Слово крайний прижилось в очередях потому , что за последним не занимают. В эпоху длинных очередей , когда продавец объявлял "за последним не занимать" , на этого последнего остальные , не успевшие, смотрели как на врага народа (в ликеро-водочных так вообще писец), поэтому к последнему у народа презрительное отношение. Все легко отзывались на слово крайний, который не последний. А также негатив из-за применения этого слова в лексике " последний в соревнованиях, строю, на очереди и пр." Зачем летчикам негатив?
27.02.2008 17:19
Ну никто ж на матросов не обижается за "кАмпасс" вместо "компас" ;-)
зы. "Мы говорим не штормы, а шторма, слова выходят коротко и смачно... Ветра, не ветры сводят нас с ума, из палуб выкорчовывая мачты" (С)
scorpions
27.02.2008 17:21
Позорный список слова "последний-яя-их":
-сигарета,
-бутылка,
-рюмка,
-трешка (ну или сотня сегодня),
-капля бензина, керосина,
-силы,
-шлюха,
-блядь,
-гад,
-трус
и хотя многие из этих вещей в нашей жизни не последние, но мы все равно их так презрительно называем. Так что "дай бог не последний..."
AK
27.02.2008 17:59
По морскому не кАмпасс, а компАс.
Морская авиация тоже так говорит, а через морскую авиацию это произношение проникло и в прочую авиацию, и часть лётчиков не морских тоже способна сказать "компАсный курс".
andy
27.02.2008 20:21
дурацкое слово...
лично у меня оно вызывает просто дикое раздражение. употреблял его (да и то, всегда пытался обойтись без него) только в разговорах со своим первым инструктором (дай Бог ему здоровья!) и только в отношении полетов.
а так плюю на все предрассудки и перекосившиеся морды лица особо рьяных употребителей этого слова, и спокойно говорю "последний" :))) ессно в т.ч. и про свои полеты.
предрассудки и суеверия - фтопку.
вы еще иконки начните в кабинете вешать, как это делают некоторые идиоты в машинах, в надежде что их спасут не подушка и ремень (которым они не пользуются), а иконка :)))
SKYPAN
27.02.2008 20:30
756
1994 год, аэродром Средняя Ахтуба. Пилот, получивший уже пенсионные документы сказал: "Ну, последний раз перед пенсией слетаю" - в этот полёт убился.
Я был свидетелем этого.
Так, что на счет суеверий...
Вы эту лапшу, насчет своего свидетельства, приберегите для детских садов и младших классов.
Пилота, получившего на руки, по Вашим словам, "...пенсионные документы...", никогда никакой авиационный начальник в плановой не нарисует и в полет не выпустит.
Потому как он уже отсутствует в списках летного состава.
Это касается в равной степени как ГВФ, так и ВВС.
Так что...
Бока
27.02.2008 20:37
Крайней может быть только плоть, а вылет "заключительный", "завершающий", "предидущий"..., короче, простое упражнение для юных филологов, каковыми простые мужики в основном не являются, вот и талдычут:"крайний, крайний..."
питон
27.02.2008 22:15
andy:
"ессно", "фтопку"
Будьте последовательным, коли боретесь за чистоту языка. "Крайний" - хоть какую-то смысловую нгрузку несёт, а ваши "падонские" изыски? Изначально это был стёб далеко неглупых людей, но....
Про иконки: не богохульствуйте.
53
27.02.2008 23:36
2 Юному филологу Бока
ПредИдущий - это ты мощно задвинул, я бы сказал офаллологительно:)
27.02.2008 23:44
Моряки говорят "компАс", потому что они первыми стали ими пользоваться. По сути, лучше знают, как это слово произносить, являются носителями этого термина. "КОмпас" - закрепившееся просторечие. Ударения в словах гуляют за одно поколение, а флот полон древних традиций.
Ударения в иностранных словах переносятся особенно часто. Потому что люди их не чувствуют. Заимствовав из одного языка, скажем, греческого, через поколение могут вообразить, что оно латинское, а потом французское, немецкое, наконец, английское. Вслед за модой и геополитикой.
К примеру, в 30-50-е навязывали московский выговор и аканье. Так говорили многие дикторы. Московское "дожжь" навязывается и теперь, хоть в Питере всегда произносили четко и буквально "дождь". А Питер это русская столица в течение веков. Написание закрепилось, когда Питер был мозгом России.
Слово "крайний" это суеверие, используется просторечно неправильно. Никакая давняя традиция его не охраняет. Но не пройдет и пары поколений, это недоразумение в речи могут закрепить. И худшее бывает теперь с языком. Меня это не радует, потому что люди и так слишком часто не понимают слов, которыми пользуются, а врожденное чувство языка таким запретом на слово "последний" разрушается.
pit79
28.02.2008 00:05
А о чем спич-то?
Нормальное слово, ... авиационное ...
Я вообще до сих пор, хотя и закончил со службой 14 лет назад, говорю только
-крайний
-пассатижи
-контровка
-стремянка
- и т.д.
Ну, а кому не нравится, так ничего страшного!
Живут же и ТАКИЕ люди!
Без обид ...
Парашютист
28.02.2008 00:09
А десантники и парашютисты относятся к слову "крайний" также, с уважением. Это традиция ! Как и многие другие авиационные. И мы их чтим. Не нами придумано, не нам и передумывать. И зачем об этом спорить. Вот почему пилоты не фотографируются перед полетом? Я был свидетелем одной забавной ситуции, когда служил техником самолета после института. На летно-тактических учениях молодой комсомольский вождь (прибыл только из политучилища)для стен газеты перед вылетом сфотографировал летчика, которому я помогал одевать ИПС около самолета. Что с ним было ? Он пытался убежать. Его достали три удара кислородной маской по спине, потом он споткнулся и упал (физика была слабовата по сравнению с пилотом). Его фотоаппарат был разбит в дребизги. Его личная "фотография" не успела пострадать остановили....Ситуация была воспринята с пониманием. Не зная традиций не суйся в сферу деятельности. На флоте никто не имеет право сесть а командирское (капитанское) кресло на мостике. И при входе на мостик говорят "Прошу разрешения..", а не разрешите войти.
Чтите традиции, это дисциплинирует.
С уважением,
28.02.2008 00:41
Это лишь свидетельство, что дурной пример очень заразен. "Традиции" нет и четырех десятков лет, видимо. Хотя правильно называть это суеверием.
Скобарь
28.02.2008 00:48
Не надоело куйней маяться?
Влад Щерба
28.02.2008 03:31
Тема интересная, хотя, в основном, для языковедов. Но, имхо, (тоже словцо!)каждый, кто считает, что родной язык - это язык "падонкоф", мягко говоря, заблуждается. Уважать его все обязаны, кто на нём изъясняется. И то, что часто обращаются именно авиаторы на этом форуме к острым местам речи, я считаю хорошим тоном. Обидно, что есть те, кто называет любовь к роднму языку "маяться куйнёй".
Попутно вспомним, как меняют свою смысловую окраску слова "голубой", "садись"... Слово "блондинка" постепенно становится оскорбительным... Мне, например, слух режет, когда с "голубого", опять же, экрана какой-нибудь надутый "слуга народа" важно произносит: "...в ДВУХТЫЩЩ восьмом (пятом-десятом) году..." Что происходит?
С уважением
В.Щ.
Андрей 65000
28.02.2008 04:10
Простите меня за вопрос:
Влад Щерба, а ВЫ как-то принадлежите авиации?
У Вас есть в прошлом учеба, полеты?
Простите, что я усомнился.
Просто, в данной полемике я верю Скобарю, а не Вам.
Правда, я так думаю, что ни Даль, ни Ожегов, ни Хренпузаков здесь непричем.
Традиции в авиации есть, уж более века. А хфилологи могут и несоглашаться,
умно споря по поводу: красиво или некрасиво слово "крайний". Эстеты, блин.
Чукча
28.02.2008 07:04
А вот у "англичан" в языке нет слова "крайний" в значении "последний". Их-то авиации что делать :) ?
А вообще традиция есть традиция. Ну раздражает кого-то, ну и что? И этот тоже нормально...
БЧП
28.02.2008 07:51
По моим наблюдениям слово "крайний" больше употребляется в военной авиации. Так на нашем аэродроме совместного базирования это слово неукоснительно употребляли друзья, летающие на Су-17, летавшие и в те времена (80-е годы)гораздо меньше нас, гражданских (правда в Афгане они свое наверстали..). Но их полеты были наверное больше наполнены риском по своей специфике, отсюда и большее суеверие. Среди своих гражданских собратьев я особого предпочтения слову "крайний" не замечал да и сам так не говорил. Как-то было не до того, пахали по 6 дней подряд, 7-го выходного дня ждали как манну небесную, саннорму вылетывали до 20-го. Не говоря уже про "химию".. Короче говоря, была рутинная работа (в хорошем смысле) и не до особых суеверий. Золотые времена..
Ну, а сын употребляет это слово с курсантских лет (закончил ЧВВАКУШ, летает на Ан-22).
Прочнист
28.02.2008 08:09
Вставлю свои две копейки.
Мне кажется, что это слово стали употреблять где-то с конца семидесятых годов. Лично я услышал его в первый раз от молодых выпускников Ачинского ВАТУ. Было очевидно, что они им бравировали, и это резало слух. Солидные мужики в нашем полку такой "куйней не маялись".
Никогда я не слышал слова "крайний" в смысле последний от летчиков или техников старшего поколения (а кое-кто из них еще участвовал в "китайской командировке") или от преподавателей. Все спокойно употребляли выражения "в последнем полете" и т.п. А вот применительно к очереди слово крайний употребляли. Или в выражении "крайний случай" в смысле предельный случай.
horse427
28.02.2008 09:11
8 лет уже не летаю(ГВФ), но слово "крайний" никак из мозга не уберу, само "вытекает" :)
А кому слух режет-идите все найух
28.02.2008 09:17
Жуткая провинциальность! В наихудшем смысле.
Как в очереди: "Хто крайний?"
Было мнение (без обид!), что среди летчиков всегда много украинцев (и отличных летчиков, заметим) и это выражение - "южное". Ну, не говорят в Центре России и на Северо-Западе "крайний" - в очереди "кто последний?"; не "под расчет", а "без сдачи"; не "базар", а рынок и т.п.
28.02.2008 09:17
kg
28.02.2008 10:16
филологов можно не уважать, но правила соблюдать надо.
а то будете летать на машЫнах )
незнакомка
28.02.2008 11:10
Что за шум, мужчины? Вот и я стала употреблять это слово...
И мне нравится уважать причастных к авиации людей. И уважать их традиции.
И, как говорится, со своим уставом...
Влад Щерба
28.02.2008 11:15
2 Андрей 65000: Я что-то сказал про неуважение к традициям?!
Чужие здесь не ходят! В семье 75% мужчин - связаны с авиацией. Есть и летавшие. Сам я из технарей, из советского университета (не нынешние...)работал также техническим переводчиком. Знаете, что это такое? - Это когда человек владеет технической специальностью и иностранным языком. Если ещё нужны подробности - на личку. Мой адрес есть у некоторых здесь повыше. Недалеко.
Но знание языка, а особенно уважительное отношение - это не профессиональная принадлежность, а общечеловеческая. Так что не пытайтесь рвать на себе тельник и передёргивать колоду. Про ключевое слово темы я ведь ничего не говорил, так? А если ПАГАВАРИТЬ, то к вашим услугам: 2 иностранных языка + 3 русских(какие, объяснять? Про Загиб знаете?). Нигде, никто и никогда не имел возможности поймать меня на корявом использовании моего родного русского. Так что советую учить языкИ. Или язЫки. Меньше будет зависти к "Хренпузаковым". И смысл речи других доходить будет легче: слышали про "казнить или помиловать"?
Надеюсь, Вы понимаете, что авиация, как продукт человеческой мысли, возникла в головах тех людей, которые могли связать более двух слов и передать их смысл другим? И, причём, правильно. А то у меня складывается впечатление, что Вы не поняли, о чём я сказал. О чём-то о другом Вы... Может, Вы вообще другой... Сторонний... Чужой. И цель ваша - зацепить, спровоцировать? Ну что ж, Вам это почти удалось!
28.02.2008 11:32
2 SKYPAN глупость вы сказали. половина пилотов сейчас продолжает летать на пенси, именя как вы выразились "пенсионые документы на руках". ваш покорный слуга среди них.
Старый перечник
28.02.2008 11:33
Прочнист прав, традиция эта пошла где-то с конца 70-х от испытателей. В мое время (1955-1974гг.) "последний" полет употребляли совершенно спокойно, обычно поднимая указательный палец и добавляя на "сегодня" "завтра" и т.д. Служил в трех полках и везде было так.
Бача
28.02.2008 12:30
Открываем летную книжку. Раздел 1, п.5. "При переводе специалиста... В этом случае все ПОСЛЕДНИЕ записи должны быть заверены..." Следуя летной "традиции", данный специалист должен избегать пападания на последующие летные должности, а то как бы чего не вышло.
С уважением и, в душе с юмором, отношусь к различным суевериям своих коллег. Это как заходишь в дом, где поклоняются, скажем, какой-нибудь деревянной статуэтке и не желаешь раздражать хозяев своим неверием в эту самую статуэтку.
756
28.02.2008 13:04
SKYPAN:
Это касается в равной степени как ГВФ, так и ВВС.
В РОСТО это сплошь и рядом
Старый перечник
29.02.2008 19:21
Ребята! Я сегодня уезжаю домой, бабка вряд ли позволит мне купить компьютор. Хочу сказать вам - помните, что вы боевые товарищи, не материтесь, не ругайтесь, не позорте имя русского и советского летчика. Я вечный КЗ. Миг-15 и 17. Служил с фронтовиками которые воевали с немцами в Корее, и самому немного пришлось узнать американцев в ДРВ. Подготовка у них серьезная, не трусы они, техника у них отличная была, но просчетов и у них много было. Это я пишу по поводу их боевых потерь в Югославии. Там нельзя ничего написать поэтому пишу здесь. Многое я у вас не понимаю, но очень хочу что бы вы оставались братьями. В мое время все было. Бывало ругались и даже дрались, но никогда серъезно не оскорбляли друг друга, не таили долго злобы. Поймите, я очень хочу чтобы моя Родина жила хорошо и чтобы у нее была сильная авиаация. Еще хочу написать про войну. Не помню уже кто написал, что наши самолеты собирали голодные женщины и дети, но это было так. Зайдите в библиотеку и почитайте воспоминания летчиков фронтовиков. В 1960 - 1970 годах их много издавалось. Самолеты наши были не плохие, с двигателями были проблемы, но вы сами подумайте - откуда у нас они могли быть? России выпала нелегкая судьба и от вас зависит какой ей быть. Мы уже уходим, старые перечники.
ВСК
29.02.2008 19:30
Спасибо Вам, Старый перечник:
Бача
29.02.2008 21:28
Старый перечник:
Спасибо за все!
KAI
29.02.2008 22:27
Старому перечнику: поклон, респект и уважение!!!
То VASH:
В те времена, когда авиация действительно летала, у нас не возникало никаких проблем с употреблением слов "крайний" и "последний". Все "проблемы" возникли когда авиацию посадили на землю, как говориться: коту делать нечего ...
Помниццо мне, что когда "авиация действительно летала" (а она действительно летала, по крайней мере, без особых проблем четыре, а то и пять лётных смен в неделю; налёт, если память не изменяет за 3500 в год в истребительном авиационном полку ПВО), вот именно тогда и было распространено и "крайний", и "заключительный".
К примеру, попробовал бы сказать старший инженер полётов(да нет, такое даже в мыслях не могло возникнуть): "Последний борт на земле, отбой полётам"! Такого просто не могло произойти!
То Pit79: Петя, хоть я в силу жизненных обстоятельств отошёл от авиации немножко раньше,
но даже сейчас при постановке шплинта или гровера в обиходе обязательно скажу "законтрить", ну, а про "крайний" или "заключительный" вообще молчу, хотя у многих (к счастью, не у всех) выражения вызывают удивление, откуда такое. Приходится просвещать.
0252
05.03.2008 14:14
Я в шоке!
Слово "крайний" раздражает!
И заявляется об этом где - на авиационном форуме!
Ну есть же наверняка форумы танкистов, пехоты и т.п. - повозмущайтесь там.
Или зайдите на форум к морякам и поглумитесь над выражением "отдать концы" - ведь для вас привычнее будет "отвязать веревки", не так ли.
756
05.03.2008 14:31
KAI:
К примеру, попробовал бы сказать старший инженер полётов(да нет, такое даже в мыслях не могло возникнуть): "Последний борт на земле, отбой полётам"! Такого просто не могло произойти!
У нас на "стукачек" писалось: "Время: чч:мм. Все самолеты на земле. Конец полетов в такую-то смену"
В этом случае обходились без "крайних". :-)
моторист
05.03.2008 18:20
Обсуждать традиции-нелепость. Употреблять слово крайний-старая авиационная ТРАДИЦИЯ. Подавляющее большинство на Новый год пьет в полночь шампанское и не думает, что это совершенно нелепо по множеству соображений. Кстати, этой практически незыблемой в нашей стране традиции тоже лет совсем немного.
А по поводу того, что говорить "крайний" стали, когда перестали летать-глупость. Мой отец служил в ВВС с 1943 года, и до того вся его жизнь прошла при авиации (дед был летчиком)-и он тоже говорил "крайний" по отношению к полетам.
Костромич
05.03.2008 18:45
Будучи и т-ком с-та и нач.р-та первым делом молодым лейтенантам втолковывал про слово "крайний", небритьё перед полётами и не оправляться перед еропланом(как в своё время мне успели фронтовики втолковать.)Так -што "крайний" оно и есть"крайний".