Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

НК-93, продолжение

3 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..596061..8788

ispit
Старожил форума
20.11.2011 11:02

[Yan - зарегистрированный пользователь]
Yan:

2 ispit:

Нет, совсем другой стала обстановка в фирме после ухода Н.Д.Кузнецова.
19/11/2011 [17:31:35]


Дело не в Кузнецове, а тех, кто управляет государством. Это общая болезнь. На должность управления предприятиями назначают удобных и не компетентных людей, которые не будут требовать денег и не дадут результата.

P.S. При Сталине всё же важность компетенции имела несоизмеримо большее значение. Когда надо было, учёных и военных вытаскивали из тюрем. Кадры решают всё.

20/11/2011 [01:06:55]

Дело, очевидно, сложнее, чем Вы себе представляете. И при Н.Д.Кузнецове не всё было идеально. В его окружении были люди, буквально смотревшие ему в рот. Но на более низком уровне находились и такие, которые никогда его не обманывали. Я знаю таких людей. Один из них мог при случае сказать ему прямо в глаза: "Николай Дмитриевич, Вы меня извините, но камеру сгорания я знаю лучше Вас". Не следует считать, что такие слова нравились Н.Д. Вот только очень мало было таких людей. Не стоит также идеализировать сталинские времена. Известны случаи, когда на руководящие должности в Авиапроме назначали не исключительно компетентных людей, а чьих-то бездарных родственников. Правда, их успевали снимать, пока они не натворили больших бед.
ispit
Старожил форума
20.11.2011 12:01
[middlefinger - зарегистрированный пользователь]
middlefinger:

To 1302:
Редуктор для наземных энергоустановок; здесь он на первом плане: http://www.avid.ru/products/gt ... Сделан по авиационным технологиям и из авиационных материалов - корпус магниевый!
Насчёт листков отклонений - не дело испытателей ими заниматься. Если отклонения влияют на процесс испытаний или параметры, это должно оговариваться в распоряжении на испытание.

To ispit:
Требования для редукторов ТВД ровно такие же, как и для вертолётных: работоспособность на заданный ресурс при минимальных габаритах и массе.

20/11/2011 [06:08:33

1.Указанный редуктор не производит впечатления авиационного. К сожалению, я не мог найти в Сети его параметров.
2.У нас это называлось Программой испытания. При её написании я изучал все программы на сборку двигателя, но до листков отклонений дело, конечно же, не доходило. К тому же, если двигатель НК-93 № 10 в первый раз собирался что-то около двух лет и за это время накопился целый ворох программ на сборку (свыше 200), в к котором никто не хотел копаться, честь написания Программы испытания двигателя первого, исполненного в штатной компоновке, была предоставлена мне. Один экземпляр этой программы я сохранил для себя как память.
3.Я неоднократно имел возможность сравнивать редукторы вертолётов и редукторы ТВД. При этом их массово-габаритные характеристики очень сильно разнились.











SIA
Старожил форума
20.11.2011 12:42
Я неоднократно имел возможность сравнивать редукторы вертолётов и редукторы ТВД. При этом их массово-габаритные характеристики очень сильно разнились.

Дело в том, что масса редуктора связана в основном с максимальным рабочим моментом, а не с передаваемой мощностью. Поэтому говорить, что вертолетные редукторы перетяжелены, опираясь только на их массу и передаваемую мощность - некорректно. У них степень редукции и выходной момент на порядок больше, чем у редукторов ТВД. Требования же к надежности - еще жестче, т.к. весь вертолет в буквальном смысле висит на выходном валу редуктора.
Yan
Старожил форума
20.11.2011 19:29
2 SIA:

Дело в том, что масса редуктора связана в основном с максимальным рабочим моментом, а не с передаваемой мощностью. Поэтому говорить, что вертолетные редукторы перетяжелены, опираясь только на их массу и передаваемую мощность - некорректно. У них степень редукции и выходной момент на порядок больше, чем у редукторов ТВД. Требования же к надежности - еще жестче, т.к. весь вертолет в буквальном смысле висит на выходном валу редуктора.

20/11/2011 [12:42:59]

А наша авиация (самолёты и вертолёты) висит на Украине )))
Сафокл
Старожил форума
20.11.2011 20:11
Да, заматериться охота!
SIA, момент и мощность, они не отделимы друг от друга! Степень, это степень, а передаточное отношение, это арифметика. Порядок, это когда всё в порядке. Некорректно вести сравнение несравнимых в принципе по мощности и своему назначению-задачам изделий.
Про НК-12, в тысячный раз. Немцы специалисты были привезены в Куйбышев-Самару. Где и работали над данным проектом. Все эскизы-чертежи родились на берегу великой русской реки. В подвалах третьего рейха, никто ничего не находил. Надо отдать им должное, инженерное предвидение и выучка были на высоте. Условия, созданные в СССР для их работы, принесли свои результаты. Светлая им память всем.
ispit
Старожил форума
20.11.2011 22:05
[SIA - зарегистрированный пользователь]
SIA:

Я неоднократно имел возможность сравнивать редукторы вертолётов и редукторы ТВД. При этом их массово-габаритные характеристики очень сильно разнились.

Дело в том, что масса редуктора связана в основном с максимальным рабочим моментом, а не с передаваемой мощностью. Поэтому говорить, что вертолетные редукторы перетяжелены, опираясь только на их массу и передаваемую мощность - некорректно. У них степень редукции и выходной момент на порядок больше, чем у редукторов ТВД. Требования же к надежности - еще жестче, т.к. весь вертолет в буквальном смысле висит на выходном валу редуктора.

20/11/2011 [12:42:59]

Всё верно. Вы сказали то, что забыл сказать я. Именно величиной крутящего момента на выходном валу определяются геометрические размеры и масса вертолётных редукторов. Я хорошо помню выходной вал редуктора Р-5 вертолёта Ми-4. Максимальные обороты двигателя АШ-82В были порядка 2400 об/мин. Мощность- 1700 л.с. У выходного вала редуктора - 180-200 об/мин. В итоге вал поднять одному человеку было не под силу. Сам Р-5 имел массу в 700 кг.
ispit
Старожил форума
21.11.2011 00:28


Для Сафокла.

Про НК-12, в тысячный раз. Немцы специалисты были привезены в Куйбышев-Самару. Где и работали над данным проектом. Все эскизы-чертежи родились на берегу великой русской реки. В подвалах третьего рейха, никто ничего не находил. Надо отдать им должное, инженерное предвидение и выучка были на высоте. Условия, созданные в СССР для их работы, принесли свои результаты. Светлая им память всем.

20/11/2011 [20:11:38]

Хочу внести ясность. С 1940 г. в Германии разрабатывались три проекта ТВД: 109-021 (Даймлер-Бенц), 109-022 (Юнкерс) и 109-028(БМВ). Самым интересным был BMW 109-028 мощностью 8000 л.с. с двухрядным винтом противоположного вращения. На основе этого проекта к 1945 г. был построен, но не испытывался ТРД BMW 109-018. Вскоре после окончания войны "...было решено возобновить производство двигателей на заводах фирмы Юнкерс в г.Дессау" под руководством советских специалистов. В мае 1946 г. был изготовлен форсированный двигатель JUMO-004F с тягой 1200 кгс. К октябрю 1946 г. было изготовлено и испытано 4 двигателя JUMO-012. В октябре 1946 г. в Куйбышев были привезены из Германии 350 специалистов фирмы Junkers из г.Дессау, 250 специалистов фирмы BMW из г. Штасфурта и 50 - фирмы ASKANIA из Берлина. Из их числа на Опытном заводе № 2 было образовано четыре ОКБ, которые стали разрабатывать "...несколько проектов, в основу которых были положены работы, начатые в Германии". Я здесь привожу данные и цитирую по книге "В.А.Зрелов, Г.Г. Карташов. Двигатели НК". Авторы пишут далее, что "К началу работ на заводе № 2 у немецких специалистов имелся большой задел в области газотурбинных двигателей". Из Германии были привезены натурные образцы некоторых двигателей, узлы, детали, станочное и специальное оборудование и проектная документация. В начале мая 1949 г. Ответственным руководителем и Главным конструктором Опытного завода № 2 был назначен Н.Д. Кузнецов. "По его распоряжению работы над всеми проектами были прекращены и все силы были сконцентрированы на разработке турбовинтового двигателя. Это был ТВ-022 - первый ТВД, прошедший в ноябре 1950 г. сточасовые государственные испытания". Двигатель имел 14-ступенчатый компрессор, камеру сгорания кольцевого типа и трёхступенчатую турбину. Взлётная мощность была 5000л.с. Дальше была модификация ТВ-2, затем ТВ-2Ф (6250 л.с.) и потом "спарка" двигателей - 2ТВ-2Ф (12500 л.с.), которые были установлены на самолёт Ту-95 в 1952 г. Параллельно с этим проектом по Постановлению Совмина от 11 июля 1951 г. разрабатывался проект двигателя ТВ-12 такой же мощности. Последний стал устанавливаться на Ту-95 после катастрофы первой машины. С 1950 г. начался отъезд немецких специалистов из Куйбышева, завершившийся в 1953 г. Как пишут авторы книги , доводка двигателя ТВ-12 "...была сложной. Особенно много неприятностей доставлял редуктор". Уже шла речь о закрытии темы. Положение спас А.Н.Туполев, настоявший на продолжении работ, после чего работы были активизированы. Сначала двигатель успешно прошёл 25-часовое испытание, а затем и 100-часовое государственное испытание 25 декабря 1954 г. В феврале 1955 г. второй прототип Ту-95 совершил свой первый полёт с двигателями ТВ-12. На серийных самолётов двигатель имел уже наименование НК-12. Такова краткая история создания этого двигателя.
Сафокл
Старожил форума
21.11.2011 05:06
Спасибо!
Михаил_К
Старожил форума
21.11.2011 10:21
middlefinger:
to ispit
То, что Вы пишете об уровне конструкторов-редукторщиков в фирме НК, очень для меня удивительно и печально - я фирму НК всегда уважал.
В Перми еще в середине 80-х была вполне себе приличная группа поддержки редуктора Р-7 (МИ-6) из бодрых и очень опытных и грамотных стариканов старой школы. Один из них (забыл имя, а спросить нет возможности), будучи на пенсии, в начале 90-х разработал оригинальный редуктор для энергоустановок 2, 5-6 МВт с соосными входным и выходным валами - так требовалось по условиям компоновки. Редукторы прекрасно работают. Думаю, эти стариканы никак не смогли бы сделать редуктор с нулевым ресурсом.
До меня доходили слухи о том, что в Перми прорабатывали схемы перспективных двигателей с редукторами, но отказывались от них по причине больших габаритов и массы. Теперь я думаю, что проектатны закладывали работоспособные редукторы с нормальными ресурсами, отсюда и результаты.

Вы не заметили разности передаваемой мощности (почти на порядок), поэтому даже у Д-27 нет таких проблем с редуктором. А если брать конвертацию авиационных ГТД, то в 70-е серийно переделывали АИ-20. При этом, для обеспечения требуемых оборотов генератора, меняли шестерни штатного двухступенчатого планетарного редуктора.
1302
Старожил форума
21.11.2011 11:25
Из воспоминаний (неопубликованных) непосредственного участника тех событий Орлова В.Н. (светлая ему память).

“Как уже было сказано, из Германии для работы по двигателям было в 1946 г. привезено 600 немецких инженерно-технических специалистов и производственников (рабочих, мастеров, руководителей производства). В 1948 г. на завод было направлено еще около 40 специалистов из числа военнопленных, ранее работавших в авиационной промышленности. В конце 1950 г. были отправлены в Германию все 50 специалистов фирмы Аскания.
…………………………..
По образованию они делились на дипломированных инженеров, недипломированных инженеров и техников-чертежников.
……………………………………………………..
В работе немецких специалистов отличала исключительная аккуратность и пунктуальность. Немец приходил на работу, открывал дневник, записывал число, месяц, год и писал, что он делает. Если к нему кто-то подошел с вопросом или для обсуждения чего-либо, то после ухода этого человека немецкий специалист записывал: приходил имярек, обсудили такой-то вопрос и выводы, если приходи имярек с вопросом, то записывался и вопрос и ответ.
……………………………..
Работали немецкие специалисты не торопясь, но очень капитально, тщательно проверяя расчеты и чертежи, подробно обсуждая даже мелочи, не допуская в расчетах и чертежах ошибок, неточностей и двусмысленного толкования. Нашей штурмовщины, аккордных работ не понимали и не воспринимали, хотя и подчинялись, если сверху шло указание о срочной, аккордной работе.
……………………………………
Внутри каждой бригады ОКБ немецкие специалисты довольно четко делились на две неравные по численности группы: творческие инженеры-генераторы идей и исполнители. Попав в разряд исполнителей, выбраться в “генераторы идей” было практически не возможно.
Немецкие специалисты вначале к системе листков изменений отнеслись отрицательно, т.к. считали, что таким образом высказывается недоверие к конструкторам, выпускающим чертежи, но потом поняли все ее преимущества и даже усовершенствовали ее, составив четкий алгоритм прохождения листков изменения в ОКБ и отделах завода.

….“забавный” случай в работе с немцами. В 1950 г. была организована политучеба на заводе. Немцы проявили инициативу и попросили прочитать им лекции по истории ВКП(б). Несколько инженеров нашего ОКБ, в основном молодых специалистов и молодых членов партии, в том числе и меня, обязали проводить лекции и семинары по истории партии с немецким контингентом бригад Все было нормально пока мы не дошли до четвертой главы “Краткого курса истории ВКП(б)” - “Диалектический и исторический материализм”. Вот тут-то все и началось. В этой главе есть критика философов идеализма Гегеля, Канта, Юма и др. и немцы утверждают, что эти философы говорили не то, что я им рассказываю и все не так, и приводят цитаты, которых ни в “Кратком курсе”, ни в других пособиях к нему не сказано. Вобщем загнали они и меня и других наших лекторов, как это выяснилось потом при обмене впечатлений с нашими инженерами, в угол. Меня выручил доктор Кордес, который прекратил эту дискуссию, сказав: “Ну что вы хотите получить от этого молодого человека, ведь он в подлиннике этих авторов не читал, давайте обойдем этот вопрос”.





Об НК12 в сл. посте.
1302
Старожил форума
21.11.2011 11:29
Из воспоминаний (неопубликованных) непосредственного участника тех событий Орлова В.Н. (светлая ему память).

«Кузнецов Н.Д. в начале 1950 г. поручил бригаде перспективного развития, которой руководил доктор Фогтс, а заместителем был Радченко В.Д., разработать проект турбовинтового двигателя мощностью 10000 л.с. под индексом “изделие И”.
…………….
К середине 1950 г. эскизная проработка проекта изделия «И» была, в основном, закончена и материалы проекта были доложены на специальном совещании в присутствии всех начальников бригад и их заместителей.
…………………………………….
После сообщения доктора Фогтса развернулась очень бурная дискуссия. После сообщения доктора Фогтса развернулась очень бурная дискуссия. Первым выступил начальник бригады компрессоров Дайнхартд, который заявил, что создать компрессор для двигателя «И» невозможно в настоящее время, т.к. в 14-ступенчатом компрессоре получить степень повышения давления 13 нереально.
Начальник бригады камер сгорания Герлах отметил, что рабочий объем и длина камеры сгорания двигателя “И” оставлены такими же, как у двигателя Юмо-022, а количество сжигаемого в ней топлива увеличивается в два раза по сравнению с двигателем Юмо-022, т.е. теплонапряженность камеры сгорания увеличена в два раза. Какими средствами обеспечить работоспособность камеры сгорания при таком увеличении теплонапряженности он не представляет себе. Он не считает проект двигателя “И” реальным…………..
Далее выступил начальник бригады редуктора Эльце. Он назвал планетарно-дифференциальный редуктор, передающий мощность 10000 л.с. на воздушный винт, плодом фантазии, а не реалистического расчета, т.к. основные параметры редуктора - удельная нагрузка на зубья шестерен и окружные скорости вращения шестерен - значительно превышают все известные и принятые на реальных проектах величины. Он предложил остановиться на достигнутых величинах удельных нагрузок и окружных скоростей.
Начальник бригады прочности доктор Шайност также не поддержал проект, заявив, что все детали и узлы очень напряжены, особенно редуктор, и гарантировать их работоспособность он не может. Кроме того, он заявил, что для дисков и лопаток турбины нужны новые материалы.
Единственный кто поддержал проект двигателя “И” был начальник бригады турбин доктор Кордес.
Николай Дмитриевич, заключая совещание, дал задание доработать проект по ряду замечаний, а в целом еще раз подтвердил, что этим двигателем мы будем заниматься.
…..уже через несколько месяцев Туполев А.И. позвал Николая Дмитриевича и предложил разработать турбовинтовой двигатель мощностью 12000 л.с. для бомбардировщика Ту-95.»


Вот так всё начиналось. Немецкие специалисты считали НК-12 (тогда ТВ12) чистейшей авантюрой.

Пр. в сл. посте.
1302
Старожил форума
21.11.2011 11:33
Из воспоминаний (неопубликованных) непосредственного участника тех событий Орлова В.Н. (светлая ему память).


«В 1953 и в 1954 г. были у нас две большие комиссии, разбиравшие ход доводки двигателя. Первая под председательством Микулина А.А., давшая отрицательный отзыв о доводке ТВ-12 и предложившая закрыть этот двигатель, и вторая под председательством Климова В.Я., который во всем поддержал Н.Д.Кузнецова и предложил министерству на полгода оставить Н.Д.Кузнецова в покое - он доведет машину и к концу 1954 г. предъявит двигатель ТВ-12 на госиспытания. Так и произошло, и в декабре 1954 г. первый двигатель ТВ-12 успешно закончил госиспытания, а второй двигатель закончил госиспытания в марте 1955 г. Так происходило становление коллектива ОКБ, т.к. последние немецкие специалисты покинули Управленческий в конце ноября 1953 г.
……………………….
В 1957 г. уехавший в Австрию начальник конструкторского бюро Ф.Бранднер опубликовал в Швейцарском журнале “Итнеравна” статью о разработке в СССР, в г.Куйбышеве, немецкими специалистами двигателя ТВ-12. Была приведена схема ТВ-12 и описание конструкции. Из статьи можно было понять, хотя прямо это не было написано, что идея этого двигателя и его разработка принадлежит немецким специалистам. Эта статья подлила масла в огонь уже существовавшему мнению, что двигатель ТВ-12 чисто немецкая идея и разработка. В действительности, еще раз повторю, идея принадлежала Николаю Дмитриевичу, а при проектировании двигателя он поручил основные расчеты компрессора и турбины советским специалистам (в тот период состав советских расчетчиков по этим узлам был достаточно сильным и по численности превосходил состав немецких конструкторов в этих бригадах). Кроме того, в начале 1953 г., как уже было отмечено выше, поступление в ОКБ молодых и опытных советских специалистов привело к соотношению советских и немецких инженеров 50 х 50.
Роль немецких специалистов на этапах проектирования и начала доводки двигателя ТВ-12 достаточно велика и преуменьшать ее не нужно, но срединная часть доводки и особенно ее завершение в 1954 г. проходило под руководством советских специалистов. Уже в начале 1953 г. немецкие специалисты были уверены, что в конце года они от нас уедут (мы недоумевали, откуда у них такая уверенность, т.к. официально об их отъезде мы узнали перед их отъездом только в начале ноября 1953 г.) и поэтому из самых лучших побуждений они старались переложить основной объем работы на наших инженеров. Мимоходом отмечу, что у нас, советских инженеров, установились с немцами хорошие деловые отношения. Это факт.
……………
С отъездом немцев закончился для нашего ОКБ определенный значительный этап жизни, много давший нам советским инженерам, многому нас научивший и способствовавший быстрому профессиональному росту и молодых и уже зрелых инженеров. Ведь работая с иностранными уже опытными инженерами нам не хотелось ударить в грязь лицом, поэтому мы старались с меру своих сил и способностей показать, что мы тоже не лыком шиты и умеем работать и имеем достаточно знаний для этого. Как правило, все мы советские специалисты в тот период работали с большой переработкой по 12-14 часов, вечерами занимаясь технической учебой, изучая литературу и технические отчеты. Можно считать, что период работы с немцами был для нас особым периодом, когда все силы и энергию мы отдавали порученному делу.»

Орлов Владимир Николаевич, Главный конструктор.
Кофейник
Старожил форума
21.11.2011 11:52
1302 - Спасибо! Просто спасибо!
astoronny
Старожил форума
21.11.2011 12:33
1302 - Спасибо!
Сначала показалось, что фрагменты этих воспоминаний я уже где-то видел, но нет, похоже действительно из неопубликованного.
Оч. интересно!
Yan
Старожил форума
21.11.2011 13:09
1302! Большое спасибо! Очень интересно!
Сафокл
Старожил форума
21.11.2011 14:38
Премного благодарен! Я считаю, что мне очень повезло узнать такие подробности!
Долгих Вам лет, уважаемый 1302, имя-отчество Ваше мне не известны, всех благ!
Зокнай
Старожил форума
21.11.2011 15:42
В нашей деревне после войны через забор жил бывший пленный немец(всех отправили в 1946г.домой, он остался)рыжий рыжий Генрих, женатый на русской рыжей, рыжей девушке. Четыре девочки у них , конечно все рыженькие.
У меня все детство прошло у них в ограде, аккуратной, с грядками крупной клубники, нашим в диво, если в лесу земляники тьма. Двор под общей крышей, все в тротуарах, короче все по немецки. В шестидесятых все-таки уехал в Германию(ФРГ) со своим русским семейством.Все жалели сильно.
Короче, где взять на редукторную тему в Самару 50 немцев на 5 лет? Чтоб они на блюдечке опять преподнесли редуктор для НК-65. Иного выхода не вижу.
1302
Старожил форума
21.11.2011 15:54
Зокнай:
Короче, где взять на редукторную тему в Самару 50 немцев на 5 лет? Чтоб они на блюдечке опять преподнесли редуктор для НК-65. Иного выхода не вижу.

21/11/2011 [15:42:34]

"Немцы" второй раз найдутся... и с блюдечком проблему еще раз решить можно...
а откуда возмется второй раз Генерал?
1302
Старожил форума
21.11.2011 15:54
Зокнай:
Короче, где взять на редукторную тему в Самару 50 немцев на 5 лет? Чтоб они на блюдечке опять преподнесли редуктор для НК-65. Иного выхода не вижу.

21/11/2011 [15:42:34]

"Немцы" второй раз найдутся... и с блюдечком проблему еще раз решить можно...
а откуда возмется второй раз Генерал?
ИЛ-112
Старожил форума
21.11.2011 16:41
Зокнай и др.

Немцы сами очень интересовались и интересуются конструкцией редуктора и всего авиадвигателя НК-93 разработанного и созданного в Самаре на прекрасных Волжских берегах фирмой Кузнецова.

После ухода Н.Д. Кузнецова, прошло более 15 лет, за этот период времени в Самаре побывали на его посту и поменялось бесчисленное множество различных руководителей Кузнецовской фирмы, но из них, никто долгло не проработал и не продолжили его дело.
Yan
Старожил форума
21.11.2011 16:54
2 Зокнай:

Короче, где взять на редукторную тему в Самару 50 немцев на 5 лет? Чтоб они на блюдечке опять преподнесли редуктор для НК-65. Иного выхода не вижу.
21/11/2011 [15:42:34]

Дело не в немцах, а назначении хотя бы вменяемого и адекватного руководителя предприятия.

Как видно из воспоминаний, немцы не позволяли вводить в свою систему элементы анархии. У нас так не получиться - вышестоящий царь и бог в буквальном смысле слова. Описание ситуации с редуктором наглядно показало разница между упорядоченными немцами и анархичным российским руководством.

Кроме того, нужны новые материалы и смазки, т.к. только из хороших кирпичиков можно разработать и сделать нормальное изделие.

Русскую забаву делать из г-на конфетку необходимо прекратить.

Собственно сами разработчики редуктора есть и они работают и предлагают покупать у них готовый редуктор вместе с двигателем - Пратты и прочие.
ИЛ-112
Старожил форума
21.11.2011 17:30
Yan

Специалисты Американской двигателестроительной фирмы Пратт Уитни ранее уже приезжали в Россию и побывали в Самаре и проявили повышенный интерес к авиадвигателю НК-93 и его редуктору, а также и другим перспективным разработкам Кузнецовской фирмы.

Используя богатый опыт и наработки Кузнецовцев по НК-93 и другим новейшим изделиям, Американская фирма Пратт Уитни разработала и создает свои двигатели редукторной схемы.
nemo_q
Старожил форума
21.11.2011 17:55
1302, спасибо, прочел с интересом.
1302
Старожил форума
21.11.2011 18:48
ИЛ-112:
После ухода Н.Д. Кузнецова, прошло более 15 лет, за этот период времени в Самаре побывали на его посту и поменялось бесчисленное множество различных руководителей Кузнецовской фирмы, но из них, никто долгло не проработал и не продолжили его дело.

21/11/2011 [16:41:36]

Что ж получается: кранты фирме, коль второго такого Генерала не предвидится, да?
1302
Старожил форума
21.11.2011 18:48
ИЛ-112:
После ухода Н.Д. Кузнецова, прошло более 15 лет, за этот период времени в Самаре побывали на его посту и поменялось бесчисленное множество различных руководителей Кузнецовской фирмы, но из них, никто долгло не проработал и не продолжили его дело.

21/11/2011 [16:41:36]

Что ж получается: кранты фирме, коль второго такого Генерала не предвидится, да?
1302
Старожил форума
21.11.2011 18:55
Sorry! Мужики! После отправки поста у меня враузер зависает так, что приходится загружаться в другом окне с чистого листа. Но пост при этом сам собой двоится.
И фиг знает, чё это...
1302
Старожил форума
21.11.2011 18:55
Sorry! Мужики! После отправки поста у меня враузер зависает так, что приходится загружаться в другом окне с чистого листа. Но пост при этом сам собой двоится.
И фиг знает, чё это...
вертухай
Старожил форума
21.11.2011 19:46
1302:
Из воспоминаний (неопубликованных) непосредственного участника тех событий Орлова В.Н. (светлая ему память).
...
В действительности, еще раз повторю, идея принадлежала Николаю Дмитриевичу, а при проектировании двигателя он поручил основные расчеты компрессора и турбины советским специалистам (в тот период состав советских расчетчиков по этим узлам был достаточно сильным и по численности превосходил состав немецких конструкторов в этих бригадах).
...

Бугага!
Народ, вы чо?! Окститесь!
Какие, нахрен, "расчетчики"?! Да в СССР до окончания ВоВ и захвата немецких образцов вообще понятия не имели о воздушно-реактивных двигателях. Королев в шаражке присопливливал ЖРД, работающий на керосине и азотной кислоте, к планеру Як-3. Время работы двигателя составляло 1, 5 минуты, а затем самолет совершал планирующую посадку. Игрались, пока не произошла катастрофа с гибелью летчика. После этого тему прикрыли от греха подальше.

В СССР было принято главного погонялу называть Главным Конструктором. При этом этот ГК мог вообще понятия не иметь о том, в чем ему предстояло быть ГК. Его задачей было "организовать процесс", наказывать невиновных и награждать непричастных. Вот точно таким ГК и был Кузнецов, которого Маленков по знакомству назначил старшим вертухаем над репатриированными немецкими инженерами. Единственное, что можно защитать Кузнецову в плюс - этот хотя бы знал, как устроены поршневые авиационные двигатели (согласно полученному образованию). Многие номенклатурные ГК даже этого не имели...
astoronny
Старожил форума
21.11.2011 19:56
to 1302:

От Вас согласен на двойные :-)
От некоторых и одинарные видеть неприятно :-(
1302
Старожил форума
21.11.2011 20:30
вертухай:
Бугага!
Народ, вы чо?! Окститесь!
Какие, нахрен, "расчетчики"?!



Из воспоминаний (неопубликованных) Орлова В.Н.(светлая ему память)- непосредственного участника тех событий.

" Внутри каждой бригады ОКБ немецкие специалисты довольно четко делились на две не-равные по численности группы: творческие инженеры-генераторы идей и исполнители. Попав в разряд исполнителей, выбраться в “генераторы идей” было практически не возможно. Генера-торы идей занимались основными расчетами, если это были расчетчики, или основными про-ектными работами, если это были конструктора, т.е. занимались наиболее интересной работой. Вся черная или черновая работа велась исполнителями. Нужно также отметить, что разделение в ОКБ на конструкторов и расчетчиков, было проведено немцами еще в Германии во время войны. В советских ОКБ в конце 40-х годов такого разделения еще не было, конструкторы, за-нимавшиеся проектированием любых узлов ТРД, сами делали расчеты и проектировали узлы. У немцев же все прочностные расчеты были выделены в специальную бригаду, а внутри таких бригад, как бригады компрессора, турбины, камеры сгорания, регулирования были выделены в специальные подгруппы расчетчики. В некоторых советских ОКБ в конце 40-х годов тоже были небольшие группы расчетчиков в основном занимавшихся прочностными расчетами. Напри-мер, в Уфе в ОКБ Кузнецова Н.Д. была небольшая группа прочнистов во главе со Шнеерсоном Л.М. Однако в основном для советских ОКБ в то время понятие расчетчик еще не было четко сформулировано. Я вспоминаю, что когда летом 1950 г. меня Николай Дмитриевич отправил в командировку в ЦИАМ, то я долго объяснял начальнику сектора турбин Абианцу В.Х., что та-кое расчетчик."

Орлов Владимир Николаевич, Главный конструктор.
1302
Старожил форума
21.11.2011 20:30
вертухай:
Бугага!
Народ, вы чо?! Окститесь!
Какие, нахрен, "расчетчики"?!



Из воспоминаний (неопубликованных) Орлова В.Н.(светлая ему память)- непосредственного участника тех событий.

" Внутри каждой бригады ОКБ немецкие специалисты довольно четко делились на две не-равные по численности группы: творческие инженеры-генераторы идей и исполнители. Попав в разряд исполнителей, выбраться в “генераторы идей” было практически не возможно. Генера-торы идей занимались основными расчетами, если это были расчетчики, или основными про-ектными работами, если это были конструктора, т.е. занимались наиболее интересной работой. Вся черная или черновая работа велась исполнителями. Нужно также отметить, что разделение в ОКБ на конструкторов и расчетчиков, было проведено немцами еще в Германии во время войны. В советских ОКБ в конце 40-х годов такого разделения еще не было, конструкторы, за-нимавшиеся проектированием любых узлов ТРД, сами делали расчеты и проектировали узлы. У немцев же все прочностные расчеты были выделены в специальную бригаду, а внутри таких бригад, как бригады компрессора, турбины, камеры сгорания, регулирования были выделены в специальные подгруппы расчетчики. В некоторых советских ОКБ в конце 40-х годов тоже были небольшие группы расчетчиков в основном занимавшихся прочностными расчетами. Напри-мер, в Уфе в ОКБ Кузнецова Н.Д. была небольшая группа прочнистов во главе со Шнеерсоном Л.М. Однако в основном для советских ОКБ в то время понятие расчетчик еще не было четко сформулировано. Я вспоминаю, что когда летом 1950 г. меня Николай Дмитриевич отправил в командировку в ЦИАМ, то я долго объяснял начальнику сектора турбин Абианцу В.Х., что та-кое расчетчик."

Орлов Владимир Николаевич, Главный конструктор.
Сафокл
Старожил форума
21.11.2011 21:02
1302, просто завидую! Какое интересное время и людей Вы застали!
С большим уважением к Вам.
ИЛ-112
Старожил форума
21.11.2011 21:28
Сафокол-Сокол

А Вы приезжайте к нам в Самару, поближе ознакомитесь с Кузнецовской фирмой и ее высоко надежными двигателями и другими новыми, перспективными изделиями, возможно и Вам подберут небольшой кабинетик с прекрасным видом на Великую Рускую реку Волгу и Жигулевские Горы
Сафокл
Старожил форума
21.11.2011 21:40
ИЛ-112, Разочарую Вас! Львиную долю время, в своей трудовой биографии, я занимался строительством шахт. Если Вам потребен подземный бункер, или собственное метро, это ко мне. Всё остальное, на уровне общего курса и поздней периодики. Уж прошу прощения!
ispit
Старожил форума
21.11.2011 23:52
Для Михаила_К.

Вы не заметили разности передаваемой мощности (почти на порядок), поэтому даже у Д-27 нет таких проблем с редуктором. А если брать конвертацию авиационных ГТД, то в 70-е серийно переделывали АИ-20. При этом, для обеспечения требуемых оборотов генератора, меняли шестерни штатного двухступенчатого планетарного редуктора.

21/11/2011 [10:21:25]

1.Я не понял: что на порядок разнится относительно чего?
2.Если у Д-27 нет проблем с редуктором, что мне кажется совершенно невероятным, то у них нет и наработки. Всё-таки 14000 л.с. и 30000 л.с. величины одного порядка. Неужели там люди настолько умнее? Когда я читал их программу сертификационного испытания двигателя Д-27, у меня такого впечатления не возникло.
3.К сожалению, о применении авиационного редуктора для целей привода генератора я слышу впервые. Всё-таки ресурсы последних недостаточны для наземных установок. Потом, как они умудрялись стабилизировать частоту вращения турбокомпрессора? Обычно для привода используют свободную, или, как сейчас принято называть силовую турбину.

1
ispit
Старожил форума
22.11.2011 00:52
Для 1302.

Спасибо за Ваш рассказ. Может Вы дополните его эпизодами, как один немец сделал в свободное от работы время детскую карусель во дворе и стал брать деньги за катание детей? Или как русские коллеги научили одного немца, как вынести через проходную под одеждой шланг для использования его при поливе на даче? Или как немцы научили наших делать небольшие яхты-шверботы для катания по Волге?
А вот из моих личных воспоминаний. В 1951 г., тогда ещё школьником, мне довелось побывать в посёлке Управленческом. Тогда были перебои с хлебом и за ним выстраивались длинные очереди. Помню очередь у двери магазина снаружи (магазин этот существует и поныне, но перепрофилирован сравнительно недавно), в которой вместе с русскими ребятами к стене жались и немецкие дети. Последних было легко узнать по шортам, которые поголовно носили все немецкие мальчики и по аккуратным причёскам, скреплённым женскими приколками. Но, очевидно, полной гармонии в отношениях между немцами и русскими не было, по крайней мере вне работы. От нашей знакомой, отдыхавшей тогда в местном санатории и хорошо знавшей немецкий язык я лично слышал, как она рассказывала о том, что прочла надпись, сделанную немецкими детьми мелом на асфальте тротуара: "Все русские дураки, все русские свиньи". Сначала она указала детям на ошибку в написании фразы, а затем потребовала стереть надпись.
В моём отделе работал и я его застал, ветеран ВОВ начальник бригады Л.А.Барковский. Он рассказывал, что как-то в разговоре с одним немецким специалистом они выяснили, что в одно и то же время находились на Ленинградском фронте, только, естественно, по разные стороны.
1302
Старожил форума
22.11.2011 11:00
Звездец! Ни один пост не могу отправить. Забанили по теме?
1302
Старожил форума
22.11.2011 11:05
ispit:

Спасибо за Ваш рассказ. Может Вы дополните его эпизодами,

Боюсь, что нет. Мне нечем дополнить. Я не самарский. Немцев не видел. Всё, что лично я слышал от старшего поколения, я не буду приводить, я не очевидец. Всё, что я разместил в предыдущих постах – слова, написанные Орловым В.Н, поэтому все они мною закавычены, как цитаты. Орлова В.Н. вы хорошо знали. Не думаю, что он намеренно искажал историю тех лет. Если что-то упустил, то, вероятно, это память не сохранила.


Ispit:

От нашей знакомой, отдыхавшей тогда в местном санатории и хорошо знавшей немецкий язык я лично слышал, как она рассказывала о том, что прочла надпись, сделанную немецкими детьми мелом на асфальте тротуара: "Все русские дураки, все русские свиньи".


Это писали дети родителей, которые, фактически, были пленными. И дети тоже были пленными.



Из воспоминаний Орлова В.Н. :

«В 5 часов утра 22 октября 1946 г. в соответствии со списком основных работников фирм Юнкерс и БМВ немецкие специалисты (инженеры и рабочие) вместе с семьями и всем домашним имуществом под военной охраной были отправлены в СССР. Одновременно было демонтировано основное оборудование производственных цехов, лабораторий и испытательные стенды, оборудование ОКБ и др. отделов завода и погружено в специальные эшелоны для отправки в СССР. ….. Первый эшелон с немецкими специалистами прибыл в Управленческий городок 6 ноября 1946 г. Последний эшелон с оборудованием прибыл в декабре 1946 г.»

И вот еще оттуда же :
«Отмечу и такой факт, в процессе доводки двигателей Юмо-022 и ТВ-12 на моей памяти было два случая, когда при поломке в процессе испытания двигателей мы подозревали вредительство, т.к. в двигателе обнаруживали посторонний предмет - в одном случае тряпку в маслосистеме, во втором - контровочную проволоку в редукторе. При подробном исследовании причин попадания этих предметов в двигатель обнаруживали халатность и невнимательность наших советских рабочих.»

Вот. Сначала : «Вредительство!». Потом: «Так это наши советские рабочие? Ну, тогда это халатность, т.е. невнимательность». Понимали те немцы, что с ними расправа будет короткой. Пленными они себя чувствовали.


Пр. в сл. посте.
1302
Старожил форума
22.11.2011 11:10
Из воспоминаний Орлова В.Н. :

«При отправке немцев из Германии в 1946 г. им говорили, что пребывание их в СССР будет ограничено четырьмя годами и им будет обеспечена льготная оплата труда. Учитывая, что в Германии в то время было трудно найти работу по специальности и очень сложно с продуктами питания, льготные условия оплаты их заинтересовали и многие немцы, по их рассказам, поехали в СССР если и не с удовольствием, то во всяком случае безропотно. Оплата труда у них по сравнению с нами, советскими специалистами, была очень льготной. В то время в ОКБ для советских специалистов зарплата была следующей: молодой инженер - 1100 р., инженеры III, II, I категорий - 1375, 1650, 1875 р. соответственно, начальник бригады - 2000 р., ведущий конструктор - 2500 р., техник - 900 р., старший техник - 1200 р. Немцы имели следующие оклады: начальники бригад со степенью доктора (Шайност, Шайбе, Фогтс, Кордес) - 5000 р., начальники бригад без степени доктора - 4500-4800 р., рядовые доктора 4000-4500 р., инженеры в зависимости от категории 3200-3800 р., техники - 2500-2400 р. До отмены продовольственных карточек и денежной реформы конца 1947 г. немецкий контингент получал карточки литеры А и Б, в зависимости от занимаемого положения или должности. Как видно из сравнения, немецкие специалисты были более, чем в два раза обеспечены лучше, чем советские специалисты. Кроме того, они могли половину своей зарплаты отправлять в Германию, переводя рубль на восточногерманскую марку на льготных условиях. Официально рубль был равен восточногерманской марке, а немцам разрешили перевод одного рубля за две марки. Некоторые из них, не имевшие большой семьи, за время пребывания на Управленческом скопили достаточно большой капитал. Например, холостяк инженер Пайскер, с которым я в паре работал четыре года, перевел в Германию 120000 марок и перед отъездом в Германию в 1953 г. купил шестикомнатный дом с мезонином площадью 10 х 10 метров и полностью его меблировал. Конечно, не все могли накопить такую сумму, т.к. в подавляющем большинстве немцы приехали с семьями, а детей у них было много, в среднем можно считать, что в каждой семье 3 ребенка. Жили немцы в основном в изолированных квартирах, исключением было несколько холостяков, которые жили коммунально. Размещены немецкие семьи были на квартале 2, сейчас это квартал, ограниченный территорией завода от проходной 14 цеха, ул.С.Лазо и ул.Парижской коммуны, в 4-х этажных домах 3 и 5 по ул.Симферопольской, на финском и кенигсберском поселках.
Я уже упоминал, что в годы пребывания у нас немцев ежегодно проводилась среди советских работников подписка на займы. Немцы тоже принимали в этом участие, пример с доктором Кордесом скорее исключение из правил, т.к. подавляющее большинство подписывалось на ограниченные суммы, в пределах до половины оклада. Были, правда, и такие немцы, которые подписывались на полный оклад и вносили сумму всю сразу, но при этом просили, как тот же господин Пайскер, чтобы это все было в тайне.»

Пр. в сл. посте.
ispit
Старожил форума
22.11.2011 11:57
Для 1302.

Конечно же, я хорошо знал Владимира Николаевича Орлова. Правда, работать с ним не пришлось и я имел с ним только несколько коротких встреч. Впечатление о нём осталось самое благоприятное, поскольку человек он был исключительно интеллигентный, замечательный инженер и прекрасный руководитель. Его очень ценил Н.Д.Кузнецов и поручал ему ведение тем первостепенной важности. Кажется, Владимир Николаевич писал историю фирмы, но только где её сейчас можно найти? А вот насчёт того, что немцы и их дети были у нас на положении пленных, не могу согласиться. Да и воспоминания В.Н. Орлова говорят совсем о другом. О том, как их вывозили из Германии, свидетельствует один эпизод. Жена одного из ценных специалистов непременным условием своего выезда в СССР поставила отъезд вместе с семьёй, в которой были маленькие дети, принадлежавшей семье коровы. После короткого замешательства советское военное командование приказало прицепить к эшелону специальный вагон для коровы и запаса сена. Кстати, со специалистом вместе члены семьи ехали только по своему желанию.
1302
Старожил форума
22.11.2011 12:46
ispit:

Кстати, со специалистом вместе члены семьи ехали только по своему желанию.

Мне рассказывали анекдотичный случай. Немецкого неженатого специалиста "взяли" ночью, когда в его доме с ним была любовница. Погрузили, несмотря на её протесты, привезли на Управленческий, не поверили тому мужику, что она ему не жена, поселили вместе. Женщина отказалась где-либо работать. Немцу пришлось её содержать.

1302
Старожил форума
22.11.2011 12:46
ispit:

Кстати, со специалистом вместе члены семьи ехали только по своему желанию.

Мне рассказывали анекдотичный случай. Немецкого неженатого специалиста "взяли" ночью, когда в его доме с ним была любовница. Погрузили, несмотря на её протесты, привезли на Управленческий, не поверили тому мужику, что она ему не жена, поселили вместе. Женщина отказалась где-либо работать. Немцу пришлось её содержать.

Михаил_К
Старожил форума
22.11.2011 12:52
ispit:
Для Михаила_К.

Вы не заметили разности передаваемой мощности (почти на порядок), поэтому даже у Д-27 нет таких проблем с редуктором. А если брать конвертацию авиационных ГТД, то в 70-е серийно переделывали АИ-20. При этом, для обеспечения требуемых оборотов генератора, меняли шестерни штатного двухступенчатого планетарного редуктора.

21/11/2011 [10:21:25]

1.Я не понял: что на порядок разнится относительно чего?
2.Если у Д-27 нет проблем с редуктором, что мне кажется совершенно невероятным, то у них нет и наработки. Всё-таки 14000 л.с. и 30000 л.с. величины одного порядка. Неужели там люди настолько умнее? Когда я читал их программу сертификационного испытания двигателя Д-27, у меня такого впечатления не возникло.
3.К сожалению, о применении авиационного редуктора для целей привода генератора я слышу впервые. Всё-таки ресурсы последних недостаточны для наземных установок. Потом, как они умудрялись стабилизировать частоту вращения турбокомпрессора? Обычно для привода используют свободную, или, как сейчас принято называть силовую турбину.

1. Про порядок я несколько утрировал, но даже двукратное увеличение передаваемой мощности при сохранении плотности компоновки и геометрических размеров узла - уже большие трудности.
2. Я не говорю, что у Д-27 нет проблем. Я говорю о том, что для него сделан пригодный для существующего производства вариант конструкции редуктора.
3. Большой парк АИ-20 и АИ-24 к началу 70-х годов, привёл к вопросу об использовании большого числа этих двигателей, выработавших свой лётный ресурс, на земле. В том числе были созданы мобильные ГТЭ на их базе. Оба двигателя работают при постоянных оборотах (одновальная схема), что упрощало создание турбоагрегата и позволило сохранить систему регулирования. Для получения штатных оборотов на выходе редуктора, была переработана его конструкция с заменой шестерней в существующем корпусе. Для обеспечения требуемого ресурса, номинальная мощность была ограничена 1, 5 МВт. В деталях всё описано в книге "ГТД в наземных установках.".
1302
Старожил форума
22.11.2011 12:53
Из воспоминаний Орлова В.Н. :

«Для немецких детей была организована средняя школа, где обучение шло на немецком языке. До отъезда первой партии немецких специалистов в 1950 г. школа была переполнена, т.к. я уже писал в немецких семьях было много детей. Преподавание математики, физики, химии, труда вели немецкие инженеры, немецкого языка, литературы и истории - жены немцев, русский язык, литературу и историю и остальные предметы преподавали выпускницы факультета иностранных языков Куйбышевского пединститута. Мне известно, что несколько выпускников этой школы учились в пединституте и сельхозинституте. Для этого через отдел режима нашего завода испрашивалось специальное разрешение. Учились ли в политехническом институте - не знаю. Передвижение немцев ограничивалось пунктами: Управленческий - Куйбышев, но заранее нужно было оформить через отдел режима разрешение на поездку в город. Очень часто немцы просили нас купить им в городе что-либо, чаще всего сигареты “Тройка”, которые не продавались на Управленческом, и всегда при расплате с ними норовили всучить нам 10% комиссионных от суммы покупки. Мы этих комиссионных принципиально не брали.
Надо сказать, что у немцев на Управленческом было создано немецкое землячество, по типу нашего профсоюза, которое занималось кассой взаимопомощи, общественной работой по организации отдыха, спорта и самодеятельности. Нас очень удивляло то обстоятельство, что приехавшие к нам немцы были хорошо музыкально образованы. На устраиваемых немцами вечерах отдыха выступал немецкий симфонический оркестр, состоящий из 32 человек и два джаз-оркестра по 12-15 человек. Кроме того, было очень большое количество трио, квартетов и квинтетов, которые еженедельно на квартирах участников по очереди собирались и играли большей частью классику, а в некоторых случаях и популярную эстрадную музыку. Очень много также было хоровых капелл. Летом, вечерами почти у каждого дома на 2-ом квартале можно было слышать хоровое пение, в полголоса и до 10 часов вечера не позднее. В этих капеллах пели мужчины, женщины и дети. На вечера отдыха и самодеятельности немцы приглашали и нас советских специалистов. Многие номера программы были поставлены очень профессионально. Нас, конечно, поражало, что их руководитель Ф.Бранднер, который в Германии был главным конструктором, а в конце войны даже гауляйтером, пел, и хорошо пел, на концертах самодеятельности. Мы себе не могли представить, если бы на сцене оказался наш шеф. А Бранднер пел и всегда на “бис” по русски “Волга, Волга - мать родная” - у него был хороший баритон. Интересны также были и спортивные соревнования среди немцев - легкая атлетика, гимнастика, бокс и в завершение такой спартакиады шуточный футбольный матч между северянами в телогрейках и ушанках и южанами, разукрашенными под африканских аборигенов. Наиболее распространена среди немцев была спортивная игра - фаустболл, по типу нашего волейбола: площадка чуть больше волейбольной, на высоте 2, 5 метра между командами протянута веревка, мяч по размеру баскетбольный, удар по мячу кулаком и на стороне противника мяч может один раз удариться о землю."

Пр. в сл. посте.
1302
Старожил форума
22.11.2011 12:56
Из воспоминаний Орлова В.Н. :

"Отпуска немцы брали только летом, это входило в льготные условия, и проводили отпуск на Волге на острове “Зелененький” в палатках, самодельных шалашах отдельными группами по 5-10 семей.
Переписка с Германией, даже западной, им была разрешена и было разрешено выписывать из Германии газеты и журналы и получать посылки. Разрешалось и отсюда отправлять посылки в Восточную Германию, кажется, не более 2-х посылок в месяц. Немцы посылали в Германию продукты. Интересно, что со свойственной немцам расчетливостью они выписывали газеты и журналы не на одну семью, а на несколько - так дешевле. С помощью немцев, через посылки, все советские инженеры приобрели хорошие логарифмические линейки. У них был специальный культуртреггер господин Эссер, работавший в ОКБ в перспективной бригаде, который занимался выписыванием газет, журналов, книг, а также карандашей (хорошие чертежные карандаши у нас были в дефиците), туши “Пеликан”, линеек, хороших лекал и т.д. Перед июлем 1952 г. и особенно после него общественная активность немцев пошла существенно на убыль, да и в работе они проявляли меньшую активность. Понять их можно, обещанные сроки возвращения в Германию прошли, вместо 4-х лет они уже в СССР шесть лет, перспектива отъезда в сплошном тумане. В этот период очень многие немцы, образно говоря, плакали нам в жилетку, жалуясь на неопределенность их положения и при этом все подчеркивали, что если бы им разрешили на один месяц приехать в Германию, повидать родных и знакомых, то потом бы они с удовольствием работали на нашем заводе. Допускаю, что некоторые и кривили душой, но в тоже время и мы и они понимали, что в Германии по их специальности работу будет найти очень трудно. Характерно то, что однажды где-то в сентябре 1952 г. к нам в бригаду турбин зашел наш начальник доктор Кордес, сел на составленные рядом мой стол и стол Кудашева Ю.Д. и заявил: “Я пришел к Вам травить баланду”. Мы с Кудашевым Ю.Д. просто обомлели, Кордес был очень сух в общении, обладал каким-то свойством придавливать собеседника, к нему все: и мы и немцы относились и с уважением и с опаской. Когда он входил в нашу большую комнату, где сидело более 20 человек, то все разговоры стихали и все чувствовали, что пришел начальник. Разговоров на вольную тему он никогда ни с кем не вел и вдруг такое заявление, было отчего нам растеряться. Он начал говорить о неопределенности их положения, которое не способствовало их хорошей работе и о том, что он не понимает почему нельзя съездить на родину хотя бы на 2-3 недели, повидать родных и близких, а потом приехать и работать на заводе. Он сказал: “Что я буду делать в Германии, где работать, там нет ничего по моей специальности. Что же мне ночные горшки с аэродинамической точки зрения профилировать? А здесь у меня интересная работа, хороший коллектив. Мне очень нравится работать с Вашим оберстом Кузнецовым” (Н.Д.Кузнецов был тогда полковником, по немецки - оберстом). Такое мнение мне приходилось слышать от многих немцев, с которыми я был связан по работе. Уезжали они в конце ноября 1953 г. в очень смятенном состоянии. С одной стороны - исполнялось их желание (им уже сказали, что через год из Савелово они будут возвращены в Германию), а с другой стороны - где они найдут такую интересную работу. Конечно, были и такие, которые откровенно радовались, но были и такие, которые в день отправления прятались, чтобы их не увезли (их безусловно находили и отправляли). Нужно еще отметить, что в нерабочее время у нас не было общения с немцами, соответствующие органы этого не рекомендовали, а мы еще помнили 30-е годы и не входили в контакт с немцами. В первое время немцы предлагали такое общение, но потом поняли и уже не стремились к общению.»
Михаил_К
Старожил форума
22.11.2011 12:57
Пардон, "Авиационные ГТД в наземных установках.".
1302
Старожил форума
22.11.2011 13:18
1302
Старожил форума
22.11.2011 13:41
ИЛ-112:

Сафокол-Сокол

А Вы приезжайте к нам в Самару, поближе ознакомитесь с Кузнецовской фирмой и ее высоко надежными двигателями и другими новыми, перспективными изделиями, возможно и Вам подберут небольшой кабинетик с прекрасным видом на Великую Рускую реку Волгу и Жигулевские Горы

21/11/2011 [21:28:14]

Сафокл!
Не верьте!
Волгу видно только из окон крыла, где генеральский кабинет (там одна большая комната для заседаний и, собственно, сам кабинет - его Вам не отдадут), из окон отдела испытаний – большой зал (ispit, у вас там какие-то перегородки были, я не отстал от жизни?), чуть-чуть из окон отдела термодинамики, чуть-чуть из окна на лестнице, где у прочнистов курилка была. Нету там никакого «…небольшой кабинетик».Разводка это (хи-хи)! Или ИЛ забыл, как ОКБ изнутри… Или не был там никогда…
А Жигули вообще ни хрена не видно, все окна в сторону Самары.
Сафокл
Старожил форума
22.11.2011 15:05
1302! Очень благодарен Вам за ваши воспоминания и фотографии. Жалко, что нет фотографий внутри помещений КБ, и цехов. Понятно почему, но жалко. Вашему земляку, я уже ответил.
Возник вопрос. Есть фотографии, как я понял, немецких могил. Понятно, что эти люди ушли из жизни естественным образом, так вот, почему их похоронили в СССР, а не на родине? И как допустили, опять же как я понял, их кончину. Ведь предположить, что были привезены больными-престарелыми, как-то не логично.
1302
Старожил форума
22.11.2011 16:41
Сафокл:

1302! Очень благодарен Вам за ваши воспоминания и фотографии. Жалко, что нет фотографий внутри помещений КБ, и цехов. Понятно почему, но жалко. Вашему земляку, я уже ответил.
Возник вопрос. Есть фотографии, как я понял, немецких могил. Понятно, что эти люди ушли из жизни естественным образом, так вот, почему их похоронили в СССР, а не на родине? И как допустили, опять же как я понял, их кончину. Ведь предположить, что были привезены больными-престарелыми, как-то не логично.


Фотографий ОКБ и цехов , конечно, быть не могло. Если Вы обратили внимание, эти фото на самарском сайте разместил Gunter Spohr. А до этого он разместил часть фотографий на локальном сайте Красноглинского района, Управленческий – там. Гюнтер – сын немецкого специалиста – жил весь тот «немецкий» период на Управленческом. Когда эти фотки на сайте появились, я перекинулся с ним парой писем. Ну, просто слова благодарности… и всё такое… Спросил, все ли фото того времени он разместил? Оказалось, что это, практически, все, ему доступные. И еще он сказал, что перед отъездом «люди Берии» (его фраза) скрупулезно проверили все бумаги отъезжающих и изъяли очень много фотографий – все фото, где хоть краешком попадал завод, или были видны работники ОКБ и начальствующего состава завода.

Почему хоронили на Управе?
Они были немцами, гражданами государства, которое напало на нашу Родину, потерпело поражение, было оккупировано, у советского народа имело соответствующую репутацию. Этих спецов, вероятно, перед отправкой из Германии формально спрашивали об их желании. Только вот имело ли их желание какое-то значение в их судьбе, и решился ли кто-то отказывать военным оккупационным властям? В Самаре они не могли свободно перемещаться. Короче – ПЛЕННЫЕ ! Враги в глазах народа, для государства - дорогие и нужные для практического использованию спецы (где взять других в разоренной стране!?), но все же - ПЛЕННЫЕ! Вы видели, чтобы тела, умерших в плену, отправляли на их родину?
1..596061..8788




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru