Зашел в любимую пивнушку на Управленческом. С бывшим коллегой по ОКБ по кружке ... слово за слово... НК93 - покойник, НК-65 - он только в интернете живет, оживление по тематике ЖРД, так всё - мелочи... Работы мало, но и людей крохи, старики. "А молодежь после института?". Ответ (близко к оригинальному): "Какая, на ..., молодежь! Им ведь по 20 тысяч зарплату подавай, да и то еще кочевряжиться будут. Это мы - стачьё за 7-8 тысяч согласны..."
БЛИН !!!! 8 тысяч зарплата инженера ОКБ ! Какая ж это держава-то с колен поднимается? А?
В 85 году (в августе) на стенде при испытании установки ГГЕ-108 вал каскада СД нагрелся (стендовые причины), прогнулся (критическ. обороты снизились), чиркнул вал ВД, локально еще подогрелся, в этом месте скрутился, разрушился, диск турбины СД раскрутился, разлетелся, пожар на стенде и всё такое...
Примерно три-четыре года спустя во время гонок двигателя на самолете на земле было аналогичное разрушение диска турбины СД. Техники успели выскочить, самолет сгорел дотла прямо на полосе.
ПЗ выкатили нам : "конструктивный дефект".
По расчетам время раскрутки рабочего колеса до разрушаюших оборотов чуть меньше 0.1 секунды. Компрессор СД(мощность к нему не подводится) сорвать не успевает, компрессор ВД сквозь каскад СД воздух "легко" просасывает, отсечка топлива сработать успевает, но остатков керосина и воздуха хватает, чтобы камера не затухла раньше, чем диск турбины разрушится.
Проверяли два конструктивных мероприятия для торможения турбины, надеялись растянуть время раскрутки, чтобы диск не развалился, пока двигатель не затухнет. Вдребезги (в турбину сквозь дыру в корпусе пешком зайти можно было) разнесли два полноразмерных двигателя.