121 гвардейский севастопольский краснознамённый авиационный полк Дальней авиации
(историческая справка)
Как рыцарь, преданный безмерно,
В боях воздушных зная толк,
Своей Отчизне служит верно
Сверхзвуковой тяжёлый полк.
Идут первые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. На центральном направлении, немцы рвутся к Москве, на южном - к Киеву. Пал Минск, гитлеровские генералы делят шкуру ещё не убитого медведя. Но уже в этот момент, от сброшенных самолётами Дальней авиации бомб, горят нефтепромыслы Румынии, уничтожаются танковые колонны врага, взрываются мосты и переправы. Жива авиация! Жива и, всеми доступными ей средствами, оказывает помощь наземным войскам.
Достойное место в рядах сражавшихся воздушных бойцов занимали лётчики и штурманы, стрелки и радисты, инженеры, техники, механики 121 тяжелобомбардировочного авиационного полка. Созданный накануне войны, в 1940 году, не успевший до конца оформиться организационно, приобрести лётные навыки (особенно в ночных полётах), он с первых дней войны вступил в полосу сражений, обильно орошая землю Украины и Белоруссии кровью лётных экипажей. Летая на самолётах ИЛ - 4, не имевших броневой защиты жизненно важных мест самолёта и членов экипажа. Вооружённый только 7, 62 мм. пулемётами, полк нёс колоссальные потери в первые месяцы войны. Из разговора со стрелком: 'Вижу, как моя очередь прошила ему плоскость, впилась в фюзеляж около хвоста, а немец летит, хоть бы что. И гореть не думает!' Под Днепропетровском экипаж младшего лейтенанта Вдовенко направил свой горящий ИЛ на переправу, по которой шли немецкие танки. Воевать учились, в полном смысле, на ходу. Прекратились дневные групповые вылеты. Оставшиеся семь самолётов (это от пятидесяти с чем - то, точную цифру не помню) и одиннадцать экипажей стали летать одиночно и только в ночное время. Прорезали люк в нижней части фюзеляжа, для отражения атаки истребителей снизу - сзади. Добавили в экипаж четвёртого стрелка, поменяли пулемёты на крупнокалиберные. Все потери, а это 237 человек, пришлись в основном на 1941 год. Почти пять лет непрерывных боёв, горечь поражений и радость побед - всё испытало старшее поколение авиаторов. И: День Победы!:
'Гремит оркестр, сверкая медью,
Счастливых лиц не перечесть.
В сердцах останется навечно,
Пока в России люди есть!'
Девятнадцать Героев Советского Союза, из ни два - дважды, много лётного и технического состава награждены орденами и медалями за участие в боях по освобождению Белоруссии, Прибалтики, города Севастополя.
После войны полк обосновался в Белоруссии, а точнее, в Мачулищах (что под Минском) - этой столице Дальней авиации. Кстати, в июле 1944 года на этот аэродром, из леса выходили окружённые немцы. Грязные, обросшие, завшивевшие - они бросали оружие, поднимали руки вверх и сдавались в плен работающим техникам. С ИЛ - 4 в Мачулищах 121 ТБАП переучился на ТУ - 4, затем ТУ - 16 и ТУ - 22. Расширялся круг задач, увеличивалась скорость полёта, потолок и дальность. Шесть тысяч километров, без дозаправки, сверхзвук, пуски ракет по барже в Каспийском море - всех достижений полка не перечислишь. Приведу только один пример из послевоенной жизни прославленной части. Во время испытаний на Новой Земле 100-мегатонной (малость тогда ошиблись, больше было) водородной бомбы, два ТУ - 16 должны были с расстояния 400 км. и с высоты 12 тысяч метров снять всё, что там произойдёт. Полк был разведывательным, бомболюки набиты фотоаппаратами и радиоаппаратурой под самую завязку. В персональной кабине сидел офицер радиоразведки. Проще говоря - 'шумовик'. Приказ на вылет пришёл из самых заоблачных высот и отменить его никто не мог. Встали в два часа ночи. Сплошной туман, еле просматривается первый фонарь на рулёжной дорожке. Техники Ян Берзинь, К.Тамашюнас, Анатолий Уханов под руководством полковых инженеров Г.Коха, Олега Макарова, Петра Голованова подготовили два самолёта к вылету. Руководители лётного состава П.Маликов, Юрий Штыркин, Николай Сомов проверили готовность экипажей к вылету. Первым выруливал ТУ - 16 нашего комески подполковника Алексея Таримы. Удивительный бал человек. Мой эталон порядочности. Его любимой поговоркой была фраза: 'Человек, кроме аппетита, должен иметь ещё совесть!' Как далеко смотрел вперёд. Так вот, его ТУ - 16 только вырулил со стоянки и сразу скрылся в тумане. В домике работает радиостанция ближней связи и мы слышим все переговоры руководителя полётов с экипажами. Вырулил и второй самолёт. Алексей Тарима запросил разрешение на взлёт. Мы так и не увидели взлетающий самолёт и только по звуку, уходящему вверх, поняли, что всё путём. Второй экипаж взлетать отказался. Ну, не в полном смысле: 'Не полечу!' Просто, командир корабля засомневался в успешности взлёта, а магнитофоны на КДП всё пишут. Поэтому руководитель полётов его вернул на стоянку. Ну, а теперь о том, что неизвестно широкой публике и, что я видел собственными глазами.
ТУ - 16 подполковника А.Таримы домой вернулся. Но, что это был за самолёт? Такое впечатление, что 120 -тонный бомбардировщик взяла в рот корова, жевала, жевала: не понравился. Взяла и выплюнула. Вмятины и гофры на плоскостях, сорваны антенны разведстанций. Вообщем, самолёт потом так и не смогли восстановить. Догнала их всё - таки ударная волна и только лётное мастерство командира спасло экипаж от неминуемой гибели. Задание было выполнено, экипаж был награждён орденами и медалями. Снимки засекретили, а посмотреть хочется. Такова вот небольшая выдержка из истории лётной части. Но историю 121 ТБАП продолжают и сегодня. Только вот к ТУ - 16 добавился ещё ноль.,