Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Выпускники ШМАС Вспоминаем!

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..121314..3435

КФТ
29.05.2008 09:29
Правда жизни – тема неисчерпаемая.
Как-то устроили в части стрельбы для поднятия боевой готовности. Отстрелялись на стрельбище, у кого как получилось. Собрали, пересчитали, сдали гильзы, и вернулись в часть. В оружейке принялись чистить СКСы, причём с полной разборкой. Сидим, стволы драим шомполами с намотанной на них ветошью. Оружейным маслом приятно так пахнет, все при деле, тепло, светло, и мухи не кусают… Одним словом– хорошо! Стволы отчистили, начали разбирать карабины и чистить детали. Почистили, смазали, начали сборку. У моего соседа при сборке затвора из рук выпадает совсем маленькая подпружиненная деталька и падает на пол. Поднимает он детальку, и начинает искать под табуретом и столом крохотную пружинку. Скоро мы все ползали по оружейке и искали эту долбаную пружинку. Ничего найти не удалось… Ну, бывает же такая хрень! Может где в щель между досками пола завалилась? И чего парню теперь делать? Собрал он свой карабин без пружинки, поставил в пирамиду. Никому, ничего, про эту фигню, никто не рассказывал. Стреляли мы редко, не чаще одного раза в полгода, поэтому ушли мы на дембель, а карабин без пружинки в затворе так и остался стоять в пирамиде. А ведь потом кто-то, когда-то, попытался из этого карабина выстрелить, а у него ничего не получилось… Хорошо, что не война. Вот такая она, правда жизни…
Штурмовик
29.05.2008 14:27
ПРивет Механикам! По Ми-8 все было просто и интересно. Приехала большая шишка из округа и захотела наших вертолетчиков обучить как правильно ставить дымзавесы. Зарядили в ВМР дымовые шашки(нового образца) и на последок решили проверить и тут технарь нечаяно зацепил чеку у шашки, и соответственно выдернул ее. А из шашки вместе с дымом огонь пыхнул и тк она была нижней, то пыхнули и остальные. Технарь ломанулся за огнетушителем, но шишка его остановила и завалила на землю. Так этот борт и сгорел за 15 минут и остались только на стоянке обгорелые лопости да моторно-редукторная группа. Вот такая вот загогулина. Слушай Самалетчик я смотрю и вас Бадой пугали- это что ШМАСовская страшилка, что-ли?
Mechanic1
29.05.2008 18:34
Paplaka
Вообще то я успел уйти на дембель 15 мая 1988 г. Первым ИЛ-76 в Ташкент. Самое прикольное что наш рейс интерпретировали как вывод войск на самом деле он был до отказа набит дембелями.
А наша 239-я (не полк) отдельная вертолётная эскадрилья выводилась своим ходом, т.е весь личный состав и летчики и срочники улетали на своих бортах в Союз (насколько я помню по рассказам сослуживцев). Выводились куда-то под Душанбе. Ну а делее на Дальний Восток, так как с Дальнего Востока и направлялась в Афганистан и летчики в основном были оттуда.
Mechanic1
29.05.2008 22:40
Paplaka
Я успел дембельнутся до вывода, а точнее 15 мая мы уже сидели в ИЛ-76 по дороге на Ташкент. Наши покинули Газни 25 мая. Насколько помню со слов сослуживцев уходили, своими бортами. С начала в район Душанбе, а далее Дальний Восток. Эскадрилья в Афган формировалась с Дальнего Востока.
А начиналось все просто. Учебка Канск в/ч 30185, 2 рота. Подошёл к командиру взвода и сказал, что хочу служить в Афгане. Так и попал. Почему попросился м м м м м м м м м наверное хотел доказать старшему брату, что я тоже не слабак. Он у меня Афган начинал в 1979, а мне пришлось его заканчивать, если можно так выразится.
Mechanic1
29.05.2008 22:49
Что то мои посты не сразу видно ну да ладно.
28 августа 1987 г. на стоянке произошло прямое попадание в МИ-8 сгорел очень быстро и красиво, но если честно то сам не видел, был в отпуске. РС с него сходили и окурат рядом с ГСМ ложились. Бог миловал только этим все и ограничилось.
Влад Щерба
29.05.2008 23:46
Привет, господа механики!
"Штурмовик" коснулся "косой" темы спирта в авиации, а я вспомнил
своё "рацпредложение": антиобл. жидкость у нас звалась "султыга", и оставалось её на борту Ми-4 иногда до 5-7 литров, когда борт закатывали к нам в ТЭЧ на большой регламент. Тут происходила такая незаметная на первый взгляд суета: б/т спешил, чтобы слить её, а мы - механики в ТЭЧи - старались опередить его и, либо обесточить как-нибудь борт, либо разъединить цепь питания насоса, чтобы он не мог скачать всё, что в бачке : за неё мы выменивали плекс на дембельские модели самолётов, мельхиор от парашютных кислородных баллончиков, пасту ГОИ, цапон... Короче: "султыга"="валюта". А спирта в "султыге" было вроде больше 70% (но не уверен).
Я пришёл в армию с вечер. отд. ХТИ. Короче, химию малость понимал. Раз как-то слили мы с полведра(!). Кто смог - угостился... до всплытия винегрета. А я и ещё один такой же "мыслитель" - сидим в лаборатории и судорожно думаем, ну как, что делать?! Пропадёт ведь - завтра отберут командиры! Самогонного аппарата, увы, нет. Но известно, что глицерин тяжелее спирта и есть агрегат для проверки акселерометров!!! Если не ошибаюсь, до 10g ускорение. Приладили в него фляжку, уравновесили грузиками и запустили. Минут 20 гоняли. Потом осторожно слили вершок и, вот он, момент истины! Качество - супер: глицерина почти нет, так - чуть сладость осталась. Мы в тот раз и ужин пропустили на радостях: ещё бы - около 2 фляжек почти чистого спирта! Так мы стали "валютчиками"...
Недолго, правда, длилась наша "винная монополия": забыли как-то, что наш нач.лаборатории
заступил по стоянке полка в этот вечер, и он застукал нас, придя зачем-то в ТЭЧ. Сильного скандала не было, но работать стали на него...
Mechanic1
30.05.2008 10:27
У нас технический спирт назывался "Массандра". Срочникам конечно он доставался, но от бражки мы тоже не отказывались. Ну и конечно "травка" очень помогала отрешится от дел наших праведных.
Самолетчик
30.05.2008 10:30
To Штурмовик Ну да Бода, Эмба любимые страшилки в ШМАС. Думаю что там действительно был не мед.
Самолетчик
30.05.2008 11:21
to Mechanic1 чарз контрол рафИк. Как можно на боевом посту? :)
gek67
30.05.2008 12:07
Привет всем ШМАСовцам! Сам начинал службу в Москве, в Никулинском ШМАСе, в\ч 03139, июнь-октябрь 1986.Нас там человек 200 было из Егорьевского авитехучилища, после того как там бронь сняли.Попал в 4-ю роту, фамилию ротного не помню, взводный - к-н Дёмин.Служилось весело, хотя порой сержанты заё...ывали, у нас в основном хохлы были.Остальные полтора года - в Амдерме, что на Карском море, гвардейский авиаполк 42135. Может, с кем и пересекались по жизни???
Самолетчик
30.05.2008 12:26
Првет gek67 доводилось и мне бывать в Амдерме в 79 школу оканчивал. В то время стояли ТУ-128 аппарат серъезный, затем знаю заменили матчасть на 25-е. На амдерминских форумах есть фото и фильм об Амдерме сегодняшней - жалкое зрелище.
Штурмовик
30.05.2008 18:21
Привет, Механикам! Продолжая алкагольную тему вспомнился момент из полковой жизни. Весь полк был на походном положении- офицеры с нами в казарме жили(правда они были в кубриках)ну и дичал народ по-черному. Рядом Самбор- по нашим меркам цивилизация. А в это время командир полка(вместе с Горбачевым) проводил антиалкогольную компанию. И вот утренее построение полка, командир читает настовления, а к строю подходит в сиську пьяный летеха(3 месяца после выпуска) и проситразрешения стать в строй, но видок- фуражка грязная, пого оторваный. Ну командир не меняя голоса "Товарищь младший лейтенант, приведите форму одежды в порядок!" И через 20 минут является экс летеха уже с одной звездочкой на погонах. Так у нас, в полку, многие потеряли звездочки, но пить не бросили.
gek67
30.05.2008 23:37
Привет, Самолётчик!Я тож сартовал на Ту-128, а летом 87-го полк перевели на МИГ-31 (не 25-е, впрочем особой разницы нет) Вот тогда началась жизнь - это ж спиртоносы были!К тому времени наш призыв в черпаках ходил, так что "шило" регулярно потребляли, за что и на "губе" не раз отсиживались.Мой кореш, шофёр комполка, сливал спирт из командирской канистры, которую тот в своём УАЗе возил. С 20-ти литров 0, 7 незаметно, а нам после отбоя бухнуть в самый раз! Эх, молодость...
Vasilij
31.05.2008 20:58
Привет ЩМАСовцы!Сам я кончал в Алуксне в 1967г, но такого бардака в то время у нас небыло.Конечно, не без уродов, но отношения у нас у всех друг с другом были нормальные.Преподаватели тоже были хорошие, но требовательные.За неуд по предмету, два наряда в не очереди.Все мы в основном, были со средним образованием, да и самолеты на аэродроме были интересные(для нас пацанов).Ну и после окончания распределения тоже было неплохое, кроме Союза, Германия, Чехословакия, Венгрия.Ну а сам, со своим отделением, получил назначение в Барнаульское ВВАУЛ.Я коротко расскажу некоторые эпизоды нашей службы!По приезду, Барнаул нас встретил -36 с вьюгой и невозможно было вздохнуть это плотный морозный воздух, но это было еще ерунда.В Славгороде рядом с казармой был деревянный туалет, по 10очков и без дверей.Так вот зимой, одеваешь куртку, шапку выходишь в предбанник , расстегиваешь штаны и держа их в руках, пулей бежишь в туалет делаешь дела и пулей назад, а в предбаннике уже заправляешься.Весной, находясь в наряде, все потихоньку , ломом , разбиваем куски намерзшего дерьма за зиму, а осколки то летят в рот.Или всю ночь метет, а утром полеты, приезжаем на аэродром, а там, только хвосты с антеннами торчат.Взлетку и рулежку, всю ночь чистит аэродромная, а мы с экипажем и механиками самолет, пока разведчик летает.Механики и аэродромные работают с перевязанными полотенцами лицами.Бывало, ктото не возвращается с увольнения(зимой мы старались оставлять свои кардионаты)ночью поднимают эскадрилью и мы с лопатами бежим туда рыть сугробы, чтобы успеть спасти, иногда находили только весной.Женщин было много и все в гости приглашали, а там потом море по колено.А Батя был строг, два раза после выходных если не допустят к полетам, списывал с летной и отправлял в роту охраны.А там у нас были одни Якуты.
Виталий Карпачёв
31.05.2008 21:39
Привет, мальчишки! Я наверное уже самый старый из ШМАСистов. 1964-1965г.г. Вапнярка.Учился не зря. Отслужил потом в ЮГВ в Калоче. Затем в РЭСОС семь лет в Донецком аэропорту. Не знаю где показать выпускное фото Вапнярки...
Vasilij
31.05.2008 22:35
Виталий ты Абориген.Скажи у Вас в то время был такой бардак в ШМАСе или потом в полку?Фото сбрось на сайте Стрижей, там есть ветка ШМАСовцев.
Влад Щерба
01.06.2008 02:19
2 Виталий Карпачёв: Привет, вапнярскому курсанту 64-65 гг. от курсанта 67 года 2-й роты! Сам в какой был? Назови пароль: какая картина висела в солдатской чайной? И что ты знаешь про спортроту? Ты помнишь, в каком виде ходили эти бойцы по части? Какие фамилии офицеров помнишь? Ездили в каменоломни?
Пиши, не задерживай - жизнь идёт быстро!
Штурмовик
01.06.2008 20:36
Привет, Механикам! Василий затронул еще одну "веселую", для меня, тему уборки снега на аэродроме. Хотя наш полк стоял на Западной Украине, но зима 1984-85гг и 1985-86гг были суровые(конечно не такие как в Барнауле)и снега было много. Бывали дни, когда приезжали на аэродром, а там одни кончики килей торчат из обваловок. Так эти борты очищали мы. Там у нас родилась идея и мы ее воплатили в жизнь и получалось здорово. Идея заключаласьв следующем: две команды копают тунели в снегу до самамолета, а потом воо круг его. Потом подгоняли "Змей Горыныча"(за бутылку) и он дул в эти тунели при этом весь снег вылетал и садился за обволовку и нам оставалось зачистить остатки.
Самолетчик
02.06.2008 14:49
Господа унтера. Я прошу прощения, прозвучало слово "бардак". Может мы что-то не то пишем о нашей службе? Начнем с азов "когда Бог спустился для создания порядка на земле Покрышкин был в воздухе..." продолите Вы сами, не маленькие. Ну, да из отдельных опубликованных эпизодав может сложиться неверное (бардачное) впечатление о службе у неосведомленных. Да и чё писать о повседневном (этож не интересно)? О том как в лютый мороз ключи примерзают к пальцам или при +50 остаються ожоги от прикосновения к планеру, далее продолжать не буду, в силу сказанного выше. Для меня как механика стандарт - самолет на котором я принимал участие в регламенте взлетел и успешно приземлился и это это было высшей оценкой вложенного мной труда и знаний АТ. Извините, про бардак зацепило.
Юрий_2
02.06.2008 16:18
А Самолетчик в принципе прав. В авиации есть работа, которую ты должен сделать как механик. Не зря ведь даже в НИАС было написано что на стоянках не козыряют.А если считать бардаком отсутствие устава в ИАС, так он не очень и нужен при регламентах- в нем по поводу регламентов ничего не написано.
Vasilij
02.06.2008 16:40
Извините, никого не хотел обидеть.Я не имел ввиду бардак в регламенте работы механика, это может привести к гибели людей и потери самолета, это мы все знаем.Я имел ввиду межличностные отношения.Ну не было в наше время такой Дедовщины, ну не пили у нас лосьон, не сливали спирта содержащие жидкость, не издевались друг над другом.И не потому, что часто были проверяющие офицеры эскадрильи, просто мы считали что в ВВС это в принципе не должно быть, если у нас, да и как у подводниках, зависела наша жизнь.И пожалуйста, пишите все что вспомните, но толко чтобы это было достойно нас и нашей службы.И чтобы неосведомленные не сказали, :Где начинается авиация, там кончается дисциплина.Еще раз извините.С уважением ко всем, механик и стрелок-радист.
Штурмовик
02.06.2008 16:42
Поддерживаю Самолетчика! Но , я думаю, что случаю со спиртом у ребят были единичны и оставили так много впечатлений. Будни механика ВВС СССР тяжелы. Были случаи когда приходилив казарму после двух смен полетов с применением, ложились спать, а 3-00 тебя уже будят- привезли бомбы. Надо ехать на станцию и разгружать, а смена будет после 9-00. Был случай, когда мы в 15-х все пушки полка за одну ночь перечистили. И таких случаев много. Так что раз в пол года выпитый стакан оставляет много разговоров. Я лично за службу пил 2 раза( про один случай я писал, а про второй не буду). Всем привет! Меня руководство наконец-то отпускает в отпуск!!!
Самолетчик
02.06.2008 17:14
Спасибо, узнаю своих! Штурмовику приятного отдыха.
Paplaka
02.06.2008 18:35
gek67, тебе надо посетить обязательно местную ветку "ШМАС Никулино, в/ч 03139", а после Егорьевского где работал? С вертолетами?, Виталий Карпачёв, салютуем, коллеги! В 60-е служили по 3 года? И подготовка была, поди, без дураков? На хоз работы часто привлекали? Ребята, что-то не видно, чтоб вы отметились на "Стрижах", там тоже интересно, вот, рассказывают, что в середине 80-х в Никулинском ШМАС учился Михаил Ефремов (актер).

Сергей, а у вас были Як-25 или какая-то другая техника? Случались ли обстрелы Кабульского аэропорта? Я когда на сводной губе сидел в Чарджоу(Туркмения), один позиционировал себя "афганцем", а потом запустили к нам настоящего "афганца", так он первому какой-то вопросик задал для проверки, типа куда садилось солнце в аэропоту... А у вас были такие приметы?

Штурмовик, приятного отдыха! Блатное время для отпуска взял. Поедешь куда? А то вот молодого спросили: "Потных женщин и теплую водку любишь?"-"Нет, конечно!"-"Ну, так и запишем-отпуск в декабре." Да, такой режим в полетах с применением-работа на износ, зато по прошествии спокойно прожитых лет внезапно осознаешь, что это была настоящая мужская работа, как пожарного, милиционера, летчика. Некогда думать о всякой фигне и соблазнах. Я в эти выходные побывал на юбилее Сасовского училища ГА, вспомнились казармы, ангары-контейнеры, форма, стадион, вот оно настоящее мужское дело, родная обстановка. Эх, сейчас бы 20 лет долой! Извините, если кого задело-расстроил!

А насчет дисциплины у меня двоякое отношение: с одной стороны прискорбно, когда из-за откровенного рас....здяйства гибнут люди, с другой-тогда мы не прочли бы уморительные Фроловские заметки. Вот незадачливый бортач решил запечатлеть очередь на воде-казалось бы, что тут такого. А автор смог рассмотреть и подать незначительный эпизод так, что слезы брызгают, по-крайней мере, у меня.

Алексей, где же ты???!

Самолетчик
02.06.2008 20:10
To Paplaka: Моя матчасть МиГ-21р, о ЯК-25 на территории Афганистана не слышал, хотя был свидетелем, выставки (или как назвать "показухи") авиационной техники. Шоу устраивали для командующего ВВС Соколова прямо на нашей стоянке через взлетку напротив международного аэропорта. Впечатлил бомбовой нагрузкой Су-17, прям как новогодняя елка ("сотками" обвешали), в последующем когда нашу часть перебросили в Баграм матчасть сменили как раз на этот аппарат. О псевдоафганцах, мое мнение, ну если пацану захотелось выпендрится, и флаг ему в руки, главное чтоб не паскудил, а в рожу при обнаружении фальши просто необходимо, а мое останется со мной. Обстрелы? Молодой из "Шилкачей" раз лупанул из обиды по своим (этот эпизод плохо помню) вывел из строя некоторую АТ. Я уже был дома, в июне-июле 83 обстреляли полк из миномета, но это как я уже сказал было без меня. Про трах-бабах из автомата, пулемета почти еженощно не в счет. Приметы? Ориентировка ВПП Восток-Запад, в том же порядке, как правило, заход на посадку и взлет. Пару раз слышал байку-проверку про кабульский ж/д вокзал :). Извиняться за воспоминания и 20 лет долой не стоит. Это было, и было хорошо (лучше чем сейчас, чище)это наше, которое никому не отнять. Старею, становлюсь сентиментальным, опять многа букав. Пора писать мемуары :).
123-1
03.06.2008 11:33
Приветствую всех труженников авиации и не только.
Ребята ,
а в Твери был или есть до сих пор ШМАС, если да, то ::
-Есть ли среди гостей ветки, те кто застал офицера Александра Клокова, проскользнуло, что он был в этой БУРСЕ командиром.Так ли это? С уважением Валерий.
Paplaka
03.06.2008 13:14
123, в Твери (Калинине) ШМАС точно не был последние 40 лет. Может, в Вышнем Волочке?

Я так понял массандро-шиловая тема пошла на убыль, а вот свежая, как уходили на дембель, в какой форме, что было в ручной клади, кроме дембельского альбома. Похоже, что наш выпускник Вапнярской ШМАС Влад Щерба вёз домой чуть ли не действующие копии авиатехники, эксплуатировавшейся в их части, взято с ветки "Идиоты в авиации", кстати, тоже веточка ничего, (публикуется без разрешения афтара :):

Довелось и мне выносить оборонные секреты "за забор" с помощью деж. по КПП.В Ахтубинске только начались первые полёты изд.25 (кажется, МиГ-25). Стоянка нашей ТЭЧи - рядом с его - народ сбегАлся поглазеть, когда он катил мимо. Я взялся его "изваять" на дембель. Риск, ведь секрет, а азартно: линии у него запоминающиеся, ломаные - ни с каким другим не спутаешь! Тоже вымерял с карандашом. Все детали отполировал, а клеить не стал: завернул их во фланелевые лоскуты и - на КПП. Там сидит старлей - дежурит и трясёт чемоданы таких, как я. А я вёз пару Су-15-х и Як-28. Оба изделия на эбонитовой подставке с разметкой бетонки на 6-гранники и с посадочными и габаритными огнями на минилампочках из какого-то прибора. Эти он посмотрел и слюни только сглотнул. А до 25-й доходит и в тупик: начинает складывать так и сяк - что это? Видно же, казалось бы, что это... Но, видать у него с воображением слабина. Я говорю уверенно, без запинки: это "Starfighter F104 G"! Они тогда часто в сводках о ЛП упоминались. Он говорит:"А-а! Вот только зачем Вы иностранную технику прославляете? Неправильно это!" - "Виноват, говорю, больше не буду!" И - домой!.
Paplaka
03.06.2008 13:30
123, может это заведение называлось как-то по-другому? А самая полная информация по ШМАС (ВАШМ) - на форуме сайта "Стрижей", взято оттуда (правда, снова, без разрешения автора-Аса Ночных Полетов (Поручика в запасе):

Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?

Абакан (Республика Хакасия) 52–я окружная ШМАС, 1944
Алуксне (Латвия) ШМАС, в/ч 33746
Арзамас (Горьковской, ныне Нижегородской области) ШМАС, 1943
Ардатов (Мордовской АССР) ШМАС, 1942
Армавир (Северо-Кавказский ВО), ШМАС, 1937
Астрахань Астраханская военная авиационная школа механиков в 1941 года была эвакуирована в Усть-Каменогорск, 1945
Ачинск (Красноярский край). ВАШМ сформирована 25 декабря 1947 года. 25 июня 1951 года школа была преобразована в Ачинское военное авиационно-техническое училище Дальней Авиации (Ачинское ВАТУ ДА)

Бада (Читинской области) ШМАС
Баку (п. Бина, Азербайджан) ШМАС
Балашов (Саратовской области) - в/ч 21369 - действующая (август 2007 года)
Барнаул ВАШМ, 1957. На базе ВАШМ создано Барнаульское ВВАУЛ (1965). ВАШМ в 1967 перебазировалась в Рубцовск (Алтайского края) ШМАС, 1967, в 1995 расформирована
Белая Церковь (Украина) ВАШМ, 1939
Бобруйск (Беларусь) ШМАС, 1940
Борисов (Минской области, Беларусь) ШМАС
Борисоглебск (Воронежская область) ШМАС, 1951-1952?
Борисполь (Украина) ШМАС, 1988
Быково (Московской области) ШМАС, 1944

Ванино (п. Октябрьский Хабаровского края) в/ч 03140, ШМАС расформирована в 1991 году
Вапнярка (Томашпольский район Винницкая область, Украина) - ШМАС, в/ч 64369 расформирована в 1991
Васильков (Украина) Васильковская ВШАМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го — школа находилась в Миассе.
Винница (Украина) 50-я ШМАС в/ч 33770
Витебск (Беларусь) 15-я дивизионная ШМАС, 1941
Владивосток - в/ч 95125 (о.Русский), 1944 - расформирована в ?
- в/ч 34278 (6 км) - расформирована в ?
- в/ч 40710 (Океанская) - расформирована в ?
Владимир ШМАС, 1944-1945
Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ШМАС, 1942
Вольск (Саратовской области) - Военная школа летчиков и авиатехников(1928), с 1931 2-ая военная школа авиационных техников (2-я ВШАТ), с 1938 Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ), с 1941 переименована в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников, и в 1951 году переименована в 1-е Вольское ВАТУ.
Далее - 2-я Вольская ВАШМ 15 июля 1957 на ее базе сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС).
Волчанск (Харьковской области, Украина) Волчанская военная школа авиационных механиков ВВС РККА (1940) в 1941 году была передислоцирована в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе
Воронеж ШМАС, 1935
Выборг - в/ч 95109 ШМАС преобразована в 148-й Учебный отряд ВМФ в 199? году
Вышний Волочек - 5-й ШМАС в/ч 74326 расформирована в 1997 году

Гайсин (Винницкая область, Украина) ШМАС
Гамбори (Грузия) 49-я ШМАС, 1943
Геленджик (Краснодарского края) ШМАС, 1941-1944
Гомель (Белорусь) 13-я дивизионная ШМАС, 1941
Горелово (Ленинградская область), ШМАС, 1940

Давлеканово (Башкирия) ШМАС, 1942
Даугавпилс (Латвия) ШМАС
Днепродзержинск (Украина) - ШМАС, в/ч 78436
Домна (Забайкальский ВО) ШМАС, 1944, 1960

Житомир (Украина) ШМАС, 1952

Запорожье (Украина) ШМАС
Зеленая Поляна (Дальний Восток), ШМАС, 1939

Иваново ШМАС, 1944
Ижевск ШМАС, 1943
Иркутск - 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ) 1931-1938, Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 1939-1941, с 1941 года - Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 снова ИВАТУ, и с 1975 г. - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)
Ишим (Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941

Казань (Татарстан) ШМАС, в/ч 03205
Камень-Рыболов (Приморский край, Ханкайского района, в 260 км к северу от Владивостока) ШМАС
Камышин (Волгоградская область) ШМАС, в/ч 23590, метеонаблюдатели
Канск (Красноярский край) 22-я ШМАС, в/ч 30185 расформирована в 1997 году
Каунас (Литва) 8-я ШМАС, 1940
Кемерово 66-я окружная ШМАС и 16-я дивизионная школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Смоленска 1941
Киев (Украина) В 1933 году был образован Киевский авиационный институт. В 1941 его база была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1956 упоминается как самостоятельная Актюбинская ШМАС. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ
Киров - 75 ШМАС преобразована в ? году в Кировское ВАТУ
Кировоград (Кировоградской области, Украина), ШМАС, 1940
Козельск (Смоленской области) - 18-я дивизионная ШМАС, 1941
Колосовка (Зеленоградский район Калининградской области) ШМАС, 1991
Конотоп (Сумской области, Украина) ШМАС, 1941
Кострома ШМАС
Котовск (Одесской области, Украина) ШМАС, 1951-1956 ?
Краснодар ШМАС, 1941
Кречевицы (ныне Новгородской области), ШМАС, 1934
Куйбышев ШМАС, 1943
Куляб (Таджикистан) ШМАС, 1970-1975
Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, 1941
Кусары (Азербайджан) 51-я ВАШМ, в/ч 54815

Лебедин (Сумской области, Украина) ШМАС, 1940
Лебяжье (Ленинградская обл) в/ч 26260 в 1980 преобразована в ЛВАТУ?
Ленинград (Васильевский остров) ШМАС, 1936
Ленинское (Еврейская автономная область) ШМАС, ~1958
Лиепая (Паплака, Латвия) ШМАС в/ч 59251 расформирована в 1988 году.
Луганск (Ворошиловград, Украина) ВШАМ, 1941
Лунинец (Брестской области, Беларусь) 134-я ШМАС сформирована 15 декабря 1962, передислоцирована в 1972 в Поставы (Витебская обл), затем в 1978 в Сморгонь (Гродненской обл), и в 1991 в Щучин (Республика Белорусь)

Медвежьи Озера (Щелковского района МО) ШМАС, 1959
Медвежки (Ленинградской области), ШМАС ?
Мелитополь (Запорожская область, Украина) ШМАС, 1941?
Мензовка (Приморского края) ШМАС, в/ч 40971, 1956
Могилев (Беларусь) 223-я ШМАС в/ч 23422 в 1991 частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь)
Могилев-Подольский (Винницкая область, Украина) 21-я ВАШМ, ШМАС в/ч 47695 или в/ч 94036 14-ой ВА?
Монино (Московская область) ШМАС, 1930-1940
Москва (Никулино, Солнцево) 1-я Московская военная авиационная школа механиков, в/ч 03139
Морозовск (Ростовской области) ШМАС

Нижнеудинск (Иркутская область) ШМАС, в/ч 74326
Николаев (Украина) ШМАС, в/ч 90446
Новая Вилейка (Вильнюсский район, Литва) ВАШМ, 1949-1954?
Новгород ШМАС, 1940
Новоград-Волынский (Житомирской области, Украина) ШМАС, в/ч 87358
Новосибирск - ШМАС, 1941
Новочеркасск ШМАС, 1937

Олаве (Польша, СГВ) ШМАС в ПНР расформирована в ? году
Омск - 52-я ШМАС, 1944
Оренбург ШМАС
Орск (Чкаловской, ныне Оренбургской обл) 11-я ШМАС, 1943
Орша (Витебская обл) - 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941
Остров (Псковской области) 32-я ШМАС, 1926-1961

Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ!
Переславль-Залесский - 32 дивизионная ШМАС, 1940
Пермь (Молотовская, ныне Пермская) ВАШМ, 1934-1947
Подольск ШМАС, ?
Пионерск (ныне Пионерский Калининградской обл) ШМАС в/ч 40790 расформирована в 1995 году
Пушкин (бывшее Царское Село) в/ч 21906, ШМАС расформирована в 1992 году

Радвилишкис (Литва) 225-я военная школа младших авиационных специалистов, в 1992 г. выведена в РФ
Резекне (Латвия) ШМАС, 1944-1970
Ржев ШМАС, 1935
Рыльск (Курской области) ШМАС, 1937
Рязань ШМАС, 1941

Самарканд (Узбекистан) ШМАС, в/ч 21816
Саратов ШМАС готовила радиотелеграфистов, 1969-1971
Севастополь (Украина) ШМАС, 1929
Селищи (Ленинградской области), Селищенская ВАШАМ, 1940, в 1941году эвакуирована в Петропавловск (Казахстан) и в 1944 была выведена в ?
Семипалатинск ВШАМ, 1942
Серпухов (Московской области) Серпуховская военная авиационная школа механиков. В 1942 году школу эвакуировали в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали.
Сестрорецк (ст. Горская Ленинградская обл.) ШМАС
Симферополь ШМАС, 1939?
Славгород ШМАС, 1941
Смоленск - 14-я и 16-я дивизионные ШМАС, 1930, 1941
Смоляниново ШМАС, 1943
Сокаль (Львовской области, Украина) ШМАС
Сольнок (Венгрия, ЮГВ), ШМАС
Солянка (Красноярской ж/д) ШМАС, 1942?
Спасск-Дальний ШМАС, 1959
Ставрополь 80-я ВАШМ (1960), в/ч 55107
Старая Русса (Новгородской области), ШМАС, 1935
Стерлитамак (Башкирия) ШМАС, 1970
Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС, 1954

Таллин (Эстония) ШМАС - метео для морской авиации
Таганрог - Неклиновский ШМАС (под Таганрогом)
Тамбов ШМАС, 1941
Тарту (Эстония) 10-я ШМАС, 1941
Ташкент (Узбекистан) ШМАС, в/ч 22002, 1973
Троицк (Челябинской области) 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1943 году переименовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, а в 1947 году в Троицкое АТУ ГФР.
Тушино (Московской области) Московское техническое училище Гражданского воздушного флота (1940) в феврале 1941 преобразовано в ВАШАМ. 2-я Московская военная авиационная школа механиков была передислоцирована в Серпухов в 1941. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС)

Усть-Абакан (Республика Хакасия) ШМАС, 1945
Уфа 20-я ШМАС в 1984 году преобразовано в Уфимское ВВАУЛ

Фергана (Узбекистан) ШМАС
Феодосия (Украина) ОШАМ (ВВС ВМФ?), 1947
Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия) ШМАС, 1942-1972

Хабаровск ШМАС, 1943
Харьков (Украина) ШМАС в 1941 эвакуирована в Красноярск, в/ч 74394 расформирована в ? году
Херсон (Украина) 3-я ШМАС, 1941

Чарджоу (Туркменистан) 27-й ШМАС в/ч 13729
Челябинск ВАШМ, 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия), а в декабре того же года выведена в Одессу.
Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942
Черняховск (Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940
Чертков (Тернопольской области, Украина) 48-я военно-авиационная школа механиков из г. Черткова (Прикарпатский военный округ) в 1954 перебазировалась в город Барнаул. Есть упоминание о Чертковском ШМАС, датируемое 1984 годом, что она снова в ПрикВО
Чита ШМАС, 1938
Чугуев (Харьковской области, Украина), ШМАС при Чугуевском летном училище, 1940

Шадринск (Курганской области) ВШАМ, 1943
Шауляй (Литва) ШМАС, 1969-1971

Эльсталь (Германия, ЗГВ) 36-я военно-авиационная школа механиков спецслужб (1956) в начале 1957 года была выведена из ЗГВ и передислоцирована в Забайкальский военный округ, в город Сретенск на реке Шилке, что вблизи советско-китайской границы
Янов (Киевской области) Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев. 4 сентября 1947 года Яновская школа была переименована в Киевскую школу авиационных механиков, а в июле 1948 года Киевская школа была переформирована в Киевское военное авиационно-техническое училище. С декабря 1951 года его новым местом дислокации стал Харьков. В апреле 1958 года учебное заведение было переименовано сначала в Харьковское, а в апреле 1963 года - в 1-е Харьковское ВАТУ. 22 февраля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Красного Знамени и переименовано в 1-е Харьковское военное авиационно-техническое Краснознаменное училище. В августе 1976 года на его базе было создано Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище.

Штурмовик
04.06.2008 14:31
Привет, Господа Механики! Paplaka мне очень понравился твой рассказ- ты красавец, класно обул летеху. А он чайник- как купится на F-104- ведь он низкоплан, да крыло у него самое маленькое и тонкое в своем классе. Мы в полку тоже занимались самоделками: делали модельки СУ-25 для гостей полка. А потом я сделал себе, но уменя кореша выпросили; нашел за ПАРМом "эльдорадо"(части расбитых Ми-24 и Ил-14)-нескончаемый источник силумина, и пошло самолетики-заколки для галстуков(хотел сделать коллекцию всех стоящих на вооружении самолетов), но кореша опять уболтали и я раздорил. Начал делать чеканку для дембельского альбома. Всем понравилось и все, что сделал подарил. Самую большую чеканку- клиппер ""Катти Сарк" идущий в бакштаг подарил своему командиру группы. Так на дембель ушел на легке- с одним Перуном( вырезал перочинным ножем в Сельцах, летом 84-го, когда поступал в Рязанское десантное). А по поводу шмона вещей в дембельских дипломатах, так у нас была другая картина- На жд вокзале, г. Львов, патрули хватали всех и тащили к коменданту и там шмонали. А у меня в дипломате 8 патронов ПСНД- отметить дембель, так я их разобрал, аккуратно выпотрошул свой приемник "Гиала" и положил патроны во внутрь, а сверху положил плату- мол сламалась надо ремонтировать. Заходим на вокзал и сразу в очередь в кассу(там патруль не достанет). Билеты стали покупать по- очереди- ждали когда патруль бдительность потеряет и когда это случилось со всех ног побежали в город. А прилегающую территорию я не плохо знал и там мы отних ушли. Но надо было возвращатся к поездам. Тут я ребят провел через жд пути(сказался опыт работы на тепловозе на заводе), посадил их на поезд и остался один. И тут на меня идут два патруля с двух сторон. Я быстро подхожу к группе старших офицеров(майоры- полковники и все фанера)и представляюсь:" Сержант Балухтин- следую на дембель, домой. Прошу разрешения присутствовать при разговоре!". Они говорят давай. Спросили про полк и я им рассказал про наш штурмовик(их тогда мало кто знал), а патрули как акулы кружат, но их потом один полковник отправил тащить службу в другие места. Так я прошел "чистилище" Львовского вокзала и благополучно добрался домой.
Штурмовик
04.06.2008 14:36
Да, ребят, спсибо за пожелания по поводу отдыха! Но я поступлю по академику Филатову- сменю вид деятельности и сделаю то, что обещал жене уже на протяжении трех лет СДЕЛАЮ РЕМОНТ В ПРИХОЖЕЙ!!!! Я, знаете-ли, люблю потрахаться сам с ременотом квартиры. Надеюсь, что все задуманное получится. Да, КФТ, я всетаки отправлю тебе фотки с Кубани! Я не забыл, просто времени пока нет.
gek67
05.06.2008 09:11
Paplaka, спасибо за совет насчёт ШМАСовской ветки, обязательно зайду. В Егоркиной школе я осваивал Ту-154, но поработать на них не пришлось, переучился на Ил-76, и до сих пор тружусь на этой матчасти, сначала техником, потом инженером. Полмира на "горбатом" облетал, отличный самолёт, жалко, что все они потихоньку за кордон уходят работать, а вернутся ли - неизвестно
Ас ночных полетов
05.06.2008 13:04
Paplaka!

Не переживай. Все нормально, я ж для всех старался!
Только не внес еще последние уточнения, они в последних постах на Стрижах:

...Школа (в/ч 74326) находилась в г. Нижнеудинске Иркутской обл. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в В.Волочек. 5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске.... В марте- апреле 1967 в В.Волочек была перебазирована школа аэрофотографов из Сретенска... И школы потом объединили...


Новоселицы (Новгородской обл.) - ШМАС, в/ч 22558 - действующая!

"Воинская часть поселка Новоселицы признана лучшей в Новгородской области
Сегодня губернатор Сергей Митин вручил «Переходящее Знамя Губернатора Новгородской области лучшей воинской части». Знамя было вручено части №22558 поселка Новоселицы. Об этом ИА «Великий Новгород.ру» сообщили в пресс-центре областной администрации..."

Информационное агенство
Великий Новгород.ru
http://www.velikiynovgorod.ru/ ...
Paplaka
05.06.2008 14:08
gek67, бортинженером летаешь? Здорово! Я на МАКСе побывал в кабине Ил-76, прям квартира. А твое рабочее место на 2 этаже справа? Интересный самолет, рабочая лошадка грузоперевозок.

Ас, еще по-моему в дружественой РБ есть учебка, а вообще, столько ШМАСквичей должно быть в паутине, а реально только ты да я да КФТ, который не балует нашу ветку своими искрометными заметками :(
КФТ
05.06.2008 21:52
Всем ШМАСовцам доброго вечера! 2Paplaka: Пётр! Про учебку я уже всё выложил. Тут напряг память об остальных 1, 5 годах... Скажу так, если писАть мемуар, то получается страниц 10, максимум, каких-то отдельных моментов, причём интересных только самому себе. А остальные воспоминания - это специфика работы. Читаю эту ветку. На душе тепло.
Влад Щерба
08.06.2008 11:53
2 Paplaka:Спасибо за внимание к моему рассказу про "Starfighter". Всё правильно, кроме того, что мой полк называли "фанерным" за его авиатранспортный профиль - 12 типов самолётов и вертолётов! Ни одной боевой машины, за исключением одного АН-12, у которого были стволы в корме. Да один Ту-104-й, на котором вывозили космонавтов на невесомость. Я раньше здесь рассказывал, как и сам разок побывал в шкуре космонавта.
Сам понимаешь, эта техника не очень смотрится в модельках на дембель - воздушные извозчики, одним словом. А рядом стояли, гудели, катались и взлетали такие аппараты - глаз не оторвать! Промышленники из соседнего здания привозили какие-то приборы на наших к своим суперзакрытым и отгороженным: только кабели, как змеи по бетонке вокруг их самолётов. Рядом стояла L-ка Марины Попович - пару раз видел её в офицерской форме - прямая, стройная, как балерина, и улыбка ослепительная. Запомнилось потому, что женщина вообще там, а в форме особенно - редкость.
В связи с этим вспомнил ещё: я служил между 3-годичным и 2-годичным сроком - 2, 5 года. И был у нас один воин - сильно "озабоченный" из 3-годичников. Объявляют приказ, и он с этого дня заладил: вот приеду домой - баб... всех подряд...!!! Альбом, мундир разукрашенный (я сам этого никогда не понимал), сапоги парадные у молодого "принял в подарок".
Когда назначили день отъезда, он решил на радостях сходить в увольнение напоследок. Уже в дембельской форме! И ко времени не вернулся... Пришёл только утром - один погон, без фуражки, ремня, морда лица побитая. Но самое главное - без военного билета! Всё! "Старик", до этого унижавший молодых до уровня половой щётки, которой мастику растирают, просто стал тенью! Его судить не стали - приказ уже был по полку. Но оставили ещё на полгода!("Не пришла замена"). После 3-х лет! Ходил только в наряды - кухня, казарма. К технике не допускали - только посыльным по штабу. Вот так он сходил к ахтубинским бабам. Так и не сказал, к кому...
Леви
08.06.2008 14:03
Gas66
Alles Gute zum Geburtstag und auch schцne Grьsse von Wolfgang
Леви
08.06.2008 14:04
Gas66
Alles Gute zum Geburtstag und auch schoene Gruesse von Wolfgang
КФТ
08.06.2008 14:17
2Влад Щерба: Только сейчас разглядел. Ты служил в Ахтубе? Я с Грошево, если помнишь.
Влад Щерба
08.06.2008 23:25
2 КФТ:Грошево - помню название. Полигон там был вроде. Но точно не знаю, где. Я был в ОТАП, стоянка его была у первой полосы: если лицом к ВПП, то по правую руку.
КФТ
08.06.2008 23:47
Влад! Я был в гарнизоне раз пять. Три раза в сводной роте при всяческих перемещениях, один раз в санчасти, и один раз проездом на ДМБ. Парни из нашего подразделения работали на ВПП, а я с остальными - на полигоне. Был я в тех краях позже чем ты (в 1974-1975 г.г).
Пройдись по ссылке: http://www.testpilot.ru/review ...
Самые лучшие воспоминания.
КФТ
08.06.2008 23:52
Кстати. Одно из самых сильных вспоминаний того времени - это ночной взлёт 25-го.
Самолетчик
09.06.2008 18:45
В году так 76-77 отец служил в Д-Петровске на Кайдаках. Так неподготовленное население по поводу 25-х и ночных полетов звонили в часть с вопросами что это у них за ракетодром. Взлет 25-го это поэзия, отрыв и практически вертикальный набор...
КФТ
09.06.2008 20:36
А пролёт 95-го над головой, метрах в трёхстах-четырёхстах? Гордость и восторг!
КФТ
09.06.2008 21:51
Влад! Попробуй, если откроется и если хватит терпения отыскать:
http://www.esosedi.ru/onmap/v_ ...
Тебя я нашёл. Себя - ещё нет.
Влад Щерба
09.06.2008 22:59
2 КФТ: Спасибо, дорогой! Первый раз увидел свою казарму - первая влево от 1-го КПП -прямо за памятником - самолётом (кажется Ту-104). Метров 150 прямо и справа клуб, стадион. Дальше прямо - лётная столовая. Только теперь она по правую руку. Дальше - до памятника Чкалову и влево - был мой штаб и тут же КДП. А вправо метров 300 - ТЭЧ была и передней стоянка полка. Теперь, смотрю, стоянка транспортников - влево от КДП (или прямо перед штабом полка (если через 30 лет с гаком он ещё там). А на старой стоянке - пусто. Стоят какие-то 3 самолёта на бетонке, один на грунте...
КФТ
10.06.2008 00:41
Влад! Я своё место тоже нашёл. На это ушло в общей сложности часа три. Почему? Да потому что за 33 года там всё изменилось. Вот и получается, что тот мир остался только в памяти. И никто из моих сослуживцев не проявился.
Штурмовик
10.06.2008 10:56
Привет, Механикам! Про МиГ-25 я тоже могу сказать, что зрелеще фееричное. Наблюдал полеты данного типа самолетов в Коломые- там стоял развед полк и летали Миг-25р и в основном ночью. И в лесах под Рязанью(не знаю, что за часть и где расположена)частенько наблюдал ночные полеты на высотах до 2 км.
Ас ночных полетов
10.06.2008 16:20
Господа авиамеханики!

Наши воспоминания еще достаточно свежи, а вот кто вспомнит тех, кто вместе с первыми летчиками создавал Императорский Воздушный Флот, из которого выросли наши доблестные ВВС?

Наша коллекция пополнилась! Историко-архивный отдел раскопал на просторах Рунета несколько интересных фотографий... о тяжелом труде авиамехаников и мотористов в годы Первой мировой войны.

Просим всех "опознать" своих коллег по армейским специализациям:

http://www.strizhi.ru/cgi-bin/ ...
Влад Щерба
11.06.2008 16:23
2 КФТ:Открыл твою ссылку про Ахтубинск. Только после того, как внимательно просмотрел и обнаружил лишнюю точку в конце - после "htm"
Ещё раз спасибо! В МСЧ я тоже там как-то лежал после того, как однажды спрыгнул с плоскости Ил-14-го (что запрещено было НИАСом). Была зима, холодно там, помнишь, до -36 бывает, с ветерком и глиняной пылью! Я лежал на плоскости и извлекал датчик топливомера. Замёрз, окоченел, но греться - это же слезать к рукаву БО-20, а скоро обед! Тут кричат: "На обед!", а у меня последняя гайка... Открутил, и не к стремянке, а на край плоскости, чтоб быстрее своих догнать. Спрыгнул, но застывшие мышцы как-то не сгруппировались, и я свернул позвоночник... Меня вместо обеда - в МСЧ на две недели. Сильно растянул лишь какие-то связки. С одной стороны - к счастью, а до сих пор спина то и дело болит. Не наказали, главное!
Тут я впервые прочёл в "Новом мире" (безотрывно!) "Испытано в небе" М.Галлая. Тогда это читалось, как в "Поле чудес": надо было угадывать, где это было и что. Только намёки: без имён, названий. Но тем и интересней!
КФТ
11.06.2008 17:00
2Влад Щерба: Я в МСЧ был по поводу пломбы коренного зуба. 7 ноября 1974 года решил сходить к древним капонирам. Проходил по нашей бахче и в рытвине нашёл арбуз. Был он размером с футбольный мяч. Ночами уже были заморозки, но без снега. Арбуз завалило шарами перекати-поля, поэтому он не замёрз. Я расколол его прямо об землю. Мякоть была холодная и сладкая. Я дорвался до арбуза и прозевал косточку, которая сломала край зуба. Через какое-то время зуб уже достал, и меня отвезли с оказией в гарнизон. А зима - да! Однако помню точно, как на Новый, 1975 год, мы шли на ужин в столовую, а с неба лил дождь, и на асфальте были лужи. А, так, зимой мы были укомплектованы чёрными длинными куртками и ватными штанами. Штаны почти не одевали, но в куртках - обязательно. Я на приборе работал в перчатках от парадки, так как в рукавицах ничего не сделаешь.
1..121314..3435




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru