Анониму 09/09/2007 [19:01:56]
Мемуары - не протокол допроса. В них пишут не то, что знают, а то, о чем хотят написать.
Ну, представьте себе, открывает техник Су-24 лючок, а под ним - ничего. Лючки-то от F-111. Или агрегаты Ал-21 станем подгонять под лючки А-111?
Единственное объяснение такого восторга от лючков в том, что сначала копировался внешний вид (издалека), затем детали, если повезет - начинка. Про десятилетиями воспроизводмиые автопилоты, и др авионику не мне вам рассказывать.
Хохма в том, что при проектировании Ту-204 НЕ ПЫТАЛИСЬ воспроизвести 757. Много сил было потрачено на то, чтобы определиться, как должен выглядеть этот самолёт. Пока у меня (на основании изучения доступных источников) сложилось мнение, что Селяков хотел построить широкофюзеляжный двухмоторный аппарат, близкий к А-310, а руководство КБ и министерства хотели поиметь трёхмоторную узкофюзеляжную машину, похожую на ДС-10, но с меньшей дальностью и вместимостью. Победила "дружба" (Селяков ушёл по собственному желанию, самолёт стал узкофюзеляжным, но с двумя моторами по 16, а не с тремя по 14 тонн тяги). Зато получился неплохой самолёт, на момент своего появления не уступавший импортным аналогам. При этом ни о каком копировании речь не шла. Просто схожий технологический уровень при схожести поставленных задач часто обуславливает схожесть решений. Примеров этому в авиастроении - очень много, особенно в боевой авиации. Справедливости ради надо отметить, что так бывает далеко не всегда. Если Ан-72 очень похож на YC-14, то Су-25 от А-10 отличается разительно.
Что же до того, на что были потрачены 10 лет...
Первые 10, как и положено - на создание самолёта. От проработок концепций до воплощения в металл. А вот следующие - на попытку выжить. Вместо того, чтобы нормально испытать и продавать самолёт, КБ выживало. Результат - самолёт успел из нового стать почти старым. Сейчас идёт более-менее нормальная работа над программой, правда, как и раньше, в условиях недостатка средств. Это у КБ Сухого было на чём учиться продавать самолёты, а Туполевцам, увы...