Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Off:о добре, зле и любви

 ↓ ВНИЗ

1..101112..2223

Каллен_
01.02.2008 04:21
Девушки, 2 страницы за 2 часа! Рекорд)))
Каллен_
01.02.2008 04:24
Предлагаю открыть страницу 11 и - две красные ракеты, т.е АААТБОООЙ!
Маленькая разбойница
01.02.2008 04:25
Я.........

Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться.

Вот прямо в точку!

Прощаюсь со всеми, не хочу уходить по-английски ))))

До встречи тут или на соседних ветках...
Каштанка,поклонница SAMа
01.02.2008 10:32
SAM+:
А кто меня хотел видеть на Филях? Была бы тапка, примерил бы как Зопушке. А так тётки после белли-дэнса высыпали, ну и хто из них авиа.ру читает?

:)) да, это была Я! Страшнее страшного, ужаснее ужасного! Тут одним тапком не отобъешься!
Внук военлёта
01.02.2008 11:00
Аноним (31/01/2008 [23:05:47])

SAM+:
С плакатиком надо было приходить! :))
А может там гнездо авиарушниц?


Я думаю это была Стая бортпроводниц с нашего форума :-)


SAM++:

Я в труса сыграл. А вдруг страшная?



SAM, приветствую! Да всё правильно ты сделал! :-)


"Она не твоя, ты играешь с ней,
А она - с тобой,
Потому что... Знаешь ли ты,
Что в себе ТАИТ женская любовь?!"

(с) Григорий Лепс& Стас Пьеха


Каллен_
01.02.2008 16:48
Всем здрасьте!
Празднование проходит нормально, токо проснулся! 8-))))
Я......
01.02.2008 18:14
Каллен, поздравляю тебя с Днем Рождения. Желаю тебе здоровья, семейного счастья и благополучия. Новых творческих и интересных решений, как по жизни, так и по работе.. Короче, всего, всего самого хорошего и доброго тебе.
Андрей 65000
01.02.2008 18:30
И у моей мамы сегодня День Рождения. Жаль, что она сейчас "далеко" в Питере...
Каллен, от души поздравляю с Днем Рождения, желаю исполнения (рано, но не поздно) всех желаний!
SAM
01.02.2008 21:27
Каштанка, поклонница SAMа:
:)) да, это была Я! Страшнее страшного, ужаснее ужасного!
====
Ой, баюс, баюс!!!

Что-то не признал тогда, это к богатству.
Маленькая разбойница
01.02.2008 21:33
Каллен_:

Всем здрасьте!
Празднование проходит нормально, токо проснулся! 8-))))
01/02/2008 [16:48:46]

Ну если только проснулся, значит действительно НОРМАЛЬНО :-)
Кстати, у меня у братика почти в один день с вами день варения - 31.01 :-)
01.02.2008 21:44
Задрали...
Матерый пакс
01.02.2008 21:44
О добре, зле и любви...
Щенка с того света вытащили....
На руках три дня и три ночи, капельница, переливание крови, промывание кишечника...
Хотел уйти, жена не давала, тормошила, согревала своим теплом...
Вчера еще подыхал, закатывал глаза...
Сегодня, утробно урча, сожрал кусок баранины (вместе с пальцами)...
Еще слабенький, но уже задает шороху...
На одной любви вытащили...
Ветеринарша уже лапки складывала в молитве за упокой...
Пью водку....
У него сегодня день варенья - 4 месяца...
2-й раз родился...
Маленькая разбойница
01.02.2008 21:58
Матерый пакс, сильно написано.
Разбудили вы во мне воспоминания о случае, когда моего кота собаки порвали.

Я вас поздравляю искренне и от души, что все обошлось. Цените этого малыша и общение с ним.
Каллен_
01.02.2008 22:04
2 Я..., Андрей 65000
Еще раз - БОЛЬШОЕ спасибо!
2 Матерый пакс
Спасибо Вам. Вы спасли хотя бы одну жизнь, а в абсолютном счете это стоит дороже всех денег и барахла на свете. Пусть песик Ваш растет и поправляется.
2 Маленькая разбойница:
Почитал я тебя на других ветках. Слушай, "Спокойно, Ипполит, Спокойно!"
Ты этих Анонимов не переделаешь, среди них слишком много провокаторов.
Я ведь выше написал стихи, почитай. Пусть смеются над нами, и хоть похоронным бюро обзывают.
Просто мы другие, и все. Делаем СВОЕ дело.
Маленькая разбойница
01.02.2008 22:22
2 Маленькая разбойница:
Почитал я тебя на других ветках. Слушай, "Спокойно, Ипполит, Спокойно!"

Правы вы, трижды правы.
Сорвалась. Обидно просто. Вроде бы нормальное сообщение пишешь, а в ответ...

Ну не будем о грустном. Ваша (наша!) веточка ведь на позитив нацелена, так и будем идти в этом направлении :-)
Каллен_
01.02.2008 22:26
Маленькая разбойница:
Помнишь, как админ написал вта недавно:
"Ни шага к морю!" Вот. :)))
У тебя свои есть, хош пикироваться, давай с нами, мы своих не обидим)))
А оперу пусть Шаляпин поет (С)
Маленькая разбойница
01.02.2008 22:50
Каллен_

У тебя свои есть, хош пикироваться, давай с нами, мы своих не обидим)))

ВДВ своих не бросает (с) :-)
Каллен_
01.02.2008 22:50
Точно!
Надзор
01.02.2008 22:57
Пожалуйста, не отвлекайтесь от темы. Уже вторая страница ни об чем.
Каллен_
01.02.2008 23:00
Надзор:

Пожалуйста, не отвлекайтесь от темы. Уже вторая страница ни об чем.

А Вы, товарищ, лицо официальное? Кем уполномочены?
А "об чом" - это как?
Надзор
01.02.2008 23:32
(((А Вы, товарищ, лицо официальное? Кем уполномочены?
А "об чом" - это как?)))

Уполномочен я заданной темой.
А "а об чОм" - это не "как", а про что.
Каллен_
01.02.2008 23:38
Значит Вы уже не Надзор, а одновременно добро, зло и любовь)))
Ну раз уполномочены темой.
К нам тут недавно ночью Вселенское добро заходило, так потом форум висел целые сутки)))
В общем - проходите, товарищ, не задерживайте)))
Надзор
01.02.2008 23:49
А кто кого держит-то? И куда проходить? Вы куда-то заходите?
Маленькая разбойница
02.02.2008 00:40
Каллен_, смеялось я очень с вашего крайнего поста. Спасибо!
Надзор
02.02.2008 00:47
Я тоже очень смеялся на соседней ветке
http://www.forumavia.ru/forum/ ...

Каллен:
Кал(л)ен(н), ну не лезь!
Не тебе отписывалось. Не надо быть А. Бросающимся на амбразуру.
ЛЮДИ поняли, а говно нет
Судя по нику-калу, известно куда тя справляют.
Знай место. Твоё место у .., даже нет, не у..., а- в параше. Не воняй.
У тя не получается войти в разговор, "возымевший своё действие".
Не обижайся, это не твоя вина, а твоя беда, ну и гены..... или Гена.
И снимись с тормоза. Тебе нех сказать и начал писеть о теме поста шести часовой давности.
У тя здесь "брат" есть, такой же тормоз и имя ему вта.
Счастья табе в личной жизни!!!!!!!!!!
Для тебя: ползут два опарыша по говну-папа и сын ....
Сын и говорит папе о том, что есть червяки живущие в яблоках, грушах, айве(!), а мы живём в говне, почему?
Догадался, Кал ...лен?
И чего такие кликухи придумывают?
Не оскорбляй Каштанку! Она может искать кого хочет, а от тебя несёт ...., запашок-с!!!
Каштанка:
Вы правы, Кал истерик и испрожник ...
А внук умеет сказать и он понятен.
Это не сложно, если есть мозги, а они у него есть, и судя по всему у Вас тоже нет пустот в черепахных коробках)).
=========
"Глядя на вас не нарадуюсь, что такое "счастье", как вы уже прибрали к рукам!
Он в этих руках и обсирается, ой, прости Господи, ну достал Говноносец.
астронавт
02.02.2008 00:52
Анониму, которого задрали. Никто тебя не драл, ты таким родился.

Матерому паксу:
Абсолютно серьезно. Как собачник со стажем, присоветую: щенка не кормите бараниной никогда. Очень тяжело для слабой собачьей печени. Очень жирное мясо. Свинины тоже следует избегать. Говядина и телятина (лучше телятина).
Пока покормите консервированным кормом для щенков (не сухим!), потом посоветуйтесь с ветеринаром.

Каллену:
Как это я Вашу, сударь, ветку не заметил? С днем рождения еще раз! Всего самого лучшего еще и еще раз!
Матерый пакс
02.02.2008 00:53
Спасибо Разбойница!
Плутон (Плут) у меня - второй пес в семье!
Дрыхнет отъемшись за 5 дней...
Завтра утром катетер с вены снимем и, надеюсь, забудем эти дни как страшный сон...
За ЖИЗНЬ!!!
Каллен_
02.02.2008 00:56
2 Астронавт
Рома, дорогой, рад видеть)))
Ну сейчас уже спокойной ночи.
Кстати, надеюсь к утру бред Анонима (я даже подозреваю, кто это!)
благополучно вынесут.
астронавт
02.02.2008 00:59
Нахрена? Адинистраторы - не ассенизаторы. Санитары леса.
Каллен_
02.02.2008 01:00
Тогда пущай лежит памятником самому себе, будем обходить десятой дорогой, а то пахнет неслабо)))
астронавт
02.02.2008 01:01
Матерый пакс:
Еще раз: не кормите малыша жирным мясом.
Даже взрослую здоровую собаку не кормите жирным мясом.
Маленькая разбойница
02.02.2008 01:02
Надзор:

Я тоже очень смеялся на соседней ветке

Я гляжу, у вас чувство юмора такое, что сам Петросян
нервно курит в сторонке.
Каллен_
02.02.2008 01:04
Кстати, у меня была похожая ситуация с котенком, Гаврюшей звали, лет 15 назад.
Только там виновно было не мясо, а лецитин, который в детском питании содержится.
Покормили его человечьим детским питанием - а он в кому...
Еле отходили.
Каллен_
02.02.2008 01:06
2 Разбойница
Слушай, а ты не в курсе, вот почему мы тоже пьем,
но сколько бы не выпили, на злобный нецензурный флуд нас почему-то не тянет, а? :)))
Маленькая разбойница
02.02.2008 01:11
Каллен_:

2 Разбойница
Слушай, а ты не в курсе, вот почему мы тоже пьем,
но сколько бы не выпили, на злобный нецензурный флуд нас почему-то не тянет, а? :)))

Ох, грубовато отвечу, я сегодня не в духе, сами заметили :-). Зато, скажу, как думаю:

Просто потому, что мы не ущербные и в комплексах не погрязли, и нет нам смысла возвышать себя за счет других.
Надзор
02.02.2008 01:12
Маленькая разбойница:

А кто этот Петросян? И почему он нервно курит?
Каллен_
02.02.2008 01:13
2 Маленькая разбойница:
А чо ты не в духе? Случилось что? Если что, мыло мое знаешь.
Интерсно
02.02.2008 01:20
Вот интересное мнение Ю.В. Новикова:

Как же не ошибиться при оценке, что является истинным добром и истинным злом?

Во-первых, нам может помочь наш разум, если он вооружен правильным знанием о природе и сущности добра и зла. Надо четко понять, что мы склонны ошибаться, принимать свои желания за добро и препятствия к исполнению своих желаний за зло. Надо признать, что истина выше нас и не зависит от нас. И все наши представления о мире неизмеримо проще истинного мироустройства. Отвечать же мы будем не за то, насколько наши поступки соответствовали нашим представлениям о мире, а за то, насколько они соответствуют объективным законам мира.

Во-вторых, нам может помочь наша совесть, то есть тот неподкупный судья, который находится внутри нас, который точно чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть наша категорически возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил. А если совесть подсказывает нам, как поступить, то надо слушаться ее, даже если это грозит нам неприятностями. Только надо прислушиваться к ее голосу.

Наконец, в третьих, мы можем руководствоваться верой, религией. Все светлые религии имеют систему моральных запретов и предписаний. Если пользоваться ими во всех ситуациях, то можно избежать самых серьезных грехов, выбрать правильный путь, даже если мы не понимаем, почему нам надо поступать именно так. И еще может помочь «золотое правило»: надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

А надеяться только на свои житейские представления о том, что хорошо и плохо, не стоит. Ошибок, причем зачастую очень серьезных ошибок, при этом не избежать.

Маленькая разбойница
02.02.2008 01:20
Каллен_:

2 Маленькая разбойница:
А чо ты не в духе? Случилось что? Если что, мыло мое знаешь.

Да нет, все нормально, простыла просто, пятый день дома сижу, вот и озлобилась :-)
Флудю тут помаленьку...

P.S. Спасибо, что готовы прийти на помощь.
Матерый пакс
02.02.2008 01:23
Астронавт!
Все знаю - скоро десяток разменяю (собак живших со мной, не молодой я уже...)
Отчет:
энтерит...подхватил от "старшего 2, 5 года..." (тот крепко привит и гуляет на улице), мелкий соответственно вылизывал старшему морду после прихода с улицы.
Собственная прививка не сработала...
4 дня отказ от еды... (рвота, энтеритный понос...)
2 дня "водобоязнь", полный отказ от еды и питья - закачка питательных препаратов
шприцем, падение температуры и далее со всеми остановками...
Как лечили рассказывать здесь не буду...все против правил...заставляли ветеринаршу
делать то, что она не понимала...
Утро после кризиса: индюшачий бульон, куриный бульон, костный мозг из трубчатых куриных костей...белое мясо курицы и индюшки - не ел, размоченный суперкорм - не ел,
мясное детское питание - не ел...
вырвал из рук кусок чипса с солью и сожрал с кайфом...
Потом спровоцировали на наличие "воли к жизни" куском сырого мяса - не стал...
Потом ягненок-гриль....вырвал с рыком изожрал и усвоил...

Резюме - они сами знают, что им надо для восстановления сил, надо уметь видеть...
А печень поправим, когда из энтерита вытащим...
Каллен_
02.02.2008 01:25
Очень хорошее мнение. Только в первом пункте помогает скорее не разум, а некоторые внутренние законы, заложенные в нас самих. Во втором пункте - вопросов нет.
В третьем - не надо путать веру и религию. Вера первична, а религии - это уже людская трактовка. Моральные принципы скорее, как 10 заповедей или моральный кодекс строителя коммунизма)))
Ну религию с ее предписаниями я тут обсуждать не буду, ибо это запрещено правилами форума.
"И еще может помочь «золотое правило»: надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой." - это вообще самое замечательное правило.
Каллен_
02.02.2008 01:26
2 Разбойница
Поправляйся, солнце! Ты нам нужна красивой и здоровой, вот.
Интерсно
02.02.2008 01:30
Добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.
Добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Из этого следует суждение о том, что не является благом бесполезное, никому не нужное или вредное. Однако, необходимо уточнить, что благо есть не сама польза, а лишь то, приносит пользу; так и зло – не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо может существовать в виде самых различных вещей и состояний: это может быть книга, пища, отношение к человеку, технический прогресс и справедливость. У всех вышеозначенных понятий есть один объединяющий их признак: они имеют положительное значение в жизни человека, они полезны для удовлетворения его потребностей – бытовых, социальных, духовных.
Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такового, что было бы только полезным. Благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и в старости). Кроме того, не все то, что полезно одному человеку, бывает полезно другому. Так, социальный прогресс, принося обществу определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победа над неизлечимыми болезнями, демократизация общественных отношений и прочее), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового уничтожения, войнами за обладание материальными благами, техническими катастрофами) и сопровождается проявлением самых низменных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).
Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, справедливость, любовь, счастье. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу.
Добро, как и зло, является этической характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло.
Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самореализации личности. В этом случае еще одним критерием добра и одновременно – условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).
И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – не только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.
Таким образом, в категории Добра воплощаются представления общества о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.
Как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро потенциальное. Не является добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов.
Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель – обеспечение порядка и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе.
Маленькая разбойница
02.02.2008 01:31
Каллен_:

2 Разбойница
Поправляйся, солнце! Ты нам нужна красивой и здоровой, вот.

Обещаю не обмануть ожиданий :-)

"Ну религию с ее предписаниями я тут обсуждать не буду, ибо это запрещено правилами форума"

Я впервые задумалась, я ведь и не читала никогда этих самых правил :-). Только тихо, админам ни слова!
Маленькая разбойница
02.02.2008 01:35
2 Интересно,
спасибо, что возвращаете на нужный эшелон.
А тот мы тут так серьезно отклонились от изначальной темы.
Каллен_
02.02.2008 01:36
2 Интерсно
Со многим согласен. Но не все так однозначно - что добро это все хорошее, а зло - все плохое.
Для меня добро это успешный баланс между созиданием и разрушением, я уже писал выше об этом. Наиболее в этом балансе преуспела матушка-природа, естественный отбор, например.
Насчет смертной казни, думаю, преступники принесут обществу бОльшую пользу, копая до конца своих дней руду за свои преступления, чем если им пустят пулю в затылок. ИМХО.
Каллен_
02.02.2008 01:43
В изначальном своем посте я хотел сказать о светлом и темном началах, что есть внутри каждого человека. Так вот зло это не все черное, это отсутствие гармонии, и как правило, последующая истерия, насилие, либо наоборот, апатия и безразличие ко всему.
Лишаясь гармонии, человек не способен творить, любить и быть любимым, его пожирает хаос, он загнивает.
Обретая гармонию - в любимом деле, с любимым человеком, в любимых местах - человек самосовершенствуется, и злоба и раздражение становятся ему не нужными. Однако, это не мешает ему быть не согласным с чем-то и не мешает говорить правду.
Маленькая разбойница
02.02.2008 01:44
Насчет смертной казни, думаю, преступники принесут обществу бОльшую пользу, копая до конца своих дней руду за свои преступления, чем если им пустят пулю в затылок. ИМХО.

Да, я до последнего времени думала, что для некоторых людей (назовем их так условно) самое худшее наказание - смертная казнь. Пока один умный человек не сказал мне: "А знаешь, нет ведь ничего хуже пожизненного в одиночке"... Я с ним согласилась.
Каллен_
02.02.2008 01:49
Отнять жизнь легко. Но за это идет карма, и не тому, у кого отняли - ему наоборот многое прощается, а тому, КТО ОТНЯЛ. Так что пусть все идет своим чередом, - это я понял после того, как 10 лет попридумывал на благо МО РФ разные вещи, о которых подписку давал и здесь о них не могу.
Интерсно
02.02.2008 01:54
Проблему сопротивления злу невозможно поставить правильно, не определив сначала "местонахождение" и сущность зла. Извиняюсь, что длинно.

Так, прежде всего "зло", о сопротивлении которому здесь идет речь, есть зло не внешнее, а внутреннее. Как бы ни были велики и стихийны внешние, вещественные разрушения или уничтожения, они не составляют зла: ни астральные катастрофы, ни гибнущие от землетрясения и урагана города, ни высыхающие от засухи посевы, ни затопляемые поселения, ни горящие леса. Как бы ни страдал от них человек, какие бы печальные последствия они не влекли за собою - материальная природа как таковая, даже в самых с виду нецелесообразных проявлениях своих, не становится от этого ни доброю, ни злою. Самое применение идеи зла к этим явлениям осталось в наследство от той эпохи, когда все-одушевляющее человеческое воображение усматривало живого душевно-духовного деятеля за каждым явлением природы и приписывало всякий вред какому-нибудь зложелательному вредителю. Правда, стихийные естественные бедствия могут развязать зло в человеческих душах, ибо слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются самым постыдным влечениям; однако люди, сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом - духовным очищением и укреплением в добре, о чем достаточно свидетельствуют хотя бы дошедшие до нас исторические описания великой европейской чумы. Понятно, что внешне-материальный процесс, пробуждающий в одних душах божественные силы и развязывающий в других диавола, не является сам по себе ни добром, ни злом.

Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла. Никакое внешнее состояние человеческого тела само по себе, никакой внешний "поступок" человека сам по себе, т. е. взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенно от скрытого за ним или породившего его душевно-духовного состояния, - не может быть ни добрым, ни злым.

Так, телесное страдание может повести одного человека к беспредметной злобе и животному огрубению, а другого-к очищающей любви и духовной прозорливости; и понятно, что, став для первого возбудителем зла, а для второго - побудителем добра, оно само по себе не было и не стало ни злом, ни добром. Именно на этой двуликости телесных лишений и страданий настаивали мудрые стоики (1), научая людей обезвреживать их яд и извлекать из них духовное целение.

Точно так же все телодвижения человека, слагающие внешнюю видимость его деяния, могут проистекать и из добрых, и из злых побуждений и сами по себе не бывают ни добрыми, ни злыми. Самое свирепое выражение лица - может не таить за собою злых чувств; самая "обидная неучтивость" может проистекать из рассеянности, вызванной глубоким горем или научной сосредоточенностью;

самое резкое телодвижение может оказаться непроизвольным рефлексом; самые "оскорбительные" слова могут оказаться произнесенными на сцене или в бреду, самый тяжелый удар мог быть нечаянным или предназначенным для спасения; самый ужасный разрез на теле может быть произведен по мотивам хирургическим или религиозно-очистительным. В жизни человека нет и не может быть ни "добра", ни "зла", которые имели бы чисто-телесную природу. Самое применение этих идей к телу, телесному состоянию или телесному проявлению, вне их отношения к внутреннему миру - нелепо и бессмысленно. Это, конечно, не значит, что внешнее, телесное выражение совсем безразлично перед лицом добра и зла или что человек может делать вовне все, что ему угодно. Нет, но это значит, что внешнее подлежит нравственно-духрвному рассмотрению лишь постольку, поскольку оно проявило или проявляет внутреннее, душевно-духовное состояние человека: его намерение, его решение, его чувствование, его помысел и т. д. Дело обстоит так, что "внутреннее", даже совсем не проявленное вовне или по крайней мере никем извне не воспринятое, уже есть добро, или зло, или их трагическое смешение; "внешнее" же может быть только проявлением, обнаружением этого внутреннего добра, или зла, или их трагического смешения, - но само не может быть ни добром, ни злом. Перед лицом добра и зла всякий поступок человека таков, каков он внутренне и изнутри, а не таков, каким он кому-нибудь показался внешне или извне. Только наивные люди могут думать, что улыбка всегда добра, что поклон всегда учтив, что уступчивость всегда доброжелательна, что толчок всегда оскорбителен, что удар всегда выражает вражду, а причинение страданий - ненависть. При нравственном и религиозном подходе "внешнее" оценивается исключительно как знак "внутреннего", т. е. устанавливается ценность не "внешнего", а "внутреннего, явленного во внешнем", и далее, внутреннего, породившего возможность такого внешнего проявления. Именно поэтому два с виду совершенно одинаковые внешние поступка могут оказаться имеющими совершенно различную, может быть, прямо противоположную нравственную и религиозную ценность: два пожертвования, две подписи под одним документом, два поступления в полк, две смерти в бою... Казалось бы, что христианское сознание не должно было бы нуждаться в таких, почти аксиоматических, разъяснениях...

Но если, таким образом, настоящее местонахождение добра и зла есть именно во внутреннем, душевно-духовном мире человека, то это означает, что борьба со злом и преодоление зла может произойти и должно достигаться именно во внутренних усилиях и преображение будет именно внутренним достижением. Какой бы "праведности" или, вернее, моральной верности ни достиг человек в своих внешних проявлениях и делах, все его достижение, несмотря на его общественную полезность, не будет иметь измерения добра без внутреннего, качественного перерождения души. Внешний обряд доброты не делает человека добрым: он остается нравственно мертвым фарисеем, повапленным гробом. До тех пор пока самая глубина его личной страсти не вострепещет последними корнями своими от луча Божией очевидности и не ответит на этот луч целостным приятием в любви, радости и смертном решении - никакая внешняя корректность, выдержанность и полезность не дадут ему победы над злом. Ибо систематически-непроявляемое зло не перестает жить в душе и, может быть, втайне владеет ею, и обычно бывает даже так, что оно незаметно просачивается во все внешне-правильные поступки морального человека и отравляет их ядом недоброжелательства, зависти, злости, мести и интриги. Конечно, внешние воздействия, идущие от природы и от людей, - начиная от благоухания цветка и величия гор и кончая смертью друга и примером праведника, - могут пронзить мертвую душу лучом божественного откровения, но самое преображение и заключительная преображенность всегда были и будут внутренним, душевно-духовным процессом и состоянием. Вызвать в себе эту потрясающую, таинственную встречу личной страстной глубины с Божиим лучом и закрепить ее силою духовного убеждения и духовного характера - это значит бороться со злом в самом существе его и одолеть. Кто хочет подлинно воспротивиться злу и преодолеть его, тот должен не просто подавить его внешние проявления и не только пресечь его внутренний напор; он должен достигнуть того, чтобы злая страсть его собственной души из своей собственной глубины, обратившись, увидела; увидев, загорелась; загоревшись, очистилась; очистившись, переродилась; переродившись, перестала быть в своем злом обличий. Переживающий это присутствует в самом себе при обращении своего личного сатаны; таинственный огонь - его собственный и в то же время больше, чем его собственный, - прожигает извечную неисправимость его души до самого дна; из самой темноты ее, из последней бездны, устами этой бездны возносится молитва благодарения и радости: душа исцеляется вся, и вся сияет светом, и уже по-новому обращается к Богу, к людям и к миру. Такое состояние души достижимо только на внутренних путях одухотворения и любви.

Добро и зло в их существенном содержании определяются через наличность или отсутствие именно этих двух сочетающихся признаков: любви и одухотворения.

Человек духовен тогда и постольку, поскольку он добровольно и самодеятельно обращен к объективному совершенству, нуждаясь в нем, отыскивая его и любя его, .измеряя жизнь и оценивая жизненное содержание мерою их подлинной божественности (истинности, прекрасности, правоты, любовности, героизма). Однако настоящую силу и цельность одухотворение приобретает только тогда, когда оно несомо полнотою (плеромою) глубокой и искренней любви к совершенству и его живым проявлениям. Без плеромы-душа, даже с верною направленностью, раздроблена, экстенсивна, холодна, мертва, творчески непродуктивна.

Человек любовен тогда и постольку, поскольку он обращен к жизненному содержанию силою приемлющего единения, тою силою, которая устанавливает живое тождество между приемлющим и приемлемым, увеличивая до беспредельности объем и глубину первого и сообщая второму чувства прощенности, примиренности, достоинства, силы и свободы. Однако любовь приобретает настоящий предмет для своего единения и свою настоящую чистоту только тогда, когда она одухотворяется в своем направлении и избрании, т. е. обращается к объективно-совершенному в вещах и в людях, приемля именно его и вступая в живое тождество именно с ним. Без духовности - любовь слепа, пристрастна, своекорыстна, подвержена опошлению и уродству.

Согласно этому, добро есть одухотворенная (или, иначе, религиозно-опредмеченная, от слова "предмет") любовь, зло - противодуховная вражда. Добро есть любящая сила духа, зло-слепая сила ненависти. Добро по самой природе своей религиозно - ибо оно состоит в зрячей и целостной преданности Божественному. Зло по самому естеству своему противорелигиозно, ибо оно состоит в слепой, разлагающейся отвращенности от Божественного. Это значит, что добро не есть просто "любовь" или просто "духовная" зрячесть: ибо религиозно-неосмысленная страстность и холодная претенциозность не создадут святости. И точно так же это значит, что зло не есть просто "вражда" или просто "духовная слепота": ибо вражда ко злу не есть зло и беспомощное метание непрозревшей любви не составляет порочности. Только духовно-слепой может восхвалять любовь как таковую, принимая ее за высшее достижение, и осуждать всякое проявление враждебного отвращения. Только человек, мертвый в любви, может восхвалять верный духовный вкус как таковой, принимая его за высшее достижение, и презирать искреннее и цельное заблуждение духовно-непрозревшей любви. Такова сущность добра и зла, и, может быть, христианскому сознанию достаточно вспомнить о наибольшей Евангельской заповеди (полнота любви к совершенному Отцу), для того чтобы в нем угасли последние сомнения.

При таком положении дел внутреннее местонахождение зла и внутренняя преоборимость его становятся вполне очевидными. Настоящее одоление зла совершается через глубинное преображение духовной слепоты - в духовную зрячесть, а замыкающейся, отрицающей вражды в благодатность приемлющей любви. Необходимо, чтобы духовно прозрела не только вражда, но и любовь. Необходимо, чтобы любовью загорелась не только духовная слепота, но и духовная зрячесть. В освобожденной от зла, преображенной душе - одухотворенная любовь становится подлинным, глубочайшим истоком личной жизни, так что все в душе делается ее живым видоизменением: и служба дня, и восприятие музыки, и чтение папируса, и созерцание горной грозы; и то высшее, строгое беспристрастие, в котором монах, ученый и судья выдерживают и себя, и других; и даже та безжалостная вражда ко злу в себе и в других, которая необходима пророку, государственному вождю и воину.

Такое преображение только и может быть осуществлено во внутренней духовной самодеятельности человека, ибо любовь не может загореться и одухотвориться по чужому приказу, а духовность может расцвести и насытиться полнотой (плеромой) только в длительном религиозно-нравственном самоочищении души. Конечно, помощь других может быть здесь велика и могущественна: и близких людей, и далеких; и семьи, и церкви; и в свободном научении духовному пути (методу), и в пробуждении любви живою любовью. И понятно, чем огненнее и прозорливее дух, тем большему он научит других в свободном общении -и словом, и делом, и обличением, и утешением, и деятельным милосердием, и щедрою .уступчивостью; и чем глубже и чище помогающая любовь, тем легче и плодотворнее передается ее огонь в душу другого, не горящего. Душа, сопротивляющаяся злу, нуждается для победы в любовности и духовности; и тот, кто дает ей духа через любовь и любви в духе, тот помогает ее победе и сопротивляется злу не только в себе, но и в другом. Преображение зла только и может быть осуществлено тою силою, в слепом искажении которой зло как раз и состоит:

только сама духовно-зрячая любовь может взять на себя эту задачу и победно разрешить ее до конца; только она может найти доступ в ту бездну слепого ожесточения и безбожного своекорыстия, из глубины которой должно начаться обращение, очищение и перерождение... И для христианского сознания здесь, кажется, не может быть ни спорного, ни сомнительного.

И вот когда граф Л. Н. Толстой и его единомышленники призывают к внутреннему преодолению зла (2), к самосовершенствованию (3), к любви (4), когда они настаивают а необходимости строгого суда над собою, на необходимости различать "человека" и "зло в нем" (5), на неправильности сведения всей борьбы со злом к одному внешнему принуждению (6), на духовном и нравственном преимуществе убеждения (7), - то они следуют в этом за священной традицией христианства; и они правы. Таинственный процесс расцвета добра и преображения зла осуществляется, конечно, любовью, а не принуждением, и противиться злу следует из любви, от любви и посредством любви.

Но тот, кто признает это по изложенным выше основаниям, тот не только не обязан, но и не может принять ею остальную часть их учения, принципиально отрицающую заставление как таковое.

В самом деле, если одухотворенная любовь имеет способность преображать зло, то значит ли это, что в общем, бликом процессе сопротивления злу-заставление совершенно немощно, бесцельно, вредно и гибельно? Можно и умозаключать от необходимости добровольного самосовершенствования - к необходимости предоставления злодеям добровольно и беспрепятственно злодействовать? ели я обязан творить нравственное очищение внутри себя, то означает ли это, что злодей имеет право изживать вое зло во внешних злодеяниях? Если "человек" и "зло нем" не одно и то же, то разве нельзя подействовать на человека так, чтобы это воздействие благодетельно передалось именно "злу", в нем живущему? Одним заставлением невозможно победить зло; выводимо ли из этого полное отвержение заставления? Разве более глубокое исключает более элементарное? и разве дело творческого преображения души возможно только при внешней нестесненности злодея?

Или же "принуждение" - есть само по себе зло? И любовь исключает "принуждение" принципиально?

1..101112..2223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru