Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Комфорт салонов ВС во времена СССР?

 ↓ ВНИЗ

гы-гы
28.12.2008 21:05
Интересует шаг кресел в салонах Ту, Ил, Ан.
Комфортно было или тесно?

Я, увы, не помню. Мальчишкой тогда еще был.
Было по разному
28.12.2008 21:27
как и сейчас
Не как сейчас!
28.12.2008 23:20

1-й секретарь Обкома(по нынешним меркам Губернатор), летал в первом салоне, на 1-м ряду, вместе с помощником и др.бабками-пенсионерками.В тесноте-да не в обиде:-))
Из привелегий, был ещё трап, к первой двери, если на Ту154.

Нынешние Губернаторы(бывшие 1-е секретари) летают сейчас на бизнесс-джетах.
За мысль об "отделении от народа", "лицо России №3" и грузин Сталин, постави бы их к стенке и правильно!



Ту-114
29.12.2008 00:33
Первые Ту-104 были рассчитаны на 50 мест с блоками 2+2. Так летали недолго, в компоновке на 70 мест в переднем салоне стояли кресла 2+2, во 2-м салоне - 2+3. Шаг был нормальный и где-то до 10 ряда лететь было очень хорошо. Затем в переднем салоне появился еще 1 ряд блоки 2+3, стало 85. Эти машины летали в ДВУ до конца. А в остальных управлениях кухня перешла в нос, как на Ту-104Б, салонов стало 3, мест 100. Последним "улучшением" Ту-104А стало удаление заднего гардероба и установка по правому борту 2-х блоков из 3 и 2-х кресел. Стало 105. И все бы ничего, но шум в этой зоне был запредельный.
Ту-104Б изначально были на 100 мест с приемлемым шагом. "Улучшение" пришло в виде установки в хвостовой части на месте гардеробов по правому борту блоков 3-3-2 и по левому борту 2. Стало 110 мест. Апофеоз - доп.ряд и 115 мест в машинах Ленинградского управления. Если оставались "родные" туполевские кресла, то было крайне тесно. Там, где поставили стандартные, было чуть чуть полегче. Т.е. Ту-104 летали в компоновках на 85, 100, 105, 110 и 115 мест в одно время.
Ил-18 имел основную исходную компоновку на 89 мест с нормальным шагом для продолжительных перелетов. Потом в Ил-18В убрали гардеробы, 2-й салон продвинулся вперед на 2 ряда влоскости винтов, стало 100 мест, шаг уменьшился и при "родных" ильюшинских креслах летать во 2-м салоне стало совсем плохо из-за жуткой тесноты. В 1-м и 3-м салонах и при теперешних стандартных креслах было вполне нормально.
В Ту-114 проблем не было: там был нормальный шаг и очень широкий проход.
Ан-24 были на 44 места с полным простором и на 50 мест с жуткой теснотой. Детские места отменили, все машины сделали на 48 мест, но особого простора как не было, так и нет.
Ил-62 сразу поразили небывалой тишиной и заметной теснотой. все машины были на 168 мест. Потом "улучшили", стало 174.
Ту-154 - аналогично. В первых машинах было 152 места, но теснота поразила в 1-м же рейсе на 85034. При введении в дальнейшем 164 мест просторней не стало.
В Ту-134 было очень тесно, в Ту-134А стало немного свободней.
Ту-124 - толком не помню: летал и летал, тесноты особой не помню, а салон - как в Ту-134.
На Ан-10 не летал, но изначально в машине было 84 места. Потом стало 100, 110 и 112. Последние варианты были на 126 и 132 места.
Во всех машинах 1-го поколения (Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10) были гардеробы для верхней одежды пассажиров, которые летом просто пустовали (тащить в салон авоськи и тюки было не принято). Потом на всех машинах кроме Ту-114 гардеробы ликвидировали для установки кресел, верхнюю одежду начали запихивать на полки. А на машинах 2-го поколения гардеробы вначале были символические, а потом просто пропали. Только на Ил-62 в хвосте остался пустой отсек между туалетами и гермошпангоутом. Там вообще по компоновке пустота для доступа к хвостовой опоре, которую в случае отказа гидравлики бортпроводники должны были выпихивать вручную.
Был ещё в 60-х вариант Ил-18В на 110 мест. Все было, как в обычном Ил-18В на 89 мест с гардеробами, но в 1-м и 2-м салонах стояли узкие кресла 3+3. Такие машины были в Московском и Латвийском управлениях. Естественно, эти машины, рассчитанные на короткие рейсы (в Сочи, например), по факту попадали на тот же Норильск, и пассажиры взвыли, начали жаловаться. 110 убрали, переделали все машины на 100 мест. А Ил-18Д и Е сразу шли в компоновке на 100 мест. Ильюшинцы предлагали вариант на 122 места с рассадкой 3+3, но реально так не летали.
Бизнес-класса не было, летали и не роптали, т.к. билеты было трудно купить на все рейсы и всегда. Ту-104 в тот же Симферополь уходили с интервалом 30-40 мин., было до 22 рейсов в сутки, а билетов не было. Шум, вибрации, теснота и не обсуждались, т.к. считалось, что так и должно быть. Питание полагалось только при продолжительности рейса 3 часа и более. Не кормили на Ан-24, Як-40 и Як-42, только газировка. Как, чем и на каких рейсах кормить решали в Москве в МГА. Доходило до маразма: в рейсе Иркутск-Хабаровск объявляли, что кормить не будут, т.к. в Куйбышеве нет посуды... Потом выяснялось, что рейс выполняет Приволжское управление, Куйбышев-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск, а в Куйбышеве цех бортпитания на ремонте и в самолет не загрузили контейнеры с посудой. Т.е. для получения питания для пассажиров в промежуточном аэропорту самолет должен был привезти на обмен свою посуду и поменять самарские тарелки на иркутские. Вот и летели 10 часов без еды.
Но вообще все было вполне романтично и не столь обыдено и однообразно, как сейчас. После Ил-18 полет в 1-м салоне Ту-104 казался сказкой, а уж в Ту-134 и Ил-62 вообще была тишина. Для избранных персон в самолетах оставляли места в самых комфортных зонах (на винтах - в хвосте, на реактивных - впереди), а если возникали нестыковки, то для депутатов освобождали эти места, пересаживая законных пассажиров куда подальше. Хотя я сам усаживал родителей в Ту-114 на лучшие места, ссылаясь на якобы двойные билеты. Было, грешен: раньше места проставляли в билетах и права выбора не было, радовались тому, что дают.
Ту-114
29.12.2008 01:14
Вот, заболтался и забыл про ещё один момент: индивидуальная внтиляция в машинах 1-го поколения была только на Ил-18. На Ту-104, Ту-114 и первых Ту-124 над головой были сетчатые полки и вентиляция только общая. В Ту-104 всегда дуло у бортов из воздуховодов на потолке над проходом, на Ту-114 было то жарко, то холодно. В Ил-18 в этом плане было комфортно. Бедой всех этих самолетов была работа вентиляции на высоте выше 300 м. Если на посадке - куда ни шло, то до взлета и набора высоты 300 м время уходило разное, особенно на Ту-114 и на любом самолете при вылете из того же Домодедово. Пассажиры задыхались, летом железная бочка фюзеляжа накалялась, из-за чего те же Ту-114 сняли с рейсов в Ташкент и Алма-Ату, т.к. были обмороки у пассажиров.
Индивидуальное освещение на Ту-104 и Ту-114 было в спинках впередистоящих кресел (откидывалась крышка и загоралась лампочка). Только я ни разу не встречал это освещение в рабочем состоянии. А на Ил-18 и это было в привычном ныне виде.
Хотя справедливости ради надо отметить, что в Ил-14 были вентиляторы в прямоугольных окнах, которые просто подавали воздух извне.
И вообще самолеты были всегда ухоженными, даже самые старые. Если рейс выполнялся с посадками (а их сплошь и рядом было от 1 до 5), то в каждом промежуточном аэропорту сразу после выхода пассажиров в салоны заходили уборщицы и все приводили в порядок. Причем, если поначалу никто ничего не забирал и никогда ничего не пропадало, то позже что-то начало пропадать. Доходило до смешного: зная о повсеместном дефиците продуктов, я летел у Иркутск с кусками всякой снеди. И уже по прибытии на Байкал обнаружил, что на стоянке в Омске из моей сумки "ушли" куски всякой корейки, за которой я героически отстоял в известных всем очередях, но купил. А у них в то время дозволялось купить 1 курицу в месяц на человека по талону, так что мне оставалось радоваться, что я кого-то осчастливил своими кусками. В те же времена сразу после посадки самолета работники разных служб аэропортов (немосковских) сбегались в кухню и выгребали все, что оставалось (куры, мясо, колбаса, яйца, сыр, карамель, газировка, фрукты). А кормили с годами все хуже и хуже. В 80-х, особенно в конце, это ухудшение стало особенно заметным, т.к. в стране было крайне плохо с продуктами. В первые годы в Ту-104 даже бульон подавали. Но это было небезопасно, бульон убрали, а горячее мясное блюдо было нормой. Потом на ряде рейсов питание убрали (на Ил-18 в рейсах Хабаровск-Петропавловск кормили всегда, а в 1983 уже перестали), в рейсах Хабаровск-Москва всегда кормили 2 раза, а в 1980 стали кормить 1 раз. Питание вообще стало символическим, когда даже чай продавали в начале 90-х по талонам. Зато сейчас кормят горячим даже на Ан-24 и Як-40.
Кузьмич
29.12.2008 01:50
Прекрасный очерк!
VT
29.12.2008 03:25
Ту-114,

Очередное "спасибо"! Такое же большое, как обычно :)

Когда я последний раз летал на Ил-18 (Внуково-Пулково, конец 80-х), то индивидуальные вентиляторы были расположены продольно вдоль кромки полки, со стороны стенки. То есть пассажиру у прохода мало тянуться было далековато... Это стандарт или какая-то переделка (самолет был с почтовым или грузовым отсеком в задней половине среднего салона).

Кстати, сами вентиляторы были то ли из фарфора, то ли из очень плотного пластика.

И ещё про Ил-18 -- читал, что третий салон иногда был оборудован под первый класс, Кресла с подножками, большой шаг. Иногда вспоминают про диван...

И, может быть, Вы знаете, когда у "Аэрофлота" появился первый и бизнес-клас на международных линиях?


P.S. А Вы не планируете книгу написать? Я уже спрашивал, но не нашёл ту ветку. Книгу я бы купил... Или, может быть, у Вас есть сайт или блог на эту тему?
Вопросец
29.12.2008 12:28
В СССР конструкция кресел менялась?(для каждого типа или стандарт)и в международных?
Ту-114
29.12.2008 14:26
Всем спасибо за внимание к моей писанине и, ради Бога, извините за допущенные в ночи опечатки!
Уважаемый VT! Мне приятны Ваши отзывы, но, повторяюсь, это - всего лишь 20-минутный порыв, предполагающий, что такие воспоминания кому-то могут быть сейчас интересными. А так я весьма загружен основной работой, постоянно есть о чём думать и чему учиться на благо нашей любимой авиации, чтобы хоть что-то сделать в рамках своих возможностей (разговоров и планов много, а переход в практическую плоскость - ...). Так что если будут вопросы по темам, в рамках которых я о чём-то могу поведать - с удовольствием, это неплохая разрядка для содержимого черепной коробки.
На всех Ил-18 вентиляторы были расположены на борту. Видимо, сэкономили на трубопроводах под раздачу воздуха из полочных блоков или просто ещё не доросли. Но давление было вполне выразительным и всем хватало, включая сидящих у прохода. Диффузоры вентиляторов были литыми пластмассовыми и на всех машинах всё было одинаково. А дотянуться - так и не думали про это, думали, что так и надо, т.к. только на поздних Ту-124 появилась привычная сейчас расстановка вентиляторов на полках, т.е. где-то в 1964-65 г.г. Так и этих машин было мало и летали они только по Европе, везде царили Ту-104, Ил-18 и Ан-10 (что такое штук 50 мелких Ту-124 на фоне 800 вездесущих 100-местных).
3-й салон в Ил-18 был самым комфортным, там можно было лететь хоть 9 часов, т.к. шаг там был исходный, 3 ряда, и 4-й ни при каких условиях не помещался. Вначале там было 14 мест, потом стало 15. Для пассажиров 3-го салона был свой отдельный туалет в хвосте по правому борту, по левому, напротив туалета, был свой гардероб и тогда, когда гардеробы в переднем весибюле практически исчезли. От кухни салон отделяла не шторка, а двойная складная дверь. На части шереметьевских машин в 3-м салоне был 1-й класс, 8 больших кресел с подножками в 2 ряда 2+2.
Прорабатывался вариант с продолжением 3-го салона до гермошпангоута, на 1 машине 75888 был сделан такой салон с 5 окнами на каждом борту. Если мне память не изменяет, то там предполагалось установить еще 8 кресел. Видимо, эта затея не состоялась в связи с размещением в этой зоне ВСУ. Хотя деталей я просто не знаю, а 75888 видел и окошечки героически пересчитал :). Потом из фюзеляжа этой машины сделали бочку с колёсами, которую возили на внешней подвеске на Ми-26.
Диван был только на Ил-18А и Ил-18Б. Машины эти, как Вы знаете, были с 2-мя салонами. Передняя дверь вела сразу в 1-й салон, для которого на левом борту был отдельный туалет. Гардероб и кухня располагались в центральной части, задняя дверь была сдвинута к хвосту, тулеты были в самом хвосте слева и справа. В заднем вестибюле напротив двери по правому борту и стоял диван для 3-х чел. При этом поначалу на Ил-18А там был иллюминатор. Затем этот иллюминатор зашили и вестибюль стал похож на подвал с тусклым освещением. Основное назначение этого дивана - спасать бортпроводников от немыслимого шума и вибраций в кухне, которая находилась в самой шумной зоне. При работе в кухне все клетки тела вибрировали, уши закладывало. Поэтому после раздачи питания б/п сидели в хвосте и по очереди кто-то дежурил в кухне, т.к. вся сигнализация на вызов из экипажа и салонов находилась там. В рейсы на "двухсалонки" б/п шли, как на войну. А ставили их на те же рейсы, что и 3-салонные машины, в которых была очень уютная и комфортная кухня с окном (на 2-салонных кухня была только с искусственным освещением, без окна). Обычно после кормления пассажиров б/п готовили себе еду (термошкафы и 3-4 свободных часа позволяли это делать и как-то фантазировать, поскольку бесконечные куры надоедали, я за 2 лета работы бортпроводником наелся кур на 3 года вперёд). Вытаскивали контейнеры с подносами, рассаживались и спокойно предавались трапезе. С этой точки зрения Ил-18 был очень приятным самолетом, светлым, уютным. СКВ работала хорошо и самолет был почти как дом родной, особенно если учесть, что б/п в ДМД в Ил-18 проводили в среднем 50-60 часов в месяц.
Деление мест на классы в советские времена по сути отсутствовало. Только на международных рейсах в Ту-104А 1-й салон в 70-местной штатной компоновке (5 рядов 2+2) считали 1-м классом и 8 мест в 3-м салоне Ил-18. В Ту-104Б, Ту-114 и Ту-124 была типовая компоновка на 100, 170-200 и 44-56 мест. В Ту-114 на международных рейсах просто уменьшали загрузку до 60-120 чел. и всем было хорошо и так. В части Ил-62 опять же только на международных рейсах был 1-й класс с 12-ю "дубовыми" креслами 2+2, потом то же самое появилось на части Ту-154. Я имел удовольствие лететь на Ил-62 86652 (еще без "М") в этом 1-м классе и восторга не испытал. Где-то в 70-х появилось понятие "бизнес-класс", как нечто промежуточное между экономом и 1-м классом. А какая-то законченность у этих веяний в мировой практике сформировалась уже в 80-х. В любом случае, Аэрофлот в этом плане пионером не был и бизнес-класс появился в начале 90-х или чуть раньше, но уже в "эпоху перемен". А как сейчас - Вы и сами знаете. У пассажиров советского Аэрофлота на внутренних рейсах выбора НИКОГДА не было. Эпизодические рейсы в 80-х в Сочи, Минводы, Симферополь на Ту-154 и Ил-62 в Хабаровск (всего максимум 4 парных рейса в сутки на всю страну)погоды не делали. Да и продавали эти места, как СВ на железной дороге, т.е. не пойдёшь и не купишь просто так, все по письмам, бумажкам и понятно, для кого. В это же время в самолетах стали плохо кормить, пассажиры, привыкшие в 60-70-х к нормальному питанию на борту, возмущались. Я сам, голодая в рейсе на Качатку, размышлял: если я купил билет за 178 руб., то неужели я пожалел бы ещё пятерку за то, чтобы меня просто накормили? А покормили чисто символически для 9-часового рейса и 1 раз, а рядом сидел дядька с роскошными бутербродами. Я чуть не совершил преступление, наблюдая, как аппетитно он жуёт. После этого долго не летал без запаса провизии. Но беда-то была всё в том же дефиците продуктов. Для меня апофеоз этого процесса - рейс на обшарпанном 85007 за 3 месяца до его списания в продавленном до пола кресле и голимым "ужином" в 1991 г. Потом все как-то поползло вверх. А уж когда в 1994 г. в 2-часовом рейсе на Ил-62 накормили до отвала, я решил, что жизнь налаживается...


Cherny
29.12.2008 16:10
В 1971 помню летел на Ту-104 МСК-Омск-Иркутск, кресла были видимо старой конструкции, ещё туполевские, раскладывались - сидение чуть-чуть вперёд уезжало и спинка опускалась на довольно большой угол, спать удобнее, больше таких не видел. Столик был на спинке впередистоящего кресла в кармане, ставился на подлокотники. Сидел за крылом, почти над соплом двигателя, шум был вполне терпим, в Ил-18 куда хуже.
Андрей
29.12.2008 17:16
От себя добавлю, что в Ил-62М (насчет простого 62 не скажу), первые 10 рядов второго салона очень даже прилично по шагу. Далее шаг сокращается, при дальних перелетах тесновато.
Ту-114
29.12.2008 17:34
У "родных" кресел Ту-104 был один недостаток, который проявился при уплотнении рядов: при откидывании подушка шла вперёд, т.к. ограничителем и опорой для спинки была горизонтальная металлическая полоса сзади. В результате подушка "съедала" зазор между рядами и откинуться стало проблемой. Столики в "родных" креслах Ту-104, Ту-114, Ил-18 были съёмными, примерно, как сейчас в первых рядах Ил-86 и Ил-96. Потом на большей части машин кресла поставили стандартные, известные ныне всем.
В Ил-62 и Ил-62М компоновки были абсолютно одинаковые. Причем, интерьер с ящиками был только на Ил-62М последних серий (видимо, сномерами на 865..). Все были на 168 мест и впереди реально шаг был побольше во 2-м салоне, а в 1-м было вообще хорошо. Хуже стало, когда в 1-м салоне добавили 1 ряд и стало 174 места в экономе. И эти машины летали на Камчатку и по чартерам. Все прелести тишины в салоне стали привычными, восторги от замены Ил-18 на Ил-62 прошли, а теснота стала доставать. Прекрасно помню первый рейс на Камчатку на 86607 на 9Е в 1978 г., когда эти машины только начали летать: сам себе завидовал, настолько тихо, свободно и вообще комфортно долетел. Особенно после предыдущего рейса на Ил-18 с посадками в Красноярске и Магадане, когда из-за погоды летели 2 суток в грохочущем 75721.
Яковлевич
29.12.2008 17:35
Всем привет!
Юрий-НСКа
29.12.2008 17:53
Ту-114 спасибо большое! очень интересно было почитать, память у Вас однако)
VT
29.12.2008 20:32
Ту-114,

Опять спасибо :)

Единственный раз летал на Ил-62 и он меня удивил очень большим шагом во втором салоне. Если верить расписниям "Аэрофлота", компоновка Ил-62 для ЦУМВС была такая же, как и на Ту-154. Хотя в отдельных экземплярахв бизнес-классе четыре ряда вместо трех. Но эконом начинается с 11 и заканчивается 27-м. В Ту-154 -- 11-28, но за счет двухместных блоков в конце салона число мест такое же. Так что шаг неизбежно должен быть больше.

Описанная конструкция кресла со сдвигом подушки встречается и сеодня. Например, аналогичные кресла стояли в экономе А310, которые "Аэрофлотле "Дельты"/"Пан Ам". Позволяет уменьшить влияние откидываемой спинки на пространство для сидящих сзади.

Бизнес-класс в принципе считается изобретением 1979 года -- автором была QANTAS, которая предложила расширенныйчасть услуг первого класса. SAS и вроде бы British Midland предложили то же самое в Европе в 1080-81. Korean назвала это Premium Economy... А на внутреннх линиях в экс-СССР бизнес-класс стал фактически заменой первого, насколько я помню.

Салон Ил-62 с закрывающимися полками был сделан по мотивам Ил-86 и даже назывался в "Технической эстетике" как-то типа "в стиле широкофюзеляжного самолета". Не знаю, что там еще поменяли -- видимо, стенные панели как минимум.

Или, может быть, еще и кресла поменяли на стандартные?




Вопросец,

То что видел я -- одинаковые (как минимум часть из них делали вроде бы в Чехословакии?) на Ту-154, Ил-62 и Ту-134. На Ил-18 в конце восьмидесятых они же.

Специальные с встроенным вентилятором на Ил-86, такие же плюс встроенная подсветка (очень неудобная) -- на Ил-96.

Свои на Як-42, причем два варианта -- для коротких линий с невысокими фиксированными спинками (на таком я летал во Львов), и для дальних, откидывающиеся.

У Ан-24 фирменная особенность -- спинка откидывается не кнопкой, а подлокотником -- его надо потянуть вверх. Столиков никаких, конечно, нет.

На Як-40 я видел только варианты 2+2, но на 1+2 вроде бы кресла другие -- с более высокими спинками и откидными столиками.


В первом классе Ту-154 у классических кресел характерная конструкция -- довольно узкие спинки и ящик между креслами с встроенными подлокотниками, для каждого кресла свой. И столики с отделкой шпоном.

В бизнес-классе (который теперь у "ЮТэйр" называется "Эконом-Комфорт") кресла стандартные "экономические", но установлены с увеличенным шагом -- то ли 780, то ли все 810 мм.
777-300
29.12.2008 23:50
Классная. ностальгическая веточка. помню этот диванчик в Ил-18 и потемки, которые там были.....Лето. Фрунзе. жара......ностальгия однако...
Ту-114
30.12.2008 09:50
2VT:

Немного дополню по Ил-62. Интерьер с ящиками был сделан уже на первой машине Ил-62М, задолго до появления Ил-86, но в серию это исполнение внедрили далеко не сразу. Достаточно долго Ил-62 и Ил-62М делали параллельно из-за нехватки двигателей Д-30 (по этой же причине оттягивался запуск Ту-154М, т.к. все двигатели шли на Ил-76), что, кстати, в известной мере характризует подход к экономичности пассажирских самолётов в советские времена. Например, упомянутый Ил-62М 86607 вышел одновременно с Ил-62 86606 с прежними НК-8 (машина из Узбекского управления, на которую я постоянно попадал). А задержка с новым интерьером была вызвана неготовностью КАПО освоить новые для них интерьерные материалы и процессы. На Ил-62 изначально вся интерьерная новизна заключалась лишь во внедрении бортовых панелей из алюмопласта. В остальном шла всё та же винилискожа. На Ил-62М элементы нового интерьера делались из облегчённых стеклопластиков, а для облицовки применяли разные варианты декоративной плёнки ПДОА-З.
Типовые и известные всем кресла в исходном исполнении появились еще на Ту-124 и Ил-18 на машинах с 75800-какой-то и далее на 755.., 754.., 742... Это потом что-то незначительно менялось, какие-то кресла делали в Чехословакии, но концепция возникла еще в начале 60-х в качестве замены громоздких, тяжелых и старомодных кресел, которые разрабатывались отдельно для Ил-18, Ан-10, Ту-104 (эти же по сути кресла с небольшими изменениями ставили и на Ту-114). На Ил-18 "родные" кресла имели дисковые подлокотники, намертво отгораживающие пассажиров от соседей. Внутренние диски блоков были съёмными, но об этом мало кто знал, т.к. выдернуть диски с огромных штифтов было непросто. На туполевских креслах внутренние подлокотники опускались вниз, заполняли зазор между соседними подушками, образуя почти единую поверхность. При неполной загрузке пассажиры Ту-114 могли неплохо почивать на 3-местных блоках. Я сам, откормив пассажиров, мог поспать в ночных рейсах и это было неплохо.
На Як-42 изначально предполагались только эти убогие, примитивные облегчённые блоки с неоткидывающимися низкими спинками. При этом балки для них располагались одна на полу, а вторая - на борту. Балки, естественно, вошли в КСС и установить нормальные кресла было просто невозможно без участия КБ Яковлева. Потому ЦУМВС быстро забыл о своих планах получения Як-42: кто ж полетит на этом сельском самолете, разработанном прежде всего для замены 2-х Ан-24 на коротких рейсах с большими частотами. Т.е. не было отдельных вариантов для коротких и дальних рейсов. Исходные Як-42 летали в первозданном виде в Мары, Радужный по 4 часа, хотя условий для этого в них не было: в креслах спать невозможно, кухни нет и, как следствие, не кормили не только пассажиров, но и экипажи. При этом даже в Ту-134 в оборотном рейсе 1, 5+1, 5 часа на экипаж давали горячее питание, не говоря о рейсах на Ту-154 в ту же Туркмению и Западную Сибирь. Это уже в 90-х авиакомпании добились доработки Як-42 под установку нормальных кресел, несмотря на естественное увеличение массы конструкции (бортовой рельс стал просто железякой, а новый напольный тоже остался сам по себе). И новые интерьеры - это уже по инициативе авиакомпании. Из этого, кстати, можно сделать вывод о том, как слова из ТЗ через многие годы приводят к ненужным ухудшениям экономики машин. А ведь КБ в этой ситуации всего лишь выполнило заказ советского Аэрофлота, но в итоге в таких ситуациях клеймят яковлевцев, туполевцев, ильюшинцев и авиапром вообще.
Да, вот ещё: эконом-комфорт у UTAir это - эконом-комфорт. Я летел этим классом на их Ту-154М 85056. Система такая: передний салон поделен пополам, впереди - бизнес 2+2, затем - эконом-комфорт, 3 ряда 3+3 с обычными креслами и немного бОльшим шагом и обслуживанием, как в бизнесе (на 2 часа дали большой поднос с горячим на выбор и кучей всего, что просто невозможно съесть в таком количестве). В общем, мне понравилось. Более того, тариф вполне приемлемый и куда логичней, нежели у того же параллельно летающего Аэрофлота.
призрак пассажира
30.12.2008 15:46
Ту-114 Хабаровск - Москва, в рационе была чёрная икра (начало 70-х), в аэроплане было купе и я даже там немножко поспал.
sash
30.12.2008 15:56
летел первым классом ил-62м в 1983 году москва-карачи-бомбей-ханой..выдавали тапочки))
Моголетающий пакс
30.12.2008 16:48
2 Ту-114

Спасибо за столь интересные посты!

У меня вопрос, а как в СССР обстояли дела с курением на борту? У пассажиров и экипажа.
Не мног87о летающий
30.12.2008 18:20
Курить разрешалось в горизонтальном полете с разрешения рядом сидящего пассажира!
к7нгпл
30.12.2008 18:27
На Ту-114 не было ВСУ? И еще хотел спросить про СКВ: был ли масляный туман в салоне?
Bombist
30.12.2008 19:19
В конце 50-х - в начале 60-х при полётах на первых реактивных Ту-104 ВСЕМ пассажирам в качеситве сувенира давали красивые синие спортивные сумки с надписью "Аэрофлот", с эмблемой.
В детстве летал много - никакого дискомфорта не было. Запомнилось уникальное удобство купе на Ан-10А и Ту-114.
Уже офицером часто летал пассажиром. На Ил-18 шаг кресел был, пожалуй, маловат. Больше 3 часов было утомительно.
Качество и ассортимент кормления на борту зависели от управления ГА и, соответственно, от того где борт экипировали бортпайками/обедами. Разница в снабжении по регилнам была очень ощетимая.Самые плохие были в Архангельсклм управлении, голодный край.Самый вкусные - в самолётах эстонских и армянских управлений(отрядов?).
777-300
30.12.2008 22:05
и опять: помню на Ту-104 сидел еще ребенком у запасного выхода уже в конце корня крыла. холодно. шумно, но интерееееееееесно.....И помню проводника - очень красивая дама (именно дама, лет наверное40), длиннющая и толстущая коса у нее была. Двери между салонами с зеркалами, туалеты раздельно с умывальниками....Вот же было...Приятные воспоминания. ностальгический шарм.
****
31.12.2008 03:05
2 Ту-114
Я с таким удовольствием читаю все ваши посты!!!! С наступающим Новым годом!!!!!!!! Радуйте нас в следующем году!!!!!!!!
Ту-114
04.01.2009 02:37
Всех с Новым годом! Хороших полетов!

Немного могу дополнить. ВСУ на Ту-114 не было. "Туман" из СКВ появлялся, на снижении подчас пахло палёным. В сочетании с треском при болтанке это немного настораживало всех, даже давно и постоянно летающих на этих машинах. СКВ на Ту-114 была недоделанной: трудно было сбалансировать температуру по салонам. Регуляторы температуры находились в буфете на стойке по правому борту, начинаешь "греть" 3-й салон, 1-й вскоре замерзал. Основной поток шёл по щелям из воздуховода над проходом. Если сильно дуло, их затыкали бумажными салфетками. Если было жарко, открывали заслонки по оси. Но в общем в длительном полете на ряде машин было не очень комфортно из-за несбалансированных потоков. Такая же картина была на Ту-104: воздух из воздуховода выходил из таких же щелей и благополучно шёл по обводам, задувая сидящих у окон. На Ил-18 в этом плане было гораздо спокойней.
Качество и ассортимент бортового питания от управления не зависел. Все рационы были типовыми и расписывались по вариантам в МГА в Москве. А вот наличие продуктов в городе, в котором загружалось питание, влияло, и даже очень. Например, в Барнауле могли загрузить кур, которых 10 лет доили и разгрызть которых было просто невозможно. Доходило до того, что в экипаже в Ил-18 кидали этими кусками в бортпроводников. Судите сами: лететь 5 часов, утром в профилактории ели-не ели, как получится. Машину на прилёте надо было встречать, т.к. на оборот выделялся 1 час. Итого получалось без нормальной еды до дома уходило часов 9. Никакими пряниками кусок мяса не заменишь. Именно поэтому на борту экипажу всегда откладывали лучшие куски и норовили наложить побольше (вся раскладка шла на борту). А если привезли впритык, да ещё есть невозможно, где же взять? С другой стороны доходило до маразма: по нормам МГА Минторг должен выдать рационы на строго оговоренную сумму. Если куры оказывались дешевле, на разницу на борт везли несколько плиток шоколада или лишние банки с соком и т.п. В результате как было разделить 6 плиток шоколада на 100 пассажиров? Ясно, шоколад шёл домой к б/п. И соком 5 раз пытаешься напоить, народ не хочет. Разве что найдёшь какого-нибудь любителя халявы, готового влить в себя 2 литра яблочного. Вот и тащили домой банки с соком, т.к. их все-равно утащили бы уже из цеха бортпитания. Но вообще, питание на борту до конца 70-х было хорошим. Икру черную давали изредка на Ту-114 в ДМД. 6-е номера умудрялись подлизывать икру из розеток для пассажиров. Прикиньте: даже по 1 г с 200 пассажиров сироте для повышения гемоглобина вполне хватало (я смотрел и сокрушался, что икру не ем в принципе). Замучали огромными кусками индейки, подносы с которыми с трудом проходили в лифт. В Хабаровске давали очень хороший ростбиф, в Ташкенте иногда загружали классный настоящий плов. Я застал самые лучшие в этом плане времена с питанием. Уже в 1978 г. всё начало портиться, рационы начали урезать и упрощать: на рейсах, где раньше шло прекрасное горячее питание, начали кормить холодным и по чуть-чуть, дошли потом до 2-х отварных яиц с булкой с желтой отварной водой под названием "чай". Хотя и у нас в Ту-114 кипятильники были часто никакие и если летели иностранцы, то по команде от бригадира в кухне выбирались лучшие куски, всего накладывали побольше, а чай заваривали отдельно и по-настоящему, хотя никакие инструкции этого не предписывали (самодеятельные патриоты такие были, державу опозорить боялись). Но в любом случае, в 60-х-70-х и в мыслях не было тащить провизию в самолет. Во-первых, народ ещё не настолько облетался, чтобы есть с желанием. Перелёты были испытанием, некоторые сидели с пакетами в руках и им было не до еды. С другой стороны, само собой разумелось, что в самолете будут кормить. На продолжительных рейсах кормили по 2-3 раза и этого было вполне достаточно. Так и было, например, на Ил-18 в рейсе PKC-еда-KHV-еда-KJA-еда-CEK-DME или на Ту-104 в рейсе VVO-KHV-еда-HTA-еда-OVB-CEK-еда-KBP-ODS. Были и казусы типа рейса Фрунзе-Куйбышев-Домодедово, в котором кормили на обоих участках, хотя перелет от Куйбышева до Москвы длился менее 2 часов. Оказывается, таким образом договорились министерства в Москве, чтобы самарский цех бортпитания выполнял план.
В общем, пока самолет оставался в какоё-то мере экзотикой, были на борту излишества в виде хлебосольного питания, простора между рядами кресел, шикарных туалетов в Ту-104 и Ту-114 (туалеты на Ил-18 сразу были аналогами привычного ныне формата). По мере привыкания народа к перелётам, когда воздушный транспорт стал постоянно работать с перегрузкой, все стандарты естественно подошли к почти неразумной простоте с апофеозом в начале 90-х, когда и газировка стала почти излишеством. Зато уж как сейчас мы трепетно выбираем авиакомпанию, тип самолета, уровень питания... И слава Богу!
VT
25.02.2010 19:28
А как в СССР обстояли дела с курением на борту? У пассажиров и экипажа.


До 70-х можно было курить всегда. Кроме набора высоты и снижения (т.е. пока горели табло).

Потом стали постепенно ограничивать (с 1973 года? 1972? Не знаю) -- сначала на рейсах до полутора часов, потом до двух или трёх, потом четыре, потом шесть... В первой половине 80-х запретили совсем -- но только на внутренних. У Юлиана Семёнова в каком-то из последних романов на эту тему герой удивляется -- "почему когда летишь два часа в Варшаву, то курить можно. а когда шесть часов в Сибирь -- не положено".

При этом как минимум до 1987 или около того не было разделения мест на курящие/некурящие, или оно не соблюдалось. Помню письмо в "Гражданскую авиацию" (я как раз тогда стал её выписывать) от иностранцев, где было написано, что "Аэрофлот" -- единственная компания в мире, которая не выделяет места для некурящих. Кстати, это правило было введено впервые "Финнэйр" в 1973 году, и все авиакомпании очень быстро приняли аналогичные нормы.

В постсоветские времена наступил разнобой. Кто-то из новых авиакомпаний разрешал ("Пулково" -- на рейсах более четырех часов; "Трансаэро" более двух часов, потом более пяти-шести, потом более десяти), кто-то запрещал.
Например, у "Когалыма" в начале 90-х курить можно стало в бизнес-классе, причём граница зон проходила по проходу: то есть правый борт курящий, а левый нет. Или наоборот? Не помню точно.
Центурион
26.02.2010 00:21
Всем ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
Всё прочитал с огромным удовольствием!
Может кто знает (очень интересно), а как обстояло дело с комфортом и питанием на Ту-144 Москва - Алма-Ата?
VT
26.02.2010 11:48
Там хорошо обстояло. Рейс обслуживался по первому классу, расширенное питание плюс алкоголь. Эконом 2+3, первый класс 1+2 (на схемах он был, но билеты туда вроде бы не продавали). Шаг, насколько я могу судить, был приличный.

К тому же средняя загрузка на этих рейсах была 50 процентов, а это тоже повышает комфорт.
930
26.02.2010 12:30
Мне всегда в гражданских самолетах было тесно! Единственное исключение - летел на Ил-62 в первом салоне (не помню точно, примерно 87-88 гг.)рейс Хабаровск-Москва вместе с какой-то китайской делегацией (все в темных френчах, застегнутых под горло и со значками Мао). Вот там была ляпота. После обеда китайцы оборзели и начали курить. После объяснений стюардессы, курение прекратилось.
Толи дело в родном Ан-12. Можно и повалятся на топчанчике в кабине сопровождающего и покурить (и не только).
Центурион
26.02.2010 14:00
2 VT - СПАСИБО!
slon
26.02.2010 14:12
Крайний раз на ИЛ-18 (модификации не помню, помню только что это был Борт 235 отряда) летал в Краснодар в 1986 году. Шаг кресел был идеален (для "мужчины без пузика")

Таки вот...
знания-сила
26.02.2010 15:49
Комфорт всегда относителен. Мне с любимой женой или подругой никогда не было тесно, даже в самолёте.Комфортно летать домой или с семьёй в отпуск.Лучше у иллюминатора с фотоаппаратом и без облаков, шумных, вонючих соседей.Это как повезёт, главное приземлится вовремя туда куда хотел.Запомнил красивую песню Тбилисо в ТУ154 из Кутаиси со службы домой.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru