Посадка на …топливозаправщик!
Жаркий июльский день лета 1962 года. Белоруссия, военный аэродром Мачулищи, недалеко от Минска. Лётный день у 121 полка. На стоянках осталось с десяток ТУ – 16, остальные ушли на маршрут. Пара отпускников, да ЯК – 12, болтаются в районе аэродрома. Первые восстанавливают навыки пилотирования после отпуска, а второй накручивает налёт, чтобы один год шёл за полтора. Оставим в покое ТУ – 16, сосредоточим своё внимание на посадке Як – 12. Являясь очевидцем этой « посадки», убеждён, что ни один из участников данного чрезвычайного происшествия не виноват в случившемся и нет здесь даже моральной ответственности. Авиация!!! Поэтому, с лёгким сердцем и чистой совестью, называю фамилии и имена действующих лиц этого «спектакля», чуть не превратившегося в трагедию.
Для того, чтобы 121 авиационный полк мог выполнять поставленные перед ним задачи, вокруг него было сосредоточено море обслуги. Основная из них – база обслуживания, со своим командиром и своими порядками, батальон связи, «глухонемые» и др. В самом полку – целая армия инженерно технического состава, различные тренажёры, учебно-штурманский самолёт (сокращённо УШС ), на котором штурмана учились бросать бомбы мимо цели. Входил в систему обслуги и самолёт ЯК-12, летал на котором капитан Подыниногин – хозяин и крепостной этого самолёта. ЯК-12, что это за « зверь « такой? Моему соседу правому лётчику Юрке Тихонову «посчастливилось» пассажиром лететь на этом агрегате из Орши в Мачулищи. Профессионального пилота, налетавшего тысячи часов на ТУ-16, начало рвать, как только колёса ЯК-12 оторвались от бетонки взлётной полосы. В самолёте помещалось три пассажира. Один сидел рядом с лётчиком и два – у них за спиной. Вообщем, самолёт связи (это по научному ), был лёгок, как пушинка и очень напоминал кукурузник с одним крылом. Но, самолёт есть, есть лётчик, должен быть и налёт. А посему, в плановую таблицу полётов полка на тот или иной день, вписывался и капитан Подыниногин. Всё как положено, шутников в авиации тогда было поменьше. И, пока тяжёлые самолёты, бороздили просторы пятого океана где – то в районе Чёрного моря, ЯК – 12 летал над военным городком. Лётчик отрабатывал технику пилотирования. Так было всегда. Когда бомбардировщики возвращались с маршрута, руководитель полётов сажал капитана Подыниногина ( от греха подальше). Лётчик садился всегда на взлётно – посадочную полосу, бежал метров сорок и заруливал на свою стоянку. Так должно было быть и в этот раз. Но погода – штука капризная. Ветер, дувший с юга на север вдоль полосы, к моменту возвращения самолётов полка , поменял направление на боковой. Правда, не очень сильный, но для ЯК – 12 не приемлемый. Самолёт просто сносило, при заходе на посадку. Отвлекусь немного от лёгкой авиации. Вспомнился момент прихода с маршрута в Мачулищи наших ТУ-16. Вот также изменился ветер на боковой, но дул с такой силой, что заходящий на посадку самолёт, уходил на запасной аэродром уже над домиком 3-й аэ. Так снесло! Руководитель полётов всех отправил на ближайший запасной аэродром, В Оршу прилетели с загоревшимися лампочками «топлива осталось на 5 минут». И садились без команды руководителя полётов. Один на бетонку, другой - на грунтовую полосу и со встречным курсом, третий дурным голосом ( а связь, обычно, держал правый лётчик ) кричит: «Сейчас падать буду!» . Но, вобщем, обошлось в этот раз. Никто не упал, все сели нормально. Только оршанский руководитель полётов поседел слегка. Вот вам и боковой ветер.
А посему, руководитель полётов в Мачулищах подполковник Фомин ( имя и отчество забыл ) принимает решение – посадить ЯК – 12 на перемычку, соединяющую взлётную полосу и рулёжную дорожку. Благо, располагалась перемычка недалеко от КДП, прямо против профилактория. Заходить на посадку надо было через крышу этого двухэтажного здания, стараясь не зацепить за печные трубы, потом порезче вниз, над рулёжной дорожкой. И, вот она – перемычка, вдоль которой дует боковой ветер. Никаких проблем. Капитан Подыниногин, из-за профилактория, со стороны городка заходит на посадку. Внимание сосредоточено на крыше здания. Как-бы не зацепить. Всё.. проскочил, теперь вниз, через рулёжку и на перемычку. Вот в этих моментах сатирик Задорнов молчит целую минуту, чтобы усилить воздействие фразы на зрителей. Я обойдусь украинской пословицей: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!»…По рулёжке, точно на линии посадки, медленно движется топливозаправщик. ТУ – 16 возвращались с задания и старшие техники самолётов заказывали полные , по - моем, ТЗ – 16. И они, как муравьи, сновали по рулёжной дорожке. Закон мерзавности сработал чётко. Не убирающиеся колёса ЯК – 12 врезались в боковую стенку моторного отсека топливозаправщика, фюзеляж самолёта скользнул по крыше отсека и дальше продолжил движение к перемычке, с «убранными» шасси. Посадка прошла. как в лучших домах ЛондОна, » пробег « укоротился до десятка метров, фюзеляж стёрся до сиденья лётчика. Тормозить можно было ногами. Интересная картина предстала перед глазами личного состава третьей авиационной эскадрильи, домик которой был ближе всех расположен к месту «посадки» ЯК-12. У развороченного моторного отсека топливозаправщика стоял, белый как мел, водитель этой бочки с керосином. Губы шевелились, а слова застряли в горле. Посреди бетонной перемычки, наклонившись на правое крыло, на фюзеляже лежал бедолага ЯК, а рядом с ним стоял лётчик, также утративший нормальный цвет лица. Быстрее всех среагировал на ситуацию наш «бендеровец» старший лейтенант Марьяж Василий Григорьевич: « А если бы вмазал не в моторный отсек, а в «бочку» с 16 тоннами керосина?» Ответом ему было молчание, многим доводилось видеть и не такое.
Мне неизвестны результаты расследования этого происшествия, по –моему, руководитель полётов был даже демобилизован. Не знаю! Зато точно знаю, что когда принималось решение на посадку Як – 12, никакого ТЗ на рулёжке небыло. А появилось оно в точке встречи с самолётом, когда лётчик уже не мог его видеть. Мешал капот.
Естественно, 65 лет Победы! Очередной заскок! А вот боевой путь и весь путь 121 полка хотелось бы видеть на этой ветке.