Противник... да разве что в воображении, тем более что на тот момент отношения были очень дружескими. Китай, например, угроза как минимум не меньшая, а продают туда все, что под руку подвернется.
Причем F-35B даже и на рынке не конкурент, потому что к моменту продажи проект Як-141 уже закрыли. Ситуация, опять же, сильно отличается от продажи тех же Су в Китай.
Ну и естественно, что Як-141 хоть и оказал влияние на проект X-32, это влияние ни в коем случае не было определяющим для развития проекта JSF в целом. Собственно, до сих пор пока непонятно, была ли яковлевская документация использована для чего то большего, чем Power Model двигательной установки. RR утверждает, что делал сопло заново, но проверить это на данный момент сложно.
Скорее всего влияние выражается в том, что американцы сэкономили некоторое количество времени и средств при разработке X-35, хотя бы на самом начальном этапе. Что касается средств, то они скорее всего окупили приобретение технологии, а насчет времени трудно вообще сказать что-то определенное. От нескольких месяцев до полугода, наверное... Не исключено также, что полученные от яковлевцев материалы позволили LM подойти к финалу конкурса несколько более подготовленными, чем Boeing, и в конечном итоге выиграть его.
Но на самом деле может быть и наоборот, ставка сначала на яковлевские наработки, а потом передача разработки сопла RR, только усложнила и затянула дело.
Мнения на этот счет есть разные, и все они достаточно субъективны.
Отсюда вывод:-если-бы "вертикалки" решали большие, масштабные задачи, уверен у нас были бы самые лучшие.
Как минимум "не имеющие аналогов"