И еще вдогонку, когда покажется что уже уверено можете выводить из штопора. Слетайте на упражнение желательно со сборниками на вывод самолета из разных сложных положений. Они вводят, вы выводите. Успехов!
MAX
04.02.2008 13:04
Авиклуб Кубинка:
Отвечаю MAX-у
А вот Макаренко привет передам не сразу, а при случае , он больше в клубе не работает. Только если случайно встретимся на Новом городке, но пока что туда не собираюсь.Не исключено, что увидимся на праздновании 70-летия ЦПАТ, но ведь и вы там все можете быть.
Не был в Кубинке несколько месяцев, а уже такие изменения. Жаль! А чем теперь Макаренко занимается?
Хотел спросить, а Андрей Алексеев в клуб "заходит"? :))
Авиаклуб Кубинка
04.02.2008 19:01
Отвечаю MAX-у
Максим, интересующая Вас информация есть, но не для громкого разговора. Если желаете, напишите мне
letch@inbox.ru
Я Вам отвечу на все вопросы.
MAX
04.02.2008 19:10
2 Авиаклуб Кубинка
Отписал на почту.
А на праздновании 70-летия ЦПАТ постораюсь быть.
Курсант
06.02.2008 20:47
Почему на Як-52 на правом штопоре 2 витка (по упражнению)
после первого витка иногда самолет приостанавливается "подумать",
потом крутит второй резче?
Гироскопический момент?
А почему тогда это происходит не каждый раз?
Объяснить мне это толком не смогли.
SAM
06.02.2008 20:54
Курсант:
Who его знает. Говорят, чтобы вывести Як-52 из штопора, надо закрыть глаза и бросить управление. Как говорят, не мешайте самолёту лететь. Раз иногда, значит от каких-то условий зависит. А если держишь рули на ввод то получается эффект резинки от трусов: чем сильнее оттянешь, тем резче шлёпнет.
А.Гарнаев
06.02.2008 21:15
Курсант: 06/02/2008 [20:47:53]
- да, конечно =
гироскопический момент безусловно оказывает влияние ... НО как говорили опытные "штопорники":
"Штопор = это бо-о-о-ольшие влияния МНОГИХ очень малых величин"!
Потому-то данный режим и столь проблематичен для освоения - крутя виток-два самолёт "тянет" за собой порой трудноучитываемые факторы (например, соотношение динамики угловых скоростей ещё со ввода) ... и только потом (когда влияние иных факторов - например аэродинамического демпфирования - "обнуляется") "вспоминает" об ТЕХ "малых величинах" и УЖЕ они начинают определять характер дальнейшего вращения
(не говоря уж об "индивидуальной кривизне" КАЖДОГО отдельного аппарата ...
- причём опять-таки Н-Е-тех "нелинейностей" конструкции, которые СТРОГО регламентированы и контролируются нивелировкой по реперным точкам, а, к примеру = вмятинами на передних кромках, капотах, а на современных "ястребках" - долями градуса разброса установочного угла ПВД-генератора и т.д... вплоть до облупленности краски на носовом конусе)!
cnfhsq
07.02.2008 10:05
Да нее, это уж слишком малые величины:)))
AK
14.02.2008 17:47
Курсанту.
Вообще-то есть книжица, в которой данные вопросы разбираются. По крайней мере, ситуация, когда после ввода в штопор поршневой самолёт останавливает вращение ("как бы подумать"), а потом его продолжает, - разобрана точно.
Книга называется "Некоторые причины ошибок пилотирования", автор её - инструктор Борисоглебского лётного училища, тех ещё лет, когда оное училище выпускало лётчиков на поршневых самолётах. Подробнее не рассказываю - я эту книжку внимательно не читал, я её только листал. Но если представится случай её найти - посмотрите.
Гарнаеву.
Не видел, что ли, упомянутую мной книгу у Николая Григорьевича?
Или не придал значения?
Airhorse
14.02.2008 17:55
АК:
"Вообще-то есть книжица, в которой данные вопросы разбираются. По крайней мере, ситуация, когда после ввода в штопор поршневой самолёт останавливает вращение ("как бы подумать"), а потом его продолжает, - разобрана точно."
Книга действительно очень редкая. И в принципе она у меня есть, но не в самом лучшем качестве, пока что.
Mr.Pro
15.02.2008 00:42
Airhorse: 14/02/2008 [17:55:37]
Книга действительно очень редкая. И в принципе она у меня есть, но не в самом лучшем качестве, пока что.
В том смысле, что оцифровке не подлежит? Вообще интересно было бы почитать.
Курсант
15.02.2008 01:24
SAM А.Гарнаев АК
Спасибо за разъяснения по штопору
Airhorse:
Можно ли попросить книжку когда-нибудь оцифровать и вывесить?
Название очень уж интересное и автор - профессионал.
А.Гарнаев
15.02.2008 09:59
AK: 14/02/2008 [17:47:10]
"Гарнаеву.
Не видел, что ли, упомянутую мной книгу у Николая Григорьевича?
Или не придал значения?"
Да-а-а-а, ви-и-идел ...
... но тоже внимательно не читал ... только листал - в тот момент мы были шибко "погружены" в проблематику сваливаний с прямым крылом = почему ТАК сильно характер отличается с разными положениями закрылков, а данные на высоте Н-Е-имеют подобия с "земной подушкой" и т.д...
Добрый Э-эх
15.02.2008 16:57
Обсудить бы эту важную тему при встречи,
Тема встречи Штопор.....выступят пусть летчики-испытатели.
Вот это было интересно.
Airhorse
15.02.2008 19:00
Mr Pro и Курсанту:
Имеется ксерокопия книги не самого лучшего качества. Оцифрую в течении предстоящей недели.
Mr.Pro
11.05.2008 08:33
2 Airhorse: Ну как там неделя? Предстала уже или еще нет? :)))
Ну правда инересно бы почитать.
UQ
11.05.2008 09:24
В далекой юности, когда я летал на L-29, нас провозили на штопор. Был у нас курсант Алик Сивастиди, перед самостоятельным полетом он хреново подготовился и в зоне выполнил все, как с инструктором, т.е.штопор левый, штопор правый, а дальше виражи, пикирования и т. д. Когда после полета инструктор посмотрел его пленку, то чуть его не отлупил. Так Алик потом всю ночь иголкой царапал свой полет.
А обычный штопор делается так (на L-29): на Н неменее 4000м теряем скорость до Vэвол, РУД на малый газ, ручку до пупа, ногу полностью. После 2-го витка ручку от себя, за рейтраль, педаль против вращения.После остановки вращения РУД до упора, выход из пикирования.
75
11.05.2008 09:53
2 Инструктор:
....Доброго здоровья Всем. Посмотрел методические указания на 2008 год - на Л-29 и Л-39 штопора тоже запретили!....
Интересно в чем причина?
В курсантскую бытность умудрился выполнять штопор ( обоих вращений ) с выпущенной посадочной фарой....
75
11.05.2008 09:59
.....В далекой юности, когда я летал на L-29, нас провозили на штопор. Был у нас курсант Алик Сивастиди, перед самостоятельным полетом он хреново подготовился и в зоне выполнил все, как с инструктором, т.е.штопор левый, штопор правый, а дальше виражи, пикирования и т. д. Когда после полета инструктор посмотрел его пленку, то чуть его не отлупил. Так Алик потом всю ночь иголкой царапал свой полет.
А обычный штопор делается так (на L-29): на Н неменее 4000м теряем скорость до Vэвол, РУД на малый газ, ручку до пупа, ногу полностью. После 2-го витка ручку от себя, за рейтраль, педаль против вращения.После остановки вращения РУД до упора, выход из пикирования.....
сначала педаль против штопора, затем ручка от себя занейтраль, педали нейтраль... Вроде так.
А мы вообще по ПЛОК - Л-29- 84, самостоятельно штопор не выполняли.
авиакрестьянин
11.05.2008 20:03
UQ:
А обычный штопор делается так (на L-29): на Н неменее 4000м теряем скорость до Vэвол, РУД на малый газ, ручку до пупа, ногу полностью. После 2-го витка ручку от себя, за рейтраль, педаль против вращения.После остановки вращения РУД до упора, выход из пикирования.
"...ручку до пупа, ногу полностью.". Если при вводе, сперва ручку до пупа, то Л-29 может не войти в штопор. Как правило, при этом, будет нисходящая спираль с тряской. Обусловлено началом срыва потока (при кр. углах) с середины прямого крыла. Поэтому, рекомендуется, при вводе, в начале дать педаль, а потом ручку на себя. Подтверждаю своим опытом.
Далекий
11.05.2008 20:22
Возможно ли за один вылет произвести 17 штопоров? Это рассказывал о себе бывший летчик МиГ-19 Белоусов Ледомир Прохорович (разменял 80 лет).
авиакрестьянин
11.05.2008 20:52
to Далекий:
Конечно можно, если топлива хватит!!!
трактор - колхознику крылья
11.05.2008 20:54
Обычный штопор на Тешке всегда стандартен.
Безопасен даже с 900м.
На 52 при задней центровке возможен трудновыводимый
плоский штопор.
Интересно сравнить статистику катастроф на 52 и Тешке.
Лично я не знаю фатальных исходов на Техе при выполнении
штопоров в отличии от 52.
На С-172 при передней центровке спираль, при задней штопор.
Airhorse
11.05.2008 21:08
Mr.Pro:
"2 Airhorse: Ну как там неделя? Предстала уже или еще нет? :)))
Ну правда инересно бы почитать."
Ответ отправлен через обратную связь serega.aero.
Далекий
11.05.2008 22:56
Сколько витков в штопоре было-уточню (при встрече с автором этого высказывания\действия).Извините-думал что есть определеные нормативы .
АэроЛИС
12.05.2008 11:45
Уважаемые, а не поделитесь мнением [хотетельно аргументированным]: кому и почему пришла идея запрета штопора на Л-39? Слышал Русь летает...
Вот, тож хочется попробовать, а то перед курсантами с 52-ых стыдно:))
авиакрестьянин
12.05.2008 11:53
АэроЛИС:
Уважаемые, а не поделитесь мнением [хотетельно аргументированным]: кому и почему пришла идея запрета штопора на Л-39? Слышал Русь летает...
Ну это военные сами себе запретили (ещё где-то в 1990, сейчас не знаю). А остальные - на своё усмотрение. В РЛЭ нет запрета.
скрепер
12.05.2008 12:01
АэроЛИС:
Уважаемые, а не поделитесь мнением [хотетельно аргументированным]: кому и почему пришла идея запрета штопора на Л-39? Слышал Русь летает...
Запретили на всякий случай. Просто произошло омоложение летно-инструкторского состава ВВС и начали биться на штопорах.
Сперва запретили биться, а так как этот запрет игнорировался, то пришлось просто запретить штопор.
трактор - колхознику крылья
12.05.2008 15:26
Аноним: 11/05/2008 [21:03:39]
Банный лист:
Mr.Pro:
Санитар-трактору клизьма:
Всё, трактора - в игнор:
и примкнувший к ним
А.Гарнаев!
СЛУХАЙТЕ СЮДЫ:
ВЛИЯНИЕ ЦЕНТРОВКИ САМОЛЕТА.
На переход самолета в штопор и на вывод его значительное влияние оказывает центровка.
Самолет Як-52 при полете одного летчика в передней кабине имеет значительную переднюю центровку (17, 7 %), следовательно, крыло на больших углах атаки создает большой пикирующий момент, т. е. тенденцию перехода в пикирование и уменьшения угла атаки. Вследствие этого самолет труднее переходит из нормального (прямого) штопора в плоский и легко выходит из штопора. При перемещении центра тяжести назад картина ухудшается, особенно при очень задних центровках. Это объясняется тем, что момент крыла на больших углах атаки из пикирующего становится кабрирующим, т. е. самолет стремится увеличить угол атаки (примерно начиная с центровки 30 % САХ). Из вышесказанного следует вывод, что при задней центровке самолет будет хуже выходить из штопора (с запаздыванием), а при задней центровке может совсем не выйти.
Особливо САШЕ!
A Pilot's Guide "Cessna 172":
A forward CG position makes a pure spin more difficult to obtain;
a spiral with increasing airspeed and "G" loads is more likely.
With aft CG position the spin is easier to achieve...
The use of power in the spin tends to lead to a "flatter" spin attitude...
Тешка, если учесть, что она не предназначена для перевернутого полета и обратного
пилотажа,
Mr.Pro
12.05.2008 19:09
трактор - колхознику крылья: 12/05/2008 [15:26:10]
На переход самолета в штопор и на вывод его значительное влияние оказывает центровка.
А с этим никто и не спорит. Только если в огороде бузина, это совсем не означает что в Ккиеве должен быть дядька. Та чушь с которой спорили заключается вот в этой твоей фразе, дорогой колхозник:
трактор - колхознику крылья: 11/05/2008 [20:54:58]
На 52 при задней центровке возможен трудновыводимый плоский штопор.
По-твоемну на Як-50, где вообще только "задняя" кабина да еще и нет передней стойки все штопора должны быть только "трудновыводимыми плоскими"? Ты лучше в другой раз это "аргументированное" мнение высказывай своим коллегам на машинно-тракторной станции, уважаемый.
трактор - колхознику крылья
12.05.2008 19:18
Mr.Pro:
трактор - колхознику крылья: 11/05/2008 [20:54:58]
На 52 при задней центровке возможен трудновыводимый плоский штопор.
По-твоемну на Як-50, где вообще только "задняя" кабина да еще и нет передней стойки все штопора должны быть только "трудновыводимыми плоскими"? Ты лучше в другой раз это "аргументированное" мнение высказывай своим коллегам на машинно-тракторной станции, уважаемый.
Вы, уважаемый, когда на свои вопросы сами же и отвечаете, на мои посты не
ссылайтесь, please!
Такие приемы больше карточным шулеркам подходят.
:)))
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 09:29
12/05/2008 [15:26:10]
PS.
Тешка, ИМХО, самый безопасный аппарат для отработки штопора.
Admin
13.05.2008 09:31
2 трактор - колхознику крылья
Вот ваш пост от 12-05-2008 20:08:29: в несколько сокращенном варианте (исключены некорректные сообщения)
Зачем Вам, Mr.Pro, понадобилось пример с полтинником к вопросу о 52м
за волосы притягивать?
На полтиннике с одной кабиной диапазон центровок значительно меньше,
что позволило более предсказуемо скомпановать планер.
На 52 с тандемным расположением кабин разброс центровок значительно
шире: в одном случае мы можем иметь одного пилота в передней кабине;
в другом - инструктора с солидным весом в задней... и, к примеру, хрупкую
девушку курсанта в передней...
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 09:47
Mr.Pro:
По-твоемну на Як-50, где вообще только "задняя" кабина да еще и нет передней стойки все штопора должны быть только "трудновыводимыми плоскими"? Ты лучше в другой раз это "аргументированное" мнение высказывай своим коллегам на машинно-тракторной станции, уважаемый.
По-моему, о Як-50 я вообше не упоминал. К чему это Вам, Mr.Pro?
Зачем забалтывать вопрос? Уж Вам то не знать причины различного
поведения этих самолетов в плоском штопоре.
А Ваши воззрения о влиянии отсутствия передней стойки и "задней"
кабины на центровку - ВАЩЩЕ щедевр! :)))
Вы всерьёз полагаете, что в КБ сначала был спроектирован и сбалансирован
аппарат типа полтинник и уж потом у него убрали "переднюю" кабину и
носовую стойку шасси?
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 09:50
Спасибо, Админ!
"Тиснул" последний пост не успев ознакомиться с вашим.
13.05.2008 09:51
2 трактор - колхознику крылья
- сразу виден типичный-претипичный пример (к сожалению) столь распространённой у нас
лётчиской тупости, когда чел-у удалось пролетать (а может и врёт) много-много лет, не
вникая глубоко и не понимая многое из происходящего, а по прошествии этих лет возомнил
себя Мэтром и начал заниматься втравливанием маразматических искажений в души окружающих.
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 10:16
Аноним:
2 трактор - колхознику крылья
- сразу виден типичный-претипичный пример (к сожалению) столь распространённой у нас
лётчиской тупости, когда чел-у удалось пролетать (а может и врёт) много-много лет, не
вникая глубоко и не понимая многое из происходящего, а по прошествии этих лет возомнил
себя Мэтром и начал заниматься втравливанием маразматических искажений в души окружающих.
Извините, пожалуйста!
Если я случайно потеснил "Мэтров" на вашей скамейке,
я пересяду. Лады?
13.05.2008 10:28
Аноним:
2 трактор - колхознику крылья
- сразу виден типичный-претипичный пример (к сожалению) столь распространённой у нас
лётчиской тупости, когда чел-у удалось пролетать (а может и врёт) много-много лет, не
вникая глубоко и не понимая многое из происходящего, а по прошествии этих лет возомнил
себя Мэтром и начал заниматься втравливанием маразматических искажений в души окружающих.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО!
"Что может сказать лысый о творчестве Герберта фон Карояна, если ему сразу сказать,
что он лысый!" /Михаил Жванецкий/
13.05.2008 11:15
"при задней центровке самолет будет хуже выходить из штопора (с запаздыванием), а при задней центровке может совсем не выйти."
Шедевр, достойный мэтра (с кепкой). В мемориз.
А скажите, о умнейший, какое основное условие попадания в плоский штопор на указанных типах?
Любитель01
13.05.2008 11:36
Вопрос уважаемым участникам форума, заодно чтоб приостановить обычный замер чл...
Почему при повороте на вертикали Як-52 не входит в штопор? Меня раз застали врасплох таким вопросом... Молчал как собака Павлова, или мычал ;)
И ведь, на углах отличных от 90 запретили повороты... а отклонения от вертикали, каюсь, бывают у меня. Наверное только у меня, понимаю. Может ли кто-нибудь помочь, отличить когда войдет, когда не войдет в штопор? Не хочется гадать находясь в кабине. Да и телу во второй поможете... Боится ужасно )
skyraver
13.05.2008 15:08
Любитель01:
Вопрос уважаемым участникам форума, заодно чтоб приостановить обычный замер чл...
Почему при повороте на вертикали Як-52 не входит в штопор? Меня раз застали врасплох таким вопросом... Молчал как собака Павлова, или мычал ;)
интересно, почему???
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 15:11
Аноним:
"при задней центровке самолет будет хуже выходить из штопора (с запаздыванием), а при задней центровке может совсем не выйти."
Шедевр, достойный мэтра (с кепкой). В мемориз.
Да не моя это "кепка", не моя!
Вот же оппонент пошел, ему
дай уравнение Бернулли без
кавычек, он автора с дерьмом
смешает.
Набей в Яндексе - "як-52 плоский штопор"
и бодайся с автором хоть до посинения.
М-да
13.05.2008 16:08
Скопипастил бездумно, даже не прочитав. И на основании этого обвиняет других в невежестве. Браво, мэтр!
А на конкретный вопрос про главное условие выполнения плоского штопора не ответил. Что, не знает Гугль? (прошу аудиторию не подсказывать).
13.05.2008 16:38
... и даже аж САМ "мистер Гугль" в плоских штопорах - вееесьма наивен и недалёк,
и им невозможно прикрыть собственное невежество !
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 17:09
М-да:
Скопипастил бездумно, даже не прочитав. И на основании этого обвиняет других в невежестве. Браво, мэтр!
А на конкретный вопрос про главное условие выполнения плоского штопора не ответил. Что, не знает Гугль? (прошу аудиторию не подсказывать).
С какого бодуна Аноним решил , что я должен отвечать на его вопросы?
Я ответил на вопрос по теме, прокомментировал предыдущих "ораторов",
привел ссылку в подтверждение моего opinion, дал пару пинков подзабозным
шавкам. Sapienti sat!
Приведите пример вашего конструктива, и если он мне будет интересен продолжим
разговор.
SAM
13.05.2008 17:15
трактор - колхознику крылья:
====Обычный штопор на Тешке всегда стандартен.
Безопасен даже с 900м.
Откуда цифра 900? Почему не 850 или 930?
=====На 52 при задней центровке возможен трудновыводимый
плоский штопор.
На Ту-154, как оказалось, тоже. А если в Тэху на заднее сиденье Дикуля с Жоботинским посадить, на переднее двух хрупких японок, багажник мешок картошки?
=====Интересно сравнить статистику катастроф на 52 и Тешке.
Лично я не знаю фатальных исходов на Техе при выполнении
штопоров в отличии от 52.
Это некорректное сравнение. У пилотажного самолёта риск сорваться в непроизвольный штопор на порядок выше. Особенно на соревнованиях, где к режимам и перегрузкам подходят творчески. Примерно так же можно на основании статистики, сколько в войну потеряно тракторов, а сколько танков сделать вывод, сто на тракторе воевать безопаснее.
Если штопор выполняется как фигура, 52-й теряет примерно теряет 250-300 м с выводом в горизонтальный полёт. Если фигура выполняется на предписанной РЛЭ высоте, то войти-выйти из штопора можно раза 3-4, а если уж совсем беда, то просто покинуть кабинет.
Продолжение следует.
SAM
13.05.2008 17:24
Вдогонку.
====С какого бодуна Аноним решил , что я должен отвечать на его вопросы?
Я не аноним. Мне ответите?
Оппонентов оскорбляют, когда нечего ответить. Если запамятовали, то напоминаю, что п. 2.2. правил форума запрещает оскорблять других участников форума. А вопрос, кстати, из разряда элементарных. Зато хорошо отражает уровень познаний темы разговора.
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 17:51
SAM:
Откуда цифра 900? Почему не 850 или 930?
Из личного опыта.
А если в Тэху на заднее сиденье Дикуля с Жоботинским посадить, на переднее двух хрупких японок, багажник мешок картошки?
Запрещено!
:)))
"Интересно сравнить статистику катастроф на 52 и Тешке.
Лично я не знаю фатальных исходов на Техе при выполнении
штопоров в отличии от 52."
Это некорректное сравнение. У пилотажного самолёта риск сорваться в непроизвольный штопор на порядок выше.
Некорректно один вопрос подменять другим.
Первым своим постом, который снес админ, я оппонировал
Гарнаеву утверждавшему, что самым безопасным при выполнении
штопора является Як-52.
С удовольствием прослежу за вашей с ним дискуссией по этому вопросу.
;-)
трактор - колхознику крылья
13.05.2008 18:11
SAM:
Оппонентов оскорбляют, когда нечего ответить.
Хохот душит!
Значит:
- Маразматик!
- В игнор!
- Трактору клизму!
- МТС...
не в счет?
Спасибо админу! Список оскорблений мог быть гораздо длинней.
Я не аноним. Мне ответите?
А вопрос, кстати, из разряда элементарных. Зато хорошо
отражает уровень познаний темы разговора.
Прямо ЩАСС!
Давайте без соплей!
Озаботились оскорбленной общественностью (возмущенным неродом, как
сказал Mr.Pro), тогда, сперва, ответьте на мои вопросы в предыдущих
постах. Кстати, тоже весьма элементарные.
PS.
И свой вопрос сформулировать не забудьте.
SAM
13.05.2008 18:19
рактор - колхознику крылья:
Откуда цифра 900? Почему не 850 или 930?
Из личного опыта.
=======
Очень интересно послушать. Я никуда не тороплюсь.
Гарнаеву утверждавшему, что самым безопасным при выполнении
штопора является Як-52.
=========
Самым безопасным в сравнении с каким?
Если с Тэхой, то КУЛП уже далёкого олимпийского года выполнение плоского штопора запрещает. Тогда как 52-й позволяет любые виды штопоров. Цитирую: "Ввод самолета в штопор при работе двигателя на режиме выше малого газа и увеличение его мощности в процессе выполнения штопора запрещаются." Это к вопросу о главном условии плоского штопора.
Также имеем ограничение по центровке - не более 20% САХ.
Далее: "срыв самолета в штопор с вертикальных; фигур (горка, петля, полупетля, боевой разворот) в целях, обучения курсантов или тренировки пилотов запрещается."
"Срыв в штопор со спирали в самостоятельных полетах курсантам выполнять запрещается. Запрещается срыв самолета в штопор с виражей или спирали в сторону, обратную крену." И т.д. и т.п. Не многовато ограничений для самого безопасного самолёта?
Я понимаю, мнения какого-то там испытателя с каким-то пилотажником для Вас совершенно не авторитетны, но компетентность авторского коллектива КУЛПа оспаривать не будете?
PS Словесным пилотажем Вы владеете мастерски. Если не секрет, профессия, связанная с рекламой-пропагандой?