Насчет оценки я уже писал. Зачем опять очередной раз передергивать? Сказать более нечего?
Что касается обороны, то уважаемый шурави, давайте все-же обсуждать не ваш вертолетный опыт, а действия конкретных самолетов в конкретный период. И если ограничиться именно этим, то картина вырисовывается совершенно другая, во всяком случае по официальным документам советской же стороны.
Во первых, у Ju.87, начиная с D-1 таких пулеметов было два, причем великолепных и скорострельных MG.81Z. А во вторых, пользоваться оборонительным вооружением Ил-2 было практически невозможно. Это настолько общее место, и оно настолько хорошо описано, что не очень хочется повторять это здесь.
Истребитель того времени достаточно легко сбивался даже пулеметом винтовочного калибра, таких случаев огромное количество (например, почти вся английская авиация была вооружена именно так, что не помешало ей стать очень опасным противником люфтваффе). Заметная разница между двумя обычными пулеметами и одним крупнокалиберным наступала только тогда, когда дистанция стрельбы была достаточно большой. Но немцы не испытывали с этим особенных проблем, поскольку советские истребители прицельный огонь с большой дистанции не вели, а представляли опасность только если подходили достаточно близко (стрелковая подготовка была низкой).
Что касается Ил-2, то пожалуйста:
Пулемет УБТ был не просто неудачен, а вообще практически не работал. По многочисленным данным, его заклинивало почти в каждом вылете (обрывы донца гильзы), а вести огонь длинными очередями (более 10 выстрелов) стрелку не рекомендовалось. Кроме того сама шкворневая установка пулемета была неудачной, с малыми углами обстрела. В результате средний расход боеприпасов воздушными стрелками не превышал нескольких процентов (точных данных не помню, могу посмотреть), несмотря на очень большие потери от ИА.
Ju.87 тем временем, имел шаровую установку с пулеметом(ами), имеющую приличные углы обстрела и весьма удобную кабину стрелка. Кабина стрелка, помимо всего прочего, была бронирована, в отличие от Ил-2, где стрелки погибали очень часто (в среднем 2, 5 на один сбитый ИА самолет).
Все это вкупе с лучшей маневренностью давало ему как минимум не меньше, а то и больше шансов против истребителя, чем Ил-2. Статистика же показывает, что потери Ju.87 от ИА были не очень большими, несмотря на все легенды.
Швабедиссен Ил-2 вполне уважал, хоть и писал, что "эффективность советской авиации никак не соответствовала ее многочисленности", но не надо забывать, что он не имел доступа к советским архивам. И просто не представлял себе того, во что все это обошлось нашей ША, и вообще не очень разбирался в проблемах Ил-2, по вполне объективным причинам.
Fw.190 выпускался и в варианте штурмовика (все версии F).
Это не штурмовик, а ИБ.