FE750:
Если мне не изменяет склероз, то амеры в одной из экспедиций установили на Луне лазерные отражатели для точного измерения расстояния. (А может ещё для чего, не вспомню).
-----
Сейчас Вам быстро объяснят, что уголковые отражатели доставили беспилотными спускаемыми аппаратами, с мягкой посадкой.
--Тяга двигателя по их же (американским) данным от 0.4 до 4.5 Т. Вес ЛК около 16Т. Не забывайте, надо не только зависнуть, но и погасить скорость. Для этого надо тяговооруженность более чем 1 (для луны естно).
---
Непосредственно в момент посадки посадочная скорость была близка к нулю, можно не сомневаться. Основное гашение вертикальной скорости происходило выше. Нас не должно интересовать что происходило на высоте более нескольких метров - как здесь правильно заметили в вакууме струя быстро расползается и воздействие на грунт минимально. Так что можно смело сказать, что в самый момент посадки тяга была равна весу КА.
Всё это, впрочем, неважно, поскольку порядок величины давления реактивной струи на грунт ясен - это вовсе не то давление, которое крушит камни, ломает кирпичи и пр. Взрослый дядя на ногу наступает гораздо больнее. Дальнейшая дискуссия напоминает спор из серии "Кто сильней - кит или слон?". Кто победит - реактивная струя или реголит? Параметры струи поддаются оценке, табличных параметров реголита у нас нет. Однозначный ответ невозможен. Баста.
Есть только косвенные свидетельства, что никакой особо разрушительной силы реактивный движок не оказал. Вся "фееричность" взлёта заключается в отрывании незначительных кусков фольги от обшивки. Флаг не упал, да и обшивка цела, видно здесь:
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a1 ...
В общем, если это и подделка, то аффтары специально старались показать слабость реактивной струи. :) И лично моё мнение - они правильно делают. Если она расходится как куб расстояния от сопла, то больше чем на мелкие куски фольги её и не должно хватить: тяга смешная. Это моё мнение, я его никому не навязываю.