Сегодня, 11 мая 2008 года Краснознаменному Севастопольскому ордена Кутузова III степени отдельному морскому штурмовому авиационному полку (бывшему 43-му апиб, 43-му ИАП) исполнилось 70 лет !!!
Вот, что пишут по этому поводу на мэйл.ру:
Морские «орлы» из Гвардейского
10.05, 08:50 РИА «Новости»
Сразу после Дня Победы отмечает свой праздник боевая часть, необычная по своей истории, местоположению и задачам. Ныне она именуется 43-ий отдельный морской штурмовой авиаполк, а в советские времена называлась 43-им Севастопольским Краснознаменным ордена Кутузова истребительным авиационным полком (ИАП).
Сформирован он был 11 мая 1938 года под Киевом. На вооружении стояли «ишачки» последнего предвоенного выпуска — И-16 и И-153. На них в первые минуты Великой Отечественной войны полк вступил в схватку с бомбардировщиками, шедшими на украинскую столицу. За год тяжелейших боев летчики сбили 67 фашистских самолетов, но и сами несли потери.
В многомесячном сражении за Сталинград полк совершил более 1600 боевых вылетов, прикрывая пехоту, переправы через Волгу, сопровождая наши бомбардировщики и штурмовики.
После переформирования в Сибири полк получил полсотни новеньких «Яков». Личный состав части пополнился летчиками с дальневосточных рубежей. «Ястребки» бились с врагом в небе Кубани и Донбасса, на юге Украины. Только с сентября 1943 г. по март 1944 г. было сбито 170 немецких самолетов. При освобождении Крыма за три дня жестоких боев были разгромлены асы люфтваффе из группы «Удет», а полк удостоен почетного наименования «Севастопольский», о чем свидетельствует надпись на памятнике советским воинам на знаменитой Сапун-горе.
С южных фронтов 43-ий ИАП перебросили для участия в наступательных операциях в Белоруссии и Литве; полковое знамя было увенчано орденом боевого Красного Знамени. Наконец, за образцовое выполнение задания командования при взятии Берлина часть была удостоена редкой коллективной награды — ордена Кутузова. Были в ней и свои Герои Советского Союза. В местном Музее боевой славы один из стендов посвящен уникальному пилоту-истребителю, произведшему два воздушных тарана в одном бою.
Всего за четыре года войны «ястребки» произвели более 13, 5 тысяч боевых вылетов, уничтожив более 450 самолетов врага в воздухе и 50 — на аэродромах, большое количество живой силы и техники вермахта.
В послевоенные годы полк находился в составе Группы советских войск в Германии; в 1953 году был перебазирован в Тукумс (Латвийская ССР). Летчики показывали высокие результаты в ходе учений, освоив реактивные МиГи. Через 15 лет, летом 1968 года, полк (уже истребительно-бомбардировочный) получил ответственное задание — помочь укрепить обороноспособность и безопасность дружественной Монгольской народной республики. Тогда многие военнослужащие были награждены монгольскими орденами и медалями.
В июле 1990 года авиачасть вернулась к местам боевой славы в Крыму; в поселке Гвардейское она разместилась уже в качестве гарнизона морской авиации Черноморского флота.
Наступал драматичный период распада СССР, его Вооруженных Сил. Тогда, в 90-е годы, сузилось геополитическое поле России, наши военные покинули объекты на Кубе и во Вьетнаме, все новые страны Центральной и Восточной Европы включались в орбиту НАТО. Оборону черноморского побережья страны стремились ослабить, выдавливая российскую эскадру из Севастополя.
В одном из немногих оставшихся гарнизонов вне России дело шло фактически к развалу: не поступало топливо и энергоресурсы, не было запчастей, пошли перебои с продовольствием, денежным содержанием. Ощущалось давление со стороны экстремистских элементов из крымских татар, стремившихся разыграть карту «репрессированных сталинским режимом» и занимавшихся самозахватом земель. Командование и личный состав 43-го Отдельного морского штурмового авиаполка сумел противостоять прессингу и попыткам поставить её под желто-голубое знамя.
Кстати, из этого необычного полка авиаторов, помогающих морякам, вышли и два космонавта. Оба — с драматичной судьбой. Валентин Бондаренко входил в первый отряд космонавтов; он погиб буквально за месяц до старта своего товарища Юрия Гагарина, проходя тренировку в барокамере. А офицер Георгий Добровольский командовал экипажем, успешно работавшим на первой орбитальной станции «Салют» и трагически погибшем при спуске на Землю.
Лет десять назад довелось побывать в Гвардейском по приглашению командования части. Собственно, поводом для прилета нашей группы было затягивание вопроса с обновлением авиатехники: на переброску новых СУ-24 на полуостров не давали «добро» украинские власти. Пролетая через Анапу, мы видели эти машины, стоящие на аэродромном поле в полной готовности. А в крымском поселке познакомились с офицерами и техниками, которые с нетерпением ждали «сушки», гордились, что крепят боевой потенциал Черноморского флота, охраняя морские границы на юге России, с уважением рассказывали о дружелюбии местного населения. Кстати, ряд из офицеров после завершения службы, как начштаба полка Николай Карпушкин, «оседают» в поселке с полутысячным населением.
Два десятка боевых машин 43-го полка являются сегодня основой ударной авиации российского Черноморского флота; наряду с базой в Каче здесь совершенстуются в пилотаже молодые офицеры морской авиации России. Кроме того, по словам замполита Алексея Григорьева, именно в Гвардейском приземляются машины, на которых посланцы Звездного городка и зарубежные кандидаты на полеты в космос проходят затем морские тренировки на выживание.
Ныне на торжества по случаю 70-летия полка в Гвардейском ждут авиаторов и моряков, ветеранов и парламентариев, делегации из Чувашии и из Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. О многом с гордостью и светлой печалью вспомнят, о многом задумаются. Например, как реагировать на стремление Киева присваивать гарнизонные земли, соглашениями сохранённые за Россией до 2017 года.
Оригинал:
http://news.mail.ru/politics/1 ...
А вот здесь немного подробнее про этот замечательный полк, с небольшим количеством фотографий:
http://forums.airbase.ru/2005/ ...