Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Почему трудно найти программистов на Аде?

 ↓ ВНИЗ

1234

рядовой ВВС запаса
19.07.2007 09:59
В американской военной промышленности и авиакосмической промышленности (военной и гражданской) официальный язык программирования (ну или один из них) для бортовых систем - Ada (крайняя редакция 2005). И народ постоянно жалуется, что найти программистов на Аде - огромнейшая проблема, даже в США (в других странах их практически нет). А, собственно... почему? Их что - мало готовят или, пардон, мало им платят, или что? Ну программистов всяких-разных везде не хватает, но почему именно с Адой такая дикая напряженка? Тем более, что американская военная и авиакосмическая промышленность очень даже немаленькая, так что готовили бы Ада-программистов в достаточном количестве и платили бы им достойно, чтобы дефицита не было?

Спасибо за ответы. От винта!
TrapMakeR
19.07.2007 10:09
Потому что никакой пропаганды нет и за компиляторы в основном надо платить.

Может, свойства у языка не те, то есть годится для специализированных задач.
fdo
19.07.2007 10:16
Может, американский авиапром и большой, но рынок бизнес-приложений все равно больше. Поэтому изучать языки, используемые там (Си, Джава и др.) все равно перспективнее.

А на самом деле все еще сложней. Ни один ВУЗ конечного программиста не готовит - любого выпускника все равно нужно минимум год доучивать (насколько я понял, с выпускниками летных училищ та же картина, так что, надеюсь, будет понятно). Поэтому ВУЗы озабочены не там, чтобы выпускник знал что-то в совершенстве, а имел общее представление о том, как программирование устроено в принципе. В частности, нормальный программист - это не "программист на языке таком-то...", номральный программист должен быть в состоянии на любом языке через два часа после начала уметь написать простенькую программку, а через месяц - начать промышленно программировать.

Другой вопрос, а почему программисты не хотят работать на языке Ада. Да вот ровно потому, что используется он только в одном месте. В 20 лет выучить Аду, потом 20 лет проработать в Авиапроме (пусть за хорошие деньги)... А потом случиться какое-нибудь сокращение - и куда он в 40 лет со знанием языка, который нигде не применяется, кроме как там, откуда его только что выперли? Любителей рисковать мало.
pasha7308
19.07.2007 10:18
почему почему... Потому что этого языка акромя как в "американской военной промышленности и авиакосмической промышленности" больше нигде и нет. Где и зачем его изучать, если потом эти знания не применить?
19.07.2007 10:31
Скорее всего потому, что на языке Ада разговаривают в Аду
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 10:32
Интересно... А ведь есть, наверное (думаю, что и немало) людей, фанатично увлеченных одновременно авиацией (космонавтикой) и компьютерами. (Даже на нашем форуме такие есть ;-) ). Вот из таких-то и надо готовить программистов на языке, который кроме как в авиакосмической промышленности больше нигде не используется. ;-)
pasha7308
19.07.2007 10:45
а сколько из этих фанатиков живут в США, чтобы ради работы там начинать заниматься дурью??
pasha7308
19.07.2007 10:49
кстати, вы чувствуете разницу между хорошим программистом и человеком "фанатично увлеченным компьютерами"? в общем случае они имеют мало общего.
19.07.2007 10:49
на языке Ада разговаривают в Аду

Это шутка программистов
fdo
19.07.2007 10:49
рядовой ВВС запаса: А ведь есть, наверное (думаю, что и немало) людей, фанатично увлеченных одновременно авиацией (космонавтикой) и компьютерами

Есть. Но их мало, см Ваш исходный пост.

А вообще-то строить промышленность в расчете на фанатиков - ну, нехнологично как-то... Производство не должно зависеть от чьих-то настроений. Энтузиазм проходит, а работать все равно надо...
fdo
19.07.2007 11:06
pasha7308: кстати, вы чувствуете разницу между хорошим программистом и человеком "фанатично увлеченным компьютерами"? в общем случае они имеют мало общего

Кстати, тоже абсолютно верное замечание!
19.07.2007 11:29
крайняя редакция 2005


если сказать правильным русским языком "последняя" редакция Ада, то она сразу умрет в муках, забрав с собой миллионы человеческих жизней. Как ужасно!!!
На всякий случай надо переименовать повесть в "Крайний дюйм", именовать последний вагон поезда "крайним вагоном", фразу "опять от меня сбежала последняя электричка" тоже поменять, а то поезда перестанут ходить, в очереди "кто последний" не спрашивать, кабы чего в этой очереди не случилось.
Честно говоря уже зае*ли с этим "крайним" применительно ко всему от унитаза до вселенной. Меру тоже знать надо!
SDL
19.07.2007 11:45
Язык Ада пытались применить еще 20 лет назад в
советской оборонке (скорее всего по принципу подражания), но язык в общем-то (по опыту 20 летней
давности) тяжеловат и трудноват. Ассоциации по Аде (в плане гибкости языка) почему-то схожи с фортраном.
Но это не догма, может и склероз.
Калина
19.07.2007 11:48
"номральный программист должен быть в состоянии на любом языке через два часа после начала уметь написать простенькую программку, а через месяц - начать промышленно программировать."

Лет до тридцати я считала, сколько языков программирования мне пришлось освоить.16!А операционных систем, ЭВМ? Язык "Ада"-это один из самых первых языков программирования.Назван в честь первой программистки Ады (фамилию забыла).Приглашайте талантливого программиста с опытом работы лет 10 и все будет лады.Если коллектив программистов есть, то и талантливый выпускник пойдет.Но, только два процента существующих программистов способны самостоятельно решать проблемы.
Jolly Roger
19.07.2007 11:49
Хороших программистов вообще мало. Следовательно, и на Аду остается совсем чуть. Не мэйнстрим, однако. Мышом программу не нарисуешь, буквофф много писать приходится. Опять же, операция ", "(запятая) отсутствует. Не-е-е, не будем на Аде кодить.
Интересно, сколько штук из нынешних "программистов" об этом языке хотя бы слышали?
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 11:54
Аноним:
Честно говоря уже зае*ли с этим "крайним" применительно ко всему от унитаза до вселенной. Меру тоже знать надо!

зае*ли, как ты выражаешься - не ходи на авиафорум, обсуждай каких-нибудь кисок на другом форуме.
Калина
19.07.2007 11:56
программистом и человеком "фанатично увлеченным компьютерами" - это разные профессии.Первый программист-разработчик, второй администратор-системщик.

"Ассоциации по Аде (в плане гибкости языка) почему-то схожи с фортраном."
ADA, ALGOL, FORTRAN, PL/I-это языки одного поколения и структуры у них похожи.

pasha7308
19.07.2007 12:03
2Jolly Roger: ну я слышал. Я даже видел его один раз. В коробке. Для сана. Но ставить не стал ибо на фиг не надо было тогда :-))
19.07.2007 12:05
не совсем в тему, но мене нравится-

Речь Йоды мастера разгадана нами: на Форте старый программер есть он просто...
Евгений
19.07.2007 12:06
Пишу как программист и одновременно увлекающийся авиацией. Сталкивался я по работе с языком Ада. Но нахрена, спрашивается, его осваивать, если я не работаю и не собираюсь работать в аэрокосмической отрасли США?
Чтобы он использовался где-то еще - не слышал.
Pedro
19.07.2007 12:06
pasha7308 верное замечание сделал, вопрос можно считать закрытым.
Slider
19.07.2007 12:08
Гы!!! А у меня дома на полке с лохмато-волосатых годов стоит букварь по соответствующему языку. Пару раз мною даже открытый :) Язык потенциального противника нужно если не знать, то хотя бы чтить :)
TrapMakeR
19.07.2007 12:12
Звездец...
19.07.2007 12:28
зае*ли, как ты выражаешься - не ходи на авиафорум, обсуждай каких-нибудь кисок на другом форуме

уговорили, пойду на другой форум, кисок пообсуждаю. Обещаю не употреблять "моя последняя киска", а то член тут же отвалится или все женщины мира исчезнут.
Я понял: "крайняя плоть" не случайно так называется!!!
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 12:30
Интересно, насчет невостребованности Ада-программистов где-либо еще за пределами авиакосмической и военной промышленности. Но ведь точно так же многие инженерные (конструкторские) специальности в авиации и космонавтике! Ну, допустим, технолог по авиационным материалам еще может найти работу по специальности за пределами авиакосмической промышленности, но, допустим, авиаконструктор? Или оставаться в авиапроме (разве что к конкурентам перейти), или переучиваться очень капитально на другой профиль и фактически начинать карьеру сначала, или уйти на инженерную должность "общего профиля", но тогда придется опуститься очень сильно в профессиональном и научном плане. Но ведь учится же кто-то на авиаконструктора и не боится, что не так много мест, где он сможет работать именно по специальности!
Jolly Roger
19.07.2007 12:34
2 Калина: Можно проследить некие родственные связи между Algol'ом и Ada, но сравнивать Ada с FORTRAN - это явный перебор. Общего у них только то, что оба языки програмирования. PL/1 - это вообще отдельная песТня ;)
2 Slider: И это правильно, товарищ!(с) ;))))
19.07.2007 12:41
Проблема решается гораздо проще.
Берется молодой грамотный боец, с ним заключается контракт и компания инвестирует в него деньги на обучение в учебном заведении с выбранной специализацией (та же АДА). Человек учиться за счет конторы, проходит стажировку у себя на предприятии и вот им готовый специалист врубающийся в специфику своего предприятия.
А то, что жадный работодатель (в штатах они такие же как везде)хочет получить специалиста на блюдечке с голубой каемочкой - так это его личные половые проблемы. Нет специалистов на рынке, готовь сам их для себя.
Irek
19.07.2007 13:01
для Аноним

+++
Pedro
19.07.2007 14:22
Аноним, вы, видимо, не очень представляете специфику рынка труда и вообще работы компаний подобных в Штатах.
Из 10 подготовленных таким образом людей 5 уйдут сразу, 5 - до окончания проекта, где эти знания нужны.
Рисковать можно, это делают, но немногие.
А вообще, в ADA learning curve такая, что продуктивно работающего за неделю не подготовить, ну никак.
fdo
19.07.2007 14:25
Аноним: Берется молодой грамотный боец

Откуда это он такой берется? Молодой с пальцами нарастопырку - это пожалуйста, в любом ПТУ. А чтобы реально грамотный - это искать и искать. Причем учтите, вы не одни его ищете.

И еще. "Компания инвестирует е него деньги на обучение в учебном заведении с выбраной специализацией (та же АДА)..." А назовите мне хоть один ВУЗ в стране, где можно учиться по специализации АДА. Слабо? Мне слабо, без вопросов. Я уже не говорю о том, что для ВУЗа учить одного такого - бессмысленно. Чтобы открыть специализацию, ВУЗ должен знать, что таких найдется как минимум 25 человек, причем ежегодно. Так что проблема, описанная в исходном посте - реальная, и наскоком не решается...

2Калина:
Не стоит вести "священные войны программистов" на авиафоруме. А то бы я, конечно высказался насчет "структуры у них похожи" :-)
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 14:37
Pedro, а почему бы обучение по контракту не сделать, как это частенько практикуется по крайней мере в России? Иди на любые курсы супер-пупер (не только нужные для выполнения служебных обязанностей, но даже и "для души"), и всё за счет фирмы, но при этом обязан отработать, допустим, не менее 5 лет. Увольняешься по собственному или увольняют за нарушение дисциплины или несоответствие квалификации - плату за обучение возвращаешь фирме. Причем стоимость такая выставляется, что мало не покажется - изначально за свой счет оплатить было бы гораздо дешевле, а тут натекают еще всякие штрафы, пени, неустойки, проценты и пр. Главное, всё законно. У меня многие знакомые учатся или учились за счет фирмы не только на курсах, но даже и в университете [!!!] именно на таких условиях.
Вячеслав - старый программист
19.07.2007 14:47
Эх, былое!
Язык - отличный.
Кстати, Оракловый PL/SQL с него слизан (еще и поэтому система надежностью славится).
А Гейтсы всякие своими деньгами поделки вроде Сей приплюснутых продвинули.
Они-то понимают, что если продукт работает без сбоев, то много денег на нем не наживешь.
19.07.2007 14:50
Вообще то ВУЗ дает основу, базу так сказать. А непосредственно продукту можно учить и на предприятии.

Грамотных бойцов хватает, только вот никто не хочет брать на себя гемморой с доводкой данных бойцов до кондиции. Дословно слова одного директора "... не буду я их учить, а то научатся и уйдут туда где больше платят..." А потом крики по всему инету где взять... (пилотов, программистов, технарей...).

Вы хотите сказать, что при грамотной постановке вопроса нельзя скажем найти 20 человек и отучить их за счет предприятия? Если грамотно оформить кредит на учебу, никуда они не денутся. ТОлько вот зачастую отучив сотрудника контора начинает относиться к нему как к рабу. Вот он и бежит оттуда куда глаза глядят.
Калина
19.07.2007 14:55
2Калина:
Не стоит вести "священные войны программистов" на авиафоруме. А то бы я, конечно высказался насчет "структуры у них похожи" :-)

На всех языках кроме АДА я писала проекты.И знаю, что говорю.
Pedro
19.07.2007 14:56
рядовой ВВС запаса, теоретически можно, практически - надо чтобы нашлись ценные кадры, согласные на "обязан отработать, допустим, не менее 5 лет", плюс что будет у компани потребность в них. Через 5 лет-то.
В реальной жизни персонал нужен "вчера".

К слову - читаю иногда курсы "там" по технологии столь же нишевой, как и проекты, где по требованиям - разработка на АДА. Всего 2К на нос тратят работодатели не очень охотно, скажем так. В том числе и потому, что курс не гарантирует продуктивной работы после него, он всего лишь создает предпосылки.
19.07.2007 14:59
Вячеслав - старый программист:
бред. Во-первых, при чем тут гейтс? он (да будет вам известно) реализовал только бэйсик и ничего более.
Тогда уж Страуструпа винить нужно.
А если речь идет о МС Visual C++, то плюсы стали самым популярным языком задолго до появления этого продукта.
Что касается ады - правда в том, что нигде кроме американской военки этот язык не используется. Так что его учат только те, кто точно знает, что пойдет потом работать на МО США.
А вообще Ада - интересный язык. Позволяет, вообще говоря, организовать действительно настоящие параллельные вычисления, например.
Саша
19.07.2007 15:01
А что в нем хорошего, древний как гавно мамонта. скоро вымрет совсем.
Есть С++ для программ, есть матлаб для математики. Есть еще много скриптовых языков более высокого уровня.
Чем ада лучше? зачем на нем писать?
19.07.2007 15:02
Вообще то ВУЗ дает основу, базу так сказать. А непосредственно продукту можно учить и на предприятии.

Грамотных бойцов хватает, только вот никто не хочет брать на себя гемморой с доводкой данных бойцов до кондиции. Дословно слова одного директора "... не буду я их учить, а то научатся и уйдут туда где больше платят..." А потом крики по всему инету где взять... (пилотов, программистов, технарей...).

Вы хотите сказать, что при грамотной постановке вопроса нельзя скажем найти 20 человек и отучить их за счет предприятия? Если грамотно оформить кредит на учебу, никуда они не денутся. ТОлько вот зачастую отучив сотрудника контора начинает относиться к нему как к рабу. Вот он и бежит оттуда куда глаза глядят.
Pedro
19.07.2007 15:06
Аноним, вопрос начальный был про проблему в США. А вы про СССР все "жарите".
Pedro
19.07.2007 15:09
Саша, поищите, что ли, в Гугле "Why Ada" для самообразования.
19.07.2007 15:09
Вы почитайте как его "создавали" - объявили тендер, к сроку сделали 5 проектов, один отбросили остальным дали грант на доработку, к сроку успел один - его и приняли как стандарт волевым решением. После этого ещё раз прочтите Ada Programmers Guide.
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 15:50
fdo:
Не стоит вести "священные войны программистов" на авиафоруме.



Поскольку вопрос имеет прямое отношение к тематике форума - авиации и космонавтике - значит, можно. ;-) Обыкновенный технический спор, временами очень жаркий, как ведём мы технические споры (тоже временами весьма жаркие) насчет того, два или три винта должно быть вот здесь в самолёте? Ну и тут то же самое, только более виртуальное, но не менее авиационное и космическое. :-)))

Так что... пусть народ высказывается. От винта!
TrapMakeR
19.07.2007 16:12
Ещё раз прочитайте первый ответ. Напишите пару полезных
приложений и распространите их. Откройте исходники этих
приложений. Напишите документацию с простыми примерами.
Организуйте форум. Закажите рекламу. Как Sun Microsystems
с Явой. Покажите всем, что язык жив и что с ним можно
делать. Как он обрабатывает базы данных, графику,
пространство и звук. Расскажите, как будете улучшать API.
Тогда им заинтересуются.
fdo
19.07.2007 16:16
рядовой ВВС запаса: пусть народ высказывается. От винта!

Пусть, конечно! :-) Я же не сказал "нельзя", я только подумал, что "не стоит". И вообще там смайлик стоял.

А вот насчет Вашего "Иди на любые курсы супер-пупер" - тут без шуток. Собственно, я все время пытаюсь ответить на Ваш изначальный вопрос, почему не готовят специалистов по Аде, но как-то все не получается донести... Дело не в Аде, дело в системе подготовки. Назовите мне хоть одни супер-пупер курсы по языку Ада! Нету. Да Вы же сами и пишите, что нету, с этого ведь и ветка началась.

Так вот. Для того, чтобы курсы появились, одного желания мало.

Все дело в экономике образовательной отрасли. Для того, чтобы такие курсы существовали, нужно:
1. Чтобы были желающие заниматься, причем много, регулярно, и они должны быть платежеспособными.
2. Чтобы были преподаватели! А их где взять? Нормальный преподаватель - это преподаватель с опытом работы на том, что он преподает, а где этот опыт можно приобрести?

Поэтому нигде и не учат. И не будут! Для того, чтобы система образования зашевелилась, нужно, чтобы появился _МАССОВЫЙ_ спрос на эти образовательные услуги. А раз массового нет, то расчитывать на то, что появятся курсы, куда мы пошлем парнишку и там его нам выучат без усилий с нашей стороны - бессмысленно.

Так что вся надежда на систему образования, которая сложилась сейчас: мы приготовим программиста с общим пониманием предметной области, а уж конкретный язык (в нашем случае - Ада), пусть учит сам. Но сам учить тоже мало кто хочет - о причинах я уже писал. Отсюда и дефицит кадров.

рядовой ВВС запаса
19.07.2007 16:47
Может, американцам стОит отказаться от Ады в пользу, так сказать, "нормальных" (популярных) языков? Фиг с ней, с этой якобы супер-пупер надёжностью Ады. Можно же писать надёжные программы, например, на "авантюрных" C/C++. Делается так: вводятся фирменные стандарты написания кода в зависимости от специфики фирмы (программируемых задач) методом запрещения использования тех или иных синтаксических конструкций, типов данных, функций и т.д. Например, запрещено использовать:

- Оператор GOTO или его аналог - для структурированности программы.
- Множественное наследование, хоть это и крутая вещь - для древовидности структуры классов.
- В объектно-ориентированном языке - "висячие" функции (не входящие ни в один класс) - пусть программа будет 100% объектно-ориентированной.
- Прямое обращение к памяти, регистрам, оборудованию.
- Синтаксические конструкции, типы данных, функции, классы и пр., помеченные в документации как obsolete - устаревшие.
- Тип данных, например, float - пусть используют double для необходимой точности.
- Явное приведение типов - незачем обманывать компилятор, надо все манёвры делать в явном виде и до конца.

Ну и в таком духе, в зависимости от ситуации. Можно даже указатели запретить в ряде случаев, а данные в память передавать только через параметры и методом копирования. Сделав такую "выжимку" из C++, на мой взгляд, вполне можно сделать из "авантюрного" C++ такое же супернадёжное подмножество, как и Ада. И проблема с программистами не будет такой напряженной - благо, на C/C++ их достаточно. ;-)

Ну как рацуха?
TrapMakeR
19.07.2007 16:58
А теперь переделайте компиляторы под рацуху.
fdo
19.07.2007 17:02
рядовой ВВС запаса: Может, американцам стОит отказаться от Ады в пользу, так сказать, "нормальных" (популярных) языков

А это сильно зависит от того, сколько и чего уже наработали. Начать с какого-то момента писать на новом языке не трудно, но старые продукты все равно ведь нужно поддерживать. Их ведь за день не перепишешь (и за год!). Так что смена языка, скорее всего, не снимет проблему дефицита кадров. Более того, некоторое немаленькое время придется содержать и новых и старых.

Помните, какой был шухер, когда прогнозировали проблему 2000 года? Как тогда всем срочно потребовались программисты на КОБОЛе? Вот и тут что-то такое же...

Дело всегда в деньгах, а не в технике. А деньги американцы (так принято думать) считать умеют. Раз не переходят - значит, не стОит оно того.
fdo
19.07.2007 17:06
2TrapMakeR

А зачем переделывать компиляторы? Вывесили правила на стене, пару раз штрафанули нарушителей... Я, конечно, утрирую, но суть, надеюсь, понятна. Нет, проблема реализации предложения рядового ВВС запаса не в этом.
19.07.2007 17:14
рядовой ВВС запаса:

Ну, допустим, технолог по авиационным материалам еще может найти работу по специальности за пределами авиакосмической промышленности, но, допустим, авиаконструктор?



как минимум - команды формулы 1 берут на работу авиаконструкторов. в западной авиационной прессе есть регулярно обьявы команд Ф1 о наборе прочнистов, аэродинамиков и прочих авиа-инженеров.
рядовой ВВС запаса
19.07.2007 17:19
fdo абсолютно прав!!! Ну в наших же некоторых фирмах вводятся корпоративные стандарты написания кода на СТАНДАРТНЫХ компиляторах. Именно ограничения использования того или иного. GOTO уж точно. :-)))

Кстати, чтобы проконтролировать (не вручную) соблюдение этих требований, совсем нетрудно написать прогу, которая будет делать синтаксический разбор исходников (в данном случае совсем несложный). Парсеры (гораздо более сложные, с ПОЛНЫМ разбором исходного кода и кодогенерацией) даже студентов-программистов писать учат!
1234




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru