Увидел в интернете интересные кадры под названием "Самые экстремальные площадки в горах". И, вспомнил один случай, почти экстремальный:)
Я о нем рассказывал как-то, на форуме.
Мы отработали в Южном Казахстане с "Авиалесоохраной" почти саннорму и, шли домой. В Чимкенте была ночевка уж не помню по какой причине. Не исключено, что попросили остаться. А утром приехало высокое начальство от "Авиалесоохраны" ЮКО и из местных чиновников, и попросили свозить их "облетать в горах район для каких-то целей". Показали на моей карте точку, в глубоком ущелье. Измерил линейкой: это примерно в 160-180 км от Чимкента. Прикинул: туда-назад через горы выше 2.5х тысяч, там полетать, да назад прийти и, заправили машину полностью.
Думал, что приехавшие проводят пару человек, а остальные уедут, но, уселись все, причем минуя контроль, так как черный лимузин тех времен - "Чайка", подъехал прямо к вертолёту. Дал список пассажиров и попросил переписать всех. А мой представитель «заказчика», отказался оставаться, т.к. и заявку он подписал, и платить будет "Авиалесоохрана".
Получилось: 7 человек, полная заправка и, под 30 с утра. Машина была хорошая, взлетная полоса в Чимкенте длинная: пока дойдем до перевала - спалим литров 250-350 если не больше, да там по-барражируем - считаю в уме килограммы. Прорвемся однако.
С трудом, но взлетели "по самолетному" и, пошли в район работ, на юго-юго-восток. Прошли г.Ленгер траверзом. Склон впереди стал по-круче уходить вверх, чем я предполагал. Пришлось ставить номинал и засекать время.
Идем в наборе, к перевалу, в точку которую наметили на карте. Вижу, что вертикальная скорость набора высоты не дает уложиться хотя бы в сто метров над ровным пока, склоном гор. Делаю небольшой отворот, пытаясь идти в наборе зигзагами, и чтобы не уклоняться далеко от намеченной точки. Увеличиваю режим на процент-полтора. Вроде получается, но с трудом – тяжело вертушке: полна коробочка, плюс высота растет, а температура не уменьшается. Когда наскребли таки две с копейками тысячи, режим пришлось ещё увеличить, что позволяет РЛЭ.
Идём час. Надо охлаждать движок….
Становлюсь в круг на одной высоте, отвернув от склона влево. Мои пассажиры закачались, крича что-то друг-другу. Потом мне записку передали: в чем дело? Я летнабу сидящему сзади-слева, у меня за спиной за стойкой, кричу: объясни, что нужно пять минут походить на пониженном режиме по техническим требованиям.
Вижу в стеклах приборов: кивают головами успокоено друг-другу, перекрикиваясь.
Ну и ладно. Походили сколько надо, беру курс на точку и снова ставлю номинал движкам, плюс, - процент-другой. Не-а, не укладываемся.... Прогрело гору солнышком, температура на высоте подросла, и не идёт так быстро как надо бы, вверх, машина, на номинале. До перевала около двухсот-трехсот метров осталось, «на глазок». Ставлю взлётный режим и пробую идти прямо на намеченную точку, благо – ровный, ярко-зеленый склон без скал и камней, под нами. Вроде получается, вертикальная скорость набора под пять метров в секунду, но истинная высота - хоть и очень медленно, уменьшается. Чуток отворачиваю влево, чтобы "истинная" не падала и, через несколько минут, наконец-то открылось огромное и глубокое ущелье. Выдыхаю облегченно, перевожу движки на пониженный режим.
Меня толкают в плечо, показывая вниз, в ущелье, чуть правее линии по которой шли. Перевожу машину на снижение режимом, ещё не подозревая «что нас ждет впереди».
Уже прошли две тысячи, и мы идем, снижаясь, вдоль ущелья, по южной стороне. Вдруг зашубутились мои пассажиры и «главный» сидящий рядом, справа прокричал: вон, впереди-справа село на склоне. Там, нужно сесть.
Основной бак ещё не пошел, хотя по повышенному режиму работы движков и времени - пора бы. Подхожу поближе к селу и вижу, что оно ютится на выдвигающемся от склона уступе, длиной метров сто и шириной не больше тридцати-сорока. Похоже, что, кроме широкой тропинки с нашей стороны длиной метров тридцать, сесть-то больше, и не-ку-да…. Недоуменно глянул на своего «рукойводящего».
Говорили ведь «облет будет?!». Твою дивизию… Это на МТВ-шке, да импортных шустрых и мощных вертушках можно сейчас повыеживаться, а на моей «Чите-Грите» - лучше перебдеть – чем недоспать - как говорится. Послать их, что ли? Ну блин, кудесники! Знал бы, высадил бы всех кроме главного.
Ладно. Пройду – ещё посмотрю. Может приткнемся все-таки, где-нибудь. Прохожу над селом, рассматриваю уступ. Мд-аа. С таким весом и на высоте около двух тысяч, невозможно сесть, не выходя на «воздушную подушку» и без короткого пробега. Кроме уступа горы с тропинкой, уходящей в село на нём - ничего подходящего, в радиусе пять-шесть км, нет. Разве что на дно ущелья их высадить, пузатиков?
Так. Если аккуратно и плавненько, то вроде должны умоститься, с западным курсом, на тропинку-то. Только, винт над низкими постройками слева по склону, будет вращаться. Справа - невысокие камни, да впереди будка какая-то. За ней, невысокие глинобитные домишки курят в чистое небушко, сизым светлым дымком из коротких труб. Наверно курятники слева – думаю - видя небольшие оградки возле построек. «Вот курей нам в винт, только и не хватает» - хмурюсь и прикусываю губу. Прошел ещё раз над селом, никто не вылетает из дощатых построек слева, как обычно бывает. Уже хорошо. Развернулся над ущельем, «нюхая» ветер: ХЗ, есть ли он вообще - ни дымов, ни пыльных вихрей нет, но судя по поведению машины после разворота на 180, есть, и сейчас, нам в хвост.
По плечу нетерпеливо хлопают: садись уже быстрее! Отошел подальше и стал подходить плавно, чтобы выйти в начале площадки, на «подушку».
Есть: тропинка стала быстро приближаться, снизу-вверх. Режим – близкий к взлётному. Пока, летим, - и вертолет послушен рулям и не тащит его никуда…
Шасси коснулись тропинки, захрустев камешками. Активно торможу несущим винтом и тормозами, потому как скорость приземления великовата, а постройки - вот они.
Успели остановиться! Хорошо, что сели на каменистую тропинку, а не на траву – там, пошли бы юзом на этой скорости. Всё-таки, высота своё берет….
Остужаю движки и кричу летнабу, чтобы контролировал хвост, пока винты крутятся, да чтобы проводил пассажиров, вперед, по ходу.
Он чётко выпустил людей и отогнал пацанву, вырастающую из-под колес шасси, со склона, пока винты не остановились. Хорошо всё-таки, что взял его с собой. Без него тут было бы туго. А летнаб – опытный, и мне, хороший помощник.
Любопытные глазенки и носы, тыкаются в боковые и нижние блистеры. Сдвинув свой, спрашиваю «как называется село». Вижу, что мой язык для ребятишек - незнаком. Пытаюсь вспомнить слова на казахском, и кое-как выясняю название. Мда-а. На карте, его нет. То место где мы сейчас стоим, недалеко от северной периферии границы Казахстана с Узбекистаном, однако.
Ждали своих пассажиров где-то часа полтора. За это время, выйдя из вертушки, стал примеряться "куда и как взлетать". «Старт» остается односторонним – с тем же курсом, что и садились. Ветерок хоть и слабый, но устойчивый и «в лоб». Похоже, без «доработки одного курятника», не обойтись. Тогда, мы сможем с переднего колеса пройти метров десять вперед, и потом, вильнув влево - вниз по склону, между «курятниками» и домиками, разгонять дальше скорость. Подошедшему пассажиру - объясняем просьбу. Не прошло и двадцати минут, как всё было сделано.
Подошли пассажиры, привели ещё одного. Говорю главному: И куда он сядет? Места-то, нет с ремнями. Да и я сюда, второй раз, садиться не буду. Или оставляйте здесь одного из своих, или этого, новенького.
«Главный пассажир» скорчил недовольную мину и спросил: А если не будем возвращаться?
- «Попробую» - отвечаю. Если не получается – махну вам рукой. Тогда пусть выходит и сразу спускается вниз от вертолета.
- «Хорошо» - кивает.
Уселся поудобнее и проведя ладонями по лицу совершая обряд по обычаю мусульман, сказал негромко: полетели! Я попросил пассажира, сидевшего сзади, «объяснить всем зевакам - куда отойти». Люди выслушали его, и послушно ушли. Пока запускал движки, видел, что отовсюду торчали только головы любопытных мальчишек.
- «Ну что ж, взлетаем!» – показал рукой «главному».
Кивает: «Хорошо».
Пробую повисеть. Висит, машинка, на на десятке-другом, сантиметров. При попытке брать шаг, обороты винта начинают падать.
Кричу соседу: «Пусть остаётся. Взлетаем».
Он улыбнулся обрадованно - видно обещал новенькому - и кивнул мне головой: «Давай мол!» Правда, когда вертушка вздыбила хвост и встав на переднее колесо понеслась вперед, а потом, вильнув влево, «поехала так же, держа хвост трубой», вниз по крутому склону – откинулся назад, закрыл глаза и уперся ногами в перегородку между лобовым стеклом и нижним блистером, крепко держась руками, за сиденье.
- «Бывает с непривычки» – улыбаюсь мысленно. И я, будучи курсантиком, втягивал голову в плечи, на первых, сверхэнергичных взлетах по вертолетному, моего молодого и резкого инструктора….
Отошли мы от горы, набрав в падении вниз, скорость. На вопрос «куда идем», «главный» открыл глаза, махнул рукой вдоль ущелья, и крикнул: пройдем немного, посмотрю дорогу сюда и, … домой.
Мы, так и сделали….
Да, Эдуард Алексеевич, хорошо бы оживить нашу веточку, которую "Пилот" завел много лет назад, не подозревая, как она будет нужна людям. Может быть и примкнут все желающие, и не обязательно уж, совсем деды. Всем нам, места хватит, в "чайхане":)
2Variant:
Условность исправляется временем:) Так что присоединяйтесь к беседе, если будет желание и не стесняйтесь. Здесь, коллеги стараются уважительно и бережно относиться друг к другу. Бывают конечно, иногда, резкие высказывания. Но стараемся тут же извиниться, понимая, что нервы надо беречь - и
свои и чужие.