Уважаемые коллеги.
Читаю на других ветках рассказы и байки лётчиков-вертолётчиков, авиатехников и трактористов, и так хорошо на сердце становится, просто не передать. А ведь и нам, эртосникам, есть что рассказать друг другу, у нас всяких случаев в жизни было не меньше. Но мне, например, за все мои 59 лет ни разу не приходилось читать ни одной строчки о нашей работе, кроме как в учебниках, технических описаниях и инструкциях. Не знаю, может, это только мне так не везло, но так уж случилось, хотя до сих пор я читаю запоем из-за боязни того, что большая часть моей библиотеки так и останется не прочитанной.
Знаю, что эртосники - народ очень грамотный, интересный и сообразительный, шутки и приколы у них в крови. Всю жизнь с ними провел, и в компаниях развлекаться приходилось, поэтому никогда не забуду, как наши жёны всегда нас ругали за наши бесконечные застольные разговоры об отклоняющих катушках и диаграммах направленности.
Вот я и подумал, почему бы нам не отвлечься от всяких вредных для здоровья тем на форуме Avia.ru и не поговорить о нашей эртосовской жизни, не менее захватывающей, интересной и романтичной, чем у всех других авиаторов. Почему бы не вспомнить разные необычные случаи, они ведь у всех у нас были. А кто как не эртосник лучше всего поймет эротосника? Да и другим наши секреты будут интересны. Ведь мы же о них читаем и с большим удовольствием.
Ну, как? Идёт? Уговорил?
Для затравки могу предложить вот такой реальный случай, имевший место в самом начале моей профессиональной деятельности но объекте РСП в аэропорту Уфа.
Токи Фуко
Когда в нашей аэропортовской столовой появились лёгкие и блестящие алюминиевые тарелочки с гофрированными бортами, богатое техническое воображение наших радиотехников сразу нашло для этой одноразовой посуды много областей применения, не предусмотренных изобретателями. Техническое творчество масс тогда было в самом расцвете, и на самых разных объектах аэропорта можно было увидеть много всяких поделок, в которых удачно использовались пока ещё непревзойдённые характеристики нового материала.
Не отставал от этого повального увлечения и наш сплочённый коллектив объекта РСП (радиолокационной системы посадки самолетов). Поскольку творчество носило коллективный характер, трудно сказать, кто конкретно предложил воплотить в металле конструкцию, ставшую потом шедевром. На него приезжали посмотреть со всего аэропорта, но повторить никто не мог, так как в состав конструкции входили очень дефицитные компоненты, которые применялись только в нашем оборудовании.
Как известно, у истинного радиолокационщика вид вращающейся или сканирующей антенны вызывает в душе резонансные колебания особых струн, настроенных на частоту вращения или сканирования. Поэтому он готов смотреть на такую картину часами, хотя инструкция по технике безопасности черным по белому запрещает ему обращать свой взор на работающую антенну и предписывает надевать в подобных случаях специальный СВЧ-костюм и защитные очки. Надо ли говорить, что все, кто заходили к нам в лабораторию РСП и видели на стенде подсвеченную снизу вращающуюся радиолокационную параболическую антенну, точный уменьшенный макет настоящей, долго и с нескрываемым восхищением не могли глаз от неё отвести, настолько завораживала она воображение.
Когда наступало удовлетворение от увиденного, эмоции плавно переходили в разумное восприятие действительности. Никаких микродвигателей, редукторов и других подобных узлов конструкция не содержала, никаких звуков не издавала, но, тем не менее, антенна медленно вращалась, осматривая окружающее пространство и таинственно поблескивая облучателем и другими узнаваемыми формами. Едва сдерживаемое любопытство заставляло гостя перейти к вопросу, за честный ответ на который когда-то можно было и сгореть на костре:
- Почему же она вертится?
Все с нетерпеньем ждали этого вопроса, а получив его, кто-нибудь из нас небрежно так, не отрываясь от работы, бросал сквозь зубы:
- Да, ерунда, токи Фуко.
- Токи Фуко?! Ты смотри, никогда бы не подумал!
Обычно на этом диалог заканчивался. Самые любопытные знакомились с конструкцией подробнее. А она была очень простой. Основой служил отработавший свой ресурс высоковольтный кенотрон. Вывод его анода был остро заточен, и на этом острие находилась сбалансированная антенна, все элементы которой вырезались ножницами из тех самых одноразовых тарелочек.
От обычного накального трансформатора на лампу подавалось напряжение накала, в результате чего лампа светилась. Форма основания антенны была сделана такой, чтобы легкая конструкция вращалась от слабого потока воздуха, обтекающего снизу вверх нагретую электронную лампу.
Но кому-то из нас пришло в голову объяснить самому первому посетителю, что вращение антенны объясняется возникновением токов Фуко в материале, из которого была изготовлена антенна. А причину возникновения токов Фуко мы объяснили прохождением по цепи накала переменного тока значительной силы. Токи Фуко вызывали появление в пространстве вокруг антенны электромагнитного поля, которое взаимодействовало с магнитным полем Земли и приводило к вращению антенны.
Слухи о необычной конструкции, работающей с использованием токов Фуко, распространились по всему аэропорту очень быстро, служба-то наша тогда называлась службой радионавигации и связи. Не меньше недели мы радушно принимали гостей и показывали чудо новаторской мысли, а когда ехали вечером домой, в автобусе то здесь, то там были слышны разговоры о наших токах Фуко. Счастью нашему не было предела!
Теперь как вспомню обо всем об этом, на душе становится очень тепло и возникает подозрение, что те самые токи Фуко сохранились в ней и продолжают действовать по сей день.