Нижеприведенное ЗАЦЕПИЛО!
Не имею права не поделиться с ИДИОТАМИ (хотя "идиотизм", в данном случае, хочется написать с маленькой буковки).
________
...Начну с сухих слов официального документа.
АВАРИЯ 8.01.1991 года
Самолета Су-24, ВВС БФ, аэродром Тукумс
Летчик – старший летчик, военный летчик 1-го класса, капитан Попов А.В.
День, ПМУ.
Полет на боевую службу с выполнением воздушной разведки судов в нейтральных водах Балтийского моря.
Обстоятельства АП
Через 40 мин, после взлета, при полете над морем на Н=900м и V=800 км/ч, экипаж обнаружил загорание с.л. “Пожар правого двигателя ” и светового табло “Пожар хвоста”. Летчик оценил обстановку, убрал РУД правого двигателя на “Стоп”, закрыл пожарный кран, включил систему пожаротушения правого двигателя, увеличил режим работы левого двигателя и начал разворот влево (в сторону берега) с небольшим набором высоты.
После доклада командира о случившемся ведущему группы экипаж катапультировался. Самолет столкнулся с водной поверхностью, разрушился и затонул на глубине 180м.
Заключение о причинах АП
Причиной АП явилось возникновение пожара на самолете в районе правого двигателя и хвостовой части. Причину пожара установить не представилось возможным из-за отсутствия самолета и бортового накопителя полетной информации в следствие падения самолета в море. (ОПНУ)
Наиболее вероятными причинами могут быть:
- пожар пускового воспламенителя основной камеры сгорания;
- разрушение корпуса камеры сгорания или коммуникаций самолета.
Всё так! И нет ни слова нет о том, что произошло с экипажем, который катапультировался и приводнился в холодные воды зимней Балтики.
Было это 8 января! В Советском Союзе не было депутатов, проводящих новогодние каникулы в Куршавелях, и поэтому народ не пьянствовал до 14 января, а занимался работой. В Тукумсе шли обычные полёты.
Экипажу очень повезло. Тукумский полк в 1989 году передали в ВВС БФ.
В связи с передачей в МА, экипажам полка были выданы ВМСК-4 и поэтому командир экипажа со штурманом оказались в ледяной воде в ВМСК.
Ведущий группы прекратил задание, встал в вираж, доложил РП о приводнении экипажа ведомого. Также он передал координаты места катапультирования для дежурного экипажа АСС, Ан-26, с аэродрома Храброво.
Ан-26 взлетел с Храброво, пошёл к месту аварии. В дальнейшем, при обнаружении на воде членов катапультировавшегося экипажа, Ан-26 должен был произвести наведение на них, спасательный вертолёт Ка-27 с аэродрома Донское. Но вышло всё не так, как планировалось силами АСС.
Даже по прошествию многих лет, я думаю, что экипажу капитана Попова
в дальнейшем крупно свезло.
И виной всему оказалась всё та же великолепная выучка авиационной спасательной службы ВВС Швеции.
После приводнения лётчик и штурман друг друга не видели, мешали волны.
Волны же всякий раз переворачивали ЛАС-1 и мужики выпадывали из лодок.
Что такое залезть в лодку в ВМСК при волнении моря? Кто это делал на спокойной воде, тот поймёт каких усилий это стоит.
Когда командир экипажа сделал это в третий раз и окоченевший сидел в лодке, он прямо перед собой сначала увидел чёрные ласты, а потом и всего аквалангиста в черном, спускавшегося к нему на тросе.
Аквалангист прицепил нашего лётчика к себе и они через некоторое время оказались в кабине спасательного вертолёта ВВС Швеции. Спасённый на пальцах показал, что их было двое, и через некоторое время всё тот же аквалангист поднял на борт вертолёта и штурмана экипажа.
На флоте поднялся сильный шум. Особенно напряглись особисты, как бы не вышло измены.
Но всё прошло очень спокойно и доброжелательно со стороны властей Швеции.
Спасённых лётчика и штурмана для начала доставили в полицейский участок.
Там их для начала отпоили чаем, дали водки, переодели в сухую одежду.
Так как после снятия ВМСК у наших ничего на себе не было, кроме чистошерстяного белья, то полицейские отдали им свою гражданскую одежду. Так как потомки викингов в полицейском участке все были под два метра, то на наших ребятах их джинсовые куртки с закатанными рукавами смотрелись как одежда взрослого человека на детях. Ботинки на наших были свои, то есть от ВМСК. Потом наши мужики через переводчика заполнили анкету, какую у них заполняет всякий, кто пересекает границу без визы.
Запомнилось из той анкеты лишь два вопроса. Первый, что то типа - с какой целью вы пересекли границу Швеции? Второй - с какой целью вы пересекли границу с оружием? Не помню уж, что наши отвечали. Ну не скажешь же, что по "непонятному приказу, все полёты на БС выполняются с личным оружием" и поэтому у нас в карманах ВМСК оказалось по Макару!
После выполнения формальностей в полицейском участке, наших на полицейской машине вместе с манатками доставили в наше посольство в Стоггольме. Особисты расслабились, теперь измены не произойдёт!
В посольстве, наши мужики забеспокоились. Как бы передать полицейским обратно ихние двое штанов и две куртки! Там их поправили. Нех, не во что вас здесь переодевать, ходите так!
На второй день командира и штурмана пригласил к себе на приём министр обороны Швеции. На прием поехали, в чём были. Рукава курток подвёрнуты, штаны подвязаны верёвками, штанины закатаны, боты от ВМСК.
Несмотря на цирковой наряд, шведский МО принял наших ребят очень хорошо, сказал хорошие тёплые слова и наградил золотыми запонками!
Да! Да! Именно наградил! Кроме того, что запонки золотые, они являются наградами за мужество, они номерные. Нашим достались №47 и №48!
На следующий день наше командование и особисты встречало в аэропорту Риги рейс "Стоггольм -Рига". Всё обошлось хорошо!
Но ребята с того экипажа тукумчан потом говорили - ну очень неудобно перед полицейскими Стогольма!
Никакой одежды им в нашем посольстве не дали, подумают шведские полицейские, что мы их одежду зажали.
Ох как неудобно и стыдно...
Естественно назад её переслать в Стоггольм у мужиков не было никакой возможности.
Вот такая история со счастливым концом. Почти американский сюжет про экипаж морской авиации капитана Попова. Прошло почти 18 лет.
Память не сохранила деталей, не сохранилась в памяти фамилия штурмана экипажа Су-24, старшего лейтенанта.
Осталось чуство восхищения летной выучкой спасателей Швеции. Они как только увидели, что один из пары Су-24 "булькнул", а второй встал над местом в вираж, сразу "без приглашения" подняли и направили к месту аварии спасательный вертолёт с аквалагистом.
Осталось чувство восхищения мужеством экипажа, боровшегося за жизнь в ледяной воде.
Осталось чувство стыда, за посольство, за скотское отношение к людям и их проблемам. У них даже мысли не возникло, почему наши лётчики беспокоятся и хотят вернуть одежду людям, оказавшим им помощь.
_______
_____