(переношу из "красноярской" ветки)
2 Алекс.:
"...что пространственные иллюзии - редчайшее явление в жизни пилота".
Вот по этому "редчайшему явлению" ежегодно происхдят катастрофы.
Только последние 2008 г. Пермь.
2009г.: Баффало, Норильск:Ми-171.
Вот когда илюзии появятся у Вас ночью в облаках при уходе на второй круг с отказавшим АП, думаю заговорите по-другому. Поздно бы не было.
Муа-ха-ха. Я всю свою недолгую летную жизнь пролетал с "отказавшим АП" на "древнем, как говно мамонта" Ан-26 (обе цитаты - Ваши). Ибо АП на этом чУдном серебристом лайнере включают самое раннее в наборе высоты, тысячах на полутора, а выключают перед снижением с эшелона. И весь полет тщательно контролируют, чтоб не увел куда ненароком.
Вам тут уже намекнули, что летчики ГА в Вашу ветку не почти не пишут. Это потому, что на ЛА с многочленным экипажем пространственные иллюзии крайне редки. Вы на таком не летали и понять этого не можете. Чисто психологически. Ибо для "ресета" головного мозга при возникновении "глюка" достаточно перебросить взгляд внутрь кабины, на правака, если смотрел до этого "в ночь" и наоборот, "глянуть в окно", если смотрел в кабину. После этого вцепиться глазами в АГД до полной утраты пространственной иллюзии. Это на уроках авиационной медицины в училище еще объясняли. С ростом опыта эти иллюзии приходят все реже и реже. Днем возникают крайне редко и только в СМУ на эшелоне в установившемся ГП. Иллюзии - привилегия ночи, СМУ. В Игаркинской катастрофе вероятность возникновения пространственной иллюзии у кэпа с 12000 (ЕМНИП) часами налета, из них львиная доля на этом типе, на этапе "в районе дальнего" составляет миллионные доли. Невзирая на ночь. У обоих пилотов одновременно - равна нулю.
И не примешивайте к своим теориям пермскую катастрофу. Это гвоздь от другой стены. Они просто упустили контроль как за скоростью, так и за пространственным положением самолета, увлекшись настройкой ФМС, а когда взглянули на АГ, там уже были дикие углы крена и тангажа. Тут и сработали рефлексы с советской техники и ребята, правильно оценив положение самолета рванули "на спинномозговых рефлексах" штурвалы в другую сторону. Точнее, КВС рванул, а правак пытался исправить, но не успел.
Вообще в Вашей теории есть здравое зерно. Оно состоит в том, что процент катастроф в истребительной авиации из-за потери пространственной ориентировки составляет не 1%, как раньше думали а ... 2 или 3% или даже (бъет шапкой оземь с криком "гулять так гулять") 5%. Но не надо механически переносить свой штурманский опыт из задней кабины истребителя на летчиков ГА, вертолетчиков, пилотов ЛА с многочленным экипажем и т.п. Вы напоминаете дальтоника, поучающего нормальнозрячего как правильно таблицы в книжке у доктора заучивать. И не верящего, что цвета можно просто видеть.
Я читал переводную статью в ЗВО американских авиамедиков о пространственных иллюзиях в полете. Так вот там речь шла именно об истребителях, пилотах-одиночках. Ибо у летчиков на толстых больших самолетах иллюзии НЕ ВОЗНИКАЮТ (точнее, бывают, но крайне редко и легко снимаются). Постараюсь найти и выложить сюда.
Ни в коей мере не хочу дискутировать. Пролетав на МиГ-29 более 15 лет, вряд ли буду в чем-то переубежден. Тем более в отличиях отображения обобщенной индикации с КПП и НПП на ИЛС.Они касаются высоты, скорости и курса в основном. Просто внимательно прочитайте цитату " с креном 70-80 градусов взгляд с КПП направил на ИЛС. А там силуэт самолетика относительно линии естественного горизонта был с креном соответственно160-170 градусов, почти перевернутый полет" Коллега пишет о том, что он свел воедино две системы - СИЛУЭТ САМОЛЕТА НА ИЛС и линию ЕСТЕСТВЕННОГО горизонта, видимую им сквозь позрачное стекло ИЛС. Я и спросил - ОТКАЗ БЫЛ? не было линии электронного горизонта на ИЛС? Сложно представить предпосылки к тому, что летчик сравнивает электронный самолет и естественный горизонт, тем более на предельном по тяге вираже.Там ведь крен вообще не фиксирован - его изменением регулируется нулевая вертикальная скорость ( в идеале))). Если б в облаках или ночью - то естественного горизонта бы не было. Поэтому и непонятно распределение внимание, приведшее к подобной иллюзии. Но как уже сказл - нет смысла дискутироовать. Тем более, что лично я обоими руками за привычную для меня индикацию, несмотря на то, что теперь использую иную.