nikkil из гостей:
Правильно ли я понял - если б, например, Вам, как конструктору, Генерал поручил проработать вариант облегченного узла, то Вы ему прям тут же бы сказали: «Против 200 отдела пойти никогда не смогу»!
И тогда бы, и сейчас бы немедленно бы ввязался в драку, не думая о последствиях. Особенно сейчас, когда до лешего много софта по поводу структурного анализа (ворованный? – тоже вариант! ). Хорошо бы еще и … экспериментик … несложненький … отхватить…
А с 200 отделением (именно «отделением» - они обижались, когда про них говорили «отдел») договориться об используемых методах, об экспериментальном подтверждении и пр. и пр. всегда можно. Договориться о том, каким образом представить результаты, но, конечно, не о снижении величин регламентируемых запасов. Поверьте, в 200-ом тупых и твердолобых не было никогда. Ну, и за собой чувствовать правоту надо.
nikkil из гостей:
...не препарировались и уровень механических напряжений на них не снимался?
Снимался! Чтобы подтвердить рассчитанные или прогнозируемые величины . Статич напряжения, конечно, не замеряются. А динамические – обязательно, чтобы подтвердить, что от резонансов отстроились при проектировании. Особое внимание уделяется измерению температур для калибровки расчетных моделей и уточнения теплового состояния. Это главная задача, решаемая на первом двигателе. А Вы знаете, во скольких точках наши западные конкуренты даже при создании наземных ГТД меряют температуру на первом сопловом? 400 точек. И это наземная тематика! Что уж говорить об авиационной.
Не подскажите (навскидку) какую долю в % от всей массы двигателя составляет масса деталей с пятикратным запасом прочности?
Похоже, что не подскажу. Нормы прочности 93 года регламентируют запас по циклической долговечности не ниже 5.0 для всех дисков турбины и компрессора любого каскада давления. Какая часть веса двигателя приходится на диски? Хм.. Это ж, практически , весь ротор… Фиг знает…
nikkil из гостей:
И еще, по-моему (то есть типа по дилетантски) нормы прочности регламентируют связь нагруженности детали с необходимым объемом испытаний. То есть при проведении достаточного объема испытаний расчетные запасы могут быть ниже установленных нормами.
Это Вы о ресурсных испытаниях говорите. Если Вам надо подтвердить ресурс, скажем, 1000 часов (от балды говорю, для примера), то вы можете испытать два двигателя, каждый из которых должен наработать по 3000 часов (режимы, разумеется, должны соответствовать реальности), или три двигателя по 2000 часов каждый . Это все касается ресурса двигателя – его при таком раскладе зачтут. Допустимые величины запасов прочности отдельных деталей от наработки не зависят. Есть еще для дисков турбины послабление – плевать на все расчеты, если подтвердишь запас по оборотам испытаниями на разгонном стенде. Экспериментально подтвержденный запас, разумеется, ниже расчетного (не на много).