Полная
версия
Войти
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

"Двоечники" и др.,влюблённые в вертушки

 ↓ ВНИЗ

1..101112..285286

Павел
10.04.2007 07:25
Вовик, Виктор, -сказано ведь:-два украIнця-тры гэтьмана!
Viktor
10.04.2007 07:27
Павлу:
Пе-ре-веди :)
Павел
10.04.2007 07:28
Гэтьман-это как сейчас президент.
Viktor
10.04.2007 08:05
Павлу:
Понял:)
Viktor
10.04.2007 08:09
С вашего позволения, из уже написанного, потому как, обо всём рассказал в старой ветке.

'Оглянись, охотник':

Что, Акела, промахнулся ?!- смеётся 'заказчик'. Нет, отвечаю, не промахнулся, - ты видел, что было на пятачке, возле камня, с солнечной стороны ? Нет, мотает головой ! Ну вот, а я видел, - змейка грелась, на солнышке, вот мы её и пуганули, теперь, когда присядем, она уже далеко будет. Мы оставили небольшой груз на тропке, его позже подберут ребята и пошли дальше.
Идём вверх по склону, брея траву в трёх метрах от винта, так идти, самое милое дело, если заход на 'пятак', сопряжён с трудностями захода 'сверху'. Только рассчитать свою скорость, надо так, чтобы, как только 'пятак' появится перед нами, скорость должна быть - ноль, любимый метод, моего учителя. Вот мы и идём вверх, везём аккумуляторы на ретранслятор. Когда грузились, спросил про высоту площадки у заказчика, тот пожал плечами - да полторы, тысяча восемьсот, где то так. Мы 'просвистели' две пятьсот, а площадка, только нарисовалась перед нами. Сели сходу, - выключил один двигатель, второй боюсь- не запустится, если выключим оба - аккумуляторы, могут сыграть злую шутку, да и высоко для запуска движков. А если не запущусь, тогда пиз-й мне не миновать, от моих начальников.
Пока ребята выгружали аккумуляторы, смотрю по сторонам в бинокль и вижу, огромного орла, сидящего невдалеке, на скале. Похож на орла, которого я видел внизу, два часа назад в степи, когда мы с другим заказчиком, присаживались на точку. Там, зверёк, похожий на лису, гонял мышонка или тушканчика. Тот носится, сейчас накроет его хищница, только сцапала, как сверху тень огромная накрыла - орёл, цап обоих и был таков. Вот тебе блин и поохотилась, думаю себе.
Так и мы люди, в метаниях за желанной добычей, не всегда видим настоящего охотника, наблюдающего за нами.........охотящимися.
Кто о чём подумает и всякий, будет прав

Ветеран ГА
10.04.2007 08:21
С добрым утром и хорошего дня всем.

Виктор, на работу пора. Следующая полярная история о белом медведе и собаке по кличке Верный. Только это вечером. Предстоит безинтернетный день.

До вечера.
Viktor
10.04.2007 08:34
Ветеран ГА:
Доброе утро, Михаил Иванович :)
До вечера.
Павел
10.04.2007 09:01
Виктору-Весь этот базар только в центре, чуть в сторону и ничего , тишина, оч мало кто даже упоминает о происходящем.
Viktor
10.04.2007 09:24
Да это понятно, Паша, только ведь, люди зависими от "телодвижений наверху", особенно - старики.
А для молодёжи, которую никто не воспитывал в духе патриотизма, лишний повод смотреть в сторону "закордону" и "бросать камень" в своих:(
Павел
10.04.2007 09:40
У меня такое впечатление, что верхние и нижние живут сами по себе.Особенно после поездки по черниговской обл, граница с Белоруссией.
Viktor
10.04.2007 09:53
Да, живут Паша, в смысле - выживают....
А хотелось бы, чтобы именно жили; старики ездили бы к детям, на другой конец планеты, по зарубежью или к друзьям. А принадлежащее государству, не делили бы между собой, дурея от бескрайних возможностей, но имея совесть, а не то, что носят между ног, не обижали бы простой люд, который всё построил и кормил-поил, торча в поле, от зари до зари.
Но, чтобы так было, - надо Вову с Феликсом поднимать, тревожить, а без кровушки, никто своё уже не отдаст, так что, бум весело смотреть на происходящее, относясь по-философски, - "были мудрецы и до, есть хитромудрые сейчас, будут и после нас.....".
Даже если "гром грянет", дальше чем перекреститься, мы сейчас ничем не двинем(не дай Бог, конечно).
Егор
10.04.2007 10:48
Извините, что не в тему, но жизненно:
У старого ханта спрашивают: Как жизнь?
Отвечает: Как тайга. Вверху шумит, внизу - тихо-тихо...
Всем удачи!
Павел
10.04.2007 10:52
При чем здесь Вовик и Феликс?Должна быть элементарная порядочность.Тех, которые обладали таким качеством, уничтожили в свое время и продолжали уничтожать при первой возможности.Сейчас мы пожинаем плоды бурной деятельности правителей тех лет.
"Хоть был пожарником Гаврила, -Гавриле фильм дали снимать"!
Viktor
10.04.2007 11:01
Павлу:
Ты не ругайся при детях-то! Слова какие-то, незнакомые. Мож ты нас отругал, ты переведи, что это: порядочность, да ещё и элементарная:(
Ай-я-яй, а ещё такой большой:)
Павел
10.04.2007 12:28
Витя, ты меня рвешь на части!Что будет, если командир будет через губу разговаривать с бортачем?А ТЗ привезет ослиной мочи вместо ТС-1?И они все вместе будут ходить в туалет мимо унитаза?
Что я и наблюдаю в самостийний УкраIни.Нэбудэ дила...
Viktor
10.04.2007 13:06
Павлу:
=:(
=:(
=:(
Павел
10.04.2007 13:15
Отож...
АНЗ
10.04.2007 13:27
Всем привет, здоровеньки булы, салям аллейкум, буна дзива и т.д.
Коль пошел диспут о политике, то лучше Вову не поднимать, с него все пошло.
Ведь все беды отчего? да оттого что кто-то хочет всех осчастливить, вместо того что бы дать счастье хотя бы ближним. Ведь самыми благими намерениями выстлана дорога в ад.
Было единое небо, летал я до самого Ужгорода, на посадку через кусочек Словакии заходили.И ничего, небо на землю не упало.А в 1981г. в Каршах на хлопке в штаб сводного звонят погранцы и с иронией сообщают, что Ан-2 №..... сегодня в течении дня нарушил 17 раз границу Республики Афганистан и правила пролета Госграницы СССР...
И все нормально, значит можем быть хорошими, и для хорошей жизни нужно совсем мало : помоги ближнему, тому кто нуждается в твоей помощи.
Тогда, Виктор, и родители к детям свободно ездить будут.


А тебе Павел позволю напомнить истроию, что мы учили в школе, про верхи и низы, что там происходит если одни не хотят, а другие не могут.
И еще :" Великие народы ужаснулись бы, узнав какие мелкие и ничтожные личности управляют ими."(Н. Маккиавелли.
Viktor
10.04.2007 13:55
АНЗ:
Вагалейкум Ассалям ! Ну ты блин даёшь, Андрюш !
Все беды, Андрюш, от нас самих, мой хороший.
Мы хотим, чтобы пришёл дядя и все проблемы(наши) порешал(в нашу пользу) забывая о том, что у дяди и свои есть(интересы):)
А мы начинаем чесаться, тогда, когда дядя наши "дивиденды порешал", а проблемы оставил.Нам.
А ведь так просто- каждый из нас знал бы 10 заповедей и не нарушал ни одну, и настал бы мир на земле, потому как никто не претендовал бы ни на чьё(жену, деньги, землю, воду, нефть), а значит, предмета вражды бы не было.
Правильно говоришь, помоги ближнему своему, в точку, но без этого:
не кради, не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не возжелай ничего, что принадлежит ближнему твоему(ни осла, ни поля его, ни раба), чти родителей своих, чтобы тебе было хорошо и ты долго жил на земле, помни день субботний, чтобы освЯтить его, не произноси имени Господа всуе, не делай себе идолов!!! и никаких изображений, не поклоняйся им и не служи им, у каждого - один Господь, - но без этого, Андрюша, с младых ногтей, нам не вылезти из нашего, собственного болота.....
Павел
10.04.2007 13:55
АНЗ-
Да это не диспут, а так, мысли вслух.Все мы знаем что было раньше и кто о чем говорил...
АНЗ
10.04.2007 14:10
Все это правильно, "бумага составлена верно", но кто его знает, как повели бы мы себя , порешав дивиденды в свою пользу...

АНЗ
10.04.2007 14:18
Ну все побазлали, полегчало?
Может, теперь вернемся к нашим "мушкам"
Я , пардон, пока бегу на работу, начинаю, так сказать, с себя.Вечером приду, что -нибудь по теме вспомню, до побаченья.
Viktor
10.04.2007 14:18
АНЗ:
"Абсолютно в дырочку", Андрей !
:)
Viktor
10.04.2007 14:20
АНЗ:
Пока, до вечера !
:)
Павел
10.04.2007 15:48
Да, хватит о грустном!
Павел
10.04.2007 17:06
Витя, я вот, будучи на родине, общался с другом, бывший борттехник МИ-6 Дубров Анатолий Александрович.Он служил в Троицке Челябинской, в ПСС, они сидели по точкам когда запускали с Байконура и садили космонавтов и спутники всякие.Назвал ему твою фамилию, он почесал репу, -в Бурундае неоднократно садился, фамилия оч знакомая.Для освежения памяти приняли еще, но на сей раз фокус неудался.(факир!)Может ты что вспомнишь?Хотя время...Он твоего возраста.
Viktor
10.04.2007 19:09
Павлу:
Нет, Паша, вряд-ли, хоть меня и "знала каждая собака", как говорят.Дело в том, что у нас с "погранцами" была общая полоса, но мы друг с другом не контачили. Они садились и сруливали на стоянку военных, по своей рулёжке, с восточной стороны полосы, а у нас были свои, две рулёжки и перрон, с западной стороны полосы:)
АНЗ
10.04.2007 21:00
дЛЯ НАЧАЛА АНЕКДОТ :
-Летчик собирается на охоту, его жена гадает кроссворд:
-Дорогой, летающий объект тяжелее воздуха, есть буква "С"?
-Гусь, лапушка, иной килограммов на 6 тянет , -задумчиво отвечает летчик.
Viktor
10.04.2007 21:12
АНЗ:
Я подумал - сковородка:)
Вот тебе и анекдот из жизни....
Кто о чём, да, Андрей ?
АНЗ
10.04.2007 21:13
К вопросу о чистоте.
Был я назначен "гонщиком", такой наряд в нашем Мячково.Ходишь на стоянку целый день, гоняешь машины на предмет расконсервации, отбивки конуса, снятия тяговых, бывали и облеты.Словом работы хватало, парк был большой.
Под вечер присел в курилке техсостава, травим байду, молодые техники спор затеяли: чем лучше руки от масла оттереть, а то вечером невесты ждут.
Кто бензином предлагает, кто поршком "Лотос", кто Аэролом, а старый техник Боря Иваныч сидел-сидел да и выдал своим хриплым голосом реплику:
-Молодежь, придешь домой, трусы 58 размера постираешь,
вот руки -то как у младенца!
Старость мудра!добавить к этому никто уже ничего не смог...
Viktor
10.04.2007 21:17
Андрей, ты тут расшевели народ, а я, как танком переехатый, ушёл баиньки:)
Весь день отпахал у своего станка, ..... как деревянная....
Кстати, я станок (картинку) загрузил в папку "для друзей".
Видна только тем, кто введёт пароль и логин.
Viktor
10.04.2007 21:18
АНЗ:
Точно, после постирушек руки отмываются, даже после нигрола, по себе знаю:)
Пока всем !
Сергей К.
10.04.2007 23:51
Всем добрейшего, уже и не знаю чего. Еле добрался до компа. Как, обычно, после праздников работы в санавиации хватает. Жаль, что так. Но, пока, на Двоечках по другому не летаем.
Viktor, сообщение получил, посмотрел. Блин, когда на всё время хватает? Красотищща! И машинушка хороша!
Vladimir, спасибо за совет по доработке, завтра покажу техникам. На наших бортах таких шлангов не видал.
Про политику не хочу: А, прокуратура достала. Вот не нравится ей, что летаем, не загнулись ещё. Так помочь в этом гнусном деле у местных служителей закона рвения, хоть отбавляй. Ну, нет колючей проволоки вокруг полосы. Её не было уже лет 20 тому назад. Однако ДОСААФ летал по 4-5 лётных дней в две смены, пришедший ему на смену вертолётный полк стоял 10 лет - и не мог позволить себе такую роскошь, как обнести 'колючкой' полосу. А вот на небольшое авиапредприятие, еле сводящее концы с концами наехать можно. С проверками. Хотя на сегодняшний день, выполняя нерегулярные полёты на самолётах, выставляем оцепление на полосе. Ну не маленькие, понимаем же. Да так и надёжнее. Тем не менее, по местным 'Новостям' не помню, как зовут, деятельница нашей прокуратуры заявила: никто мол, дорогие пассажиры не отвечает за вашу безопасность. ВПП не огорожена. И пора это дело (в смысле аэропорт) закрывать. На, это директор прямо сказал, что в любом случае санитарные рейсы выполняться БУДУТ!
Как вы думаете, чем помогли? Может колючую проволоку прислали? Или столбы для неё завезли? Хрена! Прокуратура взялась за санавиацию. Что бы не летала больше. Выявили недочёт в полётной документации. Не оформляли мы, оказывается 'сопроводиловок' на перевозку больных. Представляете, когда дорога каждая минута, когда жизнь человека начинает измеряться коротким промежутком времени, когда пилоты чтобы спасти больного, для прокурора скажу мягко, летят по предельным параметрам погоды, ах тыж: бумажку не составили. Я этой подруге не хочу пожелать, что бы она сама или её близкие люди оказались в подобной ситуации, когда их пришлось бы спасать!
А Украину, простых людей, действительно жалко.
С уважением, Сергей К.
Viktor
11.04.2007 06:51
Сергею К.:
Мд-а ! Вот это ситуация:( Плохи наши дела - людские, коль такое происходит.Значит мы разобщены ещё и идейно, каждый "рвёт свой кусок".Печально.
Вразуми НАС Господь.
Viktor
11.04.2007 09:04
Алексей Сиднин:
Алёша, как у вас там, - тает, нет ? Что-нибудь делается ? Можешь в почту.
Viktor
11.04.2007 09:09
Из уже публиковавшегося, для тех, кто не читал.
'Постамент, или, "Что я здесь делаю, без вас? ':

Я всегда любил приходить в свой родной аэропорт, не потому, что закончилась очередная командировка в тьмутаракани и даже не потому, что скоро увижу свою семью, скорее потому, что мой аэропорт, это - часть меня, точнее, я, - его крохотная часть.И возвращаясь, в который раз, впитываю всеми клеточками организма его звуки и запахи, цвет и вкус. Крохотная часть, в прямом смысле, потому как НАС, - больше полутора тысяч, огромного коллектива в ОАО. Это, огромный авационный муравейник, с крыльями и винтами, гайками и болтами.
Здесь, я знаю практически каждого- в лицо и через одного, по имени, хоть в отряде огромное количество служб, кроме лётных.
-Водители-заправщики знают меня, а я, знаю их, - мы встречаемся на заправке каждый день, когда летаю на базе.
-Смеются: Витька, мы слышим, стоя возле ПДСП, как ты в эфире, на подходе, ласково просишь диспетчера за топливозаправщик, вот мы, и уже.
-Спасибо, дядь Боря, д.Вова и остальные -дядь, - угощаю вкусной сигареткой, народ шоферский, курят 'Приму'.
-Девочки-мойщицы, когда 'драют' ласточку и эротично лёжат на допбаке с торчащей вверх, загнутой трубкой суфлирования, прежде, чем встать на бак, - чем, не момент, достойный кисти художника ?
Как не дать короткий совет, удержаться невозможно и в ответ, в меня летят куски пены, брызги воды и смех.
-Девочки -синоптички, нарядные и тожественно-строгие, рассказывают о погоде, с чувством самого важного в авиации, процесса, как не сделать комплимент или на заправке, проносясь в АДП, через поле с полевыми цветами, не сорвать пару-тройку васильков, для них.
-Перевозки, могучие и всемогущие, смеются, когда 'пролетаю' мимо, скользя по надраенному полу, никого не оформляя, - 'тише, скаженяка, витэр дмэ, аж очима нэ бачу, закрутыв мэнэ. Тики шо, був тут, дывлюсь, воно, вжэ - там'.
А як жиж, смеюсь - волка ноги кормят, красотка. (В красотке, -минимум, полтора центнера).
Мотаю головой, поехали молодка кататься, - смеётся, машет рукой смущённо, - твоя стрэкоза, мэнэ нэ пиднимэ.
Пиднимэ, та ще й як, хохочу в ответ, - без намёков!
- Санчасть, вообще нет слов, девочки- умницы, всё понимающие, мудрые.
-В АДП, иногда - 'женсостав', и мы смеёмся ни о чём, а когда мужики, - курим, перебрасываясь словами.
Когда техники и инженеры АТБ, узнают тебя по тому, как ты рулишь, а собаки, жмущиеся к ВОХРе, приветливо виляют хвостами, значит, ты - дома !
-Мы - большая, дружная, добрая семья, - АВИАОТРЯД !

Однажды, идём из Караганды, гоним машинку домой, она своё отработала, - её удел теперь - вечный прикол. Ещё когда вылетали из Балхаша, на взлёте, странным образом подклинивали педали, дальше среднего положения, сказал технику, Игорьку, высокому, чернобровому красавцу, грозе женщин бальзаковского возраста, так мол и так, он кивнул, придём на базу, разберёмся. Вроде, мы 'пропилили' почти тысячу по прямой дорожке, нигде особо не задерживаясь, и нигде не беспокоила меня, эта хрень.

- на 'четвёртом', родного аэродрома, - 'на прямой, полосу вижу, к посадке готов !
-'Посадку разрешаю, ветер - такой то!'
Снижаемся в район первой рулёжки и вертолёт идёт, как вкопанный, готовясь встретить родную полосу, в который раз, - в последний, однако, своими мягкими, резиновыми ногами-шасси.
До торца осталось не больше полсотни метров, когда 'правая ножка' встала, уткнувшись, во что то, взгляд вниз - ничего, надавил сильнее, не идёт !
Сейчас скорость упадёт и мне как воздух, добавляя мощность двигателям, понадобится правая педаль. И если её(ноги), не будет, трудно сказать, что меня ждёт. Жму ещё - тишина, - ни миллиметра. Выход один, досаживать на полосу не снижая скорости, с пробегом, незначительно уменьшая режим двигателям, тогда правой педали не нужно, момент от двигателей, переданный через рычаги - лопасти, уменьшится, значит, парировать его, правой ногой, не надо.
Торец полосы подо мной и, я 'шмякаю' вертолёт, не дыша, передняя нога опустилась, стукнув амортстойкой - можно сбросить шаг и вывести коррекцию, удерживая направление на пробеге левой, работающей ножкой. Влево, она идёт охотно и бэз проблем.
- Посадка !
-Посадка во столько то, по первой РД, на свою стоянку.
-Понял!- и находясь за РД , она от меня справа, разворачиваюсь через левое плечо, на двести семьдесят градусов, пытаюсь рулить прямо, загнав триммер, практически на передний упор, на малом газе двигателей, подруливая несущим винтом, по направлению. Рулит, блиннн, на скорости около км\ч, а я, - наготове, - выдернуть один двигатель, если машину будет разворачивать. Вот машет встречающий, давай, давай ко мне и срулив с рулёжки, влево, встали перед ним, как сивка-бурка, невзирая на взмахи, означающие - развернитесь !
-Всё, на стоянке , конец !
-Конец, говорит диспетчер !
Мы развернули ласточку руками, на сто восемьдесят и чмокнув в морду, я пошёл в отряд.
-Там, моментально получил 'пикелей с мотовилочками', за то, что налетал на отработавшей ресурс машине, пять часов, - развёл руками, так ведь РД была, - была, говорят, но не от КЛО, а от АТБ.
Покачал головой, посокрушался, посмотрел в зеркало - цвет лица, - вроде стал лучше, после 'клизмы', значит, - на пользу !

-Через полтора десятка лет, я случайно нашёл эту Двоечку, во дворе одного колледжа, (волею судеб-моего заказчика), не поверил своим глазам, но присмотревшись, узнал её. Теперь, когда я прохожу мимо, стоящей одиноко и тоскливо, без свободы и неба, на постаменте, высоко над землёй, в Алма-аты, киваю ей, как доброму другу и спрашиваю:
- 'помнишь ли, нас, всех, от сборки тебя людьми из кучи железок, до твоего последнего полёта ?' Ведь, сколько рук человеческих, тебя собирали, обслуживали, мыли, пилотировали ?
-Она кивает мне лопастью на ветру , да, да, пом-ню, пом-ню.......
Подмигивает мне грязно-серым, неухоженным, левым блистером, - а ты, - помнишь ?
Всё помню - киваю. Помню и, ..... люблю.
АНЗ
11.04.2007 09:22
Сергею К. :
Искренне вам сочувствую, все происходит по отработанной схеме , будь-то Ридна и Незалежна , будь-то матушка Россия.Сначала запрет на полеты, докопавшись до запятой, потом нецелесообразность применения и закрытие, затем комерческое строительство на территории аэродрома...
Примеров много: испытательный аэродром Миля и Камова в пригороде Москвы, Ходынка, и даже мое родное Мячково, сначала мягко закрыли ГА, теперь запрет на полеты любителей, а дачи все ближе и ближе...
И все под универсальным лозунгом "заботы о людях"
Viktor
11.04.2007 09:49
АНЗ:
Андрей, ты вахту не принял, да, вчера ? Обсердился ?
Дак ведь, у меня в 23-00+ -10 = в "бордюр":)
А ты-то, "западный" товарисч.Я думал, счас Андрей НАШ тихий омут "подзарвёт", как соседский парень говорит:)
Viktor
11.04.2007 10:23
Вчера увидел в программе, по "Культуре", анонс передачи про вертолётчика, а сейчас увидел ветку про него же (Ли-2), - надо посмотреть.
По Алма-атинскому времени в 13-45:)
АНЗ
11.04.2007 12:39
Viktor:

Принять-то принял, да тоже долго сидеть не мог, приехал с суток , после обеда на другую работу побежал, так что в 22 с небольшим по московскому тоже стал носом пике закладывать, тем более смотрю на ветке временное затишье.
Сейчас тоже в обеденный перерыв влез, посмотрел, и снова бегу на работу, ничего не поделаешь, пенсии на детей не хватает, растут ведь, так что теперь до сумерек, тем более допуск в плотском стоит.
Viktor
11.04.2007 12:46
АНЗ:
Ок!
Когда фоты сгрузишь, Николаич ?
Павел
11.04.2007 13:42
Нашел вот на ветке МИ-6... Станислав ЯКУНИН


Коротко скажу об авторе воспоминаний, которые воспроизвожу по записи беседы с ним. Станислав Васильевич Якунин, майор запаса, орденоносец. В общей сложности отлетал 23 года на вертолетах Ми-6. В Афганистан прибыл в 1983 году, уже будучи военным летчиком первого I класса. За год пребывания там совершил 309 боевых вылетов. После Афгани служил некоторое время в летной части, затем его опыт был востребован на авиаремонтном заводе в г. Хабаровске. Он стал летчиком-испытателем. Облетал 146 вертолетов Ми-6 после капремонта (порядка 20 в год) - то есть опробовал их на всех режимах и высотах, доведя до приемлемого уровня эксплуатации в частях. При этом неоднократно бывал в критических ситуациях и всегда принимал верное решение. Уволился из армии в 1994 году, во времена хронических невыплат денежного довольствия:

...Уже будучи летчиком-испытателем, я однажды тряхнул стариной: под завершение одного испытательного полета, когда опробовали машину на больших высотах, кинул вертолет с резким снижением, порядка 25 метров в секунду. Начальный момент - практически стадия невесомости... Экипаж, переведя дух, был удивлен: "Мы, командир, и не знали, что на нашем транспортнике можно так летать". Помню, ответил им в том смысле, что "хочешь жить - умей крутиться"...

Еще бы - откуда было знать ребятам, не служившим в Афгане, наши пируэты? Ми-6 сугубо транспортный вертолет, предназначенный для перевозки груза и пассажиров. Разумеется, никакими инструкциями не предусмотрено, чтобы закладывать на нем головокружительные виражи, уходя от обстрела. Здоровенный по размерам, степенный, в меру неторопливый, надежный и незаменимый трудяга Ми-6, тем не менее, в опытных руках на войне мог вести себя по-другому... Однако это трудно было доказать в мирных условиях, вернувшись из Афганистана. Еще по прибытии оттуда, в летном полку, на первых же ЛТУ (летно-тактических учениях) я услышал категоричное: "Забудь, как летал там. Здесь от инструкции - ни на шаг". Это озадачило. Как же передать опыт тем, кому еще предстояло лететь на войну? В Афганистане по инструкции долго не летали, вот в чем все дело...

...Я был свидетелем гибели экипажа и пассажиров Ми-6. Мы тогда попали в Кабул в качестве пассажиров. С земли я видел, как вертолет был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Погибло 12 человек... В то время вертолетчикам категорически запретили брать на борт афганцев, что допускалось прежде, и было своего рода гарантией безопасности. С этого момента ситуация изменилась, и нам нужно было летать так, чтобы быть плохими мишенями. Если ты будешь выполнять "коробочку" (круг при заходе на посадку) на высоте порядка 300 метров, как велит инструкция, и с небольшой скоростью снижения, то шансы не быть сбитым душманской ракетой минимальны. Охранная зона аэродрома, как правило, была ограничена, а дальше, на прилегающих горах, ждали "духи", на "коробочке" могли подстрелить, как фазана.

На каждое действие, как говорится, найдется противодействие. Мы применяли, скажем так, нетрадиционный способ посадки, который вертолетчики полушутя окрестили "сухим листом" - по аналогии с траекторией кружащегося листочка, сорвавшегося с дерева. Само это название, наверное, теперь помнят только "афганцы"...

Вот типичный пример такой посадки. Высокогорный аэродром, на который предстоит приземляться. Подхожу к нему на высоте 4000 метров, чтобы не "сняли" с близлежащих гор. На борту как ни в чем не бывало, дремлют пассажиры. Я должен не оставить душману с тепловой ракетой наготове ("стингеры" тогда еще не применялись) или с крупнокалиберным ДШК никаких шансов. Над точкой приземления ввожу машину в нисходящую спираль со скольжением: движки ставлю на малые обороты, за счет скольжения в воздухе скорость снижения достигает 30 метров в секунду. Надо сказать, обычная спираль снижения, предусмотренная инструкцией, составляет порядка 2-4 м/с... Вертолет стремительно несется вниз по крутой траектории, и через очень короткий промежуток времени мы уже почти внизу. Вывожу машину из этого несколько головокружительного маневра, и вертолет зависает уже метрах в двухстах над полосой. После этого аккуратно сажаю его с обычной скоростью снижения 2-4 м/с.

При таком маневре мы представляли собой очень "трудную мишень". Как же быть ему, "духу"- то? "Коробочку" мы для него не выполняем, а сваливаемся, как черти, откуда-то с небес, причем так быстро, что ему, бедному, ну никак невозможно прицелиться. Что там за мысли в голове у "бородача"? Протирает, наверное, глаза - как же, учен, транспортный тяжеловоз Ми-6 от верблюда отличить умеет, только летать он стал как-то не так. Может, русские в него реактивный двигатель поставили? Шутки-шутками, но пассажиры, конечно, в заметном шоке. Можно представить себе их ощущения, когда машина резко ухнула вниз и начала, по их "пехотному" представлению, "пикировать" вниз. Внутренности кувырком, к горлу что-то подступает - очень неприятно... Но главное, что все целы и невредимы...

"Сухой лист", идущий вразрез с летными инструкциями, не был авантюризмом консультировавший материал авиационный специалист называет этот маневр РСНВ - режим! самовращения несущего винта. O.K.) Применяли этот маневр только очень опытные летчики (у меня был 1-й класс и инструкторский допуск). В основе - точный расчет и опыт, умение чувствовать машину. Если бы не такие посадки, мой вертолет не раз мог бы быть сбит вместе с грузом или пассажирами.

Работа в Афгане шла на пределе в прямом и переносном смысле слова. Температура - 48њ по Цельсию в тени, за 500 - на солнце, высокогорье, постоянные вылеты... Техника работала на износ, в этих условиях нередко случались отказы. Если мелкие - не беда, все дублировалось - как, например, при отказе генератора. Но бывали моменты критические.

Однажды я шел из Шинданда в Чагчаран. Под нами - горы, высота - 4000 метров, на борту груз и пассажиры. Где-то на полпути борттехник доложил, что в грузовом отсеке появилась течь масла. Нужно было немедленно садиться. Даже через мельчайшее отверстие в шланге, масло, находящееся в системе под огромным давлением, выбивает за считанные минуты. После этого наступит отказ системы управления.

Высота большая, а времени в запасе - не более пяти минут, потом вертолет станет неуправляем. Благо, площадку приземления нашел почти сразу, под нами была долина. Садился резко, бросив машину в нисходящую спираль со скольжением. В салоне возникло легкое замешательство: кто молил Бога, кто Аллаха с нами летели и наши офицеры, и афганские царандоевцы, никто, естественно, ничего не понял, думали - падаем... Когда приземлились, из 120 литров масла в гидросистеме оставалось всего пятнадцать. Можно сказать, успели в самый раз...

В долине первым делом осмотрелись и сообщили о происшедшем по связи. Взлетать здесь можно было только по-самолетному, то есть с разбегом - высокогорье, воздух разрежен. На помощь нам очень скоро прилетел Ми-6 с саперами на борту. Мы устранили неисправность, а саперы осмотрели дорогу, по которой предстояло взлетать, чтобы не было "сюрпризов": по информации, где-то рядом сшивалась банда, человек двести. Добрались мы тогда до аэродрома благополучно.

В Афгане постоянно приходилось страховаться от обстрелов. На взлете, как правило, максимальный взлетный режим, скорость при этом минимальная - так обеспечивался крутой вертикальный подъем. А на аэродроме Бамиан взлетать можно было только в одну сторону, в другую - могли сбить. Если позволял ветер, уходили вверх "свечкой" - и шли себе по маршруту. Летали на большой высоте, чтобы обезопасить себя от ракет. Иногда я умудрялся "залезать" до пяти тысяч метров. Но это предел, дальше было чревато - возникала опасность уснуть за штурвалом, так как сказывалась нехватка кислорода, и на такой высоте, в разреженном воздухе, падала мощность двигателей. Оптимальная высота - 4000 метров, на ней в основном и работали.

Трудно было порой определить, где он максимум возможностей техники и человека... Полеты были сложными - приходилось взлетать зачастую с максимальным взлетным весом, причем в условиях высокогорья. Однажды мне довелось совершить полет именно на пределе возможностей машины. Разумеется, я не рекомендовал бы этот пример для повторения, но что было, то было... В тот раз я должен был вывезти с высокогорного аэродрома технику. У меня был сильный перегруз по взлетному весу. Превышение аэродрома над уровнем моря - 2200 метров. Взлетать можно было только по-самолетному.

Надо было принять решение. Дело в том, что при нашей загрузке и в разреженном воздухе, согласно тактико-техническим данным вертолета и инструкции эксплуатации, машина не должна была взлететь. Кроме того, порядком изношенные движки уже не отличались прежней мощностью.

Длина полосы - 1500 метров, ветерок встречный, благоприятствующий взлету. Попробовал вертолет на контрольное висение... Тяжелый, как говорится, случай - от бетонки оторвалась только передняя стойка... Тем не менее на контрольном висении (точнее, попытке его сделать) я интуитивно понял, что взлечу. Интуиция в данном случае - категория не абстрактная, ведь у командира экипажа нет права на ошибку. Могу сказать по своему опыту, что бывалый пилот чувствует машину, хорошо зная на собственной практике все ее возможности.

Начал разбег по полосе на максимальных оборотах двигателей. Шаг винта выбрал полностью, до предела. В самом конце "взлетки" вертолет оторвался от бетонки. Мы летели над огромным обрывом, которым заканчивалась взлетно-посадочная полоса, далеко внизу поблескивала лента горной речки. На "коробочке" перегруженный вертолет начал давать проездку. Скорость набора высоты немного щекотала нервы - всего полметра в секунду, и на первом круге мы прошли почти на уровне аэродрома, почти не набрав высоты. Когда развернулся на ветер, снова пошел в набор. Тянул к предгорьям, где основательно прогретые солнцем склоны создавали хорошие восходящие потоки. Мне пришлось сделать четыре круга, пока не набрал 100 метров.

Далее поднялись до 400, это оказался предел. На этой высоте и шли. К счастью, под обстрел не попали. Из-за перегруза начал греться главный редуктор. Весь полет, можно сказать балансировали на грани. Однако долетели без приключений, отказов не было. Сели нормально. Конечно, этот полет можно назвать случаем исключительным, потому он и помнится до сих пор в деталях.

В своих 309 боевых вылетах наш экипаж всегда успешно выполнял задачу. Мы еще до Афгана были готовы к тому, чтобы постичь "школу выживания". То, что в нынешние времена на авиацию не хватает топлива, очень горько. Летчик с малым налетом не всегда уверенно действует и в штатной ситуации, не говоря уж о нештатных, которые случаются не только на войне. У нас же постоянные полеты были нормой, в части ежегодно проходили ЛТУ. На одном из летных тактических учений, незадолго до моей командировки в Афганистан, условия были максимально приближены к афганским. Мы отрабатывали задачи с максимальным взлетным весом, летали над горами, учились садиться на высокогорные (и запыленные) площадки и взлетать с них.

Другое дело, что наш боевой опыт потом оказался никому не нужен. Кроме тех, кто отправлялся туда. Мне все же удалось обучить своего правого летчика некоторым элементам "афганской" техники. Вернувшись оттуда живым, он благодарил меня...
Viktor
11.04.2007 16:20
Вот ребята и учились на собственном опыте, в боевых условиях, когда интуиция, как точно автор сказал, категоря не абстрактная. Какие же перегрузки были на выводе из падения камнем, - по-другому не скажешь, у этого русского колосса ?! Мне удавалось загнать вертикальную скорость под двадцать метров, на экстренном снижении, но это в спирали с пикированием, что небезопасно, конечно, а тут - тридцать !
Ёлы-палы, вот это прочность, заложенная в конструкцию вертолёта ! И как точно подмечено, налёт ограниченный, опыту не прибавит, нужно летать, совершенситвуя мастерство, чувствуя машину.Если нам, гражданским пилотам, давали допуск вначале к транспортно-связным полётам на провезённые площадки(подготовленные), потом, по мере роста налёта и опыта, давали "подбор" в равнине, потом до 1000, и только просле этого, - свыше.
Честь и уважение нашим ребятам, прошедшим такую школу !
Viktor
11.04.2007 16:35
И конечно, надо передавать опыт полученный в таких вот, экстремальных условиях, но для этого, у командира авиаподразделения, должна быть "железная задница" и огромный запас упорства, в доказывании жизненно-важной необходимости такой подготовки, хотя это очевидно, для любого.....
Павел
11.04.2007 16:43
Вить, ну как я подбросил "пищу"?
Viktor
11.04.2007 18:24
Паша, тема хорошая, но, никого из ребят, на нашей ветке, не надо убеждать, что то, о чём говорит офицер-лётчик, необходимо. Они это и сами понимают.
Не от них зависит, чтобы такие действия в ВВС, были предприняты.
К сожалению, новый главком, вряд-ли новатор и сторонник внедрения и передачи новых методов применения и выживаемости авиации в боевых условиях, в частности, вертолётной. Это делали и будут делать дальновидные командиры небольших подразделений, на которые могут быть возложены, вероятные активные военные действия.(Я так думаю)
Viktor
11.04.2007 18:30
Ясно, что станут это делать те, кто не побоится ответственности за новаторство в боевой подготовке лётчиков, отдавая себе отчёт, что тем самым, повышают процент выживаемости и успешных боевых действий, в случае необходимости.....
Vladimir
11.04.2007 19:20
Сергей К.
А может ребята, которые вас достают, чего то хотят от вас заполучить. По старинке думают - коль летаеют, так бабло лопатой гребут". Сейчас это "модно". Намеков на конкретную сумму не было?


Поконсультировался с пилотами, эксплуатирующими ПНС-А. В полете-нормально. А вот подготовить систему к использованию в воздухе может только очень опытный пользователь ПЭВМ. Даже со средним уровнем там ничего не получается:-(((
Vladimir
11.04.2007 19:29
Viktor, Павел:

Если читали внимательно: Однако это трудно было доказать в мирных условиях, вернувшись из Афганистана. Еще по прибытии оттуда, в летном полку, на первых же ЛТУ (летно-тактических учениях) я услышал категоричное: "Забудь, как летал там. Здесь от инструкции - ни на шаг". Это озадачило. Как же передать опыт тем, кому еще предстояло лететь на войну? В Афганистане по инструкции долго не летали, вот в чем все дело...

Так это было в те времена, когда еще регулярно летали, а сейчас, при максимум 2-3 летных сменах в месяц... Не забыть бы, как вообще в воздухе держаться! Да и опыт этот передавать уже некому, как летчикам, так и техникам:-((
В силу этих причин я с огромным уважением отношусь к тем, кто все еще служит в военной авиации. Служба их сейчас сродни подвигу.
Viktor
11.04.2007 19:47
Vladimir:
Да, Володя. И я "снимаю шляпу" перед теми, кто отслужил и кто служит сейчас.
1..101112..285286

← На главную страницу
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
ОбщийАвторскиеСослуживцыВ прессе

Реклама на сайте Обратная связь

 

Рейтинг@Mail.ru