Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ОФФ Почему в авиации говорят "крайний"

 ↓ ВНИЗ

123

БРодяга
11.10.2008 23:32
Слово крайний прочно вошло в обиход.
При том не только у меня, но и у жены.Еще перед вылетом не говорили:"счастливо, удачи, и т.д.", говорили "повнимательнее" :)))
191
12.10.2008 00:06
В начале 80-х один дед-фронтовик обьяснил, что "последний" применительно к вылету -это когда "полный рот земли у лётчика".
в
12.10.2008 01:45
Просто в авиации не любят слово "последний" (по слухам, в гимнастике тоже).
А со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Один раз тебя поправят, второй... А потом просто будет похоже на то, что ты не уважаешь этих людей.
Спилберг
12.10.2008 14:43
вставлю-ка и я свои 5 копеек.
сегодня смотрел прямой репортаж с запуска СоюзаТМА13.
вместе с ведущим "Вестей" комментировал его летчик-космонавт Федор Николаевич Юрчихин.
1) на кадрах за 30 сек до старта его спросили об ощущениях космонавтов в этот момент. и от Федора Николаевича прозвучала примерно такая фраза:
- понимаешь, что это твои последние мгновения, что сейчас начнется полет.
по смыслу было понятно, что речь шла о последних секундах на земле. но, сам факт - слово "последние" не повсеместно замещается словом "крайний", даже в такой ответственный момент.
2) когда пропала связь с кораблем, Юрчихин сказал - пожелаем удачи экипажу.

лично я избегаю слова "последний", вне зависимости от своего отношения к авиации (по образованию и 5 лет работы в КБ, нынешняя профессия от авиации далека, хотя время от времени пересекается).
Valiko
12.10.2008 22:04
Всем, Добрый вечер! Думаю, что имею право на собственное мнение после почти 30-ти лет работы в ГА пилотом, кстати. Поддерживаю тех, кто уже писал, что вездесущее ныне словечко "крайний" пожаловало из ВВС. В ГА этого не было. И не надо некоторым учить, мол традиции и т.д. Чушь собачья! Хотите себя выделить и показать свою дремучесть - да ради Бога! А вот уповать и ссылаться на традиции не надо, а то как же многие из нас этакий эпос упустили, да и летаем еще при этом. Непорядок! Или неувязочка? Всегда считал и считаю пилотов современными грамотными людьми, а не мракобесами со словесными заморочками. Кстати, оттуда же пришло табу не писать (пардон) на переднее колесо, а на заднее (последнее) - пожалуйста!
С уважением, Valiko.
JET
12.10.2008 22:08
Крайний раз эта тема висела недели две назад. Уж точно не последний!
Александр Ваничкин
12.10.2008 22:14
Valiko:
Ох и дремучие люди служат в ВВС.)))
Но космонавты еще дремучей.Они, как школьники расписывают двери на Байконуре и кричат "Поехали" не в тему, да и пописать в степи тоже успевают.
Ох уж эти традиции и как с ними боротся!)))
Надеемся, что Ваш пост крайний на этом форуме!
И дай, бог, не последний!
Valiko
12.10.2008 23:24
to Александр Ваничкин:
Да что же Вы так осерчали, любезный? Я не в огород космонавтов и тем более ВВС. Мой батя там служил. И на кого Вы ссылаетесь, употребляя выражение: "Надеемся..."? Кто вместе с Вами надеется и на что, пардон? Что мой пост на форуме будет (был) последним (крайним), или как? Да нет, любезный, пишу я редко, но токо мое личное мнение и без ссылок на кого-либо во множественном лице. И, если сочту нужным, напишу еще, ну если Вы не возражаете, конечно.
С уважением, Valiko.
Александр Ваничкин
12.10.2008 23:28
Valiko:
Это как пример в использовании слова последний-крайний))).
Все едино в авиации такого слова, как последний - не должно быть!
Если это даже традицией называется!
Уточним
12.10.2008 23:52
Вобщем, надо понимать так: в нашей авиации, будь то ГА или ВВС - без разницы, любой полет - абсолютно, любой - он как боевой вылет летчика на фронте. То есть настолько опасен для здоровья и жизни, что лучше говорить "крайний"...
Valiko
12.10.2008 23:58
На здоровье, господа!
Как вам будет угодно, и нам того же!
Slider
12.10.2008 23:59
Человеку, начавшему ветку:
Брат, я верю в твои чистые помыслы в поиске истины, но должен сообщить, что когда в далеком 1989-м годе, в первый раз выйдя на полеты 2-й эскадрилии прославленного, 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка в чине механика самолета, спросил: "а когда у нас будет сегодня последний вылет?", незамедлительно получил от техника по иппалу, но не сильно, а ровно настолько, чтобы понять, что такое слово произносить в данноц сфере деятельности очень и очень не рекомендуется. Вот и вся история :)Желаю шоп каждый удар твоего сердца был у тебя КРАЙНИМ!!! :)
Р Е В Е Р С
13.10.2008 00:01
Любая работа под водой, под землёй и в воздухе связана с риском. Поэтому озвучивая свои мысли, которые всегда присутствуют в связи с этими условиями своей работы, юзер волей или не волей предполагает 1%, что сегодня он будет трудиться в последний раз. А зачем себе кликать беду, когда есть синоним? Традиции надо соблюдать и не выепываться, чтобы потом когда в яму опускали твоего друга не говорить, что он по жизни был поиухстом.
ВСК
13.10.2008 00:03
2 Valiko:

В ВВС настолько дремучий народ, что даже бортовой номер 13 не рисуют.
ТГЕ
13.10.2008 00:04
Интересно посмотреть на господина который после сбора останков в куски своего товариша будет говорить "последний". Надо к таким относится с уважением.
Р Е В Е Р С
13.10.2008 00:10
ЗЫ: Хотя, летая с лётчиками-испытателями сделал для себя от них замечание, что третий тост для них не существует. Сделал для себя вывод, что это простая работа. Вроде того, что сгорел кто-то на работе, бывает.
Серега-105
13.10.2008 00:11
СТРАННИК:

А , действительно мы сегда говорим "крайний вылет, крайняя командировка, вот крайний раз слетаю и всё".
Это в АВИАЦИИ принято говорить, чтобы мы ещё вернулись домой.
Крайний-это не последний.



Правильно, возвращение домой полностью зависит от лингвистических изысков. Какого ляда МАК расследует авиапроисшествия? Выдал после регистрации на рейс каждому пассажиру и члену экипажа по диктофону, на перроне поразвесил камер видеонаблюдения, чтобы фиксировать всех, кто перед полетом на фоне самолета фотографируется и айда профилактировать происшествия и катастрофы - сказал кто "последний" - долой с рейса, достал фотоаппарат - предпосылка лётного происшествия. Можно будет даже АТБ упразднить и техников за штат вывести... А зачем они нужны, ведь главные причины летных происшествий ликвидированы?
Дело Ваше, уважаемые авиаторы, как горорить: крайний, окончательный , завершающий, финальный, но туфта получается полная, как с точки зрения лингвистики, сути опасений (поскольку причиной для них становятся иные факторы), так и в плане вмешательства высших сил.
шурави
13.10.2008 00:18
А вот любопытно, много ли из присутствующих здесь господ лингвистов, пасторов согласится, к примеру, посетить в одиночку ночью кладбище?
Vintyara
13.10.2008 00:20
2Серега-105:
А Вы, уважаемый, кем работаете?
бывший
13.10.2008 03:20
Вообще-то, насколько я помню, в авиации КРАЙНИЙ это аэродром в Казахстане.
@_vinta
13.10.2008 05:23
27 лет летаю и никаких "крайних" в помине не было.
В "крайнем" случае "заключительным" полет называли.
"Что крайнего нашли, что ли?" говорили в училище.
Вполне унизительно звучало.
Вроде "козла отпущения"
Это, по моему, такая фамильярным форма приобщения к специальности.
Русский язык восприимчив к новым словам.Меняется многое.
Прошу понять правильно, я не против "крайних" и всяких прочих полетов.
Но народ летающий, это не очень суеверные люди, гораздо более полагающиеся на собственные силы, опыт, знания.
Так что я смело могу оценить свой "последний" полет позавчера.
А в будущем, т.е. во Вторник будет "следующий" полет.
Удачи Всем.

Уточним
13.10.2008 07:20
Когда успех или неуспех какого-нибудь дела зависят не только от человека, а от случая - рождаются суеверия.
Любой водитель, например, хорошо знает, что каким бы опытным, внимательным и осторожным он не был, на дороге может случиться все что угодно. Так появляются талисманы, приметы, суеверия, которые постепенно перерастают в "традицию".
Но дело это очень личное, об этом как-то не принято говорить, не принято это "выпячивать". Ведь всем нам бы хотелось, чтобы в любой профессии все зависело от человека, от его профессионализма, а не от каких-то непонятных случайностей. Поэтому когда подобные суеверия начинают "романтизировать", культивировать, считать, что они подчеркивают принадлежность к определенной касте, а если кто-то над этими суевериями смеется, то это воспринимается как личное оскорбление - все это со стороны выглядит очень странно.
Садится, скажем, человек в такси, а шофер ему говорот - ой, нет, вы не с той ноги в салон зашли - не будет удачи на дороге, выйдите и войдите в машину снова. Или, врач, например, заявляет пациенту - вы, батенька, сегодня перед операцией не брейтесь, это у меня примета такая.
леонид шутов
13.10.2008 10:09
Ваничкин!Не внимательно читаешь.Я говорил-На сегодня,
последний вылет.
А слово"Крайний" растиражировали в девяностых журналюги.Ну работа у них такая.
А оскорблять спецов, никто, ВАМ, права не давал.Если топали по бетонке, то знаете, что всё в авиации взаимо связано.И ни один пилот не подымется в воздух без нас.Техноты.У нас работа быть на земле.И ждать, когда последняя машина зарулит на ЦЗ.
А вот когда машина не вернулась с вылета, первыми трясут нас.И даже если не виноваты, чувство вины остаётся на всю жизнь.
oldnavy
13.10.2008 10:23
Последний, крайний, заключительный... Вроде какая разница? Слова-синонимы. Только вот слово последний я почему-то старательно избегаю, еще и других всегда поправляю: не последний, а крайний. Причем делаю это уже неосознанно, как вдолбили мне это инструктора в училище, так и осталось на всю жизнь.
Приметы, какие-то знаки - все это полная фигня, ИМХО.
Но вот почти на всех самолетах где-то в неприметном уголке в пилотской кабине висят иконки-медальоны...
15135
13.10.2008 11:30
Со многими согласен. Если мы говорим по-русски, есть прекрасные традиции и не надо опускаться до абсурда. Как говорил один инженер эскадрильи в Пугачеве "Крайней бывает крайняя плоть, а я последний раз предупреждаю!" То же касается и слова кончил. Уж так его многие избегают в связи с аналогией.
КРАЙНЯКОВ
13.10.2008 11:35
Крайне темна этимология крайнего слова .
Страшно далека она от народа.
Не дай Бог вам увидеть авиаццкий кекс.
Бессмысленный и крайне беспощадный.
Над седой равниной моря жирно прячет крайней плотью быстрой молнии подобный.
То крылом волны касаясь, зы:полет у него крайний вместе с плотью то же крайней.
На крайняк "Край родной на век любимый, где найдешь еще такой.."
Будете крайним?
Буду!
По крайней мере на краю света в своей крайней хате.


OXY
13.10.2008 11:38
леониду шутову.
Журналюги здесь не причем, с 80-х в Авиации и всегда пытались избегать слово последний, особенно если это касалось полетов.
Тут недавно жена танкиста сказала, что у них у танкистов всегда говорят крайний! Я спросил у неё, давно-ли? Она сказала, что всегда! Я не стал спорить, женщина. А что я мог ей сказать? Может это еще с тех пор когда авиацию, при её создании, формировали из специалистов бронедивизионов?
Спилберг
14.10.2008 09:50
вчера читал мемуары В.Помолоды "Полет без возврата" - об угоне Беленко. вот такой фрагмент:
Экипажи, взлетавшие вместе с Беленко, возвращаются и производят посадку. Когда садится крайний (в авиации последнего не бывает) самолёт и заруливает на ЦЗТ...

Помолода закончил СВВАУЛШ в 72, получается, что в 70-х это слово уже прочно было в обиходе.
дамир
14.10.2008 10:28
У меня одноклассник, служивший в спецназе, точно также говорил.
Так что ничего удивительного не вижу. Когда профессия связана с риском, надо же хоть чем-то себя поддерживать психологически. И тот, кто уповает только на профессионализм, на мой взгляд, кривит душой, не желая в открытую признаваться в том, что делает абсолютно те же вещи.
Бача
14.10.2008 10:41
Отношусь с уважением ко всем, к другой религии, к суевериям, но меня никому не переделать: говорил, говорю и буду говорить ПОСЛЕДНИЙ, если это грамотно. Сам выходец из ВВС, сейчас в ГА. Уж простите.
~
14.10.2008 11:29
15135:

Со многими согласен. Если мы говорим по-русски, есть прекрасные традиции и не надо опускаться до абсурда. Как говорил один инженер эскадрильи в Пугачеве "Крайней бывает крайняя плоть, а я последний раз предупреждаю!" То же касается и слова кончил. Уж так его многие избегают в связи с аналогией.

Ну давайте еще ГОЛУБЫЕ погоны (береты) обсудим..........
Неча
15.11.2008 02:58
Неча на ВВС гнать!
За время службы под стратегическими ракетоносцами, закончившейся в конце 80-х, ни разу не слышал "крайний". Это журналюги в конце 90-х "всеобщую" традицию придумали и насадили, а авиаторы сразу надули щёки "да, мы такие, только так и было".
унтер
15.11.2008 03:58
В советское время в истребительной авиации ВВС никто и некогда не говорил - последний.Это традиция или правило - не столь важно - главное чтобы крайний полет не оказался последним.А вообще-то традициям надо учится у моряков - эти ребята уважают себя и свои законы
65084
15.11.2008 07:50
Так какой казачок засланный. считая себя шибко авиационным изголяется над русским языком?
В ВВС не говорили, аэрофлоте не говорили(последние 30 лет), не слышал я и от отца своего-кап2? предлагаю тему закрыть и говорить по-русски.
Алексей Павлович Крынин
15.11.2008 13:13
fighting folkon
15.11.2008 14:05
Короче, кто как услышал впервые, тот так и запомнил. Вот если у мнея преподы (ВВС) употребляли "крайний", мне и запомнилось. Локально в разных местах свой жаргон может быть, ну и ничего страшного. В ГА встречал , что техника СД (или как там правильно в ГА, не помню) называли "тяж", хотя наиболее распространенно - "слон".Ну и что?
Но! Я лично за традиции! Не будем спорить - есть в авиации слово крайний. Что плохого? И хорошо, если в разговоре с незнакомыми людьми я опознаю своего коллегу.
Тут некоторые про "примазаться" говорят - ерунда. К чему примазываться то? Манией величия страдаете? Ну и нравиться человеку это слово - а он не работает в авиации - ну и пусть употребляет, значит любит авиацию, наш человек! Правильно кто-то тут сказал вначале - привкус особый должен быть у каждой профессии. Это здорово, ибо гордость.
А те кто резко против тут высказывался - скорей всего люди. не имеющие к авиации отношения. (мое скромное мнение))))))))
Всем удачи!
Пакс Вирпилов
15.11.2008 19:04
@_vinta:
Так что я смело могу оценить свой "последний" полет позавчера.
А в будущем, т.е. во Вторник будет "следующий" полет.

ИМХО, в точку!
Если количество взлетов = количеству посадок, то "последний" полет - уже не последний и предстоит СЛЕДУЮШИЙ. И дай БОГ, чтобы ВСЕМ и ВСЕГДА он предстоял!
Большой
15.11.2008 19:44
вы знаете, сам думал над всякими условностями и заморочками. ну, то что сказать "полста" порой просто удобней, чем повторять по телефону, если слышимость не фонтан, это понятно.
а вот насчет суеверий - приехал в 82м в Кабул военкор Правды Т.Гайдар, сынок А.П. Гайдара. именно - "сынок", мажорный мальчик. целый адмирал (это не ошибка, именно адмирал)
напросился в Панджшерскую операцию. перед вылетом стал фоткать пилотов, все уворачивались. ему в лоб, прямо сказали - после полетов, после!!!
выкормышу не терпелось, уговорил Войтеховича посниматься. - итог - тот сгорел в вертолете в той операции.
рассказано А.Сурцуковым, ген-мр, начальником управления АА РФ
Позвольте встрять.
15.11.2008 20:54
Летал с 1964г. по 1988г. До 75-го на 21-х, потом по здоровью в на Ан-12 и Ил-76. В 71 работали с "микояновцами", своими ушами слышал как Федотов ворчал на своих за "крайний". В полках этого не было. Потом, где-то в начале 80-х стали много писать про испытателей и выпускники училищ уже постоянно говорили крайний полет. Ничего не имею против, когда дела касается полетов. У всех традиций есть начало, но когда крайний раз, крайний тост, стакан и тд. то это уже перебор. Живу в окружениии нынешних авиаторов и слышу это постоянно.
5678
15.11.2008 21:52
Для VALIKO и таких как он. Люди в это верят, а вы говорите, как хотите.Я сам пришел с ВВС и летаю в ГА.А еще могу вам сказать, что у военных есть третий тост, за тех, кого нет с нами...., а у вас его нет. И дело даже не в том , что он 3-й, или 10-й, а в том , что своих друзей надо вспоминать, есть такая ТРАДИЦИЯ ХРИСТИАНСКАЯ.
bear
16.11.2008 07:34
А ещё я , знаю, перед вылетом не фотографируются. И не свистят в ВС. Это традиции!
Алексей Павлович Крынин
17.11.2008 00:23
2 038

Ненавижу пожелание "удачи". Всегда ненавидел, как-то неосознанно. А недавно прочитал, что слово "уд", на древнем языке наших предков озаначает то что РЕВЕРС пишет с буквы "й". Так что неспроста...
-----


Уж не знаю, чем Ваша ненависть к этому исконно русскому слову "удача" вызвана.

"Уд", о котором Вы ведёте речь, никакого отношения к удаче не имеет. Случайное совпадение букв, а Вы делаете из этого далеко идущие выводы.

Вот две статьи из Краткого этимологического словаря русского языка:

Удача. Собств.-русск. Образовано от удаться по модели дача - древнего образования от дати с суф. -j- (см. дача).

Дача. Общеслав. Образовано с помощью суф. -j- от страдат. причастия прош. вр. датъ: дат-jа - дача, "то, что дано". Это значение сохраняется во всех слав. яз. (ср. др.-русск. дачька - "дар". В совр. значении "загородный дом" является собств.-русск. словом и фиксируется в словарях с XIX в.
Маленькая разбойница
17.11.2008 10:51
2 038

Ненавижу пожелание "удачи". Всегда ненавидел, как-то неосознанно. А недавно прочитал, что слово "уд", на древнем языке наших предков озаначает то что РЕВЕРС пишет с буквы "й". Так что неспроста...

Тоже думаю, что ассоциация со словом "удача" притянута за уши.
Арабский Лётчик
17.11.2008 11:36
Ветка уже автором названа предвзято. Мол, "последний" в авиации не говорят. Как бы это аксиома. Ничего подобного! В моём авиационном окружении "крайний" говорят всего несколько человек из десятков пилотов, с кем я регулярно общаюсь. Я вообще это слово применительно к последнему полёту услышал впервые лет в 35. Где я был до этого - на Луне? Аэроклуб, училище, три разные авиакомпании - всё на Луне. Не стоит суеверия суеверных проецировать на всю авиацию.
Можно, наверное, понять военных лётчиков, особенно в условиях боевых действий. Или испытателей, которые действительно рискуют. Но линейным то пилотам зачем рисоваться? Опасная работа? Расскажите об этом пассажирам, герои!
123




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru