С Праздником всех!
Повторяюсь, но не могу удержаться от повтора поста с праздничной ветки:
Бокалы мы до дна осушим
За славный наш воздушный флот,
Традиций главных не нарушив,
Он в каждый день идет на взлет!
Поддерживаю, Андрей! С Праздником!!!
Viktor49A
Старожил форума
20.02.2018 11:55
Тут про очки разговор завели, на форуме. Был смешной случай в молодости,
у меня, когда начал работать на Ми-1.
Я сделал себе самодельные очки, (настоящее стекло) и гордо летал в них, уже
не одну командировку. Сначала на Ми-1, а потом и на Ми-2, пока брат не
подарил настоящие, в роговой оправе. Но они были очень неудобные и давили
виски под наушниками. И, мне подарили тонкие, "металлические" очки уж и не
помню по какому случаю.
А очки о которых идет речь в рассказе, мы сделали с Вовкой "Кулибиным".
Стекла нашел Вовка, а я - сделал оправу из тонких трубочек от ...
холодильника, распустив их напополам под стекла.
Мда. Так про очки-то. Да, летал, и они были удобными, т.к. большие линзы
закрывали всё обозримое пространство, защищая глаза от белизны на солнце
зимой, и от яркого светила летом.
Летал, пока в полёте не уронил карандаш...
Наклоняясь за ним, зацепился за ручку управления, за какой-то дурацкий
выступ ... резинкой ларингофонов.
Левая рука пока фиксирует ручку, но куда летим, я уже точно, не знаю,
т.к. судорожно пытаюсь отстегнуть кнопку резинки ларингов, намертво
притянутых к горлу. Дергаясь как припадочный, вынуждаю съехать мои
самопальные очки с переносицы, на ... рот, ударив по дымящейся сигарете и
надломив её. Дым от "Стюардессы" здорово режет глаза. Упасть очкам на пол
не даёт оголовье наушников. Высота на которой шел, была около ста метров.
Была.
В нижний блистер вижу, что она вроде приближаться стала. Поднимаю глаза
на авиагоризонт перед носом, и вижу, что идем с тангажом около минус 10.
Пытаюсь подтянуть ручку на себя, но мешает подбородок и шея. Срываю нахрен
с головы наушники, очки падают и, подскочив, рассыпаются в конструкции.
Но, стекла - не разбиваются! А ларинги и не "думают" отпускать мою шею...
Вдруг, кто-то ногтями вцепился мне в кожу на шее вместе с ларингами и
резинкой, и сорвал всё вниз, к ногам. Разсоединившаяся сторона больно
бьет кнопкой-заклепкой по чашке колена. Освобожденный "из плена", вовремя
выравниваю вертушку над землей, и морщась от боли оглядываюсь на служебного
пассажира, тихо как мышка сидящего сзади.
Никогда не видел таких больших, "выразительных глаз" у казаха, инженера
газовых сетей г.Уральска:)
А из чего стекла, Виктор?
На фото - очки оч.стильные и дорогие, хендмейд ))
Viktor49A
Старожил форума
20.02.2018 16:15
Не знаю, Илья:) Вовка привез и отдал в руки
круглые, светло-коричневые "кругляшки".
Я царапнул иголкой по ребру, - стекло. И
тяжелая, линза. В "Оптике", в Гурьеве по-моему,
увидев оправу спаянную из трубочек, потеряли
дар речи. Но, честно врезали стекла подогнав
каждое отдельно, так как не совсем одинаковыми
получились половинки:)
Borodach
Старожил форума
24.02.2018 13:33
Каких только «интересных» ситуаций не случалось в насыщенной малоавиационной деятельности прошлого столетия (о нынешней знаю только из СМИ и рассказов более молодых коллег).
Порой различные материальные предметы вспомогательного назначения, будь-то: очки, перчатки, термосы, бортжурналы, заглушки, колодки, огнетушители и т.д., не всегда играли ту позитивную роль, для которой они были предназначены. Но это была не их «вина», а элементарные «косяки» и «косячки» технических и летных эксплуатационщиков (чуть не сказал – эксплуататоров).
А теперь по существу.
Вертолет Ка-26 выполнял самый ординарный почтовый рейс, доставляя почту в отдаленный рыбацкий поселок. Во время полета над покрытым льдом приличного размера озером внезапно весь объем пилотской кабины заполнился густым углекислотным туманом. Оказывается – абсолютно спонтанно сработал до этого мирно лежащий в проеме (место нештатное) углекислотный огнетушитель. Его раструб был направлен прямиком в кабину пилотов. У экипажа, - командира и проверяющего, реакция была вполне профессиональной: никаких ненужных эволюций, продолжение полета, сдвижные двери нараспашку, интенсивное проветривание «помещения». В итоге - посылки, письма и газеты своевременно были доставлены в пункт назначения.
В ходе послеполетных разборок возобладала версия специалистов АТБ, которые утверждали, что нештатной ситуации способствовал ряд причин.
Во-первых, неизвестный фигурант по неизвестной причине снял огнетушитель со штатного места и «заложил» его в сквозной проем между грузопассажирской и пилотской кабиной, но, ни выпустивший вертолет в полет авиатехник, ни экипаж этим нисколько не озаботились.
Во-вторых, сотрудник службы организации перевозок по техническому «недопониманию» возможных последствий своих действий почти что полностью завалил посылками окно подачи тепла в грузопассажирскую кабину, которое находилось у пола кабины прямо под вышеуказанным проемом.
Ну и в третьих, сообразуясь с законами физики теплый воздух, вместо последовательного распространения по всему объему грузопассажирской кабины, из-за почти что полного перекрытия выходного окна и загроможденности пространства около него посылками, стал подниматься к проему пилотской кабины и нагрел лежащий там огнетушитель до состояния его самопроизвольного срабатывания.
Версия в целом была достаточно убедительной за исключением одного момента: по словам пилотов, никто в полете не открывал заслонку обогрева грузопассажирской кабины, так как обогревать посылки и мешки с письмами не было никакой необходимости – тепла даже для собственного обогрева не хватало по причине почти - что 30-градусного мороза.
Экспериментов по нагреванию заряженного рабочего огнетущителя и определению температуры его самопроизвольного срабатывания никто почему–то не проводил.
Тему закрыли ввиду незначительности нанесенного материального и морального ущерба, строжайше указав о жестком контроле всеми интересантами за нахождением огнетушителя на штатном месте.
Viktor49A
Старожил форума
24.02.2018 13:53
:))
Да, авиация особенно малая, богата историями, как и событиями.
Viktor49A
Старожил форума
24.02.2018 13:58
По этой же теме рассказывал Александр, г.Тверь:
'Высокие отношения'
Летним погожим днем в Беслане, в старом аэропорту, где кроме грунтовой полосы и кафешки под открытым небом ничего не было, наши экипажи все время обедали. Справедливости ради, надо сказать, что кормили там отменно. Очень вкусно, правда. Единственным недостатком была полоса, как стиральная доска, на разбеге сначала упираешься в штурвал, что есть мочи, а потом резко на себя, и 'танцуешь' передней ногой, балансируя колонкой, до самого отрыва, иначе, даже такие 'ноги', как на Як-40, могли не выдержать:.В те времена в Элисте работали две пилотессы, командирами на Яках, с одной из них, Зарой Тузаровной, мне пришлось поработать, очень умная женщина, интеллектуалка, любила со мной разговаривать на возвышенные темы.
Летать с ней в экипаже для меня было просто удовольствием, наверное, ей нравилось, что я ее внимательно слушал, высказывал свои точки зрения на вещи, в общем, простите за нескромность, не дурак: Ветра в Беслане я не помню, сколько раз там садились, все время, можно сказать, штиль, поэтому обед на свежем воздухе всегда был желаем, официанты приветливы и обходительны, разносолы свежие, и недорого. Рубль - десять, стандарт. После сытного обеда медленно проходим к самолету, пассажиры уже все на борту, ждут когда экипаж займет свои места и доставит их по назначению. Двери, люки - все настежь открыто, и дверь в кабину тоже - жарко. Бортмехаником в экипаже средних лет мужичок, в простонародье, 'Филлиппок' или 'Картошечка', чрезвычайно доброй души человек, немного суетливый по натуре, очень исполнительный, бегает вокруг самолета.
- Товарищ командир, самолет осмотрен, заправлен, отстой слит.
- Молодец! Ей Богу, душа радуется.
Неторопливый осмотр, вальяжный проход через весь салон, запрос на запуск, 'Картошечка' щелкает задвижками контрольной карты. Зашипел Аи-9-й, минута, 'запуск первому!'.
Тонкий пальчик Зары Тузаровны жмет на кнопку, процесс пошел, РУД первого стронулся с
места и занял положение малого газа.
Ан нет, ... вместо знакомого звука выхода на режим слышим какое то чмоканье. И тут 'Филлипок' смазав пятерней по РУДам, вскочив с места, пулей вылетает через открытую
дверь кабины, салон и трап, на улицу. Секунда, другая, и .... заглушки сняты. Гремя кандалами, задевая обо все подряд, обвязанный красными тряпками, наш механик
нарисовался в заднем проеме самолета.
Реакция Утонченной женской натуры не заставила себя долго ждать, и на весь салон, на
уши изумленных зрителей упало: 'Еб@_ый Филлипок, лучше бы ты их себе на х_й надел!'
Дальше - минута молчания.
Думаю, что дверь в кабину ... тихонько прикрыли зрители с первого ряда.
Borodach
Старожил форума
24.02.2018 14:45
Как говорила небезызвестная Эллочка-людоедочка: "Красота!". Это я по поводу реакции Зары Тузаровны. Реакция, хоть и не очень интеллектуальная, но вполне адекватная ситуации, психологически обоснованная, благонамеренная и нацеленная на выбивание из обаятельного бортмеханика его сверхисполнительной неисполнительности. Восхищаюсь!
Как говорила небезызвестная Эллочка-людоедочка: "Красота!". Это я по поводу реакции Зары Тузаровны. Реакция, хоть и не очень интеллектуальная, но вполне адекватная ситуации, психологически обоснованная, благонамеренная и нацеленная на выбивание из обаятельного бортмеханика его сверхисполнительной неисполнительности. Восхищаюсь!
Я рад, что Вам понравилось, как и мне:)
Viktor49A
Старожил форума
03.03.2018 18:18
Сначала, был Запорожец.
Не мущина с осэлэдцем и вусамы а, авто-мо-биль.
Зеленого, красивого цвета. В нашей авиаэскадрилье - второй.
Первым был, Жигуль 011 у Витали Т. – нашего кэза.
Вскоре, замкомэска тоже захотел авто. Но на Жигуль у него не набиралось, и он обратился
ко мне. Мы поехали утречком, в пятницу, к автомагазину, где иногда появлялись желающие продать своего автоконя. Увидели ещё издалека голубенького, ушастого, сорокасильного
«Собарожца» и после тщательного изучения личности хозяина, осмотрев его трудовые ладони и автомобиль, испытав ходовые качества средства будущего передвижения моего командира, ударили «по рукам».
Прошла пара лет.
Сначала мне позвонил замкомэска, и грустным голосом сообщил, что «Собарек» попал в аварию,
заодно сломав и ногу, ему, его хозяину. Произошло это при утренней поездке на площадку АХР
в горах, неподалеку от центра города. И поскольку летать он некоторое время не сможет, как
и ездить на «Собарьке», передал приказ Командира отряда, мне, болтающемуся пока без дела:
- «вертолет с горной площадки перегнать на родной аэродром тчк».
Наш аэродром был недалеко отсюда - всего километрах в 15-20, если напрямую, через город.
А если вокруг, то и все тридцать наберется.
Поехали мы с авиатехником обслуживавшим вертушку, на топливозаправщике МАЗ, на площадку
«Кок-Тюбе». «Зеленая, (или синяя) горушка значит, по-казахски.
Долить керосинчику, и нас отвезти к месту, та скать.
Ага. Я осматриваю машину как положено, и заполняю бортжурнал перед вылетом, а авиатехник, протерев стекла тряпочкой, прыгнул на сиденье рядом.
- Витёк! А матчасть кто смотреть будет? А керосинчику плеснуть? – спрашиваю изумленного от этого вопроса, авиатехника-тезку.
- Дак чё её смотреть-то? Я её вчера смотрел после полетов – отвечает, пристегиваясь.
- Э-ээ нет, так не пойдет – говорю. Вдруг за ночь агенты Рейгана нам мину подложили! Давай, браток, вперед, на мины!
Витёк обиженно отстегнул ремни, и кряхтя вылез из кабины, с видом, если мягко сказать «огорченным», то это будет очень мягко сказано. Я понял, что врага себе, на ближайшую командировку, заработал, как минимум.
Он полез наверх, подставив стремянку, а я проверил радиостанции и аккумуляторы, порядком подуставшие от жары, бесконечной пахоты в высокогорье и, их возраста.
- Пойдет! – резюмировал, клацнув тумблерами.
Наверху воцарилась подозрительная тишина и было слышно только чьё-то сопение.
Минут через пять, со стремянки свесилась лохматая Витькина голова и сказала грустно:
- Пять болтов, командир.
- Что пять болтов? – не понял я.
- Пять болтов срезало на камере сгорания - родила голова и сплюнула в сторону.
- Что предлагаешь? – пытаю многословного представителя АТБ.
- Менять движок, здесь – это, пипец! А везти ещё веселей – возмущенно и уклончиво отвечает тёзка.
- На что намекаешь? - Щурю глаза на потупившегося мастера.
- Мож ты перелетишь на базу как есть? – выдал тот идею, радуясь её «гениальности».
Понимаю, какой геморрой будет, если я сейчас остановлю машину здесь, на пустой площадке
с ночным сторожем, и сколько косых взглядов обрету по приезду на базу. Фактически, я должен вписать в бортжурнал результат осмотра и передать его, для выводов и принятия решения.
- Ты вчера машину после полетов смотрел? – спрашиваю потупившегося техника.
- Вроде – отвечает как-то неуверенно.
- А с кем уехал отсюда после полетов?
- С командиром, на Запоре – отвечает.
Ясно. Чешу репу: не хочется подводить комэску с которым мы в неплохих отношениях,
а теперь он, ещё и со сломанной ногой. Да и Витьку намылят шею за неосмотренную накануне машину. Смотрю на его умоляющие глаза и прикидываю: с химаппаратурой мы конечно будем аэродинамическим тормозом для перелёта. Снять штанги Витьку нечем, т.к. кроме отвертки – в руках, ничего.
Запустил движки и посмотрел, чего выдает «приболевший». Ясно – температура газов начинает рано шкалить на пробе. А второй, вполне бодрый и приличный движок. Мы на высоте над уровнем моря около 1100 м. Пока мы вошкались, температура за бортом подросла, и из утренне-бодрящей, стала ползти за плюс двадцать пять.
Попробовал повисеть на полутора движках, ограничив больному, режим, рудом.
В баках - сто литров. Лёту на скорости около 100-120 кмч минут пятнадцать. Это если вокруг города, по окраине. И на сухих баках, плюхнуться в овраг перед ВПП.
- Плесни литров тридцать - говорю Витьку. Пойдём домой.
Он выскочил радостно, и споро долил керосинчика. Не уверен, что именно тридцать. Он ведь, тоже считать уже научился.
Мда.
- Садись рядом, говорю мнущемуся Витьку.
Махнули бензовозу «пока» и, запустили движки.
Отрулил я в самый конец небольшой асфальтированной ВПП и потянув шаг, засек, на каком режиме чуток отрываем «колеса».
Двинул руд больного движка вниз до половины на введеной коррекции, потянул шаг на глазок, поставил на защелку, и отдал ручку от себя, в энергичный разбег. Мы оторвались в конце полоски и заскользили под уклон, срезая где можно углы города.
Передал диспетчеру данные по вылету и расчетное прилета.
Принял условия.
Мы скользили под спасительный для нас склон гор Ала-Тау, и радовались этому природному подарку для нас, переглядываясь периодически.
А машинка, .. а машинка бодро неслась со скоростью 120 кэмэвчас в родной аэропорт…
Вскоре, сели благополучно, с пробегом, на родную ВПП и покатились, охлаждая движки на ходу.
Зарулив на стоянку, попросил Витю осмотреть машину.
- Ещё два – доложил он тихонько, и я вписал в бортжурнал с чистой совестью: «На послеполетном осмотре обнаружено семь (7) оборванных болтов, крепящих камеру сгорания левого двигателя».
КВ такой-то. Подпись.
Borodach
Старожил форума
04.03.2018 10:59
Viktor49A: Виктор Степанович, с любых точек зрения: летной, технической, гуманистической, на мой взгляд, все было сделано четко, правильно и профессионально. Риски просчитаны, действия выверены и продуманы. И при этом еще взята на себя повышенная ответственность за технику и жизни экипажа. Этими-то качествами и должен отличаться настоящий командир воздушного судна (именно – командир, от слова – командовать, управлять процессом, а не плестись вслед за обстоятельствами). Не сочтите за лесть, просто имелись и имеются факты прямо противоположные.
Единственно хотел уточнить, что это за дефект такой? Он что конструктивно-производственный или же производный… от разгильдяйства?
Viktor49A: Виктор Степанович, с любых точек зрения: летной, технической, гуманистической, на мой взгляд, все было сделано четко, правильно и профессионально. Риски просчитаны, действия выверены и продуманы. И при этом еще взята на себя повышенная ответственность за технику и жизни экипажа. Этими-то качествами и должен отличаться настоящий командир воздушного судна (именно – командир, от слова – командовать, управлять процессом, а не плестись вслед за обстоятельствами). Не сочтите за лесть, просто имелись и имеются факты прямо противоположные.
Единственно хотел уточнить, что это за дефект такой? Он что конструктивно-производственный или же производный… от разгильдяйства?
Спасибо Андрей.
Нет конечно, разгильдяйством здесь и "не пахнет".
Скорей всего при сборке, затяжка болтов камеры сгорания
выполнялась с учетом климатических условий страны-изготовителя.
ИМХО. В нашей жаре, в условиях работы на тяжелых, повышенных
режимах движков степень расширения металла превышала наверно,
допустимые пределы. Вот они и лопались, периодически.
Я не знаю и не вел статистику таких случаев, но сдается мне,
что это были, как правило движки прошедшие ремонт на АРЗ страны.
Пусть меня поправят представители ИАС, которые сюда, наверно
заглядывают.
Viktor49A
Старожил форума
04.03.2018 11:23
Borodach
....просто имелись и имеются факты прямо противоположные.
Да все мы люди, и каждый из нас по разному воспринимает степень
риска. А потом, у каждого пролетавший на этом типе больше
пяти-семи лет, притупляется, как мне думается, чувство опасности
и вырабатывается чутьё, которое и заменяет пилоту-одиночке все
приборы:)
Viktor49A
Старожил форума
09.03.2018 11:38
Для истории:)
Я уже писал как-то на форуме, что пилот из нашей АЭ,
понимая что падает, однажды, в жару и на зависании,
влупил левую ногу до упора.(Ми-2)
Как он рассказывал: очнулся, верчусь метрах на
десяти-пятнадцати, только свист идёт и горизонт юбкой
перед глазами вертится. Вспоминил, чему учили на вводе
в строй и подсбросил шаг, резко. Может даже до половины
хода. И, тут же, плавненько потянул на место.
Машина, как вкопанная остановилась против ветра.
Скорость вращения была такова, что оторвало и
закинуло хз куда, маячок:) Так и не нашли.
Второй раз, у него же обрезало то ли в промежуточном
редукторе, то ли сам редуктор повис на шпильке, на
взлете. Не помню. Машина моментально крутанулась влево.
Пилот кинул шагом вертушку к земле, находясь метрах на
2-3х и подорвав шаг, приткнул ласточку на Матушку-Землю,
даже не положив её на бок.
Спасибо Андрей.
Нет конечно, разгильдяйством здесь и "не пахнет".
Скорей всего при сборке, затяжка болтов камеры сгорания
выполнялась с учетом климатических условий страны-изготовителя.
ИМХО. В нашей жаре, в условиях работы на тяжелых, повышенных
режимах движков степень расширения металла превышала наверно,
допустимые пределы. Вот они и лопались, периодически.
Я не знаю и не вел статистику таких случаев, но сдается мне,
что это были, как правило движки прошедшие ремонт на АРЗ страны.
Пусть меня поправят представители ИАС, которые сюда, наверно
заглядывают.
На новых польских движках и ремонта ПНР не помню, чтобы болты на потолке лежали, может и было у кого-то, а движки ремонта АРЗ-406 (Актюбинск) нередко выдавали на потолок срезанные болты крепления горячей части, приходилось мне видеть.
Я думаю, не в затяжке причина разрушения болтов, а либо в превышении ресурса (старые ставили вместо новых в ремонте), либо в нарушении технологии изготовления болтов (термообработка, мехобработка) - не видел я отчётов ГосНИИГА по этому вопросу, может быть кто-нибудь что-то читал?
Viktor49A
Старожил форума
09.03.2018 12:22
Ну вот и мнение, от Юрия, как представителя ИАС о причинах срезки болтов.
Кто может ещё что сказать на эту тему?
Damalei
Старожил форума
09.03.2018 14:11
Бустер прав.
Болты затягивают одинаково для всех климатических зон.
Но многократные температурные колебания в огромном диапазоне, со временем ослабляют жёсткость болтов на кручение. Когда болт вкручен новый, межремонтный ресурс проходит без проблем. Но стоит этот болт один раз открутить и затянуть снова, как происходит деформация шейки и появляются микротрещины, визуальным осмотром не выявляемые. И у некоторых работников АРЗ появлялся соблазн, не использовать новые, а вкрутить старые, вполне свеженькие на вид.
Затем происходили вышеописанные истории и появляется очередная тема обсуждения на форуме))).
Viktor49A
Старожил форума
09.03.2018 15:24
Ага. Вот "мы и нашли где собака порылась":)
Viktor49A
Старожил форума
10.03.2018 10:22
Забавный случай, из далекой молодости:)
Работая "по ГАИ", "с Базы" в начале освоения Двоечки, я дошел до очередной
кондиции и мне разрешили посадки с подбором. Потом правда, всем запретили,
после аварии нашей машинки на этом виде работ.Потом, разрешили садиться только
на аварии. А потом, забыли нахрен, и мы стали садиться как садились, то есть
"где надо":)
Да, так вот я уже рассказывал на этой веточке, как сделав замечание в дорожном
ресторанчике девчонкам-поварятам за их нецензурную лексику с припевочками, в
присутствии мужчин, то есть нас с гаишником. Тому, было по барабану, а я, не
выдержал, хоть и сам любил соленое словечко к месту и строго сказал проказницам,
что думаю об этом. На это насмешницы пригрозили страшной карой, что и совершили
чуть позже. Кто читал мои бредни, тот в курсе.
Мда. Так вот.
Однажды, возвращаясь на базу, инспектора оставили на трассе, после нашего с ним
обеда в ресторанчике на трассе, а ко мне попросилась на борт, старшая над поварами, Надежда.
Дама видавшая в своей жизни многое, симпатичная, ничего плохого не могу сказать,
сверкнув вставными золотыми передними зубами, грудным красивым, а может прокуренным
голосом, попросила подвезти "по пути". Мне было действительно по пути, и я, взяв на
борт повариху, взлетел да и погрузился в свои думы, пыля над пустынынной в этот день, автотрассой.
- У тебя спички есть? - толкнули в бок и вывели из полусонного состояния, где-то
через полчаса полёта.
Киваю головой: мол, есть. И, даю зажигалку. Надька затянулась, прищурив глаз в
который попала струйка дыма и приподняв мой правый наушник, выдала:
- Слышь, командир! Девчонки наказали мне, что для заглаживания нанесенной тебе обиды, если лётчик попросит, дать немедля и не кобенясь!
Я кивнул механически, головой, сквозь полудрему неспешного полета, и ответил
улыбнувшись: Да? Хорошо. Спасибо! Видно поставив этим Надежду в недоуменное
состояние, продолжая лететь в удобном положении положив обе руки на коленки (себе)
и держа ладонями ручку, ниже обрезиненного места, думая о своём и не делая никаких поползновений.
Через некоторое время Надя снова легонько пихнула меня в бок, и кивнула головой на
окраину поселка, справа. Я высадил её, где просила.
Сверкнув золотозубой улыбкой, Надежда помахала рукой, пригнулась, и побежала от
вертушки, придерживая подол юбки, которую струи от винта, так и норовили задрать.
Видно моя вертушка - была любопытней пилота:)
Damaley
Старожил форума
11.03.2018 10:22
Огромное количество пилотов прочитало и задумалось в недоумении: Неужто, Виктор-ака, честь вертолётной братии посрамил?)))
Огромное количество пилотов прочитало и задумалось в недоумении: Неужто, Виктор-ака, честь вертолётной братии посрамил?)))
Ни на на йоту не сомневаюсь в том, что Виктор Степанович, как всегда, принял единственно верное, продуманное и соответствующее обстановке командирское решение. А какое было развитие ситуации - известно только ему и старшей поварихе Надежде. Для подробностей, вероятно, срок давности еще не истек. Но все мы можем дорисовать любую, интересную каждому мужскому индивидууму картину...
Borodach
Старожил форума
12.03.2018 00:03
На улице пока что очень мало весны и много снега, поэтому приведу здесь рассказ о благодатных летних деньках и о том, что когда-то, кое-где у нас, порой, в эти дни происходило…
С приближающимся окончанием межремонтного ресурса у подопечного нам вертолета Ми-8Т к концу подходила и наша очередная командировка в славный тюменский нефтегазовый регион. Оставалось поработать нам еще каких-то пару неделек, и борт необходимо было перегонять на базу.
И вот в эти благодатные августовские денечки пронеслась по округе весть о том, что в лесной части бескрайних лесотундровых просторов со страшной силой «поперли» в рост грибы. Более того, в основной массе своей были это не какие-нибудь банальные подберезовики или опята, а самые что ни на есть благородные и элитные – белые.
Наш экипаж не мог остаться в стороне от массового грибного психоза, охватившего все местное и прикомандированное население. И вот уже несколько дней подряд по пути на очередную буровую наша «восьмерка» забрасывала меня, молодого авиационного «слона», то есть - авиатехника по планеру и двигателю, вместе с «рэсосником» Георгием, а точнее – Гошей, на грибной промысел.
В каждый день мы набирали по три-четыре рюкзака отборнейших стандартно ровненьких и абсолютно не испорченных червями белых грибов. По окончании летного дня вертолет возвращал нас с обильной грибной поклажей к месту временного командировочного обитания, где в одной из комнат общежития усилиями экипажа был организован «пункт» по переработке и сушке даров сибирского леса.
Грибной конвейер работал без сбоев, и мы приняли «повышенные социалистические обязательства» не только по налету часов, но и по количеству килограммов сушеных грибов на душу командированного авиатора.
В один из таких «промысловых» дней мы с Гошей, заполнив грибами все имеющиеся рюкзаки и мешки, безмятежно болтая и дымя ярославской «Примой», ожидали прилета нашего зеленобокого красавца.
Задержка расчетного времени прибытия борта на удобное, находящееся рядом с лесным массивом «посадочное» болото уже превысила все мыслимые и немыслимые пределы. Давно закончились бутерброды и тушенка, а также заваренный в термосе чай. От «Примы» осталась только ярко-красная пустая пачка и сухая горечь во рту, а «восьмерки» все не было.
И вот, когда стали мы готовиться к ночевке в суровых полевых условиях, где-то в мглистой тундровой дали сначала слегка прорезался, а потом начал постепенно нарастать и усиливаться радующий наши уши жесткий вертолетный рокот.
Точно выйдя на место нашего таежного пребывания, вертолет, обдав незадачливых грибников ураганным потоком отбрасываемого винтом воздуха, завис около мешков с грибами, и бортмеханик, сдвинув дверь и закрепив входной трап, приготовился принять у нас ценный груз, а заодно загрузить и нас самих.
И тут мы с Гошей замечаем, что бортмеханик - то в вертолете совсем даже и не наш, и командир, поддерживающий вертолет на режиме висения, тоже не наш! Да и сам вертолет, оказывается, также не наш, а какой-то совершенно посторонний, с двумя дополнительными баками внутри грузовой кабины, а не с одним, как у нашего! Хотя такой же он зеленый, прокопченный выхлопными газами, пропитанный парами авиакеросина и производящий неимоверный шум и грохот!
Увидев наше замешательство, «бортач», не пытаясь перекричать рев работающей на повышенном режиме винтокрылой машины и чему-то широко улыбаясь, замахал правой рукой, приглашая нас, как гостеприимный хозяин, в свою гремящую вотчину. Одновременно с этим выставленным вверх пальцем левой руки он дает нам понять, что все, мол, нормально, мужики! Не мандражируйте, (в переводе на великий литературный – не комплексуйте и ничего не бойтесь) и прыгайте быстрее со своими манатками в вертолет!
Обменявшись с Гошей абсолютно безумными взглядами, мы быстро забросили мешки с грибами в грузовую кабину и разместились около лимонно-желтых дополнительных топливных баков. Веселый бортмеханик лихо убрал трап, задвинул дверь. Не произнеся ни единого слова, он оперативно уселся на свою откидную лавочку, и мы, находясь в полном недоумении и смятении, куда-то полетели.
Минут через двадцать, увидев с высоты птичьего полета знакомые очертания нашего вахтового поселка и посадочную площадку с мирно стоящим на ней вертолетом, мы наконец-то начали понимать, что визит незнакомого гостя, вернее - попутного борта, к суперконспиративному грибному месту был вовсе даже не случаен, - с нашей родной машинкой приключился, видно, какой-то форс-мажор. Поэтому для эвакуации из тундры авиатехников вертолетно-грибной специализации призваны были командиром нашей вертушки коллеги-вертолетчики с соседней оперативной точки.
Выручивший нас геликоптер после посадки на площадку, расположенную по соседству с местом нахождения неисправного вертолета, быстро выплеснул из своего чрева двух любителей тихой охоты с их набитыми грибами мешками, легко вспорхнул над бочковидными домиками-балка́ми и полетел в неизвестном нам направлении.
Практически в этот же момент пред нашими затухающими от усталости очами самым волшебным образом нарисовался бортмеханик экипажа Викентий Петрович, который и сообщил об отказе на «ветролете», как любил он его называть, стартер-генератора.
Гоша, как главный спец по части электрики, стрелой помчался на служебном «уазике» за новым агрегатом. Часа через полтора исправный генератор был торжественно водружен на свое штатное место, а мы с Гошей с чувством до конца выполненного долга отправились закладывать в самодельную сушильную камеру новую порцию замечательных белых грибов, так не просто доставшихся нам в этот сногсшибательный летний денек.
Да, что еще следует отметить для полноты складывающегося пазла, - после «закладки» грибов мы всем экипажем немного «заложили» «за воротники», отметив тем самым наше чудесное вызволение из реально возможного грибного плена, а также быстрый ввод в строй неисправной техники.
А что вы думали? Стрессы мы всегда вовремя снимали, но без фанатизма, конечно, а только лишь «здоровия для», дабы не накапливались эти неизбежно присутствующие в тяжелой мужской работе факторы в наших отравленных авиацией организмах и не приводили к патологическим психологическим изменениям.
Viktor49A
Старожил форума
12.03.2018 08:22
Спасибо Андрей, за жизненный, отменно изложенный рассказ!
Да, в нашей работе частенько приходили на помощь, не только
свои, но и совершенно чужие люди.
Наши посадили аккумулятор, сидя на газопроводе. Связи никакой
с Уральском. Пошли к мужикам. Те быстро подогнали "Краз", скрутили
кабель из сварочных проводов, одели одному, на руки три пары
брезентовых рукавиц и, контактным способом запустили движок:)
Был один вылет со своего аэродрома, ранний. ВПП запорошена.
У меня тренировка с вводимым в строй пилотом. РП нормальный
мужик, полный тёзка, не раз выручавший в трудную минуту.
- Борт, пройдите работая, до конца ВПП. Можете?
- Можем - отвечаю. И отдав управление пилоту показываю: давай,
чисть. Зачтётся:) Почистили хорошо, где-то чуть больше половины.
Все таки ВПП 1км с копейками.
Нам сказали: "спасибо, хватит"!
А нам - не жалко:) Порт-то, родной.
Очень много неэффективно задействованной техники: тяжелые грузовики, комбайны, трактора, трудяга Ми-2 в качестве воздуходувки...
Заказали бы один Ми-26 и все сдули в один кукурузный бурт. Развлекуха помасштабнее была бы. Правда, наверное, не дешевле, чем моторизованный аврал. Но зато просмотров было бы - мама не горюй!
А если серьезно, то технология задействования "вертушки" в серьезной сельскохозяйственной уборочной операции делает честь находчивости агроменеджеров в условиях, как всегда неожиданно пришедшей зимы...
Очень много неэффективно задействованной техники: тяжелые грузовики, комбайны, трактора, трудяга Ми-2 в качестве воздуходувки...
Заказали бы один Ми-26 и все сдули в один кукурузный бурт. Развлекуха помасштабнее была бы. Правда, наверное, не дешевле, чем моторизованный аврал. Но зато просмотров было бы - мама не горюй!
А если серьезно, то технология задействования "вертушки" в серьезной сельскохозяйственной уборочной операции делает честь находчивости агроменеджеров в условиях, как всегда неожиданно пришедшей зимы...
Сумская область...Вот пример прихода новых технологий... Пожгли покрышки...
Damalei
Старожил форума
01.04.2018 17:49
Лет 30 назад, на наш аэродром (совместного базирования) прилетел доселе невиданный зверь - Ми-26. Для нас, это была сенсация! Помню, как при его рулении мимо нас, по магистральной РД, неслабо покачивались балки наших "двоечек", стоявших на перроне.
На следующий день, аэропорт был закрыт из-за тумана. И вроде бы, некий большой начальник опаздывал в Москву. Не знаю, кому и как пришла в голову эта идея, но командир ОАО лично попросил военных вертолётчиков полетать над полосой. Это надо было видеть! Огромные клубы тумана отлетали в сторону, словно пар, сдуваемый с чайной кружки! Через несколько минут, вся ВПП стала просматриваемой. Правда ненадолго. Но этого времени вполне хватило для взлёта пассажирского Як-42, практически по расписанию.
Viktor49A
Старожил форума
01.04.2018 18:12
Двоечка за счет малого радиуса виража на скорости 100, спокойно
вырезает в тумане окно минут за пятнадцать-двадцать, при плотности
тумана метров двестипятьдесят-триста. Проверено.
А Саша (г.Тверь) рассказывал, как они выскакивали из тумана на буровой,
а шестерочка всё наматывала круги ожидая окна. Думаю, если бы у них
полетный вес позволял висеть над туманом, они бы его быстро раздули.
Borodach
Старожил форума
01.04.2018 22:49
Немного об актуальной теме пожарной безопасности.
В свое время в Выборгском АТУ ГА данному вопросу уделялось серьезное внимание. Преподаватели приводили основанный на практическом опыте пример времени полного уничтожения огнем вертолета Ми-8. Насколько я помню, называлось время в пределах 10 минут. Хорошо, что проверить это на практике не пришлось. В то же время довелось увидеть, как за 15 минут полностью выгорел автобус-иномарка, и как молниеносно распространялся огонь в плацкартном пассажирском вагоне, но пассажиры при этом были спасены.
Один предупредительный звоночек был и в личной практике, но все обошлось, научив предельному вниманию к обеспечению пожарной безопасности не только в авиации, но и во всех сферах жизни.
Экипаж вертолета Ка-26 занимался авиахимработами, разбрасывал по лугам аммиачную селитру. Дело было весной, днем температура воздуха поднималась до 10 градусов тепла, а ночью опускалась до -2, -3. При подготовке вертолета двигатели Ка-26 нужно было подогревать с + 5 градусов наружного воздуха и ниже. Не всегда хотелось возиться со стареньким моторным подогревателем, поэтому иногда запускались без предварительного подогрева движков, с активным использованием баллона со сжатым воздухом. При этом интенсивно закачивали в смесесборник топливным шприцом дополнительные порции бензина. Однажды, перекачав бензина, получили обратный выхлоп воспламенившейся топливно-воздушной смеси в карбюратор. Двигатель в районе карбюратора загорелся. Схватили находившиеся на пожарном щите огнетушители ОХВП. Один не сработал – отбросили его в сторону, второй – то же самое. Пришлось задействовать бортовой углекислотный огнетушитель. Он, к счастью, оказался в рабочем состоянии, и разгоравшийся пожар затушили за пару минут.
Движок сильно не пострадал, поменяли пару уплотнительных резинок, топливный шланг. Подогрели двигатели, как положено, и запустили.
Пришел командир и, посадив в кабину одного авиатехника, полетел с ним на загрузочную площадку. Авиатехник-стажер остался ждать, когда за ним подъедет агроном и отвезет его туда же на «Козлике». Через пару минут после взлета вертолета площадка огласилась сумасшедшими, исходящими от неисправных огнетушителей звуками: это начали изрыгать обильную пену оба огнетушителя! Поработав так некоторое время, они залили всю площадку пеной и только потом с чувством выполненного долга успокоились.
Агроному сделали хороший «втык» за якобы исправные и проверенные огнетушители.
Viktor49A
Старожил форума
02.04.2018 15:08
2Borodach:
Если сделать выборку по бывшему Союзу курьезных случаев в авиации
с ее зарождения, получилась бы отменная книга:)
Damalei
Старожил форума
02.04.2018 18:12
В колхозе, на АХР, прилетел КЗ с проверкой.
- Почему огнетушители на стоянке отсутствуют?
- Да каждый день агроному напоминаем, он всё "завтраками" кормит.
КЗ - гл. агроному:
- Слушай, ты такой уважаемый мужчина и агроном авторитетный, хозяйство у вас в передовых числится, ну неужели так невозможно для вас: пару огнетушителей на аэродром привезти? Не солидно это.
- О чём говоришь, дорогой? Сейчас потерпи чуть-чуть, я мигом их доставлю!
Минут через 15-20, агроном возвращается и, с гордым видом, достаёт из машины .... 4 бутылки водки!
В колхозе, на АХР, прилетел КЗ с проверкой.
- Почему огнетушители на стоянке отсутствуют?
- Да каждый день агроному напоминаем, он всё "завтраками" кормит.
КЗ - гл. агроному:
- Слушай, ты такой уважаемый мужчина и агроном авторитетный, хозяйство у вас в передовых числится, ну неужели так невозможно для вас: пару огнетушителей на аэродром привезти? Не солидно это.
- О чём говоришь, дорогой? Сейчас потерпи чуть-чуть, я мигом их доставлю!
Минут через 15-20, агроном возвращается и, с гордым видом, достаёт из машины .... 4 бутылки водки!
Как научили...😁
А.Шилов
Старожил форума
07.04.2018 23:14
Всем доброго здравия.
Виктор, очень приятно, что спустя столько лет ссылаешься на мои жизненные зарисовки...
Жаль, что времени заглядывать на веточку мало, и делаю это по печальному поводу. К сожалению ушел из жизни Зива Михаил Иванович - очень хороший человек и отличный пилот, близким - соболезнования, друзьям и товарищам - что бы помнили...
Всем доброго здравия.
Виктор, очень приятно, что спустя столько лет ссылаешься на мои жизненные зарисовки...
Жаль, что времени заглядывать на веточку мало, и делаю это по печальному поводу. К сожалению ушел из жизни Зива Михаил Иванович - очень хороший человек и отличный пилот, близким - соболезнования, друзьям и товарищам - что бы помнили...
Александр, г. Тверь
Привет Саша! Рад "слышать" тебя, коллега.
Да, печальная история. Судьба....
Присоединяюсь к твоим соболезнованиям: чтобы помнили - Зива Михаил Иванович ...
Всем доброго здравия.
Виктор, очень приятно, что спустя столько лет ссылаешься на мои жизненные зарисовки...
Жаль, что времени заглядывать на веточку мало, и делаю это по печальному поводу. К сожалению ушел из жизни Зива Михаил Иванович - очень хороший человек и отличный пилот, близким - соболезнования, друзьям и товарищам - что бы помнили...
Александр, г. Тверь
Может быть Вы какие-то знаете подробности?, а то известие о смерти Михаила Ивановича было полной неожиданность, СМИ писали о средней тяжести состоянии, и вдруг, такое ужасное сообщение...
Damalei
Старожил форума
08.04.2018 10:05
В больницу был доставлен в сознании.
Но степень тяжести ожогов оказалась больше, чем писали СМИ.
В больницу был доставлен в сознании.
Но степень тяжести ожогов оказалась больше, чем писали СМИ.
Понятно, Беслан.
Sky_Coyote
Старожил форума
12.04.2018 10:58
Привет... Был тут разговор про болты. Вставлю свой "пятак".
Работал на АХР. Каждый день один движок резал от 3 до 5 болтов, в зависимости от налета за день. Двиг 4й серии, ремонта Актобэ, 750 часов. Оставалось ему 80 часов. Я на базе запасся болтами гайками шайбами и каждый день по окончании работ крутил. Параметры двигло сохраняло абсолютео нормальные. При возврате на базу и остатке ресурса 5 ч начал отставать на 1% по оборотам. Дома обнаружили срез 8 штук, по всей окружности.... Ну и сняли его.
Sky_Coyote
Старожил форума
12.04.2018 10:59
Точно! С праздником авиации и космонавтики всех причасных!
Жесть..... леерки нет, полщадка не обозначена... тюрьма...
Sky_Coyote
Старожил форума
18.04.2018 10:17
Вспомнил про канистру. А потом про палку-бумеранг..
Viktor49A
Старожил форума
18.04.2018 10:34
У нас аналогичный случай был. Агроном подслеповатый.
Шел со стороны хвоста к площадке и его никто не видел.
Пилот услышал звук, а вертолет как будто присел.
Пилот движки выдернул с малого газа, выскочил смотреть
в чем причина. Мужик лежит под хвостом в крови - голову
разрубило....
Viktor49A
Старожил форума
18.04.2018 10:40
Да, забыл: он поднырнул под ограждение площадки,
увидел значит. А вращающийся винт не увидел. Судьба...
Да, забыл: он поднырнул под ограждение площадки,
увидел значит. А вращающийся винт не увидел. Судьба...
Похожий случай был с начальником метеостанции Богдок (что находится в 200 км севернее Джусалов, в Карагандинской области, около родника Богдок) где-то в 1960-х годах.
Говорят, там он и похоронен, около метеостанции.
Станция закрыта в 1990-х годах, но домики остались от неё и ныне там крестьянское хозяйство.
Повторяюсь, но не могу удержаться от повтора поста с праздничной ветки:
Бокалы мы до дна осушим
За славный наш воздушный флот,
Традиций главных не нарушив,
Он в каждый день идет на взлет!
С Праздником!