А Ежов по-прежнему директор и подписывает приказы:
http://atcm.ru/full_news/184#1
Значит Либер-зингер-шухер еще не взял власть в свои руки!
Все форумы |
Авиационный |
Сослуживцы |
Авторские |
↓ ВНИЗ |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← На главную страницу |
Все форумы |
Авиационный |
Сослуживцы |
Авторские |
Реклама на сайте | Обратная связь/Связаться с администрацией |
Позволю себе ещё немного загрузить форумян раритетным чтением.
"ЧУЖИЕ КООРДИНАТЫ"
СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОМ НЕБЕ ГРОЗИТ ПОТЕРЕЙ СУВЕРЕНИТЕТА
'Красная звезда',
№ 287 от 22 декабря 1998 года
'Коммунизм' по-магадански
Ничем не примечательная дата - 6 апреля 1995 года - наполнилась новым содержанием благодаря двум росчеркам пера. В тот судьбоносный день генеральный директор государственного регионального предприятия (ГРП) 'Магаданаэроконтроль' В. Либов и президент американской компании 'ARINC International Incorporated' (в дальнейшем просто АРИНК) Дж.Пирс подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились об организации каналов связи между аэропортом 'Сокол' и Анкориджем, а также о куда более масштабном проекте: внедрении технологии CNS/ATM на Дальнем Востоке. АРИНК выступал в качестве продавца.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. Технологией CNS/ATM принято называть концепцию развития новейших систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения (ОВД) - детище Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Включает она в себя 42 основные задачи стоимостью сотни миллионов долларов каждая. Эксперты неспроста окрестили ее 'технологическим коммунизмом': столь длительна, сложна и дорога ее реализация. Даже американцам - и тем она пока не по карману. Цитирую рабочий документ Российско-американской координационной группы по ОВД: 'Переход к CNS/ATM во внутреннем воздушном пространстве США не начнется приблизительно до 2008-2013 гг.'.
Мы - не какая-то задрипанная Америка, нам коммунизм строить не впервой. В 1996 году были подписаны два контракта общей стоимостью 949.600 долларов США. Один - согласованный с первым заместителем директора Федеральной авиационной службы (ФАС) В. Галкиным, другой - утвержденный Н. Зобовым (ныне - заместитель гендиректора Госкорпорации по ОВД). Компаньоны так спешили в светлое будущее, что задолго до официальных контрактов состоялся первый демонстрационный полет 'Боинга-747'. Первый зам. Либова господин А. Шуваев отрапортовал Зобову об исключительно положительных его результатах, после чего работа закипела с новым размахом. В период с 15 ноября по 15 декабря 1996 года была произведена серия из 33 демонстрационных полетов с участием авиакомпаний United Airlines и Japan Airlines.
Аппетит приходит во время еды. Вошедшие во вкус герои технического прогресса положили глаз уже на весь Северо-Восточный регион, Красноярский край... Как вдруг явился ревизор - в лице экспертов Счетной палаты. Будь, читатель, терпелив: тернистым, но верным путем двинемся по следам этой проверки.
Прежде всего отметим: контракты, подобные 'магаданским', должны предваряться соответствующим правительственным распоряжением. Поскольку такового не оказалось, международная воздушная трасса Анкоридж - Юго-Восточная Азия, частично проходящая над российской территорией и технически уже подготовленная к эксплуатации, создает опасный прецедент. Ситуация сродни истории с 'МММ': государство тогда столь же отстраненно взирало на происходящее. Нынешняя его безучастность грозит неизмеримо худшими последствиями - дезинтеграцией системы ОВД.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. Система ОВД предназначена для регулирования использования воздушного пространства (полеты, стрельбы, взрывные работы, пуски ракет), управления воздушным движением (УВД), контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства (ИВП), рационального распределения воздушного пространства в интересах экономики и обороны, охраны интересов государства, безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности. ОВД - стратегическая государственная система двойного, военно-гражданского назначения. В ведении Минобороны находятся полное государственное регулирование ИВП, охрана госграницы в воздушном пространстве и контроль за соблюдением правил ее пересечения воздушными судами, а также контроль за ИВП.
Более предметно о российской системе ОВД (эксперты оценивают ее состояние как близкое к катастрофическому) мы еще поговорим. Пока же вернемся к 'магаданскому' эксперименту: в нем как в капле воды отразилась вся нынешняя неразбериха - отнюдь не районного масштаба. Это по существу пробный шар. Вектор возможного развития событий.
В ходе упоминавшихся уже демонстрационных полетов цифровые сообщения 'борт-земля' передавались через спутниковые линии связи: самолет-наземная станция спутниковой связи ИНМАРСАТ (тихоокеанское побережье США) - центр обработки данных в сети АРИНК в Аннаполисе (атлантическое побережье США) - Лос-Анджелес - Аляска - Магадан - аэропорт 'Сокол'. По УКВ-радиосвязи: самолет - аэропорт 'Сокол' - Магадан - Аляска - Лос-Анджелес - Аннаполис - Лос-Анджелес - Аляска - Магадан - аэропорт 'Сокол'.
Цепочки эти не случайно привожу целиком: доля российского участия в системе связи не превышает 10 (!) процентов. Более того, весь процесс обработки информации производится на территории США с использованием программного обеспечения АРИНК, недоступного для российских потребителей.
(То, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. По-своему замечателен пункт контракта 3.1.l.d., где АРИНК обязуется обеспечить '2.400 бодовое подключение CNS/ATM EIA коммутатора, расположенного в ГРП 'Магаданаэроконтроль', к модему Продавца в Анкоридже, Аляска, США, через которое Продавец имеет возможность дистанционного доступа к рабочему месту CNS/ATM для дистанционного решения проблем программного обеспечения'. Прямо-таки клиническое гостеприимство. Добро пожаловать, господа!).
Дальнейшая логика проста до неприличия: не располагая необходимыми каналами связи с командными пунктами и постами ПВО, система не может функционировать без использования соответствующих систем и центров США. А функционирует она, что совершенно естественно, в американской координатно-временной системе (момент принципиальный - возьмем его на заметку!). Все это. Резонно заключает счетная палата (что потом подтвердил и Комитет по безопасности Госдумы), наносит ущерб интересам национальной безопасности России и фактически ставит под контроль США воздушное движении в Дальневосточном регионе.
Кстати сказать, ни один центр ОВД в самих Штатах так и не заинтересовался 'товаром' АРИНКа. Ни одна страна - член ИКАО не намерена использовать эту систему как основную в ближайшие годы. Есть на то веские основания: попреки бодрым докладам из Магадана демонстрационные полеты сопровождались серьезными неполадками.
Из отчета Japan Airlines: 'За период демонстрации у нас было семь (7) случаев сбоев связи с Магаданским центром УВД' (приводятся подробности). Далее: 'Магаданский центр УВД вынужден был собирать информацию... от других центров УВД российского Дальнего Востока'. Аналогичные примеры - в отчете РГП 'Чукотаэроконтроль'. К сказанному добавим, что время задержки сообщений достигало одной минуты при эксплуатационных требованиях ИКАО не более 10 секунд.
Есть ли оно вообще - здравое объяснение происходящему? Может, коммерческая выгода? Это смотря для кого: АРИНК уж точно не внакладе. Тестирование и отладка сетей передачи информации на территории США, доработка программного обеспечения, дополнительное обучение пилотов авиакомпании United Airlines, организация новых полетов - все это исключительно за российский счет.
Добавим сюда же контрактные цены на оборудование, превышающие в 2 - 3 раза мировые. Оплату предоставленных АРИНКом каналов связи - 14.482 доллара в месяц (для сравнения: аналогичные услуги крупнейшей международной организации SITA оцениваются менее чем в $ 1.000). С чего это вдруг господин В.Либов и Књ ударились в безудержную благотворительность? Что за интерес (такой ли уж бескорыстный?) за всем этим стоит? Можно лишь догадываться...
Самому Владимиру Моисеевичу выводы Счетной палаты решительно не понравились. Настолько, что дошло до сатисфакции. И хотя Арбитражный суд трех (!) инстанций иск 'Магаданаэроконтроля' не удовлетворил, скандальчик был налицо. Особая пикантность ситуации в том, что почти год назад, в январе. Дальневосточная транспортная прокуратура возбудила против В. Либова и его первого зама А. Шуваева уголовное дело по ст.285 УК РФ ('Злоупотребление должностными полномочиями'). Что, как видим, не мешает гендиректору и его правой руке вести заразительно деятельный образ жизни. А меж делами бороться за честный и чистый облик.
'Эка невидаль, - скажет искушенный в перипетиях нынешней жизни читатель. - В нашем удивительном государстве и не такое возможно'. В чем, безусловно, будет прав. Только ведь и я не заканчиваю на этом свое повествование.
Кривая большого пути
Оставаясь вполне адресным явлением, 'магаданский' эксперимент, повторюсь, выходит за рамки 'отдельно взятого' случая. Не только в силу своих исключительных последствий, но и потому, что нечто похожее в принципе могло произойти где угодно. Рано ли, поздно ли произошло бы по той простой причине, что российская система ОВД в нынешнем ее виде и состоянии не могла не родить подобного уродца. Если проводить аналогию и дальше, отметим: в столь 'интересном' положении она оказалась не вдруг.
Еще в 1952 1965 годах были разработаны предложения по созданию единой государственной системы ОВД и установлению единого порядка использования воздушного пространства. Реорганизация шла с переменным успехом и затянулась на десятилетия. Первый ее этап завершился в 1983 году. Результат, как нередко у нас водится, оказался прямо противоположным задуманному: постановлением Совмина № 1126 в стране утверждалась двухведомственная система ОВД (с гражданским и военным секторами).
Второй этап начался с выходом в апреле 1990-го постановления Совмина № 430 (через год появился указ президента СССР № УП-1766). Конечным итогом преобразований должна была стать единая государственная вневедомственная система ОВД, подчиненная Госкомиссии по ИВП и УВД (Госаэронавигаиня) при Совете министров (впоследствии - Росаэронавигация). Однако развал СССР поставил на этих планах крест.
Проблема же осталась. Попытки наскоком ее решить (точка отсчета третьего этапа - 1992 год) не только не принесли желаемых результатов, но, наоборот, вернули систему ОВД на позиции 1983 года. Организационное ее несовершенство по-прежнему мешало эффективно использовать воздушное пространство в интересах экономики и обороны, обеспечивать безопасность полетов, надежно контролировать небо. Тогда же наметилась еще одна опасная тенденция: растаскивание гражданского сектора субъектами Российской Федерации, авиакомпаниями и предприятиями.
Центробежные процессы ускорил финансово-экономический обвал. Только для 'поддержки штанов' системе ОВД требовалось примерно 600 миллионов долларов в год. У хозяина, то бишь государства, с наличностью было туго. Выход оставался один: перевести систему ОВД на самоокупаемость и самофинансирование - за счет средств, получаемых за аэронавигационное обслуживание воздушных судов. Что и было (весьма своеобразно!) сделано в 1994 году постановлением Правительства РФ № 424. А именно: на новые финансово-хозяйственные рельсы стали переводить гражданский сектор. Военных же оставили загибаться на дохлом бюджетном пайке.
(Во что это вылилось - чуть позже. Пока ограничусь напоминанием: именно в то время прокатилась волна преступного самоуправства: авиапредприятия безнаказанно отключали в военных центрах ОВД электроэнергию, связь, теснили 'должников' в погонах с занимаемых площадей. Трудно - возможно ли вообще - дать всему этому нормальное определение?).
Между тем в чиновничьих кабинетах вызревали решения, призванные сделать военный сектор ОВД этаким свадебным генералом. Коему при случае не грех на дверь указать. Случай такой скоро предоставился в виде постановления Правительства РФ № 583 от 14 мая 1996 года. Точнее двух его пунктов - первого и одиннадцатого.
В первом на созданную Федеральную авиационную службу (правопреемницу департамента воздушного транспорта Минтранса и Росаэронавигации) возлагалось 'осуществление государственного управления гражданской авиацией и ОВД, а также выполнение специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функций в этих сферах'. Пунктом одиннадцатым создавалось федеральное унитарное предприятие по ОВД, основанное на праве хозяйственного ведения (Госкорпорация). Утвердить его устав надлежало ФАС.
Так наступил четвертый этап 'реформирования'. По сути это был тихий переворот. Мало того, что Минобороны, военный сектор ОВД здесь даже не упоминались. Если буквально понимать написанное, кровные их функции отныне передавались ФАС. Большей глупости нельзя было придумать! Но если бы лишь в ней одной было дело... Подобная казуистика, пусть даже и частично реализованная, очень опасна. Особенно когда попираются законы, когда важнейшие для страны, ее безопасности решения принимаются без обязательного в таких случаях участия Министерства обороны (Генерального штаба). Нужно отдать должное воен- ному ведомству: оно сразу же забило треногу, последовательно отстаивая государственные (отнюдь не ведомственные!) интересы. Предложения с оценкой ситуации направлялись в Минтранс, Росаэронавигацию, правительство, ФАС. Изложенную в них позицию поддержали Совет безопасности и Совет обороны. Вот лишь некоторые выдержки.
16. 05. 96 г. Первый заместитель министра обороны РФ генерал армии М. Колесников - председателю Правительства РФ В.Черномырдину:
'Перевод на самофинансирование и самоокупаемость лишь гражданской части системы приведет к одностороннему развитию и модернизации только одной этой половины... Военная часть системы УВД начнет значительно отставать в техническом отношении от се гражданской части.
Кроме того, такой подход может поставить под срыв становление и развитие Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства... Не исключено, что в этом случае вся модернизация может быть осуществлена путем оснащения системы техническими средствами иностранного производства... Под вопросом не только совместимость технических средств гражданской и военной частей системы, но и адаптация всей системы УВД к военному времени.
Учитывая изложенное, Минобороны России считает, что Госкорпорацию по ОВД необходимо создавать как единый вневедомственный военно-гражданский орган, осуществляющий свою деятельность в основном на принципах самоокупаемости и самофинансирования'.
10. 06. 96 г. Секретарь Совета безопасности РФ О. Лобов - Президенту РФ Б.Ельцину:
'Вокруг единой системы УВД страны сложилась ситуация острого кризиса, чреватого серьезным ущербом обороноспособности и национальной безопасности России, ее суверенитету в собственном воздушном пространстве... Минобороны фактически отстранено от выполнения специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функций в воздушном пространстве России... Реализация постановления... блокирует создание единой автоматизированной радиолокационной системы на базе отечественных средств двойного назначения...
Полагал бы целесообразным поручить Правительству РФ внести в постановление от 14 мая 1996 года № 583 (пункты 1 и 11) согласованные с Советом безопасности и Минобороны изменения...'
5.07.96 г. 'Поручение Президента РФ № Пр-1548. В. С.Черномырдину. Прошу учесть предложения Совета безопасности РФ и Минобороны РФ и внести изменения в пункты 1 и 11 постановления Правительства РФ от 14 мая 1996 года № 583. Б. Ельцин'.
8.07.96 г. 'Минтрансу России (Н. П. Цаху), Минобороны России (М. П. Колесникову) для исполнения поручения Президента Российской Федерации от 5 июля 1996 г. № Пр-1548. Прошу доложить с проектом ответа Б.Н. Ельцину до 26 июля 1996 года. В. Черномырдин'.
И что? А ничего. Лишь в мае 1997-го (!) во исполнение поручения (одновременно в его же нарушение - вновь за спиной Минобороны) ФАС направляет в правительство свои предложения. Страсти вокруг ОВД не утихают. Появляются новые действующие лица. Министр обороны генерал армии И. Родионов, начальник Генштаба генерал армии В. Самсонов, его первый зам. генерал-лейтенант Н. Пищев продолжают отстаивать известную уже принципиальную позицию. Глас вопиющего в пустыне!
Зато перехвативший инициативу ФАС развивает бурную деятельность. Отдаются новые приказы, поручения, распоряжения. Под шумок идет ползучий захват Госкорпорацией имущества и активов госпредприятий по ИВП и УВД, полномочий, отнесенных законодательством к компетенции Минобороны. Обилие ведомственных нормативных актов лишь усугубляет правовую неразбериху, размывает ответственность должностных лиц.
Можно поражаться точности прогнозов, изложенных в докладных записках высших руководителей Минобороны и Совбеза: именно по такому мрачному сценарию пошло развитие ситуации.
Капкан для русского медведя
Объективности ради отметим: в последнее время произошли и некоторые позитивные, так сказать, подвижки. Аномальность происходящего стала уж слишком очевидной, чтобы и дальше закрывать на нее глаза. 18 июня этого года постановлением Правительства РФ № 605 было утверждено 'Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации'. Стало быть, лед тронулся? Спешить не нужно, подобное утверждение было бы слишком оптимистичным.
Читая сей долгожданный документ, невольно вспоминаешь известный тезис о том, что нельзя быть немножко беременной, - тут уж одно из двух. При некоторой своей фривольности образ весьма точный: половинчатое, расплывчатое в ключевых формулировках 'Положение...' больше напоминает декларацию о намерениях, хотя и, безусловно, хороших. Увы, оно не дает главного - четко выраженных основополагающих признаков системы ОВД как единого организма.
А именно. По-прежнему отсутствуют единый финансово-хозяйственный механизм, общая технология работы военных и гражданских специалистов. В условиях, когда центры ОВД не оснащаются системами двойного, военно-гражданского назначения, нет смысла говорить и о единой технической политике. Наконец, еще одна (последняя в этом ряду отнюдь не по своей значимости) проблема: отсутствие единой административной подчиненности и общего субъекта правоотношений. Иными словами, единого юридического лица.
Нельзя не заметить и явного диссонанса между самим постановлением № 605 и его 'Приложением'. Трудно постичь глубину замысла тех, кто готовил означенное постановление. Читаем: 'Установить, что государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют: Министерство обороны РФ (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) - полное государственное регулирование использования воздушного пространства...' Далее по тексту.
В переводе на общепонятный язык смысл опуса в следующем: главный орган комплексного военного управления страны - Генеральный штаб фактически отстранен от регулирования ИВП, эти полномочия переданы одному из управлений главкомата ВВС. Таким образом, важнейшие оборонные вопросы, связанные с ОВД, теперь можно будет решать без согласования с Генштабом - еще один саженный шаг к дезинтеграции...
Организационно-функциональная схема нынешней системы ОВД столь сложна и запутанна, а нормативно-правовая база ее столь противоречива, что и специалист сломит ногу. Хотя даже неспециалисту видны слишком уж явные нестыковки. Вполне допускаю: именно на них завязаны реальные интересы конкретных людей. Если это так, многое становится понятным. Тогда влиятельные чиновники ФАС будут биться до последнего, дабы сохранить статус-кво. Чтобы и дальше устанавливать свои правила игры.
В условиях больной экономики узколобый ведомственный эгоизм дает особенно разрушительные метастазы - нынешнее состояние ОВД можно сравнить с предынфарктным.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. При уменьшении потока воздушного движения на 40 - 50 процентов его безопасность в России за последнее десятилетие снизилась в сравнении с аналогичными показателями стран - членов ИКАО с 1, 4 до 2 раз. Около 70 процентов эксплуатируемых технических средств имеют продленный или уже выработанный ресурс. Доля тяжелых авиапроисшествий из-за неудовлетворительного состояния системы достигла 50 процентов. По вине служб ОВД происходит треть всех катастроф. При сохранении ситуации риск тяжелых авиапроисшествий в России к 2005 году превысит средние показатели стран - членов ИКАО в 5-6 раз.
Одна из острейших на сегодня проблем - техническое обустройство системы ОВД. Решать ее можно по-разному. Либо ориентируясь на отечественного производителя, либо отдавая предпочтение закупкам за рубежом. Первый вариант означает размещение заказов на российских предприятиях (что уже крайне важно). Именно он позволяет создать единую, по-настоящему действенную систему ОВД двойного назначения, которой потребуется минимум времени для перехода с мирною положения на военное: мобилизационные ресурсы будут заложены в ней самой.
Второй вариант, естественно, все это перечеркивает. Более того, для оборонной безопасности страны он откровенно опасен еще по одной причине. Любое утверждение о якобы исключительно мирном характере той или иной системы ОВД, в какие бы красивые одежды оно ни рядилось, - от лукавого. В лучшем случае это самообман.
Используемые в современной гражданской авиации радионавигационные спутниковые системы (в том числе задействованное в 'магаданском' эксперименте оборудование типа FANS-1 и FANS-2) основаны на так называемом принципе автоматического зависимого наблюдения (АЗН). Суть его в том, что данные о местонахождении самолета и всех его перемещениях службы ОВД получают с борта самого воздушного судна. Наземная аппаратура не в состоянии обнаружить его самостоятельно! Достаточно самолету 'замолчать', как он тут же становится невидимым. Что у него при этом 'на уме' (и на борту) - вопрос далеко не праздный, особенно при форс-мажорных обстоятельствах.
Критическая ситуация может возникнуть, и если системой АЗН будет оборудовано российское воздушное судно. Такой самолет нетрудно 'ослепить': ключи от кодовых задержек - в руках владельца системы. Сказка для легковерных? Если бы...
Во время ставшей уже хрестоматийной 'Бури в пустыни' США 'выключили' гражданский сектор ОВД всего региона (за исключением Израиля), пользующегося американской радионавигационной спутниковой системой GPS. По 'странному' совпадению в тот же момент 'забастовала' такая, казалось бы, мирная овечка, как французская автоматизированная система УВД фирмы 'Thomson'. В итоге работа иракских диспетчеров была полностью парализована, авиация оказалась 'слепой', результат 'Бури' хорошо известен.
Есть у этой проблемы и другой - без преувеличения, стратегически важный аспект. Одним из главных источников, обязательным условием государственного суверенитета (если, конечно, речь не о 'банановой' республике) является координатно-временная система страны. В России она создавалась столетиями, начиная с эпохи Петра Великого. Сил и средств было трачено немеренно!
На сегодняшнюю геодезическую систему координат целиком завязаны народное хозяйство и оборона. Все аэродромы, воздушные и морские суда, все боевые системы, в том числе Стратегические ядерные силы. Одним словом, ВСЕ, включая российскую радионавигационную спутниковую систему ГЛОНАСС.
У истоков ее стоял известный академик М.Решетнев. Гордость отечественной науки, созданная подвижническим трудом тысяч и тысяч советских людей, ГЛОНАСС призвана была осуществить технологический прорыв в XXI век. Судьба ее, как, впрочем, и судьба взрастившей её страны, весьма драматична. К началу 90-х работу ГЛОНАСС обеспечивали 27 космических спутников. Нынче их осталось 13. Скоро будет всего лишь 11:
Дело не в национальной гордости как таковой, хотя за державу и обидно. Главное в другом: в последние годы в Россию (свято место пусто не бывает!) все более активно просачиваются американские радионавигационные космические системы АЗН (GPS). Которые, понятно, работают в американских геодезической (WGS-84) и временной системах. Которые, что тоже понятно, осваивают российские просторы не сами по себе: ползучей этой экспансии открыто потворствует ФАС. 'Магаданский' эксперимент - своего рода локомотив...
Последствия такой экспансии могут оказаться катастрофическими. Жесткая зависимость от координатно-временной системы другого государства будет означать одно: последовательную привязку к ней промышленной и военной инфраструктур. Переход на новые эталоны. Полное раскрытие дислокации всего и вся. И тогда, не исключаю, все мы когда-нибудь проснемся гражданами без страны. Если, конечно, вообще проснемся. Если какой-нибудь 'вероятный друг' не прихлопнет угодившего по собственной глупости в капкан грозного когда-то русского медведя...
* * *
Пока суд да дело, 'великий магаданский почин' держит курс на небеса обетованные. Полет нормальный. Уже и сертификационные хлопоты начались. Уже и в 'Программе развития и модернизации системы УВД в Северо-Восточном регионе РФ', принятой в марте этого года и утвержденной первым замом директора ФАС В. Галкиным, эксперимент заявлен главным приоритетом.
Есть в этой программе поистине революционный вывод о том, что 'воздушное пространство Северо-Восточного региона не представляет интереса для Министерства обороны и авиации Вооруженных Сил, что дает возможностью проведения экспериментальных работ без влияния на обороноспособность и национальную безопасность страны'.
Вот те раз... Чем же это мы хуже других? Иностранные самолеты-разведчики, например, очень даже нашим Дальним Востоком интересуются. Как прежде летали, так и теперь - 300 самолето-вылетов в год. О чем и спешу уведомить господина Галкина сотоварищи, дабы внести ясность в этот вопрос. Воздушных границ России они, правда, не нарушают. Во всяком случае, пока...
ВЛАДИСЛАВ ПАВЛЮТКИН
16/02/2007 [12:32:11]