Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

121 гвардейский севастопольский краснознамённый полк Дальней авиации

4 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12..313233

pjeotu-22@yandex.ru
15.12.2007 13:01
121 гвардейский севастопольский краснознамённый авиационный полк Дальней авиации
(историческая справка)

Как рыцарь, преданный безмерно,
В боях воздушных зная толк,
Своей Отчизне служит верно
Сверхзвуковой тяжёлый полк.

Идут первые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. На центральном направлении, немцы рвутся к Москве, на южном - к Киеву. Пал Минск, гитлеровские генералы делят шкуру ещё не убитого медведя. Но уже в этот момент, от сброшенных самолётами Дальней авиации бомб, горят нефтепромыслы Румынии, уничтожаются танковые колонны врага, взрываются мосты и переправы. Жива авиация! Жива и, всеми доступными ей средствами, оказывает помощь наземным войскам.
Достойное место в рядах сражавшихся воздушных бойцов занимали лётчики и штурманы, стрелки и радисты, инженеры, техники, механики 121 тяжелобомбардировочного авиационного полка. Созданный накануне войны, в 1940 году, не успевший до конца оформиться организационно, приобрести лётные навыки (особенно в ночных полётах), он с первых дней войны вступил в полосу сражений, обильно орошая землю Украины и Белоруссии кровью лётных экипажей. Летая на самолётах ИЛ - 4, не имевших броневой защиты жизненно важных мест самолёта и членов экипажа. Вооружённый только 7, 62 мм. пулемётами, полк нёс колоссальные потери в первые месяцы войны. Из разговора со стрелком: 'Вижу, как моя очередь прошила ему плоскость, впилась в фюзеляж около хвоста, а немец летит, хоть бы что. И гореть не думает!' Под Днепропетровском экипаж младшего лейтенанта Вдовенко направил свой горящий ИЛ на переправу, по которой шли немецкие танки. Воевать учились, в полном смысле, на ходу. Прекратились дневные групповые вылеты. Оставшиеся семь самолётов (это от пятидесяти с чем - то, точную цифру не помню) и одиннадцать экипажей стали летать одиночно и только в ночное время. Прорезали люк в нижней части фюзеляжа, для отражения атаки истребителей снизу - сзади. Добавили в экипаж четвёртого стрелка, поменяли пулемёты на крупнокалиберные. Все потери, а это 237 человек, пришлись в основном на 1941 год. Почти пять лет непрерывных боёв, горечь поражений и радость побед - всё испытало старшее поколение авиаторов. И: День Победы!:
'Гремит оркестр, сверкая медью,
Счастливых лиц не перечесть.
В сердцах останется навечно,
Пока в России люди есть!'
Девятнадцать Героев Советского Союза, из ни два - дважды, много лётного и технического состава награждены орденами и медалями за участие в боях по освобождению Белоруссии, Прибалтики, города Севастополя.
После войны полк обосновался в Белоруссии, а точнее, в Мачулищах (что под Минском) - этой столице Дальней авиации. Кстати, в июле 1944 года на этот аэродром, из леса выходили окружённые немцы. Грязные, обросшие, завшивевшие - они бросали оружие, поднимали руки вверх и сдавались в плен работающим техникам. С ИЛ - 4 в Мачулищах 121 ТБАП переучился на ТУ - 4, затем ТУ - 16 и ТУ - 22. Расширялся круг задач, увеличивалась скорость полёта, потолок и дальность. Шесть тысяч километров, без дозаправки, сверхзвук, пуски ракет по барже в Каспийском море - всех достижений полка не перечислишь. Приведу только один пример из послевоенной жизни прославленной части. Во время испытаний на Новой Земле 100-мегатонной (малость тогда ошиблись, больше было) водородной бомбы, два ТУ - 16 должны были с расстояния 400 км. и с высоты 12 тысяч метров снять всё, что там произойдёт. Полк был разведывательным, бомболюки набиты фотоаппаратами и радиоаппаратурой под самую завязку. В персональной кабине сидел офицер радиоразведки. Проще говоря - 'шумовик'. Приказ на вылет пришёл из самых заоблачных высот и отменить его никто не мог. Встали в два часа ночи. Сплошной туман, еле просматривается первый фонарь на рулёжной дорожке. Техники Ян Берзинь, К.Тамашюнас, Анатолий Уханов под руководством полковых инженеров Г.Коха, Олега Макарова, Петра Голованова подготовили два самолёта к вылету. Руководители лётного состава П.Маликов, Юрий Штыркин, Николай Сомов проверили готовность экипажей к вылету. Первым выруливал ТУ - 16 нашего комески подполковника Алексея Таримы. Удивительный бал человек. Мой эталон порядочности. Его любимой поговоркой была фраза: 'Человек, кроме аппетита, должен иметь ещё совесть!' Как далеко смотрел вперёд. Так вот, его ТУ - 16 только вырулил со стоянки и сразу скрылся в тумане. В домике работает радиостанция ближней связи и мы слышим все переговоры руководителя полётов с экипажами. Вырулил и второй самолёт. Алексей Тарима запросил разрешение на взлёт. Мы так и не увидели взлетающий самолёт и только по звуку, уходящему вверх, поняли, что всё путём. Второй экипаж взлетать отказался. Ну, не в полном смысле: 'Не полечу!' Просто, командир корабля засомневался в успешности взлёта, а магнитофоны на КДП всё пишут. Поэтому руководитель полётов его вернул на стоянку. Ну, а теперь о том, что неизвестно широкой публике и, что я видел собственными глазами.
ТУ - 16 подполковника А.Таримы домой вернулся. Но, что это был за самолёт? Такое впечатление, что 120 -тонный бомбардировщик взяла в рот корова, жевала, жевала: не понравился. Взяла и выплюнула. Вмятины и гофры на плоскостях, сорваны антенны разведстанций. Вообщем, самолёт потом так и не смогли восстановить. Догнала их всё - таки ударная волна и только лётное мастерство командира спасло экипаж от неминуемой гибели. Задание было выполнено, экипаж был награждён орденами и медалями. Снимки засекретили, а посмотреть хочется. Такова вот небольшая выдержка из истории лётной части. Но историю 121 ТБАП продолжают и сегодня. Только вот к ТУ - 16 добавился ещё ноль.,
Bez
15.12.2007 13:10
Ту-16 - "120 -тонный бомбардировщик"
Скромнее надо быть.
Где-то 75 тонн при взлете...
Backfire
15.12.2007 14:07
to:Bez:
15/12/2007 [13:10:22]

Максимальный взлётный - 79 тонн. Но до 120 явно далековато...

Но:
для pjeotu-22@yandex.ru:
Спасибо Вам за интересную тему. Критиков по мелочам у нас всегда хватает. Не обижайтесь, ухо лётчика такие описки режут очень сильно.

На аэродром Мачулище доводилось садиться не раз, даже довелось показать нашим старшим товарищам (которые из Бобруйского 200-го после Ту-16 ушли на шила), что 22М может над ближним по взлёту набрать 1200 с отворотом вправо на Бобруйск. Это было на следующий день после посадки у них на запасной. Я давал контрольный полёт при взлётном минимуме погоды ночью КК Разнатовскому Алексею. На следующий день мы перелетали домой. Самолёт почти пустой, на КДП нам наши бывшие однополчане дают указания по отходу. БПРМ по взлёту (там курс захода на гражданский аэродром) можно проходить или ниже 400, или выше 1200. "Поэтому после взлёта надо уменьшить вертикальную, 400 - горизонт, и на удалении (не помню и не важно) можно продолжить набор". Лёха на исполнительном мне говорит: "Командир, покажем им, что такое Бэкфайер?". Почему бы нет? Вырулили на самый край ВПП (принцип - ВПП за хвостом - вражеская, не твоя!), после отрыва, шасси не мешкая, придавили над полосой для разгона, ведь 50 тонн в спину(!), а потом ноги выше головы, впереди только небо, и довольный доклад:"___, после взлёта 1200 в наборе, разрешите правым на точку!".
alekc
15.12.2007 14:57
Так, дорогие мои пилоты. Сейчас ищу описание ТУ - 16 и выведу кого - то на чистую воду (может себя). Но два ТЗ, по 2о тонн керосина каждая, он вмещал в себя. Разберёмся. Только тема открыта для освещения труда, как лётчиков, так и техников. На гражданке, из - за секретности излишней, считают, что отвалял человек 25 лет дерака и получает зря "огромную" пенсию. А ошибки, конечно, были и будут. Со временем ещё никто не научился бороться. У нас на ТУ - 22 взлетал заводской лётчик из КАзани. Это было что - то. Специально удивлял.
sartec
15.12.2007 15:46
Алексу: в ТЗ-22 (эти цифры - емкость) влезает 18 тонн керосина. А максимальная заправка Ту-16 (ежели не забыл с 83-го года) - 35800.
alekc
15.12.2007 17:05
для sartec, ребята, давайте жить дружно! Ну его на фиг этот вес, хотя на 79 тонн не согласен. Хотя бы сотню. Всётаки, разведполк, под плоскостями - пилоны с аппаратурой, в бомболюке фотоаппараты в рост человека. Шумовая и разведывательная аппаратура, кабина шумовика. Да, и сам шумовик, если хорошо позавтракает. А, Вы, какие-то 79 тонн. Обижаете!
sartec
15.12.2007 18:38
Обижайся, не обижайся, но 79 тонн - это максимум. Причем с двумя полновесными ракетами. А так - 75800
alekc
16.12.2007 12:08
Продолжение темы '121 ТБАП'
Поскольку мы её заявили - надо отрабатывать. Такова жизнь. Но история полка времён ТУ - 16-х ( кстати, есть модификация его весом 90 тонн) не будет полной если я обойду молчанием 'дядю Мишу'. Он такой же исторический персонаж, как мы все, как сам полк, которому отданы лучшие 20 лет жизни. Что это такое? Ничего особенного. Простой сельский магазин в деревне Мачулищи. Зайдём в него и мы с вами в день получки. Комната метров 20 - 25 перегорожена прилавком, высотой по грудь человека. С нашей стороны пустые бочки из под пива. На них сидят и решают мировые проблемы авиаторы 121 полка. С противоположной стороны прилавка стоит дядя Миша. Шнобель у него, с висящей обычно соплёй, будь здоров. Но он её тремя пальцами , обычно, сбрасывает на пол и этой же рукой берёт горсть камсы из бочки, стоящей от него справа и подаёт закуску очередному посетителю. Слева от него действующая бочка пива, за спиной два хомута и неограниченное количество водки. Дым стоит коромыслом, получка у 121 - го. Я не помню ни одного случая, чтобы в этом помещении возникла конфликтная ситуация или , чтобы дядя Миша кого - то обсчитал. Без милиции, он чётко руководил процессом употребления спиртного. Знал всех лучше строевого отдела, знал, кто на что способен. Обычно звучала фраза: 'Володя! Диме нельзя больше наливать! Забирай его!'. Команда выполнялась беспрекословно. Правда, Володя, забирая Диму, прихватывал ещё бутылку водки и пара присоединялась к остальному личному составу, сидящему на бугре против деревни. Но у нас, даже на ТУ - 22 работал принцип: 'Не хочешь пить - не пей!'. Было в послевоенной истории этого полка много интересных моментов. Летали уже на ТУ - 22. Ни горя, ни забот. Время доработок самолёта, вроде, осталось позади. Помните анекдот, как американцы своровали чертежи ТУ - 22? Собрали у себя - получился паровоз. Разобрали, под увеличительным стеклом просмотрели чертежи. Вновь собрали - опять паровоз. Тогда они уже запрашивают официально. Так мол, и так! Почему не получается, если мы делаем всё по чертежам? А наши им отвечают: 'Вы просто забыли украсть два вагона доработок и нечего на нас валить!' Так что, доработки были все позади, всё ' устаканилось ' и летали уже нормально. Но, вдруг кому - то наверху стукнула в голову..идея. Надо взлётную полосу в Мачулищах сделать подлиннее и потолще, чтобы могли садится тяжелые самолёты (сейчас, по - моему, там вообще никого нет). А тогда? Командир полка под козырёк, а его заместитель подполковник Маликом Пётр Иванович торжественно объявил личному составу: 'Убываем в Болбасово, в командировку на девять месяцев (это первый год). Будем жить в казармах. Отбой по трубе и подъём по трубе!' Мы так и не поняли, по какой трубе? Толи он трубу купит, толи Архангел нам будет трубить. Но промолчали: из скромности. А вот второй год мы своим присутствием осчастливили Зябровку. Труб уже небыло, оставили все в Орше. Но поднимались и летали: иногда.
Идут дневные полёты. жара стоит страшная. Одни взлетают, другие садятся. Топливозаправщики под ногами путаются. Всё, как обычно и уже давно примелькалось. Вон заходит наша 'спарка', дымок из под колёс взвихрился, побежала по взлётной полосе. Всё путём. Но, что это? 'Спарка ТУ - 22' вдруг начала приседать, кренясь в правую сторону. Всё ниже и ниже опускается самолёт. Конец правой плоскости коснулся бетона, разворачивая ТУ - 22 вправо. Фюзеляж соприкоснулся с полосой, под самолётом забушевало пламя. Но 'спарка' уже сошла с полосы и по грунту, в клубах дыма и пыли, устремилась в соседнюю деревню. Метров 400 грунта она точно преодолела. Когда облако рассеялось, мы увидели лежащую на 'животе' спарку, накренившуюся в правую сторону и трёх человек, стоявших около неё. Огня небыло, но пожарные заливали пеной низ самолёта. Со штурманом и лётчиком всё ясно. Первый сбросил верхний люк и вылез через него. Лётчик - отпускник воспользовался своей форточкой, она позволяет человеку пролезть. А вот, как инструктор, весом под сто килограмм и ростом под два метра, оказался на земле? Мы не поняли. Говорили, что он пробовал потом повторить эксперимент, ничего не получалось, форточка маловата оказалась. Но все живы и здоровы, никаких катастроф, ' маленькая ' авария (год потом самолёт ремонтировали, облетали и списали). Дальше, как обычно, начался поиск крайнего. С помощью воздушных мешков поставили самолёт на подъёмники. Даже невооружённым глазом было видно, что шасси не стали на передние замки. Руководитель полётов только рукой махнул. Без доклада командира корабля о том, что 'зелёные горят', он бы не разрешил садиться. Особняки арестовывают всю документацию, командир полка с инженером лезут в кабину. Уборка! Шасси уходят в ниши, загораются красные лампочки. Выпуск! Шасси вываливаются из ниш, щелкают передние замки, загораются зелёные. Уборка, выпуск. Уборка, выпуск. Даже намёка на отказ материальной части нет. Вся надежда на магнитофон. Вот они - две маленьких бабинки с тонюсенькой проволочкой, на которой записаны все переговоры с внешним миром и все разговоры внутри самолёта. Что - то там есть? А интересно, что там есть и какова причина случившегося? Возьмём минуту, дадим подумать участникам форума и высказать своё компетентное мнение по этому вопросу.
alekc
17.12.2007 09:28
. Светлой памяти капитана Вадима Пригожаева и его экипажа, моему поколению авиаторов ПОСВЯЩАЕТСЯ






Рядовой полёт
(из дневника командира ракетоносца ТУ - 22 )


Заря алеет на востоке,
Уходит в завтра ночи тень
И, как всегда, до солнцепёка,
Мы начинаем лётный день.

Прошли контроль, прошли готовность,
Давленье смерила всем врач,
А замполит, забыв условность,
Желает нам больших удач.

Теперь к нему, чем он там дышит,
Рождённый разумом людей,
Готов ли вынести нас выше,
Напрягши мышцы всех идей?

Стоим и смотрим друг на друга,
Антенной руку мне пожал,
Расправил плоскости упруго,
Ракету бережно прижал.

Ну, что родной? Нас ждёт удача?
Опять пойдём на высоту.
У нас с тобой одна задача
Хранить Отчизны красоту.

Не хмурься, будет всё в порядке,
Наш штурман ест свой хлеб не зря
И в мире хоть идёт разрядка,
Для нас с тобой горит заря.

Она зовёт нас на работу,
Чтоб на просторах всей страны,
У взрослых не было заботы
О жизни мирной. Без войны.

Все на местах, закрыты люки,
Движки воркуют песнь свою
И старший техник поднял руки,
В них жест ' вперёд ' я узнаю.

'Прошу на взлёт ! Я тридцать третий ! '
Добро дано, нас долг зовёт
И хорошо, что встречный ветер,
Поможет нам начать полёт.

Ты весь дрожишь от нетерпенья,
Готов рвануться в высоту.
Ума и рук людских творенье,
Осуществил ты их мечту.

Снял тормоза, форсаж включился,
Взревело пламя за хвостом.
Бег убыстряя, покатился
Наш самолёт, наш общий дом.

Разбег идёт, всё как обычно,
Не то, что первый мой полёт.
И голос штурмана привычно
Прирост мне скорости даёт.

Тяну щтурвал и всё стараюсь
Приборы взглядом все поймать,
Огнём в бетонку упираясь,
Мы покидаем землю - мать.

Мы покидаем, чтобы вместе
Её прикрыть своим крылом.
Чтоб там внизу звучали песни,
Любовь и счастие жило.

Теперь спокойно, мы поднялись,
Есть эшелон, есть высота.
И скорость с заданной сравнялась
И сила уж земли не та.

Но сила есть, идёт боренье,
Трагедий хватит на века.
Но многотонное творенье
Послушно мне ещё пока.

Приборы дружно помогают
Вести по курсу самолёт.
Все автоматы мне мигают,
Нормально, мол, идёт полёт.

А за бортом сияет солнце,
Слепит глаза голубизна.
Внизу плывут озёр оконца,
Громадных строек новизна.

Летят минуты незаметно
В часы слагаясь чередой,
Вдруг впереди едва приметно,
Явилась дымка над водой.

Она растёт и всё темнеет,
Тревожит чёрной глубиной.
Мой взгляд невольно цепенеет
Пред мощью сил в среде иной.

И вот уже встают горбины,
Грозы бушующей дары.
А на стекле моей кабины
Резвятся молнии - шары.

Они лениво уплывают
За спину, красками маня,
И с антистатиков слетают
Потоком искр, стеной огня.

Вот дрожь прошла по самолёту:
'Куда ты прёшь , - он говорит , -
Толь жить тебе уж неохота,
Толь голова не так варит?'

Да варит всё. Метеобоги
Клялись, что чистый эшелон,
Что нет у них за нас тревоги,
Полёт пройдёт, как детский сон.

Сюда бы их, ко мне в кабину,
Чтоб сами видели беду.
Им там не дует ветер в спину,
А мы здесь будто бы в аду.

'Я - тридцать третий! Дайте выше
Подняться в верхний эшелон.
Ну что не слышу? Что не слышу?
Я влез в грозу, как в лавку слон.'

Пошли мы наверх, перепрыгнем.
Давай, родной, не подведи.
Ты не такое видел в жизни,
Ну вот: гроза вся позади.

Форсаж убрал, но что-то штурман
Молчит, рассчитывает путь.
А было бы совсем недурно
С ним на рыбалку махануть.

Отметить праздник всенародный,
К сезону удочку вручить.
Хотя важней ему сегодня
Помочь квартиру получить.

Но, прерывая размышленья,
Вспугнув кабины тишину,
Всего на градус отклоненье
Наш штурман ставит мне в вину.

'Ты, командир, решаешь шаржи,
На боевом же мы пути.
Ракету пустим мимо баржи,
Тогда голов нам не снести.

Теперь нормально, чётко вижу
В прицеле все её черты,
Но подойдём немного ближе,
Чтоб разговор вести на ' ты '.

Нажал на ' пуск ', пошла ракета,
Вон впереди огонь горит..
Я вижу, точно, много света
И самолёт сам говорит.

Вздохнул свободно, сбросив тяжесть,
С надеждой просится домой.
'Ну что, на курс обратный ляжем,
А цель оставим ей самой?'

Да, цель она уже не сбросит,
Шурует к ней как по струне.
Через полчасика запросим,
В канаве мы, иль на коне?

Минуты кажутся часами,
Движки мелодию поют,
Волнуясь тоже вместе с нами
И вместе с нами узнают.

Ребята! Наши поздравленья
И хоть мешает нам коса,
Но нет у всех у нас сомненья
Пропала баржи той краса.

Выходит зря мы волновались,
Наш штурман - лучший бомбардир.
Его экзамен не сорвался,
У нас с тобой всё впереди.

Горючки, видишь, маловато,
Прожорлив что - то больно стал.
Должны мы встретиться с собратом,
Чтоб керосина он нам дал.

А вон и он летит чуть выше,
Сошлись небесные пути.
Я в шлемофоне голос слышу:
В струю движков не залети!

Пред носом конус шланга ходит,
Тесня дыхание в груди.
По кругу ветром его водит,
Сумей, сердешный, попади.

Не попадёшь - нет дозаправки,
А дальше следует закон.
Хоть Богу все представишь справки,
Не пустит в рай, конечно, он.

Ручьём весенним по лопаткам
Стекает пот на парашют.
Рука, намокшая в перчатке,
Штурвалом двигает лишь чуть.

Здесь миллиметр ценнее злата,
Секунда - яркий изумруд.
Мгновенно следует расплата,
Перечеркнув ошибкой труд.

Но опыт прошлых поколений,
Впитав в себя по мере сил,
Без мандража и отклонений
Я дозаправку завершил.

Прошла нормально расстыковка.
Струною тонкою звеня,
Провиснув вниз, без остановки,
Уходит конус от меня.

Теперь домой и на сверхзвуке,
Ведь надо в школу подойти.
Помочь сынам азы науки
С реальной жизнью совместить.

Сходить на рынок, за картошкой,
С любимых книжек пыль стереть,
А уж потом, играя с кошкой,
Хороший мультик посмотреть.

Ну, а пока в одном стремленьи
Сплотились люди и металл,
Одно имея сожаленье:
Сверхсвет скорей бы нормой стал.

Дана команда на сниженье,
Пришёл посадке нашей срок,
Чуть - чуть беру опереженье
На ветер, дующий мне в бок.

Всё как всегда, всё как обычно,
Закрылки, шасси, тормоза
Мне голос штурмана привычно,
Устав наш лётный подсказал.

'Держась' за курс и за глиссаду,
Скользим к земле мы сотней тонн.
И в этот миг, конечно, надо
Ногами чувствовать бетон.

Как дружелюбные соседи,
Сошлись колёса с полосой,
Чтоб в тормозной своей беседе
Вернуть нам отдых и покой.

Открыты люки, взгляд усталый
Людей за труд благодарит,
А старший техник друг мой старый
Мне потихоньку говорит:

'Жена звонила. Без сомнений
Я ей сказал, что ты уж сел,
Что нет причины для волнений,
Хотя у них такой удел.'

Тяжёлый крест и добровольно
Несут они через года,
Не все поймут насколько больно
Ждать возвращения всегда.

Но их любовь всегда подскажет,
Беде поставить как заслон.
А потому от экипажа
Нижайший им земной поклон!

Мачулищи
Минск
Белоруссия





Backfire
17.12.2007 09:39
Отлично! Приятно с утра начать на родной ноте.
alekc, спасибо!

altkc
17.12.2007 11:33
Backfire? посмотрите тему "6 -я Воронежская спецшколв ВВС"
alekc
18.12.2007 10:46
Механик авиационный

Думаю, что не обидится на меня, известный сегодня не только в Белоруссии, но и далеко за её пределами, художник Спартак Арутюнян. Много лет назад белорусская земля приняла в свои объятия юного армянина. Приняла и не отпустила домой, в солнечную Армению. В одном сердце талантливого художника поместилось сразу два государства. Но нашлось в нём место ещё для одного объекта. Им стал 121 ракетный авиационный полк. В этом полку, много лет назад, Спартак проходил срочную службу в должности авиационного механика. Но механик, он и есть механик. Их сотни проходили срочную службу в прославленной части. Почему, именно, С.Арутюнян? Национальность? Нет: специальность. В полк прибыл служить дипломированный скульптор. Не знаю, толи военком армянский на солнце перегрелся, толи с крутого бодуна, запустил Спартака в авиацию, но услугу нам он оказал бесценную. И , по доброму, его тоже надо бы зачислить в наши ряды. Получив 'ускорение' в Армении, Спартак и у нас был вначале зачислен механиком в первую авиационную эскадрилью. Но задержался он на ключах и гайках недолго. Как только была рассекречена его гражданская специальность, эскадрилья мгновенно , оставаясь в том же штатном расписании, уменьшилась на одну боевую единицу. Художник переместился под крыло начальника штаба полка подполковника Штыркина Юрия Евгеньевича. Каждый из нас оставляет в жизни свой след, а НШ, молодым лейтенантом летал с Героем советского Союза Маркиным и на всю жизнь сохранил уважение к этой когорте воздушных бойцов. Расчёт был гениален в своей простоте. В полку 19 Героев и Спартак, создав бюсты этих людей для музея Боевой Славы части, принесёт авиации больше пользы, чем будет мести стоянку и тереть тряпкой бока самолёта.
Механик авиационный Спартак Арутюнян оправдал надежды штурмана Юрия Штыркина, проложившего ему путь в мир искусства. К концу службы галерея из 19 бюстов Героев Советского Союза , созданная по фотографиям скульптором Спартаком, была открыта в музее Боевой Славы части. А самого скульптора, после демобилизации, покорила наша белорусская дивчина. Спартак на сегодняшний день (декабрь 2007 года) в наших рядах, а бюсты Героев в Энгельсе.
alekc
20.12.2007 11:29
Аэродром в Мачулищах имеет на своём боевом счету не только свыше сотни пленных немцев. Есть у него в активе и жизни более восьмидесяти пассажиров аэрофлота, которые сегодня трудятся, не ведая, кому они обязаны своим чудесным спасением. 'Выдаю' военную тайну. Своим спасением эти люди обязаны личному составу 121 гвардейского севастопольского краснознамённого полка, сделавшего всё, чтобы они остались живы. Гражданский садится, мгновенно разнеслась весть по военному аэродрому. Откуда? Зачем и почему к нам? Ничего не понятно. Сегодня не лётный день. Техники крутят гайки на матчасти, лётный состав играет в 'балду' на разборе вчерашних полётов и постановке задачи на завтрашний день. Полковой пёс, по кличке Жора, болтается по стоянкам ТУ-22. Охрану изображает, дескать, не зря кормите, служу вам верой и правдой. А откормили мы его основательно, килограммов на сорок потянет. Вообщем, идёт обыкновенная тягомотина авиационной жизни. И, вдруг, мощный динамик на контрольно-диспетчерском пункте (её ещё называют 'вышкой'), заглушая все остальные звуки, оповестил: 'У нас будет садиться на вынужденную гражданский ТУ-134! На борту более 80 пассажиров, есть дети! Все аварийные средства к взлётной полосе!'. Вот как бывает. Тишина, спокойствие, благолепие, птички поют и вдруг: бац - разгружай сани. Пожарные и санитарные машины, тягачи с надувными мешками, весь личный состав 121 ТБАП рванулись к взлётной полосе. Каждый нёс в руках какую - нибудь ерундовину, твёрдо веря, что с её помощью он сумеет предотвратить нежелательное развитие событий. Так уж устроен человек. Ждём! А вон и ТУ-134 показался. Заходит нормально, не горит, не кренится, нормально работают двигатели, самолёт управляется. В чём дело? Из-за чего весь этот сыр-бор? Непонятно! Но, по мере приближения самолёта к полосе, глаза людей, немало повидавших (а, порой и принимавших непосредственное участие) аварийных ситуаций, начали округляться.
Над нашими головами, на высоте 15-20 метров, пронесся самолёт, с развёрнутой на 90 градусов правой тележкой шасси. Тележка состоит из четырёх колёс, сориентированных вдоль оси самолёта. Это её нормальное положение, но лопнул стабилизирующий шток и всю тележку развернуло. Страшная картина! Все понимали, что при посадке, как только 'больная' нога коснётся бетона, самолёт, садящийся на большой скорости, мгновенно развернёт, опрокинет и гибель людей и экипажа неизбежна. Зябко стало в жаркий, летний день.
Но вернёмся немного назад, благо и у нас на КДП вышла заминка. Руководитель полётов, прекрасно справляющийся с грозными ТУ-22, беспомощно смотрит на командира полка. Не знает он ТУ-134, не знает и не сможет помочь экипажу. Следует жесткая команда: 'Капитана Буцева на вышку!'. Толя Буцев - цыган по национальности, заядлый картёжник и прекрасный лётчик, садясь лет семь назад на ТУ-16, умудрился нырнуть под глиссаду, снёс антенну на крыше дальнего привода, распорол капот на правом двигателе и 'приземлился' уже на сиденье ТУ-134. Единственный самолёт в полку, возит штурманов на полигон бомбы кидать, а капитан Буцев его командир. Специально переучивался. ТУ-134, только что пролетевший над нами и вон тот, на стоянке - копии. Поэтому УАЗик командира понёсся за Буцевым, а мы вернёмся к гражданскому самолёту.
Из Ленинграда в Минск вылетел обычный рейсовый самолёт ТУ-134 с пассажирами на борту. Набрали высоту, лётчик стал убирать шасси. Три зелёные лампочки погасли, две красных загорелись. Правая стойка не убралась (развёрнутая тележка упиралась в створки). Выпуск, уборка, горят только две красных. Помощник идёт в салон посмотреть, стюардессы торопливо задёргивают занавески, пассажиры начинают недоумённо переглядываться. Возвращающийся, побледневший лётчик усилил тревогу в салоне. Когда самолёт прилетел в Минск и прошел над взлётной полосой аэропорта, начальство, прекратило удалять людей из аэропорта и перенаправило самолёт к нам на военный аэродром, расположенный немного южнее Минска.
И вот он снова показался вдали. Но уже разносит по стоянкам мощный динамик голос Буцева, доводит до нас всё, что он говорит командиру ТУ-134. Господи! Что он несёт? Когда он дважды садился на наш аэродром с таким отказом? Почему он, опаснейшую ситуацию, превращает в балаган, утверждая, что это мелочь обыкновенная, ничем не грозящая ни экипажу, ни пассажирам. Ну, даёт, цыган! Заработали в крови гены, ответственные за навешивание лапши на уши. Надо же! Какой - то цыганский анекдот рассказывает и просит сделать ещё кружок. Командир ТУ-134 уже смеётся. За время второго круга, между шутками и прибаутками, капитан Буцев дал лётчикам чёткие указания: садиться не по центру полосы, а прижавшись к её правой кромке, садиться на 'здоровую' ногу и не опускать нос, пока машина слушается рулей.
Кульминационный момент наступил. Как раненая птица, накренившись влево, самолёт шёл на посадку. Мы затаили дыхание. Вот он нежно коснулся, взметнув дымные облачка сгоревшей резины, взлётной полосы и побежал по ней, задрав вверх нос. Побежал на одной левой ноге. Скорость падала, управление рулями ослабевало, Два задних колеса правой стойки первыми коснулись бетона и развернули всю тележку в нормальное положение. Как выстрел последовала команда: 'Прижми!'. Лётчик среагировал мгновенно и самолет всей своей массой рухнул на 'больную' ногу, прижал её к себе, не давая развернуться ни вправо , ни влево и спокойно побежал на всех трёх, постепенно выруливая к центру полосы. Остановился посредине, выключил двигатели. Молодцы, что направили к нам самолёт, у нас полоса в три раза длиннее аэропортовской.
Экипаж и несколько пассажиров спустились по трапу самостоятельно, остальных выносили на руках в обморочном состоянии. Всех сразу же увезли в Минск
Стрелок-радист
20.12.2007 15:47
alekc !
Спасибо! Читается "на одном дыхании". Единственное уточнение по поводу "у нас полоса в три раза длиннее аэропортовской". Не в 3, а в 1, 5 (см. Минск-1 http://dir.avia.ru/airports/75 ... - 2000х60, Мачулищи http://dir.avia.ru/airports/98 ... - 2992х56).
altkc
20.12.2007 17:39
Смотрел! Минск - 1, полоса длиной 2 км. Это сегодня, а тогда у них было 1200 метров а у нас - 3600. К ним раз сел ТУ - 16 ( не нащ, не наш), гости прилетали. Так носом прямо в забор упёрся.
VDZ
20.12.2007 22:16
Ребята! Не будем спорить по поводу длины ВПП. Согласимся, она у нас длиннее, чем в Лошице, но ведь главное - доверие. Верили, что мы сделаем всё, чтобы спасти людей и мы справились.
Да, жаль, полка нет (в Мачулищах), Ту-22 нет. Анатолия Буцева тоже уже нет. Осталась наша память. Память людей, служивших в 121-м в разные временные периоды его славной истории. Давайте вспоминать и записывать. Это надо. Очень надо, хотя бы нам.
alekc
21.12.2007 10:01
для VDZ, за каждое слово голосцю двумя руками. Здесь не воспоминания, здесь жизнь честных людей, защитников Родины. И нет их вины в том, что случилосб. Труд коллективный, каждый, что вспомнит, пишет здесь. На мелочи не отвлекаемся, это потом. Книгу не издадим, но ДВД - диск сделаем.
Стрелок-радист
21.12.2007 10:26
VDZ:
Ребята! Не будем спорить по поводу длины ВПП. Согласимся, она у нас длиннее, чем в Лошице, но ведь главное - доверие. Верили, что мы сделаем всё, чтобы спасти людей и мы справились.
Да, жаль, полка нет (в Мачулищах), Ту-22 нет ...

alekc:
Здесь не воспоминания, здесь жизнь честных людей, защитников Родины. И нет их вины в том, что случилось. Труд коллективный, каждый, что вспомнит, пишет здесь.

Нет "дальних" не только в Мачулищах, но и в Зябровке, Барановичах, Бобруйске, Орше.
Да, жаль, что все так ... :((( Сам я - "пешеход", но почти 20 лет (с 1976 по 1994) жил под небом, в котром - "двадцать вторые" ...

alekc
21.12.2007 11:50
70 - е годы прошлого века. Военный аэродром Мачулищи, под Минском.

Посреди рулёжной дорожки, спиной к взлётной полосе и лицом к контрольно -диспетчерскому пункту (сокращённо КДП или 'вышка'), стоит пехотный генерал. Красные лампасы, красные погоны и всё остальное красное. Видно издалека. Генерал разгневан. Левая его рука, вытянутая в сторону северного торца полосы, описывает плавную дугу, охватывая эскадрильские домики, курилки, места отстоя керосина, волейбольные площадки и прочие атрибуты авиационной жизни. Не разжимая губ, представитель штаба Белорусского военного округа цедит: 'Это убрать! Это тоже убрать!'. Палец упирается в двухэтажное здание дежурных инженеров, построенное хозворспособом. 'И это тоже убрать! - следует команда. У полкового инженера отвалилась челюсть , слова застряли в горле. Только рот раскрывает и ни словечка не может вымолвить. Заклинило человека намертво. А представитель, пунктуально выполняя указания стоящих над ним, упёрся взглядом в КДП. После минутного колебания, он выдал: 'Не смотрится! Это тоже снести!'. У заместителя командира полка по лётной подготовке подполковника Михаила Макарова тоже округлились глаза. Но, в отличие от инженера, в ступор он не вошёл, пообещал выполнить приказание, но добавил, что без этого здания, аэродром не сможет принять самолёт президента Франции Жоржа Помпиду. Не любит начальство, когда ему возражают. Но ничего не поделаешь. Он и послан сюда, чтобы обеспечить встречу высокого гостя. Круто развернувшись, генерал указывает на три десятка наших ТУ - 22 и полк истребителей: 'Самолёты все убрать!'. К этому моменту на аэродроме в Мачулищах базировался один 121 ТБАП. Второму полку дальников почему то не понравился мачулянский аэродром и они попросились в Шайковку, к Москве поближе. Была ещё транспортная эскадрилья. Она вместе с нами переносила тяготы и лишения данного отрезка времени. Короче, всё снесли и всё сломали. 'Вышка' стояла, как пень среди поляны. Взгляду незачто было зацепиться. Зато трава искрилась свежей нитроэмалью и радовала глаз весенней неповторимостью. Аэродромная рота отдраила плиты так, что в них отражались улетающие в Оршу ТУ - 22. Нигде ни пылинки, ни соринки. Вот только постные физиономии авиаторов портили общую картину. Но и здесь решение было найдено оригинальное и всех устаивающее. В момент прилёта президента Франции, сделать в гарнизоне выходной и к аэродрому близко никого не подпускать. Пусть 'шпагу' пьют в 'долине любви'. Тщательно спланированные и глубоко продуманные мероприятия всегда проходят без 'сучка и задоринки'. Президент Франции Ж.Помпиду благополучно сел на наш аэродром. С ним приземлилась и вторая 'Каравелла' с журналистами. Самолёты стали против КДП, единственные на огромном аэродроме. Картеж с президентом благополучно убыл в Минск. Местное начальство начало 'сверлить' дырки в кителях, готовя их для будущих орденов. На горизонте явно просматривался 'парад победителей'.
Наверно и сегодня командир аэродромной роты не может сам себе объяснить, зачем он послал солдата на машине подмести ещё раз рулёжку. Толи в служебный раж вошёл, толи крыша поехала? Но, скорее всего увидел, что у 'Каравелл' очень низко двигатели расположены и решил подстраховаться. Пусть, дескать, прометёт ещё раз, чтобы в двигатели ничего не засосало. Забыл! Забыл, командир совершенно, что его орёл уже три ночи не спал, всё подметал взлётную и рулёжную полосы.
На аэродроме тишина. Ни полётов, ни самолётов, ни людей. Только на КДП дежурный руководитель мается от безделья, да на рулёжке болтается подметальная машина. 'Чего она там подметает? -думает руководитель -всё же блестит, как у кота :'. А машина, развернувшись на южном конце рулёжной дорожки, медленно движется к КДП, смещаясь постепенно к 'Каравеллам'. И когда до самолётов оставалось метров пять, недоумение на лице руководителя сменилось ужасом. Он увидел голову солдата, лежащую на руках, на руле машины. Солдат спал на ходу. Забыв, что перед ним не самолёт, дежурный руководитель схватил микрофон и заорал дурным голосом: 'Тормози! Тормози! Тормозной парашют!'
На скорости пять километров в час подметально - поливальная машина плавно въехала в плоскость самолёта французских журналистов, разворотив её законцовку. Не тот самолёт выбрал солдат. Въехал бы в наш самолёт, аэродромная рота лишилась бы машины а всё. Нет, подавай ему иностранный. А они хлипкие, к тому же, скандал международный. Наши предложили решить проблему мирным путём. Прапорщик Борис Пчелинцев осмотрел повреждение и сказал, что сделает так, как было. Мы ему верили. Он, битые и покарёженные автомобили , превращал в новые. Отказались! Сгоняли во Францию вторую 'Каравеллу', (уже за наш счёт ), купили у фирмы эту несчастную заканцовку крыла (тоже за наш счёт). Даже устанавливали сами. Если честно сказать, эту работу Борис Пчелинцев выполнил бы за пару часов. Но была 'холодная война' и нужен был шум, который, по - моему, переместился даже в область политическую. Вот так, 'хотели как лучше, а получилось - как всегда'.

В длинной писанине Word не даёт ошибаться, поправляет. В ответах , забываешь проверить и уходит непонятно что. Так что, извиняйте!
VDZ
21.12.2007 20:48
Да, чтоб такое найти в какой-нибудь литературе - жизни не хватит. Спасибо.
alekc
22.12.2007 13:18
Незапланированная рыбалка

Ровный гул двигателей, расположенных в хвосте, над фюзеляжем самолёта, еле доходил до кабины экипажа. Два десятка тяжёлых ракетоносцев ТУ-22, на дозвуковой скорости и на высоте четырнадцать тысяч метров, шли над Карелией за 'угол'. Взлетели с военного аэродрома Белоруссии в час ночи и журавлиным клином направились в сторону Мурманска. После пролёта над городом должен был быть поворот налево и в открытый океан. Этот маршрут и назывался полётом за 'угол'. В лунном свете поблескивали многочисленные озёра, воды с избытком, зато с народом, видимо, туговато. Не видно ни огонька, пустынные места и не скоро вспыхнут здесь огни больших городов.
В строю отряда летит самолёт капитана Алексея Федяева. Лётчик включил автопилот, поставил ноги на подножки сиденья, опёрся о подлокотник. Так удобнее. Впереди ещё четыре часа полёта. Взгляд фиксирует миллиарды звёзд ночного неба и яркие вспышки проблесковых огней летящего впереди самолёта Ивана Корнякова. Того самого Ивана, которого в прошлом году, на посадке 'прострелил' радикулит. Адская боль согнула человека в дугу, замутила сознание. Сквозь туманный занавес боли еле просматривалась взлётная полоса, быстро увеличивающаяся в размерах. Но посадил, в пределах авиационных допусков. Из кабины его уже вытаскивали.

Авторитетом своим 'продавил', уважаемый конструктор, ТУ-22. Авторитетом! Единственное достоинство - сверхзвуковой режим. Но какой ценой он оплачивается? Полёт на сверхзвуковой скорости возможен только на 'форсаже' обоих двигателей, каждый из которых на этом режиме 'съедает' шесть тонн керосина в час. При общей заправке в сорок тонн - особо не разлетаешься. А недостатков хватает. И главный из них - отсутствует второй лётчик. В Дальней авиации без него не обойтись. Очень плохой обзор у командира, а у штурмана с оператором обзора, вообще, почти нет никакого. При катапультировании шасси должны быть обязательно убраны и т. и т. п. Одна 'шпага' чего стоит! Скольких нормальных людей она сделала алкоголиками?
Внизу Карелия. Прошли Петрозаводск, автопилот работает устойчиво, молодцы техники, всё - таки отрегулировали его нормально. Штурман старший лейтенант Николай Горенков уткнулся в тубус самолётного локатора. Следит за дорогой, Сусанин авиационный. Они иногда повторяют 'подвиг' своего учителя и первого штурмана авиации матроса Железняка, 'он шёл на Одессу, а вышел к Херсону'. Но сие бывает редко, так как сразу попадает в разряд чрезвычайных происшествий. Николай ещё ни разу не 'блудил'. Оператор держит дальнюю связь, командир задумчиво смотрит в черноту карельского неба. Тишина в эфире, тишина в кабине, тяжелеют веки. Спать хочется.
Спокойствие и нормальный режим работы вдруг нарушаются еле заметным перемещением колонки штурвала вперёд. Автопилот компенсировал задирание носа самолёта вверх. В чём дело? Взгляд лётчика перемещается на приборную доску. Всё, вроде, путём. Все стрелки на своих местах, только вот одна из них - указатель наличия топлива в носовом баке, очень быстро движется к нулевой отметке. Следует доклад ведущему группы, психологическое напряжение в экипаже нарастает. Колонка штурвала ещё на градус сместилась вперёд. Инженеры с контрольно - диспетчерского пункта рекомендуют лётчику отключить автоматику и перейти на ручной расход керосина, не трогая передний бак. Ведущий приказывает летящему за Федяевым подойти ближе и осветить самолёт Алексея фарой. Рекомендации все выполнены, но колонка штурвала продолжает упорно двигаться вперёд, к собственному ограничителю. Нарушается центровка и самолёт продолжает задирать нос вверх. А доклад: 'За самолётом тянется керосиновое облако!' - расставил всё по своим местам. Что-то лопнуло , что-то разрушилось и керосин хлынул в атмосферу, а адреналин - в кровь экипажу, выводя на запредельные высоты пульс и давление. Нет таких людей, которые не реагируют на опасность. Скажете, а Гагарин? Взлетел с пульсом 60 и нормальным давлением. Даже весело сказал: 'Поехали!'. Сказал: только не это слово. В очередной, толи десятый, толи двадцатый раз 'реального' запуска, космонавт, лёжа в кресле, готовился, дожидаясь конца отсчёта стартового времени:к обеду в лётной столовой, а не к полёту в космос. Почему должны были подняться давление и пульс? Но заработали стартовые двигатели и ракета, набирая скорость, понеслась к своей орбите. Вот здесь-то и прозвучали первые, знаменитые и никому не известные слова Юрия Алексеевича Гагарина: '[*****]: всё-таки!'. Перевели эту фразу на литературный язык уже на орбите.
У экипажа Алексея Федяева был слишком быстрый переход в состояние опасности. И только голос командира: 'Спокойно! Приготовиться к катапультированию!' - вернул уверенность, убрал нервозность перед покиданием самолёта. Штурман собрал в планшет всю документацию, поставил ноги на подножки сиденья, нажал рычаг предварительной подготовки к катапультированию. Руки и ноги обхватили стальные захваты, ремни вдавили тело в сиденье. Командир сбросил люки и дал команду: 'Пошёл!'. Сработали пиропатроны, два кресла рванулись в черноту сентябрьской ночи.
В авиации много морских терминов и традиций. В том числе - покидание самолёта. Сам Алексей катапультировался, когда автопилот полностью выбрал весь свободный ход штурвала. Колонка упёрлась в приборную доску. 110 - тонная махина, задрав нос вертикально вверх, как в фигуре 'Колокол', начала медленно оседать на хвост.
Стремительно падая вниз, штурман Николай Горенков уловил момент, когда автоматика разбросала в стороны ремни сиденья, надула за спиной воздушный мешок, который вытолкнул его из кресла. Более тяжелое, оно стало опережать в падении, уходя вниз с фалом барометрического реле. Теперь парашют сама раскроется на высоте четыреста метров. Закон мерзавности сработал отменно. Тёмная ночь, безлюдное место, в кармане одна авторучка. Даже авиационный нож умудрился дома оставить. Нужна высота, чтобы осмотреться, придти в себя, не опускаться вслепую. Рука рвёт кольцо парашюта, свободное падение прекращается, над головой распускается купол. Мысли, как резвые скакуны, мелькают одна за другой. Только что прошли Петрозаводск. Кругом озёра. Не может быть, чтобы не было рыбаков? В это время они, обычно, жгут костры, под рюмку водки, ведут задушевные беседы. И точно. Внизу мелькнула светящаяся точка. Рука потянула стропы парашюта, взгляд сосредоточился на этой точке, постепенно превращающейся в пламя рыбацкого костра.
Три друга из Петрозаводска, 'заложив за воротник' по Высоцкому: ':а выпили мы вроде бы немного. Семьсот на рыло! Скажи, Серёга!' - вели между собой тихую и мирную беседу. Обсуждали утренний клёв. Фраза, прозвучавшая сверху: 'Здорово, мужики!' - привела всех в недоумение и вызвала оторопь. А, когда Николай, пружиня ноги и быстро подтягивая стропы на себя, (чтобы купол не попал в огонь) приземлился в пяти метрах от костра, у одного из рыбаков 'крыша' вообще поехала. Он быстро закрестился и запричитал: 'Говорила жена, допьёшься до белой горячки! Не поверил, вот и допился! Черти с неба уже валятся!'. Второй рыбак изобразил сцену из 'Ревизора', застыв с открытым ртом и стаканом в руке. Зато, третий оказался самым сообразительным. 'Американский шпион (других у нас тогда небыло)! - заорал он дурным голосом - Сейчас мы ему по кумполу врежем, свяжем, а завтра отправим куда надо!'
И только простая русская фраза: 'Вы что, совсем оху:, рыбаки [*****]? Самолёт упал недалеко!' - вернула троице человеческий облик. Не сможет такое выдать американский шпион, не сможет, даже если здорово захочет. Встреча была тёплой, удивление искреннее. 'Горючка' ещё была в наличии (опытные рыбаки попались). Обсуждение утреннего клёва продолжили уже вчетвером. В авиации тостов больше, чем в кинофильме 'Кавказская пленница'. Поэтому утром, спустившись вниз по реке на моторной лодке до ближайшей деревни, четвёрка бодро шагала по центральной улице к сельсовету, радуя жителей авиационной песней:
':пилоты мы, пилоты мы, пилоты
Весёлая и дружная семья,
Полжизни подарил я самолёту
Ещё полжизни отдал для тебя!'.
Командиру корабля Алексею Федяеву повезло меньше. При катапультировании из нестандартного положения встречный поток ворвался под шторку, закрывавшую лицо и порвал бронхи. При приземлении, он сумел перетянуть водную гладь озера и опустился на его берегу. Сразу же увидел взлетающие в ночное небо ракеты и пошёл на них. Вышел на лагерь заключённых. Охрана лагерей, предупреждённая из Москвы, о падении самолёта, до утра жгла сигнальные ракеты. Встретили командира хозяева радушно и тоже с тостами.
Тяжёлая доля досталась оператору капитану Николаю Ерофееву. 'Вооружённый' ножичком для заточки карандашей, он, только через двое суток, вышел к железной дороге и остановил поезд 'Мурманск - Ленинград'. Машинист также знал о падении стратегического бомбардировщика и о возможном выходе к железной дороге кого - то из членов экипажа.
Стремительно летит время. Затерялся где - то, на жизненных просторах, мой друг Михаил Зотов. Жена у него была чеченка и после демобилизации, он уехал в Грозный. Нет уже среди нас Коли Горенкова - профессора рыбацкой науки. В кабинах ТУ - 160 сидят наши дети и внуки. Невозможно остановить мгновение! Да и не нужно его останавливать!
Провожаем в последний путь Анатолия Уханова. В скорбном молчании стоят вокруг гроба ветераны 121 тяжёлого бомбардировочного краснознамённого севастопольского полка Дальней авиации. Рыцари и покорители воздушного океана - они и сегодня держатся вместе, продолжают жить одним большим экипажем. Слева от меня, думая о чём - то своём, стоит майор Алексей Федяев, наш бывший начальник штаба третьей авиационной эскадрильи. После того катапультирования медицина запретила ему летать. Справа стоит майор Николай Ерофеев. Он летал до самого выхода на пенсию. Сейчас увлекается пчёлами.
Стремительно летит время, подтверждая прозорливые слова императора Александра 2: 'У России есть ТОЛЬКО два друга, это - ЕЁ армия и ЕЁ флот!'.
VDZ
25.12.2007 22:36
Что было, то было. Историю переделать нельзя. Её можно переврать.
sartec
25.12.2007 22:56
Здается, у Федяева оператором был Анатолий Егорович Давыденко. Так мне и сам Федяев говороил, и Давыденко рассказывал. Он же рассказывал, что парашют ракрыл вручную на 7000м. А был в летнем комбезе, даже без шевретки. Федяев рассказывал, что у него ушами кровь пошла. Соответственно рожа вся в крови засохшей, страшная. Солдатик на КПП лагеря чуть не усрался когда увидел.
alekc
26.12.2007 10:24
для sartec, вчера был у меня Степаныч (майор Леонид Федяев). Отпечатал я на принтере своё "произведение". Он читал, а я смотрел на его лицо и понял, что не зря писал. Всё, о чём Вы говорите, верно. Но я оператора просто забыл, а со штурманом - мы рыбаки. Яценко, по моему, комеской 3 -й был. Прекрасные стихи, владеет словом. Его место в теме "121 гвардейский...". Да, и многим другим, в том числе и Виктору Якунову. Генеральские крылья ему дал 121 -й.
26.12.2007 10:42
aleks///
Миша Яценко здесь. См. VDZ
26.12.2007 15:00
Вот официальные данные по аварии Федяева и рассказ Степановича. Давал ссылку на сайт где это опубликовано, да куда-то пост подевался.

Авария самолета Ту-22К 19.08.70 Экипаж Федяева
Метеоусловия: малооблачно, видимость 10 км.
Обстоятельства
Экипаж командира корабля капитана Федяева Л. С., военного летчика 2-го класса, выполнял тренировочный полет по маршруту ночью в составе эскадрильи с выполнением тактического пуска. Расчетная продолжительность полета 4 ч 10 мин. Экипаж произвел взлет пятым в группе в 21 ч 14 мин с интервалом 1 мин. Взлетная масса 91950 кг, центровка 36% САХ, заправка топливом 39750 кг. Через 1 ч 02 мин после взлета на высоте 10000 м и скорости 670 км/ч по прибору командир корабля заметил отклонение штурвала вправо. Летчик выключил автопилот и, парируя левый крен отклонением штурвала, продолжал полет.
В дальнейшем, как доложил летчик, для парирования левого крена ему потребовалось отклонить штурвал вправо на 60њ и для снятия нагрузок использовать механизм триммирования. Пытаясь разобраться в причине кренения самолета, экипаж проверил работу двигателей, положение шасси, закрылков, но никаких отклонений не обнаружил. При замере количества топлива в баках была установлена разница в количестве топлива на правый и левый двигатели, которая в дальнейшем быстро увеличивалась. При первом замере топливомер показывал: на правый двигатель - 11, 5 т, на левый - 9 т; при втором замере: на правый-11 т, на левый - 7 т. При третьем замере: на правый-11 т, на левый - 5 т. Интервал времени между замерами составлял, по докладу экипажа, 1, 5-2 мин.
По команде ведущего группы летчик переключил поперечное управление с элерон-закрылков на элероны, но положение самолета по крену не изменилось. По мере увеличения разницы в количестве топлива на правый и левый двигатели летчик заметил, что для удержания самолета в горизонтальном полете ему приходится все больше отдавать штурвал от себя. Летчик принял решение прекратить выполнение задания и левым разворотом со снижением выйти на обратный курс. При положении стабилизатора 0њ командир корабля уменьшил режим работы двигателей и перевел самолет на снижение с вертикальной скоростью 2 м/с. В этот момент, несмотря на то что штурвал был полностью отдан от себя, самолет начал резко кабрировать с возрастанием перегрузки, оператор увидел вспышку огня на левом двигателе. По команде командира корабля экипаж в 22 ч 27 мин катапультировался из неуправляемого самолета и благополучно приземлился.

Причина
Потеря продольной управляемости из-за утечки 9-10 т топлива за последние 11 мин полета из топливной магистрали передних баков и смещения центровки назад с 36 до 57% САХ. Точное место утечки топлива установить не представилось возможным из-за разрушения и сгорания самолета. Одним из возможных мест утечки топлива является магистраль в районе 3-4-х баков на 33-м шпангоуте.
Виновники
Предприятия МАП.

Рассказ подполковника в отставке Леонида Степановича Федяева
об аварии на самолете Ту-22К произошедшей 19 августа 1970 года
Были полеты во вторую смену. Несмотря на то, что накануне был День авиации, все были трезвые. У нас вообще с этим строго было. По заданию мы выполняли обычный полет по маршруту. Под фюзеляжем висел макет ракеты Х-22. На такие полеты заправлялись только фюзеляжные баки. Шли составом эскадрильи. Уже начинало темнеть (было около 22-00 часов). Находились мы где-то в районе Петрозаводска. Летел (как обычно по маршруту) на автопилоте. Вдруг автопилот сам отключился и самолет достаточно начало кренить влево. Пришлось парировать поворотом штурвала. Сразу возникли мысли - что же было причиной кренения. Крыльевые баки пустые (значит не они), шасси проверил по сигнализации - убрано. Решил проверить в каком положении находятся закрылки. Было уже темно, поэтому пришлось установить форсажный режим работы двигателей. Факел форсажного пламени достаточно подсвечивает плоскости и оператор может посмотреть на закрылки. Оператор доложил, что закрылки в норме. Кренение было настолько сильным, что выдерживать курс не было возможности. Нас тянуло влево. Доложил, что неисправности с управлением. Потом штурман подумал не топливная ли система неисправна. Посмотрел разницу топлива в группах баков на левый и правый двигатели. Она составила 1, 5 тонны. Для такого самолета как Ту-22 - эта разница не была чем-то неординарным и находилась в пределах нормы. Двигатели ведь все разные и могут по-разному топливо вырабатывать, а такие 'прожорливые' как РД-7М и подавно.
(Следует сделать отступление от рассказа летчика и пояснить структуру топливной системы Ту-22. Каждый двигатель этого самолета питался от собственной группы баков. Чтобы центр тяжести смещался в следствии выработки топлива в незначительных пределах эти группы стояли в фюзеляже по разные стороны от центра тяжести. Левый двигатель питался от передней группы баков, правый - от задней. Примечание С. Бурдина)
Я дал экипажу команду : 'Идем на запасной аэродром'. А штурману говорю: 'Давай ищи, что поближе есть'. Начинаю убирать обороты двигателя, чтобы идти на снижение. Чувствую самолет наоборот нос поднимает. Опять режим работы увеличил. Тут уже стало ясно будут большие проблемы. Стал следить за выработкой топлива, а там из передней группы баков топливо льет как из ведра. Сразу доложил по внешней связи, что отказала топливная автоматика. Тут и оператор сказал, что левый двигатель 'факелит' (чрезмерно много топлива в него попадает). На Ту-22 штурвал выполнен не в виде колонки, а в виде штанги выходящей из приборной доски. При этом ход штурвала от нейтрального положения составлял 20-25 см.
Теперь, когда топливо вырабатывалось неравномерно и центровка резко начала смещаться назад, штурвал пришлось отдать почти полностью от себя. Самолет продолжал задирать нос. Тогда я сказал экипажу: 'Готовьтесь! Будем прыгать'. Когда штурвал уперся в приборную доску, я дал команду 'Покинуть самолет!' Оператор быстро ушел. Я слышал как за спиной прогрохотало кресло по рельсам. Долго не выходил штурман. Я еще думал : 'Карандаши он там что ли точит?!' Я уже в полулежащем положении был, когда он наконец катапультировался. Я тут же за ним вышел и вовремя. Угол тангажа был где-то около 90 градусов. Я почти на спине лежал когда кресло сработало. Когда от самолета отлетел с креслом, то еще успел заметить как двигатель сильно 'факелил' (позднее подумали, что вероятно топливо из течи попадало в его воздухозаборник). После отделения от кресла я попал в неприятную ситуацию - вошел в штопор. Угловая скорость вращения была такая большая, что из ушей, носа кровь шла и в белках глазных сосуды полопались. Только к 4000 где-то удалось прекратить вращение и привести в действие парашют вручную. Почти одновременно сработал и прибор КАП-3, который призван открывать парашют без участия летчика. Опускаясь на парашюте стал осматриваться, чтобы сориентироваться куда идти после приземления. Видел как горел внизу самолет. Речка протекает. Прикинул, что идти надо на север там виднелись вдалеке огни. Подумал, что наверное надо до реки добрать и по ней двигаться.
Перед землей сгруппировался: и приземлился прямиком на сосну. Повис метрах в пяти над землей. По веткам спустился на землю. Прежде чем что либо предпринять посидел под сосной привел мысли в порядок. Идти к самолету было не только бессмысленно но и опасно. Мог загореться лес от самолета и можно было оказаться в очаге пожара. Я в тайге в детстве жил и знаю, что это такое. Поэтому оставил самолет километрах в 2-х справа и пошел на север в наветренную сторону. С собой ничего не было ни НАЗа ни пистолета. Не были самолеты укомплектованы. Все как всегда: Через некоторое время вышел на делянку, вырезал стропорезом (нож такой) палку, нашел лесную дорогу и по ней пошел. Часам к 6 утра вышел на жилье. Это оказалось что-то типа исправительно-трудового учреждения (тюрьма не тюрьма- зона не зона). В округе уже силовые структуры были предупреждены, что летчики могут выйти и надо им помощь оказывать. Мне сразу стакан спирта налили. А я его выпил как воду - не брал градус. Там же я наконец в зеркало посмотрелся - лицо все в крови запекшейся. Бандит бандитом.
Когда рассвело, посадили в машину взвод солдат и поехали к самолету. На самолет ведь были секретные блоки системы государственного опознавания. Однако по дороге с офицером внутренних войск, который со мной ехал, связались по рации и сказали, что самолет уже нашла поисково-спасательная служба, зона падения оцеплена, и ехать туда не надо. Нам указали поляну, где мы дождались вертолета летевшего с места аварии. Оказалось, что оператор после приземления пошел к самолету, и его первым обнаружила ПСС. По счастью самолет упал на место, где уже раньше был лесной пожар. Поэтому от него не начался лесной пожар.
На вертолете нас доставили на аэродром в Медвежью. Штурмана нашли уже после 15 часов дня на железнодорожной станции, куда он вышел после приземления.
На самолете на сутки нас отвезли в Мачулищи, а затем вернули назад. Комиссия на месте работала неделю. По итогам работы комиссии экипажу за грамотные действия объявили благодарность. А меня командующий ДА назначил на должность командира отряда, хоть я чуть-чуть не дотянул к тому времени до 1-го класса (двух посадок не хватало).
На новую должность меня перевели в одрап в Зябровку (под Гомелем). Там я прослужил год и ушел в ВВА в Монино. И вот на врачебно-летной комиссии в Монино, где в тот период установили современное диагностическое оборудование из Германии, у меня в легком нашли затемнение (пятно сантиметра три в диаметре). Это было опущение легкого вызванное тем падением в штопоре после катапультирования. С тех пор (после окончания академии) мне разрешалось летать только на самолетах с двойным управлением.

Uncle Bu
26.12.2007 15:02
Предыдущий пост мой. Извините.
alekc
27.12.2007 11:54
Поздравляю всех участников темы "121 гвардейский...". Желаю всем счастья, крепкого здоровья, долгих лет жизни и хорошего настроения. "Ничто нас не может вышибить из седла", - такая уж поговорка у начштаба была.
alekc
27.12.2007 11:56
Поздравляю всех участников темы "12 гвардейский..." с Ноаым годом! Желаю всем счастья, крепкого здоровья, долгих лет жизни и хорошего настроения. "Ничто нас не может вышибить из седла", - такая уж поговорка у начштаба была.
sartec
27.12.2007 13:50
Дядя Бу, здается все верно, только Степаныч, кажись, ВВА не заканчивал. Писанули его эскулапы после катапультирования. Помнится, он у нас НШ-3 был в звании майор. Ежели увольнялся подполковником, то я рад за него
Uncle Bu
27.12.2007 17:31
//////sartec: Дядя Бу, здается все верно, только Степаныч, кажись, ВВА не заканчивал. Писанули его эскулапы после катапультирования. Помнится, он у нас НШ-3 был в звании майор. Ежели увольнялся подполковником, то я рад за него////
Что касается официального отчета, то его понятно кто составлял. Есть даже фотопланшет инцедента. А что касается рассказа, то чего мне Степанович рассказал (будучи абсолютно трезвым и не в гараже) то я и записал. Возможно нюансы последствий какие-то он не захотел говорить, но на тот период они мне были менее важны ибо я тогда над темой Ту-22 трудился.
К тому же он и говорит что его в ВВА резанули, стало быть мог и не закончить...Можно позвонить спросить его, но удобно ли бередить его душу по этому делу?...

С уважением, Сергей.
alekc
28.12.2007 12:50
На прошлой неделе майор в отставке Леонид Степанович Федяев, бывший НШ 3 - аэ, был у меня в гостях. Отметил мой мах с оператором, но я ему сказал, что тема заведена, чтобы исправлять ошибки. Живёт в Минске, есть адрес. Взял у меня кассету, на которой записан 1990 год (празднование 60 - летия полка) и 1994 год., где подполковник Яценко даёт большое интервью корреспонденту. Не зацикливайтесь на этом эпизоде.Нужны события, люди и время. Я пришёл в 121 полк, когда командир полка полковник Алехнович сажал ТУ 16 на Северном полюсе, на льдину. Больше ничего не знаю об этом, а ведь это уникальное мероприятие.
sartec
29.12.2007 01:11
2 alekc: что за нехорошая информация про Володю Шепилова? Правда ли? Просьба пояснить
Отсек "Ветер"
29.12.2007 05:42
Интересная тема, но слишком много вольностей: "за угол" на Ту-22 - упасть там за углом после выработки керосина? Форсажный расход ВД-7М 32тонны в час на один двигатель, а не 6 тонн, как у alekc. Зачем-то бред про Гагарина, зачем-то чушь про 100 Мт бомбу. Про 120 тонный Ту-16 уже указывали. Среди этого сора трудно отыскать правдивую и интересную информацию, несомненно имеющуюся у Alekc'a. Ту-16 на ледовый аэродром - это подвиг, но причем здесь Северный полюс?
АлВас
29.12.2007 10:47
Сережа, к сожелению ...правда...52 года
Вечная ПАМЯТЬ
alekc
29.12.2007 11:24
для sartec, время ранних ТУ - 22. В 121 ТБАП прибыл командир ТУ - 16 Ковалёв ( даже звать как, не знаю). После курса вывозных, три посадки с выкатыванием за полосу. Третья посадка была, вообще, на средину полосы и с неубранными газами. Поэтому и уехал в деревню. Ушёл опять на ТУ - 16 и, говорят, летал прекрасно.
Uncle Bu
29.12.2007 11:26
//////Отсек "Ветер":
Интересная тема, но слишком много вольностей: "за угол" на Ту-22 - упасть там за углом после выработки керосина? /////////
Вы забываете, что они "за угол" не с базовых аэродромов летали, а с Оленегорска, Североморска и т.п.?!

///////Ту-16 на ледовый аэродром - это подвиг, но причем здесь Северный полюс?//////
Садились вероятно на оперативном (ледовом) аэродроме 10 ОА ПВО на острове Гриэм-Белл (ЗФИ), он находится в районе 84 параллели. Поэтому в разговорах многие про Северный плюс и говорили.
VDZ
29.12.2007 12:56
Володя Шипилов скончался вчера, 28 декабря 2007 года. Похороны 30-го. Я буду.
Светлая тебе память, Володя.
alekc
29.12.2007 15:33
С вами каши не сваришь. Садился на льдину около Северного полюса, поспешил со взлётом. Боковым ветром снесло на торосы. самолёт получил повреждения, Два года техники его ремонтировали, а льдина плыла к берегам Америки. Пришлось взорвать ТУ - 16. Сам не взрывал. А, вообще, критикам, служившим около авиации, предлагаю завести собственную тему и резвитесь там, наздоровье.
Bez
29.12.2007 16:17
alekc
"Садился на льдину около Северного полюса".
Подробнее, если это правда.
Не слышал, хотя прослужил 30 лет,
на Ту-16 пролетал 14лет, потом Ту-22м2.
29.12.2007 16:30
Хочется высказать слова БАГОДАРНОСТИ ВАШЕМУ 121 гвардейский Севастопольский Краснознамённый полк Дальней авиации, за то что Ту22 - это мой первый с-т который увидел в живую (мой дядя Козлов В.В. служил у Вас инженером (должность уже не помню) и водил меня на стоянку Ту22 "по-щупать" этого красавца), а как трясется земля когда они взлетают...ухххх....тоже ощутил когда шел от электрички в городок. Вот благодаря таким впечатлениям и стал летчиком, правда истребителям. Отлетал 20 лет на МиГ-21, Су27, чичас уже на пенсии

С уваженим
гв. подполковник В.Л. Ашмянский
sartec
29.12.2007 16:48
Володе шипилову вечная память...
Миша, передавай наши соболезнования
alekc
29.12.2007 18:37
для Анонима, Ваш дядя Козлов Виктор Владимирович - инженер 121 ТБАП по спецоборудованию, прекрасный человек. На таких людях держится в воздухе авиация. Передавайте привет.
АлВас
29.12.2007 21:08
Сережа, Миша уже уехал, завтра похороны, передадим все. Тебе сегодня привет от К. Семенова К. Проистина , только что с баньки нашей вернулись.
VDZ
31.12.2007 15:05
За нашу Советскую Родину! Из части не выносить!
На части не разносить!


БОЕВОЙ ЛИСТОК

№ 92 '28' декабря 2007 года


Памяти
Володи Шипилова



Всё реже строй. Уходят люди
И их уже не возвратить.
И память Вечная им будет
Пока мы только будем жить.
Пока при встрече и без оной
Не скажем тихо: 'Помянём'
И вот они тихонько в доме
К плечу касаются плечом.
И вот: Вы помните, как было?
Как это бЫло и былО,
Как ввысь машина уходила
Бросая землю под крыло,
Как был нелёгкий труд в кабине
И пониманье с полуслов,
Как мы совместное творили -
Не знаю что - меж облаков.
Как были неразлучны души
Когда единая судьба
И были мы друг друга лучше
Как самолёт Ту-22:
Всё реже строй. Всё реже встречи.
Всё дальше, что не возвратить
И Память.
Память будет Вечной
Пока мы только будем жить.








Редактор
Гвардии подполковник Яценко М.В.
Командир 3 АЭ 121 гв.ТБАП
VDZ
31.12.2007 15:14
Чтоб в этот год златых мышей и златой крысы
Творить добро Вам для людей повыше крыши,
И чтоб здоровье Вы всемерно улучшали
И этим нацию чтоб всю оздоровляли.

И подрастали чтоб быстрей у Вас детишки,
Озорничают, пусть, но только чтоб не слишком,
И Президентский чтоб Указ быстрей решали
И тем всю нацию и нас омоложали.

И чтоб в делах у Вас у всех была удача,
И прибыль чтоб у Вас всегда росла почаще
И не губили чтоб налоги Ваше дело
И тем бы нация вся наша богатела.

И вновь здоровья Вам в году и снова счастья,
Активно в жизни принимать всегда участье,
И, чтоб горя огнём, не рассыпаться пеплом
И тем вся нация теплом таким бы крепла.

И в холодильнике чтоб Вашем мышь не висла,
И чтоб в компании любой не быть Вам лишним
И узы дружбы с каждым днём прочнее были
И тем бы нацию мы нашу все сплотили.

А если где-то вдруг случатся с нами беды,
Решим проблемы мы всегда, отцы и деды,
И нам помогут, как всегда, конечно, дети
Ведь наша нация за всё, за всё в ответе.

Так пусть здоровье будет Вам, удач и блага,
И пусть достигнет каждый цель лишь ту, что надо
И будем живы мы всю жизнь и, слава Богу,
Так, значит, нация моя, всех с Новым Годом!

31.12.07.
sartec
31.12.2007 16:17
Пусть будет просторной уютная норка
Чтоб сало в ней было, шампань и икорка!
С годом Мыши Вас, дорогие мои, здоровья, счастья и удачи!
kollega
31.12.2007 19:21


С НОВЫМ ГОДОМ!!!!

Новогодняя сага...

Гусь птица авиационная!На столе, да с яблоками...Чуствуется сопричастность к небу, к небожителям! А что остальные на столах предпочитают? Чем затарились?
Брали один раз поросенка--зареклись!Его надо было вымачивать, да еще и мариновать...
23 гуся за 25 совместной жизни...Стаж!
Первый раз почуствовал приближение праздника в этом году.Именно почуствовал...
А то все работа, работа...Сайты, ветки, летчики, вертолетчики...
Однажды на НГ добровольно подался на дежурство, чтобы в комнате со своими не отмечать.Было это давно...Всегда считал, что НГ это личный праздник, семейный, не общественный. А пить за одним столом с нач.КП - редкой сволочью и халявщиком не захотел.
Утром отвязался.Не хватило водки и пропил летный комбез, который урвал по случаю и которым гордился...
Это был первый НГ без гуся в яблоках!
Второй- с поросенком...
Дай мне Бог не менять привычку.Это так приятно - ГУСЬ в яблоках!....
И ВАМ того же!, В смысле привычек...


Счастья всем ! достатка и здоровья!!!!







02.01.2008 19:42
Да, Гусь в яблоках...
03.01.2008 15:50
А гусь-то в яблоках. Конских.
12..313233




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru