Ил-4:
Прошу откликнуться тех, кто летал на Ту-124 или обслуживал этот самолёт на земле.
Есть несколько вопросов.
Где в СССР (в каких авиаотрядах)эксплуатировались Ту-124?
До какого года эксплуатировались Ту-124 в СССР?
Куда летали?
И ещё. По некоторым сведениям, с Ту-124 связаны две авиакатастрофы в районе Мурманска. Может у кого-нибудь есть информация об этих происшествиях?
Пожалуйста.
12/08/2008 [12:00:31]
НеАноним:
http://aviation-safety.net/dat ...
12/08/2008 [12:25:13]
%%:
Летал на нем только пассажиром. Они довольно активно использовались в Казани, кажется, до 1979 года (их тогда все вместе с Ту-104 прекратили использовать на авиалиниях после одной из катастроф). Рейсы, которые помню (и на которых сам летал): Казань - Москва, Казань - Сочи (Адлер), Казань - Оренбург - Ташкент.
12/08/2008 [12:30:57]
former airman:
http://www.airwar.ru/enc/craft ...
12/08/2008 [12:33:21]
154:
Ту-124 начали возить пассажиров в 1962 г.
Управления, в которых работали Ту-124:
- Московское - Внуково(недолго), рейсы в Мурманск, Ульяновск...
- Северное - Мурманск(недолго), рейсы Ленинград-Мурманск, Мурманск-Киев-Одесса, Москва-Петрозаводск...
- Грузинское - Тбилиси (недолго), рейсы Тбилиси-Кутаиси-Киев-Ленинград, Тбилиси-Минводы, Тбилиси-Донецк-Львов...
- ТУМВЛ - Шереметьево (недолго), рейсы Москва-Стокгольм, Москва-Варшава...
- Эстонское - Таллин- основной до Ту-134, рейсы Москва-Таллин, Таллин-Ленинград, Таллин-Одесса-Симферополь...
- Литовское - Вильнюс - аналогично;
- Белорусское - Минск, параллельно с Ан-10, потом с Ту-134. Рейсы Минск-Москва, Москва-Брест, Москва-Калининград, Минск-Симферополь и т.д.
- Приволжское - Куйбышев, Уфа, Казань (Казань - последняя база Ту-124). Рейсы Уфа-Москва, Куйбышев-Москва, Казань-Москва, Куйбышев-Краснодар и т.д.
- Северо-Кавказское - Минводы, Волгоград. Рейсы Минводы-Москва, Минводы-Пермь, Волгоград-Москва, Волгоград-Симферополь и т.д.
После масового внедрения Ту-134 Ту-124 начали убирать и списывать в начале 70-х. До конца работали в Казани. Летали в Аэрофлоте до сентября 1979 г. Последняя катастрофа (случайный выпуск закрылков на эшелоне чьим-то ребенком)в 1979 и привела к полному выводу машин из эксплуатации. Ведомственные еще какое-то время летали.
На ходу - практически такой же, как Ту-134. У оформление салона 2-й половины серии перешло по регулярной зоне на Ту-134. Шума больше, 12-й ряд - на срезе сопел, звук изрядный. Впереди - как на Ту-134 во 2-м салоне. Основная заслуга - перевод рейсов в Прибалтику с Ил-14 на Ту-124. На остальных направлениях - так, параллельно с другими мшинами. Например, в Куйбышев и Минск летали Ан-10 и Ту-124, в Минводы - Ту-104 и Ту-124, причем позже Ту-124 на 56 мест летали параллельно с внуковскими Ту-154 на 152 места. В Волгоград летали внуковские Ил-18 и местные 124. Вообще, Ту-124 как-то не очень заметно появился (на фоне фурора и победоносного шествия Ту-104, Ан-10, Ил-18 и Ту-114) и так же незаметно исчез. У многих в памяти только аварийная посадка на Неву.
12/08/2008 [12:41:50]
ОДАБ:
Ну почему же только Нева? У меня в памяти больше засела катастрофа 45044.
12/08/2008 [13:02:39]
skyraver:
Летал пассажиром из Ахтубинска в Крым (Гвардейское), самолет был военный.
12/08/2008 [13:15:31]
!Игорь:
Не могу найти инфу по последней катастрофе 124. На эшелоне произошел выпуск закрылок- и это все , что есть в нете. Сам летел на этой машине за месяц, в Ленинград, пацаном еще был. В катастрофе несколько знакомых погибло. Может есть какая инфа- что это было?
12/08/2008 [13:18:45]
Paplaka:
Мне больше всего понравилась модификация СВВП :)
12/08/2008 [13:46:55]
МуХа:
Кроме того, использовался в качестве учебного в ЧВВАКУШе. Я на нем летал на 2-м и 3-м курсах в 77-78-х г.г...
12/08/2008 [18:47:38]
Ил-4:
Всем огромное спасибо!
2 "154"
Вы написали о том, что в Мурманск из Москвы и Ленинграда Ту-124 летали недолго. А с чем это было связано, почему недолго? Заменили другими машинами? Чем не понравился Ту-124 на этом маршруте?
И ещё Вы написали, что Ту-124 в Аэрофлоте летали до сентября 1979. Но я видел фотографию, датированную летом 1980 года, на которой изображён Ту-124 в аэропорту Хельсинки в аэрофлотовской (последней советской) раскраске. Так что, Ту-124 на МВЛ летал, как минимум, до середины 1980 года?
2 "ОДАБу"
Пожалуйста, расскажите поподробнее о катастрофе Ту-124 с бортовым номером СССР-45044. Что случилось и где?
2 "Paplaka"
А что это за модификация - СВВП?
Пожалуйста, напишите кто что знает о катастрофах Ту-124 под Мурманском!!!
13/08/2008 [11:22:24]
TipoG:
Особенно заценил Таллин - Ленинград)))))))))
13/08/2008 [11:28:59]
%%:
Но я видел фотографию, датированную летом 1980 года, на которой изображён Ту-124 в аэропорту Хельсинки в аэрофлотовской (последней советской) раскраске.
---------
В датировке могла быть и ошибка, все-таки более 20 лет прошло. Либо это был какой-нибудь ведомственный самолет.
13/08/2008 [11:31:25]
макс:
А вот так недавно угробили в Рязанской области памятник 124!!!
http://mmb-avia.narod.ru/ryaza ...
Катастрофа в 1979 году была в Тамбовской области рядом с г. Кирсанов
13/08/2008 [11:58:37]
Paplaka:
Десятилетним пацаном видел году так в 80м садившимся во Внучке, мы стояли под глиссадой. Дед удивился: 104й до сих пор летает? Интересная самолетка, в первых машинах на 44 пассажира было аж 5 чел экипажа(летчики-штурман-бортач-бортпроводник). Бомбардировочное прошлое: фонарь штурмана, грунтовое шасси, тормозной парашют (и часть аэронавигационного оборудования). В западном авиационном журнале его фотография сопровождалась подписью типа "русские возят пассажиров на бомбардировщике".
Салонная модификация пришлась по вкусу в ВВС, но этого, видимо показалось мало и генералы захотели вертикально взлетать и садиться (а тогда мода такая была), так на бумаге появились Ту-124 (СПС) с системой сдува пограничного слоя (что, в общем-то, компоновочно напрашивалось) и Ту-124 (СВВП) проект самолета вертикального или укороченного взлета и посадки с подъемными ТРД типа РД-36-35 или РД-36-35П, установленных в обтекателях шасси и в фюзеляже.
Насчет порога в салоне-думаю можно было сделать накаты с обеих сторон или покрасить в яркий цвет. Говорят, техники СД его материли, заправка раздельная, движки неудобно и др.
В целом: красивая машина с выдающимися характеристиками, уютная внутри, но Як-40 отобрал у неё хлеб, как в свое время она забрала часть работы у Ил-14.
13/08/2008 [14:40:12]
!игорь:
что-то я не помню порога и перегородки в салоне. Может на поздних уже не было?
13/08/2008 [20:15:02]
Swans0ng:
http://www.flamber.ru/files/ph ...
13/08/2008 [20:17:43]
АL:
Первая компоновка Ту-124 была на 44 места (об этом и сообщалось выше), вначале шли 2 отсека по 2 ряда по и против полета с типовыми туполевскими стационарными столами. Тогда и было 2 перегородки. Потом все машины переделали на 56 мест одним салоном. На всех машинах центроплан выступал в салон и был "горб", как и на Ту-104. В результате в последней компоновке кресла в этой зоне шли волной, было не очень удобно, да и на "горбу" нередко спотыкались.
Во Внуково были машины:
45005 (потом - в Кирсановском училище)
45006 (перешел в Литовское упр.)
45007 (перешел в ЛитУГА)
45010 (ушел в МАП)
45011 (ушел в СевУГА)
45014 (ушел в Сев-Кав УГА)
45015 (ушел в ЛитУГА)
45017 (списан в 1968)
45018 (ушел в Сев-Кав УГА)
45021 (списан в 1963 после "посадки" на Неву)
45022 (ушел в СевУГА, потом в Сев-КавУГА)
45026 (ушел в ГрузУГА, потом в БелУГА)
45028 (ушел в ПривУГА и разбился в 1965)
45029 (ушел в БелУГА)
45030 (ушел в ЭстУГА)
45031 (ушел в ПривУГА)
45033 (ушел в ЭстУГА)
45038 (ушел в ПривУГА)
45044 (ушел в ПривУГА)
45051 (ушел в ПривУГА)
45066 (ушел в Сев-Кав УГА).
Базировались до 1968 г., потом - перешли в другие УГА, т.к. начали поступать Ту-134.
В Пулково были в общем до 1970 г., когда парк Ту-124 заменили на первые Ту-134:
45011
45022
45057 (списан в 1970)
45058 (потом - ведомств. в МРП)
45059 (ушел в ЭстУГА)
45080
45083 (разбился в Мурманске в 1970)
45086 (разбился в Мурманске в 1965).
Разбились также: 45012 (литовский под Днепропетровском в 1970)
45037 (белорусский в 1975 под Киевом)
45061 (литовский в 1973 в Вильнюсе)
В итоге Ту-124 как тип отработали всего 17 лет. Причем, до конца летали только у Казани. Основной парк списали в 1976-1978 г.г. по мере выпуска Ту-134, который заменил во многом Ан-10 (Кишинев, Сыктывкар, Харьков, Ростов, Куйбышев) и Ту-124 (Минск, Казань, Таллин, Вильнюс, Минводы, Волгоград).
Да, у Тбилиси были 45026, 45047, 45068, 45071, 45089, причем недолго, где-то 4-5 лет. Рейсы из Тбилиси: Сочи, Кутаиси-Киев-Ленинград, Волгоград-Горький, Кутаиси-Донецк, Луганск-Харьков, Сухуми-Днепропетровск-Львов.
У белорусов был на Ту-124 интересный рейс Минск-Казань-Челябинск-Караганда-Алма-Ата, 9 ч.20мин. У литовцев на Ту-124 Вильнюс-Воронеж-Куйбышев-Челябинск-Новосибирск - 9 ч. 5 мин.
13/08/2008 [23:10:53]
забыли:
45044 рейс Львов-Борисполь-Куйбышев?
катастрофа 23.12.1973 под Львовом - пожар после взлета, 17 чел.
13/08/2008 [23:29:53]
Евгений Анатольевич:
Хорошо помню, что на табло расписания в Борисполе в июле 1980 года стоял ту-124 на Тбилиси. А запомнил потому, что в этот день через Харьков несли олимпийский факел и ИЛ-18 из Ленинграда из-за дождя (или факела)посадили в Борисполе. Хотя дождь в Харькове тоже был сильный. А тип самолета в расписании помню очень четко, т.к. он уже был редкий.
14/08/2008 [08:46:15]
нса:
Ту-124 использовали в качестве учебного в ТВВАУЛ, использовали до 84(85) года, затем полностью заменили на Ту-134УБЛ. Летом 1987 года видел как один Ту-124 расконсервировали, облетали(на облете, при пробеге у него загорелось шасси, отремонтировали), а затем он своим ходом перелетел куда то в р- Москвы.
14/08/2008 [09:16:52]
Ил-4:
2 Paplaka:
Простите, я не понял: Ту-124СПС и Ту-124СВВП - это реальные летавшие машины или всё осталось на бумаге и в умах генералов? Если эти самолёты действительно существовали, то, пожалуйста, расскажите, где они эксплуатировались?
И ещё Вы написали, что Ту-124 - выдающаяся машина. Не могли бы разъяснить, чем, по-Вашему, этот самолёт был выдающимся?
2 АL:
Огромное спасибо за информацию!
Если не секрет, Вы имели какое-либо отношение к эксплуатации Ту-124? Может быть, Вы знаете подробности происшествий с Ту-124 в районе Мурманска?
И вот ещё вопрос. Какой самый продолжителный беспосадочный рейс делали Ту-124 в Аэрофлоте? Рейс Москва-Мураманск - не самый ли был продожительный?
И последнее. Сколько бортпроводников было на Ту-124 в Аэрофлоте: один (одна бортпроводница)или два (две)?
2 забыли:
Вы упомянули катстрофу Ту-124 во Львове. Это не тот ли случай, когда на взлёте произошёл обрыв лопатки из-за нарушения технологии изготовления шплинтов? Селяков в своих мемуарах описывал катастрофу Ту-124 по этой причине именно во Львове.
Кстати, кто-нибудь знает, кто в ОКБ Туполева был ведущим конструктором по Ту-124? Не Селяков ли?
2 Евгению Анатольевичу:
Спасибо Вам за Вашу память! Где теперь такую информацию найдёшь.
2 нса:
Если не секрет, на Ту-124, который эксплуатировали в ТВВАУЛ, были установлены какие-либо бомбовые пилоны, держатели и так далее - в общем, бомбовое оборудование? Если да, то использовалось ли оно в учебном процессе: бомбили ли курсанты с Ту-124?
И ещё. На схемах, Ту-124, применявшийся в ВВС, имеет отличный по форме обтекатель РЛС (увеличенный). А в ТВВАУЛ Ту-124 тоже имел отличный от гражданского варианта обтекатель?
Не подскажите, как были окрашены Ту-124, эксплуатировавшиеся в ТВВАУЛ?
Я читал, что в Амдерме, в полку ПВО на Ту-128 тоже эксплуатировали Ту-124 - для тренировочных полётов.
14/08/2008 [11:23:22]
%%:
На мой взгляд (это ИМХО с точки зрения пассажира разумеется) особо выдающимся он не был. Как пассажир, я себя например намного уютнее чувствовал в Ту-134 - его не так "болтает", как Ту-124. О шуме и "горбе" в середине салона тоже уже упоминалось. Проводниц в нем помнится было 2
14/08/2008 [11:34:29]
Paplaka:
Ил-4, здесь периодически поднимаются ветки про этот забытый самолёт, и Вы, похоже, самый интересующийся. Обсуждалось даже, что необходимо, чтоб реанимировать производство. Самое выдающееся в машине считаю совмещение эксплуатации с ограниченых грунтовых полос и "взрослых" скоростей и эшелонов. Из сугубо гражданских машин это совмещали лишь первые В-737/200. А вообще это мое личное мнение и дело вкусов.
Конечно, модификация СВВП это всего-лишь эскизный проект, но тогда казалось: нет ничего невозможного, скоро и на марс полетим. А было бы здорово: инспекция из Москвы взлетает со Чкаловского, летит со всеми удобствами и через полтора часа садится прямо посреди учений Приволжского военного округа, никаких пересадок на вертолеты итд. Модификация СПС, по некоторым сведениям, проходила испытания. Обещаное снижение скорости захода на посадку %15-20, но из-за возраставшего пикирующего момента нехватало запаса рулей.
Неужели в этом крохотном лайнере еще пытались 3 салона городить? Надо было тогда уже компоновать по типу купейного вагона :)
Да, еще с бомберами его роднит диаметр фюзеляжа (от В-29, 2, 9м) и безбустерная жесткая проводка по всем каналам.
Производят ли модели 124го? Похоже, что из-за внешней схожести со 104м, нет.
SwansOng, на ссылке, которую Вы разместили чуть выше, по остеклению похоже, это 104?
Есть предложение перенести общение на ветку "любителей Туполя"???
14/08/2008 [14:14:49]
пассажыры:
На мой взгляд (это ИМХО с точки зрения пассажира разумеется) особо выдающимся он не был. Как пассажир, я себя например намного уютнее чувствовал в Ту-134 - его не так "болтает", как Ту-124. О шуме и "горбе" в середине салона тоже уже упоминалось. Проводниц в нем помнится было 2
в 62 году ту134 не было, зачем сравнивать?
Выдающееся - самый быстрый на средних, впервые- ТВД.
14/08/2008 [14:56:47]
Dizel:
Отвечу за нса, если он не против.
Я летал на 124 в ТВВАУЛе на 3-м курсе в 1982 году. Половина курса летала на 134 в Тамбове, наша рота на 124 в Энгельсе.
Большинство самолетов было передано из ЧВВАКУШа, это были Ту-124УБШ с демонтированным штурманским оборудованием в салоне, в переднем багажнике стояли "Рубины", которые иногда работали.
Бомбодержателей не было, полетов на бомбометание в КУЛПе не было. Летали по кругам и на маршрут.
Окрашены были так:
http://tvvaul.narod.ru/tv8332.jpg
В нашей эскадре был гражданский борт, летать на нем было сказочно - отличные (после скамеек УБШ) сиденья и - работающая кухня!
Самолет превосходный, быстро осваивался, имел замечательный девайс - посадочный щиток, который позволял исправлять ошибки на посадке.
После него пересаживаться на Ту-16 было совершенно ненапряжно - кабины очень похожи.
14/08/2008 [15:34:41]
%%:
SwansOng, на ссылке, которую Вы разместили чуть выше, по остеклению похоже, это 104?
---
Да нет, это как раз-таки Ту-124. У Ту-104 стойки шасси заметно выше, да и остекление как раз-таки такое, как у Ту-124.
пассажыры:
На мой взгляд (это ИМХО с точки зрения пассажира разумеется) особо выдающимся он не был. Как пассажир, я себя например намного уютнее чувствовал в Ту-134 - его не так "болтает", как Ту-124. О шуме и "горбе" в середине салона тоже уже упоминалось. Проводниц в нем помнится было 2
в 62 году ту134 не было, зачем сравнивать?
Выдающееся - самый быстрый на средних, впервые- ТВД.
-----
в 62 году конечно не было :-) тут возразить нечего.
Посадка на грунтовые полосы - это конечно нечто :-) Довелось садиться на нем в Оренбурге, на тогда еще грунтовую полосу. В иллюминаторе кроме бурой "взвеси" вообще ничего не было видно :-)
14/08/2008 [15:57:50]
serega:
дизель , а еще есть фотки? В инете таких не встречал.
14/08/2008 [20:36:10]
AL:
Из того, что я знаю, максимум в воздухе у Ту-124 - 2ч.40мин.
Был рейс Вильнюс-Волгоград-Ашхабад-Ташкент. От Волгограда до Ашхабада -2-40. В обратном рейсе (понятно, на запад) на этом участке была еще одна, 3-я посадка - в Баку.
Как просто пассажир я ничем Ту-124 для себя не выделял. В первых наших легендарных Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114 было шумно и были зоны, в которых вибрации и шум просто изводили. С учетом того, что эти машины выполняли и очень продолжительные рейсы, от перелетов надо было отходить несколько дней, вполне серьезно. Именно поэтому в аэрофлотовских кассах был специальный справочник с компоновками и с указанием самых спокойных зон (никакого бизнес- или 1 класса не было по определению и спецпублику сажали на лучшие места). Рейсы типа Москва-Челябинск-Красноярск-Хабаровск-Петропавловск (18ч.) на Ил-18 в 5-6-х рядах, Москва-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (13ч.) на Ту-104 в 19-20-х рядах, Новосибирск-Омск-Уфа-Ростов-Сочи (11ч.) на Ан-10 в 6-7 рядах, Москва-Хабаровск на Ту-114 (8ч.) в 8-10 рядах сейчас просто не имеют аналогов и теперешние возгласы о шуме в Ту-134 кажутся невинным капризом. В Ту-124 было немного тише, сам летал на 45040 в 12 ряду на срезе сопел, но в принципе все было так же негуманно. А Ту-134 и Ил-62 сразу поразили тишиной и совершенно иными ощущениями после полета.
А так в памяти последний рейс на Ту-124 из ШРМ в Таллин, доп. на 45033, когда все рейсы уже были на Ту-134 в ноябре 1976 г. вечером. Салон - первоначальный, с сетками, сидел на 2В, почти тихо, мягкий свет от бра на перегородке, очень уютно, сели прекрасно. После посадки не мог понять, где мы ехали и остановились, т.к. старый аэровокзал был очень близко. Оказалось, что мы сели впотьмах в густом тумане, автобус из а/п полз наощупь. Зауважал! После этого (а рейсов многие сотни) в таких условиях садился только на Ту-134 в Симферополе и 737-400 в Женеве. Но в болтанку на Ту-124 (как и на Ан-2!) я не попадал. Так что машина абсолютно достойная, но слава - примерно как у Титова после Гагарина.
Да, исправляю собственную неточность по компоновке на 44 места: 1-я кабина - 3 ряда, 2-я кабина - 2 ряда, салон - 6 рядов.
14/08/2008 [23:53:12]
Ил-4:
2 Paplaka:
Честно говоря, даже не знал, что Ту-124 мог использовать грунтовые ВПП. Вот это да! Действительно, выдающийся самолёт.
Интересно, а как В-737-200 умудрялся взлетать и садиться на грунтовые полосы? Вы ничего не путаете? Он же двигателями прктически по полосе елозит - насосётся всякой дряни с грунта. Я читал в журнале "Airliners" о В-737-200 АК "Alaska Airlines". На двигателях самолётов этой АК в свое время ставили систему сдува постороних предметов с полосы перед двигателем. Вы это имели в виду? Если да, то, по-моему, даже с такой системой В-737-200 долго с грунта не полетал бы. Расскажите, пожалуйста.
По поводу переноса темы на ветку "Любители Туполя" даже не знаю, что сказать. Боюсь, малыш Ту-124 "затеряется" на фоне своих более молодых и удачливых братьев - Ту-134 и Ту-154. Для такого специфического самолёта, как Ту-124, мне кажется и ветка должна быть своя.
По поводу моделей. Насколько я знаю, модели Ту-124 никто не выпускает. Я даже задумал сделать модель Ту-124 из набора "Ту-134" фирмы "RusAir". А что? Самая трудоёмкая носовая часть фюзеляжа у Ту-124 (последних серий) и Ту-134 одинакова - остальное попробую сделать сам.
2 пассажыры:
"...впервые- ТВД"
Вы, наверное, имели в виду ДТРД? На Ту-124 стоял первый отечественный двухконтурный двигатель - ДТРД, а ТВД, обычно, расшифровывается как турбовинтовой двигатель.
2 Dizel:
Спасибо за информацию!
Если не секрет, как далеко летали курсанты ТВВАУЛ на Ту-124 по маршруту? И куда?
Если можно, расскажите, пожалуйста, как летали курсанты: на каком кресле, сколько обычно взлетало курсантов, кто был за штурмана и так далее? Случались ли какие-нибудь происшествия во время учебных полётов?
Всегда ли использовался подфюзеляжный посадочный щиток при посадках? Не попадал ли на него мусор сполосы из-под передней стойки?
И действительно, есть ли у Вас ещё фотографии Ту-124?
2 AL:
Спасибо!
Вы очень точно подметили, что известность Ту-124 сродни известности Германа Титова на фоне Юрия Гагарина.
Нет ли у Вас информации по самолётам (где эксплуатировались) со следующими бортовыми номерами: СССР-45032, СССР-45068, СССР-45069, ССССР-45070, СССР-45092, СССР-45093, СССР-45095?
Может быть, Вы знаете, чем отличались модификации Ту-124 и Ту-124В? Только лишь носовой частью фюзеляжа? С какого бортового номера пошла модификация "В"?
Хотелось бы спросить у Вас, как летавшего на Ту-124 пассажира: кормили ли в полёте на Ту-124? Стюардессы (кстати, сколько их было, не вспомните?) что-нибудь разогревали? Говорят вон, что кухня была.
Попадал ли Ту-124 в, так называемые, "воздушные ямы"?
Товарищи дорогие, ну, может, кто-нибудь что-нибудь знает, слышал о катастрофах Ту-124 в районе Мурманска? Пожалуйста!
15/08/2008 [11:06:24]
%%:
Вы, наверное, имели в виду ДТРД? На Ту-124 стоял первый отечественный двухконтурный двигатель - ДТРД, а ТВД, обычно, расшифровывается как турбовинтовой двигатель.
----
Да, на Ту-124 стоял двухконтурный двигатель Д-20П, кстати, это был первый в мире самолет такого класса с двухконтурными двигателями.
Насчет разогревания еды не помню, если честно. В основном на нем летал на маршруте Казань - Москва, это всего лишь час полета, там скорее всего кроме минералки ничего и не предлагали.
Нос стали делать укороченным начиная с 11-й машины. Модификация "В" появилась позже - убрали столики и вместо 44 мест стало 56.
15/08/2008 [12:10:17]
KAW.:
Для Ил-4:
По запрашиваемым Вами бортам у сеня следующая информация:
СССР-45032 - 2350902
1967 - на АРЗ-407ГА оборудован улучшенными средствами навигации и
посадки
Северо-Кавказское УГА
Нальчик, установлен в парке
СССР-45068 - 207-й ЛО, 2-я АЭ, Москва (Шереметьево)
СССР-45069 - 4351506, 207-й ЛО, 2-я АЭ, Москва (Шереметьево) (1965)
Татарский ОАО, Казань (Основной)
Орск, памятник (установлен кон. 1970-х)
СССР-45070 - 207-й ЛО, 2-я АЭ, Москва (Шереметьево) (1965)
СССР-45092 - 207-й ЛО, 2-я АЭ, Москва (Шереметьево) (- 1968)
Харьковское ГАПП, Харьков (Сокольники) (2005)
СССР-45093 - 207-й ЛО, 2-я АЭ, Москва (Шереметьево) (-1968)
СССР-48095 - 1350304, ЛИИ, Раменское
По моим данным, первым Ту-124В является
СССР-45054 - Ту-124В, с "Путь-4МСК, сопряжённой с VOR и ILS (1964) и аппаратурой
СР-34/35 и СР-36 (1965) экспортный
207-й ЛО, 2-я АЭ, . Москва (Шереметьево) (-1968)
18.05.1967 из-за разгерметизации вынужденная посадка на аэр. Одесса
Таллин (Эстонское ПО
К сожалению заводской номер неизвестен.
По мурманским катастрофам мне известно следующее:
10.11.1965 - при заходе на посадку, в р-не Мурманска катастрофа СССР-45086. 32 чел.
погибли
29.11.1970 - катастрофа в р-не Мурманск (Мурмаши) СССР-45083. 11 чел. погибли
Для Игоря:
Про кирсановскую катастрофу:
29.08.1979 - в р-не Кирсанова катастрофа СССР-45038 (3351003) Татарского ОАО по причине
непреднамеренного выпуска закрылков на эшелоне 9 000 м (КВС Г.Воробьёв, 2/п
Г.Афонин, шт Г.Пономарёв, б/м П.Стадник. б/пр-к Н.Лобашева и 58 пасс.
погибли)
15/08/2008 [12:21:07]
Paplaka:
Ил-4, а Вы стендовик? Интересное дело затеяли. В-737/200 видел фотку, как он сел на гВПП в африке, пыли много, но она как-то минует воздухозаборники(на фото). Шасси было низкого давления, всё это продолжалось недолго, поскольку и в СССР и на западе интенсивно вводились в строй новые бетонки взамен грунта.
Очень интересная инфа по использованию этой машины в штурманских училищах!
Мне было бы любопытно сравнить экономику Ту-124В и истребителя Як-40 керосина (24местного). Уже забыл, как это делается...
15/08/2008 [13:00:23]
AL:
В Ту-124 была нормальная большая кухня с духовым шкафом, кормили в больших рейсах, но я такими рейсами не летал (рейсы из Москвы были в пределах 2 ч.- Вильнюс, Минск, Таллин, Куйбышев, Уфа, Казань, Минводы, Волгоград, Ульяновск, Паланга, Ставрополь, Элиста, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Брест - и вроде все. Хотя когда-то был рейс СКУ Внуково-Харьков-Минводы), а дальние с посадками - из Вильнюса, Минска и т.д.), знаю о питании от людей, летавших продолжительными рейсами. Кухня была впереди направо от передней двери, первые иллюминаторы в общем ряду были в кухне. Пассажиры в салон шли через кухню. Бортпроводников было всегда 2. В любом случае, в больших рейсах как минимум для экипажа всегда шло горячее питание (в отличие от Як-42 в советское время, когда не только пассажиров, но и экипаж не кормили: самолет делали, как сельский, и для рейсов по 4 часа там ничего не было, ни кухни, ни столиков в креслах. Экипажи мучались от сухомятки с холодной газировкой, а недовольным грозили тем, что спишут).
"Удлинненная" носовая часть (как у 45005) была на первых машинах. Из-за жалоб на плохой обзор от пилотов сделали просто: носовую часть "опустили" вниз по шпангоуту перед пилотской кабиной, т.е. представьте, отрезаем носовую часть и сечем плоскостью под углом (кажется, 3 градуса) к вертикали и приделываем назад. Конструктивно сопряжение, конечно, выглядело не так примитивно, но исходная мысль была реализована именно эта и обводы позволяли обеспечить сопряжение "наклоненной" носовой части с передней частью фюзеляжа. Если посмотреть на носовую часть Ту-124 или Ту-134, то увидим, что плоскость сопряжения стеклянного носа с фюзеляжем находится не на вертикали, под углом. Т.е. нос как таковой не укорачивали, т.к. в этой зоне сидел штурман и все сделали так, чтобы рабочее место никак не изменялось.
Ту-124В - машины, которые сразу делали на 56 мест и с салоном, который потом перешёл на Ту-134 практически без изменений. На первых машинах были сетчатые полки, бра на перегородках, не было индивид. освещения и вентиляции.
Про машины с указанными номерами смогу поведать из дома, попозже.
А вот куда летали Ту-124 МТУ из Внукова - не знаю, мал был тогда. Знаю только Мурманск, Ульяновск. Видимо, был Таллин, т.к. эстонцы получили свои машины позже.
От "воздушных ям" не застрахован ни один самолет, независимо от размеров. Могу лишь вспомнить, что у меня самые жуткие болтанки были на Ту-114, В777, Ил-96 и А310.
15/08/2008 [13:12:50]
нса:
Ил-4:
В ТВВАУЛе Ту-124Ш, раскраску можешь найти в нете, есть несколько слайдов, но HD я с компа снял, чистить от вирусов отдал, позднее. Было несколько штук просто Ту-124, салонов. даже в аэрофлотовской окраске. На б/м Ту-124 по моему не летали, а точнее, что бы узнать, зайди на ветку "Тамбовкое ВВАУЛ-6", ребята подскажут. Не помню Ту-124Ш с пилонами, но то, что на нём они могли устанавливатся, точно, я даже их, снятые видел. В ЧВВАУШе с Ту-124 на полигоне бомбили. Обтекатели, как и на Ту-134Ш увеличены, т.к. там другая РЛС стояла: "Рубин" или "И".
=Я читал, что в Я читал, что в Амдерме, в полку ПВО на Ту-128 тоже эксплуатировали Ту-124 - для тренировочных полётов.=
Кроме Амдерме, Ту-124Ш, для тренировки штурманов , по моему 4 шт. были в Клину, точно количество не помню, их я не застал, я там уже на Ту-134 летал. Раскраска обычная, как в ЧВАКУШе и ВВАУШе, только салоны были раскрашены под аэрофлот.
Д-20П можешь во всей красе посмотреть в Политехническом музее, он там выставлен.
15/08/2008 [13:21:55]
пассажыры:
ТВД- ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ...так вроде...
15/08/2008 [13:49:57]
пассажыры:
Вы, наверное, имели в виду ДТРД? На Ту-124 стоял первый отечественный двухконтурный двигатель
ТВД- ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ...так вроде...
15/08/2008 [13:50:46]
%%:
Сокращение ТВД чаще применяется для турбовинтовых двигателей.
15/08/2008 [13:57:44]
KAW.:
2 пассажыры:
Турбовентиляторный - ТВВД
15/08/2008 [14:20:42]
Dizel:
Вот еще:
http://tvvaul.narod.ru/tv8379.jpg
http://tvvaul.narod.ru/tv8349.jpg
Вот "Рубин"
http://tvvaul.narod.ru/tv8373.jpg
Ваш покорный слуга на фоне взлетающего 124:
http://tvvaul.narod.ru/tv8341.jpg
Летали курсанты так:
http://tvvaul.narod.ru/tv8346.jpg
В начале смены загружается весь экипаж (3-4 курсанта, инструктор, штурман, б/и и радист)в самолет и пошли по очереди с правой чашки по маршруту - взлет, полет по маршруту, заход, посадка. На рулении - смена. После второй посадки - заправка, старт-завтрак и снова на маршрут.
http://tvvaul.narod.ru/tv8380.jpg
Из самолета не вылазили всю смену, если не твоя очередь лететь - спишь. Штурман, радист и б/и дрыхнут всю смену, когда набрались опыта - то и инструктор после взлета идет спать. Наиболее опытные летали вдвоем - два курсанта. Самолет очень прост в управлении!
На маршруте сидишь один - включил АП, пошел в штурманскую кабину, настроил РСБН, стрелочка подошла - связь с РЦ, стрелочка подошла - поворотный. ЛЗП выдерживали тоже по РСБН.
На посадку заходишь на оборотах, скорость чуть выше, чуток ниже глиссады. Прижимаешь пониже к полосе, подошел к Т - щиток на выпуск! Только пошел щиток -скорость резко начинает падать, энергичненько добрал, щиток на уборку - и уже сел. Щиток долго выходит - 11 сек. полный выпуск, но нам много не надо - только скорость погасить, да чтоб РП не увидел, а то получишь на разборе.
Конечно, щиток не всегда нужен, только если промахиваешься. Никак туда мусор попасть не может, откуда такие сведения?
Вообще-то щиток присобачен для увеличения крутизны глиссады при посадке на аэродромы с ограниченной схемой - в горах, например.
Доклад закончил.
http://tvvaul.narod.ru/tv8336.jpg
15/08/2008 [14:35:14]
AL:
2Dizel: RESPECT! Вы - Настоящий!
Слов мало, но сколько за ними!
Спасибо!
15/08/2008 [16:19:32]
Paplaka:
Присоединяюсь в восторге! Вообще, давайте не дадим ветке засохнуть? Самолет и Люди этого заслуживают.
15/08/2008 [16:33:16]
Victor N.:
2 AL:
на Ил-18 в 5-6-х рядах, Москва-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (13ч.) на Ту-104 в 19-20-х рядах
Мне кажется, ты перепутал ряды (или самолеты):
это на Ту-104Б самые удобные/тихие ряды были 5-6-й, а на Ил-18 как раз в хвосте был маленыкий и относительно тихий "закутОк", куда еще и не всегда пускали - 19-20 ряды.
15/08/2008 [18:51:25]
!игорь:
спасибо за фотки! парашют не выпускали?
15/08/2008 [23:17:21]
ОДАБ:
2 Victor N.
Если читать внимательно, то ясно что AL как раз указывает самые шумные места.
16/08/2008 [06:32:05]
Ононем:
Обалденная ветка! UP
16/08/2008 [11:29:45]
Ил-4:
2 KAW:
Огромное спасибо за информацию! Если не секрет, Вы имели отношение к эксплуатации Ту-124? Очень подробная у Вас информация.
"...29.11.1970 - катастрофа в р-не Мурманск (Мурмаши) СССР-45083"
А здесь, по-моему, Вы ошибаетесь. Дело в том, что в 1970 году аэропорта Мурмаши ещё не было. Он был пущен в эксплуатацию лишь в 1974 году. До этого пассажирские самолёты использовали аэродром совместного базирования Килп-Явр - примерно два часа на автобусе от Мурманска.
Так что, я думаю, обе "мурманские" катастрофы произошли в районе Килп-Явра. Там в то время, если не ошибаюсь, базировались Су-9 941 ИАП 10-ой Армии ПВО.
По поводу "кирсановской катастрофы". Расскажите, пожалйста, как мог произойти "непреднамеренный выпуск закрылков" на эшелоне? Здесь уже упоминали о том, что, вроде бы, дети виноваты. Это тот самый случай?
Кстати, не подскажите, где ремонтировались Ту-124? В Харькове? В Минске?
2 Paplaka
"Ил-4, а Вы стендовик?"
Да есть немного. Но грандиозными достижениями похвастать не могу - времени нет.
"В-737/200 видел фотку, как он сел на гВПП в африке, пыли много, но она как-то минует воздухозаборники"
Там снизу перед кромкой воздухозаборника был выведен патрубок, по которому поступал сжатый воздух от какой-то ступени компрессора. Вот эта струя воздуха и должна была, по замыслу конструкторов, сдувать мусор в сторону от воздухозаборника. Но, насколько я знаю, затея себя не оправдала, иначе бы сейчас все Боинги и Эрбасы были бы вооружены такой "штуковиной".
2 AL:
Так это точно, что носовые части всех модификаций Ту-134 полностью аналогичны Ту-124?
Буду ждать от Вас информации по машинам с указанными бортовыми номерами. Заранее спасибо!
По поводу "воздушных ям". Из детства осталось впечатление, будто бы самолёты той поры, в том числе и ту-124, постояно "ходили вверх-вниз", как по ямам. На Ту-134 и Ту-154 такого не замечал. Вот чтоя имел в виду.
2 нса:
Уточните, пожалуйста, все ли Ту-124, использовавшиеся в учебных заведениях ВВС СССР, имели увеличенный обтекатель РЛС или только те, которые использовалисьдля обучения штурманов? Ведь ЧВВАУШ - это штурманское училище, а ТВВАУЛ - училище лётчиков. Так что, и там, и там использовали Ту-124Ш?
По поводу Д-20П. Я знаю, что он выставлен в Политихническом музее. В детстве, по наивности, даже пытался "снять" на память лопатку с компрессора - посетителей почти не было. Видимо, с тех пор Ту-124 засел в голове.
2 Dizel:
Спасибо за уникальные фотографии и за информацию!
По поводу щитка. Мне казалось, что на пробеге весь мусор из-под пережней стойки летел в щиток - он же между двигателямибыл расположен. Или щиток на пробеге был уже убран.
Дело в том, что я не видел, как использовали щиток на Ту-124. А вот Ту-134 (первой модификации, без буквы) садился с выпущенным щитком. Судя по картинкам, муср из-под передней стойки мог попадать на тормозной щиток. Или я опять что-то напутал?
И кстати, расскажите, пожалуйста, как использовали тормозной парашют? Всегда ли его выпускали? В училище-то кто его подбирал с полосы - курсанты? Я читал, что аэродромные работники были очень недовольны Ту-104 - приходилось подбирать его парашют, порою, с грязной мокрой полосы. Парашют был тяжёлый, неуклюжий и, естественно, весь в грязи. Вот такая романтика.
16/08/2008 [11:32:15]
AL:
2Victor N.: Перечитал свою писанину и из нее и следут, что я имел в виду самые неблагоприятные места. Это Вы и подтвердили. Я прекрасно помню стремление осведомленных при покупке билета или при рассадке на свободные забраться в хвост в Ил-18, Ту-114 и вперед в Ту-104:). Ту-124 в этом плане был и потише, и рейсы у меня были только короткие.
Можно еще дополнить, что на Ил-18В и далее - на всех 3-й салон был самым-самым, 17-19 ряды в компоновке на 89 мест и 110 мест, 18-20 при компоновке на 100 мест. На части Ту-104Б в 70-х была компоновка на 115 мест, когда в самой шмной зоне, в хвосте убрали гардеробы и урезали туалеты, разместив там доп. 21-24 ряды (21 ряд полный, далее по правому борту 3, 3 и 2 и по левому 2, жуть).
2Ил-4.
Насчет болтанки ничего нового не скажу, а детские ощущения от Ил-14, Ил-18, Ту-104 все-таки не самые объективные. В последних рейсах на Ил-18 пытался их вспомнить, но уже не получалось, летел и летел. А раньше родители силой затаскивали меня в Ил-18 в промежуточных аэропртах, т.к. я орал дурным голосом, что я не долечу и умру (пакетов на борту не хватало :)). А "вверх-вниз" выразительно было на Ту-114: на некоторых машинах автопилот плохо держал машину на заданном эшелоне и летели, как по мервой зыби, плавно вниз - плавно вверх, за 9 часов из Хабаровска уматывал по полной. Но это - немного другое, не связанное с турбулентностью. А вот А320 над Европой часто, особенно летом над горами часами ходит ходуном, тот же Ту-154 идет гораздо спокойней.
По носой части. Естественно, я имею ввиду штатный стеклянный нос. Он перешёл с Ту-124 в "укороченном" исполнении на Ту-134, что абсолютно логично в связи с известной историей о переделке Ту-124 в Ту-124А и далее в Ту-134. Задел, оснастка, отработанный процесс, обкатанная аэродинамика, а зрительно можно сравнить по фотографиям. Машины с нестеклянным носом пошли позже и шли в основном на экспорт, хотя и в этом случае речь только о варианте отработанной конструкции. Безусловно, могли и должны были быть какие-то изменения при переходе с Ту-124 на Ту-134, но это - обычная рутинная работа для конструктора по отработанной базовой конструкции.
По машинам (хотя вроде уже отписали, но выдам, что есть):
45032 с 16.11.1962 в СКУ ГА всегда до 1978 г.;
45068 - был в Тбилиси, потом у Казани до конца; потом - памятник в Орле;
45069 - был в ТУМВЛ в ШРМ, потом - в Куйбышеве, потом у Казани, т.е. в ПривУГА до конца;
45070 - был в ТУМВЛ в ШРМ, потом - неизвестно, скорей всего осел в каком-то ведомстве;
45092 - был в ТУМВЛ, потом - в ПривУГА, списан в 1980;
45093 - был в ТУМВЛ, потом в Минске, потом у Казани до конца
45095 - в Аэрофлоте не работал, сразу попал в 223-й ЛО и списан в 1982 г. (после 45025 с.н.2350705 для 223 сделали 45095 с.н.2350706 и 45135 с.н.2350707, потом пошёл 45026 с.н.2350801).
Кстати, на Ту-124 тоже был тормозной парашют. Видел лишь 1 раз посадку Ту-124 с парашютом, как ни странно - в Симферополе (там Ту-104 очень часто садились с парашютом, но как сподобился маленький на вполне приличную старую ВПП - ?).
16/08/2008 [13:47:36]
AL:
Да, обнаружил, по-моему, самые продолжительные беспосадочные перелеты в рейсах на Ту-124:
рейс 5503 Казань-Сочи, 3 часа.;
рейс 5519 Казань-Смферополь, 2 ч. 55 мин.
Хотя получается, что реально в воздухе максимум - те же 2-40, т.к. по расписанию "отправление" - начало движения после запуска двигателей, "прибытие" - отключение двигателей после посадки
16/08/2008 [14:10:03]
Pit.:
2 Ил-4, Дизель и Ал
Спасибо за ветку! Куча полезной информации!
Ил-4, скажите, хотите написать что-то для какого-то журнала? Если да - подскажите для какого, чтоб вовремя купить :-) А Вы читали, что по поводу этого самолёта писал его Главный конструктор Л.Л.Селяков? (правда, он кажется был не первым его Главным конструктором). В любом случае всем заинтерисованным рекомендую его книгу "Тернистый путь в никуда". Там, кстати, есть и пара слов про аналоги этой машины.
Отдельное спасибо за фотографии.
З.Ы. Модель этого самолёта никто крупным тиражом не выпускает, может только какая вакуха, смола или ЛНД. Цена до небес, качество никакое. Чертежи толковые тоже мне не встречались. Статьи про эту машину были опубликованы в следующих изданиях:
КР 98/11 Стр3-8+Обложка, АиК 9.99 Стр.46-48, АиК 8.06 Стр.3 (АиК - Авиация и Космонавтика, КР- Крылья Родины).
С уважением, Pit.
17/08/2008 [19:13:42]
Ил-4:
2 Pit:
Да нет, к сожалению, никаких планов публиковать где-либо что-либо, посвящённое Ту-124 у меня нет. Во всяком случае пока. Сами можете видеть: информацией я, увы, не владею. В таких условиях ничего путного не выйдет.
Зато у меня есть интерес к этой машине, к истории её эксплуатации, да и к тому времени, когда Ту-124 был «рабочим пони» Аэрофлота. А времечко для отечественной авиации было, во истину, золотое!
Книги Селякова я читал. Действительно, очень интересно и откровенно написаны. Мне кажется, Селяков был ведущим конструктором по Ту-134. Он, как раз, в то время перешёл в ОКБ Туполева из разогнанной мясищевской «фирмы».
Модель Ту-124 никто не вып