Виктору, с ногами вроде бы все нормально, а вот с головой...
Наталья
28.11.2007 21:44
Просто Судан.
Здесь говорят: Big country, big problems (большая страна, большие проблемы). Действительно страна очень большая. И хотя учительница по географии много лет назад поставила мне пятерку за африканский континент, она явно переоценила мои знания. Нужно было преодолеть несколько тысяч километров, чтобы понять, что Судан в 4, 5 раза больше Франции! Что касается проблем, этого "добра" здесь хватает.
Первая проблема - этой война. Гражданская война в Судане, которая продолжалась 21 год, потихонечку тлеет, нет, да и полыхнет беспорядками, как это было в Дарфуре. Сегодня никому не нужно объяснять, какие несчастья несет война гражданскому населению: нет продовольствия, воды, электричества, много чего нет.
Вторая проблема, как это не странно связана с нефтью. В Судане обнаружены огромные запасы нефти (только через Порт-Судан собираются транспортировать до 100000 млн. баррелей ежедневно). Проблема заключается в том, как эту нефть поделить, чтобы никого не обидеть?
Третья проблема - малярия. Ежегодно по всему миру 500 млн. случаев заболевания малярией, из них 90% приходится на южную Сахару. В год от малярии умирает до 1 млн. человек, в основном, дети. Представьте себе, что каждые 30 секунд умирает ребенок. Ученые бьются над разработкой вакцины, однако появится она не раньше 2010 г. Основным носителем малярии являются комары. Значит нужно бороться с комарами! Наши шутят: малярия - это судьба.
Четвертая проблема - жара. В этом году в температура превышала отметку 50ºС - без комментариев.
Вот в таких условиях работает Миссия ООН, Миссия Африканских государств и ряд других общественных организаций, в рамках которых принимают участие и наши авиаторы. Кроме наших, работают украинцы, болгары, бельгийцы, австралийцы, юаровцы (почему-то все они очень похожи на футболиста Бута из "Крыльев", такие же мощные и основательные):
Основные направления работы два: от Хартума на запад и на юг, здесь наибольшие трудности. В основном летают наши самолеты Ил-76, Ан-12, из западных С-130, В737, DHC-8, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТВ, Ми-8Т, "Супер Пума", Bell206... Аэродромы: Хартум, Эль-Обейд, Эль-Фашер, Кадугли, Джуба, Кутум, Румбек, Ньяла, Малокаль и др. Основные площадки базирования небольшие, отсюда скученность. Когда на небольшом пятачке на загрузку собираются друг за другом пять самолетов (как 'слоны на водопой'), вероятнее всего повреждения на земле: столкновения самолетов и вертолетов на рулении, с препятствиями. Одним словом, нужна максимальная концентрация от экипажа и от встречающих на земле. Стало хорошей традицией, когда интернациональные экипажи помогают друг другу. Наличие на площадках большого количества щебенки, ведет к повреждению от впереди рулящего ЛА. Щебень словно снаряды и пушки бьет все подряд: стекла, фары, фюзеляж, людей.
Интенсивность полетов переменная, зависит от руководства миссии. Летают самолеты и вертолеты без выходных, за исключением 2-3 дня в месяц на техническое обслуживание. Максимальный налет Ил-76 доходит до 180 часов в месяц. У вертолетов поменьше, за месяц Ми-8 может налетать 100 часов, Ми-26 - 70 часов. А бывают месяцы, когда вообще нет налета, поэтому в среднем по 40-50 часов в месяц, соответственно Ми-26 и Ми-8.
Условия работы очень тяжелые, все время жарко, особенно после обеда, наступает такое марево, что в голове туман, без перчаток можно руки обжечь о капоты. Поэтому лучше начинать пораньше с 5.00 и до обеда 13.00-14.00, если работы очень много, можно прихватить и вечерние часы 17.00-18.00. Дальше все закрывается, и на аэродроме никого.
Керосин неплохого качества, масла все с собой из России. Снабжение запасными частями - сплошной клубок проблем: проблема пройти таможню в России, проблема растаможить в Судане, проблема разгрузить, проблема перевезти, проблема заменить, загрузить, отправить обратно, и, наконец, растаможить уже дома. Порой агрегат не стоит того, чтобы с ним так мучаться. Трудно с техническим обслуживанием, любой шаг дается с большим трудом, все время слышно одно и тоже слово - tomorrow (кормят завтраками).
Кругом песок красного цвета, растительность небольшая, в основном, колючки. На юге нужно быть повнимательнее много варанов, змей и прочей 'гадости', много мух, жуков, как правило, укус вызывает у европейцев сильное раздражение. Зато воздух в Судане чистый (предприятий нет). Однако при выруливании поднимается такой столб песка и пыли, что не знаешь, где бы спрятаться, очень жалко двигатели. Основная причина досрочного съема попадание посторонних предметов.
В Судане авиационная техника испытывает особые нагрузки еще из-за того, что продолжительность полетов небольшая, сплошные взлет посадки. В основном наша авиация применяется для перевозки грузов двумя способами: посадочным и беспосадочным, так называемым 'дроперовским' (от английского to drop). Грузы упаковываются в несколько мешков, чтобы не порвались в момент удара о землю, и сбрасываются на скорости 300 км/ч с высоты 300 м. В день таких рейсов несколько: сброс - загрузка, сброс - загрузка:
На аэродроме всем заправляет airops из состава ООН (британцы, индусы, норвежцы, заирцы и т.д.). Основной язык - английский, поэтому кто собирается работать за границей, учитесь разговаривать.
Размещение. Проживание в средней гостинице от 40 до 100 долларов, на вилле 20 долларов за ночлег, питание либо сами готовите, либо в столовой на вилле завтрак, обед и ужин - 30 долларов, есть места где экипажи живут в палатках. В палатках тяжело.
Часто отключают свет, даже в столице практически ежедневно по несколько часов, нужно быть готовым к работе и в таких условиях. Средства связи обычные: мобильный телефон, интернет, есть переговорные пункты, можно позвонить домой 1 минута стоит от 100 до 300 динар (100 долларов = 23500-24000 динар). Продукты на рынке или в магазине как обычно: полуфабрикаты, хлеб (белый), овощи, фрукты, из мяса - куры, баранина, все по доступным ценам. Конечно, это не дом. Солененькое (селедка, килька) нужно везти из России, как прочем и водку, которая необходима с точки зрения дезинфекции желудка. Одежда обычная комбинезон, шорты, легкие рубахи, майки, головной убор (шляпа, бейсболка) обязательно, хорошие солнечные очки, чтобы не испортить глаза, сандали, кроссовки. Хорошо, что здесь не воруют, но багаж потерять могут, поэтому особенно ценное лучше брать с собой.
Сергей К.
29.11.2007 10:02
Всем, здавствуйте!!!
Viktor: К величайшему сожалению, не всё так просто в нашем "королевстве". Дима поехал искать лучшую долю и пенсию на северА. Пусть у него всё сложится и приумножится. Пришло время принятия решения. И он, я так думаю, принял грамотное. Отвальную выполнил в лучших традициях ГВФ и ВВС!
АНЗ: Пиветы передал. Володя Ч., узнав, что можно вот так просто обчаться через интернет, на проводах Димы провозгласил о том, в ближайшем будущем, непременно подключится к этому продвинутому способу связи.
Наталья: Спасибо за интереснейшие наблюдения! Читаю, и складывается такое впечатление, как будто со мной это уже, когда-то, было. Очень здорово и, главное, в плане передачи опыта, всё доступно и открыто написано.
Звиняйте, хлопцi! Опять, временно убываю со связи, к любимой тётушке на юбилей. "Золотая свадьба" бывает раз в жизни.
С превеликим уважением к вертолётному сообществу, Сергей К.
Viktor
29.11.2007 11:45
Ап!
Viktor
29.11.2007 11:46
Привет ВАМ, ДРУЗЬЯ ! Хоть мы и подсыхаем потихоньку, но всё-равно, чувствуется, что не засохнем окончательно =:о)
2Наталья:
Однозначно, есть талант рассказчика и умение сжато донести суть. Присоединяюсь к Сергею К.- и мне понравилось твоё неторопливое повествование, которое можно назвать "Заметки неафриканца" \:о)
Надеюсь, услышим ещё.
Ждём....
Сергею К.
Привет, Серёжа !
Дима правильно сделал, что не стал ждать "у моря погоды" - так он быстрее найдёт выход из положения и даст Бог, налетает и оформит долгожданную пенсию. А там глядишь, понравится и будет дальше бороздить просторы, почему нет ?!
:)
Спасибо, что не забываешь НАС, Серёжа.
Ждём тебя всегда на НАШЕЙ волне. Удачи и безаварийной работы тебе, друже ! =:о)
Вертолётчик
29.11.2007 17:22
Всем привет!
Извиняюсь за двухнедельное отсутствие дела-с.
Полчаса потратил на читку написанного за это время. Наталья своими рассказами о Судане разбередил душу. Хочу поведать о том, как в своё время пришлось добираться в эти весёлые места.
Ил-76, загруженный под завязку разобраным вертолётом и запчастями, изнутри оказался совсем не таким привлекательным, как снаружи. Расстояние от груза до бортов было не более полуметра. Даже откидные скамейки откидываться не желали. Чёрт возьми, а как же лететь то. Не ближний свет ведь!
Пока грузились, то да сё, уже стемнело. Погранцы и таможня, окружавшие наш "грузовик", с удивлением разглядывали разношёрстную толпу из 15ти человек. одетую на 10ти градусном морозе в кожаны и кепки. Возвращаться планировали в мае, поэтому тепло одеваться посчитали излишним.
В чреве 76го, как в трюме сухогруза было темно и неуютно. Закуску и всё остальное разложили на каком-то ящике. Ну что ж, жить можно.
Заспаный бортоператор показал, как наливается чай, где находятся подносы с едой (за 9 часов полёта кормить должны были два раза) и пошел досыпать.
Запустились. Разлили по первой за запуск. Самолёт дёрнулся. По второй за руление. И далее за отрыв, за первый разворот, за набор эшелона. Вагон оказался для курящих. Сонный бортоператор был не против.
Потихоньку стали располагаться на ночлег. Удалось откинуть одну скамейку и, скрючившись, кое как устроиться на ней. Покимарив таким образом часов 5, окончательно решил, что Ил-76 далёк по комфорту от Ми-2 и пошёл прогуляться между ящиков. Туалет почему-то был закрыт. От безделья спустился к штурману. Кабина у него огро-о-омная и обзор будь здоров! Как раз пролетали береговую черту с каким-то аэропортом на побережье.
- Порт-Судан. - пояснил штурман. - Скоро будем на месте.
Остаток пути просидел у гостеприимного лоцмана.
Снижаемся. Пейзаж под крылом не впечатляет. Пустыня. Нил. Полоса. Вж-ж-жик. - колёса лизнули бетонку.
- Заруливать будем на военный перрон. Хорошо! - говорит мне штурман.
- А чего хорошего? - спрашиваю.
- Там таможни не будет, водка ваша в целости останется. - подмигивает опытный авиатор.
В Судане сухой закон На свой страх и риск мы взяли с собой две коробки спиртного. Не прогадали.
Открылась дверь, в салон дохнуло жарой. +30. Не май месяц. Ноябрь однако.
На перроне "Геркулесы", "Пумы" и правительственный "Фалькон". Среди этой зарубежной экзотики грозно смотрит на мироздание Ми-24 с опознавательными знаками Суданских ВВС.
Ну, добрались, слава Богу! Впереди сборка вертолётов, их облёт, прогулка по Нилу, покупка "чумки" (местного самогона), один день в Хартумской тюрьме за нарушение паспортного режима, неожиданое знакомство с русскоговорящими неграми, Курение кальяна, кидалово с работой и прочие приключения.
Пробыв в Судане полтора месяца, я влюбился в эту страну, и кабы не обстоятельства, пожалуй бы пустил тут корни. Но старшие товарищи вовремя объяснили, что летать под пулями за смешные деньги в наши годы как минимум не солидно, и чуть ли не силком уволокли меня домой. Так закончилась моя суданская эпопея, о которой до сих пор вспоминаю с воссторженным придыханием.
Viktor
29.11.2007 18:04
Вертолётчику:
Олег, привет ! Спасибо:)
Ваши рассказы братцы, как воздуха глоток ! Читал такую фразу как-то. Пишите пожалуйста ещё.
Faza
29.11.2007 23:08
Всем привет!
Наконец-то закончилась предотъездная беготня и в воскресенье на крыло... Впереди месяц учебы на побережье Средиземного моря, так что увидимся скорее всего уже в новом году :(
Всем здоровья, удачи, "сбЫчи мечт" и... С Новым Годом!!! :))))
Viktor
30.11.2007 05:32
2Faza:
Удачи тебе, Миша !
С наступающим :)
Ждём назад, на "иномарке"...
DVU
01.12.2007 05:48
Кто, что знает про эти машины?
Кому приписаны были?
Faza:
Миша, удачи в освоении иномарки!Ждем с впечатлениями и рассказами об их нравах!
ПавелК
01.12.2007 12:06
Я раньше был Павел, а сейчас вот вынужден переименоваться, железяка грит мол такие уже были.
Егор
01.12.2007 14:46
Ну, а Егор и в Африке Егор оказался.. (про Африку я так, к слову просто).
Я забежал сюда на секунду отметиться, возвращаюсь на дюжину страниц назад, дочитываю.
Всем удачи!
Вертолётчик
01.12.2007 18:21
Мои поздравления и наилучшие пожелания всем присутствующим в связи с первым днём зимы! Всем хорошего настроения, свежего воздуха и никаких снежных вихрей.
KudretsA
01.12.2007 19:28
Доброго субботнего вечерка соплеменникам.Вот компенсация за долгое отсутсвие на ветке.
"Особая примета"
Победа в небе, как известно, куётся на земле, а быстрота и качество достижения этой победы зависит от того, насколько смекалист и настойчив её кузнец.
Довелось как то авиаторам №- ской части прибыть в часть обеспечения для пополнения запасов обмундирования и продовольствия. Все документальные вопросы были согласованы, оставалось дело за малым - найти куда-то запропастившегося кладовщика.
Поскольку, в кабинетах и складах его не было, то решили применить военный тактический приём поиска нужного объекта - мол, если кто-то срочно нужен, не надо, сломя голову, его искать, достаточно постоять в самом оживлённом коридоре штаба, и течение пяти минут оно (должностное лицо) обязательно пройдёт мимо. Во всей применяемой военной хитрости была одна загвоздка - в лицо кладовщика никто не знал, а поэтому путём опроса местного населения были предприняты меры для выявления его особых примет, но из-за повальной занятости гордо проходящих мимо работников тыла успех был минимален.
Мир - не без добрых людей и остановившаяся улыбчивая красавица на вопрос: 'Как выглядит кладовщик?' - ответила просто и не задумываясь: 'Да никак не выглядит'
Вдоволь насмеявшись, через некоторое время увидели авиаторы мимопроходящего, который, полностью подходил под сказанное девушкой описание - он выглядел 'никак'.
Вопрос в лоб: 'Ты ли, чо ли (с)' не оставлял ни малейшего шанса на отступление или шаг в сторону, особая примета выдавала его с потрохами. 'Я'- обречённо ответил кладовщик и грустно засеменил ножками в сторону склада, где без особого энтузиазма отсыпал положенное.
Да, с первым днём зимы !
У нас как всегда, слякоть - от +3+5 до -2-3 :(
Сегодня, единственный день за последнее время, когда можно было отдохнуть на полную катушку, что я и сделал - выспался, до вспышек в глазах :)
Да поковырялся немного с ласточкой - зарядил аккумулятор, пока морозов сильных нет, да то, сё.
(Сильные, это минус десять, а минус пятнадцать - караул!)
Завтра надо бы выехать на природу, подышать свежим воздухом.
Если будет хреновая погода, легче выбраться из города, т.к. машин меньше, у нас теперь проблема выехать из города :)
Пишите, у кого есть или будет настроение !
2DVU:
Сорри :)
Viktor
01.12.2007 19:42
2KudretsA:
Ну вот, пока писал "письмо на деревню деду" и Андрей отметился !
Хороший старый проверенный способ -опрос местного населения :)
Кто-то из наших рассказывал байку про одно заковыристое местечко, севернее залива Комсомола, на Каспии.После пролёта южного обрывистого берега залива, можно было идти хоть на пяти метрах, - плоскогорье, бывшее когда то дном моря.
Там стояла юрта возле которой, наши выпали из облаков, идя из Шевченко, в г-не. Увидали юрту, сели и бортач на четвёрке подбегает к юрте с вопросом" где этот ваш долбаный Каламкас находится, не подскажете ?
А вышедший из юрты степняк, гордо поведал что-то вроде: курс 350, удаление сорок.
На изумлённый взгляд бортача, отвечает снова: дак вы чай не первые спрашиваете :)
АНЗ
01.12.2007 21:50
Добрейший всем вечерок!
Мягкий морозец бодрит усталое сердце
и свежий выпавший снег "согревает" заблудшую душу...
То природы улыбка.
(подражание японской поэзии)
Viktor:
В 1981 году, в Каршах (Узбекская ССР), один местный КЗ, рассказал тоже интересный случай.
Работали они на АХР, и у КЗ, тогда еще КВС, был молодой второй пилот, сразу после училища.КВС, желая потренировать парня доверил ему несколько посадок.
Учеба есть учеба, посадки второй выполнил не совсем чисто.
Зарулили на заправку, вышли покурить.Подходит к ним старик-узбек, который привез на лошади обед и спрашивает:
-А вы ребята что-то с высокого выравнивания сажаете, надо пониже.
Немая сцена.Потом агроном Рассказал, что этот дед лет тридцать летал на Ан-2 где-то на севере.Вышел на пенсию и прехал в родные края.
А один раз самому пришлось пошутить.
Налетал саннорму на "удобрениях" и на пять дней поехал к деду в деревню.Ну люблю я деревню!
А в те времена нам на помощь в Московскую область прилетали Ми-2 с Молдавии.
Вот один "молдованин" и базировался в нашем совхозе, километрах в трех от деревни.С другом трактористом мы на трактор да туда.Я думал может кто из однакашников летает, "горючее" с собой, закусь.Одет правда был по колхозному, старые солдатские галифе с хромовыми сапогами да ватник с кепкой.
Приехали, ребята незнакомые.
Немножко нос дерут.НУ, думаю, разведу я вас.
Подошли, то да се, можно посмотреть, в кабине посидеть.
Разрешили посидеть.На првой чашке.
Да, говорю, сколько всего, запомнить много надо.
Пилот мне и говорит:
- я это три года учил.
-А у меня память, -говорю, -феноменальная, раз увижу, на всю жизнь запомню.
Не верит.Давай проверим, говорю.Покажи как вертолет включать, если не повторю, с меня пузырь, если повторю-прокатишь над деревней.
- Ладно, говорит.
Показал, я с "умным" видом головой качал, глаза прикрывал.
Ну а потом...Сел в левое кресло и повторил всю подготовку к запуску, даже чуть больше:летчик тормоз винта не снимал, а я снял.Но пилот этого не понял, а вот техник заметил, да вида не подал, просек фишку.
Ну делать нечего, летчик садиться за ручку , полетели , говорит.
Ну тут я уже не выдержал:
-Извини, коллега, но я уже третью тыщу на нем долетываю, на отдыхе в "мушку" не сажусь.Пойдем по "соточке" за встречу.
Словом посидели, посмеялись, общих знакомых нашли.Вот фамилию пилота не спросил, помню что Сергей.
KudretsA
01.12.2007 22:38
Viktor:
Да, дядь Вить, ведь в старом НШС был пункт о восстановлении ориентировки путём опроса местного населения, а таперича сей документ называется ФАП ШС ГА, где ГА - это Государственная авиация, а про местное население нет ничего.
АНЗ:То природы улыбка.
----
Продолжу тему: сыну в школе задали сочинить самому что-нибудь в этом же стиле.Вот что у него получилось:
Снег летает
И падает на землю,
Словно, письма с Неба.
Viktor
02.12.2007 07:37
АНЗ:
Оба случая, рассказанные тобой - замечательные !
С узбеком, так это вообще, и онеметь можно, от стресса =:)
А твой развод неожиданен, я бы не допёр, разыграть ?:о)
(с)....Показал, я с "умным" видом головой качал, глаза прикрывал...
=:о)
KudretsA:
Аж слеза выкатилась от..писем...с неба...
Неожиданно и здорово :)Я о стИхе, в японском стиле.
У сына то, прекрасные задатки, похоже:)
Вертолётчик
02.12.2007 14:25
Всем привет!
АНЗ:
Здорово Вы подкололи вертолётчиков.
А у нас был такой случай. Летал у нас командиром татарчёнок. Рашид. Опытный пилот, позже стал КЗ, но выглядел молодо, как пацан. Работал он на точке с Б\М, тоже татарином. Подошёл как-то к ним пассажир (тоже татарин), ну и завёл разговор с иехаником, приняв его за КВС. В разговоре, кивнув головой на Рашида, спросил: Сына катаешь?
Механник в ответ пожал плечами. Пришло время лететь. Рашидка прыгает на левое и начинает запускать. У пассажира глаза на лоб. А уж когда взлетать собрались, так тот чуть из вертолёта не выпрыгнул. Насилу объяснили, что это не сын, а командир.
ПавелК
02.12.2007 14:53
В КЛУГА есть пилот, может еще летает, давно я не общался с пилотами КЛУГА, Миша Капаций, так вот точно такая-же история была!
Ми-8мт
02.12.2007 15:13
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Раньше отмечался под именем Алексей, теперь взял скромное Ми-8мт, под ним и на ветке нашего доблестного полка. Узнавайте меня, пожайлуста как редкого гостя.
Только, что исполнил свой долг, гражданский и -посмотреть веточку!
А тут тема шуток в авиации.
Вспомнилось, может сейчас не смешно, а вот тогда у десантуры глаза были удивлённые...
Кабул, 86-ой год, июль месяц. Операция в разгаре, даже стало чуть посвободнее - высадки сделали, десантники, каждый на своей площадке высажены. С началом четвертого дня надо будет им всякое питание подбрасывать, взятое с собой закончится. Кого-то, может быть, надо будет срочно с одной горы на другую "переселить". В общем задачи есть, их не может быть не есть, и нам всем работы хватит.
Перед тем как уйти в тот день баюньки, нашей паре ставят задачу-пойдёте завтра с корреспондентом. С корреспондентом так с корреспондентом - задачу восприняли нормально. Кого и чего только не довелось возить и высаживать. И командующих, и не командующих, и бочки с бензином, и ящики с большими "огурцами". А почему мы? Стало понятно чуть позже. Литерная, кабульская пара стала на регламент или на срочный ремонт. Вот и доверили спецкора Лещинского самому опытному летчику, командиру звена Ларионову Сергею Алексеевичу, его паре.
Ранним утром запустились и парой к штабу армии на площадку. Через несколько минут к бортам подъехала машина, из неё вышла группа товарищей. Лещинский Михаил Борисович-узнали сразу, часто видели по ящику (программа "Время", "Международная панорама"), его оператор-Борис, ни разу не видели, и представитель штаба армии, сразу никому из наших не понравился, везде совал свой нос , часто не по делу. Больше всего нас удивил его вопрос-"А почему нет кресел? Вы что, не литерная пара?"
Почему, почему? Да, потому что! Мы не литерная пара! И борта у нас транспортно-боевые!
Тут мы сразу окружили оператора, увидев впервые такую камеру, которые мы сейчас часто видим и привыкли к их виду все. А тогда мы были просто потрясены этим шедевром чудо-кинотехники. Оператор начал нам отвечать на наши вопросы и достаточно подробно, пока не был одернут Лещинским:
- Боря, хорош рассказывать им про свою камеру, там на месте расскажешь, лететь надо!
А лететь надо было на Бамиан. Надо было сделать репортаж о Будах. Их там три штуки было, до того как талибы не взорвали одну из них несколько лет назад.
Надо было сделать репортаж о том как афганцы, местное население, бережно относятся к Будам. Ценность их, историческая - бесценна! Под охраной Юнеско тогда находились.
Задачу уяснили, прикинули как пойдём, выяснилось, что надо лучше дозаправиться на кабульском вертодроме, где стояли на операции. В Бамиане у десантуры есть всё, а керосина нет точно.
Командир попросил организовать дозаправку согласно требований всех инструкций, что б комар носа не подточил! Всё же корреспондент, что у него на уме, фиг его знает.
Дозаправились и на Бамиан!
С Бамианом, кроме воздушного моста, других сообщений не было, автомобильные колонны туда не ходили.
Сели нормально. Нас ждали, нас встречали большие и средние начальники от десантников, от командира полка и до комбатов. Они стояли как бы в одну шеренгу. Выключив борта, подошли и мы. Они начали первые, представляться. Скажем, "командир такого-то отдельного десантного полка - подполковник такой-то, командир первого батальона такого-то отдельного десантного полка - майор такой-то и так далее. Дошла очередь до нас, стали и мы представляться, политес был выдержан до конца. Лещинский - просто Лещинский, наш командир-командир звена, майор Ларионов, штурман-штурман эскадрильи капитан Барабанов. Настала очередь представиться и мне. Я и передставился - заместитель командира экипажа по инженерно-авиационной службе, старший бортовой техник-инструктор, сарший лейтенант Берегов. У десантуры кроме немого вопроса сразу же возник нормальный речевой вопрос: "Это что же за должность такая?" Командир второго борта Боря Хусаинов, улыбаясь сказал, что по другому - это просто борттехник. Эх Боря, всё испортил! А на лицах десантников, было видно, уже начался умственно-мыслительный процес...
Вот несколько фото оттуда:
http://foto.mail.ru/mail/bereg ... http://foto.mail.ru/mail/bereg ... http://foto.mail.ru/mail/bereg ... Всё, гонят с компа, сыну надо заниматься сопроматом, если интересно, дорасскажу как всё закончилось.
С уважением, Алексей.
Viktor
02.12.2007 19:07
Привет, ребята !
Вертолётчику:
А ты никого не разыгрывал, Олег ?;о)
У нас один командир, чуть до истерики бортача не довёл на Ми-4, после нескольких обрывов подредукторной рамы, которая ба-бахает как двенадцатый калибр, дуплетом, сзади.
Он брал пассатижи и кидал их на пол в полёте, через доли секунды, в люке снизу выскакиавала голова бортача с выпученными глазами: командир, ты слышал ?!
В разных вариантах следовали ответы, пока бортовой не расколол командира и не обиделся вусмерть :)
2Ми-8мт:
Алёша, продолжай рассказ, конечно интересно узнать, что было дальше :)
ПавелК
02.12.2007 19:57
Витя, на ветке деды на чай почитай мое тебе.Моргуна сюда необходимо перетащить!Я буду в Полтаве, мож увижу его.
nikolai
02.12.2007 23:37
Viktorу немного бальзам на душу.
Чуть-чуть про Ми-2.
В начале 80-х 2-й отряд переходил на Ми-2, после Ка-26.
Как говорил мой старый т/бригадир ещё на Ан-2:"Хороша авиация в воздухе, в отпуске и на картинке, но какая-ж ты хреновая в обслуживании".Красивые "коньки-горбунки" доставленные волоком с ж/д платформ НПЗ-нефтеперегонного завода-с утра обступали бригады техников всех потребных специальностей и постепенно Ми-2 приходил к виду, удобному для первого запуска двигателей:
-на ложном шасси выкатывались из контейнеров,
-устанавливались нормальные шасси,
-устанавливались НВ и РВ,
-подсоединялось всё, что было разъединено на заводе...
И вот первые запуски...
Несколько ложных запусков для промывки газовоздушного тракта двигателей.Керосиновый туман ударяет из выхлопных труб.
Наконец-нормальный запуск!
Пламя из труб метров на пять и быстро исчезает.Некоторое время выхлоп белый и быстро проходит.Пилот прогревает двигатели и опробывает их.Проверка соконусности лопастей НВ.Если нет замечаний-контрольный облёт.
На ТО сразу ощущается отличие от поршневой техники-более высокий класс!Но дальнейший опыт показывает:новая техника-новые проблемы, и это естественно.
Практически с первых ТО у меня появилось рацо-приспособление для съёмки и установки м/фильтра левого двигателя:Г-образная штанга длиной 70см для захвата барашкового винта траверсы м/фильтра, ослабления траверсы, установки траверсы сверху корпуса м/фильтра и, выворачиванием барашкового винта, вытягивания самого фильтра из корпуса.Размеры междвигательного пространства позволяли всунуть голову, но для рук уже не было места, либо влезть рукой, но наощупь.А каково зимой?А у фильтра есть две уплотнительные резинки-они податливы когда тёплые и не дают встать фильтру на место, когда холодные.Вот для этого маленький штырёк, примерно 8см, который приварен к стаканчику с Г-образными вырезами, и, который упирается в выступ корпуса, когда штанга поперечным движением вдавливает м/фильтр на место.Остаётся поставить траверсу в корпус, затянуть барашковый винт по часовой стрелке и законтрить его контровочной проволокой 0, 8мм.А для контровочной проволоки наши умельцы придумали отвёртку, в лезвии которой сделали два отверстия 2мм диаметром.В неудобном месте проволока вставляется в отверстие, "заплетается" косичкой, вставляется в нужное отверстие для контровки против отворачивания и, натягивая контровку за два конца, снова "заплетается" косичка.И всё по технологии-лишнее откусывается.
Не утомил-ли я, Вас, летающие и летавшие авиабратья?
привет всем!я учусь в ЕАТК ГА, на последнем курсе, извините что врываюсь вот так без предупреждения:)
Посоветуйте пожалуйста, хочу найти работу в вертолетной компании, и если будет возможность переучится и летать.Подскажите если кто может, где можно связать свою жизнь с вертушками. Заранее огромное спасибо
111
03.12.2007 06:54
"для съёмки и установки м/фильтра левого двигателя:"
видимо речь идет о правом двигателе, т. к. на левом фильтр легкодоступен.
03.12.2007 10:16
Здравствуйте все и ... до свидания. Уходим в моря, как приду- нарисуюсь. Дежурство по рассказам с ветки передаю Андрею. Вот он обрадуется... Но я уже буду далече и в феврале мне будет по барабану всё.
Пока, удачи всем!!!
nikolai
03.12.2007 11:12
Если смотреть по направлению полёта сверху несущего винта.Особых проблем не было, но неудобства были.
Например, на Ка-26 есть тросовая проводка управления рулями направления.По причине износа тросов в направляющих из гетинакса происходил излом и заёршенность нитей и возможный обрыв и заклинивание.Замена тросов требовала определённого мастерства техника, т.к.в лючёк нелзя было с
nikolai
03.12.2007 11:15
Если смотреть по направлению полёта сверху несущего винта.Особых проблем не было, но неудобства были.
Например, на Ка-26 есть тросовая проводка управления рулями направления.По причине износа тросов в направляющих из гетинакса происходил излом и заёршенность нитей и возможный обрыв и заклинивание.Замена тросов требовала определённого мастерства техника, т.к.в лючёк нельзя было свободно влезть двумя руками, а надо было ещё затянуть гайку и законтрить её шплинтом и желательно на коронку."Особых" проблем не было, но неудобства были.
Alexz
03.12.2007 11:53
nikolai:
Левый он и есть левый, как на него не смотри, мало того у него был нечетный номер, по крайней мере у нового, а в ящик нового правого двигателя(четный номер) поляки ложили дипломат с моторным инструментом (мечта автомобилиста и проверяющего). Мы как получили 4 новых двигателя и все правые, тут же все ящики вскрыли и инструмент сдали начальнику АТБ, в экслуатацию инструмент не попал.
http://www.airwar.ru/enc/engin ... На этой ссылке верний снимок правого двигателя, нижний левого.
Viktor
03.12.2007 17:22
Привет, ребята !
ПавлуК:
Да пусть человек освоится на форуме, тогда и предложим наш альбом :)
111:
Сан Саныч, появился, как ясно солнышко - в двух словах - и опять лёг на дно :)
Кама-27:
Хоть ты и прикинулся анонимом, я тебя узнал, Александрр!
Счастливо и удачи ВАМ, Саша !!!
...А по барабану будет отчего - никак дембель ?:о)
nikolai:
Что мозгами "не только делаешь морщины на лбу", а и придумываешь приспособы - честь тебе и хвала :)
У меня, брат средний - вместо того, чтобы взять "русский ключ", да открутить трудную гайку вместе с тем, что рядом будет неосторожно находиться, сделает приспособу хитрую(он металлист:) и, открутит ведь, завтра или послезавтра, когда у меня из одного места уже дым начинает клубиться :)
Viktor
03.12.2007 17:36
Alexz:
Мда-а, такой инструмент - мечта любого, кто любит гайки крутить :)
bell:
Сынок, как нам догадаться по аббревиатуре ЕАТК, регион, где ты учишься ?
Ты уж нас просвети, где это - в России, Татарстане, Казахстане или где:)
Ну и в любом случае, не спеши. Спокойно закончи, а пока ещё учишься, разыщи по интернету или любым др. способом, авиапредприятия в близлежащих городах и черкни туда письмо, так мол и так, хочу работать, приносить пользу вашему предприятию, так как молодой и перспективный, знаю много языков:), имею высшее авиационное образование и т.д. то есть предложи себя, как товар :)
Насчёт сразу переучиться и летать, это брат как карта ляжет, да и поработай маленько в авиации, экий ты быстрый, много и сразу :)
Возьми справочник предприятий по тому региону, где живёшь, наверняка в киосках бывшей Союзпечати, такие продают, там есть информация о всех предприятиях зарегистрированных официально, открывай на букву А -"Авиация" или иным, понятным "методом тыка", находишь предприятие, его телефон, e-mail, копишь деньжат и звонишь первому руководителю, предварительно написав, чего будешь ему говоритьь, отточив каждое слово, помня, что за них(за слова, надо будет отвечать).
Думаю, если подойдёшь к этому вопросу с головой - и голове будет полезно и общаться с большими людьми научишься не боясь по телефону(а чего их бояться - не детей же тебе с ним крестить:)
А так сразу, - это брат, только случайно бывает, а ты сынок, не налегай на случай, лучше на головку свою надейся, на умелые руки, да на быстрые ноги - проверено и верно! :)
Удачи тебе !
Вертолетчик
03.12.2007 17:46
Всем доброго времени суток!
Viktor:
Да, жёсткий развод с пассатижами. Так и разрыв сердца схватить недолго. У меня как-то канистра, притороченная у радиоотсека, греметь в полёте стала. Крепление расслабилось, что ли. И летел один, сползать, проверить некому. Чуть голову не сломал и шею не вывернул, разбираясь, что же там гремит.
Alexz
03.12.2007 18:45
Viktor:
ЕАТК ГА это бывшее ЕАТУГА или просто "Егоркина школа", у нас много техников закончили эту школу, заочно.
Егорьевск Московская обл.
Viktor
03.12.2007 19:03
Вертолётчику:
Привет, Олег !
Да-а уж, непонятные звуки или запахи в полёте, вещь не из приятных, прямо скажем :)
Кстати, "другой" звук, в районе силовой установки, услышанный в полёте, вынудил меня сесть на аэродром, но только со второй попытки, комиссия допёрла, чего произошло :)
Alexz:
Вот ты Саша и скажи мальцу, пару слов из жизни :)
Alexz
03.12.2007 23:00
bell:
Посмотри ветку нашего, Выборгского училища,
http://www.forum-avia.ru/forum ... там появляются действующие авиаспецы, mamontyamala он инженер и точно может сказать что-то конкретное, почта его там подсвечена.
Viktor
04.12.2007 07:12
Привет, ребята !
Вторник - это вам не понедельник, да и солнышко выглянуло по серьёзному и сразу на душе стало веселей, да и теплей.
Весна скоро, однако =:о)
АНЗ
04.12.2007 14:12
Дзень добже!
Виктор, а у нас не солнце, а плотная 10-бальная облачность Н=100-200м, видимость 2-3 км, ветер 5-10 м\с южный и идет моросящий дождь, температура +2.
Ми-8мт:
Нормалек, давай дольше!
В Мячково работал у нас на Ми-2 военный пенсионер, майор Сергей Воронин.В Афгане был полтора года на Ми-24.
Рассказывал случай.Летели по ущелью парой.Уронил Сергей на пол некий предмет, нагнулся.Поднимается-что-то ветер дует.Смотрит , а боковые блистера с дырой, прострелили кабину в том месте, где секунду назад голова была.
Хороший пилот Серега, да так и не смог воспринять обстановку Аэрофлота, поработал года два, да и ушел .
Viktor
04.12.2007 14:39
АНЗ:
Привет, Андрей !
А у нас после обеда тепло, блин, красота, одним словом.Завтра обещают плюс десять ?:о)
Да-а, про Серёгу - это блинн в шинели застёгнутой на все пуговицы, родился однако.
Надо же, Судьба - матушка как с ним обошлась :)!!!
Viktor
04.12.2007 14:55
alemik:
Сегодня отправил тебе книжку про Ми-1, Саша.
Через полмесяца, если не больше, придёт "заказным":)
nikolai
04.12.2007 15:05
Alexz,
почти 30 лет прошло с тех пор, мог и забыть на левом или на правом.Помню точно, что нужно было встать на лёгкую стремянку и снять крышку люка и сдвижную противопожарную перегородку.
С инструментом всегда была напряжёнка, особенно с пассатижами, мелкими ключами.
Ещё была у меня рацуха-для зарадки колёс и лонжеронов НВ.Совершенно простая.Правда, по технологии нужно было качять ручным насосом, чтобы не раздуть лонжерон.
В комплекте к вертолётам были различные приспособления для пневмосистемы и для подзарядки аморт./стоек, редуктора, различные штуцера и манометры.Из них я и собрал эту приспособу в последовательности:"лягушка"-шланг-редуктор 150/10-шланг-кран с наконечником+контрольный манометр.Технология работы проста как сам воздух:"Лягушку"-на баллон со сжатым воздухом, кран баллона открыть, кран с наконечником открыть на секунду-удалить влагу, наконечник приставить к золотнику наполняемого колеса или лонжерона и, открывая кран, периодически контролировать до нужного давления.Процесс идёт быстрее, чем от ручного насоса, но так быстро, чтобы можно было превысить допустимое давление.Рацуха была нарасхват.Изготовил её, фактически, экспромтом-часа за два, всё было под рукой.
nikolai
04.12.2007 15:23
"Процесс идёт быстрее, чем от ручного насоса, но так быстро, чтобы можно было превысить допустимое давление."Правильно читать:не так быстро, чтобы можно было превысить допустимое давление.
Ми-8мт
04.12.2007 15:38
Здравствуйте, друзья!
Выдалась свободная минута, решил дорассказать как слетали с Лещинским на Бамиан.
Viktor:
У нас оттепель, снег таит, солнца естесвенно нет. Дааа, а вторник - это, действительно, не понедельник!
По небесному светилу, кстати. До камедии летал только на Дальнем и в ридной Афганщине. Везде солнечно. По прибытию в Москву, спустя недели две, почувствовал некий дискомфорт, чего-то не хватает. Спустя некоторое время понял чего - давно не видел Солнца!
Так вот, после того как познакомились, нам было предложено сесть в их барбухайки (брдм-ки) и проехаться до подножья горы, в стене которой и были Буды. Дорога проходила через зелёнку (органически её на переваривали, хорошая маскировка для душманов), рядом с горой находился населенный пункт, типа кишлак.
На площадке, для присмотра над бортами, оставили бортового со второго борта, Петра. Оновная его задача была - не допускать к бортам любознательных ребетишек с десантуры, располагались они рядом с площадкой. Мало ли чего им в головушку придёт, скажем, захотят что-то открутить от бортов на память о тёплой встрече?
Нас со штурманами, как самых молодых, разместили внутри одной из самодвижущихся панцер-коробочки, другие оказались на её верху. Было этих машин несколько. После кабины вертолёта и оказаться внутри такого коня - сплошной дискомфорт! Ни тебе кресел, ни седушек и цвет "обивки" внутри не наш, не авиационный! Откуда-то сверху подкапывало какое-то масло! А мы в чистых, выцветших до бела, комбезах, всё уварачивались от этих капель. А потом, это нормально? Если что-то подтекает? Нормально, сказали они, тем более машины не новые. Ехали присев на корточки, держась друг за друга и за что-то ещё, за что разрешено было держатья. Через некоторое время кто-то из нас задал вопрос одному из десантников: - А что будет если наедем на мину?
Ответ был очень оптимистичен: - Тем на верху почти ничего, так глушанёт, да и всё, а нам - копец! Н-да, невесёлая перспективка нам рисовалась! Мы уж начали сомневаться в своём решении, а так уж очень нам надо было видеть эти Буды из близи? Их и с площадки хорошо видно. Тут уж как перед тренировочным прыжком с парашютом, надел-обратного хода нет, дуй в грузовую, жди подъёма на высоту и команды - Пошёл!
Слава Богу добрались! Вышли, осмотрелись, удивительно, но комбезы не испачкали, ни чем!
Вот они! Буды! Три штуки! Расстояние до них порядка ста метров. Все высечены внутри скалы, на разных уровнях от их подножья видны темные входы - пищеры. Как потом узнали, все между собой сообщаются. Самая большая Буда, порядка ста, ста двадцати метров высотой - символизирует мужчину, левое колено ноги отсутствует. Следующая поменьше, на метров двадцать меньше первой - женщину, вся целая. Третья, меньше средней на метров тридцать - ребёнка. Тоже целая. Удивительно! И как только их могли сделать и сохранить! Это же надо было выполнить калоссальный объём работы! И ведь высечены были несколько веков назад! Интересно, какой при этом использовали инструмент?!
А десантники в это время делали своё дело. Кто-то из них подхватил тяжелую сумку с киношными прибамбасами оператора, несколько человек ходили с миноискателями около и вокруг нас, расширяя площадь осмотра по кругу.
Ребята были все как на подбор - высокие, поджарые, крепкие. У каждого из них и нас было личное оружие, обычай там такой был-ходить везде с личным оружием. Лещинский обрисовал задачу: "Сначала снимается репортаж о Будах для нескольких программ телевидения Союза, потом, если память не изменяет - о Джигде - это собрание старейшин по выбору самого главного старейшины.
Пока оператор готовил камеру, мы попросили Михаила Борисовича сфотографироваться с экипажами. У меня на борту всегда был фотоаппарат и, конечно же, взял его с собой. Лещинский на нашу просьбу отреагировал охотно. При чём, оставил мне адрес и попросил выслать ему фото на Гостелерадио. Сказал, что многие фотографировали, а фотографий нет. Каюсь, не исполнил его просьбу до сих пор. А фотографии получились хорошими! Отснял целую плёнку.
Репортаж был снят достаточно быстро. Мы, по наивности своей, всё хотели попасть в кадр, в надежде, что наши родственники, просматривая программу "Время", смогут нас увидеть. Но ничего у нас не вышло. Лещинский дал нам команду - Лётчики! Выйдите из кадра!
Мы поняли, что нас там быть не должно! Нас и не было!
Потом вся наша команда прошла ближе к кишлаку, там уже собрались старейшины. Много было детишек. Наши солдатики роздали им маленькие подарки, которые мы привезли с собой-ручки, тетради, карандаши и т.д.
Они с удовольствием все приняли.
Товарищи! Вы бы видели этих старейшин! Этим мужчинам было больше ста лет, никак не меньше! В своих национальных одеждах, бороды длиннющие, черно-седые или просто седые! А самый главный старейшина-это, действительно, всем старейшинам Старейшина! "Молодых старейшин" во внимание не беру, народищу набралось много. У нас, среди экипажей, опять мелькнула мысля, тихо озвученная штурманом ведомого экипажа - нам бы, вообще-то, отсюда выбраться как-то надо! Хорошие все же эти ребята - десантники, и что хорошо, много их с нами!
Отснял оператор и собрание. Миссия наша подошла к концу, прыгнули по машинам и на площадку. Машина была уже как родная и не такая уж и грязная.
Десантники, по нашему приезду, предложили нам, почти домашний обед. Естественно, от такого предложение не отказались. Нашего командира звена пригласили в "греческий зал" с остальными "греками". Через некоторое время все "греки" подошли к бортам. Некоторые лица "греков" покрылись краской стыда или смущения-красные такие были! Видать очень "перчёным" оказался борщец у десантников. Их главный по разведке сказал, что нашего прилёта ждали не только они, но и те, кто в горах сидит и не жалает спускаться даже за солью, категорически. Пришлось, говорит, немного артеллеристам поработать, так что уйдёте нормально.
В очередной раз подумали - Хорошие ребята, эти десантники!
Лещинский, сидя уже в грузовой, пожаловался, что очень пить хочется.
- Так!- Вмешался я, - Скажите десантникам, у них этого добра - хоть залейся (нас на обеде угощали соком)!
- За что уважаю Джелалабадцев - сказал Михаил Борисович - за их сообразительность!
Мигом нам принесли упаковку сока.
Попращались с гостеприимными десантниками, запуск и колёса в воздух!
Высадили наших гостей там где взяли, расставались как друзья...
Вот и конец экскурсии на Бамиан, на завтра опять обыденная работа...
С уважением, Алексей.
Viktor
05.12.2007 10:37
Привет ребята !
Тишина-аа :)
Как в танке...
Ми-8мт:
Спасибо, Алёша за рассказ !
Разбомбили духи Будду, а жаль. Кто-то делал, трудился, душу вкладывал, в изваяния Будд, пришёл пастух с мултуком(взрывчаткой)- не ндравится ему, ба-бах и нет труда людей :(
Спасибо. Пиши ещё, если душа просит :)
А мы - будем почитывать....
?:о)
Viktor
05.12.2007 10:39
Вот придёт к НАМ на веточку "северный Двоечный волк" -Моргун, он быстро ВАС разбудит =:о)
Viktor
06.12.2007 06:38
Привет ребята !
Перевожу веточку в сегодня. У нас мрачно на улице, но в квартире тепло и настроение переходит потихоньку на "зимний" варьянт :)
Нет уже того, "с придыханьем", ожидания Нового года, видно, всему своё время, как и овощу...