08.2009 00:28
видимо речь идёт об аэолдроме Сайшанда - никто не базировался на постоянной основе, использовался в качестве аэродрома рассредоточения... было несколько скромненьких и неприметных полос для "подскока", плюс - под самый "занавес" сдали более чем оборудованный аэродром с ангарами в каждом из которых поместится отряд Су 24 и полосой - трёшкой!!!... сам там не был, ребята наши "сдаточную посадку" делали... название утонуло в склерозе=)))
Сергей Р.
16.08.2009 00:41
Вот то и обидно, что Сайншадинский аэродром тоже присутствует в Гугле! Примерно 220 км от Чойра. И все три аэродрома (Чойр-Даланджагалан-Сайншанд), как по линеечке - на одной линии расположены.
Сколько же денег в степи пооставляли, блин!
Впрочем, потерявши голову (Союз), о волосах не плачут...
Прочнист
16.08.2009 00:42
седой, спасибо!

Я вас правильно понял, что вертолетчики появились в Сумбэре где-то в районе 1989 года?

СергейР,

Сумбер (Sumber)- это почти Чойр (Choir), по Гуглу - северо-западная окраина Чойра. Находишь Чойр на мелкой карте и делаешь зум, пока не появится Сумбер.
kochewnik28
16.08.2009 15:08
Ключ
У меня немного другая информация по Мальбе.Они шли по большому маршруту, Мальбе задремал в задней кабине и напарник решил его разбудить, крутнул бочку или еще что- то там выкинул.Тот с просонья схватил ручку и несогласованными действиями загнали спарку в штопор.Один выпустил ТП, а другой, не зная об этом , двинул РУД вперед и увидев что обороты растут, а скорость нет(ТП за жопу держит)решил что что-то с движком и прыгнул, другой следом.
Но по-моему Мальбе вначале 90-х летал
седой
17.08.2009 00:57
kochewnik28:... к чему досужие разговоры о ни о чём?
Какова скорость обрыва тормозного парашюта?
Какая минимальная высота - необходимая для вывода из штопора или сваливания?...
Чисто для общей информации - покидание "спарки" осуществляется автоматически обоими пилотами при приведении в дествие системы катапультирования из любой кабины.
Расположение аэродромов "по линеечке" вполне объяснимо - завязано на "широкую сеть транспортных магистралей"; кроме бетона, железа и пушечного мяса, необходимо и море керосина - чтоб всё это функционировало... "Далнджагалан" - упомянутый Сергеем Р.., полоса "подскока" - 1600 на 40, рулёжка и один капонир... падали туда эскадрилией на учениях - потом сутки выбирались: после взлёта каждой пары приходилось ходить "цепью" и очищать бетон от вывернутых швов... природа матушка быстро "разбирается" с бесхозными творениями
UUWW
23.08.2009 17:18
Кстати. Сайншанд был славен тем, что по всей Монголии срок замены был 5 лет, а в Сайншанде (в быту произносили с ударением на последний слог - "в СайншандЕ")- 3 года.
Сам я этого события, конечно, не видел, но разговоры ходили упорные.
А связано это с тем, что в начале семидесятых годов туда зачем-то летал А.Н.Косыгин. Помните, наверное, такого Председателя Совета Министров СССР.
Так вот. Его Ил-18 посадили в Сайншанде. А было это где-то в конце весны - начале лета, когда по Монголии гуляют пылевые вихри.
Открыли дверь и Алексей Николаевич спустился по трапу. В этот момент через то место, где он стоял прошел пылевой вихрь, который сорвал с него шляпу и растрепал пальто.
Ну, конечно, сопровождающие все быстро на нем исправили. Но в этот момент - второй вихрь.
Алексей Николаевич спросил: "И сколько же в этих местах служат?" "Пять лет.", последовал четкий ответ. Алексей Николаевич сказал: "Три года и не дня больше".
Кадровики поняли так, что в Сайншанде - три года, а в остальной Монголии - так и остается пять.
Вот так приблизительно оно было.
седой
24.08.2009 00:32
UUWW:
оттого верно и базировался там только штурмовой батальон... ребятки безбашенные и как ломик упёртые. Командир не знал никаких скидок на погоду!
Перебросили меня в Сайн Шанд отсидеть "недельку" дежурным по приёму выпуску. Комната дежурного на первом этаже КДП, в метре перед окном - зелёный борт радиостанции на базе ЗИЛка.
Утро, открываю глаза и ..."когда успели перекрасить машину!" - борт грязно жёлтого цвета!!! Сознание плавно дополняет картину воем ветра за окном, тут только понимаю что это так называемый песок - плотность такова что на расстоянии в метр невозможно разглядеть борт машины!!!
Поднимаюсь на КДП - указатель ветра "примёрз" к цифре 30, периодически подпрыгивая к 35!
Песочные валы волнамии уносятся в Гоби...
Из очередной "волны" супротив ветра клином выбегает штурмовой батальон с командиром впреди и полной выкладкой за плечами... в плане БП - марш бросок... до сих пор не представляю как - но они "ушли против ветра"...
После обеда ветерок притих до 20 метров и поменял направление на 180 ... пустыня Гоби выдохнула Байкалу свой ответ... ребятки вполне бодренько неслись всё тем же клином к своим родным казармам и опять против ветра =)))
Нечего было по совковски делить и урывать на "монгольском пляже" - занимались боевой подготовкой, как оно и должно быть...
Аэродром Сайшанда - призабавнейшее место для практической работы... единственный привод "прибран" на территорию автопарка в полукилометре от оси ВПП примерно по её центру, из средств контроля за воздушным движением - одна радиостанция... полный комплект для нашего командира полка чтоб "не замёрзнуть" принимая по тревоге перебазирующийся полк в метеоусловиях: низ 600 с провисаниями, верх - 9000 с колокольнями и боковым ветром по ограничению!!! Кто в курсе и способен сложить картинку воедино - поймёт: условия - "хуже боевых"... приплюсуйте, что команду на вывод полка из под удара командующий ВА дал с борта своего Ан 26 стоящего в вираже над Чойром в 5.15 воскресного утра... с бетона три эскадры снялись за 12 минут (парами с ближайшего "порога" к эскадрильским зонам), от взлёта первых до ухода командира с замполитом на спарке ... и не сильно "растянулись" на маршруте, так что никакого "хорошего"(то есть заранее подготовленного ) экспромта не было и в помине.Не знаю, существует ли компьютер, способный развести на посадку в слоистом пироге облаков "пришедших толпой цыган" по одному радиообмену ...БАТЯ смог!!!
Из ЧП на этом "выводе из под удара" - сход замполита 2 АЭ в конце пробега с полосы из-за сильного "боковика"... но вовремя выключенный двигатель и убранные закрылки уберегли машину от повреждений.
Сама ВПП в Сайшанде - как спина двугорбого верблюда... на взлёте отрываешься от бетона на первом горбе, как с борта авианосца сигаешь.Проваливаешься потом на "подушку" и если убрать шасси , то фальшкиль сотрётся по самое "не могу"...
Скучковались под вечер в Сайшанде всей 246 иад, с утречка - работа по контрольным целям.
Первыми на "сцену" выплыла пара "бисов" со 104 иап ... рубанули форсажи, подняли нос, подпрыгнули на первом горбыле... и тут же убрали шасси - начав покачиваться на форсажной струе упёртой в бетон ... повезло мужикам - выцарапались... но точно могу сказать - вся дивизия не дышала секунд десять ... такой вот аэродромчик!
Если перебирать "причуды" всех монгольских ВПП - то...
наверно и "три года" - не так уж и мало на этом футбольном поле, где от ворот до ворот за месяц не пробежишь!
UUWW
24.08.2009 08:36
2седой:

Сам я в Сайншанду не выбирался не разу. Чего не видел, того не видел. Кроме Маниту (база) - только Налайха, Чойбалсан, Улан-Батор.
А вот метео и все, что с этим связано описано верно. Подтверждаю. Эти "тридцать в лоб" хорошо помню. Да еще при минус тридцать с песочком почти без снега.
SSV
24.08.2009 21:44
Я в СайншандЕ отслужил срочную на аэродроме, 83-85.
Так точно, дежурный по приёму-выпуску постоянно находился на территории части.
Мы (срочники и офицеры) называли его дежурным летчиком.
В казарме была для него выделена отдельная комната.

Вот только небольшие расхождения с моим периодом службы.
В годы моей службы руководитель полетов (дежурный лётчик) располагался в выдвижном СКП на базе ЗиЛ-131, который на буксире АПА выгонял к стоянке и рулёжке, сам он не заводился.
И еще радиостанцию 831-ю выгоняли к полосе. Тоже на ЗиЛе.

Сам КДП был недостроен. Вернее, здание само стояло, но в нем ничего не было.
Ближний привод находился в штабе. Это чуть юго-восточнее полосы.
И лишь перед дембелем в него перевели и СКП и узел связи со штаба, вместе с ближним приводом. Это был дембельский аккорд.

ДПРМ При мне он распологался ориентировочно в 3, 5 км от ВПП по ее оси
Вот здесь я отмечал его на карте
http://wikimapia.org/#lat=44.9 ...


седой
25.08.2009 00:10
для SSV...
горбачёвщина второй половины 80 - х. многое подмела и обжала... правда КДП на вашем аэродроме всё же достроили.
При плановой работе по учениям в 86 - 89 гг. обеспечивающий нас РТБ развёртывал свои ПРМГ и П -40(броню)... в местной аэродромной команде живыми оставались пара машин - так что ОБАТОвцам приходилось и КПМку с метлой свою Ан - 12 привозить и многое другое тоже... К слову сказать - огромное спасибо нашим "труженникам тыла"! Монголия - не то место, где снимают репортажи об образцово показательных сборах тыловиков, а 80 г. - не тот период времени, когда на должном уровне прорабатывалась и выпускалась техника для мобильного обеспечения боевых подразделений.
Но хоть и заваливало ветром палатку со всем содержимым размещённой в ней столовой, и спали в повалку зимой в эскадрильском подземном КП только благодаря тепловой машине с химзащиты, и в зимней степи собирали части разбившихся самолётов по принципу : вывести цепь людей - чтоб по ветру шли , а не против ... везде эти чудотворцы умудрялись создать тот минимум, при котором можно жить как то и работать, а не только выживать... да и гарнизон Чойрен - несмотря на все проблемы снабжения... ой как многие гарнизоны на территории Союза могли бы только позавидовать тому уровню жизнеспособности всего этого сложного организма созданного и поддерживаемого трудом людским!
Отклонился чуток от темы. Из памяти стёрлось - что за подразделение базировалось на самом аэродроме Сайн Шанд, но летом 87 г. срочно собирали с ВПП особо крупный булыжник перед приёмом звена Миг 23 всем имеющимся личным составом, включая "дежурного лётчика" - десятка человек не набралось... видимо поэтому и небыло уже ДПРМ в 3.5 км по оси ВПП, спасибо - хоть что то пищало в эфир из этого района, да и РСБНка своя не успевала глюкнуть из за малости расстояния... такой вот расклад
седой
25.08.2009 01:05
UUWW...
в Чойболсане бывал только "почтовым" Ан-12 ... что он из себя представлял во второй половине 80 рассказать не могу - пол часа на аэродроме пока разгрузка загрузка...
В Маниту - в 90 г., после вывода 104 иап... монголы "обжили" гарнизон: первые этажи - загоны для скота, вторые - хранилище для сена( наши построили им завод по брекетированию соломы) в третьих этажах - юрты ( РЕАЛЬНО!) Всё деревянное в гарнизоне было выдрано и сожжено, котельные , водокачки и коммуникации уничтожены - это конечно не по скерпулёзному расследованию , а по мимолётному взгляду.
В Налайхе - благодаря "азартному" РП, при перебазировании полка - ст. лт. Авдашкевич В. разул 23-й... не удержался на бетоне, сошёл на грунт и перевернулся на грот, остался жив, самолёту навели "марафет" и передали в Иркутское АВВАУТу по моему... не самые радостные воспоминания.
Улан Батор - проездом "из отпуска в отпуск"... да пару раз - когда в профилакторий отправляли.
О погодных "радостях" - уходим парой в "степь" - на сопровождение БСРов, на улице минус 20, одеты соответственно...через неделю возвращаемся на базу, проходим парой над гарнизоном, на стадионе женщины себе маленький пляж устроили - плюс 25!!! Практически не было понятия весна - осень, как АЗСом тепло "включили - выключили".
седой
25.08.2009 01:30
для SSV:
посмотрел лётную книжку - действительно какое то подразделение на аэродроме в Сайншанде базировалось... в 86 работали с этой площадки звеном и по готовности "1" висели на местном АПА ... видимо не помню про часть - потому что будучи "дежурным лётчиком" размещался уже на КДП(была комната на первом этаже) и было не до экскурсий по округе =)))
Всего Вам хорошего в жизни - люди, чьими трудами обеспечивалась боевая работа на границе пустыни Гоби!
1234567891011




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru