Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

121 гвардейский севастопольский краснознамённый полк Дальней авиации

4 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..567..3233

Tihonja
02.01.2009 13:07
Я больше не тихоня
тр
04.01.2009 13:58
))))))
Тихонов А.В.
06.01.2009 12:52
Однополчане ВСЕХ с РОЖДЕСТВОМ !
tu22m2k
07.01.2009 13:01
Всех ГВАРДЕЙЦЕВ- с РОЖДЕСТВОМ!
Здороья, Здоровья и ещё раз ЗДОРОВЬЯ!!!
В.КАСАТКИН
tu22m2k
07.01.2009 14:52
МИТРИЧ П.:
Валерий Дмитриевич! Поздравляю с РОЖДЕСТВОМ! Вот только ты , наверное, затутался в этих праздниках?! ШУТКА!
Здоровья, семейного счастья, УДАЧИ!, Будем ЖИТЬ!!!
В.КАСАТКИН
alekc
08.01.2009 07:55
Экипажи 121 ТБАП на Северном полюсе В 1956 году командир 121 полка полковник Алехнович А.А. был переведён в Барановичи, на должность заместителя командира 45 –й дивизии. Переход на реактивную авиацию резко усилил интерес к Арктике. Можно было быстренько из Тикси перелететь в Америку через Северный полюс. Тоже самое могли сделать и американцы. Поэтому наши полярные экспедиции строили ледяные аэродромы. Ежегодно полярников меняли, и к апрелю 1958 года на ледяном острове дрейфовал уже третий состав экспедиции "СП-6" во главе с С.Серлаповым. Им-то и поступила команда из Москвы срочно подготовить взлетно-посадочную полосу к приему тяжелых самолетов. Каких именно - не сообщалось. В те памятные, для серлаповцев, апрельские дни все свободные от вахты люди были заняты одним - оборудованием ледовой взлетно-посадочной полосы. Она почему-то понадобилась необычных, гигантских по северным меркам размеров. Укатывая снег, каждый пытался угадать: что ж это за "корабель" к ним пожалует, которому для взлета-посадки требуется такой "аэропорт"?.. Упорный, многочасовой, изматывающий труд при создании аэродрома привел к тому, что одному из полярников пришла в голову идея, ставшая, как показали дальнейшие события, роковой. Дабы выровнять поверхность полосы, решили пробурить во льду отверстия, через которые хлынула соленая морская вода. Образовавшийся после ее замерзания гигантский каток сверху накрыли снегом, который, как казалось, тщательно утрамбовали...21 апреля в Нью-Йорке прошло заседание Совета Безопасности ООН по вопросу о прекращении провокационных полетов американских самолетов в районе северных границ СССР. А уже 24 апреля на аэродроме Тикси-Центральный полковник Алехнович собрал командиров экипажей всех пяти самолетов и впервые довел до них полное содержание и порядок выполнения поставленной задачи. Первой шла к льдине, на которой дрейфовала экспедиция "СП-6", тройка Ту-16А. Лидерным, как и некогда на фронте, пойдет самолет, который будет пилотировать сам Алехнович. Тем самым всю ответственность за выполнение полета он брал на себя. А дальше все, как на конвейере. Садиться на ледовый аэродром Алехнович без выключения двигателей разворачивается и тут же взлетает. Следом то же самое делают еще два экипажа Ту-16А. После взлета со льдины последней реактивной "тушки" на посадку идут оба самолета Ту-4Р 121 разведполка.. Разгружаются - и тоже уходят на Тикси. Вот и все. Можно рапортовать на самый верх: поставленная задача выполнена, ледовый стратегический аэродром подскока действует! Но гладко было на бумаге...26 апреля 1958 года день выдался, как и предсказывал главный метеоролог на "СП-6" Николай Брязгин, солнечным, ясным. Все шло строго по плану, и все самолеты, один за другим, согласно утвержденным временным интервалам, ушли в морозное полярное небо. Экипажи безошибочно вышли на ледяной остров. Получив разрешение от руководителя полетов, Алехнович пошел на посадку. Вроде приземлились... Алехнович развернулся и, получив "добро", уверенно пошел на взлет. И тут случилось непредвиденное. Семидесятитонный Ту-16 уже пробежал метров 500, как его повело с полосы влево, на не утрамбованный снег, прямо на стоящий там самолет Ил-14Д. Бомбардировщик занесло, тормоза на льду бесполезны, и летчик, уходя от прямого столкновения с самолётом, попытался парировать разворот самолета двигателями, но... самолет своей левой плоскостью цепляет Ил-14, вдребезги разлетаются аэронавигационные огни на концевом обтекателе, душу леденит жуткий скрежет металла. Катятся в стороны стоявшие рядом металлические бочки с топливом. Льющийся на лед керосин из левого крыла Ту-16, шипение снега, попавшего на раскаленный двигатель. Все...
По команде Алехновича все 6 человек экипажа быстро покинули самолет. Пожара не было, серьезно пострадавших - тоже. Не повезло только майору Базарному, который рассек о приборную доску лоб, да штурману, который сильно ушиб ноги. Остальным Ту-16 руководитель полетов посадку запретил, и они, сделав над льдиной прощальный круг, ушли обратно в Тикси. На подходе были еще два Ту-4Р. И, как сегодня вспоминает гвардии подполковник запаса Николай Сомов, в тот день летевший штурманом на самолете гвардии майора Алферова, они сразу же поняли, что на льдине что-то произошло. Снизившись до 400 метров - высоты круга и сделав вираж, летчики увидели на краю полосы застывший в странной "позе" самолет. Алферов запросил у руководителя полетов "добро" на снижение. Сели нормально. Рулят по снежному аэродрому и видят, что сбоку взлётной полосы" стоят, понуро опустив носы, два поврежденных самолета - Ил-14 и Ту-16. По хвостовому номеру "04" определили, что "тушка" - это бомбардировщик Алехновича. Следом за ними на посадку зашел второй Ту-4Р гвардии майора Алексея Акулова. Зарулили на стоянку, вышли. К летчикам медленно подошел Антон Адамович и, махнув в сердцах рукой, осипшим голосом вымолвил: "Ну, все, ребята, на этом моя летная жизнь закончилась!" Он прекрасно понимал, что в то особое показушное время, этой аварии даже ему, Герою Советского Союза, ни за что не простят. Обидно, до боли обидно - ведь это была одна, одна-единственная авария за всю его большую и славную летную биографию... Штурман самолета Ту-4Р гвардии капитан Герман Мальцев успел сделать на льдине исторический фотоснимок участников этой грандиозной ледовой операции и записать: "26 апреля 1958 года. Станция "Северный полюс-6", 81 градус 15 минут северной широты, 147 градусов 42 минуты восточной долготы". В Тикси выдающийся летчик гвардии полковник Алехнович летел со своими ребятами, на родном мачулищанском Ту-4Р. Летел пассажиром, грустно сидя на самолетном гироскопе...
После этого случая ни наши, ни американские реактивные бомбардировщики на лед больше не садились. Позже, когда обследовали ледовую полосу на СП-6, то обнаружили, что колеса левой стойки шасси провалились в плохо замерзшую промоину соленой морской воды, что дало толчок к развороту влево. Плюс к этому сильный боковой ветер... Вины экипажа в аварии не было! Но кого это уже интересовало?!
Странное было время, странное и непонятное. Прятать под гриф секретности такое мастерство и колоссальный опыт авиаторов. Попробуйте, посадите ТУ – 4 на льдину. Его на бетонку сажать…ох, как попотеть надо, А тут под колёсами лёд. Вот так и уходят из жизни безвестные Герои, которыми Россия должна гордиться сегодня и с которых молодёжь должна брать пример. Мне довелось, некоторое время, жить с майором Алексеем Акуловым на одной лестничной площадке. Две прекрасные девочки, красавица жена, хождение в гости, разговоры, разговоры и ни слова о том полёте. Скорее всего была взята подписка о неразглошении. Поэтому и выглядят военные пенсионеры в глазах гражданского населения, как бездельники, получающие не заслуженно большую пенсию.

Тихонов А.В.
14.01.2009 10:05
Где же ВЫ друзья, друзья однополчане.
alekc
16.01.2009 11:06
Судьбы людские
Место посадки - "Северный полюс-6"
Выполнить специальное задание правительства, по освоению ледового аэродрома самолётами ТУ – 16, тогда можно было только используя аэродром станции "Северный полюс-6", которая дрейфовала впервые не на паковых льдах, а на плавучем ледяном острове. Эту льдину севернее острова Врангеля первым обнаружил еще 15 апреля 1956 года летчик Герой Советского Союза Виталий Масленников, и уже 19 апреля на нее сел Ил-12 Героя Советского Союза Георгия Москаленко с полярниками из группы Константина Сычева. Сразу же после посадки началось активное "завоевание" ледяного жизненного пространства. Только за первый месяц дрейфа созданный здесь аэродром принял более 100 транспортных самолетов.
Бывший начальник СП-6 Hиколай Брязгин вспоминает:
« Мы дрейфовали на ледяном острове толщиной 12 метров. Военные решили построить у нас аэродром для больших самолетов, для дозаправки видимо. Дело это несложное, расчистили площадку, завезли оборудование. Радиолокационную станцию развернули. Там было пять человек во главе с майором Кобзевым. Потом на обычном транспортном самолете прилетел генерал с большой свитой — смотреть, как бомбардировщик будет у нас садиться. Hу, в назначенное время летит этот Ту-16. Сел хорошо-хорошо. А мы все стояли у середины посадочной полосы. Развернулся он, доходит до нас, вроде бы уже взлетать должен. А-ах, и заскользил влево. А там не утрамбованный снег. И его закрутило... Я так думаю, летчик засмотрелся направо, где стоял генерал. Ушел на метр в сторону — и в канаву. Генерал улетел, аэродром закрыли. А Ту-16 так у нас и оставили. Вместе с ним оставили и одного лейтенанта присматривать за машиной. Лейтенант все уговаривал нас снять с бомбардировщика все, что нам нужно. Hо, мы поостереглись. Самолет вывезти не смогли и, кажется, утопили в океане".
\Причина схода ТУ – 16 с полосы совершенно другая (а не «лётчик засмотрелся направо»). Но это воспоминания начальника станции, который готовил этот аэродром к посадке
ТУ – 16. На льдине же остался секретный самолёт, который очень интересовал НАТО. Вот документ, подтверждающий их желание заполучить в свои руки этот самолёт.
Сов. секретно
Экз. №1
ЦК КПСС
Докладываю, по донесению начальника штаба Оперативной группы в Арктике, полковника Ушакова: 21 августа с/года в 6 час. 40 мин. (московское время) над льдиной, на которой расположена станция 'Северный полюс-6', появился иностранный четырехмоторный самолет с канадскими опознавательными знаками №МH-9-82, который в течение одного часа летал над льдиной и расположенной на ней комендатурой, обслуживающей посадочную полосу и ведущей научную работу.
Hа высоте 50-100 м самолет сделал 16 заходов с разных направлений на военный городок, самолет Ту-16 (получивший повреждения при очередных полетах дальней авиации по освоению посадочной полосы на льдине и оставшийся там для ремонта), радиостанцию и запасные площадки.
В передней части фюзеляжа был открыт люк для фотоаппарата (был виден фотообъектив).
В 7 час. 40 мин. 21 августа самолет улетел в северном направлении.
Конев
22 августа 1958 года.
Резолюция на документе: «Ознакомить секретарей ЦК».
Ознакомились: Суслов, Брежнев, Игнатов, Фурцева, Аристов, Мухитдинов, Кириченко.
3348 километров «прокатился» ТУ – 16 на льдине с 26 апреля 1958 года. .Льдину несло в сторону неспокойного Гренландского моря. В отдельные периоды максимальная скорость ее движения достигала 6 км/сутки. Уже в августе 1958 года ледяной монолит СП-6 оказался в районе резких расколов дрейфующих льдов. Положение становилось опасным. Вследствие этого было принято решение закрыть станцию. Герой Советского Союза полковник Алехнович Антон Адамович уже был "на гражданке", а его Ту-16, который упорно пытались восстановить, продолжал себе дрейфовать. Дрейфовать вместе со старшим техником самолета гвардии старшим лейтенантом Ревмиром Кагировым. Тем временем льдину уносило все дальше и дальше на запад, а через "аэродром", усугубляя ситуацию, пролегла трещина. Несмотря на маскировку, Ту-16А обнаружили и сфотографировали натовские самолеты-разведчики. Назревал грандиозный скандал. В Москве поняли, что тянуть с этим делом дальше нельзя, и решили в срочном порядке снять с бомбардировщика все самое ценное, вывезти на материк, а сам самолет сжечь. Лишь спустя многие годы Алехнович узнал, что сожгли его Ту-16 только 16 апреля 1959 года - ровно за 10 дней до годичного юбилея посадки на "СП-6".
Прежде чем оставить станцию, участники дрейфа еще раз обошли лагерь, навели в домиках порядок и повесили в кают-компании обращение к отечественным и зарубежным морякам, летчикам и полярникам на тот случай, если кто-нибудь попадет на льдину. Вот текст обращения: "На этой льдине с апреля 1956 г. по сентябрь 1959 г. находилась советская арктическая научно-исследовательская станция СП-6, которая продрейфовала 8700 км. Друзья, берите и пользуйтесь всем, что вы найдете на этой льдине. Убедительно просим вас сообщить координаты этой льдины по адресу: Ленинград, Арктический и Антарктический институт. Мы вас заранее благодарим".
13 сентября 1959 г. ледяной остров станции СП-6 был покинут.
Кажется всё, по этому, небольшому эпизоду из прошлого 121 ТБАП. Восстановлено доброе имя Героя Советского Союза командира прославленного полка полковника Алехновича Антона Адамовича. А ведь когда в 1959 году я прибыл в полк, какую только грязь на него не лили? Определена роль и начальника «СП – 6». Не все могут признать свою вину. Такова жизнь! Выяснили мы и судьбу секретного самолёта ТУ – 16, севшего на лёд полярной станции. Можно на этом закончить воспоминания, понимая, что не всем они интересны. Можно было бы, только вот четырёхлетнее присутствие в Тикси (1980 – 1985 гг.)и серия «подарков» Арктики в виде хронического бронхита, воспаления лёгких и др. не дают этого сделать. Мысль вновь и вновь возвращается к старшему технику, взорванного ТУ – 16, старшему лейтенанту Ревмиру Кагирову и людям, которые целый год работали с ним на дрейфующей льдине. А все они из Барановичей. Мне приходилось встречаться с Дмитрием Шпаро, когда они вышли на лыжах с Северного полюса к нам, в Тикси. Вся страна о них знала, а группу Кагирова опять накрыл туман секретности. А ведь старший лейтенант Кагиров стоит в одном ряду со Шпаро!
Алексей Хромов
Тихонов А.В.
16.01.2009 15:01
Друзья!Сейчас сообщили что в результате столкновения двух ИЛ-76 погибли четыри члена экипажа, один из них ст.борт.техник майор Тупицын.Случайно не наш Алексей?Не дай бог конечно.Очень много НАШИХ служили и служат в ВВС МВД.Вечная память погибшему экипажу!
Тихонов А.В.
17.01.2009 12:13
Все прояснилось Тупицын Анатолий, страшная нелепая катастрофа, оба экипажа с одной эскадрильи, наши Нижегородские со Стригино.Каково сейчас командиру второго борта, РП дал на исполнительный, очухался поздно, ребята пытались реверсом дать назад, но не успели.СМИ валят все на садившийся экипаж, даги своих не сдадут.Правый за секунду сложился когда увидел консоль, у парня считай второй день рождения, дай бог ему здоровья!Погибшим земля пухом!!
серый
19.01.2009 00:06
Какого Тупицина вы имеете ввиду? Если того что служил с нами, то он жив и здоров! Вчера сам его видел!!
Тихонов А.В.
19.01.2009 12:48
то Серый:Нет это не наш Алексей, просто была инфа майор А.Тупицын, позже выяснилось Анатолий, АО-ик выпускник ИВВАИУ, а наш Алексей СД-к.Лешка два дня наверно икал.
Петр_001
20.01.2009 17:49
To alekc: А можно как нибудь приобрести Ваши DVD про историю 121 ТБАП? Если да то напишите на erich@ukr.net
Тихонов А.В.
21.01.2009 18:49
ТО alekc:Ждем с нетерпением диск, согласен на любые условия!!
alekc
24.01.2009 20:02
Митрич в мачулищах! А куда диск слать?
МИТРИЧ П.
25.01.2009 13:56
Приветствую всех форумян на родной веточке!
Я готов к общению.
Тихонов А.В.
26.01.2009 14:12
то alekc:Если есть возможность мой адрес:Россия, г.Нижний Новгород, ул.Белинского д.95 кв.58 индекс 603024.Если будут расходы беру на себя, заранее огромное СПАСИБО!!
Тихонов А.В.
26.01.2009 14:18
то МИТРИЧ:Валерий Дмитриевич приветствуем на Родной земле, а мы Вас по всем веткам искали, не знали что Вы на маршруте(межконтинентальном).
EVV
28.01.2009 13:49
На сайте выпускников Барнаульского ВВАУЛ http://www.bvvaul-barnaul.narod.ru в разделе Фото можно посмотреть сослуживцев. Барнаульцы заполняйте Анкету, присылайте свои фото, добавлю на сайт.
Ленусик
29.01.2009 13:10
Здравсвуйте!!!Пишет Вам внучка Героя Советского Союза, гвардии подполковника Штанева Якова Ивановича, штурмана полка. Открыв Ваш форум и прочитав родные для нашей семьи название Мачулищи, фамилии Гушин, Алехнович и Штыркин, Юсупов и многие другие, я зарегестрировалась на форуме, и вот пишу Вам. В нашей семье свято хранится все, что связано с именем моего дедушки, его однополчан и историей полка. Часто мы пересматриваем кассету, которую нам передали из Мачулищ, о юбилее полка, прощание со знаменем и встрече однополчан. Невозможно без слез смотреть эти бесценные кадры. Я горжусь тем, что с самых малых лет жила и росла рядом с такими натоящими Мужчинами, как мой дедушка, и его однополчане Омельченко, Казаринов, Хрущев и Фролов.Помню приезд к нам в гости Тарана, Осипова, Синицина, Штыркина и еще многих других дедушкиных однополчан. Брал меня с собой дедушка и в Мачулищи, на встречу ветеранов полка, водил по гарнизону и показывал, где они жили, после переезда из Бельска, где строили первые гаражи. А как в Мачулищах поют соловьи!!!!Заслушаешься!!!Мы как раз попали на на их неповторимые песни. Многое мне рассказывала о полке и однополчанах и бабушка, ведь это их молодость, полк их жизнь. Я слушала и все запоминала.Знаю, что полк сейчас базируется на авиабазе Энгельс под Саратовом. В следующем году будет праздноваться юбилей полка.У нас в семье ВСЕ и ВСЕХ помнят, и всегда помнить будут, все до мелочей. Нам память очень дорога. Может я в чем-то не права, или обратилась не по адресу. Если что не так, прошу Вас меня поправить. Заранее благодарна за поддержку и надеюсь на дальнейшее общение.
МИТРИЧ П.
29.01.2009 19:48
Для Ленусик:
СПАСИБО ВАМ огромное за добрые слова, за ПАМЯТЬ! В Мачулищах помнят и свято чтят память о ветеранах полка. И особо - о Героях Советского Союза!
И соловьи в гарнизоне поют по - прежнему прекрасно! Заслушаешься!
День рождения полка мы отмечаем каждый год в субботу, ближайшую к 27 июня - Дню образования 81/5/121 гв. тбап. Будет возможнось и жеание - приезжайте. Будем рады!
Ленусик
29.01.2009 20:40
Спасибо огромное за отзыв на мое Вам послание!!!!Спасибо и за приглашение на День рождения полка. Желание есть, я надеюсь, будет и возможность. Мы живем на Украине, в городе Днепропетровске.С этим городом у моего дедушки многое связано. Это во-первых, подвиг Вдовенко и Гомоненко. После демобилизации однополчане, во главе с бывшим командиром и комиссаром полка приехали в Днепропетровск, чтобы увековечить подвиг Вдовенко и Гомоненко. У нас в городе помимо ветеранов полка, живет сын Героя Советского Союза Никиты Гомоненко, Александр Никитович, а также дети бывшего командира полка Омельченко Александра Михайловича, и дети Героя Советского Союза Фролова Александра Филлиповича. Что касается нашей семьи, то моя мама Валентина Яковлевна, очень хорошо помнит Мачулищи, как их возили в школу в Минск, потому, что школы как таковой в то время в Мачулищах не было, и еще она помнит много интересного.У Якова Ивановича есть взрослая правнучка, Марианна, которая воспитана в традициях нашей семьи и свято помнит все, что связано с именем ее героического прадедушки, с полком и его однополчанами.Марианна, пока был жив ее прадедушка всегда была рядом с ним. Мне бы хотелось, чтобы она увидела не только гарнизон Мачулищи, но и посетила Музей под открытым небом в Знгельсе, музей полка, увидела могучие современные самолеты, как в свое время увидела все это я. Поверьте, увиденное я запомнила на всю жизнь. В нашем городе есть музей полка, в которм собраны фотографии, личные вещи и воспоминания фронтовиков.Это замечательный музей!!!Очень Вас прошу, если у Вас есть такая возможность, дайте координаты по которым я могла бы списаться или созвониться с нужными для нашей поездки людьми. Заранее благодарю.
alekc
30.01.2009 12:02
для Ленусик
Наиболее ярко представлен военный городок Мачулищи, его жители, природа в воспоминаниях дочери полковника Лукина В.И. . Санберг (фамилия по мужу) Людмила Васильевна жила в Мачулищах, в 1951 и 1952 годах: «Военный городок Мачулищи был расположен в 20-ти километрах от Минска. Жили мы на втором этаже, в 1-м подъезде двухэтажного дома. Он сохранился до настоящего времени. Таких жилых домов было несколько. Солдатские казармы располагались в трехэтажных домах. В старом деревянном доме была начальная школа. Средней школы в поселке не было, поэтому командование гарнизона вынуждено было выделить служебную машину, чтобы отвозить старшеклассников на уроки в школы Минска. Девятиклассников было трое: Инна Гончаренко, Дима Бакун и я. Во второй половине ноября нас начали возить в школы на легковой машине. На дорогу в оба конца мы теряли почти два часа времени, поэтому часть уроков успевали выучить в пути. Инна и я учились в 15-й школе близ Червенского рынка. 1 сентября 1952 года я перевелась в школу номер 21. Эта школа была ближе к выезду из города, и тем самым можно было экономить время на дорогу»
171тбаб
30.01.2009 12:52
Для alekc: В какое время Вы служили в Мачулищах ? Каков Ваш возраст ? Очень интересно читать Ваши восспоминания. Палагина я знал и помню до сих пор, хотя в то время был пацаном. До 1961г. Палагин служил в Барановичах, в 171 гв. Смоленско-Берлинском тбап, комэском.
БГ
30.01.2009 16:45
Для Ленусик:
Мой дедушка Герой Советского Союза Гущин Борис Петрович. Дедушка часто вспоминал в своих рассказах о Якове Ивановиче, а также о Хрущеве и Фролове. У меня есть фотография, где запечатлен дедушка, Осипов и Хрущев. В книге Черных И.В. «Ночные бомбардировщики» упоминается о Вашем дедушке. У меня есть электронный вариант этой книги. Укажите свой e-mail и мы сможем обменяться интереснейшей информацией.
171тбап
30.01.2009 17:55
Алехнович на льдину летал с экипажем 171 гв. тбап из Барановичей. Может кто-то есть из ветеранов этого полка на ветке? До 1961г. 121, 171 и 203 тбап были одной дивизией - вместе летали на парады, почему-то 171-му не повезло. В 1961г. расформировали. Сам генерал Бирюков С.К. зачитывал приказ со слезами на глазах
171тбап
30.01.2009 18:03
А еще 171 полк отдал 121-му Палагина, а 203-му Гамалу - выдающихся командиров и летчиков !!!
рпа
30.01.2009 20:33
Кто помнит штурмана Журавского Сан Саныча что то потерял я его лет 20 назад
Ленусик
30.01.2009 21:22
Здравтвуйте, внук Героя Советского Союза Гущина Бориса Петровича!!!!Простите, но я не знаю как Вас зовут. Я очень много слышала о Вашем дедушке от моего дедушки, Яков Ивановиче.Фамилия Гущин мне знакома с самого раннего детства.У меня тоже есть масса фотографий однополчан, книги и вырезки из газет.Помню, как к праздникам всегда мы получали горы поздравительных открыток от однополчан, в том числе и от Вашего дедушки. Читали все поздравления в слух, радовались новостям и грустили о неудачах.Бабушка всегда слушала поздравления и улыбалась. Как же мне дороги эти воспоминания!!!!Как тяжела боль утрат, не передать словами...Осталась только память. Ведь однополчане всегда были одной дружной и большой семьей. Очень буду Вам благодарна за книгу "Ночные бомбардировщики", о которой я много слышала. А у меня есть книга того же автора "Правый пеленг", да еще кажется в двух экземплярах, надо посмотреть.Я собираю и храню все, что связано с именем моего дедушки, полком и однополчанах. Буду очень признательна Вам за ответ. Мой e-mail: lena_chaban@mail.ru
alekc
31.01.2009 08:27
171тбап
Мой возраст - военная тайна. А прослужил я в Мачулищах с 1959 года по 1980 год.Жалко, что на ветке невозможно размещать фотографии. Хорошо. чтобы кто - то из наших завёл свой сайт с фотоальбомом.
Клубок
31.01.2009 12:07
Восхищаюсь Летчиками полка......Все что здесь написано Соль Дальней авиациии.
Алексу! Низкий поклон за Ваши рассказы о достойных людях.
Скептикам! Ребята ну не будьте такими дотошными, в Вашей компетентности Никто не сомневается.
Сартеку! Очень больно было услышать о кончине Володи Шипилова, хоть и помню Его только по курсантской жизни, вежливый, компетентный и Неунывающий.
alekc
31.01.2009 13:17
171 тбап
алехнович уже был зам. командира дивизии в Барановичах. И с Тикси на СП - 6 взлетели три барановическтх ТУ - 16 и два ТУ - 4 121 ТБАП. Если бы у Алехновича всё получилось нормально, остальные ТУ - 16 тоже бы садились. Кто онм? Не знаю.
Тихонов А.В.
31.01.2009 17:17
Всем на ветке!От кого прячемся!
tu22m2k
31.01.2009 20:09
Алексей, ту у меня маленький "цыганский" табор. Приехала дочка с внуками, деду не до КОМПА.По 203 есть сдвиги. " Пилот 22" на ветке " яркий самолёт ТУ-22" выложил ролики.
СЕМЁНЫЧ.
МИТРИЧ П.
31.01.2009 21:31
Только что поговорил с Ю.Е.Штыркиным. Рассказал ему о нашем общении с БГ и Ленусиком. Юрий Евгеньевич был приятно удивлен. Он у нас - бессменный председатель Совета ветеранов полка и хранитель его Истории. Уже планируем подготовку к 70-летнему юбилею 121 гв.тбап.
А в этом году, по традиции, будем отмечать в Мачулищах 69-ую годовщину родного полка.
Смогли отыскать родственников Героя России, летчика нашего полка, погибшего в ноябре 1941 года, Смирнова Г.С. Сейчас налаживаем с ними переписку.
Ленусик
01.02.2009 14:32
Здравствуйте, Юрий Евгеньевич Штыркин!!!!Это я, Леночка, внучка Якова Ивановича Штанева. Я Вас очень хорошо помню. Помню, как Вы приезжали к нам на дачу со своей женой, я даже помню, что ее зовут Лиля, проездом с юга. Дома не застали, и приехали на дачу. Такие оба загорерые, молодые и красивые. Сколько было радости, воспоминаний. Накрыли в доме на даче огромный стол, собрались все наши Омельченко Александр Михайлович, Казаринов Виктор Пантелеевич, Хрущев Иван Максимович и Фролов Алексанр Филлипович, все с женами, и конечно же мой дедушка с бабушкой и я. Как было замечательно!!!!Говорили, вспоминали, рассказывали, а я сидела тихонечко за столом, слушала рассказы, запоминала и любовалась всеми Вами. Потом помню Вас, Юрий Евгеньевич на встрече ветеранов полка и на юбилее полка в Мачулищах, как в отлично было организовано, как прекрасно встречали ветеранов, парад, возложение венков к памятнику, музей, кровати Вдовенко и Гомоненко, красивенные самолеты, Хатынь, обед в Беларусском лесу. Я этого никогда не забуду. Сейчас рассказываю дочери Марианне, показываю фотографии. Она все хорошо знает еще с рассказов ее прадедушки. Вот только еще не видела в живую. Если вдруг не доведется прочитать эти строки самому Юрию Евгеньевичу, то пожалуйста, кто его видит и знает, передайте мои добрые слова в его адрес и воспоминания. Вы, Юрий Евгеньевич, я знаю, очень хорошо знали моего дедушку, да и всех наших Днепропетровцев-однополчан. Заранее благодарна за ответ.
МИТРИЧ П.
01.02.2009 18:29
Для Ленусик:
Все, что Вы писали для Юрия Евгеньевича Штыркина уже передано ему.
Он все помнит и очень рад Вашему посланию.
171тбап
02.02.2009 12:26
Воздушные парады 50-х годов – тема отдельная. Традиционно парады проводились 1 Мая, 7 Ноября и в День Воздушного флота. Какие армады собирались, сколько сил и средств на это расходовалось сейчас даже трудно представить, а керосина сколько …
Первомайский парад 1956 года планировался с участием нескольких авиадивизий. В парадном строю над Красной площадью должны были пройти истребители, фронтовые бомбардировщики, «дальники» и «стратеги». Тренировки начинались не менее, чем за ме-сяц до начала парада. Истребители и «фронтовики» - из подмосковных гарнизонов, «даль-ники» на Ту-16 из Белоруссии, «стратеги» на Ту-95 и 3М-ках – с Украины и Энгельса.
Дальнюю авиацию на параде представляла 45-я дивизия полковника Гордиловского в составе 3-х полков (121 - Мачулищи, 171 и 203 - Барановичи). Дивизия на время подго-товки к параду со всем своим скарбом перемещалась в Чкаловское. Проводилась наземная и воздушная подготовка. Наземная заключалась в том, что самолеты выкатывались на по-лосу и выстраивались в парадную колонну так, как она должна быть построена в воздухе. На стекла кабины наклеивались специальные маркеры-указатели, которые фиксировали положение соседних кораблей. Экипажи на земле, ориентируясь по этим маркерам выра-батывали зрительную память своего места в строю. Воздушная – отработка слетанности звеньями, эскадрильями, полками и т.д. Полеты проходили ежедневно и фиксировались на кинопленку. По окончании летного дня в клубе проводился разбор полетов с участием командования Дальней авиации. Бывало, что появлялся и сам маршал Судец - командую-щий ДА. Отличался он весьма крутым нравом. В войсках ходила такая присказка: «Прие-дет Судец – всем наступит …дец». Типичная картина на разборе полетов – крутится кино-пленка, чуть что не так, следует команда – остановить фильм. Включается свет, Судец на-зывает бортовой номер и кличет командира. Встает какой-нибудь испуганный майор, представляется …
Судец: «Почему нарушил строй (абвгдёклмн …) ?!!!»
Майор: «Да вот, тов. маршал, в спутную попал, не удержался …»
Судец: «Майор не может удержаться, может быть капитан удержится (абвгдёклмн …) ?!!!», и кино продолжается …
Наступил день 1 мая 1956г. Погода летная, самолеты дивизии с Чкаловского в на-значенное время с 30 сек. интервалом стартуют, на догоне собираются в звенья и далее в парадную колонну. Маршрут строится в направлении Монино, Электросталь, разворот в сторону Калинина. На этом пути собиралась гигантская «глиста» к которой цеплялись все участники парада. Лидер шел на высоте 300м, остальные с небольшим превышением строились в «этажерку». В районе г. Клин - левый разворот на Генеральный курс: Москва – Ленинградский пр-т, Красная площадь (ориентир – левый шпиль Исторического музея). И вот на развороте колонна влетает в облака. Откуда они взялись вдруг – неизвестно. За час и за 30 мин. до этого по маршруту проходил разведчик погоды и все было в норме. Ситуация критическая, интервалы и дистанции между самолетами минимальны. В эфире тишина гробовая, никто не решается отдавать какие-либо команды. И чего тут больше – чуда, везения, мастерства ? Но каждый экипаж принял правильное решение, кто-то сни-зился, кто-то рванул вверх, кто-то ушел в сторону. Из облаков вышли на 3000 м. Колонна развалилась. Через несколько минут в эфире открытым текстом прошла команда – на площадь не ходить, возвращаться на свои точки … Что творилось на посадочном – это от-дельная песня. Главное, сели все. Настроение пакостное, собрались в клубе, ждут началь-ство. Приехал один из замов командующего – мужик деловой и спокойный. Командует собраться в столовой. Там по традиции к празднику уже накрыты столы, где и выпить и закусить можно. Генералу налили стопку. «Ну, товарищи летчики, что праздновать будем – Первое мая, или День рождения ?». «День рождения, тов. генерал !!!». «Поздравляю, все живы – значит действовали правильно»!
А истребители с Кубинки собирались по малой петле другого маршрута, участок с облачностью миновали и благополучно прошли над площадью. Вот такая история.
alekc
02.02.2009 16:09
для 171 тбап
Из воспоминаний Людмилы Васильевны Сандберг дочери полковника Лукина В.И. «… сын И.В.Сталина 27-летний генерал-лейтенант Василий Сталин вызвал отца в Москву. 1 мая 1952 года готовился парад на Красной площади. Василий Сталин в ту пору был командующим ВВС Московского военного округа и мой отец был назначен командующим воздушной частью парада. Командование ВВС рекомендовало его как лучшего летчика страны, талантливого авиационного командира. Отцу было поручено подготовить дивизию к участию в параде. Радовало, что из многих тысяч прекрасных летчиков страны, пилотам именно нашей дивизии была доверена честь продемонстрировать перед всем миром, во время военного парада на Красной площади, силу и мощь новой советской авиационной техники и свое летное мастерство. Времени на подготовку было мало. Тренировочные полеты проводились в Монино и Чкаловском под Москвой. К параду отец готовил летчиков самым тщательным образом, добиваясь от них высочайшего профессионализма и мастерства, четкости, слаженности, точного расчета. Самолет отца должен был точно в определенное время находиться в воздухе во время парада над рубиновой звездой Спасской башни Московского Кремля. Все другие самолеты в строю, по три в ряд, должны были равняться на его самолет. Отцу приходилось общаться с сыном Сталина Василием в течение ряда лет, а в период подготовки к параду ежедневно. Отношения у него с ним сложились довольно напряженные. Отец не терпел над собой мелочной опеки и не позволял собою помыкать, не выносил пьяниц.. Василий Сталин редко бывал трезв. Вносил в работу суету, нервозность, то становился заносчивым и грубым, то сердечным и простым. Подчиненные заискивали перед ним, он их откровенно презирал, был падок на лесть, терпел в своем окружении подхалимов. Вокруг него складывалась нездоровая обстановка. Несмотря на молодость, В.И.Сталин совершил головокружительную карьеру. Он был ветераном Великой Отечественной войны. По отзывам нашего отца - был неплохим летчиком. 1 мая 1952 года авиационную часть парада над Красной площадью открывал Василий Сталин. Он вел флагманский самолет в сопровождении четырех реактивных истребителей, а за ним колонну тяжелых бомбардировщиков ТУ-4 вел наш отец. Фотография военного парада обошла страницы не только всех центральных газет Советского Союза, но и многих газет мира. Газета «Красная звезда» в числе других опубликовала сообщение ТАСС: « 4 мая 1952 года на Красной площади проходили последние шеренги военных моряков, когда в воздухе появился многомоторный флагманский корабль командующего воздушным парадом гвардии генерал-лейтенанта авиации В.И.Сталина в сопровождении реактивных истребителей. Сталинские соколы пролетели, приветствуя своих собратьев по оружию, шагающих по земле. На площади в том же размеренном ритме двигались войска, а над их головами одно за другим проходили подразделения Военно-Воздушного флота СССР».Рассказывая нам о своей тяжелой работе по подготовке к этому параду, отец подчеркнул для нас простым карандашом изображение на газетном снимке своего самолета, второго за самолетом В.Сталина. После парада в Московском Кремле Советское правительство и Министерство обороны давали прием по случаю праздника. На прием был приглашен и наш отец вместе с другими представителями командного состава частей, участвовавших в параде. В Кремле он бывал несколько раз, когда ему вручали в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца правительственные награды. Награды вручал Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР — Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.»
МИТРИЧ П.
02.02.2009 20:42
Для 171тбап:
"...До 1961г. 121, 171 и 203 тбап были одной дивизией..."

А Вы ничего не перепутали?
С 1950 года по 1972 год 121 гв.одрап был отдельным полком.
alekc
03.02.2009 07:51
С1950 года по 1972 год 121ОДРАП был отдельным полком и подчинялся напрямую Смоленску.
171тбап
03.02.2009 08:29
МИТРИЧ П., alekc

Да, вы правы !
171тбап
03.02.2009 09:11
МИТРИЧ П., alekc

В Мачулищах в 50-х годах базировался 52 тбап - он входил в 45 дивизию.
alekc
03.02.2009 11:03
Прибыв в 1959 году в 121 ОДРАП, я увидел, как – бы, два полка. На стоянке стояло с десяток ТУ 4, которые полк сдавал куда –то и два десятка новеньких ТУ -16, которые перегонялись из Казани. Переход на реактивный, 70-тонный, ТУ-16 не только увеличил скорость полёта, поднял потолок, он изменил и организационное строение внутри 121 полка. Резко сократилось число летающих в экипаже. Сократилось почти вдвое. Теперь в передней кабине сидело всего четыре человека: левый лётчик, он же - командир корабля. С правой стороны от него, через проход , сидел правый лётчик (помощник командира). Как сами они шутили: «Наше дело правое – не мешать левому!». В самом носу сидел основной штурман, «вооружённый» радиолокационным бомбовым прицелом РБП – 4. За спинами лётчиков расположился второй штурман, который, при необходимости, мог вести огонь из пушек верхней установки. В распоряжении лётчиков была радиосистема слепой посадки СП-50. Штурман имел радиовысотомер РВ-17, а местоположение самолёта на местности определял при помощи радионавигационной системы СПИ -1. Кабина была, естественно, герметична. Движемся далее, к хвосту самолёта. 121 полк несколько отличался от других частей. Это был разведполк . В бомболюке у него была подвешена ещё одна кабина, в которой летал офицер радиоразведки и радиопротиводействия. Остальное место в бомболюке было заполнено разведаппаратурой и фотоаппаратами. О роли «шумовика» поговорим чуть позже, а сейчас передвинемся в самый хвост ТУ-16-го. В задней кабине всего два человека. Её оккупировали солдаты срочной службы. За красивыми, каплевидными блистерами сидит стрелок – радист. Этот орёл ведёт дальнюю радиосвязь и стреляет из своих пушек, если нужда заставит. В самом хвосте, за пуленепробиваемым стеклом сидит командир огневых установок. В его распоряжении только пушки. Два слова о пуленепробиваемом стекле. Не знаю, как его испытывали на непробиваемость разработчики, а вот, как его ломом с пожарного щита разбил наш инженер эскадрильи и достал из кабины раненых стрелка и радиста, видел собственными глазами. И не только видел, но и помогал доставать. Была такая катастрофа в 1958 году в Дягилево.. От передней кабины нашли одну кисть руки с часами, а в задней кабине ребята остались живы. Вот и выходит, если суждено сгореть, то в воде не утонешь. А радист, 19-летний мальчик, за несколько секунд, которые подарила ему судьба, сумел просчитать ситуацию и принять, единственное верное решение. Он мгновенно расстегнул ремни сиденья, освободился от парашюта и лёг под сиденье командира огневых установок. Отделался ушибами и психологической травмой. Сорвавшийся с креплений, тяжелейший передатчик разнёс его кресло вдребезги.
И о средней кабине, и её обитателях, которых в 3 аэ, возглавлял капитан Шалиманов Иван Васильевич, имевший привычку, чтобы снизить эффект заикания, перед каждым предложением вставлять приставку «ТО ВОТ!». Как ни странно, но все остальные в экипаже, работали на эту кабину. В ней был центр радиоразведки, из неё шло управление всей аппаратурой. А управлять было чем. Мощнейшие помеховые станции СПС-1, СПС-2, разведывательные СРС-1 и «Ромб» разместились в подкрыльевых пилонах и бомболюке. Принцип работы был прост и надёжен. Летит, к примеру, наш самолёт вдоль границы со страной, входящей в НАТО. Летит по своей территории, ничего не нарушая. А их операторы радиолокационных обзорных станций ведут наш самолёт, не подозревая, что их «раздевают» догола. Узнаётся место, где расположен НАТО –вский локатор, частота, длительность импульса облучения. При нужде «шумовик» может дать такую помеху этому локатору, что его оператор вообще. на своём экране ничего не увидит. Границы одни, маршруты тоже одни и те же, локаторы стоят на месте. Однажды наш ТУ-16 пришёл с разведки, зарулил на стоянку, выключил двигатели. Смотрю на самолёт и не пойму, чего -то не хватает у него. Нет антенны станции радиоразведки. Полуметровый сапог – обтекатель исчез. Осталось на месте: его основание, кровь на нём и на фюзеляже, гусиные перья и оборванный антенный кабель. Спрашиваю оператора: «Как работала аппаратура?». Отвечает: «Всё работало нормально!». Показываю ему на место, где стояла антенна. Глаза округляются. А ларчик открывался просто. По этому маршруту он летал десятки раз. Всё знакомо, места расположения РЛС НАТО знает наизусть. Проставил их на новой карте, не включая аппаратуру и весь полёт читал книгу.
171тбап
03.02.2009 13:53
МИТРИЧ П., alekc

Чувствуется, что на ветке вы самые бывалые. Я опять же о своем - о 171 тбап. Вы хоть номер такой помните ? Ведь Барановичи - это ваши соседи. Войну 171 тбап (в то время 28) закончил в Польше. Командовал полком Бирюков Серафим Кириллович - полковник, Героой Сов. Союза. В последствии он командовал дивизией 3М-ок. Потом служи в командовании ДА. Генерал-лейтенант. После войны полк был переброшен в Новозыбков, где он базировался вместе с 121 полком (?). Когда началось перевооружение полка с Ил-4 на Ту-4, полк возглавил полковник Липашов. Из Новозыбкова полк был переброшен в конце 40-х в Быхов, где входил в 57 тбад (до 1953г.). Два Быховских полка потом стали морскими и было забавно наблюдать, как среди сухопутной Белоруссии гордо маршировали колонны моряков. Из Быхова полк перелетел в Зябровку, затем в Барановичи, где полк перевооружился на Ту-16. В это время полком командовал полковник Пожидаев. Он во время войны горел, лицо его было обожжено и летная братва именовала его за глаза "жареный" - конечно любовно. До 1961 г. полк входил в состав 45 тбад (а может быть у вас другие сведения ?). Полк заслуженный, безаварийный. В частности 121-му тбап он отдал Палагина, а 203-му - Гамалу. Вы что-нибудь помните о 171-м ? Целый полк сгинул и следов не сыщешь ? А память должна быть - для участников, для детей, для внуков. Небо и Страна у всех было общее !
Ленусик
03.02.2009 20:35
Совсем недавно я зарегистрировалась на Вашем форуме. Читаю сообщения с огромным интересом. Как много в них знакомых мне географических названий, (последнее Новозыбков), там тоже служил мой дедушка, не говоря уже о чисто профессиональных словах. Я вижу, что на форуме все мужчины, только вот я-исключение. С детства я, так же как и мой дедушка обожаю синее бескайнее небо, его читоту и глубину. Может мне передалось по наследству, а может еще и потому, что в доме у нас говорили в основном об авиации, дружили с летчиками, читали о небе и летной службе, мыслили по-летному. В семье у нас никогда не было расхлябанности, день у каждого был распланирован по минутам. Жили и живем интересно и насыщенно. Я выросла и стала врачем, вышла замуж за врача, который с вое время служил в Афганистане. Но любовь к небу не прошла. Вы все говорите между собой о многих интересных вещах, которые интересны не каждой женщине, а я вот читаю, вижу знакомые фамилии, названия и слова, и радуюсь. У нас на Украине авиации как таковой нет, что очень горько сознавать. Я помню как перегоняли самолеты из Прилук (где тоже служил мой дедушка) в Энгельс, показывали по телевидению в "Новостях". На весь экран показали самолет "Алексанр Молодчий". В нашей семье был шок!!! Потом нам звонили однополчане-Днепропетровцы и это прискорбное событие еще долго обсуждалось в семейном кругу и кругу единомышленников.
alekc
04.02.2009 08:32
171
Тему "121 гвардейский краснознамённый севастопольский полк Дальней авиации" открыл я и пишу только о нём. Хотя можно вспомнить и Барановичи, как Толька Никитенкр, неся 5 - ти литровую банку со шпагой, зацепился за ковёр в гостинице, упал и всю шпагу на пол. Все иароканы сразу разбежались.
alekc
04.02.2009 11:16
Для 171
Не обижайтесь! Лично я твёрдо убеждён, что в авиации служили и служат самые умные и красивые люди (в том числе и мы с Вами ). Но… в следующем году исполняется 70 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Победы, которую я встретил девятилетним пацаном в разрушенном до основания городе Воронеже. Исполняется 70 лет моему второму дому – 121 авиационному полку. Поэтому создана страница, на которой, со скрипом, но появляется ценнейшая информация о прославленной части. Сейчас другое время. Я отослал Петру и Алексею диски, на которых записаны три фильма, вернее три сюжета: празднование 50 й годовщины полка, перелёт в Энгельс и уничтожение ТУ – 22. Делалось это просто. Разбирались три видеокассеты, склеивалась магнитная лента, собиралась одна видеокассета и отдавалась на оцифровку. А к 70 – й годовщине 121 полка хочется создать DVD – диск. Красиво оформленный и несущий правдивую информацию о нашем прошлом, о людях, прошедших через тяжелейшие испытания в войну и защищавших страну в послевоенное время. Что для этого нужно? Чего не хватает для полного счастья ? Нужно восстановить места дислокации полка с Хотунка и до Энгельса, особенно в 1941 году, когда полк, отбиваясь бомбами от наседавших немцев, «пятился «, к предгориям Кавказа, обильно поливая украинскую землю кровью лётных экипажей. Потери были страшные. Желательно перечислить фамилии и имена погибших, поднять на пьедестал наших Героев, отдать дань уважения всем, служившим и которые сейчас служат в 121 ТБАП. На ветке должна быть информация и нужны желающие включиться в создание такого диска. А растиражировать его – нет ничего проще.
171тбап
04.02.2009 11:36
alekc
А какова дальнейшая судьба полковника Палагина Николая Константиновича? Ведь он после военной службы еще служил в Аэрофлоте ?
Кстати, как тесен мир - я из Воронежа. Живу на Левом берегу в районе авиазавода. В 2006г. удалось вырваться в Барановичи, в которых не был более почти 40 лет. Побывал в своей квартире в типичном двухэтажном домике, характерном для всех военных гарнизонов Беларуси. Постоял на жд насыпи и посмотрел на ВПП с курсом 222. Впечатления незабываемые ...
Когда видишь на ветках знакомые имена, знакомые названия и номера полков, описание событий, которые в то время были известны далеко не всем, ощущаешь, как коротка жизнь, хотелось бы подлиннее !
Успехов Вам в Вашем деле !
171 гв. Смоленско-Берлинский тбап, 3 аэ, штурман 1 класса, Ту-16.
МИТРИЧ П.
04.02.2009 20:40
Для alekc:
Вы писали: "Но… в следующем году исполняется 70 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг."
Васильевич, извините, но Вы ошиблись. Исполнится только 65...
А 121 гв.тбап действительно будет 70 лет.
И еще:" Нужно восстановить места дислокации полка с Хотунка и до Энгельса"
Такие данные уже есть.
1..567..3233




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru