Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

"Двоечники" и др.,влюблённые в вертушки

 ↓ ВНИЗ

1..173174175..285286

nikolai
Старожил форума
25.09.2010 23:12
Михаил Иванович, аудитория вся во внимании!
И я, тоже, иногда записываю свои воспоминания.
И не только касающиеся ТО ЛА.
Например:
...А я знаю в чём причина развала СССР и смена идеологической ориентации.Так-вот.Я родился в рабочем посёлке севернее любимого города Сыктывкара на 90км, который находился в системе НКВД.Мы, дети, любили ходить на праздники:1-го мая и 7-го ноября.Перед заводоуправлением была площадка с трибуной.Но что самое интересное-демонстранты не просто толпой заходили на площадку, а шли дорожками, ограниченными красным кирпичём и путь этот был...Много лет спустя, имея в памяти яркие детские впечатления я вспоминал эти кирпичи и пытался анализировать:по какой линии они были уложены…
В.И.Ленин говорил-развитие идёт по спирали.А Политбюро ЦК КПСС часто сокрушалось, что на местах часто не понимают, что хотят в центре.Так-вот дорожки были ограничены эквидистантными спиралями (если я правильно понимаю термин эквидист.)Но движение демонстрантов по спирали было не в развитие, а на исчезновение с центром в трибуне!Что хотите то и думайте!
А по окончании торжественной части народ не желал идти назад по эквидистантной траектории, в особенности мы, пацаны, бежали впереди всех в клуб на берегу реки, где по программе должен быть концерт...
Сергей К.
Старожил форума
26.09.2010 00:54
Дядь Витя! Снимаю шляпу за рассказ! Всё очень тонко и точно подмечено. Ты, наверно, ещё полётываешь? Как будь то вчера вышел из "кабинета" Двоечки...
"Тугрики", к сожалению кончились. Так же, как и пассажирские перевозки и "горимость лесов". До следующего сезона. Осталась СанАвиация.
Сегодня был хреновый день. Два часа летели к больному, но помощь уже не потребовалась...
Короче: Работа есть - значит кому то плохо. Работы нет сам сижу без "тугриков". Завтра пойду к KudretsA, запишусь в Корабельную. Может боцманом возьмут, или на камбуз, подносчиком штруделей? Я смогу.
Вчера дохтур, в процессе УЗИ узрела диффузные изменения печени (по типу жирового гепатоза). На её вопрос: много ли я ем жирной пищи, пришлось честно признаться: я её не ем. Я ей закусываю! Остальные показатели в норме. Чего и всем желаю!!!
С уважением, Сергей К.
Viktor49A
Старожил форума
26.09.2010 08:51
Доброе утро, други !

Похоже природа смилостивилась, и дарит нам, как и положено, "бабье лето":)

2Ветеран ГА:
Не первый раз и я пасую, перед ворохом написанного за эти годы, и спасительная работа в который раз, вовремя отвлекает, от этого непростого дела - проживать по новой прожитое и пережитое, шлифуя и корректируя написанное второпях и горячке, тогда казавшееся просто моментом из жизни, а сегодня - обрастая деталями, событием, если не подарком
от Всевышнего =:)

Сергей К.:
Спасибо Сережа на добром слове !:)
Сочувствую тебе, брат и коллега.
Когда нет работы - "засыхают мозги и дрябнут мышцы", - как говаривал один
мой знакомый - работник бюро ритуальных услуг, бывший наш авитехник =:)
Сочувствую и по поводу вчерашнего полета - остается осадок на душе в таких случаях.
Так мы ж люди, и он(осадок), и должен оставаться, чтобы не терялось у НАС, чувство ответственности и нужности кому-то.
Хорошая у тебя работа, Сережа. Завидую по белому, немного, тебе, и желаю чтобы никакой гепатоз, не помешал летать, столько, сколько захочется !:)
Потерпи до весны брат, и красота вокруг, сотрёт нафик, "осенне-зимний" "негатив":)


Ветеран ГА
Старожил форума
26.09.2010 13:26
Добрый день, братья по цеху! Доброго здоровья Вам! УЗИ нам не указ.
А вот мои данные из медицинской книжки. К сожалению, к комедийному жанру мои взаимоотношения с медициной не отнесёшь.
В 1963 году по осени меня хоронил Н.А.Рассолов в Якутске. Был тогда начальником медсанслужбы в Якутске, сейчас - академик, учит авиационных медиков. Качели и барокамера на 5500 по полтора часа с вращением каждые полчаса. Выдержал всё. И всё-таки ограничил на поршневую авиацию и вертолеты. Такая была политика, чтобы удерживать кадры в определенном месте. В актив можно только принять то, что дали путёвку в санаторий. Там меня начали по диагнозу селить на первый этах, - выше нельзя. Девочки, - говорю, - так ить я ещё летаю. Девочки выронили глаза: как так, недостаточность митрального клапана..., как же вы летаете. Вроде того, лучше вам на лавочке сидеть и даже семечки не лузгать.
Пришлось вернуться в Ставрополь, "потерять" по дороге медицинскую книжку и стать годным без ограничений.
В 1977 году председатель ЦВЛЭК Гестгафов, получивший в 235 ОАО кличку "Пиночет" снова начал хоронить меня, чуть ли не списывать. Мне шёл 43-й год, а по его летоисчислению, исходя из кривых кардиограммы, мне предписывался 85-летний юбилей. Видимо что-то вымогал. Но тогда уже мое положение не позволяло ему списывать без согласования с заместителем министра по летной службе. К этому варианту Пиночет не был готов, но ограничил самолеты первого класса. Непонятно только, чем отличается Ил-62 от Ту-134 по требованиям к здоровью. На Ту-134 еще напряжённее работа - скакать по аэродромам "взлёт-посадка" каждые полтора часа. А те же высоты.
И ещё десять долгих поднадзорных лет с годовыми и полугодовыми интервалами, стационарами, лестницами и велоэргометрами.
Через десять лет сам списался: слишком много очков надо было с собой таскать: два комплекта для близи и два - для дали. Так положено полуслепым лётчикам. Да и не всякого диспетчера с ходу уши принимали. Собрали мне все атеросклерозы, кардиосклерозы и другие сердечные дела в кучу и списали по просьбе трудящегося без прохождения комиссии и без упоминания проблем со зрением и слухом. Перешёл в другой кабинет на наземную должность. С окладом, выслугой и премиями, плюс пенсия, стал побольше получать, чем на должности заместителя начальника управления.
Следующий мой поход к медикам состоялся через десять лет. УЗИ делали специалисты ГосНИИ ГА: "Ах у вас вся печень..., ах у вас поджелудочная..." Больше не хожу, разве что с давлением придётся идти. Уже слишком высокое. Но ведь с первых похорон прошло почти полвека.

Вот такие воспоминания из медицинской книжки и взаимоотношений с медициной.
Витя, напрягай память, красивые, добрые у тебя рассказы.
Всех Вам радостей и здоровья!
Боби-Боба
Старожил форума
26.09.2010 15:39
Витя привет! Я в отпуске на пару недель - звони пообщаемся! 87017607196.
Удачи!
KudretsA
Старожил форума
26.09.2010 19:15
Дядь, Вить спасибо за рассказ - очень жизненно и поучительно. Думаю, каждый из летавших что-то подобное испытывал и самостоятельно принимал решение возоблодавшего либо разума, либо гордыни. Только вот результаты у каждого свои...

Сергей К.Работы нет сам сижу без "тугриков". Завтра пойду к KudretsA, запишусь в Корабельную

У нас надо очень хорошо порой уметь ничего не делать.Бывалоча, заштормит море-акиян на неделю-другую, головы не поднимешь, вот там-то в позе эмбриона и проверяешься на выдержку по вынужденному безделию
http://rutube.ru/tracks/150599 ...
Viktor49A
Старожил форума
26.09.2010 20:27
Вечер добрый, други !

Сегодня зарядился положительной энергетикой, гуляя с внуком, и завтра, с новыми силами
окунусь в работу. Получил и от вас друзья, положительный заряд в виде ваших отзывов.

Эта история мелькнула уже, вкратце, на страницах нашей веточки, а недавно, стал вспоминать всех её участников добрым словом, в том числе и коллег авиаторов из Киргизии.
Вот на этом фоне и пришла мысль дополнить рассказ, сопутствующими, и многое поясняющими, жизненными деталями, без коих не обходится ни один полет.

2Ветеран ГА:
Даа, Михаил Иванович, однако !
С пониманием и уважением, отношусь ко всему Вами рассказанному, и по части медицины в том числе.
Знаю ребят, поступивших примерно так же с медкнижкой. Правда возрастом они помоложе будут. Дали себе установку: "я здоров, и никаких гвоздей !" Судьба к ним отнеслась благосклонно, за что ей спасибо, а ребятам - мое уважение.

Спасибо Вам на добром слове о "моих рассказах" ! Только все они, уже здесь были, вкратце.
А художественные писать не пробовал. Не моё это.

Скачайте эту книгу Фирейдона Батмангхелиджа, Михаил Иванович. Или хотя бы прочтите.
В жизни ведь бывает, иногда - "ответ" находится рядом, только мы не знаем, что это отвечают нам.

http://book.ariom.ru/txt1485.html


2KudretsA:
Благодарю Андрей и надеюсь, что результаты у всех побывавших в примерной ситуации, будут "позитивные".

Посмотрел ролик, и, поёжился.
Мое бесконечное уважение ВАМ - люди моря, ветра и неба....

2Боби-боба:
Спасибо Боря. Записал телефон.
Созвонимся.

Всем спокойной ночи и доброй недели !
Сергей К.
Старожил форума
26.09.2010 20:34
KudretsA Спаааааасибаааа! Посмотрел. Немного стошнило. Снимаю свою кандидатуру с должности подносчика штруделей. Как говорили в замечательном фильме нашей эпохи: "Уж, лучше, вы к нам!..."
Viktor49A: Кстати об этом самом бюро. Мой бывший, по армии, штурман, как раз сейчас и трудится в "Военно мемориальной компании". (Вот где прослеживается неразрывная связь армии и народа) А его супруга работает то ли конвоиром, то ли стрелком в местной женской колонии. Детки его были тогда малые. И, как то раз, у него дома раздаётся телефонный звонок. Трубку берёт младшенькая доча. На том конце трубы просят кого либо из взрослых подойти к телефону. Устами младенца глаголет истина. На вопрос: где мама, девочка честно отвечает - Мама В ТЮРЬМЕ.
Минутная пауза в телефоне. И робкий голос спрашивает: можно ли тогда попросить к телефону папу?
Ответ застал звонившего, уже в коме. Девочка сказала, что папа НА КЛАДБИЩЕ.
Здоровья всем и всего самого доброго!
С уважением, Сергей К.
KudretsA
Старожил форума
26.09.2010 21:11
Сергей К.:
Повеселил рассказом про телефонный разговор, тогда и от меня, на ночь глядя:
В очередном походе в течение нескольких дней наблюдаю бойца, который виртуозно балансирует в качку, сидя на вертящемся стуле, у которого отломана одна ножка.
-Давай- говорю, с боцманом договорюсь, пусть четвёртую приварит.
Ответ убил наповал:
-Договориться, тащ, и мне не проблема, но тогда его отберут у меня, как исправный.
Сергей К.
Старожил форума
26.09.2010 21:23
KudretsA: Неистребима Военно-морская находчивость. Так же, как и юмор! А как сам переживал такие напряги ввиде 9 бального шторма? Это же надо так во всех плоскостях вращаться!!! Это, даже не 3D!
KudretsA
Старожил форума
26.09.2010 21:45
Сергей К.Другого способа пока не придумали.

Как вы там во время шторма?
Ничего, в порядке, норма.
Чтобы качка с ног не била,
Разводи-ка, братец, шила.
Жидкостей смешение
В процентном отношении.
Ветеран ГА
Старожил форума
26.09.2010 22:50
Да!!! Не думал, чтоб такую махину как двухвесельную лодку макало носом в море-окиян. А крены! Представьте себе более плоскодонный ледокол в такой ситуации. А ведь шёл на выручку дизельэлектрохода, застрявшего в Антарктиде. Дошёл и вернулись героями.
А как удерживается вертолет на этих американских горках?
И много ещё "каков" у сухопутного зрителя возникает. Видно, надо к матросам на форум идти за ответами.

Виктору (хоть он уже третий сон досматривает).

Витя, может и было, но склероз тем и хорош, что можно заново перечитывать Муму, как новое откровение.
А твой рассказ ещё и доработан.

А насчёт утраты медицинской книжки, если честно, врач посоветовала. Иначе, говорит, от диагноза избавиться трудно. Пришить ярлык просто, а вот снять - надо иметь смелость. А вдруг... Как говорила в Ставрополе синоптик: вам хорошо, вы разобьетесь и всё. А мне отвечать...

Всем доброй ночи.
Viktor49A
Старожил форума
27.09.2010 08:24
Доброе всем утро, с Востока =:)

2Сергей К.:
2KudretsA:
С удовольствием посмеялся, братцы...=:)
Вот уж точно и самой жизни, придумывать ничего не надо.
А телефонные, неожиданные диалоги, можно собирать в отдельную папочку.
"Морская тема" есть уже, а вот "телефонная" ещё только начинается...=:)

2Ветеран ГА:
Хорошая штука склероз, конечно =:)
Я обязательно буду выкладывать, как "будет что", Михаил Иванович.
Пишите и Вы нам, Ваши воспоминания. Вам есть что вспомнить.

До встречи в эфире, братцы !:)
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 09:51
Продолжаю публиковать, дополненные и откорректированные рассказы,
кои уже "звучали" однажды, на страничках НАШЕЙ ветки:

«Бобина и конденсатор - что это ?»

Наш «тандем» с Николаем, в этом сезоне в поле, заработал «как часы»: мы корректно и точно сменяем друг друга, прилетая вовремя. Мы собираемся вместе, перед отъездом на отдых одного из нас, совещаясь и обмениваясь общей информацией.
Расставшись, планируем рабочий график на завтра, с заказчиком, по эффективному совместному применению вертолета. Намечаем людей, которых возьмем на борт, вместе с нами, корректируем маршруты их следования, «до точки сбора» после «выброски» на обследуемой площади.
А наш авиатехник - Сережа З., вовремя и честно, присматривает за ласточкой, обслуживая «после полета» и подготавливая «перед».

Чётко спланированная «операция» приносит свои плоды, и мы - «идем» значительно впереди, графика работ, что очень радует нашего заказчика.
Радует от того, что мы здорово экономим и так небольшие «постперестроечные» деньги. А это даёт и нам моральное удовлетворение, к тому же подкрепленное хоть небольшой, но премией от заказчика в конце месяца, и, как оказалось, всё вместе удачно поддерживает, семейную «потребительскую корзину» как и «ейную же», приятность в отношениях.

Немного смазал правда, «идиллическую картину» позавчерашний стресс, но, «без него» - ржавеет реакция и притупляется внимание, - что называется.
Хоть это уже и в прошлом, а напряжные мгновения, пережитые в нем, ещё вызывают озноб в мышцах и услужливая память, вместе с буйной фантазией, моментально восстанавливают напоминая, картину, практически падения.

И страшно было тогда, не столько от того, что падаем среди валунов, прижатые ветровым, нисходящим слоем, а тем, что в салоне, сзади, восемь пар глаз непонимающе и испуганно расширились, видя, как несется на нас земля-матушка, понимая их страх, и осязая их же странные ощущения:.. как будто тянет кто-то за шиворот и почему-то толчками -импульсами: не то притяжением от близкой тверди, не то от уже «настойчиво призывающей к себе», длани Всевышнего.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 09:55
Но, всё обошлось - слава Ему, и мы относительно мягко шмякнулись, пробежав несколько метров, по небольшой, спасительной полянке между валунов, как-будто так и надо.
Затормозив, и открыв заднюю дверь, освободили очередную пару «заложников» с гравиметром, махнув им дважды рукой:
- Вперед !- показав куда.
И, прощаясь: До встречи, в точке сбора !

Потому то руководство по летной эксплуатации вертолета и ограничивает скорость ветра, при выполнении съемочных полетов, что «он» - паскуда, (извиняюсь), обтекая рельеф местности, может вызвать вполне даже непредсказуемые завихрения, мгновенно внося диссонанс, и в траекторию полета, и в технику пилотирования.
Конечно, когда внизу более-менее ровная поверхность, то, есть шансы выкрутиться при сохранении хладнокровия, но если под тобой скалы или мелкие ущельица, дело значительно осложняется, ежели намечалась посадка в «энтом» «интересном месте».

Работая в пересеченной, или гористой местности с сильными ветрами, надо быть очень осторожными, по вышеупомянутым причинам.
В прошлую командировку, нам просто чудом удалось «проскочить», подветренную сторону, длинной гряды невысоких горушек, стоящих преградой на пути здешних хозяев – сильных степных ветров.
Приходится с этим мириться, так как замучаешься «ждать и улавливать», "когда же "он" спадет, и нам "подойдет"…
И я на всю жизнь запомню, бешенные и неуправляемые броски вниз-вниз, к земле, едва мы неудачно попали в «завихривающийся» слой, нисходящих потоков обтекавших гряду как «им вздумается», и делясь теперь в суматошные воздушные струи.
Учитывая мизерную высоту, которую используем для этого вида работ, можно считать, что ещё раз вытянули, счастливый билет, в котором было написано: «живите, пока ещё»…
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 09:57
«Точку» в этой лощине, ребята отсняли таки, пройдя метров двести, когда мы присели в сторонке, от представляемой мысленно, границы потоков бесившегося ветра.

Конечно, для того мы и сидим в кабине, «чтобы осознавать и предугадывать, прогнозировать и избегать». Когда же...«не успеваем вдруг» «избегнуть или предугаднуть», то и переживаем раз за разом, эти мгновения, снова и снова намертво впечатывая в память, и лепя из них прочную базу опыта - сына ошибок трудных - как говорил великий А.С.

Видя же, благодарные лица Заказчиков - а их целая команда, - в конце командировки, ощущая драгоценность отлётаных часов, в виде «актов на выполненные работы» в портфеле, и чувствуя «значимую тяжесть», в кармане, на душе становится веселей, и приятней жить однако.
Значит, не падай духом ! Ведь ты, делаешь нужное дело, а мудрей, расти, работай над собой, пилот.

Явно вижу, как настроение моего напарника и коллеги, а в недавнем прошлом комэски, значительно улучшается, хоть и омрачаемое иногда, судя по морщинкам на лбу, воспоминаниями о моей невольной «помощи», в «снятии его с должности».
И, как мне думается расставаясь на пятнадцать дней, мы смотрим в глаза друг другу открыто. Да и характер у Николая, не из тех кто промолчит, если есть что сказать, в глаза.
Видно так уж сложена, наша жизнь авиационная, что сегодня - ты начальник, а он… кхм,
- ученик, мягко говоря, а завтра - очень даже наоборот.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:00
Вот и проводил я недавно, товарища, на отдых домой, а сам, с новыми силами принялся за оставшуюся работу. Да и погодка, может вносить свои коррективы, а посему надо бы пошевеливаться.
Это я так, для проформы, конечно. «Усе будет нормально и все уедем»…

Но, ...в один из дней, «в отлаженный ритм» - так сказать, «вмешались обстоятельства» - как говорится.
У моей ласточки, заклинил один движок. Заклинил намертво, на последней за сегодняшний день, точке. Благодаря случаю, это произошло на земле, и спасибо машинке, «возившей» нас целыми днями, вдоль горушек и над ними, на сверхмалой высоте, дабы не проскочить, крохотный искомый колышек.

До базы оставалось около десяти километров, и прождав все мыслимые сроки, Серёжка - мой авиатехник, с двумя геологами поехал «против шерсти» нашего предполагавшегося маршрута, с замершей душой, на поиски.
Укрываясь от пронизывающего ветерка и сидя в кабине вертушки, мы увидели километрах в трех, северней нас, завивающуюся пыль от «бобика», и ахнули в их сторону, в небо ракету. Потом ещё одну.
Пылевое облако осело, и через пару мгновений «понеслось» к нам.
Из подлетевшей машины выскочил, отмякая на ходу, Сережка, с «распахнутыми настежь глазами». Да и у геологов глаза, «были тоже, не уже», так-как пустующая после захода солнца, хоть и временная, но уже заметно вытоптанная в траве, вертолетная стоянка - плохой предвестник… Да ясный перец: нет ничего хуже, чем ждать да догонять – верно гласит народная мудрость.

Увидев, что мы целы и живы-здоровы, все радуются, предлагая обсудить «план действий».
Рассказываю ребятам, что передал через Караганду радиограмму на свою базу, и только что принял ответ: «Завтра ждать в Балхаше «восьмерку», со сменным двигателем для вас». Конечно, надо было ещё туда добраться, за стовосемьдесят километров, по степям-то, но это уже было, вторично.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:02
Кстати, нельзя не сказать несколько добрых слов, о службе движения МДП Караганды тех лет - дай Бог здоровья всем операторам, сидевшим на связи когда-либо, в их аэроузле !
Они всегда были начеку, и не помню ни одного случая, чтобы не отозвались на зов в эфире. Даже в период сильных гроз, сквозь трески и шорохи, разряды и скрежет, доносился их ободряющий голос: ...«Отвечаю Еловый. Какой борт звал, я Еловый, отвечаю...».

Так вОт, исходя из текста радиограммы, план был простой: жить Серёже, на этой вынужденной точке, в степи, в вертолёте придётся, пока мы не привезем двигатель для замены из Балхаша.
Он, улыбаясь согласно кивает, быстро перекидывая в вертолет, нехитрое барахлишко, прихваченное им на всякий случай с собой.

Вот за что я люблю Серьгу, так это за его готовность к действию.
И, за готовность - помочь, - причем немедленно.

Оставили мы ему попить, поесть, а для «поспать» - места валом. Ружьишко, на всякий случай, положили на борт.
- Почитай, как в гостинице посреди степи, жить будешь – шутим мы.
Не унывает и он, жизнерадостно мотая лохматой башкой.

- Ну, не грусти, я - скоро вернусь... - только и сказал ему, хлопнув дверкой.

Поехали мы в Балхаш, встречать двигатель, на топливозаправщике, который нам керосин возит. «Зил-130» называется. Бодрая такая, мощная машинка, и водитель вроде бывалый.
Поехали втроём. Геолог с нами ещё «увязался». В Балхаше – говорит, - у него дела.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:06
Я с шестнадцати лет начал мотаться по степям, и дорога, вьющаяся перед капотом нашего «зилка» сейчас, напомнила замечательные годы экспедиций.
Это отдельная история, кстати довольно смешная. Расскажу как-нибудь позже.
Мои мысли, вдруг прерывает звук нестройно работающего двигателя и машину начинает дёргать.
- Что такое ?! – смотрю на шефа за баранкой.
Встали.... А «шеф» "крутит и крутит" стартером, отказывающийся подчиняться движок.
Я почувствовал что-то неладное, и когда мои предположения окрепли, осторожно так, и негромко, говорю вроде про себя:
- может искру посмотрим, а то аккумулятор «посадим». Ручкой-то движок не шибко потом покрутишь.

Водитель послушно открыл капот, и долго смотрел на двигатель, словно удивляясь, что там "что-то ещё" есть, оказывается, а до меня стало "доходить":… "водила" хоть и в возрасте, но, похоже в чём то сомневается…
"Кошу глазом" на часы: часа полтора в пути.
Прикидываю по времени и средней скорости: где-то 80-90 километров, мы уже отмахали от лагеря.
Гляжу:.. наш шофер достал из «загашника» кучу всякого «железа» и, начал его «примерять» осторожно, под капотом.
И так повернет и этак... Видно, что-то его крепко смущает, потому что дальше «примерки», дело не идёт.

Уже вечер и надо бы «шевелить шортами»: в начале мая, с мёртвым двигателем в центральной части Казахстана, в степи, ночью, нам очень даже прохладно будет.
Ведь из верхней, тёплой одежды - по легкой курточке.
- М-да....дело швах ! Надо выходить из кабинки пока не поздно – поджимаю губы.
Может быть, помогу чем-нибудь ? Всё-таки "жизенная школа" владельца....«собарожцев, побед, волг и пр. советских автомобилей» освоенных мной, к тому времени - даёт основание так думать.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:09
Вышел, и встал рядом.
Потом, попросил «глянуть».
Мне разрешили.
Делаю всё, чтобы убедиться в наличии «искры» и говорю, - зачем, и что, делаю.
Знаю точно - бензобак полон.
Если есть топливо и есть искра, а стартер бодро крутит только что урчавший движок,
то должон работать – говорят «наука» и опыт.

- Нет искры..на «центральном проводе» – отмечаю громко после снятия «оного» с крышки распределителя и попыток крутануть стартером.

А «ближе к теме» от «центрального провода», только «бобина».
- Будем искать причину – говорю, - хоть их, может быть и немало.

Рассматриваю бобину.
Она - «под тиристорное», называемое в шоферском обиходе как «электронное зажигание».
Большое у меня сомнение, что работоспособна. Ведь невозможно притронуться рукой, так раскалена... Из под её металлической обшивки идут мелкие пузырьки светло-коричневой массы.
Спрашиваю водителя: запасная есть ?
- Есть – говорит, и вытаскивает совершенно другую бобину, или по другому «высоковольтную катушку-трансформатор», вырабатывающую искру.
Пробую подключить вместо прежней и вижу, что «это - граната не той системы» - как в одном фильме говорят...

Ребята смотрят на меня, как на волшебника.
- А что я могу, не имея даже лампочки-контрольки ? – пожимаю плечами. Впрочем, посмотрим дальше.

Открываю крышку трамблёра, или проще - вращающегося от специального привода двигателя, - устройства, "распределяющего искру" по цилиндрам.
Та-аак !... вижу контакты прерывателя.
Уже хорошо, что это - обычное, а не "бесконтактное электронное зажигание" - т.е. намного проще на случай ремонта.
А вот "конденсатора" нет. Это – «хужей», однако.
Внимательно рассматриваю проводку: что, и откуда идет.
Но, "провода", вьются исчезая в толстенной оплетке, и куда «идут» потом, знают только конструкторы...
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:11
За вознёй? не замечаем, что солнышко совсем склонилось к заходу.
Поломав голову, взвесив всё «за и против», ставлю «диагноз»:
- Ну что, мужики !? - надо идти в ближайший населённый пункт, за этим самым «трансформатором-блин-бобиной», с любого «газика», «москвича», «запорожца», «волги», «победы» - говорю своим попутчикам. Нужна «обычная бобина» - без этих "электронных примочек" и, обязательно конденсатор – добавляю. Без «него» искра будет вырабатываться, но - слишком слабой, чтобы двигатель работал. А конденсатор подключенный паралельно контактам прерывателя, служит для увеличения "скорости сворачивания электродвижущей силы" - сокращенно ЭДС, в катушке, когда она (ЭДС) разряжается на конденсатор, в момент размыкания контактов, что значительно увеличивает «силу» искры.

- Так, стоп ! Вижу, что у них, да и у вас, читатель, наверное от этих слов, глаза начали закрываться.
Короче говоря, надо эту самую «катушку» и конденсатор. Точка ! - смотрю вопросительно на моих товарищей по кабинке.

Посудили мы, порядили значит, и - решили: В ночь идти нежелательно, да и страшновато - волчишки здесь есть. Вряд ли конечно, они на нас «тощаков» покусятся, «но лучше перебдеть чем недоспать» - как говоривал мой пилот-инструктор.

Ночка выдалась прохладная. Чувствую - озноб меня бьёт. Да приличный, хоть и горят грудь и лицо.
- Никак температура поднялась ?! С чего бы это ? – недоумеваю.
Ребята, почуяв "мои вибрации и дребезжание", посадили между собой в кабинке, и я стал понемногу согреваться - дай Бог, им здоровья !
Кое-как мы конечно подремали, и едва рассвело, водитель и геолог посовещавшись и наметив ориентир, ушли. Ушли вдвоём, искать посёлок и «бобину с конденсатором», в степь «ни конца ни края».
Да-аа, молодцы ребята ! - в который раз убеждаюсь, что для геолога и сто километров не расстояние...
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:13
Солнышко поднимаясь всё выше, нагрело кабину, и я уснул наконец, в тепле, скрючившись буквой «зю»? на широком сидении бензовоза.

Проспал полдня, то проваливаясь в дремоту, то просыпаясь.

Разбудили какие-то звуки снаружи.
Выглядываю: вдалеке, в сторону машины идут мои ребята, о чём-то громко разговаривают и смеются. Что значит тишина в степи !
Радуюсь и я: ребятам, утру, хорошему деньку, невзирая на температуру, начинающую уже "шкалить", по ощущениям...

Подходят. Один протягивает ко мне, раскрытую ладонь.
– Ура-а ! Бобинка ! Старенькая, пыльная, потертая, но такая дорогая !
И, ...ма-ахонький конденсатор, лежит на ладошке.
Вот ведь, поди ты: ..крохотулька, а без неё эта «громада на колесах» - просто «молчаливый кусок металла».

Улыбаются мужики.
- Еле нашли – говорят. "Катушку" сняли с "останков" Газ-66, конденсатор выпросили у водителя на МТС (моторно-тракторная станция).
- Да братцы вы мои дорогие ! - в городе-то, хрен так просто найдёшь, нужную железку, а вы в степи нашли. Нет слов - какие молодцы ! – восхищаюсь ими и радуюсь.

Смущаются ребята, словно их к Герою представили.

- Ну, не подкачай Витька - говорю себе.
Прошу у водителя, пару кусков провода, чтобы всё соединить как надо.
Разводит руками шеф: нету - говорит, пряча глаза.
- Ах ты ёкэлэмэнэ !... ну ладно, не злись, - бурчу себе под нос. Ребята «намотали» пешком столько километров; найдём чего-нибудь.
Осмотревшись, вырезаю кусок проводки, под кузовом машины, идущей к разъёму для прицепа. Вытаскиваю из отрезанного жгута несколько проводов, рассказываю водителю, что делаю и для чего, и соединяю в «схему подключения»:
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:17
- Значит так - больше для себя, чем для шефа говорю: «конденсатор» - «корпусом на корпус двигателя, а значит, и машины»; «центральный электрод конденсатора» - на «резьбовый вывод под крохотную гаечку» от контактов прерывателя (слава Б-гу, что он (вывод), есть).
«Бобину» привязываю верёвкой, намертво, к «металлизации» идущей к двигателю.
Ну и, подключаю выводы «бобины»:
...один из них - «минус», к выводу контактов прерывателя, где он соединён с конденсатором, а ко втрому - «плюсу», ищу «плюс» под капотом, и, не могу, в спешке найти - кабель, которым подсоединялась бобина заканчивается разъёмом, и я не могу в нем найти «плюс»: трудно подлезть, к тоненьким «отверстиям-гнездышкам».

- Да хрен с ним, с «плюсом в разъеме» ! – говорю сам себе и ребятам, во все глаза наблюдающим за манипуляциями, и беру этот самый «плюс» прямо на аккумуляторе, под кабиной «Зилка».
Подключаю «его» другим концом длинного провода к «плюсу» бобины, и вставляю «центральный высоковольтный провод», на место – в здоровенную «крышку трамблёра».

Вздохнув сомнительно, с надеждой говорю:
- «Ну, братцы, запуск... от винта !»
- «Боюсь» ! - говорит водитель. Аккумулятор подсажен.
- Не бойся, – отвечаю. Лишь бы провернулся коленвал, тогда двигун схва.....
но, меня уже прерывает звук, взрокотавшего «восьмидырого» V-образного чудовища,
под капотом «ЗиЛа».
Наверно «аборигены съевшие Кука» так не радовались, как мы - трое в степи.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:23
Эпилог:

Я провалялся с температурой, почти сутки, в гостинице балхашского аэропорта, накрытый тремя одеялами. С заросшей трехдневной щетиной рожей, пришел в АДП, ставить в план на облет, дистанционно, свою машинку, надеясь, что ребята быстро управятся с установкой движка, когда мы его привезем.
А к вечеру, я уже вывел шустрого молодого водителя Газ-66 со сменным движком в будке и инженером прилетевшим вместе с движком, точно на место. Ребята очень оперативно сменили двигатель, с помощью обрезанного куска лопасти винта и лебедки – низкий им поклон за это.

Облетали после замены двигателя вертолёт, доработали нормально "площадь" и без замечаний к Ласточке !
Через полмесяца, когда менялся на точке с Колей, мы тепло расстались с довольным заказчиком, обещавшим непременную встречу в ближайшем будущем.
Встретил и водителя, «того самого».
Мы обнялись, как близкие родственники, и я спросил: «бобину то подключил, как надо, верёвки развязал-ли ?»

Мотает головой, отрицательно: нет мол, и, вытащил из под сиденья три новёхоньких бобины: обычных - без всякой электроники, а в другой руке, гордо держит горстку конденсаторов.
Говорю ему уважительно и одобрительно: Однако хорош, запасец-то ! Тогда пару-тройку «контактов», сюда бы неплохо - для полного комплекта.
- Ладно – кивает благодарно.
И, добавляет улыбаясь: Одно неудобство, братишка: чтобы «двигатель остановить», «массу» у аккумулятора надо выключать. Ты же к аккумулятору, подсоединил провод-то.
- ?!?!?!
Ну вы, братцы, блин даёте !
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:25
Послесловие:

Когда вновь читаю эти строки, вспоминаю Колю - Николая, которого уже нет с нами, несколько лет, и в судьбе которого, невольно, принял «такое вот» «участие с понижением» и слаженной работой в «рядовой ипостаси», в последствии.

Вспоминаю и Сережку, чья судьба до сих пор связана с авиацией, хоть ему уже немало годков, и жизнь в прямом смысле, перемолола ему кости колесами буксируемой восьмерки. Мы встречались с ним два года назад, на нашем Двоечном сборище.

Помню и мужиков, отмахавших сорок километров, за крохотной штучкой, без которой громада из железа сделанная человеками для человеков, «не фунциклирует»- грубо говоря.
До сих пор греет душу, тепло ребят, согревавших собой меня, в кабинке «Зил-ка»., вдрызг простуженного…

Добро сделанное людьми, надо помнить. И самим пробовать «его» делать.
А как же ?! На то мы и люди.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:33
В центре фото Коля, а слева от него, невысоконький, - Серьга =:)

http://photos.streamphoto.ru/f ...
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 10:35
Слева если смотреть от нас, конечно.
nikolai
Старожил форума
30.09.2010 12:30
Viktor,
спасибо, ещё раз прочитал.Надеюсь копии есть
на лазерном диске и м.б.на flash-ке?
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 13:27
nikolai:

Есть, Коля. Благодаря Каме-27, нашему "архивариусу":)
ПавелК
Старожил форума
30.09.2010 13:41
Viktor49A:-
Витя, привет! В очередной раз с величайшим удовольствием перечитываю!Спасибо!
У нас, ты читал, кашка упала, мастер ЛЭС и командир... Допрыгались с продлением на бумаге...Деньги, деньги, всё им мало. А люди...
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 13:49
2ПавелК:
Привет, Павлуша !
Рад, что доставил удовольствие.

Почему думаешь, что старость машины - причина катастрофы ?
ПавелК
Старожил форума
30.09.2010 13:53
Viktor49A:-
Витя, привет! В очередной раз с величайшим удовольствием перечитываю!Спасибо!
У нас, ты читал, кашка упала, мастер ЛЭС и командир... Допрыгались с продлением на бумаге...Деньги, деньги, всё им мало. А люди...
ПавелК
Старожил форума
30.09.2010 14:00
Что-то глюки...
Да что тут думать? Надо видеть. Нет ни одной КС, где бы чего-то не случалось. Просто везло людям.
Я же помню какая техника была в 80-ом и сейчас. Есть с чем сравнивать и выводы делать.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 14:59
2ПавелК:
Не спеши, брат Паша.
В этой жизни, всякое может быть.
Многое зависит ещё и от нашего инженерно-технического состава.
А им, себя убийцами делать не хочется - я так думаю, как бы хреново обстановка ни складывалась....
ПавелК
Старожил форума
30.09.2010 15:53
Я что, сегодняшний? Но, не надо забывать, и народ разный есть, и цели разные. Налет нужен, чтоб на что-то стоящее свалить.
Вить, это же у меня на глазах всё... Жаль ребят. Борта по 2-3 ресурса отпахали, что с них ещё?
Да, ты скажеш мол агрегаты ресурсные... Откуда??? Формально - да.
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 16:40
2ПавелК:
Паша, я привык верить фактам, если не был сам свидетелем или участником - упаси Господи.
Поэтому, пока без комментариев. Прости, брат.

ПавелК
Старожил форума
30.09.2010 17:56
Я понимаю тебя прекрасно, но... Сам видел, иначе бы зачем говорить? Не детсад.
Фомально - всё ОК! В том то и соль, к сожалению!
Viktor49A
Старожил форума
30.09.2010 19:05
2ПавелК:
Ок, Павлуша.
Viktor49A
Старожил форума
01.10.2010 08:55
Доброе утро, мои молчаливые други !

Любое написанное "пером", можно совершенствовать без конца, видя его под новым углом или дополняя эпизодами. Но вот что я упустил, в последнем рассказе, так очень важное для тех кто ещё летает, и летает на Двоечке втч, это - обстоятельства: или основная причина нашего "фактически падения".

Так вОт, надо бы расставить точки над i...

Дело не столько в перегрузе машины на тот момент, сколько в вынужденной траектории снижения, обусловленной сложившимися обстоятельствами, в виде расположения препятствий и холмов, обтекаемых сильным (около 15 м\сек) ветром.
Следуя взглядом за указанным местом для высадки людей и видя его перед собой - между высоковольткой и холмом за нею, располагая укладывающейся в наклонную, - траекторией снижения, я и стал снижаться к..подножию холма.
Что, после прохождения столба высоковольтки и снижения ниже наивысшей точки вытянутого поперек полета, холма впереди, привело к попаданию в нисходящий поток воздуха и интенсивному самопроизвольному снижению вертолета.
Взлетный режим движков не оказал практического влияния, на попытку уменьшения вертикальной скорости, а исправлению траектории и уходу на второй круг, препятствовал подковообразный холм впереди. Поэтому, единственным выходом оставалось - поддерживать поступательную траекторию для косой обдувки винта и не увеличивая дальше шаг-газ, а сохраняя обороты винта, ждать высоту, на которой можно будет использовать всё единомоментно: и работающие на взлетном режиме двигатели, и тот замечательный прирост к тяге винта от косой обдувки, и имеющиеся обороты винта, чтобы уменьшить перед приземлением до минимума, вертикальную скорость и постараться сесть на пятачок, практически без пробега. Что нам и удалось сделать, спасибо Всевышнему и Ласточке.

Если бы я садился перед ЛЭП, метров за сто, мы бы ничего, даже и не ощутили.
Вот так, привычка высаживать заказчика "поближе", и недооценка ветровой ситуации в условиях препятствий и пересеченного рельефа, чуть не привели к последствиям.

Желаю всем летающим своевременно анализировать обстановку и "высаживать заказчика там, где вы будете чувствовать себя абсолютно уверенно, и иметь возможность уйти на второй круг, с пересмотром места посадки в случае непредвиденных обстоятельств".
Знаю, что вы сейчас подумаете и скажете: вертолетчики могут по пальцам перечесть, когда уходили на второй круг.
Дай Бог, что вам и одного пальца хватило, и он был тот самый - единственный и такой своевременный !
Всегда ваш - Виктор
KudretsA
Старожил форума
03.10.2010 02:00
Винтокрылым - доброго здравия.
Дядь, Вить, прочитанное пытаюсь использоать в повседневной жизни. О рассказе про прогноз метео, оказывается, гораздо сложнее принимать решения в отношении людей, которые летят, когда ты остаёшься на земле, чем лететь самому.
Про второй круг - по-честному - у нас для высадки "заказчика" выбор небольшой. Площадка 12Х12, 5 в лучшем случае и до ангара 5-6 м от края лопасти. Но один раз приходилось, потому как взлетевшие из-под кормы бакланы не понимали, почему жужжание вертолёта отвлкекло их от поедания помоев, выброшенных перед посадкой.
Viktor49A
Старожил форума
03.10.2010 08:56
2KudretsA:
Доброго здоровья !

Похоже что так (о тех, кто на земле).
Не хотел бы я, быть, и "в шкуре ребят" из авиационно-технической базы:
...Выпустил, и жди, жди, жди. Не для слабонервных, работка.
Viktor49A
Старожил форума
03.10.2010 09:03
У тебя конечно, особые условия, Андрей. В воздухе - простор необъятный, но, сесть некуда.
А если и есть куда садиться, то "на тебе" - качающийся пятачок, с препятствиями .....=:)
НатальяА
Старожил форума
03.10.2010 12:24
Замечательный день, День Учителя!
KudretsA
Старожил форума
23.10.2010 09:16
С добрым субботним утром, предводитель винтокрылого сообщества дядя Витя и вся честнАя компания.
http://dic.academic.ru/picture ...
Ветеран ГА
Старожил форума
23.10.2010 11:25
С добрым солнечным октябрьским днём, уважаемые члены винтокрылого сообщества!

Рад вынырнувшей из тылов форума ветке. Разобрался с паролями и начал наполнять свои альбомы. Правда, пока без должной обработки. И качество при перемещении немного теряется. Видимо, причёсывается под нужный размер. Если есть время и настроение: добро пожаловать по ссылке:

http://photo.stream24.ru/users ...
KudretsA
Старожил форума
24.10.2010 09:07
Сегодня воскресное утро не менее снежное за Полярным кругом.

Ветеран ГА:
Спасибо, Михаил Иванович, с удовольствием посмотрел фото - в них целая эпоха. Прошу восполнить пробел в моих знаниях - а По-2 до какого года эксплуатировался в качестве учебной машины при подготовке курсантов?
С уважением, Андрей.
Viktor49A
Старожил форума
24.10.2010 18:36
Добрый вечер други ! - хоть и с запозданием =:)

Я как всегда, пытаюсь объять необъятное, под старость лет, и иногда
мне это ещё удаётся =:)
Полчаса назад, закончил срочную работу (к понедельнику) и рад-радешенек,
что пока ещё востребован.

2KudretsA:
Прости Андрюша, за позднее, но искреннее спасибо !
"Шило" - как только что с ремзавода: так и тянет прыгнуть в кабинку и открыть воздушный кран запуска.
У меня уже несколько высококлассных снимков бывшей кормилицы, найденные
тобой и подаренная сюда, а значит и мне. За это, и за внимание и память твою, благодарю тебя, мой винтокрылый собрат !:)
Вот заглянет на веточку Сережа К. и тоже полюбуется на ласточку, ведь она
и ему дала путевку в небушко то =:)
А я как раз закончил писать, полухудожественный, полудокументальный
рассказ, с участием и этой машинки.

2Ветеран ГА:
Побывал и я, в Вашем альбоме, Михаил Иванович и даже "отметился" там.
СТРИМ неожиданным образом корректирует "разрешение" и размеры загружаемой картинки и надо потренироваться, задавая её размер в Фотошопе или Паинте и загружая в СТРИМ, чтобы добиться оптимального качества и размера.
Спасибо за кадры, из далекого и интересного прошлого.
Длоя Вас оно, наверно совсем недавнее, несмотря на пролетевшие годы =:)
Ветеран ГА
Старожил форума
24.10.2010 19:11
Добрый вечер, рыцари шаг-газа и лопастей!

Рад оживлению в зале. Добрались ли до Ка-32 на пожаре? Это было, примерно, в километре от моей лоджии. Я бегал с камерой с лоджии к окнам, выискивая более свободное пространство от проводов и кабелей, опутавших небо между домами.
Сейчас меня увлекает охота за красивым кадром: то ли это цветок, то ли красивое облако или необычное поведение нашего светила при появлении или уходе за горизонт. Осень дарит много золота всех оттенков. На даче отсчёлкал чуть ли не каждый квадратный метр. Розы в инее, соседство буйной зелени с угасающими от заморозков растениями, изумительное осеннее обрамление озерка в десяти метрах от калитки. Рыбалка и караси.
В городе тоже масса красивых осенних уголков, - надо только выделить их из общего плана. Особое наслаждение получаешь, когда из массы снимков вдруг выскочит такое, что заставляет надолго задержать взгляд и возвращаться, чтобы ещё полюбоваться красотой природы и подумать о том, может ли такая красота возникнуть сама по себе.

Пардон. Увлёкся.
Доброго здоровья, как для медкомиссии, так и для себя!
Ветеран ГА
Старожил форума
24.10.2010 19:39
Для Андрея.

Из книги "Колыбель быстрокрылых орлов" о бугурусланцах:
" Осенью 1959 года пришёл приказ о списывании самолётов По-2, а для первоначального обучения в училище стали поступать Як-18А... Сразу же после окончания переучивания на Як-18А, той же осенью, изучали теорию самолёта Ан-2".
Оттуда-же:

Даю я газ решительно,
Земля летит стремительно,
Контрольный мне доверили полёт.

Вот первый недочёт,
Проспал я разворот,
Напомнил мне По-2, расчалками гремя.

Приборы разбегаются,
Инструктор матом лается,
О, жизнь авиационная моя...
Viktor49A
Старожил форума
24.10.2010 20:32
2Ветеран ГА:

Конечно добрались =:)
И, с интересом разглядывали =:)

Кстати, на "дедорюмовской веточке", предложенный дедам кадр Вы наверно нечаянно,
поставили под "зарегистрированного посетителя". Если нет, то снимите ограничения для просмотра.
Снимайте Михаил Иванович, себе в удовольствие и нам в интерес, кадры, которые вам понравятся чем-либо. Кстати, у Андрея есть чему поучиться, в этом плане. Загляните к нему в альбом, там же на СТРИМ-е. Да и Алена имеет, солидный запасец =:)

Доброй ночи ВСЕМ и, хорошей осенней недели !
Я ушел....
1..173174175..285286

← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru